1939 год, Алексей Дмитриевич Скидан как курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. СКИДАН Алексей Дмитриевич, офицер-фронтовик, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества.
Родился 9 апреля 1919 года в районном пгт Верхний Бурлак Харьковской области Украины. Украинец. Рабочий из крестьян.
Партийность:
- в 1936-1943 гг. – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1938 года № 1361816;
- с 1936 года, в том числе, по состоянию на апрель 1945 года, – кандидат в члены ВКП(б).
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку на родине;
- профессиональное: закончил школу ФЗО при Харьковском производственном объединении «Главхлеб» по специальности «Пекарь»;
- авиационное профессиональное: предположительно, осенью 1938 году в областном центре Украине городе Харькове закончил лётную школу аэроклуба, а в декабре 1939 года – Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР;
- военное: 1) в 1941 году – начальный курс обучения в Остафьевской военно-авиационной школе лётчиков; 2) 17 апреля 1943 года – Армавирскую военно-авиационную школу лётчиков; и 3) в декабре 1948 года – отделение командиров авиационных эскадрилий на годичных Высших офицерских лётно-тактических курсах.
К 1938 года работал в цехах Харьковского производственного объединения «Главхлеб» в должности подмастера.
В январе-декабре 1939 гг. – курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. По выпуску был произведён в командиры авиации оборонного общества.
В ноябре 1940 года был направлен в ряды курсантов только что открывшей в Подмосковье Остафьевской авиационной школы Осоавиахима СССР, в стенах которой планировалось производить обучение штатных инструкторов-лётчиков Осоавиахима пилотированию боевых самолётов-истребителей марки «И-16», однако уже 2 декабря 1940 года в составе всей данной школы оказался переданным в состав ВВС Красной Армии, в связи с чем стал военнослужащим в статусе курсанта Остафьевской военно-авиационной школы лётчиков НКО СССР.
Предположительно, с осени 1941 года и по 17 апреля 1943 года – курсант Армавирской военно-авиационной школы лётчиков. По выпуску произведён в лейтенанты и оставлен в данном училище в должности лётчика-инструктора.
Со 2 июля 1944 года и по 9 мая 1945 года – в боях и сражениях Великой Отечественной войны, при этом врага бил как командир звена 139-го гвардейского истребительного авиационного Смоленского Краснознамённого ордена Кутузова полка 303-й истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой ордена Суворова дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, в том числе:
- на самолёте Як-9 по состоянию на 24 апреля 1945 года совершил восемьдесят один боевой вылет, в ходе которых участвовал в шести воздушных боях, где в свою очередь в период с 10 октября 1944 года и по 18 января 1945 года записал на свой лицевой счёт три воздушные победы – сбил три самолёта противника типа «Фв-190», в том числе 18 января 1945 года – сразу два;
- с 3 февраля 1945 года – уже гвардии старший лейтенант по воинскому званию.
Согласно совместному исследованию Леонарда Качана и Сергея Пширкова, которое размещено вот здесь
http://allaces.ru/p/people.php?id=17984,
«после окончания войны продолжил службу в ВВС. С 22.10.45 г. [в действительности в данной должности уже по состоянию на 14 сентября 1945 года] – зам. командира аэ в 139 гв. иап. 13.12.46 г. назначен командиром аэ 272 иап. 20.03.47 г. перемещён на должность зам. командира аэ в 523 иап. В декабре 1948 г. окончил годичные Высшие офицерские лётно-тактические курсы на отделении командиров аэ. С 27.02.49 г. – зам. командира аэ в 523 иап. 27.04.49 г. переведён на ту же должность в 18 гв. иап. В составе полка принимал участие в боевых действиях в Корее. 20.06.51 г. при катапультировании из подбитого МиГ-15 получил ушиб головы и компрессионный перелом 4 и 5 позвонков. После излечения в феврале 1952 г. направлен в распоряжение командующего ВВС Приморского ВО. 28.02.52 г. назначен офицером учебно-лётного отдела 6 ВАШ первоначального обучения летчиков. С 16.01.54 г. – командир аэ 771 уап 6 ВАШПОЛ. С 10.01.55 г. – преподаватель цикла воздушно-строевой подготовки 6 ВАШПОЛ. 02.03.57 г. назначен преподавателем цикла самолётовождения, радиосвязи и радиотехнических средств 6 ВАШПОЛ».
С 16 июля 1949 года – гвардии капитан по воинскому званию, а с 1 ноября 1951 года – гвардии майор.
К началу 1950-х гг. являлся кавалером не менее, чем пяти государственных наград, в том числе:
- ордена Красного Знамени: награждён приказом по войскам 1-й воздушной армии за № 014/н от 22 февраля 1945 года;
- ордена Отечественной войны 1-й степени: награждён приказом по войскам 1-й воздушной армии за № 051/н от 29 апреля 1945 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Д-0063568): удостоен 14 сентября 1945 года;
- медали «За взятие Кёнигсберга» (удостоверение № 004150): удостоен 13 октября 1945 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: удостоен в 1948 году.
Кроме того, в 1951 году за выслугу в 10 лет должен был быть удостоен медали «За боевые заслуги».
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.