Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиация оборонного общества  (Прочитано 7933 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #20 : 23 Марта 2018, 14:46:51 »
Окончание:
Азербайджанская ССР. Бакинский: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, механиков – 40, «тренировка пилотов запаса» – 50; аэродром 800х1000 м; имеет ангар на 18 самолётов и тринадцать учебных аудиторий; бензотара – на 96 т; выполнение плана: за 1936 год – на 97 %, за 1937 год – на 45 %, за 1938 год – на 74 %.

Армянская ССР. Ереванский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром ГВФ (но при этом размер в документе не указан); имеет ангар на 15 самолётов и семь учебных аудиторий; бензотара – на 100 т; выполнение плана: за 1936 год – на 65 %, за 1937 год – на 99 %, за 1938 год – на 104 %.

Белорусская ССР:
- Бобруйский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 600х600 м, «аэродром отводится»; имеет ангар на 6 самолётов и восемь учебных аудиторий; бензотара – на 30 т; выполнение плана: за 1936 год – на 122 %, за 1937 год – на 87 %, за 1938 год – на 106 %;
- Витебский: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 600х800 м; имеет ангар на 12 самолётов и девять учебных аудиторий; бензотара – на 50 т; выполнение плана: за 1936 год – на 101 %, за 1937 год – на 91 %, за 1938 год – на 105 %;
- Гомельский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 187, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 1000х1000 м ГВФ; имеет ангар на 6 самолётов и пять учебных аудиторий; бензотара – на 80 т; выполнение плана: за 1936 год – на 115 %, за 1937 год – на 87 %, за 1938 год – на 106 %;
- Минский: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, механиков – 40, «тренировка пилотов запаса» – 60; временно на аэродроме ГВФ, но «аэродром отводится»; ангаров нет, но имеет восемь учебных аудиторий; бензотара – на 80 т; выполнение плана: за 1936 год – на 95 %, за 1937 год – на 99 %, за 1938 год – на 103 %;
- Могилёвский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1200 м; ангаров нет, но шесть учебных аудиторий; бензотара – на 25 т; выполнение плана: за 1936 год – на 116 %, за 1937 год – на 100 %, за 1938 год – на 118 %;
- Оршанский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м; имеет ангар на 6 самолётов и семь учебных аудиторий; бензотара – на 30 т; выполнение плана: за 1936 год – на 100 %, за 1937 год – на 52 %, за 1938 год – на 104 %.

Грузинская ССР:
- Батумский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 500х800 м; имеет ангар на 10 самолётов и пять учебных аудиторий; бензотара – на 70 т; ; выполнение плана: за 1936 год – в документе не указано, за 1937 год – на 82 %, за 1938 год – на 100 %;
- Горийский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 1000х1500 м ВВС Красной Армии; ангаров нет, но имеет четыре учебные аудитории; бензотара – на 30 т; выполнение плана: за 1936 год – в документе не указано, за 1937 год – на 60 %, за 1938 год – на 98 %;
- Кутаисский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 800х1200 м ВВС Красной Армии; имеет ангар на 6 самолётов и восемь учебных аудиторий; бензотара – на 35 т; выполнение плана: за 1936 год – в документе не указано, за 1937 год – на 115 %, за 1938 год – на 104 %;
- Сталинирский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х1000 м, «освоение аэродрома требует 150 тыс. руб.»; ангаров нет, но имеет одну учебную аудиторию; бензотара – на 35 т; выполнение плана: за 1936 год – в документе не указано, за 1937 год – на 60 %, за 1938 год – на 98 %;
- Тбилисский: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, механиков – 40, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 1500х2000 м; имеет ангар на 18 самолётов и шестнадцать учебных аудиторий; бензотара – на 100 т; выполнение плана: за 1936 год – на 100 %, за 1937 год – на 110 %, за 1938 год – на 100 %.

Казахская ССР:
- Алма-Атинский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 36; аэродром 800х800 м; имеет ангар на 6 самолётов и шесть учебных аудиторий; бензотара – на 40 т; выполнение плана: за 1936 год – на 103 %, за 1937 год – на 10 %, за 1938 год – на 104 %;
- Балхашстроя: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х1000 м; ангаров нет, но имеет четыре учебные аудитории; сведения о бензотаре и ходе выполнения планов за 1936-1938 гг. отсутствуют;
- Карагандинский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 800х1000 м ГВФ; ангаров нет, но имеет четыре учебные аудитории; бензотара – на 5 т; сведения о ходе выполнения планов за 1936-1938 гг. отсутствуют;
- Семипалатинский («организован в 1938 году»): категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1600х1000 м; ангаров нет, но имеет шесть учебных аудиторий; бензотара – на 25 т; сведения о ходе выполнения плана за 1938 год отсутствуют;
- Уральский («организован в 1938 году»): категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м; ангаров нет, но имеет пять учебных аудитории; бензотара – на 12 т; сведения о ходе выполнения плана за 1938 год отсутствуют.

Киргизская ССР. Фрунзенский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м («осваивается»); ангаров нет, но имеет [навесы] на 8 самолётов; бензотара – на 40 т; сведения о наличии учебных аудиторий отсутствуют; выполнение плана: за 1936 год – на 90 %, за 1937 год – на 100 %, за 1938 год – в документе не указано.

Таджикская ССР. Сталинабадский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х900 м; имеет ангар на 8 самолётов; бензотара – на 40 т; сведения о наличии учебных аудиторий, также о ходе выполнение планов за 1936-1938 годы отсутствуют.

Туркменская ССР. Ашхабадский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; «аэродром изыскивается»; ангаров нет, но имеет четыре учебные аудитории; бензотара – на 40 т; выполнение плана: за 1936 год – на 3- %, за 1937 год – на 17 %, за 1938 год – в документе не указано.

Узбекская ССР. Ташкентский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 36; аэродром 700х1000 м; ангаров нет, но восемь учебных аудиторий; бензотара – на 200 т; выполнение плана: за 1936 год – на 100 %, за 1937 год – на 50 %, за 1938 год – в документе не указано.

Украинская ССР
Винницкая область. Винницкий: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 800х900 м; ангаров нет, но имеет на четыре учебные аудитории; бензотара – на 30 т; выполнение плана: за 1936 год – на 65 %, 1937 год – в документе не указано, за 1938 год – на 106 %.

Ворошиловградская область:
- Ворошиловградский: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, механиков – 40, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 850х1200 м ГВФ; имеет ангар на 18 самолётов и девять учебных аудиторий; бензотара – на 70 т; выполнение плана: за 1936 год – на 119 %, за 1937 год – на 95 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Краснолучский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 600х600 м, «аэродром закрыт ввиду близости высоковольтной линии»; имеет ангар на 8 самолётов и две учебные аудитории; бензотара – на 60 т; выполнение плана: за 1936 год – на 90 %, за 1937 год – в документе не указано, за 1938 год – на 192 %;
- Лисичанский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 900х900 м; имеет ангар на 5 самолётов и три учебные аудитории; бензотара – на 25 т; выполнение плана: за 1936 год – на 90 %, за 1937 год – на 27 %, за 1938 год – на 114 %;
- Ровеньковский (организован в 1938 г.»): категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 800х800 м; ангаров нет, но имеет на четыре учебные аудитории; сведения о бензотаре и выполнении плана: за 1938 год отсутствуют;
- Серговский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 400х500 м, «аэродром не годен. Подлежит закрытию»; имеет ангар на 10 самолётов и пять учебных аудиторий; бензотара – на 30 т; выполнение плана: за 1936 год – на 28 %, за 1937 год – на 83 %, за 1938 год – на 110 %.

Днепропетровская область:
- Днепропетровский: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, механиков – 40, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 600х600 м, «аэродром закрыт. Изыскивается новый»; имеет ангар на 12 самолётов и десять учебных аудиторий; бензотара – на 45 т; выполнение плана: за 1936 год – на 90 %, за 1937 год – на 82 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Днепродзержинский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 1000х1200 м; имеет ангар на 18 самолётов и пять учебных аудиторий; бензотара – на 20 т; выполнение плана: за 1936 год – на 128 %, за 1937 год – на 60 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Запорожский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 187, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 800х800 м ГВФ, «аэродром изыскивается новый»; имеет ангар на 24 самолёта и восемь учебных аудиторий; бензотара – на 70 т; выполнение плана: за 1936 год – на 120 %, за 1937 год – на 72 %, за 1938 год – на 97,5 %;
- Криворожский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 800х800 м; имеет ангар на 16 самолётов и девять учебных аудиторий; бензотара – на 30 т; выполнение плана: за 1936 год – на 142 %, за 1937 год – на 105 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Мелитопольский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 1000х1200 м; имеет ангар на 5 самолётов и четыре учебные аудитории; бензотара – на 50 т; выполнение плана: за 1936 год – на 130 %, за 1937 год – на 90 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Никопольский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 700х700 м ВВС Красной Армии; имеет ангар на 12 самолётов и три учебные аудитории; бензотара – на 45 т; выполнение плана: за 1936 и 1938 годы – в документе не указано, за 1937 год – на 100 %;
- Сталинский железнодорожный: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 1000х1000 м, «аэродром отобран ВВС»; имеет ангар на 6 самолётов и три учебные аудитории; бензотара – на 45 т выполнение плана: за 1936 и 1938 годы – в документе не указано, за 1937 год – на 93 %.

Киевская область:
- Житомирский («организован в 1939 г.»): категория – 3-я техническая; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 0, механиков – 120, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 00х800 м ВВС Красной Армии; ангаров нет, но имеет шесть учебных аудиторий; бензотара – на 30 т;
- Киевский: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, механиков – 40, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 800х800 м, «аэродром по качеству не годен. Подходы закрыты. Требует больших средств»; имеет два ангара на 50 самолётов и десять учебных аудиторий; бензотара – на 120 т; выполнение плана: за 1936 год – на 106 %, за 1937 год – на 69 %, за 1938 год – в документе не указано.

Николаевская область:
- Кировский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х1200 м; имеет ангар на 3 самолёта и девять учебных аудиторий; бензотара – на 20 т; выполнение плана: за 1936 и 1938 годы – в документе не указано, за 1937 год – на 100 %;
- Николаевский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 187, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром ВВС (при этом размеры не указаны), «изыскивается новый аэродром»; ангаров нет, но имеет девять учебных аудиторий; бензотара – на 50 т; выполнение плана: за 1936 год – на 116 %, за 1937 год – на 85 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Херсонский («организован в 1939 г.»): категория – 3-я техническая; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 0, механиков – 120, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродрома и приаэродромной инфраструктуры не имеет; сведения о количестве учебных аудиторий отсутствуют.

Одесская область. Одесский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 187, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 600х400 м, «изыскивается новый аэродром»; имеет ангар на 10 самолётов и восемь учебных аудиторий; бензотара – на 80 т; выполнение плана: за 1936 год – на 106 %, за 1937 год – на 89 %, за 1938 год – в документе не указано.

Полтавская область:
- Кременчугский («организован в 1938 г.»): категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 1000х1000 м; имеет ангар на 6 самолётов и двенадцать учебных аудиторий; бензотара – на 20 т; выполнил план за 1938 год на 106 %;
- Полтавский («организован в 1938 г.»): категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 800х800 м; имеет ангар на 14 самолётов и пять учебных аудиторий; бензотара – на 18 т; сведения о выполнении плана за 1938 год отсутствуют.

Сталинская область:
- Артёмовский («вновь организован в 1939 году»): категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 1000х1000 м ВВС Красной Армии; сведения о приаэродромной инфраструктуре и учебной базе отсутствуют;
- Горловский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 500х600 м. «не годен ввиду закрытых подходов»; имеет ангар на 6 самолётов и десять учебных аудиторий; бензотара – на 70 т; выполнение плана: за 1936 год – на 90 %, за 1937 год – на 40 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Константиновский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 187, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м; имеет ангар на 16 самолётов и шесть учебных аудиторий; бензотара – на 60 т; выполнение плана: за 1936 год – на 130 %, за 1937 год – на 75 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Краматорский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х800 м ГВФ; имеет ангар на 16 самолётов и четыре учебные аудитории; бензотара – на 65 т; выполнение плана: за 1936 год – на 100 %, за 1937 год – на 93 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Макеевский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х1000 м; имеет ангар на 18 самолётов и три учебные аудитории; бензотара – на 60 т; выполнение плана: за 1936 год – на 87 %, за 1937 год – на 91 %, за 1938 год – в документе не указано;
- Мариупольский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 800х800 м. «аэродром отобран заводом по строительство. Изыскивается новый»; имеет ангар на 16 самолётов и пять учебных аудиторий; бензотара – на 60 т; выполнение плана: за 1936 год – на 135 %, за 1937 год – на 65 %, за 1938 год – на 103 %;
- Орджоникидзевский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 500х600 м; имеет ангар на 9 самолётов и пять учебных аудиторий; бензотара – на 30 т; выполнение плана: за 1936 год – на 100 %, за 1937 год – на 80 %, за 1938 год – на 94 %;
- Славянский: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 600х700 м, «аэродром не годен ввиду закрытых подходов»; использует сарай в качестве ангара на 5 самолётов; имеет четыре учебные аудитории; бензотара – на 45 т; выполнение плана: за 1936 год – на 120 %, за 1937 год – на 100 %, за 1938 год – на 100,5 %;
- Сталинский: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, механиков – 40, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 900х800 м ГВФ; имеет ангар на 24 самолёта и три учебные аудитории; бензотара – на 150 т; выполнение плана: за 1936 год – на 108 %, за 1937 год – на 80 %, за 1938 год – на 97 %;
- Чистяковский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 400х600 м, «аэродром не годен по своим размерам»; имеет ангар на 6 самолётов и шесть учебных аудиторий; бензотара – на 20 т; выполнение плана: за 1936 год – на 103 %, за 1937 год – на 10 %, за 1938 год – на 106 %.

Харьковская область:
- Железнодорожный («организован в 1938 г.»): категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 600х800 м, «аэродром требует расширения и планировки подходы закрыты»; ангаров нет, но имеет четыре учебные аудитории; бензотара – на 18 т; выполнил план за 1938 год на 100 %;
- Сумской («организован в 1938 г.»): категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 500х500 м, «аэродром требует расширения и больших средств»; ангаров нет, но имеет шесть учебных аудиторий; бензотара – на 20 т; выполнил план за 1938 год на 106 %;
- Харьковский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 187, механиков – 40, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 1000х1000 м; имеет недостроенный ангар на 20 самолётов и тринадцать учебных аудиторий; бензотара – на 70 т; выполнение плана: за 1936 год – на 98 %, за 1937 год – в документе не указано, за 1938 год – на 100,5 %.

Черниговская область:
- Конотопский («организован в 1938 г.»): категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 800х800 м; имеет ангар на 3 самолёта и шесть учебных аудиторий; бензотара – на 16 т; выполнил план за 1938 год на 98 %; «слабая база комплектования»;
- Шосткинский: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м; ангаров нет, но имеет три учебные аудитории; бензотара – на 20 т; выполнение плана: за 1936 и 1938 годы – в документе не указано, за 1937 год – на 63 %.
« Последнее редактирование: 15 Февраля 2020, 15:29:12 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #21 : 24 Марта 2018, 22:48:19 »
     

Выпускники 1937 года Октябрьского аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима. Сканировано мною с архивного подлинника:
   


1937 год, командир звена Октябрьского аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима И.Д. Калибернов.
Очевидно, он: к 1943 году – командир звена 8-й отдельной перегоночной эскадрильи 3-й запасной авиационной бригады ВВС Приволжского военного округа лейтенант Иван Дмитриевич Калибернов 1915 г.р. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 21, лл. 227 и 227об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0021/00000360.jpg&id=10859909&id1=dbb59315c8dda5dc5f36fe10102c8f36
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0021/00000361.jpg&id=10859910&id1=f01bcf9a583806ad4ba3d70fe7999bfc


Октябрьский районный аэроклуб по состоянию на весну 1939 года: категория – 1-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 209, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 800х800 м; ангаров нет, но имеет шесть учебных аудиторий; бензотара – на 15 т; выполнение плана: за 1936 год – 166 %, за 1937 год – 31 %, за 1938 год – в документе не указано.
« Последнее редактирование: 26 Марта 2020, 22:04:48 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #22 : 31 Марта 2018, 10:49:35 »
Отсюда: http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1054688/107/Vsemirnyy_sledopyt%2C_1928_N_10.html Со страниц № 10 за 1928 год советского журнала «Всемирный Следопыт»:
«НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ: ЧИТАТЕЛЬ! СТРОЙ СВОЙ САМОЛЕТ!
Редакцией журналов «Всемирный Следопыт» и «30 дней» получена письмо генерального секретаря Осоавиахима СССР товарища Малиновского. «Приветствуя сбор, – пишет т. Малиновский, – Всесоюзный Совет Осоавиахима выражает уверенность, что многочисленные читатели «ЗИФ‘а» сумеют, если захотят, выполнить поставленную задачу и тем самым НЕЗАМЕТНО ДЛЯ СЕБЯ, НО С ОЩУТИМОЙ ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ МОЩИ КРАСНОЙ АРМИИ ЕЩЕ РАЗ ПОДТВЕРДЯТ СВОЙ СОВЕТСКИЙ «ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ».
К читателям журналов «ВСЕМИРНЫЙ СЛЕДОПЫТ», «30 ДНЕЙ» и «ВОКРУГ СВЕТА»
Издательством «Земля и Фабрика» несколько месяцев назад начата и продолжается кампания по сбору средств на постройку самолета имени «ЗИФ» («Земля и Фабрика»).
По копейкам и гривенникам читатели журналов «ВСЕМИРНЫЙ СЛЕДОПЫТ», «30 ДНЕЙ» и «ВОКРУГ СВЕТА» к настоящему времени набрали около 6000 руб.
Этих средств на создание самолета еще далеко недостаточно. Хороший почин нужно довести до хорошего конца.
Всесоюзный Совет Осоавиахима, приветствуя сбор, выражает уверенность, что многочисленные читатели «ЗИФ» сумеют, если. только захотят, выполнить поставленную задачу и тем самым незаметно для себя, но с ощутимой пользой для мощи Красной армии еще раз подтвердят свой советский «Ответ Чемберлену».
Помещая письмо т. Малиновского, редакция «Следопыта» ещё раз напоминает читателям: поспешите с присылкой посильного взноса в фонд пролетарской обороны!
СЕЙЧАС МЫ ИМЕЕМ ОКОЛО 6000 РУБЛЕЙ.
Тысячи и тысячи читателей откликнулись на призыв редакции, но еще сотни тысяч не позаботились пока прислать своих гривенников. Товарищи читатели, подписчики! Только общими усилиями, единой упорной волей мы сможем до конца довести начатое БОЛЬШОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДЕЛО — построить стальную птицу для защиты нашего пролетарского отечества!
Помещаем тринадцатый список тт. читателей, откликнувшихся на призыв редакции…
Деньги переводите по адресу: Москва, центр, Ильинка, 15, контора журнала «Всемирный Следопыт», обязательно указывая: «на самолет».
Взносы до 1 рубля можно присылать почтовыми марками, вкладывая их в конверт. Наклеивать марки на сопроводительное письмо ни в коем случае нельзя.
Московские читатели могут вносить деньги в Московской конторе Госбанка на текущий счет № 2262.
Высылая подписную плату (или взносы В РАССРОЧКУ), прибавляйте, кто сколько может, на самолет!
Вниманию читателей и подписчиков журнала «Всемирный Следопыт»
В виду развертывания работы редакции и явившейся следствием этого необходимости перейти в более обширное помещение (в Лубянском пассаже) редакция обращается к товарищам читателям и подписчикам с просьбой все письма, относящиеся к делам редакции – замечания относительно содержания журналов, рукописи и т.д. – НАПРАВЛЯТЬ по адресу: Москва, центр, Пушечная ул., Лубянский пассаж, пом. 63; письма, относящиеся к работе конторы и экспедиции (подписку, доплату, жалобы на неаккуратную доставку журналов и т. п), просьба направлять по старому адресу: Москва, центр, Ильинка, 15, Издательство «ЗИФ», конторе журнала «Всемирный Следопыт».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #23 : 15 Апреля 2018, 18:35:49 »
ВЕРЕСОВ Анатолий Константинович (1918-1995), ветеран-фронтовик из числа воспитанников авиации Осоавиахима, подполковник в отставке.

Фото, предоставленные внуков Анатолия Константиновича Вересова – Вересовым Юрием Николаевичем:
Как представитель учебно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР:
   


Инструктор-лётчик Анатолий Константинович Вересов (он стоит справа) проводит инструктаж своей группы учлётов.


Утро на аэродроме аэроклуба. В центре с ружьём в руках – ночной сторож.





Девушки-учлёты из группы инструктора-лётчика А.К. Вересова.





Лётное ЧП.
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 16:04:07 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #24 : 17 Апреля 2018, 17:40:53 »

1939 год, инструктор-лётчик Тайгинского аэроклуба Зеленков (он с книжкой в руке) проводит предполётный инструктаж в адрес учлётов Н. Хлебникова, И. Исаева и И. Елизарова (стоят слева направо). Оригинал хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения «Исторический музей Тайгинского городского округа» Кемеровской области: номер в Госкаталоге – 10940634; номер по ГИК (КП) – КПИМГТ 127/1.

Из материалов ГАРФ.
Тайгинский аэроклуб Новосибирской области по состоянию на 1939 год: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 400х350 м; имеет ангар на 6 самолётов и семь учебных аудиторий; бензотара – на 50 т; выполнение плана: за 1936 год – 129 %, за 1937 год – 90 %, за 1938 год – 96 %.
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 17:01:49 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #25 : 20 Мая 2018, 20:01:19 »
1927 год, лётчик Я.М. Садовский и авиаконструктор А.Н. Рафаэлянц на фоне авиетки РАФ-2 перед организованным Осоавиахимом полётом по маршруту Москва – Берлин. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей»: номер в Госкаталоге – 11822953; номер по ГИК (КП) – ГИМ 111957/5; инвентарный номер – 22_3655.
РАФ-2 это созданный в 1926 году авиаконструктором Н. Рафаэлянцем двухместный, лёгкий, свободнонесущий низкоплан с толстым крылом переменного профиля и с двигателем марки «Cirrus» мощностью в 60 л.с.
Из отчёта о ходе испытательных полётов РАФ-2, опубликованного по горячим следам в газете «Заря Востока»: «Известный конструктор инженер Рафаэлянц сконструировал новый тип авиетки. У авиетки складывающиеся крылья, которые при приземлении пригибаются к борту самолета, а аппарат путешествует, как автомобиль со скоростью 50 км в час. Скорость авиетки в воздухе 130 км в час. К самолёту могут быть приделаны поплавки и тогда он получает возможность передвигаться и по воде. Этот новый вид самолёта должен получить огромное распространение в гражданской авиации, ибо позволяет доставлять пассажиров с аэродрома непосредственно к месту жительства.
В 1927 г. РАФ-2 совершил два продолжительных перелёта по Советскому Союзу и по Европе. Причём полёт из Москвы в Берлин был совершен без посадки. В качестве пассажира был Рафаэлянц. Авиетка РАФ-2 получила в Европе наивысшую оценку инженеров, конструкторов и рабочих авиационных заводов и лётчиков военно-воздушных сил»
.
В серию РАФ-2 не пошёл по причине своих недостатков, главным из которых являлись внушительные размеры машины, которые «оказались слишком велики и самолёт был перетяжелён для мощности в 60 л.с. Данные получились невысокие».
По состоянию на 1928 год единственный опытный экземпляр РАФ-2 находился в собственности Осоавиахима СССР и, как следует с сохранившихся фотографий, носил имя С.С. Каменева как председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР:
« Последнее редактирование: 20 Мая 2018, 20:48:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #26 : 24 Мая 2018, 17:48:39 »
Дагестанская АССР. Махачкалинский («организован в 1939 году»): категория – 3-я техническая; подготовить: пилотов – 0, механиков – 120, «тренировка пилотов запаса» – 0; базируется при аэродроме ГВФ, «ввиду отсутствия аэродрома переведён в технический»; ангаров нет; имеет три учебные аудитории; бензотара – на 10 т.


1939 год, столица Дагестана город Махачкала, девушки-курсанты первого набора по курсу обучения на авиамехаников Махачкалинского технического аэроклуба, в центре – Александра Григорьевна Османцева 1921 г.р., уроженка Ставрополя. Оригинал хранится в фондах Государственного учреждения культуры Ставропольского края «Ставропольский государственный историко-культурный природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве»: номер в Госкаталоге – 4015215; номер по ГИК (КП) – 29022.


Зима 1940/1941 года, столица Дагестана город Махачкала, Александра Григорьевна Османцева (сидит в центре) среди коллег-представителей командно-строевого состава Махачкалинского технического аэроклуба. Как и её двое коллег-мужчин, девушка облачена в зимнее форменное обмундирование личного состава авиации Осоавиахима СССР, но только почему-то у двоих на шинелях отсутствуют форменные петлицы. Фотокопия хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Память» города Ставрополя: номер в Госкаталоге – 10022469; номер по ГИК (КП) – МП ОФ 1336; инвентарный номер – ФД 301.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #27 : 06 Июня 2018, 18:36:44 »
- Липецкий: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м, имеет ангар на 5 самолётов и двенадцать учебных аудиторий; бензотара – на 12 т; выполнение плана: за 1936 год – на 138 %, за 1937 год – на 92 %, за 1938 год – в документе не указано;

От проживающего в челябинском Снежинске Юрия Евгеньевича Николаева:
- Липецкий аэроклуб был по штатной категории на одну ступень выше Борисоглебского, а, следовательно, имел и больший штат сотрудников, и большее число учлётов. Однако ни о тех тех, ни о других мы почти ничего не знаем. Мой отец, Николаев Евгений Степанович, в своих письменных воспоминаниях упоминает только несколько сослуживцев по Липецкому аэроклубу:
- начальник аэроклуба полковник Михаил Фёдорович Киреев. Однако возникает вопрос, а он был начальником какого аэроклуба – Воронежского областного или же Липецкого городского? Посредством мониторинга Рунета сведений об этом офицере пока найти не удалось.
- Василий Баркалов. Возможно, он: Баркалов Василий Макарович (в ряде документов – Маркович)1915 г.р., представитель лётно-подъёмного состава 523 иап: сначала командир звена, младший лейтенант, а затем заместитель командира эскадрильи, лейтенант. 23 июля 1943 года был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Пропал без вести 14 сентября 1943 года.
- лётчик-инструктор Василий Николаевич Костин. Стал Героем Советского Союза. В Рунете про него масса информации
- штурман аэроклуба Виктор Алексеевич Григорьев. Посредством мониторинга Рунета сведений о нём пока найти не удалось.
Многие воспитанники Липецкого аэроклуба стали в годы войны Героями Советского Союза и, в том числе, Михаил Антипов, Митрофан Алексеевич Ануфриев, Владимир Знаменский, Сергей Гаврилович Литаврин, Вячеслав Маркин, Александр Полунин и Иван Фролов…

- начальник аэроклуба полковник Михаил Фёдорович Киреев. Однако возникает вопрос, а он был начальником какого аэроклуба – Воронежского областного или же Липецкого городского? Посредством мониторинга Рунета сведений об этом офицере пока найти не удалось.
Увы, УПК полковника Михаила Фёдоровича Киреева в Центральном архиве ДОСААФ России на хранении нет, а это – невероятно, если речь об офицере, проходившим военную службу в Осоавиахиме СССР «в счёт 1000»! Из сего следует: 1) или искажена фамилия; и 2) или же на период командования Липецким аэроклубом он являлся полковником запаса…
« Последнее редактирование: 18 Февраля 2019, 14:51:50 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #28 : 30 Августа 2018, 18:41:41 »
Прекрасно сработанный сайт о Краснолучском аэроклубе Луганской области Украины: http://www.etoretro.ru/pic63820.htm?sort_field=image_date&sort=ASC&position=14








« Последнее редактирование: 30 Августа 2018, 18:52:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #29 : 13 Октября 2018, 12:12:32 »

1928 год, агитационный самолёт Осоавиахима РСФСР марки «Junkers F.13», прибывший в уральский город Надеждинск (ныне – Серов Свердловской области) с целью агитации рабочих Надежинского металлургического завода о вступлении в члены оборонного общества. Оригинал фото хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Серовский исторический музей» Свердловской области: номер в Госкаталоге – 11759282; номер по ГИК (КП) – СИМ КП 116/11.


Скан с подлинного бланка о признании Авиационной спортивной комиссией Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова конкретного авиационного рекорда.

Из творческого наследия выдающего советского живописца Александра Александровича Дейнека (1899-1969):


« Последнее редактирование: 18 Февраля 2019, 14:53:04 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #30 : 20 Октября 2018, 08:08:06 »
Скан с 3-й страницы 12-го номера за 1935 год журнала Осоавиахима СССР и РСФСР «Самолёт»:

Скан с 4-й страницы 12-го номера за 1935 год журнала Осоавиахима СССР и РСФСР «Самолёт»:
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 17:04:52 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #31 : 13 Ноября 2018, 15:30:17 »

1932-1935 гг., будни Лётной школы Осоавиахима (она же – Лётно-моторная школа Осоавиахима) имени П.И. Лозовского Государственного завода № 22 (г. Москва, Фили). Сканировано с архивных подлинников:


Построение на аэродроме на фоне принадлежавших школе учебно-тренировочных самолётов: крайний слева – новейший марки «У-1» с бортовым именем «им. П.И. Лозовского», а остальные – устаревшей марки «У-1». В качестве справки: последние экземпляры машины марки «У-1» использовались в школах и аэроклубах Осоавиахима как учебные и спортивные вплоть до 1935 года.


Одна из машин марки «У-1».
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 17:18:23 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #32 : 26 Ноября 2018, 20:38:12 »
Эти два снимка, которые следует датировать самым началом 1930-х, я сегодня отыскал в одном из архивных фондов. К сожалению, они без пояснительных подписей.

Группа военных лётчиков на фоне истребителя И-4 (он же – АНТ-5) с двигателем М-22 в 480 л. с. (он же – Юпитер VI). И-4, напомню, – первый советский цельнометаллический истребитель, одноместный подкосный полутораплан; серийно выпускался в 1929-1931 гг. Государственном заводе № 22, который находился в московским Филиях.


Вероятней всего, это курсанты какой-то из лётных школ Осоавиахима СССР из числа тех, которые предшествовали эпохе аэроклубов!..
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 17:11:11 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #33 : 04 Декабря 2018, 13:04:20 »

ВЕЛИЧКО Роман Гаврилович (1915-1942), заместитель командира эскадрильи (и он же одновременно – командир экипажа самолёта У-2) 689-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка ВВС 4-й армии (II ф) Волховского фронта (II ф), старший лейтенант.
Родился 25 февраля 1915 года в Сумской области Украины. Украинец. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1940 года. Был женат: супруга, В.В. Величко, по состоянию на лето 1942 года проживала по адресу: Удмуртская АССР, город Ижевск, улица Максима Горького, 124, квартира 16.
Образование:
- общее – среднее;
- военное: в 1937 году – ускоренный выпуск 11-й (Ворошиловградской) военной школы пилотов РККА имени Пролетариата Донбасса.
На военной службе в Красной Армии с 1935 года, при этом в 1935-1937 года – курсант 11-й (Ворошиловградской) военной школы пилотов РККА имени Пролетариата Донбасса, откуда был выпущен со знаками различия старшины.
В марте 1939 года передан в оборонное общество, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 15 от 25 марта 1939 года назначен командиром звена Кировского областного аэроклуба. Де-юре же объявлен переданным в оборонное общество постфактум – приказом НКО СССР за № 04778 от 27 ноября 1939 года.
К 1941 году – уже лейтенант по воинскому званию.
На основании распоряжения Главного управления ВВС Красной Армии от 4 июля 1941 года назначен в 15-ю Ижевскую военно-авиационную школу пилотов первоначального обучения, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 624 от 11 июля 1941 года был исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
В ноябре 1941 года направлен к месту формирования в составе ВВС Московского военного округа 689-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка – в/ч, которая имела на своём вооружении самолёта Р-5 и У-2.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 13 января 1942 года: в боях и сражениях в составе ВВС 4-й армии (II ф) последовательно Волховского фронта (I ф), Волховской оперативной группы войск Ленинградского фронта и Волховского фронта (II ф). При этом к лету 1942 года – уже старший лейтенант по воинскому званию.
21 марта 1942 года командованием 689-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка был представлен к награждению орденом Красного Знамени: «За 20 лётных ночей совершил 117 боевых вылетов на самолёте У-2. Лучший лётчик в полку. Упорным трудом ежедневно совершенствует свою боевую лётную квалификацию.
Тов. Величко как мастер лётного дела в основном посылался на дальние цели (вглубь расположения противника), сильно прикрытые зенитным огнём. В основном летал на пункты: Чудово, Любань, Померанье.
Умелыми и смелыми действиями изматывает пр-ка [противника] и наносит ему большой ущерб в технике и живой силе.
Тов. Величко добивается точности захода на цель и разит пр-ка с небольших высот.
Все боевые вылеты совершил с отличным и точным выполнением заданий, в результате прямым попаданием уничтожил до 9 автомашин (из них 2 – с горючим), сжёг и разрушил до 27 строений в населённых пунктах, взорвал склад со снарядами в лесу юго-восточнее Померанья, задержал продвижение 4-х автоколонн пр-ка. Разбросал листовок и брошюр на немецком языке 150.000 шт.
Как помощник командира эскадрильи является образцом и вдохновляющим примером для всего личного состава подразделения. Работает неустанно с людьми в ущерб своего отдыха. Ярко проявляет свою командирскую настойчивость и требовательность к себе и подчинённым. Сумел добиться порядка и высокой работоспособности личного состава в выполнении боевой работы.
Эскадрилья за 22 лётные ночи имеет 790 боевых вылетов без потерь личного состава и без происшествий. Не было случаев задержки боевых вылетов по вине неорганизованности и недисциплинированности со стороны личного состава эскадрильи.
Тов. Величко является хорошим командиром-воспитателем. Умеет вдохновлять людей на мужество и героические подвиги.
Тов. Величко – дисциплинированный командир, за отличную боевую работу имеет 3 благодарности от командующих ВВС фронта и армии.
Достоин награждения орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» [правильно – орденом Красного Знамени]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 598, лл. 239 и 239об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Волховского фронта (II ф) за № 059-н от 6 июля 1942 года: де-факто уже посмертно был удостоен Родиной ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 598, л. 236.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, в составе возглавляемого экипажа (в кабине штурмана находился начальник связи той же эскадрильи старший лейтенант М.И. Шаталов 1909 г.р.) пропал без вести в ночь с 22 на 23 июня 1942 года: «Не вернулся с боевого задания». Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 624, л. 295; ф. 58, оп. 818883, д. 934, л. 43; ф. 368, оп. 6289, д. 4, лл. 53 и 275.
Увековечен в Книге Памяти Удмуртской Республики – т. 7, стр. 142, но с одним искажением – как якобы уроженец столицы Удмуртии города Ижевска, а не Сумской области Украины.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #34 : 07 Декабря 2018, 21:55:55 »

БОРИСОВ Михаил Алексеевич (1917-1942), воспитанник авиации Оборонного общества, командир звена 62-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, младший лейтенант, Герой Советского Союза (посмертно, с 6 мая 1965 года).
Родился 11 ноября 1917 г. в деревне Топтыново Чаплыгинского района Липецкой области.
Выпускник 1939 года Борисоглебской военно-авиационной Краснознамённой школы имени В.П. Чкалова. По выпуску – в Белоруссии, где в декабре 1939 года во время патрулирования в составе звена самолётов «И-16» перехватил немецкий самолёт-разведчик Ju-88 и заставил его приземлиться, за что был уволен в запас, после чего работал инструктором-лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы.
29 июня 1941 года призван по мобилизации с направлением в ВВС Черноморского флота.
Погиб 10 августа 1942 года в районе Новороссийска, совершив самым редкий в боевой практике двойной таран.
Звания Героя Советского Союза удостоен посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и исключительный героизм».

К сожалению, в Центральном архиве ДОСААФ России отсутствует на хранении личное дело Героя как командира авиации Осоавиахима СССР. Очевидно, данное личное дело следует искать в архиве Московского городского совета ДОСААФ.
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2018, 15:37:37 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #35 : 11 Декабря 2018, 13:42:28 »

ВОЛКОВ Павел Георгиевич, к лету 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава 284-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Харьковского военного округа, старший лейтенант.
Родился 18 июля 1907 года. Русский. Из рабочих. Член ВКП(б) с 1929 года.
Образование:
- общее – неполное среднее;
- военное: в 1933 году в городе Москве закончил Объединённую военную школу имени ВЦИК, а в 1935 году – 3-ю (Оренбургскую) военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
На военной службе в Красной Армии с конца 1920-х-начало 1930 гг. гг., при этом с 1933 года – в должностях среднего комсостава или, говоря современным языком, в статусе офицера.
Предположительно, в 1936 году в качестве первичного был удостоен военного (в современной терминологии – в воинское) звания «лейтенант», а приказом НКО СССР за № 847/п от 20 февраля 1939 года очередного – «старший лейтенант».
Приказом НКО СССР за № 02907 от 5 июля 1939 года «в счёт 1000» передан в авиацию оборонного общества, где, в частности, занимал следующие посты: с 28 марта 1940 года – комиссара Клинцовского аэроклуба Орловской области, а с 30 июля 1940 года – штурмана Орловского аэроклуба.
На основании распоряжения начальника 3-го управления Главного управления ВВС Красной Армии от 13 марта 1941 года и приказа НКО СССР за № 0780 от 26 марта 1941 года назначен в ново формирующейся 284-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ВВС Харьковского военного округа, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 257 от 31 марта 1941 года был исключён из списков командно-строевого состава авиации оборонного общества.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #36 : 13 Декабря 2018, 19:49:54 »
Лётчик Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, мировой рекордсмен заслуженный мастер самолётного спорта СССР Николай Михайлович Голованов.
В авиацию оборонного общества пришёл в предвоенный период по комсомольской путёвке Московского авиационного завода: сначала курсант лётного отделения аэроклуба, а затем там же – инструктор-лётчик.
Согласно материалам Центрального архива ДОСААФ России, 11 декабря 1940 года инструктор-лётчик Ленинградского районного аэроклуба города Москвы Николай Михайлович Голованов был переведён в Тушино на должность инструктора-лётчика Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова.
Он же приказом начальника ЦАК за № 157 от 30 июня 1941 года уволен из авиации Осоавиахима в связи с призывом в Красную Армию.
Участник Великой Отечественной войны.
После демобилизации – представитель лётно-подъёмного состава Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова: сначала лётчик, а затем долге годы бессменный спортивный комиссар и ответственный секретарь спортивной комиссии.
В августе 1951 года Н.М. Голованов на самолёте Як-11 совершил скоростной полёт по треугольному маршруту Тушино – Смоленск – Орёл – Тушино, в ходе которого пролетел 1000 километров со средней скоростью 442,3 километра в час. Такая скорость на спортивном самолете 4-й весовой категории была достигнута впервые в мире. Этот рекорд до сих пор никем не побит!


Возможно, он: гвардии младший лейтенант Николай Михайлович Голованов 1920 г.р. – лётчик 105-го отдельного гвардейского авиационного полка ГВФ 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2114, лл. 113 и 113об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000212.jpg&id=45777475&id1=ae1a8a6ae9d0b12f89059de86f31b3fc
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000213.jpg&id=45777476&id1=3f490692562ac68ac88dabf4938f293b

« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 16:10:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #37 : 25 Декабря 2018, 16:25:55 »

ЯКУШЕНКОВ Иван Абрамович, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества.
Родился в 1896 году. Русский. Рабочий из крестьян. Член РКП(б)-ВКП(б) с 1919 года.
Образование:
- общее – начальное;
- военное: в 1920-х гг. последовательно закончил N-ю военно-теоретическую авиационную школу и N-ю военную школу лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Вероятно, это он под номером «86» в списке выпускников 1924 года 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков РККВФ.
В Русской (с марта 1917 года – с приставкой «императорская») армии не служил.
В Красной же Армии с периода Гражданской войны, в том числе:
- в боях и сражениях против белогвардейцев и иностранных интервентов;
- приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «капитан», а приказом НКО СССР за № 0789 от 21 февраля 1940 года очередного – «майор».
Как минимум, с 10 января 1934 года и по сентябрь 1941 года – представитель командно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР, при этом в период 10 января 1934-14 мая 1936 гг. и с 17 февраля 1939 года – в статусе военнослужащего, а с 14 мая 1936 года и по 17 февраля 1939 года – как командир авиации оборонного общества из числа военнослужащих запаса: был уволен в запас приказом НКО СССР за № 889 от 14 мая 1936 года в соответствии с пунктом «43-б» («в аттестационном порядке по служебному несоответствию») Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА; вновь на военной службе восстановлен приказом НКО СССР за № 0744 от 17 февраля 1939 года.
Посты, которые занимал, в авиации Осоавиахима СССР:
- с 10 января 1934 года и по 10 июля 1937 года – начальник лётной части Ярославского аэроклуба.
- с января 1938 года и конец февраля 1940 года – инспектор по технике пилотирования Ярославского областного совета Осоавиахима;
- с 29 февраля 1940 года – начальник Мичуринского аэроклуба Тамбовского областного совета Осоавиахима.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 791 от 15 сентября 1941 года откомандирован в ВВС Красной Армии.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #38 : 01 Января 2019, 16:11:18 »

Апрель 1934 года, Фёдор Васильевич Назаров (1915-1938) как новоиспечённый выпускник инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.

НАЗАРОВ Фёдор Васильевич (1915-1938), кадровый командир авиации Осоавиахима СССР, ставший невинной жертвой политических репрессий Сталинского режима.
Родился 15 мая 1915 года в городе Самаре. Русский. Рабочий из рабочих.
Партийность:
- с 4 октября 1929 года – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1932 года за № 7161100;
- по состоянию на вторую половину августа 1937 года – беспартийный.
Родители: Назаровы Василий Павлович и Анастасия Васильевна (в девичестве – Плеханова); с 1920 года – в разводе, при этом В.П. Назаров остался проживать в Самаре, а А.В. Плеханова, забрав с собой сына, переехала в город Камышин (ныне – в составе современной Волгоградской области) к брату.
Образование:
- общее – среднее: в 1931 году в городе Камышине закончил школу-семилетку, а в 1933 году – неполный курс Свердловской автотехнической школы;
- специальное авиационное: в апреле 1934 года – инструкторский курс Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.
В 1922-1931 гг. – учащийся общеобразовательной школы в городе Камышине.
В 1931-1933 гг. – учащийся по специальности «Автомобильный ремонтёр и монтажник» Свердловской автотехнической школы. Учёбу здесь оставил в связи с зачислением в авиашколу.
В 1933-1934 гг. – учлёт инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова. На момент выпуска отсюда – кавалер нагрудного знака Осоавиахима СССР «Ворошиловский стрелок», активный физкультурник (и, в первую очередь, проявил себя здесь как спортсмен-лыжник и спортсмен-конькобежец). В период учёбы здесь имел «выговор за пререкания о старшиной».
С 1 мая по 17 ноября 1934 года – инструктор-лётчик Свердловского областного аэроклуба имени Кабакова. Уволен был «по решению комиссии обкома ВКП(б), созданной по директиве ЦК и НКО о проверке кадров в авиации Осоавиахима». В данный период совершил на самолёте У-2 в общей сложности 466 полётов (с курсантами – 348, тренировочных – 68), пробыв в воздухе 68 часов 46 минут, в том числе обучая курсантов – 52 часа 40 минут.
Предположительно, с конца декабря 1936 года – инструктор-лётчик Челябинского аэроклуба.
Якобы 27 августа 1937 года как «враг народа» арестован органами госбезопасности. По сфабрикованным результатам следствия 23 июля 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР осуждён к высшей мере наказания сразу по четырём пунктам «контрреволюционной» статьи «58» Уголовного кодекса РСФСР:
- 58-1 «а» – «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п.»;
- 58-7 – «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта»;
- 58-8 – «Организация в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно участие в выполнении таких актов, хотя бы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации»;
- 58-11 – «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных или особосекретных должностях при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны»
В тот же день, 23 июля 1938 года, расстрелян.
Реабилитирован посмертно – 2 марта 1983 года Верховным судом СССР. Источники – ГУ ОГАЧО: ф. Р-467, оп. 4, д. 6297; http://archive74.ru/sites/default/files/knpamrep/na.html
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 19 Сентября 2019, 20:01:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 843
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #39 : 29 Января 2019, 12:49:04 »
От Удалова Константина Геннадьевича (г. Москва) – историка авиации и писателя:
- В 1946 году Осоавиахим СССР объявил конкурс на транспортную амфибию, в котором наряду с другими авиаконструкторами участие принял и инженер-полковник Игорь Вячеславович Четвериков (1904-1987) – директор и главный конструктор опытного завода № 458 (подмосковный посёлок Иваньково, ныне – город Дубна) Министерства авиапромышленности СССР. Он представил свою транспортную амфибию марки «ТА-1». Последняя была создана на основе трофейного самолёта марки «Арадо Ar 234» – гитлеровского реактивного бомбардировщика, созданного в 1944 году немецкой компанией «Arado Flugzeugwerke».

От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:
90 лет назад появилось слово «вертолёт»
Так знаменитый авиаконструктор Николай Камов (о КБ им. Камова: http://starodymov.ru/?p=28098) назвал созданный им в соавторстве с Николаем Скржинским летательный аппарат. Реально они построили автожир, однако слово «вертолёт» попало в протокол заседания Технической комиссии Центрального совета Осоавиахима (см.: http://starodymov.ru/?p=24011) от 8 февраля 1929 года, и оттуда постепенно перекочевало в разговорный язык, прилепившись к аппаратам, официально называвшимся геликоптерами.
История зафиксировала момент, когда впервые о вертолёте публично заговорил товарищ Сталин – на приёме по случаю награждения членов экипажа Валентины Гризодубовой званием Герой Советского Союза, первых женщин, удостоенных этого звания: http://starodymov.ru/?p=28325
Ну а окончательно слово «вертолёт» вытеснило импортное «геликоптер» лишь после 1959 года, с подачи Михаила Миля (см.: http://starodymov.ru/?p=16142) – создателя наших замечательных машин семейства «Ми»… Его первенец, Ми-4, тут же вырвался на первые места среди винтокрылых аппаратов своего класса.
Как тут удержаться от того, чтобы напомнить, что в минувшем году я посетил международную выставку вертолётов!.. Незабываемые впечатления: http://starodymov.ru/?p=27204
« Последнее редактирование: 27 Января 2020, 15:57:39 от Sobkor »
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 5   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »