Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиация оборонного общества  (Прочитано 11197 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #100 : 31 Августа 2020, 18:22:21 »
Лот одного из Интернет-аукционов: портрет неизвестно авиатора Осоавиахима, проходившего в 1937-1940 гг. службу в должности инструктора-лётчика в Бобруйском, Черниговском, Конотопском и Пятигорском аэроклубах:
 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #101 : 31 Августа 2020, 18:35:20 »
Лот одного из Интернет-аукционов: первые послевоенные годы, Воздушный парад в Тушино, на балконе Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова высшие должностные лица советского государства.
 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #102 : 07 Сентября 2020, 16:29:43 »
ИВАНОВ Иван Никитич, ветрена советских ВВС и авиации оборонного общества, с 24 апреля 1946 года – майор запаса.
Родился 16 октября 1908 года в некоей деревни Орешенки Климовского района Брянской области. Русский. Член ВКП(б) с 1932 года. Семья по состоянию на лето 1943 года проживала по адресу: Красноярский край, Саянский район, село Агинское, Колхозная улица, 44.
На военную службу в советские ВВС призван в октябре 1930 года, при это в конце 1935-начале 1936 гг. в качестве первичного был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант», а на основании приказа НКО СССР за № 04745 от 19 октября 1940 года – очередного «старший лейтенант».
С 13 марта 1939 года – «в счёт 1000» проходил военную службу в структурах Осоавиахима Белорусской ССР, где занимал пост комиссара Гомельского аэроклуба Отдела авиации Гомельского областного совета Осоавиахима.
Приказом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 303 от 27 июля 1940 года возвращён на службу в советские ВВС, в связи с чем приказом НКО СССР за № 04074 от 9 сентября 1940 года был назначен в 8-ю смешанную авиационную дивизию ВВС Прибалтийского особого военного округа. И в последнем качестве – непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут: в боях и сражениях на Северо-Западном, Ленинградском, Калининском и 1-м Украинском фронтах, в том числе:
- сначала – в рядах личного состава 8-й смешанной авиационной дивизии, с 15 августа 1941 года и 5 января 1942 года – 8-й истребительной авиационной дивизии, с 5 января и по 10 февраля 1942 года – 8-й смешанной авиационной дивизии, с середины февраля и по 15 июня 1942 года – в качестве старшего диспетчера ВВС 34-й армии, а с 15 июня 1942 года – помощник начальника оперативно-разведывательного отделения штаба 240-я истребительной авиационной (впоследствии – Невельская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии;
- с 1 июля 1943 года – кавалер медали «За оборону Ленинград» (удостоверение № Т-11363). Источники – ЦАМО: ф. 362, оп. 6182, д. 45, л. 317об; ф. 362, оп. 6183, д. 24, л. 53;
- к началу 1944 года – уже капитан по воинскому званию, а по состоянию на вторую половину 1945 года – майор.
8 января 1944 года начальником штаба 240-й истребительной авиационной Невельской (впоследствии – Краснознамённая ордена Суворова) дивизии полковником И.Ф. Таракановым представлен к награждению орденом Красно Звезды: «…Капитан ИВАНОВ своей самоотверженной работой в боевых условиях обслужил 6352 самолёта-вылета, при этом не было ни одного случая несвоевременного представления оперативных документов в высшие штабы и подчинённые части.
Лётчиками дивизии за этот период [то есть с 15 июня 1942 года] сбито 395 самолётов противника: капитан ИВАНОВ проделал большую работу по сбору подтверждений на сбитые самолёты противника от наземных войск.
За период Духовщинской и Невельской операций показал высокие образцы штабной работы: днём и ночью, не покладая рук, обеспечивал боевую работу полков; не считаясь со временем, своевременно и грамотно составлял боевую оперативную документацию и доводил её до высших штабов; в период выезда оперативных работников на ВПУ [Вспомогательный пункт управления], оставшись в штабе один за 2-х/3-х оперативных работников, в самые напряжённые дни отлично справлялся со своей работой; современно оформлял всю боевую документацию.
За самоотверженную работу в боевых условиях по обеспечению боевых вылетов и руководству ими, боевыми вылетами, частей дивизии, чем способствовал успешному разгрому немецких захватчиков, достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» [правильно – ордена Красной Звезды]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1518, л. 45.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 3-й воздушной армии за № 021 от 28 января 1944 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1518, л. 40.
По состоянию на вторую половину 1945 года – военнослужащий из авиационных формирований Центральной группы войск.
С 24 апреля 1946 года – военный пенсионер, при этом на момент демобилизации – гвардии майор по воинскому званию и кавалер семи советских государственных награди одной иностранной:
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён приказом по войскам 3-й воздушной армии за № 021 от 28 января 1944 года; и 2) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 223/99 от 6 ноября 1945 года – за выслугу в 10 и более лет (источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 412, лл. 131 и 149);
- медали «За боевые заслуги»: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/137 от 3 ноября 1944 года – за выслугу в 15 лет. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 257, лл. 1 и 133;
- медали «За оборону Ленинграда» (удостоверение № Т-11363): удостоен 1 июля 1943 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «За взятие Берлина»;
- медали «За освобождение Праги».
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

« Последнее редактирование: 07 Сентября 2020, 17:43:17 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #103 : 11 Сентября 2020, 14:03:07 »
Будущая Герой Российской Федерации (с 01.10.1993 года, посмертно) Екатерина Васильевна Буданова (24.11.1916–19.07.1943) как учлёт-выпускник пилотской школы Киевского аэроклуба Отдела авиации Московского городского совета Осоавиахима, в связи с чем девушка запечатлена при знаках различия пилота запаса:


Из Сети: 10 сентября 2020 года в селе Туманово Вяземского района Смоленской области в торжественной обстановке местными властями был открыт памятник прославленной землячке – легендарной лётчице Екатерине Будановой. Правда, при этом в официальных отчётах с того торжества почему-то ни слова о том, что Героиня – она не просто воспитанник оборонного общества, но ещё и кадровый командир авиации Осоавиахима!


Со страниц Фейсбука от Елены Мармыш: фоторепортаж с торжественно церемонии открытия в смоленском Туманово памятника Екатерине Будановой.
               
« Последнее редактирование: 12 Сентября 2020, 12:41:53 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #104 : 11 Сентября 2020, 19:42:25 »
«Лётчица». Автор снимка – выдающейся советский фотохудожник Михаил Петрович Грачёв (1916-2011). На фото запечатлена неизвестная по фамилии командир авиации Осоавиахима, состоявшая в статусе инструктора Осоавиахима:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #105 : 18 Сентября 2020, 17:50:05 »

Сентябрь 1942 года, лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова. На груди высшая награда Осоавиахима СССР – знак «За активную оборонную работу».

ХОМЯКОВА Валерия Дмитриевна (1914-1942), первая в мире женщина-пилот истребителя, сбившая в ночных условиях (но не ночью!) в воздушном бою бомбардировщик противника, воспитанница авиации Осоавиахима, заместитель командира эскадрильи (и одновременно – пилот самолёта Як-1) 586-го (женского) истребительного авиационного полка, старший лейтенант.
Кавалер двух наград:
- ордена Указом Красного Знамени: награждена посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года;
- нагрудного знака Осоавиахима СССР «За активную оборонную работу». Этой высшей награды Осоавиахима СССР была удостоена на основании постановления президиума Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 33 от 25 августа 1939 года как пилот женской пилотажной группы Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова:

Большая Саратовская энциклопедия: http://saratovregion.ucoz.ru/people/military/homiakova.htm
«Хомякова Валерия Дмитриевна – лётчица истребительного авиационного полка, старший лейтенант, командир эскадрильи.
Родилась Валерия Хомякова 3 августа 1914 года в Колпино Ленинградской области в семье инженера-химика. В 1922 году переехала с семьёй в Москву, где после окончания школы в 1928 году поступила в техникум Объединения мыловаренной, парфюмерной и костеобрабатывающей промышленности. В 1932 году Хомякова была принята в Московский химико-технологический институт имени Менделеева на специальность инженера-технолога полупродуктов и красителей, впоследствии работала на Дорогомиловском химическом заводе имени Фрунзе. В 1936-1937 годах Валерия закончила планерную и лётную школу, участвовала в ежегодных парадах в Тушино. 11 октября 1941 года призвана в армию, прошла курсы совершенствования мастерства в Энгельсе. Весной 1942 года была зачислена в 586-й женский истребительный авиационный полк, задачей которого была оборона Саратова от немецких бомбардировщиков. 24 сентября 1942 года сбила первый для полка вражеский «Юнкерс-88». Через две недели, в ночь с 6 на 7 октября, Хомякова разбилась при вылете на боевое задание. Похоронена в Энгельсе.
Награды: Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 февраля 1943 года Валерия Хомякова посмертно награждена орденом Красного Знамени.
Память: именем Хомяковой названы улицы в Саратове, Энгельсе и Анисовке. Памятники летчице установлены в Энгельсе на территории 5-й школы, носящей с 2005 года имя Валерии Хомяковой, и в Саратове у 26-й школы, где также работает музей боевой славы полка Хомяковой. В советские годы имя Валерии Хомяковой носила комсомольская организация 26-й школы. На её здании и на углу улиц Азина и Хомяковой установлены мемориальные доски. Ещё один музей с экспозициями памяти 586-го авиационного полка и Валерии Хомяковой организован в 93-й школе Саратова.
И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 31.07.2011)».




1940 год, на фоне лёгкого спортивного самолёта УТ-1 группа лётчиц-пилотажников Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова (слева направо): Ольга Голышева, Раиса Беляева, Валерия Хомякова, Мария Глуховцева и Евгения Прохорова.


Сентябрь 1942 года, лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова. На груди высшая награда Осоавиахима СССР – знак «За активную оборонную работу».


Сентябрь  1942 года, лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова.


Сентярь 1942 года, группа лётчиц  586-го истребительного авиационного полка (слева направо): лейтенант Галина Павловна Бурдина (за время войны совершила 152 боевых вылета, сбила 3 самолёта противника), командир звена лейтенант Тамара Устиновна Памятных (за время войны совершила 205 боевых вылетов, сбила 2 самолёта противника), заместитель командира эскадрильи лейтенант Валерия Ивановна Хомякова (сбила один самолет противника, погибла в авиакатастрофе 6 октября 1942 года), лейтенант Валентина Лисицина (впоследствии заместитель командира полка).


Сентябрь 1942 года, Валерия Дмитриевна Хомякова перед объективами иностранных журналистов.

Отсюда: https://infourok.ru/sovetskie-letchici-velikoy-otechestvennoy-voyni-1122210.html


Донесение о безвозвратных потерях с фамилией старшего лейтенанта В.Д. Хомяковой. Источник – ЦАМО: ф. 22314, оп. 196607, д. 1, л. 2.


Увековечена:
- в Книге Памяти города Москвы – т. 13, стр. 557:


- дважды – в 9-м томе Книге Памяти Саратовской области:
1) стр. 501:



2) стр. 521:


В Книге Памяти г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области не значится.

Скан со страниц 5-6 номеров за март 1943 года двухнедельного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР и ГУМПВО НКВД СССР «За оборону»:
« Последнее редактирование: 20 Сентября 2020, 11:08:46 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #106 : 20 Сентября 2020, 16:46:15 »

Не ранее весны 1939 года, лётчик-инструктор Железнодорожного аэроклуба Московского городского совета Осоавихима Серафима Андреевна Плеханова (в замужестве – Кузнецова) в кителе Осоавихима образца 1936 года, при этом в петлицах почему-то не авиационные эмблемки Осоавиахима, а общеосоавиахимовские.

КУЗНЕЦОВА (в девичестве – Плеханова) Серафима Андреевна, заслуженный ветеран авиации Осоавиахима-ДОСААФ и авиационной промышленности.
Родилась 12 декабря 1916 года в селе Михайловка Новобуянского сельского поселения Красноярского района Самарской области. Русская. Служащая из крестьян. С марта 1930 года и по декабрь 1939 года – член ВЛКСМ: выбыла «механически» по возрасту.
Образование: в 1929 году на родине закончила Школу крестьянской молодёжи; 30 июня 1933 году – школьный факультет Лосиноостровского педагогического техникума (современный адрес: город Москва, улица Коминтерна, 16, корпус 1); в 1937 году – без отрыва от производства аэроклуб Кировского района Москвы, а 3 ноября 1938 года – при Сталинском аэроклубе города Москвы месячные сборы по подготовке лётчиков-инструкторов.
Летом 1929-летом 1930 гг. – на родине работница почты.
С 1 сентября 1933 года и по 30 июня 1938 года – учащаяся педтехникума.
С 1 сентября 1933 года и по 30 июня 1938 года – на педагогической работе в ряде общеобразовательных школ Москвы.
С 1 октября и по 3 ноября 1938 года – курсант инструкторской группы Сталинского аэроклуба города Москвы.
С 28 ноября 1938 года и по 16 марта 1939 года – культпросветработник ЖАКТ (Жилищно-арендное кооперативное товарищество) № 89.
С 16 марта 1939 года и по 3 июля 1942 года – в авиации Осоавиахима как лётчик-инструктор последовательно Железнодорожного, Сталинского и Дзержинского аэроклубов Москвы. Как представитель лётно-подъёмного состава авиации Осоавиахима в совершенстве овладела техникой пилотирования самолётами У-2и УТ-2.
С июля 1942 года – на лётной работе на лётной работе в ряде столичных оборонных предприятий наркомата/министерства авиационной промышленности СССР и в данном качестве (но под эгидой ДОСААФ СССР) в послевоенный период участвовала воздушных парадов 1953 и 1954 гг., проводившихся в Тушино. Как лётчик Министерства авиационной промышленности СССР пилотировала самолёты У-2, Як-6, Як-18 и Ан-2.
В рядах лётно-подъёмного состава находилась до 1964 года включительно и, частности, в 1964 году за штурвалом самолёта Ан-2 провела в воздухе 9 часов 1 минуту.
По состоянию на лето 1967 года – представитель трудового коллектива Ордена Ленина Московского машиностроительного завода «Кулон» (ныне – АООТ «ОКБ имени П.О. Сухого»).
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Портрет Серафимы Андреевны Плехановой (она слева в центре) со страниц одного из весенних за 1941 год номеров авиационного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР «Самолёт» как иллюстрация к отчёту председателя Московского городского совета Осоавиахима Г. Сергеева о работе столичных аэроклубов в 1940 году:


Из материалов Центрального архива ДОСААФ России. Сканировано мною с архивных подлинников:
 

       
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #107 : 17 Октября 2020, 20:29:41 »
Фотоплакат Осоавиахима за 1935 год «Растёт и крепнет наша могучая Родина – СССР». Обращает на себя внимания статистика роста численности осоавиахимовских аэроклубов:


И он после обработки нейросетью:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #108 : 19 Октября 2020, 09:04:29 »
«В аэроклубе». Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский этнографический музей» (город Санкт-Петербург, Инженерная улица, 4/1): номер в Госкаталоге – 25404279; номер по ГИК (КП) – РЭМ 6323-267.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #109 : 20 Октября 2020, 18:14:05 »

Не ранее начала 1946 года, Анатолий Дмитриевич Кузьмин как офицер запаса.

КУЗЬМИН Анатолий Дмитриевич, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, старший лейтенант запаса в отставке.
Родился 17 ноября 1910 года в городе Колпино Колпинского района города федерального значения Санкт-Петербурга. Русский. Член ВКП(б)-КПСС с 1931 года.
На военной службе в советских ВВС дважды. И в первый раз – с мая 1932 года и по 1936 год, уволился в запас в звании лейтенанта.
С 1938 года и, как минимум, по лету 1941 года – начальник Боровичского аэроклуба Отдела авиации Ленинградского областного совета Осоавиахима при должностных знаках различия старшего инструктора авиации Осоавиахима.
Во второй раз в армии – с октября 1942 года: был призван по мобилизации Боровичским РВК на тот момент времени Ленинградской, а ныне современной Новгородской области и последовательно в рядах лётно-подъёмного состава некоего 3-го запасного авиационного полка (речь, очевидно, о 3-м отдельном учебно-тренировочном авиационном полке 1-й воздушной армии Западного фронта, 897-го истребительного авиационного (впоследствии – Кишинёвский ордена Суворова) полка из состава войск 17-й воздушной армии, а с июня 1943 года – лётчик-испытатель Ремонтного отдела полевого управления 17-й воздушной армии последователь Юго-Западного (II ф) и 3-го Украинского фронтов, при этом по состоянию на весну 1944 года – по-прежнему лейтенант по воинскому званию.
19 мая 1944 года начальником Ремонтного отдела полевого управления 17-й воздушной армии инженер-майором В.В. Огурцовым представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «В занимаемой должности с июня 1943 г., с работой справляется отлично.
Задание по испытанию отремонтированных самолётов «Яковлев-1, 7, 9» производит отлично, сочетая это с хорошей личной технической подготовкой и отличной техникой пилотирования.
Настойчивой требовательностью к начальникам самолётных цехов авиамастерских и тщательным осмотром отремонтированных машин добился хорошего качества выпускаемых после ремонта самолётов-истребителей.
За период с июля 1943 г. по март 1944 г. испытал и перегнал на передовые аэродромы 47 шт. самолётом «Як-1, 7б».
Задание по связи на самолёте У-2 выполняет отлично. Техника пилотирования самолёта отличная, аэронавигационная подготовка хорошая.
За мужественное, умелое выполнение заданий по испытанию отремонтированных самолётов, идущих на пополнение ВВС армии достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «Отечественная война» [правильно – ордена Отечественной войны] II степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3612, л. 165.
Данное представление получило реализацию в строках приказа командарма-17 за № 023/н от 30 мая 1944 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3612, лл. 63, 65 и 166об.
Впоследствии, кроме того, удостоился двух медалей – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За взятие Будапешта».
К зиме 1945/1946 гг. – уже старший лейтенант по воинскому званию.
Демобилизовался 10 декабря 1945 года.
По состоянию на лето 1980 года проживал в столице Татарстана городе Казани. И здесь же в Военном комиссариате Приволжского и Вахитовского районов Казани за номером «11001471» теперь хранится офицерское личное дело бывшего старшего лейтенанта запаса А.Д. Кузьмина.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 23 декабря 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 1-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

1940 год, Анатолий Дмитриевич Кузьмин как представитель старшего командно-строевого состава авиации Осоавиахима:


1940 год, начальник Боровичского аэроклуба Анатолий Дмитриевич Кузьмин (он справа) в паре с инструктором-лётчиком Киселёвым. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 25371089; номер по ГИК (КП) – НГМ КП 40429/3.


Зима 1940/1941 гг., начальник Боровичского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима лейтенант запаса Анатолий Дмитриевич Кузьмин (он слева) даёт задание на очередной полёт инструктору-лётчику Н. Переляеву. Фото Н. Власова:


В воздухе – УТ-2, пилотируемый начальником Боровичского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима лейтенантом запаса Анатолием Дмитриевичем Кузьминым. Фото Н. Власова:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3612, лл. 63, 65 и 166об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/281/033-0690155-3612%2b011-3610/00000331.jpg&id=34200439&id1=d39b62e85c7b8df6d1268523974878f4
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/281/033-0690155-3612%2b011-3610/00000332.jpg&id=34200440&id1=a82b52bb4f1e7036d59ac829adbae9ea



Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #110 : 21 Октября 2020, 17:11:02 »
Лоты одного из Интернет-аукциона: репортажные фотографии за 1929-1930 годы из фотоальбома лётчика Перегонова как пилота в указанный выше период самолёта марки «Юнкерс-13» с бортовым именем «Земля и фабрика» и бортовым номером «302» из состава агитационной авиаэскадрильи Осоавиахима РСФСР. К сожалению, о самом этом лётчике никакой информации пока отыскать не удалось.
     
   

20 октября 1929 года, город Анапа:
 

 

22 сентября 1930 года, украинский город Сумы. Автор снимков – И. ИЛЬЧЕНКО:
     

Зимний период, некое Ново-Мальцево:
       
« Последнее редактирование: 22 Октября 2020, 12:49:43 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #111 : 24 Октября 2020, 18:34:33 »
Из доклада за 1940 год председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР генерал-майора авиации П.П. Кобелева: «Авария начальника Калининского аэроклуба капитана тов. Трофимова на самолёте УТ-2: 24 мая с.г. тов. Трофимов, не имея ни разрешения, ни задания на производство внеаэродромных полётов, взял самолёт УТ-2 и вылетел в неизвестном направлении. По незнакомству с новой материальной частью неправильно использовал высотный кран, в результате чего мотор сдал, самолёт сделал вынужденную посадку, при производстве которой был разбит. Причина – недисциплинированность капитана Трофимова и незнание им новой матчасти – УТ-2.
Капитан Трофимов с должности начальник аэроклуба снят и использован в другом аэроклубе с понижением в должности».

ТРОФИМОВ Сергей Михайлович, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, с 7 апреля 1950 года – полковник авиационно-технической службы запаса.
Родился 20 октября 1906 года в городе Ростове-на-Дону. Русский. Из рабочих.
Образование:
- общее – «низшее», то есть условно начальное;
- военное: в 1933 году закончил 2-ю (Борисоглебскую) военную (впоследствии – Краснознамённая) школу лётчиков имени Осоавиахима СССР.
На военную службу поступил добровольно 11 ноября 1924 года, при этом с 1933 года – представитель кадрового состава советских ВВС.
Приказом НКО СССР за № 0912/п от 8 сентября 1937 года удостоен очередного военного (в современной терминологии – воинское) звания – «капитан».
В начале 1940 года «в счёт 1000» переведён в систему Осоавиахима, где приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 38 от 29 февраля 1940 года был назначен начальником Калининского аэроклуба Отдела авиации Калининского областного совета Осоавиахима.
Своим приказом за № 116 от 8 мая 1940 года председатель Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР комдив П.П. Кобелев предписал капитану С.М. Трофимову убыть «в распоряжение штаба ВВС Калининского военного округа», однако по каким-то причинам этот приказ не получил реализации и, таким образом, капитан С.М. Трофимов остался в занимаемой должности начальника Калининского аэроклуба.
24 мая 1940 года стал виновником следующего авиапроисшествия: «Не имея ни разрешения, ни задания на производство внеаэродромных полётов, взял самолёт УТ-2 и вылетел в неизвестном направлении. По незнакомству с новой материальной частью неправильно использовал высотный кран, в результате чего мотор «сдал», самолёт сделал вынужденную посадку, при производстве которой был разбит. Причина – недисциплинированность капитана Трофимова и незнание им новой матчасти – УТ-2. Капитан Трофимов с должности начальник аэроклуба снят и использован в другом аэроклубе с понижением в должности». Источник – ГАРФ: ф. 8355, оп. 1, д. 197. л. 90.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 199 от 15 июня 1940 года снят с поста начальника Калининского аэроклуба с перемещением на ниже стоящую должность – начальника учебной части Орехово-Зуевского аэроклуба Отдела авиации Московского областного совета Осоавиахима, а аналогичным приказом за № 432 от 31 августа 1940 года возвращён на службу в оборонное ведомство.
Согласно хранящейся в ЦАМО персональной Учётно-послужной карточке, военную службу, начиная с августа 1940 года, проходил, в частности, в следующих в/ч: 208-м скоростном бомбардировочном авиационном полку 46-й авиационной дивизии ВВС Московского военного округа, Кременчугской военно-авиационной школе стрелков-бомбардиров, Тамбовской военно-авиационной школе пилотов, 905-м штурмовом авиационном полку ВВС Северо-Кавказского округа, 954-м штурмовом авиационном полку 291-й штурмовой авиационной Воронежско-Киевской дивизии, в управлении 333-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Среднеазиатского военного округа.
Последнее воинское звание – полковник авиационно-технической службы.
Являлся кавалером ряда государственных наград, в том числе:
- ордена Ленина: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1950 года – за выслугу в 25 и более лет;
- ордена Красного Знамени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года – за выслугу в 20 лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота».
С 7 апреля 1950 года – военный пенсионер.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России. Сканировано мною с архивных подлинников:
 

С сайта Министерства обороны России памятьнарода.ру:
« Последнее редактирование: 25 Октября 2020, 11:22:17 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #112 : 24 Октября 2020, 19:57:01 »
Сергей Емельянов как выпускник Реутовского аэроклуба Отдела авиации Московского областного совета Осоавиахима, в связи с чем облачён в форму пилота запаса. Судя по следу от вспоротых знаков различия, ранее гимнастёрка принадлежала кому-то из срочников-авиаторов из числа младших комвзводов. Оригинал хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Балашиха «Историко-краеведческий музей» Московской области: номер в Госкаталоге – 23996602; номер по ГИК (КП) – БИКМ КП-3541; инвентарный номер – ФАВ-1735.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #113 : 25 Октября 2020, 16:24:13 »
ДУБОНОС Вячеслав Устинович, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, старший лейтенант в отставке.
Родился 8 апреля 1915 года Петрограде (ныне – Санкт-Петербург). Русский. Рабочий. Партийность: с 1940 года состоял кандидатом в члены ВКП(б), в том числе и по состоянию на август 1945 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: закончил школу семилетку;
- военное: 6 ноября 1937 году – 1-ю (Качинскую) военную Краснознамённую школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова.
На военную службу поступил добровольно 2 октября 1935 года, став тогда курсантом военной авиашколы. По выпуску приказом НКО СССР за № 033 от 6 ноября 1937 года был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «старшина», а приказом НКО СССР за № 02591 от 11 декабря 1938 года – «лейтенант».
В ноябре 1937-феврале 1938 гг. – пилот в/ч 4255, а в феврале-декабре 1938 года – пилот в/ч 4621.
Приказом НКО СССР За № 02429 от 20 ноября 1938 года передан в авиацию Осоавиахима, в связи с чем с 21 декабря 1938 года и по 4 сентября 1942 года последовательно: инструктор-лётчик Боровичского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима, инструктор-лётчик Чудовского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима, командир отряда Боровичского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима, командир отряда Псковского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима (в осоавиахимовской УПК данный факт почему-то не отражён), командир отряда Калининского аэроклуба Калининского областного совета Осоавиахима и в последнем качестве предположительно, с осени 1941 года – в боях и сражениях Великой Отечественной войны, где был ранен и на заключительном санэтапе лечение проходил в 2482-м эвакуационном госпитале, который дислоцировался в городе Томске и откуда был выписан как ограничено годный 1-й степени.
К началу 1942 года – в рядах переменного состава Томского военно-пересыльного пункта, откуда 6 января 1942 года был откомандирован в распоряжение Отдела кадров штаба Сибирского военного округа. Источник – ЦАМО: ф. «Томский ВПП», оп. 920579, д. 4, л. 57.
К весне 1942 года – вновь на ответственных постах в авиации Осоавиахима, откуда летом всё того же 1942 года в составе десяти аэроклубов из числа дислоцировавшихся в Поволжье, Предуралье и на Южном Урале был обращён на укомплектование Бригады школ пилотов ВВС НКВМФ СССР, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 324 от 4 сентября 1942 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
Служба в ВВС НКВМФ СССР: сначала – лётчик-инструктор 1-й (Куйбышевская) школы пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ, а с 17 января 1942 года – лётчик-инструктор 4-й авиационной эскадрильи аналогичной 3-й школы. При этом по состоянию на начало сентября 1942 года – по-прежнему лейтенант по воинскому званию, а по состоянию на вторую половину августа 1945 года – уже старший лейтенант. По состоянию на 7 ноября 1945 года имел выслугу, которая в льготном исчислении составляла 11 лет. Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1247, лл. 223 и 223об.
28 августа 1945 года Врио командира 4-й авиационной эскадрильи 3-я (Сарапульская) школы пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ капитаном Кицлером за выслугу в 10 лет представлен к награждению медалью «За боевые заслуги»: «Дисциплинирован. Требователен к себе и к своим подчинённым. Грамотно и умело руководит обучением курсантов. Систематически выполняет план с отличными и хорошими показателями. Работает над повышением своих знаний по специальности…». Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1247, л. 223.
Данное представление получило реализацию в строках Указа Президиума Верховного Совета СССР за № 223/17 от 10 ноября 1945 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – медали «За боевые заслуги».
А вскоре после этого был награждён и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С 3 января 1946 года – в запасе Вооружённых Сил.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 1-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России. Сканировано мною с архивных подлинников:
 

Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1247, лл. 223 и 223об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/009/3-1-1247/00000402.jpg&id=50332949&id1=b8a703681f448c5dd77dde6938590171
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/009/3-1-1247/00000403.jpg&id=50332951&id1=d74cbf3a213c6ae4d7f7317c828cd725



« Последнее редактирование: 26 Октября 2020, 10:49:24 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #114 : 25 Октября 2020, 18:05:06 »
КЕРСОНОВ Иван Степанович, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, с 27 апреля 1948 года – майор запаса.
Родился 25 июля 1906 года в Карелии – в деревне Ножево Пудожского городского округа Пудожского района. Русский. Рабочий из крестьян. Член ВКП(б) с 1931 года.
Образование:
- общее – среднее;
- военное: в 1932 году – некую Киевскую военную школу лётчиков, а в 1933 году – Стрелково-тактический институт «Выстрел».
В армию призван 6 октября 1928 года Пудожским РВК Карельской АССР (ныне – Республика Карелия) и, в частности, с 1932 года – в статусе краскома или, говоря современным языком, офицера.
Судя по всему, в начале 1936 года в качестве первичного был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «старший лейтенант», а приказом НКО СССР за № 02210 от 31 октября 1938 года очередного – «капитан».
С осени 1939 года и по начало 1942 года – «в счёт 1000» на военной службе в авиации оборонного общества, где последовательно занимал следующие посты:
- комиссар Калининского аэроклуба Отдела авиации Калининского областного совета Осоавиахима: назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 40/п от 7 сентября 1940 года;
- комиссар ново открывшейся Кременецкой центральной лётно-планерной школы Осоавиахима СССР: назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 437 от 4 сентября 1940 года;
- начальник Отдела авиации Ярославского областного совета Осоавиахима: назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 40/п от 7 сентября 1940 года;
- начальник Ярославского аэроклуба Отдела авиации Ярославского областного совета Осоавиахима: назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 816 от 29 сентября 1941 года;
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 17 от 20 января 1942 года откомандирован в советские ВВС.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 26 июня 1942 года – как командир эскадрильи 715-го ночного легкобомбардировочного (впоследствии – Каменец-Подольский) авиационного полка 208-й ночной бомбардировочной авиационной (впоследствии – Киевская Краснознамённая) дивизия 2-й воздушной армии Брянского фронта (II ф), при этом по состоянию на осень 1942 года – уже майор по воинскому званию; ранений и контузий не имел.
В октябре 1942 года комполка-715 майором И.И. Замятиным представлен к награждению орденом Красного Знамени: «На фронте Отечественной войны с 24 [правильно – 26] июня 1942 г. За период с 24.6.42 по 14.10.42 г. эскадрилья, которой командует майор КЕРСОНОВ, совершила 1436 боевых ночных вылетов на бомбардировку войск пр-ка [противника] и его матчасти. Случаев невыхода на боевые задания по вине лётно-технического состава эскадрильи не было. Силами технического состава эскадрильи за этот период введено в строй 13 самолётов из них требовавших восстановительного ремонта – 8 самолётов. Наряду с восстановлением самолётов был произведён и восстановительный ремонт 2 моторов М-11.
Лётный состав регулярно тренируется в ночных полётах под непосредственным руководством майора КЕРСОНОВА, чем окончательно изжил случаи поломок и аварий.
На боевом счету эскадрильи на 14.10.42 г. значится: разрушенных строений – 232, уничтоженных переправ – 13, складов с боеприпасами – 11, складов с горючим – 9, подавлено и уничтожено – 12 зенитно-пулемётных точек, 7 батарей и истреблено более батальона вражеских солдат и офицеров.
Своей личный отвагой воодушевляет весь лётный состав на храброе, самоотверженное выполнение боевых заданий. Сам лично совершил 112 боевых ночных вылетов по бомбардировке военных объектов противника и его живой силы:
1) в ночь на 8.7.42 г. бомбардировал скопление войск противника на ст. Ворошилово. При этом уничтожил склад с боеприпасами. Эффективность выполнения задания подтверждается оперативной сводкой штаба 208 ад [правильно – 208 нбад] и экипажем [в составе] мл. л-та СОРОКИНА и мл. л-та РЯБЦЕВА;
2. в ночь на 30.8.42 г. бомбардировал войска пр-ка и переправы через р. Дон: прямым попаданием разрушил переправу и уничтожил несколько десятков солдат и офицеров. Эффективность бомбометания подтверждается экипажем [в составе] ст. сержанта СТЕПКОВСКОГО и мл. л-та ХЛЕБНИКОВА;
3). в ночь на 13.9.42 г. бомбардировал войска пр-ка в пункте Архангельское: прямым попаданием вызвал 2 очага пожара, разрушил 2 здания. Эффективность выполнения задания подтверждается экипажем [в составе] ст. сержанта ФИОЛЕТОВА и ст. серж. МОРГУНОВА и оперативной сводной штаба 20 ад.
Своей хорошей боевой работой и умелым руководством вверенной ему эскадрильи на деле показал свою преданность партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и заслуживает награждения правительственной [правильной – государственной] наградой – орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» [правильно – орденом Красного Знамени]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 140, лл. 89 и 89об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Воронежского фронта за № 06/н от 20 января 1943 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 140, лл. 68 и 68об.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/163 от 3 ноября 1944 года награждён орденом Красной Звезды – за выслугу в 15 и более лет. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 283, лл. 1 и 51.
К лету 1945 года – военнослужащий 324-й истребительной авиационной Свирской Краснознамённой дивизии, по-прежнему майор по воинскому званию. И в данном качестве 18 июня 1945 года был удостоен медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № 00070503). Источники – ЦАМО: ф. 135, оп. 12761, д. 752, л. 123; ф. 135, оп. 12770, д. 631, л. 181; ф. 20285 оп. 2, д. 25, л. 296.
С 1948 года – кавалер медали «XXX лет Советской Армии и Флота».
С 27 апреля 1948 года – военный пенсионер.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Не ранее осени 1938 года, Иван Степанович Керсонов при знаках различия капитана образца 1935 года:


Из материалов Центрального архива ДОСААФ России. Сканировано мною с архивного подлинника:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 140, лл. 89-90.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0140/00000156.jpg&id=11701702&id1=9ed5dd4c8d82cf2d3f0da1df1322306e
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0140/00000157.jpg&id=11701703&id1=272f7b093dd25ab3915f27b79b68c802
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0140/00000158.jpg&id=11701704&id1=4ff11f7d543f5bf9739aa09146ae0edf


Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #115 : 25 Октября 2020, 18:40:10 »
ПОЛОМОВ Павел Степанович, офицер-фронтовик из числа ветеранов советских ВВС и авиации оборонного общества, по состоянию на середину 1960-х гг. – полковник запаса.
Родился 8 августа 1911 года в селе Хворощёвка Павелецкого сельского поселения Скопинского района Рязанской области. Русский. Член ВКП(б)-КПСС с 1930 (по другим данным – 1932) года.
Семья: супруга по состоянию на 1950-е гг. – Поломова Антонина Георгиевна 1922 г.р., дети – дочь Валентина 1933 г.р. (очевидно, от первого брака), сын Владимир 1935 г.р. (очевидно, от первого брака), дочь Зинаида 1937 г.р. (очевидно, от первого брака) и сын Борис 1946 г.р. (очевидно, от второго брака).
Военные образование:
- в 1934 году – Школу младшего начальствующего состава при 30-м железнодорожном полку;
- в 1938 году – в городе Иркутске Курсы политруков при 4-й военной школе авиационных техников;
- в 1944 году – Курсы заместителей командиров авиационных полков по политической части при Энгельсской военной авиационной школе пилотов.
На военной службе дважды. В первый раз – в октябре 1933-августе 1934 гг.: на неё был призван Шипуновским РВК на тот момент времени Западно-Сибирского края, а теперь современного Алтайского края с направлением в ряды личного состава 30-го железнодорожного полка 5-й отдельной железнодорожной бригады Украинского военного округа.
Во второй раз призван в мае 1936 года Поспелихинским РВК на тот момент времени Западно-Сибирского края, а теперь современного Алтайского края с зачислением в кадровый состав ВВС Красной Армии.
Приказом НКО СССР за № 00315 от 16 июня 1941 года назначен заместителем по политической части авиационной эскадрильи (с 16 июля 1941 года – военный комиссар той же эскадрильи) 223-го дальнебомбардировочного авиационного полка (Карачевский авиагарнизон) 35-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии 2-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса
Непосредственный участник Великой Отечественной войны, при этом с 22 июня и по 21 августа1941 года – в озвученной выше должности.
В связи с расформированием 21 августа 1941 года 223-го дальнебомбардировочного авиационного полка назначен военкомом эскадрильи 52-го бомбардировочного авиационного полка 62-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Юго-Западного фронта (I ф).
С 25 сентября 1941 года – в частях ВВС Приволжского военного округа, при этом с 15 сентября 1942 года – военный комиссар вооружённого пикировщиками Пе-2 804-го бомбардировочного авиационного полка 293-й бомбардировочной авиационной (последствии – Черкасская) дивизии, а с 9 октября 1942 года – заместитель командира озвученного выше полка по политической части. И в последнем качестве с 23 октября 1942 года – вновь в составе действующей армии, при этом по состоянию на лето 1943 года – капитан по воинскому званию.
19 июля 1943 года комполка-804 майором А.М. Семёновым представлен к награждению орденом Красной Звезды: «В борьбе с германским фашизмом за нашу Родину зам. командира полка по политической части капитан ПОЛОМОВ показал образцы умения мобилизовать личный состав части на уничтожение немецких захватчиков.
Полк за время боевых действий на Калининском, Волховском, Северо-Западном и Воронежском участках фронта совершил более 500 успешных боевых вылетов. Полк принимал активное участие в освобождении гор. В. Луки, личный состав показал образцы мужества и героизма в боях под Новосокольниками, Белым, Ржевом, Синявино, Ст. Русса, Белгородом, за что Родина отметила больше сотни лучших сынов полка орденами и медалями СССР.
Полк за период боевых действий уничтожил штабы высших соединений в г. В. Луки, уничтожил 5 воинских эшелонов, в воздушных боях в воздухе и на земле уничтожено около 30 самолётов противника. Уничтожено полком много живой силы и техники противника, высокие результаты бомбовых ударов подтверждены фотоснимками и наземным командованием.
Капитан ПОЛОМОВ является подлинным помощником командира в деле выполнения боевых задач. Своим личным примером увлекал подчинённых на выполнения боевых задач, лично произвёл 3 боевых вылета в качестве стрелка-радиста на Калининском фронте». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 730, л. 165.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 056/н от 29 июля 1943 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 730, лл. 135 и 137.
По состоянию на осень 1944 года – И.о. агитатора политотдела 1-го бомбардировочного авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного, а с 20 октября 1943 года – 2-го Украинского фронтов.
В 1944-1945 гг. – последовательно: по состоянию на март 1944 года – слушатель Курсов заместителей командиров авиационных полков по политической части при Энгельсской военной авиационной школе пилотов; заместитель по политической части 34-го запасного авиационного полка 9-й запасной авиационной бригады ВВС Московского военного округа (и в данном качестве 17 августа 1945 года – участник авиагруппы боевой авиации в ходе воздушного парада в Тушино по случаю Дня воздушного флота СССР); в резерве Политуправления Московского военного округа; заместитель по политической части начальника склада № 2698 Центральной заготовительной базы ВВС.
С 17 августа 1945 года – кавалер медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Б-00092592). Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 44677, д. 555, л. 325.
Впоследствии в период прохождения действительной военной службы был удостоен:
- ордена Красного Знамени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1956 года – за 20 и более лет службы;
- орден Красной Звезды: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1951 года – за 15 и более лет службы;
- медали «За боевые заслуги»: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1956 года – за 10 и более лет службы;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»;
- медали «40 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1958 году;
- медали «За безупречную службу» 1-й степени: награждён не ранее 1958 года.
По состоянию на лето 1945 года – уже гвардии майор по воинскому званию, а к 1950 году – уже гвардии подполковник.
Приказом председателя Центрального совета Всесоюзного добровольного общества содействия авиации СССР за № 30 от 27 января 1951 года назначен заместителем по политической части Калининского областного аэроклуба.
С 31 января 1951 года – И.о. председателя Калининградского областного комитета ДОСАВ, а с 5 мая 1951 года – полноправный руководитель данной структуры.
Приказом председателя Центрального комитета ДОСААФ СССР за № 11 от 6 июля 1951 года назначен заместителем председателя Калининградского областного комитета ДОСААФ, при этом приказом министра обороны СССР за № 05534 от 10 декабря 1956 года был удостоен очередного воинского звания – «полковник».
Приказом председателя Центрального комитета ДОСААФ СССР за № 023 от 7 марта 1962 года назначен заместителем по политической части начальника Вяземского авиационного учебно-тренировочного центра ДОСААФ СССР. В данной же должности был утверждён аналогичным приказом, но изданным за № 17 от 18 апреля 1962 года.
Приказом министра обороны СССР за № 0289 от 2 марта 1964 года уволен в запас Вооружённых Сил СССР с направлением на воинский учёт в Калининградский областной военкомат.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 ноября 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #116 : 26 Октября 2020, 12:53:59 »

Не ранее весны 1946 года, Анатолий Дмитриевич Смирнов как новоиспечённый офицер запаса.

СМИРНОВ Анатолий Дмитриевич, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, подполковник в отставке.
Родился 3 января 1915 года в деревне Базыкино Верхневолжского сельского поселения Калининского района Тверской области. Русский. Служащий из крестьян. Член ВКП(б)-КПСС с 1940 года.
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- авиационное профессиональное: судя по всему, не позднее осени 1936 года – пилотскую школу Калининского аэроклуба Отдела авиации Калининского областного совета Осоавиахима;
- военное: в период с ноября 1936 года и по октябрь 1938 года в составе учебного отряда в/ч 6987 советских ВВС прошёл курс обучения по технике пилотирования боевым самолётом.
На военной службе дважды. И в первой раз – по призыву: с ноября 1936 года и по октябрь 1938 года – представитель лётно-подъёмного состава в/ч 6987 советских ВВС.
С 19 ноября 1938 года и 22 июня 1941 года – командир авиации Осоавиахима, состоявший в должности инструктора-лётчика Калининского аэроклуба Отдела авиации Калининского областного совета Осоавиахима. Из аттестации на него за 1939 год: «Политически развит, требователен, но иногда допускает грубости по отношению к подчинённым и командирам. Политике партии Ленина-Сталина предан. Должности инструктора соответствует».
С 22 июня 1941 года и по 7 марта 1946 года – во второй раз на военной службе: призван по мобилизации Калининским РВК на тот момент времени Калининской, а ныне современной Тверской области как младший лейтенант запаса. С 23 июля 1941 года – в действующей армии как лётчик из учебных частей истребительной и штурмовой авиации из состава Брянского (I ф), Оперативной группы Западного направления Юго-Западного (I ф), Брянского (II ф), Воронежского и 1-го Украинского фронтов, при этом с ноября 1943 года – командир эскадрильи-инструктор на самолётах Як-7 Учебно-тренировочного авиационного полка истребителей 10-й учебно-тренировочной авиационной бригады 2-й воздушной армии и по состоянию на лето 1944 года – старший лейтенант по воинскому званию. В период Великой Отечественной войны ранении и контузий не имел
7 июля 1944 года Врид командира Учебно-тренировочного авиационного полка истребителей представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Тов. СМИРНОВ работает в должности командира авиаэскадрильи-инструктора на самолётах Як-7 с ноября м-ца [месяца] 1943 г., до этого работал инструктором по технике пилотирования ККЗ [Курсы командиров звеньев]. За этот период тов. СМИРНОВ лично подготовил для действующей армии с отличными и хорошими показателями, без лётных происшествий: на самолёте Ил-2 – 8 лётчиков, на самолёте Як-7 – 23 лётчика.
Тов. СМИРНОВ провёл лично тренировку 32-х слушателей Курсов истребительных и штурмовых АЭ [авиационных эскадрилий] и вывез на воздушную стрельбу 45 стрелков 2-й кабины самолёта Ил-2.
Эскадрилья под его командованием произвела 1690 самолёто-вылетов с налётом 321 час без лётных происшествий.
Техника пилотирования – отличная, инструкторские навыки – хорошие. Имеющейся практический опыт умело передаёт подчинённым. Неутомимо борется за качественную подготовку лётных кадров фронту.
Дисциплинирован. В работе энергичен и настойчив. К себе и подчинённым требователен.
Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и социалистической Родине предан.
ВЫВОД: в соответствии с приказом НКО № 0777-42 г. за подготовку лично 31 лётчика на самолётах Ил-2 и Як-7 для действующей армии тов. СМИРНОВ достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» [правильно – ордена Красной Звезды]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 470, л. 297.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0207/н от 17 августа 1944 года: от имени Родину удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 470, л. 292.
С 14 октября 1944 года – на ответственных постах в управлении 153-го гвардейского истребительного авиационного Сандомирского (впоследствии – орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского) полка (в/ч «Полевая почта № 21833) 12-й гвардейской истребительной авиационной Знаменской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного Кировоградского Краснознамённого (впоследствии – вдобавок Берлинский орденов Суворова и Кутузова) корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта: сначала – штурман данного полка, а с 14 апреля 1945 года – заместитель командира полка и он же – инструктор-лётчик по технике пилотирования, при этом к маю 1945 года – уже гвардии майор по воинскому званию.
10 мая 1945 года комполка-153 гвардии майором Н.И. Лошак представлен к награждению орденом Александра Невского: «За подготовку в Учебно-тренировочном полку лично 31 лётчика на самолётах Ил-2, Як-7 для действующей армии в соответствии с приказом НКО № 0777-42 г. награждён орденом №КРАНАЯ ЗВЕЗДА» [правильно – орденом Красной Звезды] в 1944 году.
За время боевой работы на фронте с 14.10.44 г. по 9.5.45 г. в должности штурмана и заместителя командира полка тов. СМИРНОВ участвовал в боях на Кельцевском, Ченстоховском, Беутенском, Бреславском, Ратиборском, Дрезденском и Берлинском направлениях, [где] произвёл 32 успешных боевых вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков, провёл 2 воздушных боя, в результате чего сбил 1 ФВ-190. Сбитый самолёт противника письменно подтверждён двумя экипажами сопровождаемых штурмовиков и тремя экипажами истребителей. За сбитый самолёт тов. СМИРНОВУ в соответствии с приказом НКО № 294-43 г. выплачена денежная премия в сумме 1000 рублей.
Летая на боевые задания ведущим групп истребителей, тов. СМИРНОВ умело прикрывает штурмовики от атак истребителей противника, обеспечивает штурмовикам спокойную работу над целью, подавляя бомбами и пулемётно-пушечным огнём своего самолёта зенитные средства противника. За указанный период произвёл 13 штурмовок и 2 бомбометания по войскам противника.
Как заместитель командира полка уделяет много внимания организации и обеспечению боевой работы. Ведёт большую работу по введению в строй молодого лётного состава. За время работы тов. СМИРНОВА заместителем командира полка с 11.4.45 г. по 9.5.45 г. полк произвёл 622 успешных боевых самолёто-вылета, лётчиками проведено 236 самолёто-штурмовок, 72 бомбометания, 14 групповых воздушных боёв, в результате которых сбито 9 самолётов противника. За это же время тов. СМИРНОВ ввёл в боевой строй двух молодых лётчиков.
Систематически работает над повышением техники пилотирования как личной своей, так и всего лётного состава.
За личные отвагу и мужество, проявленные в завершающих боевых операциях по окончательному разгрому немецко-фашистских войск, за 32 успешных боевых вылета, за 1 лично сбитый самолёт противника, за 13 штурмовок и 2 бомбометания, за умелое вождение групп истребителей прикрытия, за отличную защиту штурмовиков от атак истребителей противника, за большую работу по организации и обеспечению боевых вылетов в полку представляю к правительственной [правильно – государственной] награде – ордену АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 2913, лл. 41 и 41об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0256/н от 19 мая 1945 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 2913, лл. 1. 4 и 42.
В том же 1945 году, кроме того, был также удостоен и двух медалей – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За взятие Берлина».
Последнее воинское звание в период действительной военной службы – гвардии подполковник.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

1939 год, Анатолий Дмитриевич Смирнов в статусе инструктора-лётчика Калининского аэроклуба Отдела авиации Калининского областного совета Осоавиахима. Авиатор облачён в форму пилота запаса:


Из материалов Центрального архива ДОСААФ России. Сканировано мною с архивного подлинника:


Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 470, лл. 292, 297 и 297об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/361/033-0690306-0470%2b012-0469/00000514.jpg&id=40663414&id1=cfa90bcd17e6140676ebf1aaa0cd0fba – четвёртый снизу:


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/361/033-0690306-0470%2b012-0469/00000524.jpg&id=40663436&id1=f2b7f002647d86c7ecad12f89fbc2e52
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/361/033-0690306-0470%2b012-0469/00000525.jpg&id=40663437&id1=e31da170983f423e7591adfcb3c797d0



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 2913, лл. 41-42.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/406/033-0690306-2913%2b012-2920/00000068.jpg&id=43868883&id1=b95693f0737c5493f1c0eea332236ade
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/406/033-0690306-2913%2b012-2920/00000069.jpg&id=43868884&id1=e05f9f78e6c74b7f3d7fe6b81706c495
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/406/033-0690306-2913%2b012-2920/00000070.jpg&id=43868885&id1=0f7263d95c7a290cb7232f08ca5bf16b




« Последнее редактирование: 26 Октября 2020, 13:56:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 332
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация оборонного общества
« Reply #117 : 26 Ноября 2020, 15:08:08 »
Середина 1930-х гг., образец членского билета активиста Ашхабадского аэроклуба Центрального совета Осоавиахима Туркменской ССР. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский этнографический музей» (город Санкт-Петербург, Инженерная улица4/1): номер в Госкаталоге – 25986395; номер по КП (ГИК) – РЭМ 5912-90.
Записан
Страниц: 1 2 3 4 5 [6]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »