Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Солдатская ложка Донова  (Прочитано 358 раз)

polubedov

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 102
  • Геннадий Владимирович Полубедов
Солдатская ложка Донова
« : 12 Апрель 2018, 22:35:00 »
Завтра в апрельском номере одной газеты выйдет моя статья. Электронную версию сегодня уже прислали.
Не так давно я уже отзывал эту статью, подготовленную к публикации, поскольку правка редакцией текста сильно исказила смысл написанного. Но заверили, что все замечания учтены. Как теперь вижу в выходящем номере газеты, действительно, не осталось прежних изменений. Но появились новые, исказившие смысл еще больше. В последней части текста выбросили несколько небольших абзацев, и появились досадные провалы в логической связке событий. Газету называть не стану, просто нет нужды сотрудничать с нею далее, хотя была уже договоренность о публикации еще двух материалов.
Представляю свой оригинальный текст на суд участников и читателей форума.
Вот такая получилась однажды поисковая история:


СОЛДАТСКАЯ ЛОЖКА ДОНОВА
Несколько лет подряд, выезжая в летнее время в отпуск в Калининградскую область, искал вместе с поисковиками отряда «Совесть» областной ассоциации «Память» братскую могилу, в которой был похоронен мой дядя, погибший в конце войны при взятии некоего восточно-прусского населенного пункта Конрадсвальде.

По советским и старым немецким картам среди лесов-перелесков в восьми километрах севернее поселка Корнево Багратионовского района была найдена поляна, где когда-то стоял фольварк Грюнлинде, указанный в архивных документах как место разыскиваемого захоронения. Здесь с конца февраля до 13 марта 1945 года – дня начала общего наступления нескольких наших армий, шли ожесточенные бои за овладение участком имперской автомагистрали Кенигсберг – Берлин. По этому шоссе проходил рубеж обороны прижатой к берегу балтийского залива Фришес-Хафф Хейльсбергской группировки немецких войск, включавшей в себя такие элитные дивизии, как пехотная «Великая Германия», 2-я парашютно-танковая «Герман Геринг».

(Фото с одного польского сайта. Автомагистраль «Берлинка» в районе восточнее Бранево. Таким шоссе с войны было и на нашей территории, лет 10-15 назад одна его полоса заасфальтирована).


(Та же «берлинская» автомагистраль в 400-500 м от места бывшего Конрадсвальде).

Прорыв через магистраль, совершенный в ночь на 1 марта 184-й стрелковой дивизией (III ф) 5-й армии (II ф), и захват находившегося за нею опорного пункта немецкой обороны Конрадсвальде положили начало успешному наступлению, в ходе которого прекратила существование вражеская группировка.
О жестоких боях далекого 1945-го в местах, где находился Грюнлинде и соседние населенные пункты Конрадсвальде, Амалиенвальде, Германсвальде, сейчас внешне ничто не напоминает. Поляна на месте фольварка заросла высокой густой травой, нет и следов строений. Лишь металлодетектор подает частые сигналы. В земле обнаружилось множество осколков снарядов и бессчетное число гильз. Встречались искореженные, пробитые солдатские котелки и ложки. На некоторых нацарапаны фамилии владельцев, разные меткие надписи вроде: «Пакушал таварищ памой катилок». Под вековой липой в центре поляны поисковики извлекли из земли несколько 82-миллиметровых мин, уложенных в ряд. По-видимому, здесь находился наш минометный расчет. До немецких позиций, проходящих по автобану «Берлинка», отсюда было не более полукилометра.
Работает поисковый отряд «Совесть» Руслана Хисамова:











Среди обнаруженных в земле предметов – алюминиевая ложка с нацарапанной фамилией владельца: «Донов».



В те же дни в картотеке советских воинов, погибших на территории нынешней Калининградской области, нашли учетную карточку на Александра Степановича Донова, из которой следовало, что он родился в 1925 году в Иркутской области, призван военкоматом города Бодайбо. Служил в 91-й гвардейской стрелковой дивизии, 25 февраля 1945 года умер от ран в 1119-м хирургическом полевом передвижном госпитале в Конрадсвальде. Место захоронения – поселок Славское Багратионовского района.
В Славском, бывший Кройцбург, сейчас находится один из ближайших к месту поисковых работ – поляне фольварка Грюнлинде – воинских мемориалов. И местность эту наши части взяли с боями как раз в те дни, с 24 по 28 февраля. Казалось бы, удача! Остается уточнить данные о бойце и попробовать разыскать его родных, чтобы передать на хранение солдатскую ложку.
Но вскоре выяснилось, что эта дивизия здесь не воевала. Полтора года поиска документов, переписки с разными организациями выявили целую цепь ошибок и несоответствий в документах военного и послевоенного времени, из-за которых место захоронения иркутянина Александра Донова не было известным, и его можно считать установленным только теперь.
Хронология этих ошибок выглядит следующим образом.
В мае 1943 года Бодайбинским РВК был призван в армию Донов Александр Семенович, 1925 года рождения, о чем есть запись в сохранившейся в военкомате книге призыва.


Воевал, как видно, хорошо. Согласно документам Центрального архива Минобороны России, гвардии рядовой Александр Семенович Донов, телефонист 195-го гвардейского артиллерийского полка 91-й гвардейской стрелковой дивизии 39-й армии (II ф), в октябре 1944 года был награжден медалью «За отвагу», а 16.02.1945 года он, будучи старшим телефонистом взвода управления командующего артиллерией той же дивизии – орденом Славы III степени.


39-я армия (II ф) продвигалась с боями севернее Кенигсберга. В те дни февраля немцы на одни сутки упредили наступление наших войск на Земландском полуострове и в результате ожесточенных трехдневных боев сумели пробить коридор из Кенигсберга вдоль залива на запад – на город и порт Пиллау, через который эвакуировались в Германию войска и гражданское население.
В ходе этих боев гвардии рядовой Донов получил ранение и попал в ХППГ-1119, который находился в Конрадсвальде. Однако это был совсем другой населенный пункт с таким же названием! В отличие от первого, находившегося юго-западнее Кенигсберга, в ходе боев полностью разрушенного, а после войны снесенного с лица земли, этот, расположенный в полосе действия 39-й армии (II ф), недалеко от Нойхаузена (нынешнего Гурьевска), уцелел и впоследствии был переименован в поселок Константиновка.
В хирургическом полевом передвижном госпитале Донов, по-видимому, сразу же был записан в документах с ошибкой в отчестве. В извещении госпиталя от 11.03.1945 года, направленном в Бодайбинский РВК для уведомления матери Евдокии Васильевны Доновой, он, умерший 25 февраля от ран, указан как Александр Степанович.

В 1990 году Гурьевским военкоматом на основании архивных документов, поступивших из военного архива в Подольске, оформлена учетная карточка на рядового «Донова Л. С.», погибшего 28.02.1945 г. и похороненного в п. Константиновка. Поскольку, кроме Александра, других Доновых в списке госпиталя нет, можно предполагать, что буквой «Л» была записана нечетко указанная в каком-то документе буква «А», выглядевшая как «Л».
В 1992 году рядовой Донов занесен в оформлявшийся паспорт братского захоронения в поселке Константиновка. И на одной из каменных плит созданного на месте захоронения воинского мемориала он указан с теми же данными – с инициалом имени в виде «Л». Я видел и фотографировал эту надпись, когда заезжал с одним поисковиком в Константиновку.

В 1994 году издан третий том Книги Памяти Калининградской области «Назовем поименно». В нем на 70-й странице имеется запись: «Донов Л. С., рядовой. Погиб в бою 28 февраля 1945 г. Похоронен: п. Константиновка, Гурьевский район».
В 1998 году Багратионовским райвоенкоматом оформляется еще одна карточка на погибшего гвардии рядового Александра Степановича Донова из 91-й гв. стрелковой дивизии, умершего от ран в ХППГ-1119 в Конрадсвальде. Не принимая во внимание дислокацию соединений в период боев, в военкомате сочли Конрадсвальде «своим» по территориальности. А поскольку на месте, где стоял южный, разрушенный, Конрадсвальде, отмеченных военных захоронений сейчас нет, записали его формально в паспорт подходящего по территории мемориала в поселке Славское. Однако в эпитафиях этого мемориала имя Донова, как выяснилось, не значится.
Позднее, в 2001 году, формальную «прописку» павшего бойца в Славском закрепили записью в очередном 14-м томе областной Книги Памяти.
Сложилась ситуация, когда реально существовавший Александр Семенович Донов нигде не значился захороненным. Если бы родственники искали его в то время, даже с учетом обнаруженной в извещении 1945 года ошибки в отчестве (как Степановича), то получили бы сведения о его захоронении в Славском, где его в действительности не хоронили. А на запись о захоронении в поселке Константиновка вообще не следовало обращать внимание, поскольку там значился некий, не существовавший, «Донов Л. С.».
Таким образом, место захоронения солдата из г. Бодайбо Александра Семеновича Донова теперь известно: братская могила в поселке Константиновка Гурьевского района Калининградской области.
Результаты этого невольного исследования дали основания Центральному архиву Минобороны России внести необходимые изменения в свои документы. По его инициативе такие же изменения внесены в учетные данные Калининградского областного военкомата и его подразделений в Багратионовске и Гурьевске.

(Фрагмент письма ЦАМО в Калининградский облвоенкомат).

Затем на мемориале поселка Константиновка инициал имени «Л» был аккуратно исправлен на «А». Фото мне, как инициатору этой поправки, прислали из Гурьевской администрации.

К сожалению, поиск родных А. С. Донова в г. Бодайбо не дал результатов.
И имя солдата, которому принадлежала ложка из Грюнлинде, долго не удавалось установить. Из всех Доновых, которые значились в электронной базе данных на погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне, выявлены только два человека, погибшие на территории нынешней Калининградской области. Они, как оказалось, учтены и в картотеке одного из областных архивов. Но один из них погиб в январе и похоронен в Черняховске. Другой – в апреле на Земландском полуострове в ходе последних боев в Восточной Пруссии. Воевал он в 43-й армии, которая, в отличие от соседней 5-й, не находилась раньше, в феврале – марте, южнее Кенигсберга, где была обнаружена солдатская ложка.

(Карточки получил по факсу из Госархива новейшей истории Калининградской области).

Оставалась надежда, что неизвестный Донов свою ложку потерял, а сам остался жив.
Искал как на электронных сайтах, так в архиве в Подольске, и изучал документы 5-й армии (II ф), соединения и части которой в марте могли находиться в Грюнлинде и поблизости от фольварка. Прошел не один год такого поиска, который оставлял и к которому снова возвращался. Нашел!
Боевой путь 5-й армии (II ф) после Восточной Пруссии продолжался на советско-японской войне. Еще с мая отправлялись эшелоны на Дальний Восток.
Приказом по 45-му стрелковому Неманскому корпусу (II ф) 5-й армии (II ф) от 2 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японцами орденом Красной Звезды был награжден гвардии старшина Донов Виктор Михайлович, командир орудия самоходной установки ИСУ-152 480-го гвардейского тяжелого самоходного артиллерийского Новобугского Краснознаменного ордена Александра Невского полка.
В его наградном листе записано: 1925 г. рождения, в Красной Армии с 6.01.1943 г., призван Вольским РВК Саратовской области, на Дальневосточном фронте с 9.08.1945 г. Строки с данными о близком родственнике и его адресе на документе, помещенном в электронной базе, как и положено, закрыты. Отличился Донов в боях в районе станции Пограничная (это район Гродеково севернее Владивостока). 15 августа в бою по уничтожению японского гарнизона и овладению высотой Северная в упор расстрелял из своего орудия 11 дотов и 6 дзотов.


Именно 45-й корпус с его 157, 159, 184-й стрелковыми дивизиями занимал в конце февраля-начале марта полосу фронта южнее Кенигсберга, в которой располагались Конрадсвальде и Грюнлинде. А поддерживал их 958-й легкий самоходный артиллерийский полк, который с окончанием войны получил новую технику – установки ИСУ-152 взамен СУ-76 и в конце июня был переименован в 480-й гв. тсап. На наградном листе стоит оттиск еще прежней гербовой печати –958-го лсап, не успели сменить на новую. Орденом Александра Невского 958 лсап был награжден 26 апреля 1945 года за бои по разгрому немецкой группировки войск юго-западнее Кенигсберга.
Наверняка ему, Виктору Михайловичу Донову, принадлежала ложка из Грюнлинде. Хотелось передать ее, как военную реликвию, на хранение потомкам солдата. Но по установленному в подольском архиве адресу в г. Вольске – в доме 28 в переулке Известковом, а также в его окружении, у жителей города с фамилией Донов, в военкомате и совете ветеранов никаких данных о воине и его матери Доновой Капитолине Федоровне получить не удалось.
В сентябре 1946 года В.М. Донов был откомандирован в 567-й стрелковый полк, который в 1947 году расформирован. Дальнейшая судьба солдата неизвестна.
Военную реликвию – ложку принял на хранение Вольский краеведческий музей, создающий в настоящее время экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне.
Геннадий ПОЛУБЕДОВ,
г. Пятигорск.
« Последнее редактирование: 20 Апрель 2018, 13:34:48 от polubedov »
Записан

polubedov

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 102
  • Геннадий Владимирович Полубедов
Re: Солдатская ложка Донова
« Reply #1 : 12 Апрель 2018, 23:24:11 »
А это – в апрельском номере газеты, который выходит завтра:


« Последнее редактирование: 13 Апрель 2018, 07:10:04 от Sobkor »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 826
  • Роман Никитин
Re: Солдатская ложка Донова
« Reply #2 : 13 Апрель 2018, 12:44:07 »
Уважаемый Геннадий, примите мои поздравления с публикацией о долгом и сложном поиске, оказавшемся успешным. Но я так и не понял, отчего Вас не устраивала редактура...
На мой вкус, преамбула с дядей смотрится несколько оторванно от ткани повествования. Возможно, его стоило еще раз упомянуть в середине, где речь идет о Конрадсвальде.
В целом, история поиска рассказана добротно, статью можно считать хорошим примером "исторической журналистики". Но, опять же на мой субъективный взгляд, возможно, стоило бы заострить лейтмотив - о чем этот материал? А он, по сути, о том, что война была настолько страшной и всеохватывающей, что и Конрадсвальде, как выяснилось, не один, и Доновых (не самая частая фамилия, в отличие от Дронова) было столько, что запутаться можно.   
« Последнее редактирование: 15 Апрель 2018, 00:38:16 от Nick-69 »
Записан

polubedov

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 102
  • Геннадий Владимирович Полубедов
Re: Солдатская ложка Донова
« Reply #3 : 14 Апрель 2018, 14:47:24 »
Приветствую, уважаемый Роман! Спасибо за отклик и внимание к моей работе! Раз возникли эти вопросы, то, видимо, надо мне чуть яснее изложить свой подход к оценке состоявшейся публикации в газете. Наличие в данной теме форума как первородного текста, так и фрагментов газеты позволяет еще порассуждать. Будет, полагаю, к месту. Хотя сильно распространяться на эту побочную тему желания не испытывал. Ведь редактор, взявшийся за публикацию, когда-то, работая в другой газете, опубликовал другую мою статью в самом прекрасном виде, как мне хотелось. А была она куда большего объема.
Упоминание погибшего дяди всего лишь объясняет причину, по которой я оказался на той поляне, где когда-то стоял немецкий фольварк Грюнлинде.
Мой рассказ – не о дяде. Если наступит время, когда соберусь пополнить тему 10 ошб 3-го Белорусского фронта, там и можно будет подробнее рассказать о поиске (годами) его БМ, о поиске (годами) его сына, также Геннадия, появившегося на свет в 1944 году, о котором в нашей родне, по некоторым причинам, лишь слышали. И его я нашел, но только он к тому времени белый свет уже успел оставить, и контакт у нас сейчас с его дочерью Женей. А двоюродный мой брат Геннадий, как оказалось, был человеком очень интересным, в жизни своей достиг немалого: последние годы своей военной службы был руководителем радиоэлектронной разведки Тихоокеанского флота (так он назван в одном приказе вышестоящего командира, а точное название его должности - начальник 128-го Центра радиоэлектронной разведки ТОФ. Этот Центр давно ликвидирован). Похоронен на Морском кладбище Владивостока. Мне бы лет на 25 раньше включиться в эти поиски! Наверно, не раз бы встретились, ездили друг к другу в гости, вспоминали «тех, кто в море». Но не те были времена для такого занятия ...
Повествование на простую тему, хоть и объемное получилось, но, полагаю, не сложнее, чем был сам поиск. Рассказ – об обычной солдатской ложке, извлеченной из земли, вызвавшей, когда подержал ее в руках, мысли, знакомые, наверное, многим поисковикам: ведь была бы ценнейшая военная реликвия для ее бывшего владельца, если он ныне жив, или для его родных. В общем, просто некий поисковый зуд появился. Такой же, как при поиске родных погибшего воина, которым, как ты понимаешь, не сообщили в свое время, где он погиб и похоронен, а ты вдруг это узнаёшь ... А успехи в таком деле были, случаев с десяток или поболе. И родных сыновей находил, но обычно это представители следующих поколений или других родственных линий. Даже когда нарвешься иной раз на моральных уродов из числа родственников совсем не дальних, которых твоя информация вообще не интересует, подобные желания искать не пропадают.
Излагал последовательно, что предопределяло некую интригу. Если читатель той газеты не пропустит статью мимо своих глаз, а станет вчитываться, то он всё написанное освоит вполне.
Но редактор уже в пятом абзаце моего текста добавляет: «Многолетние попытки «пробить» возможного владельца, увенчались успехом.».
Интрига – долой! Дальше можно не вчитываться. Да и вообще не читать. Ведь ясненько же, что там впереди.
«Пробить», понимаешь ли!.. Уместный во многих случаях жаргон я бы в этом месте ни за что не употребил.
Да еще и позорная запятая ни к селу ни к городу.
А к концу, выбросив из текста пару абзацев, редактор невольно поставил меня в положение, когда внимательный читатель может покрутить в отношении автора Полубедова пальцем у виска. И будет прав: с чего это вдруг заявляется, что «наверняка ему, Виктору Михайловичу Донову, принадлежала ложка из Грюнлинде»? Где Восточная Пруссия и где японский фронт! Связь какая?!
Если б надо было сократить объем, я сам мог бы это сделать, только сообщите. О том и просил поначалу, ведь статья в редакции с января лежала.
Роман, могу выслать в Личку вариант этой статьи с первой редакторской «правкой», из-за которой мне пришлось попросить изъять ее из печати. Однако заверили, что ВСЕ мои пожелания учтены, и я, в уверенности, отстал.
Здесь же ограничусь парой моментов.
В первом абзаце («Несколько лет подряд, выезжая в летнее время в отпуск в Калининградскую область … … погибший в конце войны при взятии восточно-прусского населенного пункта Конрадсвальде») редактор добавляет: «(ныне - Константиновка)».
Обалдеть! Какая Константиновка?! Это же совсем другое место, где «ныне» только трава до неба и никаких домов! В повествовании далее как раз и идет речь о том, что Константиновка – это другой Конрадсвальде, и путаница когда-то появилась из-за наличия двух н.п. с одним наименованием! Теперь путается и автор статьи. Просто позор подготовлен на мою седую голову!
И еще. Редактор разделил текст статьи на части, при каждой – подзаголовок, им же придуманный.
И после слов: «Среди обнаруженных в земле предметов - алюминиевая ложка с нацарапанной фамилией владельца: «Донов», перед следующей частью текста поставил «крылатое»: «Искать – значит помнить!».
Во как!
То ли искать – это просто вообще грунт щупать и лопатой кидать, то ли человек, только что поднявший и держащий в руке какую-то интересную ложку, глубокомысленно задумывается: «Наверно, это я ПОМНЮ. Здравствуй, Донов, наконец-то я тебя нашел»!
Очень хороши еще, кстати, лозунги типа: "Пока не будет похоронен последний солдат …», ну и т.д. Утверждаю, что никогда не будет похоронен последний солдат. Любой, чуть подумав, может это утверждать. Ну и что, будем делать глупые выводы, что та война для нас никогда не кончится?
Отдельные мысли – по фото мемориала в Константиновке. Редакцию я обеспечил парой десятков фотографий. Своими мыслями по желательному варианту использования поделился. В том числе отправил оба фото, на который запечатлена плита с именем Донова – «до» и «после». В общем, на выбор. «Выбрали» почему-то это «левое» фото с общим видом. Неужто интереснее изображение, на котором Донова вообще нет? Но это, впрочем, отнесем к пустякам.
« Последнее редактирование: 17 Апрель 2018, 06:27:32 от polubedov »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »