Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Бежицкий и Брянский аэроклубы  (Прочитано 858 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 232
  • Ржевцев Юрий Петрович
Бежицкий и Брянский аэроклубы
« : 12 Июня 2018, 14:18:27 »
Бежицкий (он же впоследствии Орджоникидзеградский) межрайонный аэроклуб по состоянию на 19-22 декабря 1934 года:
- «лётный и, технический состав в ноябре м-це 1934 г. проверен ВВС РККА (частью, стоящей в Брянске). Оценка хорошая»;
- «аэроклуб укомплектовал полностью пилотские группы по заданию ЦС ОАХ СССР. Все набранные прошли планерное дело и практическую подготовку по классу «А» – закончили 120-часовую практическую программу и в настоящее время проходят специальные предметы»;
- «материальная часть: самолёты хранятся в ангаре, состояние его хорошее; планеры хранятся в специальном ангаре, состояние плохое: грязные, в одном планере ответственные детали (подкосы) незаконтренные, в рычагах управления отсутствует смазка, амортизаторы изношены и оледенели.
В аэроклубе а аэродроме имеется технический склад, где хранятся детали самолёта и мотора, состояние хорошее; все детали смазаны и аккуратно разложены, чувствуется любовь.
Сторожевое здание грязное, неуютное, требует немедленного приведения в порядок, печь необходимо переделать.
Аэроклубу горсовет РКиКД выделил здание, которое временно обеспечит караульную подготовку авиакадров.
Весь командный состав включился в оборудование кабинетов наглядными пособиями.
Необходимо отметить, что аэроклуб среди трудящихся завоевал авторитет»;
- Имеется 6 самолётов У-2 с ресурсом до 1-го смотра 2.168 часов».
В качестве справки: ныне город Бежица находится в черте Брянска.

Орджоникидзеградский аэроклуб по состоянию на начало 1939 года: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м; имеет ангар на 6 самолётов и семь учебных аудиторий; бензотара – на 100 т; выполнение плана: за 1936 год – на 82 %, за 1937 год – 95 %, за 1938 год – в документе не указано.


Предвоенный период, построение личного состава Бежицкого аэроклуба Орловской области перед началом полётов. Оригинал хранится в фондах Бюджетного учреждения культуры «Орловский краеведческий музей» Орловской области: номер в Госкаталоге – 10402602; номер по ГИК (КП) – ОКМ-4506/1; инвентарный номер – ФС-429.


Предвоенный период, политзанятие с учлётами Бежицкого аэроклуба Орловской области в полевых условиях. Оригинал хранится в фондах Бюджетного учреждения культуры «Орловский краеведческий музей» Орловской области: номер в Госкаталоге – 10402593; номер по ГИК (КП) – ОКМ-4506/12; инвентарный номер– ФС-440.

«На лётном поле Бежицкого аэроклуба ОСОАВИАХИМа начали свой путь в небо многие выдающиеся боевые лётчики: Павел Камозин, Илья Катунин, Венедикт Ковалёв, Сергей Азаров, Иван Лавейкин, Иван Леонов, Михаил Цыкин, Вадим Бузинов, Виктор Каширкин, Николай Чувин, Виктор Скрябин и другие самоотверженные авиаторы. Все они прославили родную Брянщину, свою Родину. В годы Великой Отечественной Войны 21 воспитанник Бежицкого (ныне Брянского) аэроклуба стали Героями Советского Союза, а Павел Михайлович Камозин этого звания удостоен дважды.
Имя гениального, грозного лётчика-истребителя Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина Постановлением Совета Министров РСФСР присвоено Брянскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ в 1985 году.
Лётную подготовку в 1971 году в Брянском АСК прошёл Трегубенков Юрий Петрович, в последствии ставший Героем России, начальником Государственного лётно-испытательного Центра имени В.П. Чкалова, генерал-лейтенантом. Воспитанник аэроклуба Азаров Андрей Владимирович за боевые действия в Чечне посмертно награждён орденом Мужества».
« Последнее редактирование: 27 Февраля 2020, 20:10:29 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 232
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Бежицкий и Брянский аэроклубы
« Reply #1 : 12 Июня 2018, 14:19:04 »
Брянский аэроклуб Отдела авиации Орловского областного совета Осоавиахима по состоянию на 1939 год: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х1200 м; имеет ангар на 9 самолётов и шесть учебных аудиторий; бензотара – на 50 т; выполнение плана: за 1936 год – в документе не указано, за 1937 год – 125 %, за 1938 год – 112 %.

Журнальная публикация о Брянском аэроклубе Отдела авиации Орловского областного совета Осоавиахима:
       

Будни Брянского аэроклуба Отдела авиации Орловского областного совета Осоавиахима по состоянию на 1938 год:

1938 год, учлёт-отличница Брянского аэроклуба Хрулькова. Оригинал хранится в фондах Бюджетного учреждения культуры «Орловский краеведческий музей» Орловской области: номер в Госкаталоге – 10402564; номер по ГИК (КП) – ОКМ-4506/26; инвентарный номер – ФС-454.


1938 год, инструктор-лётчик Брянского аэроклуба (и он же на общественных началах – заместитель политрука звена) Адукевич. В 1938 году «выпустил свою группу на «отлично». Оригинал хранится в фондах Бюджетного учреждение культуры «Орловский краеведческий музей» Орловской области: номер в Госкаталоге – 10402563; номер по ГИК (КП) – ОКМ-4506/41; инвентарный номер – ФС-469.


1938 год, инструктор-лётчик Брянского аэроклуба Зимоглядов проводит предполётный инструктаж учлётов из возглавляемой учебной группы. Оригинал хранится в фондах Бюджетного учреждение культуры «Орловский краеведческий музей» Орловской области: номер в Госкаталоге – 10402576; номер по ГИК (КП) – ОКМ-4506/34; инвентарный номер – ФС-462.


1938 год, инструктор-общественник (то есть внештатный инструктор-лётчик) Брянского аэроклуба Меренков (Моренков). В 1938 году «выпустил группу пилотов на «хорошо» без аварий поломок». Оригинал хранится в фондах Бюджетного учреждение культуры «Орловский краеведческий музей» Орловской области: номер в Госкаталоге – 10402571; номер по ГИК (КП) – ОКМ-4506/27; инвентарный номер – ФС-455.


1938 год, инструктор-общественник (то есть внештатный инструктор-лётчик) Брянского аэроклуба Меренков (Моренков) разъясняет ошибки учлёту Перегудкину (он в кабине), которые тот допустил при самостоятельном пилотировании самолёта У-2. Оригинал хранится в фондах Бюджетного учреждение культуры «Орловский краеведческий музей» Орловской области: номер в Госкаталоге – 10402550; номер по ГИК (КП) – ОКМ-4506/32; инвентарный номер – ФС-460.

Предвоенный период, палаточный городок Брянского аэроклуба Орловской области. Оригиналы хранятся в фондах Бюджетного учреждения культуры «Орловский краеведческий музей» Орловской области : номера в Госкаталоге – ОКМ-4506/21, 10402629 и 10402639; номера по ГИК (КП) – ОКМ-4506/20 и ОКМ-4506/17; инвентарные номера – ФС-449, ФС-448 и ФС-445.
   
« Последнее редактирование: 29 Февраля 2020, 18:12:06 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 232
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Бежицкий и Брянский аэроклубы
« Reply #2 : 27 Февраля 2020, 19:09:32 »
Выпускница осени 1938 года Брянского аэроклуба:
МАЛАХОВА Анна Филипповна (1921-1942), воспитанница авиации Осоавиахима СССР, командир экипажа лёгкого бомбардировщика У-2 из боевого состава 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка 122-й авиационной группы ВВС Приволжского военного округа, сержант.
Родилась 26 января 1921 года в городе Брянске. Русская. Служащая из рабочих. Член ВЛКСМ с 1937 года: комсомольский билет № 0141287.
Образование:
- общее – неполное среднее: весной 1938 года – закончила девять классов Брянской средней школы имени 15-летия ВЛКСМ, осенью в той же школе училась в десятом классе, «но окончить 10-й класс не удалось ввиду моего отъезда в Москву»;
- авиационное профессиональное: 26 октября 1938 года закончила Брянский аэроклуб Орловского областного совета Осоавиахима, а в 1940 году прошла курс обучения в рядах курсантов Тренировочного отряда Таганского аэроклуба города Москвы.
Из Автобиографии, датированной осенью 1939 года: «В конце 1937 г. без отрыва от учёбы в школе начала учиться в Брянском аэроклубе на отделении пилотов… А осенью 1938 г. я закончила Брянский аэроклуб с оценкой «отлично».
По состоянию на 1939 год проживала по адресу: город Москва-48, улица Малая Пироговская, 41, квартира 2. При этом со 2 января 1939 года трудилась на Московском заводе № 214 «Метрон» в должности лаборанта-испытателя ОТК.
Поздней осенью всё того же 1939 года подала заявление о зачислении в ряды курсантов Тренировочного отряда Таганского аэроклуба города Москвы. И эта просьба была удовлетворена, в связи с чем А.Ф. Малахова к началу 1940 года стала представителем учебно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР.
На военную службу поступила добровольно осенью 1941 года, откликнувшись на инициативу ЦК ВЛКСМ о формировании женских авиационных полков, после чего была направлена в авиагарнизон саратовского города Энгельс – к месту формирования 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка (впоследствии – одноимённый по номеру ночной бомбардировочный авиаполк).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, вместе со своим штурманов в лице военнослужащей «без звания» М.М. Виноградовой трагически погибла 9 марта 1942 года по причине резко ухудшившихся метеоусловий в ходе учебно-тренировочного полёта по отработке в составе авиационного звена прицельного бомбометания. Источники – ЦАМО: ф. 22113, оп. 157920с, д. 11, л. 2; ф. 22314, оп. 157920, д. 7, л. 2.
Подробности той трагедии – строками из книги военных мемуаров «Ночные ведьмы» ветерана 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого ордена Суворова полка Р.Е. Ароновой (1920-1982): «...В ту памятную трагическую ночь мне выпало дежурить по части. Почти весь летный состав ушёл на аэродром. Задача на этот раз стояла сложная: полёт по маршруту звеном с заходом на полигон для бомбометания. Было очень темно и ветрено. Внезапно повалил снег. Лётчики знают, как опасно попасть в снегопад, тем более на По-2, у которого нет почти никаких приборов для слепого полёта. Летчики знают, что значит потеря пространственного положения: пилот перестает представлять себе, как идёт самолёт. Хуже того, возникают обманные ощущения: например, начинает казаться, что создался правый крен, пилот старается вывести самолет из крена, отдает ручку влево. На самом же деле был не правый, а левый крен, и летчик только усугубил положение. В результате самолёт идёт по спирали к земле. Иногда эти ложные ощущения настолько сильны, что лётчик перестаёт верить показаниям приборов. Потеря пространственного положения – самое страшное, что может случиться с лётчиком в воздухе. Именно это и произошло с тремя нашими экипажами. Сильный снегопад скрыл землю и небо, все замелькало перед глазами, закружилось в снежном вихре. Мигающие сквозь плотную пелену снега огоньки на земле стали казаться далёкими звездами, а настоящие звезды превратились в огоньки на дороге... Да это и не звезды и не огоньки, а просто блестят от мороза снежинки. Но где же земля? Где?!. Перед рассветом позвонили с аэродрома:
- Произошла катастрофа. Подготовьте комнату, где можно будет положить тела погибших. Их было четверо: Лиля Тормосина со штурманом Надей Комогорцевой и Аня Малахова с Мариной Виноградовой. Чудом уцелели Ира Себрова с Руфой Гашевой. Самолёт врезался в землю, но они выбрались из-под обломков почти невредимыми».
Похоронена на Воскресенском кладбище саратовского города Энгельс в братской воинской могиле.
Увековечена в Книге Памяти погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне – т. 8, стр. 463, но с тремя искажениями: 1) как якобы 1919-го, а не 1921 года рождения; 2) как якобы гвардии сержант, а не сержант по воинскому званию; и 3) как якобы пилот мифического «46 гв. лбап», а не 588 лбап (в качестве справки: в действительности с 8 февраля 1943 года существовал 46 гв. нбап, который ранее являлся сначала 588 лбап, а затем 588 нбап).
В Книге Памяти Брянской области не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


1938 год, Анна Филипповна Малахова (1921-1942) как учлёт авиации Осовиахима СССР.


Осень 1939 года, Анна Филипповна Малахова (1921-1942) как кандидат в курсанты Тренировочного отряда Таганского аэроклуба города Москвы.


Воинский мемориал, возведённый на Воскресенском кладбище саратовского Энгельса над братской могилой военнослужащих 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка, погибших в 1942 году в период дислокации озвученной выше в/ч в авиагарнизоне Энгельса. Фамилия сержанта А.Ф. Малаховой в размещённом на скрижалях скорбном списке в самом низу. Фото отсюда: https://vk.com/wall-148212663_370

Отчёт о буднях Брянского аэроклуба Орловского совета Осоавиахима со страниц № 9 за май 1939 года журнала Осоавиахима СССР «Самолёт». На коллективном снимке учлётов-отличников крайняя справа – Анна Филипповна Малахова:
 
 


Сканы с материалов личного дела командира авиации Осоавиахима А.Ф. Малаховой, хранящегося в фондах Центрального архива ДОСААФ России:
           
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 232
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Бежицкий и Брянский аэроклубы
« Reply #3 : 29 Февраля 2020, 17:51:52 »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »