Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Железнодорожный аэроклуб города Москвы  (Прочитано 464 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 482
  • Ржевцев Юрий Петрович
Будни Железнодорожного аэроклуба города Москвы:
Смирнов Александр Васильевич 1917 г.р. – выпускник Железнодорожного аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима:


Выпускник-отличник лётной школы Железнодорожного аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима М. Белов. По выпуску был направлен на учёбу в авиационное училище. Представленное выше фото было сделано на вокзале в день отъезда на учёбу.



« Последнее редактирование: 15 Февраля 2020, 15:03:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 482
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Железнодорожный аэроклуб города Москвы
« Reply #1 : 20 Августа 2018, 18:58:36 »

АДАМОВСКИЙ Илья Григорьевич, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества.
Родился в 1908 году. Еврей. Рабочий. Кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- военное – среднее: 30 декабря 1935 года закончил нормальную военно-авиационную школу.
С 30 декабря 1935 года – военнослужащий кадрового состава советских ВВС в звании лейтенанта, которое ему в качестве первичного было присвоено в этот день приказом НКО СССР за № 01713. Однако к 1940 году – в запасе.
Во второй раз призван приказом НКО СССР за № 0482 от 4 февраля 1940 года с направлением «в счёт 1000» на военную службу в авиацию Осоавиахима, где в свою очередь принял должность начальника учебной части Железнодорожного районного аэроклуба города Москвы. И в данном качестве приказом НКО СССР за № 04745 от 19 октября 1940 года удостоен очередного воинского звания – «старший лейтенант» с выслугой в два года.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 201 от 10 марта 1941 года откомандирован в распоряжение Управления кадров Главного управления ВВС Красной Армии.
Приказом НКО СССР за № 0785 от 27 марта 1941 года назначен в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров.
По состоянию на осень 1945 года – в узбекском городе Джизак: начальник штаба эскадрильи 11-й военно-авиационной школы пилотов первоначального обучения, уже капитан по воинскому званию. И в данном качестве с 4 сентября 1945 года – кавалер медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Источники – ЦАМО: ф. 158, оп. 12843, д. 470, л. 401: ф. 60433а, оп. 35988, д. 13, л. 498.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 482
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Железнодорожный аэроклуб города Москвы
« Reply #2 : 20 Февраля 2019, 00:11:24 »
СКРИПНИЧЕНКО Виктор Иванович (1916-1941), не вернувшийся с полей сражений Великой Отечественной войны советский воин.
Родился в 1916 году в посёлке Быково Раменского района Московской области. Русский. Рабочий из рабочих. Член ВЛКСМ с 1934 года. Родственники: мать, Скрипниченко Евдокия Николаевна, с 1933 года, в том числе и по состоянию на лето 1947 года, проживала по адресу: Московская область, Ухтомский район, посёлок Вешняки, Майский проезд, 4. В качестве справки: ныне посёлок Вешняки в черте Москвы.
Образование:
- общее неполное среднее: в 1930 году закончил школу-семилетку;
- профессиональное: 1 марта 1934 год 1932 году – ФЗУ в лице Школы ученичества при Перовском вагоноремонтном заводе НКПС СССР по специальности «Слесарь 3 разряда»;
- авиационное профессиональное (во всех случаях получил без отрыва от производства): в 1935 года – лётную школу Осоавиахима при Московском автомобильном заводе имени И.В. Сталина; 28 марта 1936 года – лётную школу при Центральном аэроклубе имени А.В. Косарева Осоавиахима СССР с присвоением по выпуску звания «пилот запаса»; 19 октября 1937 года – Инструкторскую школу лётного обучения при Лётном отделе Центрального аэроклуба имени А.В. Косарева Осоавиахима СССР, но, не взирая на блестящую успеваемость, выпущен не был «по политико-моральному несоответствию».
Всё время проживал при родителях, в том числе с 1933 года по адресу: Московская область, Ухтомский район, посёлок Вешняки, Майский проезд, 4.
В подростковом возрасте «за подозрение в краже имел приводы в органы милиции Раменского РУМа, а брат судим к 10-ти годам за кражи и отбывает наказание в настоящее время [по состоянию на декабрь 1935 года]».
С 1 января 1933 года и по 25 марта 1934 года – учащийся Школы ученичества при Перовском вагоноремонтном заводе НКПС СССР, а затем – слесарь в цехах Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина.
К весне 1939 года без отрыва от производства – инструктор-общественник Железнодорожного районного аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима.
В марте 1939 года по анонимному доносу был обвинён в том, что его мать – дворянка по происхождению. Этот сигнал Управление авиации Осоавиахима СССР и РСФСР признало ложным, но, тем не менее, 1 апреля 1939 года инициировало проверку в отношении В.И. Скрипниченко через ЦК ВЛКСМ.
24 июня 1941 года призван по мобилизации Ухтомским РВК Московской области.
2 августа 1941 года – последняя весточка о себе в адрес родителей.
На основании материалов подворового опроса, представленных Ухтомским РВК Московской области за Исходящим № 2/523 от 5 августа 1947 года, официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в декабре 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 533, л. 333.
Увековечен в Книге Памяти Московской области – т. 13, ч. 2, стр. 63, но с двумя искажениями: 1) как якобы уроженец бывшего Ухтомского района, а не посёлка Быково Раменского района Московской области; и 2) как якобы призванный по мобилизации 25-го, а не 24 июня 1941 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


   

 

         

Скан с 63-й страницы 2-й части 13-го тома Книги Памяти Московской области:
« Последнее редактирование: 14 Декабря 2019, 16:45:57 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 482
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Железнодорожный аэроклуб города Москвы
« Reply #3 : 26 Февраля 2019, 13:37:37 »

Май 1937 года, Афанасий Платонович Никишин 1915 г.р. как инструктор-лётчик Железнодорожного районного аэроклуба города Москвы.

НИКИШИН Афанасий Платонович, воспитанник авиации Осоавиахима СССР и ВМФ СССР.
Родился 25 декабря 1915 года в деревне Вяльцево сельского поселения «Село Ульяново» Ульяновского района Калужской области. Русский. Рабочий из крестьян.
Партийность – по состоянию на 1937 год – беспартийный, а к лету 1941 года – кандидат в члены ВКП(б).
Образование:
- общее: в 1935 году – начальную школу; в 1928 году – пятый класс в Школе крестьянской молодёжи; в 1936 году – годичный рабфак НКПС СССР;
- профессиональное – условно среднее: в самом начале 1930-х гг. – двухгодичное фабрично-заводское училище Мытищинской фабрики «Вискоза»;
- авиационное профессиональное: в 1936 году – лётную школу Железнодорожного районного аэроклуба города Москвы, а весной 1937 года – при том же аэроклубе прошёл обучение «по инструкторской программе»;
- военное: 14 декабря 1940 года закончил дислоцировавшееся в Ейске Военно-морское авиационное училище имени тов. Сталина.
С 30 мая 1930 года и по осень 1935 года – в подмосковном посёлке Подлипки-Дачные как рабочий в цехах завода № 8 имени М.И. Калинина (ранее – Московский орудийный завод).
С осени 1935 года и по весну 1937 года – учащийся ряда рабфаков и одновременно – лётной школы Железнодорожного районного аэроклуба города Москвы.
С мая 1937 года и, предположительно, по осень 1939 года – инструктор-лётчик Железнодорожного районного аэроклуба города Москвы.
Предположительно, с осени 1939 года и по 14 декабря 1940 года – курсант по курсу подготовки пилотов самолётов истребителей марки «И-16» дислоцировавшееся в Ейске Военно-морское авиационное училище имени тов. Сталина. По выпуску произведён в младшие лейтенанты.
К началу Велико Отечественной войны – пилот 4-й эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота с местом службы в Ленинградской области (вероятней всего, – авиагарнизон «Низино»).
6 июля 1941 года осуждён Военным трибуналом Ленинградского военного округа к восьми годам лишения свободы с место содержания в исправительно-трудовых лагерях по пункту «17-А» статьи «193» Уголовного Кодекса РСФСР 1926 года – «Мародёрство, т.е. противозаконное отобрание при боевой обстановке у гражданского населения принадлежащего последнему имущества, с угрозой оружием или под предлогом необходимости его отобрания для военных целей, а также снятие с корыстной целью с убитых и раненых находящихся при них вещей»
3 мая 1943 года постфактум уволен с военной службы в ВМФ СССР по пункту «В» статьи «44» Положения о прохождении службы – «приговор суда».
Дальнейшая судьба неизвестна.
Увековечен в Книге Памяти Калужской области как жертва сталинских репрессий.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:




Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 482
  • Ржевцев Юрий Петрович
КОНДРАТЕНКО Фёдор Арсентьевич, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества.
Родился в 1916 году в селе Терезовка Максимовского сельского поселения Щебекинского района Белгородской области. Украинец. Член ВКП(б)-КПСС с 1939 года.
В 1936-1939 гг. – командир авиации Осоавиахима: сначала – моторист, а с 31 января 1937 года – инструктор-лётчик Железнодорожного районного аэроклуба города Москвы.
В армию призван в 1939 году Железнодорожным РВК города Москвы и с этого момент – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС. И, в частности, с 27 мая 1944 года – военнослужащий 904-го штурмового авиационного (впоследствии Берлинский ордена Суворова) полка 300-й штурмовой авиационной (впоследствии – Томашовской ордена Суворова) дивизии и в данном качестве:
- со 2 июня 1944 года – непосредственный участник Великой отечественной войны: в боях и сражениях на 1-м Белорусском фронте (II ф);
- удостоился двух орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом по войскам 16-й воздушно армии за № 131/н от 12 августа 1944 года; и 2) награждён приказом по войскам 16-й воздушно армии за № 250 от 16 июня 1945 года.
Вначале здесь как заместитель командира (он же – штурман) 1-й эскадрильи, а по состоянию на май 1945 года – командир эскадрильи, а по воинскому званию – старший лейтенант и капитан.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 1410, лл. 124 и 124об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/224/033-0690155-1410%2b011-1409/00000240.jpg&id=30209326&id1=313f36b956852b53ab0260a5c1b74a1b
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/224/033-0690155-1410%2b011-1409/00000241.jpg&id=30209327&id1=69899f536a06ee45daf7d152236e099e



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 4739, лл. 108 и 108об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/181/033-0686196-4739%2b040-4748/00000166.jpg&id=26478366&id1=24436adec907ff7abaf5c47e08bc1405
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/181/033-0686196-4739%2b040-4748/00000167.jpg&id=26478367&id1=2b17585723ed37213fe2777e7f02cc4d



Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 482
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Железнодорожный аэроклуб города Москвы
« Reply #5 : 15 Февраля 2020, 17:26:08 »
СМИРНОВ Иван Нестерович (1916-1942), командир звена 441-го истребительного авиационного полка ПВО 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО Бологоевского дивизионного района ПВО, старший лейтенант
Родился 16 февраля 1916 года в деревне Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района Нижегородской области. Русский. Рабочий из крестьян. Партийность: с 1931 года – член ВЛКСМ (комсомольский билет образца 1932 года № 1285420, а по состоянию на осень 1942 года – член ВКП(б). Был холост.
Родственники по состоянию на осень 1942 года:
- мать – Смирнова (в девичестве – Крекшина) Агния Григорьевна; проживала по адресу: город Молотов (ныне – Пермь), улица Осипенко, 70, квартира 2;
- бабушка – Муранова Александра Ивановна; проживала по адресу: Ивановская область, Александровский район, город Карабаново, улица Первомайская, 36.
Образование (по неполным данным):
- общее – среднее: летом 1930 года – школу-семилетку в районном городе Семёнов Нижегородской области; в 1932 года – на «отлично» Школу ФЗО при Московском автомобильном заводе имени И.В. Сталина по специальности «слесарь-водитель-испытатель автомобилей» и одновременно освоил программу в объёме девяти классов общеобразовательной школы;
- авиационное профессиональное: 1) в 1934 году – на «отлично» пилотскую школу при Центральном аэроклубе СССР (ЦАК); 2) в январе 1937 года – неполный курс обучения в Николаевской школе морских лётчиков Главного управления Северного Морского Пути при СНК СССР.
В 1923-1930 гг. – учащийся школы-семилетки в нижегородском городе Семёнове. Одновременно «занимался кустарничеством (резчик по дереву). С 9 лет – пионер, был пионервожатым клуба железнодорожников в г. Сёмёнов».
С 1930 года – в Москве, где в 1931-1935 гг. – рабочий Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина, в том числе в течение первого года – ученик школы ФЗО.
С 1936 года и по январь 1937 года – курсант Николаевской школы морских лётчиков Севморпути: «не окончил по случаю плохого положения моих иждивенцев [матери-пенсионерки и сестры-инвалида]».
С 1 февраля 1937 года – инструктор-лётчик ЦАК, а с 7 декабря 1937 года 9в том числе и по состоянию на весну 1939 года) – Железнодорожного аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима.
В армию призван Борисоглебским РВК Воронежской области. Но, вероятней всего, на военную службу поступил добровольно, став курсантом Борисоглебской авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова.
К осени 1942 года – в своём последнем качестве. Согласно донесениям о безвозвратных потерях, 7 октября 1942 года «погиб при выполнении боевого задания» и был похоронен в посёлке Выполово Бологовского района на тот момент времени Калининской, а ныне современной Тверской области. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 594259, д. 47, л. 112; ф. 33, оп. 594260, д. 86, л. 82об; ф. 58, оп. 18001, д. 1197, л. 6об.
Из списков Красной Армии исключён дважды приказами ГУФ и УК КА. В первом случае это приказа за № 0231/пог. от 28 февраля 1943 года, а во втором – за № 0229/1513. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 95, л. 233об.
Дважды увековечен в Книге Памяти Нижегородской области:
- т. 13 стр. 85, но с одним искажением – как якобы уроженец «с. Семёново Уренского р-на Нижегородской области», а не деревни Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района всё той же Нижегородской области;
- т. 13 стр. 426, но с двумя искажениями: 1) как якобы уроженец «дер. Семёновка Шахунского р-на Нижегородской области», а не деревни Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района всё той же Нижегородской области; и 2) как якобы лейтенант, а не старший лейтенант по воинскому званию.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
 

 

 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 482
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Железнодорожный аэроклуб города Москвы
« Reply #6 : 20 Сентября 2020, 16:41:55 »

Не ранее весны 1939 года, лётчик-инструктор Железнодорожного аэроклуба Московского городского совета Осоавихима Серафима Андреевна Плеханова (в замужестве – Кузнецова) в кителе Осоавихима образца 1936 года, при этом в петлицах почему-то не авиационные эмблемки Осоавиахима, а общеосоавиахимовские.

КУЗНЕЦОВА (в девичестве – Плеханова) Серафима Андреевна, заслуженный ветеран авиации Осоавиахима-ДОСААФ и авиационной промышленности.
Родилась 12 декабря 1916 года в селе Михайловка Новобуянского сельского поселения Красноярского района Самарской области. Русская. Служащая из крестьян. С марта 1930 года и по декабрь 1939 года – член ВЛКСМ: выбыла «механически» по возрасту.
Образование: в 1929 году на родине закончила Школу крестьянской молодёжи; 30 июня 1933 году – школьный факультет Лосиноостровского педагогического техникума (современный адрес: город Москва, улица Коминтерна, 16, корпус 1); в 1937 году – без отрыва от производства аэроклуб Кировского района Москвы, а 3 ноября 1938 года – при Сталинском аэроклубе города Москвы месячные сборы по подготовке лётчиков-инструкторов.
Летом 1929-летом 1930 гг. – на родине работница почты.
С 1 сентября 1933 года и по 30 июня 1938 года – учащаяся педтехникума.
С 1 сентября 1933 года и по 30 июня 1938 года – на педагогической работе в ряде общеобразовательных школ Москвы.
С 1 октября и по 3 ноября 1938 года – курсант инструкторской группы Сталинского аэроклуба города Москвы.
С 28 ноября 1938 года и по 16 марта 1939 года – культпросветработник ЖАКТ (Жилищно-арендное кооперативное товарищество) № 89.
С 16 марта 1939 года и по 3 июля 1942 года – в авиации Осоавиахима как лётчик-инструктор последовательно Железнодорожного, Сталинского и Дзержинского аэроклубов Москвы. Как представитель лётно-подъёмного состава авиации Осоавиахима в совершенстве овладела техникой пилотирования самолётами У-2и УТ-2.
С июля 1942 года – на лётной работе на лётной работе в ряде столичных оборонных предприятий наркомата/министерства авиационной промышленности СССР и в данном качестве (но под эгидой ДОСААФ СССР) в послевоенный период участвовала воздушных парадов 1953 и 1954 гг., проводившихся в Тушино. Как лётчик Министерства авиационной промышленности СССР пилотировала самолёты У-2, Як-6, Як-18 и Ан-2.
В рядах лётно-подъёмного состава находилась до 1964 года включительно и, частности, в 1964 году за штурвалом самолёта Ан-2 провела в воздухе 9 часов 1 минуту.
По состоянию на лето 1967 года – представитель трудового коллектива Ордена Ленина Московского машиностроительного завода «Кулон» (ныне – АООТ «ОКБ имени П.О. Сухого»).
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Портрет Серафимы Андреевны Плехановой (она слева в центре) со страниц одного из весенних за 1941 год номеров авиационного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР «Самолёт» как иллюстрация к отчёту председателя Московского городского совета Осоавиахима Г. Сергеева о работе столичных аэроклубов в 1940 году:


Из материалов Центрального архива ДОСААФ России. Сканировано мною с архивных подлинников:
 

       
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »