Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года  (Прочитано 5325 раз)

PSKR

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
В городе Очамчире (Абхазия) рядом с нашей пограничной бригадой было воинское захоронение моряков, погибших на подводной лодке М-51 в сентябре 1943 года (не боевая потеря, а техническая). Погибло тогда восемь человек. Лодку вскоре подняли, при этом оказались спасены матросы, укрывшиеся в кормовом отсеке.
Погибших членов экипажа похоронили рядом с частью, при этом моряков – отдельно от командира. И таким образом получилось две могилы – братская и персональня командира. На плитах написано:
- у командира: «Командир подводной лодки «МАЛЮТКА» капитан-лейтенант Ерёменко»;
- на братской: «Экипажу подводной лодки «МАЛЮТКА»,  погибшему в марте 1942 г.».
В связи с чем сразу несколько вопросов: 1) командир подлодки был Голубев Михаил Михайлович; и 2) по всем архивным данным лодка затонула 22 сентября 1943 г., а написано на плите «март 1942 г.».

Так как глубина на месте затопления М-51, в точке с координатами 42°43’с.ш., 41°25’в.д. была небольшой – 12-13 метров.
Я знаю где это место, эх а я не поверил одному человеку который рассказывал мне о подъёме лодки. Он тогда пацаном был, а лодка выходит затонула прямо перед его домом в нескольких кабельтовых. Тогда, с его слов выходит, что, когда лодку подняли, её притянули к берегу (в этом месте берег пологий), наверно тут её и осушили, а потом завели в порт уже без понтонов. В порту её поставили не в основной ковш порта, а в небольшой заливчик. Что было потом, он, увы, не знает...
« Последнее редактирование: 21 Февраля 2019, 15:41:44 от Sobkor »
Записан

svansev

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 392
  • Лебедев Иван Анатольевич
Номер записи в ОБД – 75483315. Барабанов Дмитрий Минейлович 1924 г.р., уроженец Татарстана. Военнослужащий п/л М-51 ЧФ, краснофлотец. Погиб 22.09.1943 года.

Номер записи в ОБД – 75515322. Бобылев Владимир Николаевич 1908 г.р., уроженец города Сарапул Удмуртии. Военнослужащий п/л М-51 ЧФ, старший техник-лейтенант. Погиб 22.09.1943 года.

Номер записи в ОБД – 75620620. Голубев Михаил Михайлович 1911 г.р., уроженец города Омска. Военнослужащий п/л М-51 ЧФ, капитан-лейтенант. Погиб 22.09.1943 года.

Номер записи в ОБД – 75669903. Серобаба Владимир Григорьевич 1921 г.р., урожеец села Черкассы Славянского район Донецкой области Украины. Военнослужащий п/л М-51 ЧФ, старший краснофлотец. Погиб 22.09.1943 года.

Номер записи в ОБД – 75752332. Гринкевич Анатолий Иванович 1922 г.р., уроженец города Нижний Новгород. Военнослужащий п/л М-51 ЧФ, краснофлотец. Погиб 22.09.1943 год.

Номер записи в ОБД – 76227985. Соколиков Николай Алексеевич 1921 г.р., уроженец Чудовского района Новгородской области. Военнослужащий п/л М-51 ЧФ, старшина 2 статьи. Погиб 22.09.1943 года.

Номер записи в ОБД – 76285207. Липаткин Юрий Петрович 1921 г.р., уроженец Рязанской области. Военнослужащий п/л М-51 ЧФ, старшина 2 статьи. Погиб 22.09.1943 года.
« Последнее редактирование: 21 Февраля 2019, 16:00:11 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 022
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
« Reply #2 : 23 Декабря 2010, 21:59:17 »

Общий вид на некрополь морякам подводной лодки М-51.

Получил в распоряжение Форума снимки с некрополя в абхазском городе-порте Очамчири погибшим морякам ПЛ ЧФ М-51. Их автор – военный журналист Пограничной службы ФСБ России Александр Аулов. Дата съёмки – осень 2010 года.
Фото любезно предоставлены нашему уважаемому Форуму редакцией военно-пограничной газеты «На рубежах Родины» (г. Ростов-на-Дону; главный редактор – подполковник Григорий Алексеевич Зуевич):




Цветы от российских морских пограничников.

« Последнее редактирование: 21 Февраля 2019, 15:31:09 от Sobkor »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 2 001
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
« Reply #3 : 28 Апреля 2011, 07:56:09 »
Уважаемый ПСКР, подробное описание этой катастрофы с перечислением имён всех погибших впервые я опубликовал ещё 7 лет назад в своей книге «Навечно остались в глубинах Чёрного моря... Мартиролог черноморских подводников Отечества (1909-1945)» (М., 2003, сс.112-116). В том же году она была переиздана как Специальный выпуск Информационно-исторического альманаха Союза подводников России «Подводник России» под названием «Во имя России», где глава о М-51 заняла страницы со 146-й по 150-ю. Там есть фото погибшего командира ПЛ, а также самой ПЛ М-51 в Поти 30.06.1943 года.
Краткая историческая справка: М-51 – малая торпедная подводная лодка типа «Малютка» VI серии. Заложена 17.11.1932 года на заводе № 198 НКСП (он же – Черноморский судостроительный завод имени Андрэ Марти) в Николаеве. Спущена на воду реки Буг 22 мая (по другим данным – 8 сентября) 1933 года. Приёмный акт подписан 09.09.1934 года, официально вошла в состав МСЧМ 12.09.1934 года, Военно-морской флаг поднят 13.09.1934 года, официально вступила в строй 12.11.1934 года, при этом с 11.01.1935 года – в составе ЧФ. 22.09.1943 года затонула в районе Очемчири, в точке с координатами 42°43’с.ш., 41°25’в.д. в результате аварии (поступление воды внутрь прочного корпуса).
Подводная лодка 4-го дивизиона Бригады подводных лодок ЧФ М-51 в 19.23 22 сентября 1943 года вышла на внешний рейд Очемчири в район боевой подготовки № 1. О том, что произошло дальше, наиболее подробно повествует нам сегодня датированный 7 октября 1943 года доклад заместителя командира 4-го дивизиона БПЛ ЧФ по политической части капитана 3-го ранга Н.Морозова заместителю начальника политического отдела ЧФ капитану 1  ранга Маслову «О причинах аварии на подлодке М-51». Мы предлагаем его вниманию наших читателей без каких-либо купюр, в полном соответствие с хранящимся в архиве текстом оригинала.

Ход событий
22 сентября 1943 определения] девиации в крейсерском положении командир п/л капитан-лейтенант Голубев решил определить скорость в позиционном положении. В 20 ч. 30 м. после циркуляции приступил к заполнению главного балласта, лодка имела ход 7,5 узлов, отдифферентована с отрицательной плавучестью 500-600 л, т.е. имела дифферент на нос 1,5°, готовность [личного состава –] № 2. Во время принятия главного балласта, при ходе 7,5 узлов лодка стала быстро погружаться, и как только был принят главный балласт, п/л с большой быстротой с дифферентом первоначальным 4° [на нос] пошла под воду.
Находясь на мостике, командир п/л капитан-лейтенант Голубев успел только застопорить ход. Дальнейшие действия командира установить пока невозможно. Предполагаю, что после того, как он застопорил ход дизеля, сильным напором воды его затянуло [в] рубку, или [он] сам пытался броситься к нижнему люку, чтобы задраить, но сильное поступление воды в рубочный люк задраить [его] не дало возможности, вследствие чего лодка с открытым люком затонула на глубине 12 метров.
Кроме командира п/л на мостике находилась 5 человек: помощник командира-старший лейтенант Костюченко, дивизионный штурман капитан-лейтенант Полушкин, штурман п/л лейтенант Вороненко, старшина 2 статьи рулевой Шатров, краснофлотец (наблюдатель) Плетнёв, которых, кроме дивизионного штурмана капитан-лейтенант Полушкина, оказавшегося в центральном посту, смыло водой, и [они] были подобраны катерами, прибывшими на их крики.

Действия личного состава
Находившийся [в подводной лодке] личный состав] принимал [все меры для спасения её, но возможности не было, т.к. ЦП [Центральный пост] быстро наполнился водой, от [аккумуляторной] батареи произошло два взрыва, света не было.
При первом моменте поступления воды через люк в ЦП находился старший техник-лейтенант Бобылёв, командир отделения трюмных [краснофлотец В.] Примак, который, с его слов, пытался задраить нижний [рубочный] люк, но сильное поступление воды не дало возможности, после чего, якобы, по разрешению командира БЧ-V, [старшего] техника-лейтенанта Бобылёва [Примак] бросился в 3-й отсек, чтобы пустить помпу на осушение, задраив за собой переборку. «Отсек быстро наполнялся водой, помпа не успевала откачивать», – показал он. Наблюдатели из 3-го отсека видели, что командир БЧУ включился в ЭПРОН [имеется в виду дыхательная маска Э-4 легководолазного комбинезона] и принимал все меры к спасению корабля, а потом скрылся в направлении люка, что даёт полное основание предполагать, что Бобылёв пытался задраить нижний [рубочный] люк, но попавшая под крышку люка нога командира подлодки, который оказался в рубке, не дала быстрой возможности его полностью задраить, в результате [чего] отсек быстро заполнился [водой] и находящийся [в нём] л/с, в числе которых: командир БЧ-V старший техник-лейтенант Бобылёв, дивизионный штурман капитан-лейтенант Полушкин, командир отделения радистов ст. краснофлотец Серобаба, штурманский электрик-краснофлотец Гринкевич, ученик рулевых краснофлотец Барабанов и командир п/л капитан-лейтенант Голубев – застрявший в рубке – все погибли.
Остальной личный состав в момент затопления ЦП находился в 1, 3, 4 отсеках. Их действия: находившийся л/с в 3, 4 отсеках стал принимать все меры к спасению корабля, в частности, по осушению ЦП были открыты перепускные клапаны – работала помпа, вода из ЦП не убывала, а после взрыва батареи, помпа прекратила свою работу, в это время после короткого совещания было принято решение послать тов. Примак как трюмного на поверхность с задачей: задраить рубочный люк и дать сигнал об исполнении, но этого Примак не выполнил, а именно: на поверхность он вышел через люк 4 отсека, якобы, с его слов, прошёл по палубе до верхнего люка ЦП, пытался задраить его, но вырывающийся воздух из отсека не дал возможность закрыть [люк], к дополнению этого уже не хватало кислорода в баллоне, [Примак] был вынужден всплыть на поверхность и поплыл от корабля в направлении берега, где был подобран катером. К этому моменту 3[-й] отсек стал заполняться [водой]. Личный состав в 3 отсеке принимал все меры и ждал сигнала, который должен был дать Примак, но этого они не услышали, т.к. Примак поставленную перед ним задачу не выполнил, а за это время стала сильно поступать вода в 3-й отсек, в результате чего [подводники] были вынуждены покинуть 3 отсек и перейти в 4 отсек. Свет совершенно погас. Командир отделения мотористов старшина 2 статьи [Н.И.] Скрипченко как один из старших среди оставшихся, после принятия всех мер по спасению корабля принял решение покинуть отсек и выйти через люк на поверхность, это решение было всеми одобрено, кроме командира отделения электриков, старшины 2 статьи [Ю.П.] Липаткина, который струсил и чувствовал себя растеряно, отказался выходить на поверхность, несмотря на то, что дали ему хороший ЭПРОН. Выполняя решение Скрипченко, [моторист] старший краснофлотец [Н.] Колоколов, [электрик] старший краснофлотец [В.]Виноградов, [моторист] краснофлотец [В.] Степанян – вышли благополучно на поверхность и были подобраны катерами, а Липаткин, благодаря трусости задержался в выходе, не мог всплыть и пошёл на дно моря, [его труп] всплыл на поверхность на 4-е сутки, был подобран мёртвым у берега. В результате из находившихся в 3-4 отсеках 6 человек спаслись, кроме старшины 2 статьи Липаткина, который, проявив трусость, растерянность, погиб.
Находившийся л/с в 1-м отсеке – 6 человек, который также принимал все меры к спасению корабля, но возможностей не было, после чего под руководством главного старшины Кулаевского, провёл которкое совещание и решил выпустить одну торпеду и через [освободившийся торпедный] аппарат послать боцмана главного старшину Рябушко и акустика ст. краснофлотца Соколикова, а остальным ждать сигнала, что и было сделано. Во время совещания все были бодры и уверены в спасении своей жизни, кроме они] находились в базовом лазарете.
Особо проявили себя, старшина 1 статьи Скрипченко, главный старшина Кулаевский, и главный старшина Рябушко. Действия командира отделения трюмных Примак [мне] непонятны, считаю для себя необходимо более подробно разобраться [в них].
В результате данной аварии погибло 8 человек: командир п/л капитан-лейтенант Голубев, дивизионный штурман капитан-лейтенант Полушкин, командир БЧ-V старший техник-лейтенант Бобылёв, командир отделения электриков старшина 2 статьи Липаткин, радист краснофлотец Серобаба, штурманский электрик краснофлотец Гринкевич, акустик ст. краснофлотец Сколиков и ученик рулевого краснофлотец Барабанов.

Причины трагедии
Считаю, что причиной аварии способствовал ряд фактов»: 1) перед выходом на боевую подготовку п/л не была тщательно проверена, как в технических средствах, так и в вопросах управления. 2) Командир подводной лодки, считая боевую подготовку менее ответственной, чем действия на боевой позиции, пренебрёг организацией управления, о чём его ранее предупреждал командир 4-го дивизиона БПЛ капитан 2 ранга Н.Ф. Клынин. 3. Личные действия командира п/л капитан-лейтенанта Голубева в данном случае были совершенно безграмотные. Считаю, что действия командира п/л. исходили: 1) из имеемого опыта п/л типа «Л», на которой свободно можно проводить погружения в позиционном положении при ходе и имея отрицательную плавучесть, что нельзя [производить] на подлодке типа «М»; 2) командир чувствовал полную безответственность и успокоенность, что производит данный маневр вблизи берега; 3) из показаний личного состава [стало известно, что], якобы командир п/л вышел в данном случае в море в нетрезвом виде, что даёт повод к совершенно безответственному действию (при вскрытии [трупа командира] алкоголь [в его организме] не обнаружен).
Вывод:
1. Виновен в данной аварии командир п/л капитан-лейтенант Голубев, т.к. проводимые его действия в управлении кораблём безграмотны и безответственные.
2. Личный состав вёл себя мужественно и принимал здоровое решение по спасению своего корабля и своей жизни.
3. Лично [я] сам на п/л, уходящую на боевую подготовку не обратил должного внимания, что послужит для меня хорошим уроком.
Подписал документ заместитель по политической части командира 4 ДПЛ БПЛ ЧФ капитан 3 ранга Морозов.
Соответствующим образом «героизированный» вариант описания катастрофы М-51 можно найти в книге воспоминаний инженер-капитана 1 ранга запаса М.Г. Алексеенко «Глубинами черноморскими испытанные: Записки инженера-подводника», вышедшей в свет в симферопольском издательстве «Таврия» в 1968 году. Действиям экипажа «малютки» после её затопления и последующему вводу М-51 в строй в 5-й главе этой книги – « Будни боевые» – посвящены сразу два её раздела: «Думай, Скрипченко, думай...» и «Кузнецы морских побед».
Хронику катастрофы М-51 можно проследить и по следующим записям в «Журнале оперативного дежурного Управления старшего морского начальника порта Очемчири Потийской военно-морской базы Черноморского флота» (за период с 9 августа по 31 декабря 1942 года): «22 сентября 1943 года. ... 19.24. – ПЛ М-51 вышла в район № 1; 21.07. – Человеческий крик в море со стороны Вестового мола; 21.10. – 2 шлюпки вышли в море для оказания помощи ...; 22.05. – Человеческий крик [на курсовом углу] 180° на расст. 3 кабльтова; 22.06. – человеческий крик и свист [на курсовом углу] 190°; 22.12. – [Военно-лоцманский бот] ГО-31 и [рабочий моторный] баркас [№] 2218 вышли в море; 22.14. – В море катер ГО-31 взял на борт 3 человека. ...; 23 сентября 1943 года. ... 00.43. – Человеческий крик; 00.46. – Катер ГО-31 вышел на спасение людей. ...; 09.15. – Баркас [№] 2219 вошёл в порт, подобрано 4 человека с затонувшей ПЛ М-51».
Вместе с подводной лодкой М-51 22 сентября 1943 года погибли 8 черноморских подводников:
1. Голубев Михаил Михайлович (1911-1943), капитан-лейтенант, командир корабля.
2. Полушкин Роман Иосифович (1913-1943), капитан-лейтенант, штурман 4-го дивизиона Бригады подводных лодок, прикомандированный на выход к экипажу М-51 в качестве обеспечивающего.
3. Бобылёв Владимир Николаевич (1908-1943), старший техник-лейтенант, командир БЧ-5.
4. Липаткин Юрий Петрович (1922-1943), старшина 2-й статьи, командир отделения электриков.
5. Гринкевич Анатолий Иванович (1922-1943), старший краснофлотец, штурманский электрик.
6. Серобаба Владимир Григорьевич (1921-1943), старший краснофлотец, командир отделения радистов.
7. Соколиков Николай Алексеевич (1921-1943), старший краснофлотец, акустик.
8. Барабанов Дмитрий Михайлович (1924-1943), краснофлотец, ученик рулевого.

Дальнейшая судьба лодки
Так как глубина на месте затопления М-51, в точке с координатами 42°43’с.ш., 41°25’в.д. была небольшой – 12-13 метров, то в том, что надо проводить аварийно-спасательные работы, сомнений не было. Они начались после обнаружения точного места гибели лодки на дне во время контрольного траления тремя катерами-тральщиками места катастрофы, и в них принимали непосредственное участие 11 судов и плавсредств: плавучая база подводных лодок «Эльбрус», морской буксир ЧФ-4 (бывший СП-10), водолазные боты МК-1 (бывшее плавсредство ЭПРОНа № 1) и № 2202, военно-лоцманские боты ГО-31 («Дунай») и ВЛБ № 5880, буксирный (бонно-заградительный) катер «Память Орджоникидзе» и катера (рабочие баркасы) №№ 2201, 2206, 2218, 2219; их действия обеспечивали сторожевые катера №№ 036, № 057, 096, 0178, а с воздуха район работ прикрывали два гидросамолёта МБР-2.
Работы начались в 21.50 22 сентября и завершились подъёмом лодки через двое суток. В 23.20 24 сентября поднявшая лодку плавучая база «Эльбрус» и буксир ЧФ-4 вместе с М-51 вошли в порт Очемчире и в 00.30 25-го, ровно через 50 часов после затопления лодки ошвартовались в нём. К 20.30 этого дня буксир ЧФ-4, используя свои мощные водоотливные средства, завершил все работы по осушению отсеков поднятой М-51, которая после этого встала на аварийный ремонт. Выйдя из него 15 мая 1944 года, лодка уже самостоятельно перешла в Поти, где прошла докование, после чего в июне месяце была вновь введена в строй, но ненадолго: уже 30 декабря она была официально выведена из боевого состав ЧФ и передана Гидрографической службе флота, а с 12 октября 1946 года использовалась в учебных целях. 28 ноября 1950 года М-51 была официально исключена из состава флота, а уже 14 декабря её разоружённый корпус передали Аварийно-спасательной службе ЧФ для дальнейшего использования в качестве учебной болванки...

Уваажаемые коллеги, только что с утренней почтой получил экземпляр региональной еженедельной газеты ФСБ России «Граница России: Северный Кавказ» № 14 (5526) за 15-21 апреля 2011 года. В нём, на странице 7-й - материал Григория Зуевича «Имена погибших черноморских подводников установлены», подготовленный им на основе моих данных из книги, о которой я писал в этой теме выше. Надеюсь, что со временем имена всех восьми погибших 22 сентября 1943 года черноморских подводников будут увековечены на этом, пока безымянном памятнике в абхазском Очамчири базирующимися там ныне российскими морскими пограничниками.
« Последнее редактирование: 21 Февраля 2019, 15:43:05 от Sobkor »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

PSKR

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
Re: ПЛ ЧФ «М-51». Гибель 22 сентября 1943 года
« Reply #4 : 21 Февраля 2019, 13:43:36 »
Хочу реанимировать тему, которую создал в 2011 году. После того, как в Очамчиру зашли наши пограничники, они установили памятники и вписали все имена на могиле подводников ПЛ М-51. Честь и хвала им за это! Но они, увы, допустили ошибку и теперь могила капитана-лейтенанта Ерёменко утрачена и он стал «без вести пропавший». Может, всё таки кто ни будь сможет разыскать информацию об этом человеке, который погиб защищая Родину? Не хотелось бы забывать героев.

« Последнее редактирование: 21 Февраля 2019, 15:49:41 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »