Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиация оборонного общества  (Прочитано 5019 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #40 : 13 Декабря 2018, 19:49:54 »

Лётчик Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, мировой рекордсмен заслуженный мастер самолётного спорта СССР Николай Михайлович Голованов.
В авиацию оборонного общества пришёл в предвоенный период по комсомольской путёвке Московского авиационного завода: сначала курсант лётного отделения аэроклуба, а затем там же – инструктор-лётчик.
Участник Великой Отечественной войны.
После демобилизации – представитель лётно-подъёмного состава Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова: сначала лётчик, а затем долге годы бессменный спортивный комиссар и ответственный секретарь спортивной комиссии.
В августе 1951 года Н.М. Голованов на самолёте Як-11 совершил скоростной полёт по треугольному маршруту Тушино – Смоленск – Орёл – Тушино, в ходе которого пролетел 1000 километров со средней скоростью 442,3 километра в час. Такая скорость на спортивном самолете 4-й весовой категории была достигнута впервые в мире. Этот рекорд до сих пор никем не побит!


Возможно, он: гвардии младший лейтенант Николай Михайлович Голованов 1920 г.р. – лётчик 105-го отдельного гвардейского авиационного полка ГВФ 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2114, лл. 113 и 113об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000212.jpg&id=45777475&id1=ae1a8a6ae9d0b12f89059de86f31b3fc
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000213.jpg&id=45777476&id1=3f490692562ac68ac88dabf4938f293b

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #41 : 14 Декабря 2018, 14:59:52 »
Из материалов Центрального архива ДОСААФ России: 11 декабря 1940 года инструктор-лётчик Ленинградского районного аэроклуба города Москвы Николай Михайлович Голованов был переведён в Тушино на должность инструктора-лётчика Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова.
Он же приказом начальника ЦАК за № 157 от 30 июня 1941 года уволен в связи с призывом в Красную Армию.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #42 : 25 Декабря 2018, 16:25:55 »

ЯКУШЕНКОВ Иван Абрамович, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества.
Родился в 1896 году. Русский. Рабочий из крестьян. Член РКП(б)-ВКП(б) с 1919 года.
Образование:
- общее – начальное;
- военное: в 1920-х гг. последовательно закончил N-ю военно-теоретическую авиационную школу и N-ю военную школу лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Вероятно, это он под номером «86» в списке выпускников 1924 года 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков РККВФ.
В Русской (с марта 1917 года – с приставкой «императорская») армии не служил.
В Красной же Армии с периода Гражданской войны, в том числе:
- в боях и сражениях против белогвардейцев и иностранных интервентов;
- приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «капитан», а приказом НКО СССР за № 0789 от 21 февраля 1940 года очередного – «майор».
Как минимум, с 10 января 1934 года и по сентябрь 1941 года – представитель командно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР, при этом в период 10 января 1934-14 мая 1936 гг. и с 17 февраля 1939 года – в статусе военнослужащего, а с 14 мая 1936 года и по 17 февраля 1939 года – как командир авиации оборонного общества из числа военнослужащих запаса: был уволен в запас приказом НКО СССР за № 889 от 14 мая 1936 года в соответствии с пунктом «43-б» («в аттестационном порядке по служебному несоответствию») Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА; вновь на военной службе восстановлен приказом НКО СССР за № 0744 от 17 февраля 1939 года.
Посты, которые занимал, в авиации Осоавиахима СССР:
- с 10 января 1934 года и по 10 июля 1937 года – начальник лётной части Ярославского аэроклуба.
- с января 1938 года и конец февраля 1940 года – инспектор по технике пилотирования Ярославского областного совета Осоавиахима;
- с 29 февраля 1940 года – начальник Мичуринского аэроклуба Тамбовского областного совета Осоавиахима.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 791 от 15 сентября 1941 года откомандирован в ВВС Красной Армии.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #43 : 01 Января 2019, 16:11:18 »

Апрель 1934 года, Фёдор Васильевич Назаров (1915-1938) как новоиспечённый выпускник инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.

НАЗАРОВ Фёдор Васильевич (1915-1938), кадровый командир авиации Осоавиахима СССР, ставший невинной жертвой политических репрессий Сталинского режима.
Родился 15 мая 1915 года в городе Самаре. Русский. Рабочий из рабочих.
Партийность:
- с 4 октября 1929 года – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1932 года за № 7161100;
- по состоянию на вторую половину августа 1937 года – беспартийный.
Родители: Назаровы Василий Павлович и Анастасия Васильевна (в девичестве – Плеханова); с 1920 года – в разводе, при этом В.П. Назаров остался проживать в Самаре, а А.В. Плеханова, забрав с собой сына, переехала в город Камышин (ныне – в составе современной Волгоградской области) к брату.
Образование:
- общее – среднее: в 1931 году в городе Камышине закончил школу-семилетку, а в 1933 году – неполный курс Свердловской автотехнической школы;
- специальное авиационное: в апреле 1934 года – инструкторский курс Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.
В 1922-1931 гг. – учащийся общеобразовательной школы в городе Камышине.
В 1931-1933 гг. – учащийся по специальности «Автомобильный ремонтёр и монтажник» Свердловской автотехнической школы. Учёбу здесь оставил в связи с зачислением в авиашколу.
В 1933-1934 гг. – учлёт инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова. На момент выпуска отсюда – кавалер нагрудного знака Осоавиахима СССР «Ворошиловский стрелок», активный физкультурник (и, в первую очередь, проявил себя здесь как спортсмен-лыжник и спортсмен-конькобежец). В период учёбы здесь имел «выговор за пререкания о старшиной».
С 1 мая по 17 ноября 1934 года – инструктор-лётчик Свердловского областного аэроклуба имени Кабакова. Уволен был «по решению комиссии обкома ВКП(б), созданной по директиве ЦК и НКО о проверке кадров в авиации Осоавиахима». В данный период совершил на самолёте У-2 в общей сложности 466 полётов (с курсантами – 348, тренировочных – 68), пробыв в воздухе 68 часов 46 минут, в том числе обучая курсантов – 52 часа 40 минут.
Предположительно, с конца декабря 1936 года – инструктор-лётчик Челябинского аэроклуба.
Якобы 27 августа 1937 года как «враг народа» арестован органами госбезопасности. По сфабрикованным результатам следствия 23 июля 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР осуждён к высшей мере наказания сразу по четырём пунктам «контрреволюционной» статьи «58» Уголовного кодекса РСФСР:
- 58-1 «а» – «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п.»;
- 58-7 – «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта»;
- 58-8 – «Организация в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно участие в выполнении таких актов, хотя бы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации»;
- 58-11 – «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных или особосекретных должностях при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны»
В тот же день, 23 июля 1938 года, расстрелян.
Реабилитирован посмертно – 2 марта 1983 года Верховным судом СССР. Источники – ГУ ОГАЧО: ф. Р-467, оп. 4, д. 6297; http://archive74.ru/sites/default/files/knpamrep/na.html
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 19 Сентября 2019, 20:01:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #44 : 29 Января 2019, 12:49:04 »
От Удалова Константина Геннадьевича (г. Москва) – историка авиации и писателя:
- В 1946 году Осоавиахим СССР объявил конкурс на транспортную амфибию, в котором наряду с другими авиаконструкторами участие принял и инженер-полковник Игорь Вячеславович Четвериков (1904-1987) – директор и главный конструктор опытного завода № 458 (подмосковный посёлок Иваньково, ныне – город Дубна) наркомата авиапромышленности СССР. Он представил свою транспортную амфибию марки «ТА-1». Последняя была создана на основе трофейного самолёта марки «Арадо Ar 234 «Blitz» («Молния»)» – гитлеровского реактивного бомбардировщика, созданного в 1944 году немецкой компанией «Arado Flugzeugwerke».

От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:
90 лет назад появилось слово «вертолёт»
Так знаменитый авиаконструктор Николай Камов (о КБ им. Камова: http://starodymov.ru/?p=28098) назвал созданный им в соавторстве с Николаем Скржинским летательный аппарат. Реально они построили автожир, однако слово «вертолёт» попало в протокол заседания Технической комиссии Центрального совета Осоавиахима (см.: http://starodymov.ru/?p=24011) от 8 февраля 1929 года, и оттуда постепенно перекочевало в разговорный язык, прилепившись к аппаратам, официально называвшимся геликоптерами.
История зафиксировала момент, когда впервые о вертолёте публично заговорил товарищ Сталин – на приёме по случаю награждения членов экипажа Валентины Гризодубовой званием Герой Советского Союза, первых женщин, удостоенных этого звания: http://starodymov.ru/?p=28325
Ну а окончательно слово «вертолёт» вытеснило импортное «геликоптер» лишь после 1959 года, с подачи Михаила Миля (см.: http://starodymov.ru/?p=16142) – создателя наших замечательных машин семейства «Ми»… Его первенец, Ми-4, тут же вырвался на первые места среди винтокрылых аппаратов своего класса.
Как тут удержаться от того, чтобы напомнить, что в минувшем году я посетил международную выставку вертолётов!.. Незабываемые впечатления: http://starodymov.ru/?p=27204
« Последнее редактирование: 19 Сентября 2019, 19:56:24 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #45 : 01 Февраля 2019, 10:18:12 »

От пресс-службы ДОСААФ России:
- За авиацией ДОСААФ России могут закрепить статус государственной авиации специального назначения. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу. Авторами инициативы выступили следующие сенаторы: экс-главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев, Александр Ракитин, Владимир Кравченко и Алексей Кондратьев. Поправки предлагаются в статью 22 Воздушного кодекса (о государственной авиации).
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» ДОСААФ России выполняет ряд государственных задач, среди которых: подготовка граждан по военно-учетным специальностям для ВС РФ; развитие авиационных и технических видов спорта; летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования и участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
«Для выполнения этих задач в ДОСААФ России используется государственная авиация, переданная обществу территориальными органами Федерального агентства по управлению имуществом по договорам безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества. Она учтена в Государственном реестре государственных воздушных судов РФ и использует объекты единой системы организации воздушного движения и другое имущество государственной авиации, находящиеся только в федеральной собственности», – разъясняет смысл законопроекта и.о. директора департамента авиации ДОСААФ России Андрей Шумский. По его словам, предлагаемое для внесения в статью 22 Воздушного кодекса РФ изменение исключит возможность двойного толкования воздушного законодательства РФ по вопросам деятельности авиации ДОСААФ России и закрепит за государственной авиацией ДОСААФ России статус государственной авиации специального назначения.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #46 : 12 Февраля 2019, 12:46:26 »
Фото из фондов ГАРФ:

1935 год, председатель авиагруппы военно-научных консультантов Мососоавиахима авиационный краском Александр Степанович Колесов (1894-1972), ставший впоследствии генерал-майором авиации.


Январь 1935 года, авиагруппа военно-научных консультантов Мососоавиахима.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #47 : 19 Февраля 2019, 11:45:27 »

1936 года, инструктор-лётчик одного из краевых аэроклубов Осоавиахима Антон Сергеевич Рудаков 1915 г.р. Этот командир авиации оборонного общества облачён в парадный френч советских ВВС при знаках различия пилота запаса.

РУДАКОВ Антон Сергеевич, по состоянию на 1936 год – инструктор-лётчик одного из краевых аэроклубов Осоавиахима.
Родился в 1915 году в областном центре Украины городе Днепропетровске (ныне в версии украинских националистов– Днепр). Русский. Рабочий из рабочих. Член ВЛКСМ с 1930 года.
Детство и юность провёл последовательно на малой родине, в вологодском селе Верховажье (отсюда родом его отец) и Архангельске.
В декабре 1936 года успешно прошёл переэкзаменовку на статус инструктора-лётчика авиации Осоавиахима СССР.
Дальнейшая судьба неизвестна.
« Последнее редактирование: 19 Сентября 2019, 20:02:33 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #48 : 21 Февраля 2019, 12:36:48 »
Фрунзенский аэроклуб (Киргизия):


1937 год, инструктор-лётчик и учлёт-планерист Ошского аэроклуба (Киргизия). Инструктор в форме образца 1936 года со знаками различия среднего начсостава Осоавиахима, но при этом почему-то не при эмблемках авиации Осоавиахима, а при эмблемках советских ВВС.



1938 год, столица Киргизии город Фрунзе (ныне – Бишкек), лётчик-инструктор Фрунзенского аэроклуба Касым Ормокоев (он справа) с одним из учлётов:

1941 год:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #49 : 14 Марта 2019, 09:44:07 »

Гвардии генерал-майор авиации Михаил Павлович Казьмин в парадном мундире советских ВВС образца 1949 года.

КАЗЬМИН Михаил Павлович (1902-1962), советский авиационный военачальник, гвардии генерал-майор авиации (но, возможно, генерал-майор авиации запаса).
Родился 1 сентября 1902 года в деревни Горки сельского поселения Горки Ленинские Ленинского района Московской области. Русский. Из рабочих. Член ВКП(б)-КПСС с 1931 года. Был женат: супруга – Казьмина Антонина Васильевна (1908-1981).
Образование:
- общее: в 1918 году закончил один курс электротехникума;
- военное: 1) в начале 1920- гг. – Школу авиамотористов; 2) в июне 1925 года – N-ю военную школу лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота; 3) в 1937 году – Липецкую высшую лётно-тактическую школу ВВС РККА; и 4) в 1939 году – курсы усовершенствования командного состава при Академии Генерального штаба РККА.
На военной службе в советских Вооружённых Силах с августа 1920 года, при этом:
- в боях и сражениях Гражданской войны не участвовал;
- с июня 1925 года – в должностях среднего и старшего комсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера;
- предположительно в период с вены 1938 года и по лето 1940 года – командир 27-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, при этом с 1939 года – комбриг по воинскому званию;
- Постановлением СНК СССР от 4 июня 1940 года удостоен очередного воинского звания – «генерал-майор авиации» (но впоследствии – гвардии генерал-майор авиации);
- с ноября 1942 года и по май 1944 года – командир 1-й транспортной авиационной дивизии ГВФ (место дислокации управления соединения – московский аэропорт «Внуково»);
- с мая 1944 года (в том числе и по состоянию на сентябрь 1945 года) – начальник Уральского управления Гражданского воздушного флота СССР.
Приказом главкома ВВС Вооружённых Сил СССР за № 0306 от 5 марта 1947 года «в счёт 1000» передан в авиацию оборонного общества. И на новое место службы прибыл в тот же день – 5 марта 1947 года.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 10481 от 12 марта 1947 года назначен заместителем начальника Управления авиационной подготовки и спорта данного Центрального совета.
Приказом Главкома Вооружённых Сил СССР за № 02396 от 18 июня 1948 года откомандирован в Добровольное общество содействия авиации СССР, где в тот же день приказом председателя Центрального совет ДОСАВ СССР за № 1625 назначен И.д. начальника авиации данного Центрального совета.
Приказом главкома ВВС Вооружённых Сил СССР за № 03616 от 21 октября 1948 года откомандирован в резерв советских ВВС.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- ордена Ленина: предположительно, награждён осенью 1945 года за выслуга в 25 лет;
- четырёх орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом по войскам Центрального фронта (II ф) за № 24/н от 5 апреля 1943 года; 2) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1943 года; 3) награждён в ноябре 1944 года за выслугу в 20 и более лет; и 4) предположительно, награждён осенью 1950 года за выслугу в 25 лет;
- ордена Красной Звезды: награждён не ранее осени 1948 года;
- медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени: награждён не ранее лета 1943 года;
- медали «За оборону Кавказа: удостоен предположительно, в 1944 году;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № В-0270198): удостоен 28 сентября 1945 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флот»: удостоен в 1948 году;
- медали «В память 800-летия Москвы»: удостоен в 1947 году.
Скончался в 1962 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682527, д. 36, лл. 325, 328 и 328об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/092/033-0682527-0036%2b137-0035/00000599.jpg&id=19095608&id1=fde5d764a0858a5eb706573cebb42e08


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/092/033-0682527-0036%2b137-0035/00000602.jpg&id=19095613&id1=423e4286924c56909d685e13faa22191
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/092/033-0682527-0036%2b137-0035/00000603.jpg&id=19095614&id1=920394ce97bd13061c3f21c376ded3e9



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 39, лл. 37 и 37об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0039/00000060.jpg&id=10903736&id1=f99eb2f09f0ac078f996fe8113ae9620
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0039/00000061.jpg&id=10903737&id1=211460bd18cbaed25877f18ac1a0e287



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 44677, д. 710, л. 120. http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/004/033-0044677-0710%2b032-0532/00000211.jpg&id=1535538954&id1=99ad94514eaddc8dc823b2409201efc9


Могила генерела Михаила Павловича Казьмина на Ваганьковском кладбище Москвы (фото с просторов Рунета):
« Последнее редактирование: 14 Марта 2019, 17:28:31 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #50 : 15 Мая 2019, 18:35:19 »
Вот здесь четырёхминутный ролик «Первый полёт» о буднях Казанского аэроклуба из советской кинохроники 1940 года: https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=Казанский%20аэроклуб&l10n=ru&lr=2#/videowiz?filmId=16652107163952711697

Стоп-кадры:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #51 : 08 Июня 2019, 19:37:40 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #52 : 18 Июня 2019, 12:41:28 »

АБРАМОВ Иван Васильевич, к осени 1941 года – представитель кадрового состава советских ВВС, подполковник по воинскому званию.
Соцданные неизвестны.
К 1939 году – представитель кадрового состава советских ВВС, состоявший в военном (в современной терминологии – воинское) майор.
Приказом НКО СССР за № 0744 от 17 февраля 1939 года в «счёт 1000» передан в оборонное общество, где последовательно занимал следующие посты:
- начальника Отдела авиации Московского городского совета Осоавиахима: утверждён в данной должности приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 9 от 25 мая 1939 года;
- старшего инспектора Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР: назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 402 от 22 августа 1940 года.
Приказом НКО СССР за № 04152 от 11 сентября 1940 года удостоился очередного воинского звания – «подполковник».
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 799 от 22 сентября 1941 года возвращён на военную службу в советские ВВС.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Являлся кавалером двух высших ведомственных наград Осоавиахима:
- нагрудного знака «За активную оборонную работу»: удостоен постановлением президиума Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 9 от 19 июня 1942 года;
- нагрудного знака «Активист»: удостоен постановлением президиума Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 33 от 25 августа 1939 года.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фамилия военнослужащего И.В. Абрамова в наградных картотеках Союза Осоавиахим:
- как кавалеры высшей награды оборонного общества – нагрудного знака «За активную оборонную работу»:


- как кавалера нагрудного знака «Активист»:

Судя по всему, это гвардии полковник Иван Васильевич АБРАМОВ (1900-1943), на что косвенно указывают два следующих обстоятельства: 1) факт наличия у погибшего гвардии полковника И.В. Абрамова некоего «значка ОСОАВИАХИМА»; и 2) домашний адрес по состоянию на осень 1941 года: город Тюмень, улица Свердлова, 26. Именно в Тюмени с осени 1941 года в эвакуации находилось ядро аппарата Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, в том числе и семьи сотрудников.

Озвученный выше военачальник боевое крещение принял 3 октября 1941 года в качестве начальника штаба-заместителя командира 5-го воздушно-десантного корпуса. На тот период времени – подполковник по воинскому званию. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 7, лл. 273 и 273об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0007/00000437.jpg&id=12112235&id1=e218f80cc45ea7643614a84025b18f7a
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0007/00000438.jpg&id=12112236&id1=3bcdc0ddaa2273dbbdda1d6bf71e8fdb



К 1943 году – заместитель по строевой части командира 41-й гвардейской стрелковой (впоследствии – Корсуньско-Дунайская ордена Суворова) дивизии и уже гвардии полковник по воинскому званию.
Номер записи в ОБД – 576924454. Абрамов Иван Васильевич, командир 41 гв. сд, гвардии полковник. Убит 28.02.1943 года. http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000239.jpg&id=6922441&id=6922441&id1=51d90269c75d540303a4d4e4fdbb146b


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000240.jpg&id=6922442&id=6922442&id1=b5e67ada6ed51467327365f4099a1a73


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000241.jpg&id=6922443&id=6922443&id1=79be03d1748297de004e2484a6db4d2b


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000242.jpg&id=6922444&id=6922444&id1=f55dc9aa235ce9925da057f8d1a66bff


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000243.jpg&id=6922445&id=6922445&id1=681f07d5a6938c82d641f71e3dbaedf3


Номер записи в ОБД – 566552666. Абрамов Иван Васильевич, гвардии полковник. Похоронен: Украинская ССР, Харьковская область, Петровский район. ttp://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0769232-0001/00000228.jpg&id=66552653&id=66552653&id1=9e843657bef246d0ef66f391f30afd80


Номер записи в ОБД – 573992885. Абрамов Иван Васильевич 1900 г.р., командир 41 гв. сд, гвардии полковник. Убит  28.02.1943 года. http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0228/00000250.jpg&id=73992884&id=73992884&id1=36d7ccd42e2253b8515c97f352d52c7c
« Последнее редактирование: 18 Июня 2019, 13:25:05 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #53 : 22 Июня 2019, 17:12:27 »

АБРАМОВ Фёдор Иванович, по состоянию на зиму 1940/1941 гг. – представитель лётно-подъёмного состава 13-й бомбардировочной дивизии ВВС Западного особого военного округа, старший лейтенант.
Соцданные неизвестны.
К лету 1940 года – представитель кадрового состава советских ВВС, состоявший в звании старшего лейтенанта.
Приказом НКО СССР за № 0726 от 20 июня 1940 года «в счёт 1000» передан в оборонное общество, где принял должность инструктора-лётчика Калининского аэроклуба.
Приказом НКО СССР за № 04077 от 9 сентября 1940 года назначен в ряды лётно-подъёмного состава только что сформированной в белорусском Бобруйске 13-й бомбардировочной авиационной дивизии, в связи с чем приказом Центрального совета Осоавиахима СССР за № 575 (по другим данным – 579) от 18 октября 1940 года был исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #54 : 22 Июня 2019, 19:18:34 »

Фотопортрет Николая Александровича Чулошникова со страниц 15-го номера за 1 августа 1933 года саратовской газеты «Даёшь комбайн!».
ЧУЛОШНИКОВ Николай Александрович, ветеран советской авиации.
Родился в 1901 году в районном городе Муроме Владимирской области. Член ВКП(б).
В 1922 году призван в Красную Армию Муромским уездным военкоматом Владимирской губернии.
К 1927 году – курсант 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима. Выпущен с производством в краскомы 20 октября 1927 года. Источник – РГВА: ф. 34273, оп. 1, д. 37, л. 147.
К зиме 1930/1931 гг. – старший лётчик по должностным воинским знакам различия.
С 1 декабря 1930 года – первый по счёту начальник Бобриковской школы лётчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
В 1932 году – начальник лётной части Витебской школы лётчиков Осоавиахима, а с августа 1933 года – начальник Саратовского аэроклуба.
Впоследствии – представитель лётно-подъёмного состава Гражданского воздушного флота и, в частности, в июне 1941-сентябре 1943 гг. – старший инженер Управления учебных заведений-инспектор авиационной службы Горьковского аэропорта, а с сентября 1943 года – старший инспектор-пилот Лётной инспекции ГУГВФ, последовательно капитан и майор по воинскому званию. И в последнем качестве как представитель Авиации дальнего действия «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, подготовку лётных кадров, перегонку материальной части для боевых авиационных частей действующей армии и отличные показатели в работе» Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/230 от 5 ноября 1944 года был удостоен ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686046, д. 20, лл. 1 и 99; ф. 33, оп. 686046, д. 21, лл. 318 и 318об.
Кроме того, к осени 1944 года был награждён:
- «личным оружием за правильную организацию лётной работы»;
- Правительственной грамотой «за участие в 1 звёздном слёте»;
- грамотой Аэрофлота.
С 31 августа 1945 года – кавалер медали «За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № В-0270175). Источник – ЦАМО: ф. 44677, д. 649, л. 59.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #55 : 28 Августа 2019, 13:12:26 »
С одного из Интернет-аукционов:


Возможно, она: https://rosgenea.ru/familiya/krutova/page_2 «Крутова Клавдия Николаевна (1913.02.22 Чаадаевка Городищенского р-на Пензенской обл.,-2004), на 2004 – житель г. Омск, паспорт выд. Фрунзенским РОВД Ошской обл. 1979.05.28».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #56 : 01 Сентября 2019, 14:11:05 »
С одного из Интернет-аукционов:

«Н. Носаль – инструктор аэроклуба 1937».

Возможно он: Носаль-Мазяр Николай Авксентьевич (Луксентьевич) 1912 года рождения, уроженец бывшей Варшавской губернии Российской империи. В предвоенный перилж дил и трудился в областном центре Украины городе Запорожье. В Красной Армии с мая 1942 года, в том числе – с мая по 20 июля 1944 года – в действующей армии как лётчик 175 шап 305 шад 9 сак 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, а затем (в том числе и по состоянию на начало ноября 1945 года) – командир звена 43 зшап ВВС Киевского военного округа, последовательно младший лейтенант и лейтенант по воинскому званию.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #57 : 01 Сентября 2019, 15:19:12 »
С одного из Интернет-аукционов. Образцы пропусков (как именные, выписанные органами госбезопасности представителям высшей госноменклатуры, так и массово распространяемые за наличный расчёт) для посещения проводившихся в Тушино в День Воздушного флота СССР воздушных парадов:

На имя Серафима Васильевича Горышева:

В качестве справки: ГОРЫШЕВ Серафим Васильевич 1911 г.р., с 9 марта 1947 года и по 19 мая 1952 года – заместитель начальника Главного управления охраны МГБ СССР по кадрам, полковник.

На имя Александра Николаевича Егорова:

В качестве справки: ЕГОРОВ Александр Николаевич (1904-1988), советский партийный и государственный деятель, в 1950-1955 гг. – первый секретарь ЦК ВКП(б) Карело-Финской ССР.

На имя Николая Иосифовича Линкуна:

В качестве справки: ЛИНКУН Николай Иосифович (1904-1977), советский государственный и партийный деятель, учёный, полковник в отставке; в 1948-1951 гг. – аспирант Академии общественных наук при ЦК ВКП(б).

На имя Константина Кирилловича Омельченко:

В качестве справки: ОМЕЛЬЧЕНКО Константин Кириллович 1907 г.р., советский журналист, в 1953-1957 гг. – начальник Главного управления по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР.

На имя Дмитрия Георгиевича Шмакова:

Личность идентифицировать не удалось.

Массовые, распространявшиеся среди граждан на платной основе:


Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #58 : 09 Сентября 2019, 18:39:29 »

Портрет лётчицы Осоавиахима Екатерины Матвеевны Медниковой работы выдающегося советского фотохудожника Аркадия Самойловича Шайхета (1898-1959).

ЯКОВЛЕВА (в девичестве – Медникова) Екатерина Матвеевна, активистка парашютного спорта и лётчица из пилотажной группы Центрального аэроклуба СССР и в данном качестве, в частности, в 1937-1938 гг. – мировая рекордсменка по дальности и скорости полётов на различных моделях самолётов, с 1938 года – супруга выдающегося советского авиаконструктора А.С. Яковлева.
В 1934 году – работница Московской фабрики «Динамо», а в 1937-м – лаборантка фабрично-заводского училища Московского завода «Калибр». В данный период – член ВЛКСМ.
В 1934 году совершила первый парашютный прыжок, а 4 октября 1935 года – затяжной парашютный прыжок.
В 1935 году в группе спортсменов-авиаторов Осоавиахима приняла участие в съёмках советского художественного фильма «Лётчики» режиссёра Ю.Я. Райзмана.
Мастерски пилотировала легкомоторные самолёты АИР-9бис, УТ-1 и Г-22.
4 июля 1937 года на яковлевском АИР-9бис лётчицы Осоавиахима Ирина Вишневская и Екатерина Медникова установили женский международный рекорд для лёгких самолётов 1-й категории. Они тогда достигли высоты в 6518 метров. На установлении рекорда присутствовал и лично сам Александр Сергеевич Яковлев.
3 июля 1938 года лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова установила на спортивно-тренировочном самолёте Г-22 международный рекорд скорости по замкнутому маршруту длиной в 100 км для самолётов класса 4С (3-я категория, объём двигателя от 2-х до 4-х литров), показав среднюю скорость в 164,94 км/ч. Правда, при попытке установления рекорда скорости на дальности 500 км лётчица забыла включить дополнительный бак, что привело к вынужденной посадке, в ходе которой вдобавок подломились шасси.
С 27 августа 1938 года – кавалер высшей награды Осоавиахима в лице нагрудного знака «За активную оборонную работу» (удостоверение № 358). Была удостоена «за отличную подготовку и показ номеров высшего пилотажа в День авиации».
23 сентября 1938 года установила женский мировой рекорд скорости для легкомоторных гидросамолётов – в 197 км/ч.


Фотоплакат 1934 года: «…Что-то выхлестнулось за спиной, её силой выдернуло кверху, всё в мире стало ясным, сразу встало на своё место – и земля, и небо, и аэродром внизу. Распахнувшийся большой напряжённый зонт закрыл полнеба. И Катя Медникова, смеясь от радости, переполнившей её, стала спускаться».


4 октября 1935 года, Тушинский аэродром Осоавиахима СССР, Екатерина Матвеевна Медникова перед совершением затяжного прыжка. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806869; номер по ГИК (КП) – 42809/52.


4 октября 1935 года, Тушинский аэродром Осоавиахима СССР, Екатерина Матвеевна Медникова сразу после завершения затяжного прыжка. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806727; номер по ГИК (КП) – 42809/53.




Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова на фоне яковлевского самолёта УТ-1.


1938 год, лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова. Автор снимка – известный советский фотохудожник Алексей Михайлович Межуев. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5438373; номер по ГИК (КП) – 15692/36.




Удостоверение за № 358 к наградному знаку «За активную оборонную работу» Екатерины Матвеевны Медниковой. Награждена президиумом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР на основании протокола № 30 от 27 августа 1938 года с формулировкой: «За отличную подготовку и показ номеров высшего пилотажа в День авиации». Оригинал документа хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 15174708; номер по ГИК (КП) – ГЦМСИР ГИК 42809/59.



Фамилия Е.М. Медниковой в Картотеке кавалеров нагрудного знака Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу».

3 июля 1938 года года перед рекордным полётом на спортивно-тренировочном самолёте Г-22:

Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова со своим наставником в лице инструктора-лётчика Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторова на Тушинском аэродроме на фоне яковлевского самолёта УТ-1.


23 сентября 1938 года, Тушинский аэродром инструктор-лётчик Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторов даёт последние наставления перед полётом на спортивно-тренировочном самолёте Г-22 (он на заднем плане) лётчице-рекордсменке Е.М. Медниковой. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5807364; номер по ГИК (КП) – 42809/55.



Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова у самолёта Г-22. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806684; номер по ГИК (КП) – 42809/56б.


Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова у самолёта Г-22. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806739; номер по ГИК (КП) – 42809/56а


Инструктор-лётчик Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторов (он второй справа) в присутствии высших должностных лиц Осоавиахима СССР и РСФСР даёт последние указания и рекомендации летчице Екатерине Матвеевне Медниковой (она вторая слева) перед её рекордным полётом. Данная фотокопия хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Наро-Фоминский историко-краеведческий музей» Московской области: номер в Госкаталоге – 11315374; номер по ГИК (КП) – НФ ИКМ КП 57/17; инвентарный номер – Ф 91.

23 сентября 1938 года:

Сразу после завершения рекордного полёта на легкомоторном гидросамолёте марки «УТ-1».

1957 год:


Вероятно, она:

«10.02.1960 г. Медникова Е.М.».
Оригинал хранится в фондах Муниципального казённого учреждения культуры «Среднеахтубинский районный историко-краеведческий музей» Волгоградской области: номер в Госкаталоге – 11586775; номер по ГИК (КП) – СКМ ОФ № 887.
« Последнее редактирование: 13 Сентября 2019, 19:36:23 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 193
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #59 : 13 Сентября 2019, 19:32:21 »
С одного из Интернет-аукционов:

1939 год, неизвестные штабной работник одного из аэроклубов Осоавиахима в форменной одежде командно-строевого состава авиации оборонного общества.








1953 год, инструктор-лётчик Воронежского аэроклуба В.Ф. Желнин проводит предполётный инструктаж учлётов своей группы. Судя по гаргроту самолёта, обучение проводилось или на УТ-1, или УТ-2.

Именные карманные часы, врученные 12 августа 1938 года учлёту Кировского областного аэроклуба А.А. Зорину как отличнику учёбы в ознаменование грядущего (24 августа) и всенародно тогда отмечавшегося Дня Воздушного флота СССР:
« Последнее редактирование: 13 Сентября 2019, 19:56:50 от Sobkor »
Записан
Страниц: 1 2 [3]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »