Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиация оборонного общества  (Прочитано 14285 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #20 : 15 Апреля 2018, 18:35:49 »
ВЕРЕСОВ Анатолий Константинович (1918-1995), ветеран-фронтовик из числа воспитанников авиации Осоавиахима, подполковник в отставке.

Фото, предоставленные внуков Анатолия Константиновича Вересова – Вересовым Юрием Николаевичем:
Как представитель учебно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР:
   


Инструктор-лётчик Анатолий Константинович Вересов (он стоит справа) проводит инструктаж своей группы учлётов.


Утро на аэродроме аэроклуба. В центре с ружьём в руках – ночной сторож.





Девушки-учлёты из группы инструктора-лётчика А.К. Вересова.





Лётное ЧП.
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 16:04:07 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #21 : 17 Апреля 2018, 17:40:53 »

1939 год, инструктор-лётчик Тайгинского аэроклуба Зеленков (он с книжкой в руке) проводит предполётный инструктаж в адрес учлётов Н. Хлебникова, И. Исаева и И. Елизарова (стоят слева направо). Оригинал хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения «Исторический музей Тайгинского городского округа» Кемеровской области: номер в Госкаталоге – 10940634; номер по ГИК (КП) – КПИМГТ 127/1.

Из материалов ГАРФ.
Тайгинский аэроклуб Новосибирской области по состоянию на 1939 год: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 400х350 м; имеет ангар на 6 самолётов и семь учебных аудиторий; бензотара – на 50 т; выполнение плана: за 1936 год – 129 %, за 1937 год – 90 %, за 1938 год – 96 %.
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 17:01:49 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #22 : 20 Мая 2018, 20:01:19 »
1927 год, лётчик Я.М. Садовский и авиаконструктор А.Н. Рафаэлянц на фоне авиетки РАФ-2 перед организованным Осоавиахимом полётом по маршруту Москва – Берлин. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей»: номер в Госкаталоге – 11822953; номер по ГИК (КП) – ГИМ 111957/5; инвентарный номер – 22_3655.
РАФ-2 это созданный в 1926 году авиаконструктором Н. Рафаэлянцем двухместный, лёгкий, свободнонесущий низкоплан с толстым крылом переменного профиля и с двигателем марки «Cirrus» мощностью в 60 л.с.
Из отчёта о ходе испытательных полётов РАФ-2, опубликованного по горячим следам в газете «Заря Востока»: «Известный конструктор инженер Рафаэлянц сконструировал новый тип авиетки. У авиетки складывающиеся крылья, которые при приземлении пригибаются к борту самолета, а аппарат путешествует, как автомобиль со скоростью 50 км в час. Скорость авиетки в воздухе 130 км в час. К самолёту могут быть приделаны поплавки и тогда он получает возможность передвигаться и по воде. Этот новый вид самолёта должен получить огромное распространение в гражданской авиации, ибо позволяет доставлять пассажиров с аэродрома непосредственно к месту жительства.
В 1927 г. РАФ-2 совершил два продолжительных перелёта по Советскому Союзу и по Европе. Причём полёт из Москвы в Берлин был совершен без посадки. В качестве пассажира был Рафаэлянц. Авиетка РАФ-2 получила в Европе наивысшую оценку инженеров, конструкторов и рабочих авиационных заводов и лётчиков военно-воздушных сил»
.
В серию РАФ-2 не пошёл по причине своих недостатков, главным из которых являлись внушительные размеры машины, которые «оказались слишком велики и самолёт был перетяжелён для мощности в 60 л.с. Данные получились невысокие».
По состоянию на 1928 год единственный опытный экземпляр РАФ-2 находился в собственности Осоавиахима СССР и, как следует с сохранившихся фотографий, носил имя С.С. Каменева как председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР:
« Последнее редактирование: 20 Мая 2018, 20:48:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #23 : 24 Мая 2018, 17:48:39 »
Дагестанская АССР. Махачкалинский («организован в 1939 году»): категория – 3-я техническая; подготовить: пилотов – 0, механиков – 120, «тренировка пилотов запаса» – 0; базируется при аэродроме ГВФ, «ввиду отсутствия аэродрома переведён в технический»; ангаров нет; имеет три учебные аудитории; бензотара – на 10 т.


1939 год, столица Дагестана город Махачкала, девушки-курсанты первого набора по курсу обучения на авиамехаников Махачкалинского технического аэроклуба, в центре – Александра Григорьевна Османцева 1921 г.р., уроженка Ставрополя. Оригинал хранится в фондах Государственного учреждения культуры Ставропольского края «Ставропольский государственный историко-культурный природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве»: номер в Госкаталоге – 4015215; номер по ГИК (КП) – 29022.


Зима 1940/1941 года, столица Дагестана город Махачкала, Александра Григорьевна Османцева (сидит в центре) среди коллег-представителей командно-строевого состава Махачкалинского технического аэроклуба. Как и её двое коллег-мужчин, девушка облачена в зимнее форменное обмундирование личного состава авиации Осоавиахима СССР, но только почему-то у двоих на шинелях отсутствуют форменные петлицы. Фотокопия хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Память» города Ставрополя: номер в Госкаталоге – 10022469; номер по ГИК (КП) – МП ОФ 1336; инвентарный номер – ФД 301.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #24 : 06 Июня 2018, 18:36:44 »
- Липецкий: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м, имеет ангар на 5 самолётов и двенадцать учебных аудиторий; бензотара – на 12 т; выполнение плана: за 1936 год – на 138 %, за 1937 год – на 92 %, за 1938 год – в документе не указано;

От проживающего в челябинском Снежинске Юрия Евгеньевича Николаева:
- Липецкий аэроклуб был по штатной категории на одну ступень выше Борисоглебского, а, следовательно, имел и больший штат сотрудников, и большее число учлётов. Однако ни о тех тех, ни о других мы почти ничего не знаем. Мой отец, Николаев Евгений Степанович, в своих письменных воспоминаниях упоминает только несколько сослуживцев по Липецкому аэроклубу:
- начальник аэроклуба полковник Михаил Фёдорович Киреев. Однако возникает вопрос, а он был начальником какого аэроклуба – Воронежского областного или же Липецкого городского? Посредством мониторинга Рунета сведений об этом офицере пока найти не удалось.
- Василий Баркалов. Возможно, он: Баркалов Василий Макарович (в ряде документов – Маркович)1915 г.р., представитель лётно-подъёмного состава 523 иап: сначала командир звена, младший лейтенант, а затем заместитель командира эскадрильи, лейтенант. 23 июля 1943 года был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Пропал без вести 14 сентября 1943 года.
- лётчик-инструктор Василий Николаевич Костин. Стал Героем Советского Союза. В Рунете про него масса информации
- штурман аэроклуба Виктор Алексеевич Григорьев. Посредством мониторинга Рунета сведений о нём пока найти не удалось.
Многие воспитанники Липецкого аэроклуба стали в годы войны Героями Советского Союза и, в том числе, Михаил Антипов, Митрофан Алексеевич Ануфриев, Владимир Знаменский, Сергей Гаврилович Литаврин, Вячеслав Маркин, Александр Полунин и Иван Фролов…

- начальник аэроклуба полковник Михаил Фёдорович Киреев. Однако возникает вопрос, а он был начальником какого аэроклуба – Воронежского областного или же Липецкого городского? Посредством мониторинга Рунета сведений об этом офицере пока найти не удалось.
Увы, УПК полковника Михаила Фёдоровича Киреева в Центральном архиве ДОСААФ России на хранении нет, а это – невероятно, если речь об офицере, проходившим военную службу в Осоавиахиме СССР «в счёт 1000»! Из сего следует: 1) или искажена фамилия; и 2) или же на период командования Липецким аэроклубом он являлся полковником запаса…
« Последнее редактирование: 18 Февраля 2019, 14:51:50 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #25 : 30 Августа 2018, 18:41:41 »
Прекрасно сработанный сайт о Краснолучском аэроклубе Луганской области Украины: http://www.etoretro.ru/pic63820.htm?sort_field=image_date&sort=ASC&position=14








« Последнее редактирование: 30 Августа 2018, 18:52:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #26 : 13 Октября 2018, 12:12:32 »

1928 год, агитационный самолёт Осоавиахима РСФСР марки «Junkers F.13», прибывший в уральский город Надеждинск (ныне – Серов Свердловской области) с целью агитации рабочих Надежинского металлургического завода о вступлении в члены оборонного общества. Оригинал фото хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Серовский исторический музей» Свердловской области: номер в Госкаталоге – 11759282; номер по ГИК (КП) – СИМ КП 116/11.


Скан с подлинного бланка о признании Авиационной спортивной комиссией Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова конкретного авиационного рекорда.

Из творческого наследия выдающего советского живописца Александра Александровича Дейнека (1899-1969):


« Последнее редактирование: 18 Февраля 2019, 14:53:04 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #27 : 20 Октября 2018, 08:08:06 »
Скан с 3-й страницы 12-го номера за 1935 год журнала Осоавиахима СССР и РСФСР «Самолёт»:

Скан с 4-й страницы 12-го номера за 1935 год журнала Осоавиахима СССР и РСФСР «Самолёт»:
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 17:04:52 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #28 : 13 Ноября 2018, 15:30:17 »

1932-1935 гг., будни Лётной школы Осоавиахима (она же – Лётно-моторная школа Осоавиахима) имени П.И. Лозовского Государственного завода № 22 (г. Москва, Фили). Сканировано с архивных подлинников:


Построение на аэродроме на фоне принадлежавших школе учебно-тренировочных самолётов: крайний слева – новейший марки «У-1» с бортовым именем «им. П.И. Лозовского», а остальные – устаревшей марки «У-1». В качестве справки: последние экземпляры машины марки «У-1» использовались в школах и аэроклубах Осоавиахима как учебные и спортивные вплоть до 1935 года.


Одна из машин марки «У-1».
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 17:18:23 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #29 : 26 Ноября 2018, 20:38:12 »
Эти два снимка, которые следует датировать самым началом 1930-х, я сегодня отыскал в одном из архивных фондов. К сожалению, они без пояснительных подписей.

Группа военных лётчиков на фоне истребителя И-4 (он же – АНТ-5) с двигателем М-22 в 480 л. с. (он же – Юпитер VI). И-4, напомню, – первый советский цельнометаллический истребитель, одноместный подкосный полутораплан; серийно выпускался в 1929-1931 гг. Государственном заводе № 22, который находился в московским Филиях.


Вероятней всего, это курсанты какой-то из лётных школ Осоавиахима СССР из числа тех, которые предшествовали эпохе аэроклубов!..
« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 17:11:11 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #30 : 04 Декабря 2018, 13:04:20 »

ВЕЛИЧКО Роман Гаврилович (1915-1942), заместитель командира эскадрильи (и он же одновременно – командир экипажа самолёта У-2) 689-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка ВВС 4-й армии (II ф) Волховского фронта (II ф), старший лейтенант.
Родился 25 февраля 1915 года в Сумской области Украины. Украинец. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1940 года. Был женат: супруга, В.В. Величко, по состоянию на лето 1942 года проживала по адресу: Удмуртская АССР, город Ижевск, улица Максима Горького, 124, квартира 16.
Образование:
- общее – среднее;
- военное: в 1937 году – ускоренный выпуск 11-й (Ворошиловградской) военной школы пилотов РККА имени Пролетариата Донбасса.
На военной службе в Красной Армии с 1935 года, при этом в 1935-1937 года – курсант 11-й (Ворошиловградской) военной школы пилотов РККА имени Пролетариата Донбасса, откуда был выпущен со знаками различия старшины.
В марте 1939 года передан в оборонное общество, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 15 от 25 марта 1939 года назначен командиром звена Кировского областного аэроклуба. Де-юре же объявлен переданным в оборонное общество постфактум – приказом НКО СССР за № 04778 от 27 ноября 1939 года.
К 1941 году – уже лейтенант по воинскому званию.
На основании распоряжения Главного управления ВВС Красной Армии от 4 июля 1941 года назначен в 15-ю Ижевскую военно-авиационную школу пилотов первоначального обучения, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 624 от 11 июля 1941 года был исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
В ноябре 1941 года направлен к месту формирования в составе ВВС Московского военного округа 689-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка – в/ч, которая имела на своём вооружении самолёта Р-5 и У-2.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 13 января 1942 года: в боях и сражениях в составе ВВС 4-й армии (II ф) последовательно Волховского фронта (I ф), Волховской оперативной группы войск Ленинградского фронта и Волховского фронта (II ф). При этом к лету 1942 года – уже старший лейтенант по воинскому званию.
21 марта 1942 года командованием 689-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка был представлен к награждению орденом Красного Знамени: «За 20 лётных ночей совершил 117 боевых вылетов на самолёте У-2. Лучший лётчик в полку. Упорным трудом ежедневно совершенствует свою боевую лётную квалификацию.
Тов. Величко как мастер лётного дела в основном посылался на дальние цели (вглубь расположения противника), сильно прикрытые зенитным огнём. В основном летал на пункты: Чудово, Любань, Померанье.
Умелыми и смелыми действиями изматывает пр-ка [противника] и наносит ему большой ущерб в технике и живой силе.
Тов. Величко добивается точности захода на цель и разит пр-ка с небольших высот.
Все боевые вылеты совершил с отличным и точным выполнением заданий, в результате прямым попаданием уничтожил до 9 автомашин (из них 2 – с горючим), сжёг и разрушил до 27 строений в населённых пунктах, взорвал склад со снарядами в лесу юго-восточнее Померанья, задержал продвижение 4-х автоколонн пр-ка. Разбросал листовок и брошюр на немецком языке 150.000 шт.
Как помощник командира эскадрильи является образцом и вдохновляющим примером для всего личного состава подразделения. Работает неустанно с людьми в ущерб своего отдыха. Ярко проявляет свою командирскую настойчивость и требовательность к себе и подчинённым. Сумел добиться порядка и высокой работоспособности личного состава в выполнении боевой работы.
Эскадрилья за 22 лётные ночи имеет 790 боевых вылетов без потерь личного состава и без происшествий. Не было случаев задержки боевых вылетов по вине неорганизованности и недисциплинированности со стороны личного состава эскадрильи.
Тов. Величко является хорошим командиром-воспитателем. Умеет вдохновлять людей на мужество и героические подвиги.
Тов. Величко – дисциплинированный командир, за отличную боевую работу имеет 3 благодарности от командующих ВВС фронта и армии.
Достоин награждения орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» [правильно – орденом Красного Знамени]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 598, лл. 239 и 239об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Волховского фронта (II ф) за № 059-н от 6 июля 1942 года: де-факто уже посмертно был удостоен Родиной ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 598, л. 236.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, в составе возглавляемого экипажа (в кабине штурмана находился начальник связи той же эскадрильи старший лейтенант М.И. Шаталов 1909 г.р.) пропал без вести в ночь с 22 на 23 июня 1942 года: «Не вернулся с боевого задания». Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 624, л. 295; ф. 58, оп. 818883, д. 934, л. 43; ф. 368, оп. 6289, д. 4, лл. 53 и 275.
Увековечен в Книге Памяти Удмуртской Республики – т. 7, стр. 142, но с одним искажением – как якобы уроженец столицы Удмуртии города Ижевска, а не Сумской области Украины.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #31 : 07 Декабря 2018, 21:55:55 »

БОРИСОВ Михаил Алексеевич (1917-1942), воспитанник авиации Оборонного общества, командир звена 62-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, младший лейтенант, Герой Советского Союза (посмертно, с 6 мая 1965 года).
Родился 11 ноября 1917 г. в деревне Топтыново Чаплыгинского района Липецкой области.
Выпускник 1939 года Борисоглебской военно-авиационной Краснознамённой школы имени В.П. Чкалова. По выпуску – в Белоруссии, где в декабре 1939 года во время патрулирования в составе звена самолётов «И-16» перехватил немецкий самолёт-разведчик Ju-88 и заставил его приземлиться, за что был уволен в запас, после чего работал инструктором-лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы.
29 июня 1941 года призван по мобилизации с направлением в ВВС Черноморского флота.
Погиб 10 августа 1942 года в районе Новороссийска, совершив самым редкий в боевой практике двойной таран.
Звания Героя Советского Союза удостоен посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и исключительный героизм».

К сожалению, в Центральном архиве ДОСААФ России отсутствует на хранении личное дело Героя как командира авиации Осоавиахима СССР. Очевидно, данное личное дело следует искать в архиве Московского городского совета ДОСААФ.
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2018, 15:37:37 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #32 : 11 Декабря 2018, 13:42:28 »

ВОЛКОВ Павел Георгиевич, к лету 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава 284-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Харьковского военного округа, старший лейтенант.
Родился 18 июля 1907 года. Русский. Из рабочих. Член ВКП(б) с 1929 года.
Образование:
- общее – неполное среднее;
- военное: в 1933 году в городе Москве закончил Объединённую военную школу имени ВЦИК, а в 1935 году – 3-ю (Оренбургскую) военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
На военной службе в Красной Армии с конца 1920-х-начало 1930 гг. гг., при этом с 1933 года – в должностях среднего комсостава или, говоря современным языком, в статусе офицера.
Предположительно, в 1936 году в качестве первичного был удостоен военного (в современной терминологии – в воинское) звания «лейтенант», а приказом НКО СССР за № 847/п от 20 февраля 1939 года очередного – «старший лейтенант».
Приказом НКО СССР за № 02907 от 5 июля 1939 года «в счёт 1000» передан в авиацию оборонного общества, где, в частности, занимал следующие посты: с 28 марта 1940 года – комиссара Клинцовского аэроклуба Орловской области, а с 30 июля 1940 года – штурмана Орловского аэроклуба.
На основании распоряжения начальника 3-го управления Главного управления ВВС Красной Армии от 13 марта 1941 года и приказа НКО СССР за № 0780 от 26 марта 1941 года назначен в ново формирующейся 284-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ВВС Харьковского военного округа, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 257 от 31 марта 1941 года был исключён из списков командно-строевого состава авиации оборонного общества.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #33 : 13 Декабря 2018, 19:49:54 »
Лётчик Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, мировой рекордсмен заслуженный мастер самолётного спорта СССР Николай Михайлович Голованов.
В авиацию оборонного общества пришёл в предвоенный период по комсомольской путёвке Московского авиационного завода: сначала курсант лётного отделения аэроклуба, а затем там же – инструктор-лётчик.
Согласно материалам Центрального архива ДОСААФ России, 11 декабря 1940 года инструктор-лётчик Ленинградского районного аэроклуба города Москвы Николай Михайлович Голованов был переведён в Тушино на должность инструктора-лётчика Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова.
Он же приказом начальника ЦАК за № 157 от 30 июня 1941 года уволен из авиации Осоавиахима в связи с призывом в Красную Армию.
Участник Великой Отечественной войны.
После демобилизации – представитель лётно-подъёмного состава Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова: сначала лётчик, а затем долге годы бессменный спортивный комиссар и ответственный секретарь спортивной комиссии.
В августе 1951 года Н.М. Голованов на самолёте Як-11 совершил скоростной полёт по треугольному маршруту Тушино – Смоленск – Орёл – Тушино, в ходе которого пролетел 1000 километров со средней скоростью 442,3 километра в час. Такая скорость на спортивном самолете 4-й весовой категории была достигнута впервые в мире. Этот рекорд до сих пор никем не побит!


Возможно, он: гвардии младший лейтенант Николай Михайлович Голованов 1920 г.р. – лётчик 105-го отдельного гвардейского авиационного полка ГВФ 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2114, лл. 113 и 113об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000212.jpg&id=45777475&id1=ae1a8a6ae9d0b12f89059de86f31b3fc
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000213.jpg&id=45777476&id1=3f490692562ac68ac88dabf4938f293b

« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 16:10:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #34 : 01 Января 2019, 16:11:18 »

Апрель 1934 года, Фёдор Васильевич Назаров (1915-1938) как новоиспечённый выпускник инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.

НАЗАРОВ Фёдор Васильевич (1915-1938), кадровый командир авиации Осоавиахима СССР, ставший невинной жертвой политических репрессий Сталинского режима.
Родился 15 мая 1915 года в городе Самаре. Русский. Рабочий из рабочих.
Партийность:
- с 4 октября 1929 года – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1932 года за № 7161100;
- по состоянию на вторую половину августа 1937 года – беспартийный.
Родители: Назаровы Василий Павлович и Анастасия Васильевна (в девичестве – Плеханова); с 1920 года – в разводе, при этом В.П. Назаров остался проживать в Самаре, а А.В. Плеханова, забрав с собой сына, переехала в город Камышин (ныне – в составе современной Волгоградской области) к брату.
Образование:
- общее – среднее: в 1931 году в городе Камышине закончил школу-семилетку, а в 1933 году – неполный курс Свердловской автотехнической школы;
- специальное авиационное: в апреле 1934 года – инструкторский курс Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.
В 1922-1931 гг. – учащийся общеобразовательной школы в городе Камышине.
В 1931-1933 гг. – учащийся по специальности «Автомобильный ремонтёр и монтажник» Свердловской автотехнической школы. Учёбу здесь оставил в связи с зачислением в авиашколу.
В 1933-1934 гг. – учлёт инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова. На момент выпуска отсюда – кавалер нагрудного знака Осоавиахима СССР «Ворошиловский стрелок», активный физкультурник (и, в первую очередь, проявил себя здесь как спортсмен-лыжник и спортсмен-конькобежец). В период учёбы здесь имел «выговор за пререкания о старшиной».
С 1 мая по 17 ноября 1934 года – инструктор-лётчик Свердловского областного аэроклуба имени Кабакова. Уволен был «по решению комиссии обкома ВКП(б), созданной по директиве ЦК и НКО о проверке кадров в авиации Осоавиахима». В данный период совершил на самолёте У-2 в общей сложности 466 полётов (с курсантами – 348, тренировочных – 68), пробыв в воздухе 68 часов 46 минут, в том числе обучая курсантов – 52 часа 40 минут.
Предположительно, с конца декабря 1936 года – инструктор-лётчик Челябинского аэроклуба.
Якобы 27 августа 1937 года как «враг народа» арестован органами госбезопасности. По сфабрикованным результатам следствия 23 июля 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР осуждён к высшей мере наказания сразу по четырём пунктам «контрреволюционной» статьи «58» Уголовного кодекса РСФСР:
- 58-1 «а» – «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п.»;
- 58-7 – «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта»;
- 58-8 – «Организация в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно участие в выполнении таких актов, хотя бы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации»;
- 58-11 – «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных или особосекретных должностях при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны»
В тот же день, 23 июля 1938 года, расстрелян.
Реабилитирован посмертно – 2 марта 1983 года Верховным судом СССР. Источники – ГУ ОГАЧО: ф. Р-467, оп. 4, д. 6297; http://archive74.ru/sites/default/files/knpamrep/na.html
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 19 Сентября 2019, 20:01:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #35 : 29 Января 2019, 12:49:04 »
От Удалова Константина Геннадьевича (г. Москва) – историка авиации и писателя:
- В 1946 году Осоавиахим СССР объявил конкурс на транспортную амфибию, в котором наряду с другими авиаконструкторами участие принял и инженер-полковник Игорь Вячеславович Четвериков (1904-1987) – директор и главный конструктор опытного завода № 458 (подмосковный посёлок Иваньково, ныне – город Дубна) Министерства авиапромышленности СССР. Он представил свою транспортную амфибию марки «ТА-1». Последняя была создана на основе трофейного самолёта марки «Арадо Ar 234» – гитлеровского реактивного бомбардировщика, созданного в 1944 году немецкой компанией «Arado Flugzeugwerke».

От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:
90 лет назад появилось слово «вертолёт»
Так знаменитый авиаконструктор Николай Камов (о КБ им. Камова: http://starodymov.ru/?p=28098) назвал созданный им в соавторстве с Николаем Скржинским летательный аппарат. Реально они построили автожир, однако слово «вертолёт» попало в протокол заседания Технической комиссии Центрального совета Осоавиахима (см.: http://starodymov.ru/?p=24011) от 8 февраля 1929 года, и оттуда постепенно перекочевало в разговорный язык, прилепившись к аппаратам, официально называвшимся геликоптерами.
История зафиксировала момент, когда впервые о вертолёте публично заговорил товарищ Сталин – на приёме по случаю награждения членов экипажа Валентины Гризодубовой званием Герой Советского Союза, первых женщин, удостоенных этого звания: http://starodymov.ru/?p=28325
Ну а окончательно слово «вертолёт» вытеснило импортное «геликоптер» лишь после 1959 года, с подачи Михаила Миля (см.: http://starodymov.ru/?p=16142) – создателя наших замечательных машин семейства «Ми»… Его первенец, Ми-4, тут же вырвался на первые места среди винтокрылых аппаратов своего класса.
Как тут удержаться от того, чтобы напомнить, что в минувшем году я посетил международную выставку вертолётов!.. Незабываемые впечатления: http://starodymov.ru/?p=27204
« Последнее редактирование: 27 Января 2020, 15:57:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #36 : 01 Февраля 2019, 10:18:12 »

От пресс-службы ДОСААФ России:
- За авиацией ДОСААФ России могут закрепить статус государственной авиации специального назначения. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу. Авторами инициативы выступили следующие сенаторы: экс-главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев, Александр Ракитин, Владимир Кравченко и Алексей Кондратьев. Поправки предлагаются в статью 22 Воздушного кодекса (о государственной авиации).
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» ДОСААФ России выполняет ряд государственных задач, среди которых: подготовка граждан по военно-учетным специальностям для ВС РФ; развитие авиационных и технических видов спорта; летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования и участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
«Для выполнения этих задач в ДОСААФ России используется государственная авиация, переданная обществу территориальными органами Федерального агентства по управлению имуществом по договорам безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества. Она учтена в Государственном реестре государственных воздушных судов РФ и использует объекты единой системы организации воздушного движения и другое имущество государственной авиации, находящиеся только в федеральной собственности», – разъясняет смысл законопроекта и.о. директора департамента авиации ДОСААФ России Андрей Шумский. По его словам, предлагаемое для внесения в статью 22 Воздушного кодекса РФ изменение исключит возможность двойного толкования воздушного законодательства РФ по вопросам деятельности авиации ДОСААФ России и закрепит за государственной авиацией ДОСААФ России статус государственной авиации специального назначения.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #37 : 12 Февраля 2019, 12:46:26 »
Фото из фондов ГАРФ:

1935 год, председатель авиагруппы военно-научных консультантов Мососоавиахима авиационный краском Александр Степанович Колесов (1894-1972), ставший впоследствии генерал-майором авиации.


Январь 1935 года, авиагруппа военно-научных консультантов Мососоавиахима.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #38 : 19 Февраля 2019, 11:45:27 »

1936 года, инструктор-лётчик одного из краевых аэроклубов Осоавиахима Антон Сергеевич Рудаков 1915 г.р. Этот командир авиации оборонного общества облачён в парадный френч советских ВВС при знаках различия пилота запаса.

РУДАКОВ Антон Сергеевич, по состоянию на 1936 год – инструктор-лётчик одного из краевых аэроклубов Осоавиахима.
Родился в 1915 году в областном центре Украины городе Днепропетровске (ныне в версии украинских националистов– Днепр). Русский. Рабочий из рабочих. Член ВЛКСМ с 1930 года.
Детство и юность провёл последовательно на малой родине, в вологодском селе Верховажье (отсюда родом его отец) и Архангельске.
В декабре 1936 года успешно прошёл переэкзаменовку на статус инструктора-лётчика авиации Осоавиахима СССР.
Дальнейшая судьба неизвестна.
« Последнее редактирование: 19 Сентября 2019, 20:02:33 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 226
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #39 : 21 Февраля 2019, 12:36:48 »
Фрунзенский аэроклуб (Киргизия):


1937 год, инструктор-лётчик и учлёт-планерист Ошского аэроклуба (Киргизия). Инструктор в форме образца 1936 года со знаками различия среднего начсостава Осоавиахима, но при этом почему-то не при эмблемках авиации Осоавиахима, а при эмблемках советских ВВС.



1938 год, столица Киргизии город Фрунзе (ныне – Бишкек), лётчик-инструктор Фрунзенского аэроклуба Касым Ормокоев (он справа) с одним из учлётов:

1941 год:
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 5 6 7   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »