Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Руководящий состав и активисты оборонного общества  (Прочитано 24557 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 037
  • Ржевцев Юрий Петрович

Декабрь 1938 года, Николай Эммануилович Демичев 1920 г.р. как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества.

ДЕМИЧЕВ Николай Эммануилович, ветеран авиации оборонного общества.
Родился 24 мая 1920 года на Украине – в посёлке Карловка (ныне – одноимённый микрорайон) города Дружковка Донецкой области. Русский. Рабочий из рабочих. С предвоенного периода состоял в рядах членов ВЛКСМ.
Образование:
- общее – начальное: летом 1935 года – шесть классов общеобразовательной школы;
- профессиональное: в ноябре 1937 года – школу ФЗО при Торезском государственном заводе по специальности «Модельщик»;
- авиационное профессиональное: 1) в 1935 году – планерную школу; 2) в 1937 году – пилотскую школу аэроклуба; и 3) в конце декабря 1938 года – Коктебельскую лётную школу Осоавиахима СССР по специальности «Лётчик-инструктор Осоавиахима».
В 1928-1935 гг. – учащийся общеобразовательной школы и одновременно в 1935 году – учлёт планерной школы.
С октября 1935 года и по ноябрь 1937 года – ученик модельщика, а затем до 17 июня 1938 года – модельщик в цехах Торезского госзавода. И одновременно в 1936-1937 гг. без отрыва от производства – учлёт пилотской школы аэроклуба.
С 17 июня 1938 года и по 2 января 1939 года – в Крыму как курсант 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
         

Судя по соцданным, представленным в Наградном листе, это он: по состоянию на лето 1941-осень 1944 гг. – фрезеровщик 5-й железнодорожной подвижной автомобильной ремонтной мастерской, красноармеец. На военной службе в Красной Армии с октября 1940 года. Кандидат в члены ВКП(б) с 1944 года: кандидатская карточка № 7545410. Непосредственный участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С 19 июля 1943 года – кавалер медали «За оборону Сталинграда», а с 26 сентября 1944 года – медали «За боевые заслуги». Дальнейшая судьба неизвестна.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 037
  • Ржевцев Юрий Петрович

Декабрь 1938 года, Абрам Мойсеевич Межибовский (1917-1943) как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества, но почему-то при эмблемке советских ВВС, а не авиации Осоавиахима СССР.

МЕЖИБОВСКИЙ Абрам Мойсеевич (1917-1943), командир звена N-го истребительного авиационного полка, лейтенант.
Родился 15 июля 1917 года в областном центре Украины городе Полтаве. Еврей. Рабочий из кустарей.
Партийность: с 1933 года – член ВЛКСМ, а с 1940 года – кандидат в члены ВКП(б).
Был женат (но не ранее, чем с 1939 года): супруга, Межибовская Ента Пенхосовна, по состоянию на лето 1943 года проживала в столице Киргизии городе Фрунзе (ныне – Бишкек), а по состоянию на лето 1946 года – в областном центре Украины городе Харькове по адрес: проспект Сталина, 18.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1932 году в областном центре Украины городе Полтаве закончил школу-семилетку; в 1933 год – первый курс ФЗУ при Полтавском мясокомбинате, а в 1934 году – одну из ФЗУ областного центра Украины городе Полтавы по специальности «Токарь по металлу»;
- авиационное профессиональное: 1) в 1936 году в городе Харькове закончил Всеукраинскую школу пилотов-планеристов по специальности «Инструктор планерист 2-й ступени»; и 2) в декабре 1938 года в Крыму закончил Коктебельскую лётную школу Осоавиахима СССР по специальности «Лётчик-инструктор Осоавиахима».
До 1933 года проживал в Полтаве в доме № 39, что улице Октябрьская. Здесь же в 1925-1932 гг. – школьник, а в 1932-1933 гг. – учащийся ФЗУ.
В 1933-1938 гг. – в Харькове по адресу: улица Пушкинская, 49, квартира 18.
С ноября 1934 года и по 1936 года – токарь по металлу в цехах Харьковского велосипедного завода имени Г.И. Петровского, при этом в 1935 году без отрыва от производства обучался во Всеукраинской школе пилотов-планеристов, а в 1936 году – в аэроклубе.
С 1936 года – командир авиации Осоавиахима СССР: сначала инструктор планерного клуба Харьковского велосипедного завода имени Г.И. Петровского, а с 1937 года и по 9 февраля 1938 года – инструктор-планерист Харьковского аэроклуба. С последней должности был уволен по сокращению кадров.
В марте-июне 1938 года – вновь инструктор-планерист всё того же Харьковского аэроклуба.
К весне 1938 года являлся кавалером трёх знаков оборонно-спортивных обществ: «Готов к труду и обороне», «Готов к противовоздушной и химической обороне» и «Парашютист».
В июне-декабре 1938 года – курсант первого набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. По выпуску был направлен в дальневосточной город Комсомольск-на-Амуре на должность инструктора-лётчика Комсомольского аэроклуба.
С 1939 года – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС, при этом:
- по состоянию на лето 1941 года – пилот самолёта И-16 из боевого состава 287-го истребительного авиационного (впоследствии – Новгородский ордена Суворова) полка 76-й истребительной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, младший лейтенант по воинскому званию. В данном качестве с 26 сентября 1941 года – непосредственный участник Великой Отечественной войны: в боях и сражениях на Юго-Западном фронте (I ф);
- к 1943-му – командир звена мифического «1-го истребительного авиаполка», лейтенант по воинскому званию. По данной должности с 27 июля 1943 года официально учтён «пропавшим без вести на фронте борьбы с немецкими захватчиками, для исключения из списков с 10.3.43 г.». Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 301, л. 121; ф. 33, оп. 11459, д. 36, л. 54.
Предположительно, безвозвратно выбыл в период с октября по декабрь 1941 года в боях по обороне Севастополя как командир звена 1-го (с 16 февраля 1941 года – 774-й) истребительного авиационного полка.
Дважды был исключён из списков Красной Армии и оба раза с искажением отчества – как якобы Моисеевич, а не Мойсеевич:
- приказом ГУК НКО СССР за № 0955/пр. от 20 августа 1943 года – как пропавший без вести 10 марта 1943 года командир звена немифического «1-го истребительного авиаполка», лейтенант по воинскому званию. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, . 52, л. 148об;
- приказом ГУК Вооружённых Сил СССР за № 01507. от 14 июня 1946 года – как пропавший без вести в октябре 1941 года «лётчик 287 истребительного авиаполка», младший лейтенант по воинскому званию. Учтён на основании письменного запроса супруги («Анкета вх. № 5699»). Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563783, д. 17, л. 265.
В Книге Памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом, не увековечен, однако увековечен в электронной версии данной Книги Памяти (http://jmemory.org/Show_Details.asp?num=51981) – как пропавший без вести 10 марта 1943 года военнослужащий мифического «1 иап» и с двумя искажениями: 1) как якобы Моисеевич, а не Мойсеевич по отчеству; и 2) якобы «фотография не сохранилась».
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из фондов Центрального архива ДОСААФ России:
 

 

 

     


Отсюда: http://jmemory.org/Show_Details.asp?num=51981
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 037
  • Ржевцев Юрий Петрович

Декабрь 1938 года, Валентин Дмитриевич Смирнов 1918 г.р. как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества.

СМИРНОВ Валентин Дмитриевич, ветеран-фронтовик.
Родился 1 сентября 1918 года в деревне Бычково (ныне не существует) Новодугинского района Смоленской области. Русский. Рабочий из крестьян. С 1936 года состоял в рядах членов ВЛКСМ.
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- авиационное профессиональное: предположительно, в 1937 году – пилотскую школу одного из московских городских аэроклубов, а в конце декабря 1938 года – Коктебельскую лётную школу Осоавиахима СССР по специальности «лётчик-инструктор Осоавиахима».
Как минимум, с первой половины 1930 гг. проживал в Москве (место прописки: улица 25 Октября, 4/5, квартира 13), где трудился дежурным слесарем-сборщиком на Московском тубном заводе (стаж по данной профессии – предположительно, с 1933 года).
С 29 мая 1938 года и по 2 января 1939 года – в Крыму как курсант 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 ноября 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:

Первая половина 1938 года, молодой москвский рабочий Валентин Дмитриевич Смирнов 1918 г.р.

 

   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 037
  • Ржевцев Юрий Петрович
СМИРНОВ Иван Нестерович (1916-1942), командир звена 441-го истребительного авиационного полка ПВО 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО Бологоевского дивизионного района ПВО, старший лейтенант
Родился 16 февраля 1916 года в деревне Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района Нижегородской области. Русский. Рабочий из крестьян. Партийность: с 1931 года – член ВЛКСМ (комсомольский билет образца 1932 года № 1285420, а по состоянию на осень 1942 года – член ВКП(б). Был холост.
Родственники по состоянию на осень 1942 года:
- мать – Смирнова (в девичестве – Крекшина) Агния Григорьевна; проживала по адресу: город Молотов (ныне – Пермь), улица Осипенко, 70, квартира 2;
- бабушка – Муранова Александра Ивановна; проживала по адресу: Ивановская область, Александровский район, город Карабаново, улица Первомайская, 36.
Образование (по неполным данным):
- общее – среднее: летом 1930 года – школу-семилетку в районном городе Семёнов Нижегородской области; в 1932 года – на «отлично» Школу ФЗО при Московском автомобильном заводе имени И.В. Сталина по специальности «слесарь-водитель-испытатель автомобилей» и одновременно освоил программу в объёме девяти классов общеобразовательной школы;
- авиационное профессиональное: 1) в 1934 году – на «отлично» пилотскую школу при Центральном аэроклубе СССР (ЦАК); 2) в январе 1937 года – неполный курс обучения в Николаевской школе морских лётчиков Главного управления Северного Морского Пути при СНК СССР.
В 1923-1930 гг. – учащийся школы-семилетки в нижегородском городе Семёнове. Одновременно «занимался кустарничеством (резчик по дереву). С 9 лет – пионер, был пионервожатым клуба железнодорожников в г. Сёмёнов».
С 1930 года – в Москве, где в 1931-1935 гг. – рабочий Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина, в том числе в течение первого года – ученик школы ФЗО.
С 1936 года и по январь 1937 года – курсант Николаевской школы морских лётчиков Севморпути: «не окончил по случаю плохого положения моих иждивенцев [матери-пенсионерки и сестры-инвалида]».
С 1 февраля 1937 года – инструктор-лётчик ЦАК, а с 7 декабря 1937 года 9в том числе и по состоянию на весну 1939 года) – Железнодорожного аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима.
В армию призван Борисоглебским РВК Воронежской области. Но, вероятней всего, на военную службу поступил добровольно, став курсантом Борисоглебской авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова.
К осени 1942 года – в своём последнем качестве. Согласно донесениям о безвозвратных потерях, 7 октября 1942 года «погиб при выполнении боевого задания» и был похоронен в посёлке Выполово Бологовского района на тот момент времени Калининской, а ныне современной Тверской области. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 594259, д. 47, л. 112; ф. 33, оп. 594260, д. 86, л. 82об; ф. 58, оп. 18001, д. 1197, л. 6об.
Из списков Красной Армии исключён дважды приказами ГУФ и УК КА. В первом случае это приказа за № 0231/пог. от 28 февраля 1943 года, а во втором – за № 0229/1513. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 95, л. 233об.
Дважды увековечен в Книге Памяти Нижегородской области:
- т. 13 стр. 85, но с одним искажением – как якобы уроженец «с. Семёново Уренского р-на Нижегородской области», а не деревни Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района всё той же Нижегородской области;
- т. 13 стр. 426, но с двумя искажениями: 1) как якобы уроженец «дер. Семёновка Шахунского р-на Нижегородской области», а не деревни Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района всё той же Нижегородской области; и 2) как якобы лейтенант, а не старший лейтенант по воинскому званию.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
 

 

 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 037
  • Ржевцев Юрий Петрович
ГОРЯИНОВ Аристарх Михайлович (1902-1942), заместитель по строевой части командира 1-го механизированного (впоследствии – Красноградский) корпуса (II ф) 41-й армии Калининского фронта, полковник.
Родился 15 апреля 1902 года в районном городе Серафимович Волгоградской области, но детство и юность провёл в Москве. Русский. Член ВКП(б) с 1932 года. Домашний адрес семьи по состоянию на 1941 год: город Москва, Ермолаевский переулок, 7.
Родственники по состоянию на конец 1942 года: мать – Горяинова Тамара Матвеевна; проживала по адресу: город Свердловск (ныне – Екатеринбург). ВТУЗ-городок, профессорский корпус, квартира 25.
Образование (по неполным данным): в октябре 1942 года - в столице Узбекистана городе Ташкенте Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова.
В Красной Армии с 1924 года и к зиме 1938/1939 гг. – представитель кадрового состава красной конницы, состоявший в военном (в современной терминологии – воинское) звании капитан.
Приказом НКО СССР за № 002629 от 14 декабря 1938 года капитан А.М. Горяинов передан в оборонное общество, где в свою очередь приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 19 от 13 февраля 1939 года был назначен начальником Центральной кавалерийской школы Осоавиахима СССР имени С.М. Будённого.
Приказом НКО СССР за № 001000 от 9 декабря 1939 года переведён из Москвы в украинский город Славута (ныне – районный город в составе современной Хмельницкой области) – в ряды комначсостава 26-й кавалерийской дивизии, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 21 декабря 1939 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
К лету 1941 года – командир 42-го мотострелкового полка (в/ч 2871) 42-й танковой дивизии 21-го механизированного корпуса Московского военного округа, уже майор по воинскому званию.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут, при этом боевое крещение принял в боях и сражениях на Северо-Западном фронте.
Летом и осенью 1941 года комдивом-42 полковником Н.И. Воейковым сначала был представлен к награждению орденом Красного Знамени, а затем к Золотой Звезде Героя Советского Союза. Из текста первого по счёту Наградного листа: «Тов. ГОРЯИНОВ отважно и мужественно руководил боем мотострелкового полка 28.6.41 года под ЮЗЕФОВО [деревня в Верхнедвинском районе Витебской области Белоруссии]. Личным примером увлёк бойцов в атаку на превосходящего по численности и значительно лучше вооружённого противника, захватил 32 человек в плен и уничтожил до одного полка мотопехоты.
В боях под ОПОЧКОЙ [районный город в современной Псковской области] в течение трёх суток удерживал рубеж на р. ВЕЛИКАЯ, имел перед собой гвардейскую моторизованную дивизию противника, умело организует бой. В одном только ночном бою 10.7.41 года уничтожил до 30 транспортных средств и свыше 150 человек живой силы противника». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682523, д. 14, л. 161.
Данное представление получило реализацию в строках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1941 года: был награждён Родиной орденом Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682523, д. 14, лл. 14 и 15.
Из текста второго по счёту Наградного листа: «7 июля 1941 года, действуя со своим полком в направлении Саболицы [правильно – Соболицы, деревня в Новоржевском района современной Псковской области], путём разведки установил, что по дороге движется большая автоколонна противника. Скрытно сблизившись с ней, внезапно атаковал автоколонну, вызвав этим панику. В результате боя противник в панике разбежался по лесу, было уничтожено до 350 автомашин, 20 орудий крупного калибра, несколько орудий мелкого калибра; захвачено в плен до 600 человек пехоты и 15 автомашин.
Лично тов. ГОРЯИНОВ в этой операции проявил мужество, отвагу и самоотверженность». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 4, л. 302.
Данное представление получило реализацию в строках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года: был удостоен ордена Ленина. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 4, лл. 82, 83 и 185.
С 28 августа и по 24 сентября 1941 года – командир 23-й стрелковой Харьковской ордена Ленина дважды Краснознамённой дивизии 27-й армии Северо-Западного фронта, уже полковник (но по другим данным – подполковник) по воинскому званию.
С 28 октября 1941 года – командир ново формирующейся в Орловском военном округе 20-й отдельной стрелковой бригады и в данном качестве с 6 декабря 1941 года – вновь в составе действующей армии: сначала в боях и сражениях на Западом фронте, а с 30 декабря 1941 года – на Северо-Западном.
С апреля и по октябрь 1942 года – в столице Узбекистана городе Ташкенте как слушатель ускоренного курса обучения Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова.
С октября 1942 года – в своём последнем качестве.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 1278, л. 3об), 3 декабря 1943 года был тяжело ранен у смоленской деревни Климово (идентифицировать не удалось, но, вероятней всего это ныне не существующая деревня Климово Бельского района современной Тверской области) и от полученных ран умер 19 декабря 1942 года. Похоронен был в районном городе Торжок на тот момент времени Калининской, а теперь современной Тверской области.
В настоящий момент прах офицера покоится в индивидуальной могиле, находящейся «внутри ограды братской могилы № 1», что в цитадели на Торжокском гражданском кладбище Ивана Богослова.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ и УВ КА за № 070/пог. от 18 января 1943 года, но почему-то без указания соцданных. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 86, л. 183.
В Книге Памяти Волгоградской области и Книге Памяти города Москвы не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Место захоронения полковника А.М. Горяинова: https://obd-memorial.ru/html/images3?id=89712574&id1=4d70945909353aa4831ad199bd39d994&path=Z/017/Паспорта%20ВМЦ/Тверская%20область_2/00000715.JPG
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 037
  • Ржевцев Юрий Петрович
Лётчик Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, мировой рекордсмен заслуженный мастер самолётного спорта СССР Николай Михайлович Голованов.
В авиацию оборонного общества пришёл в предвоенный период по комсомольской путёвке Московского авиационного завода: сначала курсант лётного отделения аэроклуба, а затем там же – инструктор-лётчик.
Согласно материалам Центрального архива ДОСААФ России, 11 декабря 1940 года инструктор-лётчик Ленинградского районного аэроклуба города Москвы Николай Михайлович Голованов был переведён в Тушино на должность инструктора-лётчика Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова.
Он же приказом начальника ЦАК за № 157 от 30 июня 1941 года уволен из авиации Осоавиахима в связи с призывом в Красную Армию.
Участник Великой Отечественной войны.
После демобилизации – представитель лётно-подъёмного состава Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова: сначала лётчик, а затем долге годы бессменный спортивный комиссар и ответственный секретарь спортивной комиссии.
В августе 1951 года Н.М. Голованов на самолёте Як-11 совершил скоростной полёт по треугольному маршруту Тушино – Смоленск – Орёл – Тушино, в ходе которого пролетел 1000 километров со средней скоростью 442,3 километра в час. Такая скорость на спортивном самолете 4-й весовой категории была достигнута впервые в мире. Этот рекорд до сих пор никем не побит!


Возможно, он: гвардии младший лейтенант Николай Михайлович Голованов 1920 г.р. – лётчик 105-го отдельного гвардейского авиационного полка ГВФ 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2114, лл. 113 и 113об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000212.jpg&id=45777475&id1=ae1a8a6ae9d0b12f89059de86f31b3fc
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000213.jpg&id=45777476&id1=3f490692562ac68ac88dabf4938f293b

Записан
Страниц: 1 ... 22 23 24 25 26 [27]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »