Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Бобриковская школа лётчиков Осоавиахима СССР Московского облсовета Осоавиахима  (Прочитано 1060 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
« Последнее редактирование: 08 Июня 2019, 19:58:43 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
« Последнее редактирование: 08 Июня 2019, 19:49:12 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
« Последнее редактирование: 08 Июня 2019, 19:50:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
« Последнее редактирование: 08 Июня 2019, 19:39:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
« Последнее редактирование: 08 Июня 2019, 19:58:08 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Курсант, зачисленный учлётом 5 марта 1931 года, – Константин Кесель-Геско.
Вероятно, он: Кисель-Геско Константин Никифорович (23 мая 1911-30 марта 1986) – офицер-авиатор, похороненный на Городском кладбище № 2 города Астрахани (участок № 39; реестровый номер могилы – «30ГР-39-284»). Источник: http://pam30.ru/people/item/37035/

Курсант, зачисленный учлётом 7 марта 1931 года, – Иван Шелекасов.
Возможно, он: «Шелекасов Иван Иванович 1911 г.р., уроженец города Орехово-Зуево Московской области. Домашний адрес: Московская область, город Орехово-Зуево, улица Ленина, 56. Красноармеец, боец 1-го авиаполка. Архивное дело за № 49368». Источник: БД «Жертвы политического террора в СССР».
« Последнее редактирование: 11 Июня 2019, 09:46:30 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из моей свежей почты от Александра Яковлева:
- Приветствую, Юрий Петрович!
Разыскиваю материалы по Сталиногорску/Новомосковску за период Великой Отечественной войны: http://stalinogorsk.ru Вот уж, крайне неожиданный поворот: https://vk.com/stalinogorsk1941?w=wall-161224424_1768
Большое спасибо Вам за столь уникальные материалы из Центрального архива ДОСААФ России: http://voenspez.ru/index.php?topic=92142.0!

« Последнее редактирование: 08 Июня 2019, 19:42:05 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Судя по всему, Бобриковская школа лётчиков Осоавиахима СССР была обращена на формирование Сталиногорского аэроклуба, что в свою очередь было вызвано переходом оборонного общества на массовую подготовку лётчиков и авиамехаников на новых принципах – «Вне казарменным способом» и «Без отрыва от производства»…

Сталиногорский аэроклуб о состоянию на 1939 год: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 187, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 600х800 м; имеет ангар на 12 самолётов и четыре учебные аудитории; бензотара – на 90 т; выполнение плана: за 1936 год – на 100 %, за 1937 год – на 100 %, за 1938 год – в документе не указано.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
Ещё одна ссылка от Александра Яковлева: http://nov-pravda.ru/news/planiruya-nad-nebom/
08.06.2019 15:37:00
«ПЛАНИРУЯ НАД НЕБОМ
В этом году отмечается 85 лет со дня открытия в Сталиногорске аэроклуба системы ДОСААФ. Сейчас идет сбор материалов для книги, посвященной этому событию. Но история покорения неба над нашим городом началась двумя годами ранее, когда была укомплектована Бобриковская школа летчиков-планеристов.
С архивом нашей газеты, которая, конечно же, рассказывала об этом, поработал новомосковский краевед Алексей МАЛАШКИН, и сегодня мы представляем публикации о планерной школе.

Горсовет ОСОАВИАХИМА проводит комплектование Бобриковской школы ЛЁТЧИКОВ
От поступающих в школу требуется:
1. Образование не ниже 7-летки (специалистам общие требования снижены).
2. Представить следующие документы:
а) об отношении к военной службе;
б) метрическую выпись;
в) справку о несудимости;
г) справку о состоянии здоровья;
д) удостоверение об окончании учебного заведения;
е) рекомендации от партийных, профсоюзных, комсомольских и общественных организаций с подробной характеристикой, выполняемой партийных, комсомольских, и других общественных работ.
К приёму допускаются как мужчины, так и женщины от 18 до 27-летнего возраста, не подлежащие призыву в 1932 году.
Заявление со всеми справками следует подавать в горсовет ОСОАВИАХИМА, барак № 140, тов. Кавыкину, или в Горком комсомола – тов. Галанкину.
(«Подмосковный гигант» от 22.01.1932 года.)

Первый полет первого планера
На днях был создан первый планер на нашей площадке.
Планер изготовил начальник планерной школы т. Орешкин. Планер сделал несколько пробежек по земле, затем взлетел на порядочную высоту и свободно держался в воздухе несколько минут.
Испытание происходило около Шатовской плотины. Взлёт и посадка планера сопровождались радостными возгласами рабочих Шата, пришедших на испытания.
Планер опустился. Его окружили молодые и взрослые рабочие, внимательно осматривали, из чего он сделан.
т. Орешкин здесь же рассказал об устройстве планера, значении планеризма и т.д.
Бобриковская школа лётчиков-планеристов заканчивает комплектование школы, и на днях начинаются занятия. («Подмосковный гигант» от 18.06.1932 года.)

Внимание школе лётчиков-планеристов
10 июня 1932 года на северном участке открылась школа лётчиков-планеристов. Цель этой школы – быстрейшее разрешение авиационных кадров.
Бобриковская школа лётчиков-планеристов за короткое время успела добиться достижений. Программа по практической учебе выполнена на 170 проц., по теории – на 120 проц. Среди учащихся поставлена крепкая дисциплина.
Но школа требует помощи. Она не имеет общежития, что создает ряд неудобств. Некоторым приходится ходить по 5-6 километров. Нет ангара, а это грозит тем, что с получением полного комплекта учебных машин (5 шт.) их некуда будет поставить.
Занятия производятся в двух местах: теоретические – при Доме обороны, а практические – на Шатплотине.
Попытка работников школы лётчиков планеристов добиться у МХЭСа (Мосхимэнергострой) и Водоканалстроя отпуска во временное пользование 11 барака на Шатплотине (под ангар и общежитие) не увенчались успехом. Ни МХЭС, ни Водоканалстрой не пошли навстречу школе, несмотря на имеющиеся возможности.
Ячейка ВКП(б) при БЦРК еще в июне взяла шефство над школой в смысле улучшения питания учлётов через буфет. Но до сих пор буфет снабжает учлётов одной селёдкой без хлеба. По плану центрального совета авиаотдела, Бобриковская школа лётчиков планеристов за время своего существования должна провести четыре выпуска учлётов. Успешное проведение наборов и их выпуск будет зависеть от участия партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, так как учеба производится без отрыва производства.
До сих пор ни одна организация не принимает никакого участия в работе школы лётчиков-планеристов. Многие даже не знают о её существовании.
Вопрос обороны страны обязывает каждую организацию оказывать всяческое содействие школе лётчиков-планеристов.
Филиппов («Подмосковный гигант» от 3.08.1932 года).

Школа летчиков-планеристов с 10 октября 1932 года приступила ко 2-му набору учеников
Принимаются исключительно члены ВЛКСМ и кандидаты ВКП(б), имеющие командировки от ячеек ВЛКСМ.
Срок обучения 5 месяцев. После окончания школы обучаемым присваивается звание пилота планериста, и все окончившиеся школу направляются в ВВС РККА (Военно-воздушные силы рабоче-крестьянской Красной армии).
Принимаются и мужчины, и женщины на одинаковых условиях. Возраст от 17 до 25 лет. Образование – в объеме 6 групп. Обучение без отрыва от производства. Для поступления необходимо представить следующие документы: справки о социальном происхождении, о социальном положении, об образовании, о не судимости, о месте работы и командировку от ячейки ВЛКСМ.
Срок подачи заявления – 15 ноября 1932 года. Заявление направить: Северный участок, дом Обороны, барак 140, школа лётчиков планеристов.
Оборонная комиссия («Подмосковный гигант» от 18.10.1932 года).

Больше внимания школе лётчиков-планеристов
Перед Бобриковской школой лётчиков-планеристов поставлены ответственные задачи в деле подготовки авиационных кадров и внедрения авиационной культуры в массы.
Но приходится сказать, что школа не удовлетворяет всем требованиям, предъявленным ей в деле обороны страны, так как организации нашего строительства до сих пор не уделяли должного внимания школе.
Школа лётчиков-планеристов комплектуется преимущественно из партийного актива. Ко всем выделяемым в эту школу предъявляются требования иметь общее образование не менее 5 групп и не иметь партийно-комсомольских взысканий.
Комсомольская организация Бобриков, на которую главным образом возложена задача комплектования школы за счет лучших товарищей, подошла к этому вопросу не совсем серьёзно, хотя было решение Горкома ВЛКСМ о том, чтобы каждый рекомендуемый комсомолец тщательно проверялся ячейкой.
Укомплектованная из 80 человек, школа 11 декабря 1932 года приступила к занятиям, а к 5 января 1933 года получила 50-процентный отсев. Комсомольские ячейки, выделив курсантов в школу лётчиков-планеристов, больше не интересовались ими. В результате некоторые комсомольцы позанимались 5 дней и бросили, а ячейки не приняли никаких мер к ним, хотя рекомендовали их как надёжных товарищей.
Со стороны профсоюзных организаций имеются случаи прямого головотяпства. Так, учлёт сернокислотной группы тов. Васильев при заявлении, что он после 6 месяцев учебы в школе лётчиков-планеристов уйдёт учиться в военно-воздушную школу, был сокращен, а комсомольская организация не приняла мер к тому, чтобы ударить по этому головотяпству.
Школа обращается ко всем партийно-комсомольским, профсоюзным и хозяйственным организациям с призывом оказать содействие и помощь в её работе, освободить курсантов от различных нагрузок, дать им возможность работать в дневных сменах. Этим будет обеспечено прохождение учебной программы, что явится практическим участием в деле укрепления обороноспособности нашей страны.
С. Орешкин («Подмосковный гигант» от 1.02.1933 года).

Молодёжь на планер! Развернем планеризм на нашей стройке!
Планерная школа Бобриковского строительства оканчивает свой учебный курс. 48 человек подготовлены для того, чтобы влиться в ряды нашего гражданского воздушного флота или части военно-воздушных сил РККА.
С 18 июня по 4 июля 1933 года планерная школа проходила лагерный сбор. Целью лагерного сбора было закрепление и подытоживание знаний, полученных за весь учебный период. Сейчас школа заканчивает последние два упражнения. Отсев в нашей планерной школе был совсем незначительный. Из 50 человек отсеялось только двое: Балакирев и Иртышев – комсомольцы из ячейки ГРЭС, которые за недисциплинированность были исключены из школы.
В числе учлётов были и женщины: Брагина, работница аммиачного завода, и Пронина – колхозница. Обе они показали неплохие результаты учебной работы. Лучшими ударниками учебы, показавшими образцы освоения техники во время учебных полетов, а также в смысле военной дисциплины и общественной работы, оказались т.т. Чивскин, Лосинов, Артюхин, Сорока, Дронов, Саморух, Брагина.
Работа планерной школы дала хорошие результаты. Это было достигнуто благодаря развёртыванию индивидуального соцсоревнования, которым были охвачены все учлёты.
За короткий срок лагерного сбора проведена также внешкольная работа по изучению задач Красной армии, боевой подготовки, текущей политики и т.д.
Необходимо отметить и недостаток в работе планерной школы: она не была популяризирована среди широких слоёв рабочей и колхозной молодёжи Бобриков. Каждый планерист, прошедший лагерный сбор, должен стать активным агитатором и организатором планеризма.
Д. КОВАЛЁВ («Подмосковный гигант» от 15.07.1933 года).
(Продолжение следует.)»
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 396
  • Ржевцев Юрий Петрович
С сайта газеты «Новомосковская правда» Тульской области: http://nov-pravda.ru/news/stalinogorskaya-shkola-lyetchi/
22.06.2019 16:42:00
«СТАЛИНОГОРСКАЯ ШКОЛА ЛЁТЧИКОВ В БОГОРОДИЦКЕ?
В последних номерах «Новомосковской правды» с помощью краеведа Алексея Малашкина мы говорили об истории Сталиногорского аэроклуба, отраженной на страницах нашей газеты. И этот рассказ еще будет продолжен. А еще один краевед, один из авторов сайта «Сталиногорск 1941» Александр Яковлев рассказал нам о недавно обнаруженных в Центральном архиве ДОСААФ документах, открывающих новую главу в истории создания аэроклуба. Предоставим слово Александру Яковлеву.
«Приказ № 1 по Бобриковской школе летчиков.
Москва, 2 декабря 1930 года. 1. Сего числа вступил в должность начальника школы летчиков. 2. Сего числа выбываю в Бобрики по выяснению вопросов по организации школы летчиков» - лаконично значится в документе за подписью старшего летчика Николая Александровича Чулошникова.
Благодаря документам Центрального архива ДОСААФ России, выявленным Юрием Ржевцевым, внезапно открывается другая история образования Сталиногорского аэроклуба, учебного заведения Осоавиахима по подготовке летчиков и парашютистов в Сталиногорске Московской области.
Долгое время считалось, что предшественником аэроклуба является школа планеристов, открытая 11 декабря 1932 года в Индустриальном районе города по инициативе энтузиаста планерного дела С. Орешкина. Первый набор составил 80 человек. Вместе со своими воспитанниками С. Орешкин построил первый планер и испытал его возле Шатовской плотины.
Однако старший летчик Николай Чулошников, выпускник 2-й (Борисоглебской) военной школы летчиков имени Осоавиахима, отправился в Узловский район Московской области за два года до описываемых событий. Именно здесь должна была открыться Бобриковская школа лётчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
Итак, 2 декабря 1930 года. То, что в тот момент Николай Александрович увидел в поселке Бобрики, по всей видимости, больше напоминало гигантскую стройку, чем место, сколь угодно пригодное для организации школы летчиков.
Действительно, стройка энергохимического и керамического комбинатов, сопутствующих производств и объектов инфраструктуры в Бобриках стала одной из «сверхударных» строек пеpвой пятилетки 1928-932 годов, а по сложности и значению для развития наpодного хозяйства СССР – была одной из крупнейших строек тех лет. Бобрики были объявлены ударной комсомольской стройкой.
Поэтому фактически первые 3 года Бобриковская школа летчиков работала в г. Богородицке («согласно распоряжению ЦС и Авиаотдела Мособлосоавихима, концентрация Бобриковской школы летчиков в г. Богородицке является как исключительная мера»).
Первым всегда трудно. Уже через полтора года, в 1932 году, Николая Чулошникова переводят начальником летной части Витебской школы лётчиков Осоавиахима. Ну а мечта летать на настоящих самолетах в самом Сталиногорске сбудется лишь в июле 1934 года. «Молодежь – на самолеты!».
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »