Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиация оборонного общества  (Прочитано 9429 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #40 : 19 Февраля 2019, 11:45:27 »

1936 года, инструктор-лётчик одного из краевых аэроклубов Осоавиахима Антон Сергеевич Рудаков 1915 г.р. Этот командир авиации оборонного общества облачён в парадный френч советских ВВС при знаках различия пилота запаса.

РУДАКОВ Антон Сергеевич, по состоянию на 1936 год – инструктор-лётчик одного из краевых аэроклубов Осоавиахима.
Родился в 1915 году в областном центре Украины городе Днепропетровске (ныне в версии украинских националистов– Днепр). Русский. Рабочий из рабочих. Член ВЛКСМ с 1930 года.
Детство и юность провёл последовательно на малой родине, в вологодском селе Верховажье (отсюда родом его отец) и Архангельске.
В декабре 1936 года успешно прошёл переэкзаменовку на статус инструктора-лётчика авиации Осоавиахима СССР.
Дальнейшая судьба неизвестна.
« Последнее редактирование: 19 Сентября 2019, 20:02:33 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #41 : 21 Февраля 2019, 12:36:48 »
Фрунзенский аэроклуб (Киргизия):


1937 год, инструктор-лётчик и учлёт-планерист Ошского аэроклуба (Киргизия). Инструктор в форме образца 1936 года со знаками различия среднего начсостава Осоавиахима, но при этом почему-то не при эмблемках авиации Осоавиахима, а при эмблемках советских ВВС.



1938 год, столица Киргизии город Фрунзе (ныне – Бишкек), лётчик-инструктор Фрунзенского аэроклуба Касым Ормокоев (он справа) с одним из учлётов:

1941 год:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #42 : 14 Марта 2019, 09:44:07 »

Гвардии генерал-майор авиации Михаил Павлович Казьмин в парадном мундире советских ВВС образца 1949 года.

КАЗЬМИН Михаил Павлович (1902-1962), советский авиационный военачальник, гвардии генерал-майор авиации (но, возможно, генерал-майор авиации запаса).
Родился 1 сентября 1902 года в деревни Горки сельского поселения Горки Ленинские Ленинского района Московской области. Русский. Из рабочих. Член ВКП(б)-КПСС с 1931 года. Был женат: супруга – Казьмина Антонина Васильевна (1908-1981).
Образование:
- общее: в 1918 году закончил один курс электротехникума;
- военное: 1) в начале 1920- гг. – Школу авиамотористов; 2) в июне 1925 года – N-ю военную школу лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота; 3) в 1937 году – Липецкую высшую лётно-тактическую школу ВВС РККА; и 4) в 1939 году – курсы усовершенствования командного состава при Академии Генерального штаба РККА.
На военной службе в советских Вооружённых Силах с августа 1920 года, при этом:
- в боях и сражениях Гражданской войны не участвовал;
- с июня 1925 года – в должностях среднего и старшего комсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера;
- предположительно в период с вены 1938 года и по лето 1940 года – командир 27-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, при этом с 1939 года – комбриг по воинскому званию;
- Постановлением СНК СССР от 4 июня 1940 года удостоен очередного воинского звания – «генерал-майор авиации» (но впоследствии – гвардии генерал-майор авиации);
- с ноября 1942 года и по май 1944 года – командир 1-й транспортной авиационной дивизии ГВФ (место дислокации управления соединения – московский аэропорт «Внуково»);
- с мая 1944 года (в том числе и по состоянию на сентябрь 1945 года) – начальник Уральского управления Гражданского воздушного флота СССР.
Приказом главкома ВВС Вооружённых Сил СССР за № 0306 от 5 марта 1947 года «в счёт 1000» передан в авиацию оборонного общества. И на новое место службы прибыл в тот же день – 5 марта 1947 года.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 10481 от 12 марта 1947 года назначен заместителем начальника Управления авиационной подготовки и спорта данного Центрального совета.
Приказом Главкома Вооружённых Сил СССР за № 02396 от 18 июня 1948 года откомандирован в Добровольное общество содействия авиации СССР, где в тот же день приказом председателя Центрального совет ДОСАВ СССР за № 1625 назначен И.д. начальника авиации данного Центрального совета.
Приказом главкома ВВС Вооружённых Сил СССР за № 03616 от 21 октября 1948 года откомандирован в резерв советских ВВС.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- ордена Ленина: предположительно, награждён осенью 1945 года за выслуга в 25 лет;
- четырёх орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом по войскам Центрального фронта (II ф) за № 24/н от 5 апреля 1943 года; 2) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1943 года; 3) награждён в ноябре 1944 года за выслугу в 20 и более лет; и 4) предположительно, награждён осенью 1950 года за выслугу в 25 лет;
- ордена Красной Звезды: награждён не ранее осени 1948 года;
- медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени: награждён не ранее лета 1943 года;
- медали «За оборону Кавказа: удостоен предположительно, в 1944 году;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № В-0270198): удостоен 28 сентября 1945 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флот»: удостоен в 1948 году;
- медали «В память 800-летия Москвы»: удостоен в 1947 году.
Скончался в 1962 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682527, д. 36, лл. 325, 328 и 328об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/092/033-0682527-0036%2b137-0035/00000599.jpg&id=19095608&id1=fde5d764a0858a5eb706573cebb42e08


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/092/033-0682527-0036%2b137-0035/00000602.jpg&id=19095613&id1=423e4286924c56909d685e13faa22191
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/092/033-0682527-0036%2b137-0035/00000603.jpg&id=19095614&id1=920394ce97bd13061c3f21c376ded3e9



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 39, лл. 37 и 37об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0039/00000060.jpg&id=10903736&id1=f99eb2f09f0ac078f996fe8113ae9620
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0039/00000061.jpg&id=10903737&id1=211460bd18cbaed25877f18ac1a0e287



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 44677, д. 710, л. 120. http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/004/033-0044677-0710%2b032-0532/00000211.jpg&id=1535538954&id1=99ad94514eaddc8dc823b2409201efc9


Могила генерела Михаила Павловича Казьмина на Ваганьковском кладбище Москвы (фото с просторов Рунета):
« Последнее редактирование: 14 Марта 2019, 17:28:31 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #43 : 15 Мая 2019, 18:35:19 »
Вот здесь четырёхминутный ролик «Первый полёт» о буднях Казанского аэроклуба из советской кинохроники 1940 года: https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=Казанский%20аэроклуб&l10n=ru&lr=2#/videowiz?filmId=16652107163952711697

Стоп-кадры:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #44 : 08 Июня 2019, 19:37:40 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #45 : 18 Июня 2019, 12:41:28 »

АБРАМОВ Иван Васильевич, к осени 1941 года – представитель кадрового состава советских ВВС, подполковник по воинскому званию.
Соцданные неизвестны.
К 1939 году – представитель кадрового состава советских ВВС, состоявший в военном (в современной терминологии – воинское) майор.
Приказом НКО СССР за № 0744 от 17 февраля 1939 года в «счёт 1000» передан в оборонное общество, где последовательно занимал следующие посты:
- начальника Отдела авиации Московского городского совета Осоавиахима: утверждён в данной должности приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 9 от 25 мая 1939 года;
- старшего инспектора Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР: назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 402 от 22 августа 1940 года.
Приказом НКО СССР за № 04152 от 11 сентября 1940 года удостоился очередного воинского звания – «подполковник».
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 799 от 22 сентября 1941 года возвращён на военную службу в советские ВВС.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Являлся кавалером двух высших ведомственных наград Осоавиахима:
- нагрудного знака «За активную оборонную работу»: удостоен постановлением президиума Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 9 от 19 июня 1942 года;
- нагрудного знака «Активист»: удостоен постановлением президиума Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 33 от 25 августа 1939 года.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фамилия военнослужащего И.В. Абрамова в наградных картотеках Союза Осоавиахим:
- как кавалеры высшей награды оборонного общества – нагрудного знака «За активную оборонную работу»:


- как кавалера нагрудного знака «Активист»:

Судя по всему, это гвардии полковник Иван Васильевич АБРАМОВ (1900-1943), на что косвенно указывают два следующих обстоятельства: 1) факт наличия у погибшего гвардии полковника И.В. Абрамова некоего «значка ОСОАВИАХИМА»; и 2) домашний адрес по состоянию на осень 1941 года: город Тюмень, улица Свердлова, 26. Именно в Тюмени с осени 1941 года в эвакуации находилось ядро аппарата Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, в том числе и семьи сотрудников.

Озвученный выше военачальник боевое крещение принял 3 октября 1941 года в качестве начальника штаба-заместителя командира 5-го воздушно-десантного корпуса. На тот период времени – подполковник по воинскому званию. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 7, лл. 273 и 273об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0007/00000437.jpg&id=12112235&id1=e218f80cc45ea7643614a84025b18f7a
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0007/00000438.jpg&id=12112236&id1=3bcdc0ddaa2273dbbdda1d6bf71e8fdb



К 1943 году – заместитель по строевой части командира 41-й гвардейской стрелковой (впоследствии – Корсуньско-Дунайская ордена Суворова) дивизии и уже гвардии полковник по воинскому званию.
Номер записи в ОБД – 576924454. Абрамов Иван Васильевич, командир 41 гв. сд, гвардии полковник. Убит 28.02.1943 года. http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000239.jpg&id=6922441&id=6922441&id1=51d90269c75d540303a4d4e4fdbb146b


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000240.jpg&id=6922442&id=6922442&id1=b5e67ada6ed51467327365f4099a1a73


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000241.jpg&id=6922443&id=6922443&id1=79be03d1748297de004e2484a6db4d2b


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000242.jpg&id=6922444&id=6922444&id1=f55dc9aa235ce9925da057f8d1a66bff


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/003/033-0011458-0461/00000243.jpg&id=6922445&id=6922445&id1=681f07d5a6938c82d641f71e3dbaedf3


Номер записи в ОБД – 566552666. Абрамов Иван Васильевич, гвардии полковник. Похоронен: Украинская ССР, Харьковская область, Петровский район. ttp://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0769232-0001/00000228.jpg&id=66552653&id=66552653&id1=9e843657bef246d0ef66f391f30afd80


Номер записи в ОБД – 573992885. Абрамов Иван Васильевич 1900 г.р., командир 41 гв. сд, гвардии полковник. Убит  28.02.1943 года. http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/011/033-0011458-0228/00000250.jpg&id=73992884&id=73992884&id1=36d7ccd42e2253b8515c97f352d52c7c
« Последнее редактирование: 18 Июня 2019, 13:25:05 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #46 : 22 Июня 2019, 17:12:27 »

АБРАМОВ Фёдор Иванович, по состоянию на зиму 1940/1941 гг. – представитель лётно-подъёмного состава 13-й бомбардировочной дивизии ВВС Западного особого военного округа, старший лейтенант.
Соцданные неизвестны.
К лету 1940 года – представитель кадрового состава советских ВВС, состоявший в звании старшего лейтенанта.
Приказом НКО СССР за № 0726 от 20 июня 1940 года «в счёт 1000» передан в оборонное общество, где принял должность инструктора-лётчика Калининского аэроклуба.
Приказом НКО СССР за № 04077 от 9 сентября 1940 года назначен в ряды лётно-подъёмного состава только что сформированной в белорусском Бобруйске 13-й бомбардировочной авиационной дивизии, в связи с чем приказом Центрального совета Осоавиахима СССР за № 575 (по другим данным – 579) от 18 октября 1940 года был исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #47 : 22 Июня 2019, 19:18:34 »

Фотопортрет Николая Александровича Чулошникова со страниц 15-го номера за 1 августа 1933 года саратовской газеты «Даёшь комбайн!».
ЧУЛОШНИКОВ Николай Александрович, ветеран советской авиации.
Родился в 1901 году в районном городе Муроме Владимирской области. Член ВКП(б).
В 1922 году призван в Красную Армию Муромским уездным военкоматом Владимирской губернии.
К 1927 году – курсант 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима. Выпущен с производством в краскомы 20 октября 1927 года. Источник – РГВА: ф. 34273, оп. 1, д. 37, л. 147.
К зиме 1930/1931 гг. – старший лётчик по должностным воинским знакам различия.
С 1 декабря 1930 года – первый по счёту начальник Бобриковской школы лётчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
В 1932 году – начальник лётной части Витебской школы лётчиков Осоавиахима, а с августа 1933 года – начальник Саратовского аэроклуба.
Впоследствии – представитель лётно-подъёмного состава Гражданского воздушного флота и, в частности, в июне 1941-сентябре 1943 гг. – старший инженер Управления учебных заведений-инспектор авиационной службы Горьковского аэропорта, а с сентября 1943 года – старший инспектор-пилот Лётной инспекции ГУГВФ, последовательно капитан и майор по воинскому званию. И в последнем качестве как представитель Авиации дальнего действия «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, подготовку лётных кадров, перегонку материальной части для боевых авиационных частей действующей армии и отличные показатели в работе» Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/230 от 5 ноября 1944 года был удостоен ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686046, д. 20, лл. 1 и 99; ф. 33, оп. 686046, д. 21, лл. 318 и 318об.
Кроме того, к осени 1944 года был награждён:
- «личным оружием за правильную организацию лётной работы»;
- Правительственной грамотой «за участие в 1 звёздном слёте»;
- грамотой Аэрофлота.
С 31 августа 1945 года – кавалер медали «За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № В-0270175). Источник – ЦАМО: ф. 44677, д. 649, л. 59.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #48 : 28 Августа 2019, 13:12:26 »
С одного из Интернет-аукционов:


Возможно, она: https://rosgenea.ru/familiya/krutova/page_2 «Крутова Клавдия Николаевна (1913.02.22 Чаадаевка Городищенского р-на Пензенской обл.,-2004), на 2004 – житель г. Омск, паспорт выд. Фрунзенским РОВД Ошской обл. 1979.05.28».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #49 : 01 Сентября 2019, 14:11:05 »
С одного из Интернет-аукционов:

«Н. Носаль – инструктор аэроклуба 1937».

Возможно он: Носаль-Мазяр Николай Авксентьевич (Луксентьевич) 1912 года рождения, уроженец бывшей Варшавской губернии Российской империи. В предвоенный перилж дил и трудился в областном центре Украины городе Запорожье. В Красной Армии с мая 1942 года, в том числе – с мая по 20 июля 1944 года – в действующей армии как лётчик 175 шап 305 шад 9 сак 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, а затем (в том числе и по состоянию на начало ноября 1945 года) – командир звена 43 зшап ВВС Киевского военного округа, последовательно младший лейтенант и лейтенант по воинскому званию.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #50 : 01 Сентября 2019, 15:19:12 »
С одного из Интернет-аукционов. Образцы пропусков (как именные, выписанные органами госбезопасности представителям высшей госноменклатуры, так и массово распространяемые за наличный расчёт) для посещения проводившихся в Тушино в День Воздушного флота СССР воздушных парадов:

На имя Серафима Васильевича Горышева:

В качестве справки: ГОРЫШЕВ Серафим Васильевич 1911 г.р., с 9 марта 1947 года и по 19 мая 1952 года – заместитель начальника Главного управления охраны МГБ СССР по кадрам, полковник.

На имя Александра Николаевича Егорова:

В качестве справки: ЕГОРОВ Александр Николаевич (1904-1988), советский партийный и государственный деятель, в 1950-1955 гг. – первый секретарь ЦК ВКП(б) Карело-Финской ССР.

На имя Николая Иосифовича Линкуна:

В качестве справки: ЛИНКУН Николай Иосифович (1904-1977), советский государственный и партийный деятель, учёный, полковник в отставке; в 1948-1951 гг. – аспирант Академии общественных наук при ЦК ВКП(б).

На имя Константина Кирилловича Омельченко:

В качестве справки: ОМЕЛЬЧЕНКО Константин Кириллович 1907 г.р., советский журналист, в 1953-1957 гг. – начальник Главного управления по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР.

На имя Дмитрия Георгиевича Шмакова:

Личность идентифицировать не удалось.

Массовые, распространявшиеся среди граждан на платной основе:


Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #51 : 09 Сентября 2019, 18:39:29 »

Портрет лётчицы Осоавиахима Екатерины Матвеевны Медниковой работы выдающегося советского фотохудожника Аркадия Самойловича Шайхета (1898-1959).

ЯКОВЛЕВА (в девичестве – Медникова) Екатерина Матвеевна, активистка парашютного спорта и лётчица из пилотажной группы Центрального аэроклуба СССР и в данном качестве, в частности, в 1937-1938 гг. – мировая рекордсменка по дальности и скорости полётов на различных моделях самолётов, с 1938 года – супруга выдающегося советского авиаконструктора А.С. Яковлева.
В 1934 году – работница Московской фабрики «Динамо», а в 1937-м – лаборантка фабрично-заводского училища Московского завода «Калибр». В данный период – член ВЛКСМ.
В 1934 году совершила первый парашютный прыжок, а 4 октября 1935 года – затяжной парашютный прыжок.
В 1935 году в группе спортсменов-авиаторов Осоавиахима приняла участие в съёмках советского художественного фильма «Лётчики» режиссёра Ю.Я. Райзмана.
Мастерски пилотировала легкомоторные самолёты АИР-9бис, УТ-1 и Г-22.
4 июля 1937 года на яковлевском АИР-9бис лётчицы Осоавиахима Ирина Вишневская и Екатерина Медникова установили женский международный рекорд для лёгких самолётов 1-й категории. Они тогда достигли высоты в 6518 метров. На установлении рекорда присутствовал и лично сам Александр Сергеевич Яковлев.
3 июля 1938 года лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова установила на спортивно-тренировочном самолёте Г-22 международный рекорд скорости по замкнутому маршруту длиной в 100 км для самолётов класса 4С (3-я категория, объём двигателя от 2-х до 4-х литров), показав среднюю скорость в 164,94 км/ч. Правда, при попытке установления рекорда скорости на дальности 500 км лётчица забыла включить дополнительный бак, что привело к вынужденной посадке, в ходе которой вдобавок подломились шасси.
С 27 августа 1938 года – кавалер высшей награды Осоавиахима в лице нагрудного знака «За активную оборонную работу» (удостоверение № 358). Была удостоена «за отличную подготовку и показ номеров высшего пилотажа в День авиации».
23 сентября 1938 года установила женский мировой рекорд скорости для легкомоторных гидросамолётов – в 197 км/ч.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Фотоплакат 1934 года: «…Что-то выхлестнулось за спиной, её силой выдернуло кверху, всё в мире стало ясным, сразу встало на своё место – и земля, и небо, и аэродром внизу. Распахнувшийся большой напряжённый зонт закрыл полнеба. И Катя Медникова, смеясь от радости, переполнившей её, стала спускаться».


4 октября 1935 года, Тушинский аэродром Осоавиахима СССР, Екатерина Матвеевна Медникова перед совершением затяжного прыжка. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806869; номер по ГИК (КП) – 42809/52.


4 октября 1935 года, Тушинский аэродром Осоавиахима СССР, Екатерина Матвеевна Медникова сразу после завершения затяжного прыжка. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806727; номер по ГИК (КП) – 42809/53.




Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова на фоне яковлевского самолёта УТ-1.


1938 год, лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова. Автор снимка – известный советский фотохудожник Алексей Михайлович Межуев. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5438373; номер по ГИК (КП) – 15692/36.




Удостоверение за № 358 к наградному знаку «За активную оборонную работу» Екатерины Матвеевны Медниковой. Награждена президиумом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР на основании протокола № 30 от 27 августа 1938 года с формулировкой: «За отличную подготовку и показ номеров высшего пилотажа в День авиации». Оригинал документа хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 15174708; номер по ГИК (КП) – ГЦМСИР ГИК 42809/59.



Фамилия Е.М. Медниковой в Картотеке кавалеров нагрудного знака Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу».


3 июля 1938 года года перед рекордным полётом на спортивно-тренировочном самолёте Г-22: лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова со своим наставником в лице инструктора-лётчика Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторова на Тушинском аэродроме на фоне яковлевского самолёта УТ-1.


23 сентября 1938 года, Тушинский аэродром инструктор-лётчик Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторов даёт последние наставления перед полётом на спортивно-тренировочном самолёте Г-22 (он на заднем плане) лётчице-рекордсменке Е.М. Медниковой. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5807364; номер по ГИК (КП) – 42809/55.



Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова у самолёта Г-22. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806684; номер по ГИК (КП) – 42809/56б.


Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова у самолёта Г-22. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806739; номер по ГИК (КП) – 42809/56а.


Инструктор-лётчик Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторов (он второй справа) в присутствии высших должностных лиц Осоавиахима СССР и РСФСР (в том числе крайним справа стоит конструктор самолёта Г-22 – майор Владислав Константинович Грибовский) даёт последние указания и рекомендации летчице Екатерине Матвеевне Медниковой (она вторая слева) перед её рекордным полётом. Данная фотокопия хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Наро-Фоминский историко-краеведческий музей» Московской области: номер в Госкаталоге – 11315374; номер по ГИК (КП) – НФ ИКМ КП 57/17; инвентарный номер – Ф 91.

23 сентября 1938 года:

Сразу после завершения рекордного полёта на легкомоторном гидросамолёте марки «УТ-1».

1957 год:


Вероятно, она:

«10.02.1960 г. Медникова Е.М.».
Оригинал хранится в фондах Муниципального казённого учреждения культуры «Среднеахтубинский районный историко-краеведческий музей» Волгоградской области: номер в Госкаталоге – 11586775; номер по ГИК (КП) – СКМ ОФ № 887.
« Последнее редактирование: 30 Января 2020, 15:48:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #52 : 13 Сентября 2019, 19:32:21 »
С одного из Интернет-аукционов:

1939 год, неизвестные штабной работник одного из аэроклубов Осоавиахима в форменной одежде командно-строевого состава авиации оборонного общества.








1953 год, инструктор-лётчик Воронежского аэроклуба В.Ф. Желнин проводит предполётный инструктаж учлётов своей группы. Судя по гаргроту самолёта, обучение проводилось или на УТ-1, или УТ-2.

Именные карманные часы, врученные 12 августа 1938 года учлёту Кировского областного аэроклуба А.А. Зорину как отличнику учёбы в ознаменование грядущего (24 августа) и всенародно тогда отмечавшегося Дня Воздушного флота СССР:
« Последнее редактирование: 13 Сентября 2019, 19:56:50 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #53 : 29 Сентября 2019, 16:39:34 »

Валерий Павлович Чкалов в период службы в авиации Союза Осоавихим.

С начала 1929 года и по ноябрь 1930 года Валерий Павлович Чкалов (1904-1938), будучи уволенным из ВВС РККА, являлся представителем командно-строевого состава авиации Союза Осоавиахима: в Ленинградском аэроклубе сначала состоял в должности руководителя школы планернистов, а затем – инструктора-лётчика и одновременно – пилота четырёхместного пассажирского цельнометаллического самолёте F-13 немецкой компании «Юнкерс», на котором, по собственному горькому признанию, «катал» пассажиров.


В.П. Чкалов как пилот осоавиахимовского F-13.


В.П. Чкалов (он впереди) вместе со своими воспитанниками по школе планеристов переносит планер из ангара к месту старта.

« Последнее редактирование: 29 Сентября 2019, 16:51:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #54 : 11 Ноября 2019, 10:53:47 »

«Моссовет» – бортовое имя поплавкового пассажирского самолёта марки «Юнкерс F-13» из авиагруппировки Правления Сибирских воздушных линий Российского акционерного общества добровольного воздушного флота (сокращённо – «Добролёт»). В конце июня 1927 года высокопоставленный авиационный краском Семён Яковлевич Корф (1891-1970) как заместитель начальника озвученного выше Правления впервые проложил воздушную трассу Иркутск – Якутск.


Лето 1926 года, тот самый «Юнкерс F-13» с бортовым именем «Моссовет» на реке Лена.


Не ранее 1921 года, Семён Яковлевич Корф (1891-1970) ещё как начальник штаба Красного воздушного флота Западного фронта.
« Последнее редактирование: 11 Ноября 2019, 11:24:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #55 : 11 Ноября 2019, 11:12:55 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #56 : 13 Ноября 2019, 14:03:16 »

Имя легендарного Алексея Петровича Маресьева (он под № 710) в списке выпускников аэроклуба города Комсомольска-на-Амуре:





1934-1937 гг., город Комсомольск-на-Амуре, Алексей Петрович Маресьев (он в центре) среди товарищей. Оригинал хранится в фондах Муниципального учреждения культуры города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края «Городской краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 7406109; номер по ГИК (КП) – КП ОФ-2.

А это приказ по ВВС РККА за № 121 от 9 мая 1938 года, которым Алексей Петрович Маресьев был отдан как выпускник аэроклуба города Комсомольска-на-Амуре:

Из биографии легендарного лётчика-Героя Алексея Петровича Маресьева следует, что он, будучи призванным осенью 1937 года из города Комсомольск-на-Амуре в качестве пилота запаса, был направлен проходить срочную службу на остров Сахалин – в ряды личного состава 12-го авиационного отряда войск пограничной охраны НКВД СССР. Однако в 1938 году его из пограничной авиации откомандировали на учёбу в 30-ю Читинскую школу военных пилотов РККА…
В связи со службой в войсках правопорядка и безопасности А.П. Маресьев официально внесён как в список Героев Советского Союза из числа воспитанников системы отечественного МВД, так и в список Героев Советского Союза из числа воспитанников Пограничной службы ФСБ России…
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #57 : 24 Ноября 2019, 13:47:50 »

Май 1938 года, город Харьков, начальник лётной части аэроклуба Осоавиахима Южной железной дороги Рубен Вартанович Мамиконов (1916-2006) при знаках различия командира авиации оборонного общества.

МАМИКОНОВ Рубен Вартанович (1916-2006), ветеран ВВС ВМФ и авиации оборонного общества, полковник в отставке.
Родился в апреле 1916 года в областном центре Украины городе Харькове. Армянин. Служащий из мещан.
Партийность: с 1931 года и по апрель 1939 гг. – член ВЛКСМ, а с апреля 1939 года и по август 1991 года – член ВКП(б)-КПСС: в партию принят парторганизацией Аэроклуба Осоавиахима Южной железной дороги (г. Харьков).
Был женат: супруга – Мамиконова (в девичестве – Целлер) Эльвира Гергардовна: родилась 18 ноября 1920 года в городе Армавир Краснодарского края; по основной гражданской специальности – учитель пения, преподаватель дирижёрско-хоровых дисциплин.
Отец Мамиконова Георгия Рубеновича (родился 25 марта 1945 года в Москве) – основателя и бессменного руководитель шоу-группы «Доктор Ватсон», заслуженного деятеля искусств РФ (2006), заслуженного артиста РФ (1995).
Образование (по неполным данным):
- общее – среднее-техническое: 15 ноября 1937 года закончил 1-ю (Батайскую) Краснознамённую школу Гражданского воздушного флота имени П.И. Баранова по специальности «Лётчик», а 16 мая 1938 года – полугодичные Курсы по подготовке начальников лётных частей.
- профессиональное: 1 февраля 1933 года – двухгодичную школу ФЗО при одном из харьковских предприятий химической промышленности по специальности «Слесарь-специалист покраски».
С 31 января 1931 года и по 1 февраля 1933 года – учащийся школы ФЗО в Харькове.
С 1 октября 1934 года и по 15 ноября 1937 года – курсант 1-й (Батайской) Краснознамённой школы ГВФ имени П.И. Баранова. По выпуску направлен в ряды командиров авиации оборонного общества, в связи с чем с 19 декабря 1937 года и по 16 мая 1938 года – слушатель Курсы по подготовке начальников лётных частей, а затем до начала Великой Отечественной войны – начальник лётной части дислоцировавшегося в городе Харькове аэроклуба Осоавиахима Южной железной дороги.
На военной службе в ВВС ВМФ в связи передачей летом 1942 года Осоавиахимом СССР в составе десяти аэроклубов из числа дислоцировавшихся в Поволжье, Предуралье и на Южном Урале в состав Бригады школ пилотов ВВС НКВМФ СССР, в связи с чем, как озвучено в Википедии, «в годы войны, работая инструктором по лётному обучению, воспитал трёх Героев Советского Союза» и здесь же вырос от капитана до подполковника.
В послевоенный период жил и трудился в Москве. Скончался в 2006 году.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
 
 

Из материалов ГАРФ: Железнодорожный аэроклуб (он же – аэроклуб Осоавиахима Южной железной дороги) Отдела авиации Харьковского областного совета Осоавиахима Украинской был «организован в 1938 г.»): категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 600х800 м, «аэродром требует расширения и планировки подходы закрыты»; ангаров нет, но имеет четыре учебные аудитории; бензотара – на 18 т; выполнил план за 1938 год на 100 %.

Отсюда: https://www.polkmoskva.ru/people/1068817/
 

Из Википедии:
« Последнее редактирование: 24 Ноября 2019, 14:46:04 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #58 : 24 Ноября 2019, 21:04:59 »

Будущий Герой Советского Союза Иван Григорьевич Скляров (1919-1980) как курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.

СКЛЯРОВ Иван Григорьевич (1919-1980), Герой Советского Союза из числа воспитанников авиации оборонного общества.
Родился 12 июля 1919 года на Украине –в посёлке Щемиловка, который ныне в черте города Славянска Донецкой области. Национальность: официально – русский, но сам по состоянию на вторую половину 1930-х гг. указывал, что украинец. Рабочий из рабочих. Член ВКП(б)-КПСС с 1941 года.
Образование (по неполным данным):
- общее – высшее: в 1935 году закончил неполную среднюю школу горда Славянска Донецкой области Украинской ССР (ныне – Украина), а в 1968 году – Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта;
- авиационное профессиональное: во второй половине 1930-х гг. лётную школу одного из донбасских аэроклубов, а затем – Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР;
- военное: в 1941 году – ускоренный курс Херсонской военной авиационной школы лётчиков.
С 1935 года и до поступления в Херсонскую ИАШ Осоавиахима СССР – электрик в цехах Славсольтреста.
По выпуску из в Херсонскую ИАШ Осоавиахима СССР был направлен на должность инструктора-лётчика Херсонского аэроклуба.
С 1941 года – лётно-подъёмного состава истребительной авиации ВВС Красной Армии и в данном качестве с 13 марта 1943 года – непосредственный участник Великой Отечественной войны: вплоть до Победы – в рядах личного состава 193-го истребительного авиационного/177-го гвардейского истребительного авиационного Дебреценского ордена Суворова полка 302-й истребительной авиационной Кировоградской/14-й гвардейской истребительной авиационной Кировоградско-Будапештской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. При этом:
- летал на самолёте марки «Ла-5»;
- по состоянию на июль 1943 года – лейтенант, командир звена; по состоянию на октябрь-декабрь 1943 года – лейтенант, заместитель командира эскадрильи; по состоянию на январь-февраль 1944 года – старший лейтенант, командир эскадрильи; со 2 июля 1944 года – в звании «Гвардия»; по состоянию на май 1945 года – гвардии капитан, командир эскадрильи;
- 14 декабря 1943 года старший лейтенант И.Г. Скляров в течение одного дня сбил сразу аж шесть немецких самолетов – четыре Ju.87 и два Fw.190;
- к февралю 1944 года совершил 135 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил 18 самолётов противника, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 218/4 от 1 июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»;
- к 11 мая 1945 года совершил 223 боевых вылета, провёл 46 воздушных боёв, в которых лично сбил 26 самолётов врага.
С 1949 года – в запасе и с этого момента проживал в городе Казатин Винницкой области Украинской ССР (ныне – Украина), где затем долгие годы трудился на железнодорожном транспорте и, в частности, старшим инженером в Казатинском отделении железной дороги и заместителем начальника вагонного отдела Юго-Западной железной дороги.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 218/4 от 1 июля 1944 года;
- ордена Ленина: награда вручена как кавалеру звания «Герой Советского Союза»;
- трёх орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом по войскам 2-й воздушной армии за № 053/н от 22 июля 1943 года; 2) награждён приказом по войскам 5-й воздушной армии за № 05/н от 20 февраля 1944 года; и 3) награждён приказом по войскам 5-й воздушной армии за № 0125-н от 13 июня 1945 года;
- ордена Отечественной войны 1-й степени: награждён приказом по войскам 4-го истребительного авиакорпуса за №024/н от 19 октября 1943 года;
- ордена Отечественной войны 2-й степени: награждён приказом по войскам 4-го истребительного авиакорпуса за №027/н от 23 ноября 1943 года;
- медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»: удостоен в 1970 году;
- медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1965 году;
- медали «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1975 году;
- медали «Ветеран труда»: предположительно, удостоен в 1979 году;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флоту»;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1968 году;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1978 году;
- нагрудного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1970 году.
Скончался 15 августа 1980 года. Похоронен на городском кладбище Казатина.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из документов Центрального архива ДОСААФ России:
 

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 919, лл. 388 и 388об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/048/033-0682526-0919/00000623.jpg&id=16851396&id1=b9a89c55da22645a1b1f0de0f2f594f7
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/048/033-0682526-0919/00000624.jpg&id=16851397&id1=53f325e9a6ecbb2bd19e4a46bea8f544



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 676044, д. 3546, лл. 335 и 335об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/102/033-0686044-3546%2b004-3545/00000640.jpg&id=20731162&id1=3a01512e44f6f7044fd68f806ef861dd
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/102/033-0686044-3546%2b004-3545/00000641.jpg&id=20731163&id1=ed2cbbca3bd4519f21f35b9bb41bb518



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 3546, лл. 349 и 349об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/097/033-0686044-3546%2b004-3545/00000668.jpg&id=20531835&id1=1564345032472880ac6c0c9f57c8a35f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/097/033-0686044-3546%2b004-3545/00000669.jpg&id=20531836&id1=ac802181a97952bdb0654fcbae734e4d



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 7120, лл. 74-75об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/307/033-0690155-7120%2b011-7117/00000149.jpg&id=36399850&id1=7f0f859173d94e2d461633233c21d2da
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/307/033-0690155-7120%2b011-7117/00000150.jpg&id=36399851&id1=570898499491707a85cae534a95c939f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/307/033-0690155-7120%2b011-7117/00000152.jpg&id=36399853&id1=94051bc03285c0cd3c8d7e3688610db0




Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 793756, д. 44, лл. 115-116.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0044/00000193.jpg&id=150030663&id1=e389d47b4cc354258027f0221f62eec0
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0044/00000194.jpg&id=150030665&id1=c3e99e9e3ad91da97f4d99656990caa1
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0044/00000195.jpg&id=150030666&id1=df0dfc0cbeb2583b73f7b1304f95bed8




Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 1293, лл. 237 и 237об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/381/033-0690306-1293%2b012-1301/00000455.jpg&id=41994174&id1=7f04214c81ecda8391c982f83c638a76
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/381/033-0690306-1293%2b012-1301/00000456.jpg&id=41994175&id1=4a507609b60ec69cbe137a8102fcf60a



Один из единичных в Рунете послевоенных портретов Героя Советского Союза Ивана Григорьевича Склярова (1919-1980):
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 479
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #59 : 25 Ноября 2019, 18:35:02 »

1939 год, Алексей Дмитриевич Скидан как курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.

СКИДАН Алексей Дмитриевич, офицер-фронтовик, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества.
Родился 9 апреля 1919 года в районном пгт Верхний Бурлак Харьковской области Украины. Украинец. Рабочий из крестьян.
Партийность:
- в 1936-1943 гг. – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1938 года № 1361816;
- с 1936 года, в том числе, по состоянию на апрель 1945 года, – кандидат в члены ВКП(б).
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку на родине;
- профессиональное: закончил школу ФЗО при Харьковском производственном объединении «Главхлеб» по специальности «Пекарь»;
- авиационное профессиональное: предположительно, осенью 1938 году в областном центре Украине городе Харькове закончил лётную школу аэроклуба, а в декабре 1939 года – Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР;
- военное: 1) в 1941 году – начальный курс обучения в Остафьевской военно-авиационной школе лётчиков; 2) 17 апреля 1943 года – Армавирскую военно-авиационную школу лётчиков; и 3) в декабре 1948 года – отделение командиров авиационных эскадрилий на годичных Высших офицерских лётно-тактических курсах.
К 1938 года работал в цехах Харьковского производственного объединения «Главхлеб» в должности подмастера.
В январе-декабре 1939 гг. – курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. По выпуску был произведён в командиры авиации оборонного общества.
В ноябре 1940 года был направлен в ряды курсантов только что открывшей в Подмосковье Остафьевской авиационной школы Осоавиахима СССР, в стенах которой планировалось производить обучение штатных инструкторов-лётчиков Осоавиахима пилотированию боевых самолётов-истребителей марки «И-16», однако уже 2 декабря 1940 года в составе всей данной школы оказался переданным в состав ВВС Красной Армии, в связи с чем стал военнослужащим в статусе курсанта Остафьевской военно-авиационной школы лётчиков НКО СССР.
Предположительно, с осени 1941 года и по 17 апреля 1943 года – курсант Армавирской военно-авиационной школы лётчиков. По выпуску произведён в лейтенанты и оставлен в данном училище в должности лётчика-инструктора.
Со 2 июля 1944 года и по 9 мая 1945 года – в боях и сражениях Великой Отечественной войны, при этом врага бил как командир звена 139-го гвардейского истребительного авиационного Смоленского Краснознамённого ордена Кутузова полка 303-й истребительной авиационной Смоленской Краснознамённой ордена Суворова дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, в том числе:
- на самолёте Як-9 по состоянию на 24 апреля 1945 года совершил восемьдесят один боевой вылет, в ходе которых участвовал в шести воздушных боях, где в свою очередь в период с 10 октября 1944 года и по 18 января 1945 года записал на свой лицевой счёт три воздушные победы – сбил три самолёта противника типа «Фв-190», в том числе 18 января 1945 года – сразу два;
- с 3 февраля 1945 года – уже гвардии старший лейтенант по воинскому званию.
Согласно совместному исследованию Леонарда Качана и Сергея Пширкова, которое размещено вот здесь http://allaces.ru/p/people.php?id=17984, «после окончания войны продолжил службу в ВВС. С 22.10.45 г. [в действительности в данной должности уже по состоянию на 14 сентября 1945 года] – зам. командира аэ в 139 гв. иап. 13.12.46 г. назначен командиром аэ 272 иап. 20.03.47 г. перемещён на должность зам. командира аэ в 523 иап. В декабре 1948 г. окончил годичные Высшие офицерские лётно-тактические курсы на отделении командиров аэ. С 27.02.49 г. – зам. командира аэ в 523 иап. 27.04.49 г. переведён на ту же должность в 18 гв. иап. В составе полка принимал участие в боевых действиях в Корее. 20.06.51 г. при катапультировании из подбитого МиГ-15 получил ушиб головы и компрессионный перелом 4 и 5 позвонков. После излечения в феврале 1952 г. направлен в распоряжение командующего ВВС Приморского ВО. 28.02.52 г. назначен офицером учебно-лётного отдела 6 ВАШ первоначального обучения летчиков. С 16.01.54 г. – командир аэ 771 уап 6 ВАШПОЛ. С 10.01.55 г. – преподаватель цикла воздушно-строевой подготовки 6 ВАШПОЛ. 02.03.57 г. назначен преподавателем цикла самолётовождения, радиосвязи и радиотехнических средств 6 ВАШПОЛ».
С 16 июля 1949 года – гвардии капитан по воинскому званию, а с 1 ноября 1951 года – гвардии майор.
К началу 1950-х гг. являлся кавалером не менее, чем пяти государственных наград, в том числе:
- ордена Красного Знамени: награждён приказом по войскам 1-й воздушной армии за № 014/н от 22 февраля 1945 года;
- ордена Отечественной войны 1-й степени: награждён приказом по войскам 1-й воздушной армии за № 051/н от 29 апреля 1945 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Д-0063568): удостоен 14 сентября 1945 года;
- медали «За взятие Кёнигсберга» (удостоверение № 004150): удостоен 13 октября 1945 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: удостоен в 1948 году.
Кроме того, в 1951 году за выслугу в 10 лет должен был быть удостоен медали «За боевые заслуги».
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
   

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2229, лл. 9 и 9об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/154/033-0686196-2229%2b040-2238/00000035.jpg&id=23999268&id1=b87de8b5cc134517cc302b068480de7f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/154/033-0686196-2229%2b040-2238/00000036.jpg&id=23999269&id1=e1dccf5c0da35508b7d2884d0b6ed7eb



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 6013, лл. 57 и 57об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/199/033-0686196-6013%2b040-6022/00000103.jpg&id=27808999&id1=79c4b39014aed3fcdc3c03329cb63f88
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/199/033-0686196-6013%2b040-6022/00000104.jpg&id=27809000&id1=68a8acc04fa3c6e392a165124d3ce6d3



Отсюда: https://sovpilots.ru/cards/41_sie-sn/skidan_aleksei_dmitrievich.html

Предположительно, 1950 год, командир эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного Витебского дважды Краснознамённого ордена Суворова (впоследствии – вдобавок французского креста ордена Почётного Легиона полк и звания «Нормандия-Неман») полка гвардии капитан Алексей Дмитриевич Скидан. Офицер облачён в парадный мундир советских ВВС образца 1949 года.
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5 6   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »