Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Руководящий состав и активисты оборонного общества  (Прочитано 34060 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
ВАСИЛЬЕВ Павел Евлампиевич, к осени 1941 года – представитель среднего начсостава пехоты Красной Армии, младший лейтенант.
Соцданные неизвестны.
К 1941 году – представитель кадрового состава Красной Армии, «в счёт 1000» проходивший военную службу в структурах Красноярского краевого совета Осоавиахима, где при этом сначала занимал пост командира-инструктора военного обучения, а затем начальника Канского учебного стрелкового центра.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 744 от 22 августа 1941 года возвращён на военную службу в войска Красной Армии.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Очевидно, он: Васильев Павел Евлампиевич 1914 г.р. Русский. Беспартийный. В армию призван осенью 1936 года Боготольским РВК Красноярского края. Боевое крещение принял 25 марта 1942 года на Западном фронте.
По состоянию на 22 июля 1943 года – старший лейтенант, начальник химической службы 13-й отдельной мотострелковой бригады 6-го гвардейского танкового (впоследствии – Киевско-Берлинский ордена Ленина Краснознамённый орденов Суворова и Богдана Хмельницкого) корпуса 3-й гвардейской танковой армии Центрального фронта (II ф). 22 июля 1943 года был ранен «под д. Золоторёво Орловской области» и с поля боя эвакуирован в госпиталь.
К октябрю 1943 года – гвардии старший лейтенант по воинскому званию и в прежней должности в том же соединении, но которое теперь именовалась уже как 22-я отдельная гвардейская мотострелковая (впоследствии – Фастовская ордена Ленина Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого) бригада.
Приказом по войскам 3-й гвардейской танковой армии за № 06/н от 3 августа 1943 года был удостоен медали «За отвагу», а приказом по войскам 3-й гвардейской танковой армии за № 065/н от 16 ноября 1943 года – ордена Красной Звезды.
Дальнейшая судьба неизвестна.


Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
ВАСИЛЬЕВ Павел Иванович, по состоянию на весну 1940 года – военнослужащий из Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, майор.
Соцданные неизвестны.
С 25 июля 1939 года на основании приказа НКО СССР за № 00503 от 2 августа 1939 года – на военной службе «в счёт 1000» в оборонном обществе, где приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 14 от 25 июля 1939 года был назначен начальником Стрелково-спортивного отдела (и он же – начальник Стрелково-спортивного клуба) Сектора вооружения Управления боевой подготовки Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
Приказом НКО СССР за № 0674 от 19 февраля 1940 года откомандирован в распоряжение начальника Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 59 от 15 марта 1940 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

ФИО майора Павла Ивановича Васильева (см. под № 27) в оргштатном расписании Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 16 сентября 1939 года:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
ЭСИТАШВИЛИ Арсен Николаевич (1907-1941), командир взвода 371-го стрелкового полка 130-й стрелковой дивизии (I ф) 18-й армии Южного фронта (I ф), младший лейтенант.
Родился в 1907 году в Грузии – в селе Квемо-Ходашени Телавского муниципалитета края Кахетия. Грузин. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1931 года: партбилет образца 1936 года № 1977363. Был женат.
Образование:
- общее – начальное: закончил четыре класса общеобразовательной школы;
- военное: осенью 1930 года – Школу младшего начсостава (она же – полковая школа), а весной 1939 года – Курсы младших лейтенантов пехоты Киевского особого военного округа при управлении 44-й стрелковой Киевской дважды Краснознамённой дивизии.
В армию призван осенью 1929 года, при этом до осени 1930 года – курсант полковой школы, а затем – младший командир, в том числе с осени 1931 года – в статусе сверхсрочника.
Приказом по войскам КОВО за № 0561 от 10 мая 1939 года как новоиспечённый выпускник Окружных курсов младших лейтенантов пехоты «в счёт 1000» был направлен в структуры оборонного общества, где по прибытию сюда занял пост начальника Военно-учебного пункта Житомирского областного совета Осоавиахима Украинской ССР.
Однако к лету 1941 года – вновь в рядах войск КОВО как командир взвода 371-го стрелкового полка 130-й стрелковой дивизии (Могилёв-Подольский военный гарнизон) 55-го стрелкового корпуса и в данном качестве – непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 463, л. 194), пропал без вести в сентябре 1941 года.
Из списков Красной Армии исключён приказом НКО СССР за № 0414/н от 13 февраля 1945 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 628, л. 26.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 463, л. 194.


Скан с текста приказа НКО СССР за № 0414/н от 13 февраля 1945 года:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

30 июня 1921 года лётная группа из красных военлётов инструктора Адольфа Карловича Иооста (сидит в центре с сигаретой в мундштуке). Второй справа в нижнем ряду – Николай Фёдорович Попов. На заднем плане, как понимаю, – Разведывательный и наблюдательный самолёт марки «Farman F.20».


Прославленный российский и советский лётчик, а, начиная с 1923 года, ещё и деятельный активист авиации оборонных обществ Адольф Карлович Иоост (1894-1942). Фрагмент.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
ПЕТРОВ Борис Николаевич (1907-1958), ветеран советских ВВС, ВДВ и оборонного общества и в данном качестве – один из пионеров советского парашютизма, подполковник в отставке, заслуженный мастер парашютного спорта СССР.
Родился в августе 1907 года в городе Москве. Русский. Рабочий из рабочих. Беспартийный. Семья: супруга – Т.А. Петрова 1910 года рождения, двое детей – дочь Вера 1933 года рождения и сын Виталий 1938 года рождения.
Образование:
- общее – неполное среднее техническое: в 1925 году закончил неполные четыре курса технического строительного училища;
- военное: 1) в 1929 году по годичной программе обучения закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА; 2) в 1930 году – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР; 3) в сентябре 1932 года – в крымском городе Евпатория пятимесячные Курсы инструкторов парашютного дела ВВС РККА.
В 1920-1925 гг. – учащийся технического строительного училища.
В августе 1925-мае 1928 гг. – работник Московского электромоторного завода имени Лепсе: сначала токарь, а затем – председатель заводского комитета профсоюзов.
В мае 1928-июле 1950 гг. – на военной службе в советских ВВС и, в частности:
- с мая 1928 года и по 1929 год – курсант Ленинградской военно-теоретической школы ВВС РККА;
- в 1920-1930 гг. – курсант 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима СССР;
- в 1930-1936 гг. – представитель лётно-подъёмного состава одной из в/ч Смоленского авиагарнизона, при этом преимущественно пребывал здесь в должностях специалистов парашютно-десантной службы. И в данный период выступил в роли одного из родоначальников советского парашютизма. В частности, 18 августа 1932 года установил первый всесоюзный рекорд в высотном прыжке без кислородного прибора с немедленным раскрытием парашюта. Этот прыжок был совершён с высоты 5200 м с борта самолёта-разведчика Р-5.
10 августа 1934 года в ходе авиационного праздника в Тушино, на котором присутствовал и И.В. Сталин, было публично оглашено постановление Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР о присвоении звания «Мастер парашютного спорта СССР» первым четырнадцати лучшим парашютистам страны. Пятым в том списке значилась фамилия краскома ВВС Б.Н. Петрова как «насчитывающему 106 прыжков, первому выполнившему прыжок с парашютом во время штопора». Своим постановлением за № 316 от 10 ноября 1934 года президиум Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР подтвердил правомерность присвоения авиационному краскому Б.Н. Петрову данного звания. Однако к декабрю 1951 года – уже заслуженный мастер парашютного спорта СССР.
На основании Указа ЦИК СССР от 5 мая 1935 года удостоен ордена Красной Звезды. Формулировка: «За развитие парашютизма в стране».
Состоял в следующих воинских званиях: предположительно, с 1936 года – старший лейтенант; с 25 июня 1937 года – капитан (присвоено приказом НКО СССР за № 0755/п); с 16 сентября 1942 года – майор (присвоено приказом НКО СССР за № 06037), а впоследствии – подполковник (присвоено не ранее второй половины июля 1946 года).
С 1936 года и по 31 декабря 1938 года – представитель лётно-подъёмного состава одной из в/ч Московского авиагарнизона.
Приказами НКО СССР за № 02930 от 31 декабря 1938 года и № 0576 от 5 февраля 1939 года «в счёт 1000» передан в систему Осоавиахима СССР, где, в частности, занимал следующие должности:
- с 8 февраля 1939 года – начальник парашютной секции Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с июня 1939 года – инспектор по парашютному спорту Отдела авиации Московского областного совета Осоавиахима;
- с 10 октября 1939 года – старший инспектор по парашютизму Отдела массовой авиационной работы Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с 14 августа 1942 года - старший инспектор по парашютизму Отдела массовой авиационной работы Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с 18 июля 1945 года – начальник Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова.
По состоянию на 1930-е/1940-е годы имел «печатные труды по парашютному спорту».
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 457 от 14 июля 1946 года откомандирован в распоряжение Управления кадров воздушно-десантных войск Советской Армии, при этом военную службу продолжал проходить в Москве.
С 1949 года и по июль 1950 года – вновь в рядах оборонного общества, но только на сей раз уже в лице Досав – Добровольного общества содействия авиации: сначала – член Московского областного совета Досав (и одновременно – председатель парашютной секции), а затем (перемещён в течение всё того же 1949 года) – 1-й заместитель председателя Всесоюзной парашютной секции.
В июне 1950 года уволен в отставку по состоянию здоровья – «гипертоническая болезнь». И с этого момента – военный пенсионер с местом постоянного проживания по адресу: город Москва, Тушинская площадь, 8, квартира 5.
С 1952 года – на ответственных постах в структурах парашютного спорта ДОСААФ СССР, где также выступил и в роли автора ряда «печатных трудов по парашютному спорту» и, в частности, в 1956 году оборонное общество в серии книг библиотечки «В помощь пропагандистам комитетов ДОСААФ» издало авторскую брошюру заслуженного мастера парашютного спорта СССР Б.Н. Петрова под названием «За массовость парашютного спорта!» (Изд-во ДОСААФ, 1956. – 40, [11] с.; 16 см).
По состоянию на декабрь 1951 года являлся кавалером следующих государственных наград:
- ордена Красного Знамени: предположительно, награждён в 1948 года за 20 лет выслуги;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён на основании Указа ЦИК СССР от 5 мая 1935 года «3а развитие парашютизма в стране»; 2) предположительно, награждён в самом начале 1945 года за выслугу в 15 и более лет;
- медали «За боевые заслуги»: предположительно, награждён в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Б-00020946): удостоен 25 июля 1945 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: удостоен в 1948 году;
- медали «В память 850-летия Москвы»: удостоен в 1948 году.
Скончался в 1958 году.
Юрий РЖЕВЦЕВ.





« Последнее редактирование: 31 Января 2020, 09:53:57 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

КАРТАШЁВ Иван Лаврентьевич (1911-1941), представитель взлётно-подъёмного состава воздушно-десантных войск Красной Армии, лейтенант, мастер советского планеризма, ветеран авиации оборонного общества.
Семья: супруга – Карташёва Клавдия Алексеевна, дочь – Людмила 1938 г.р.; адрес по состоянию на 1946 год: город Москва, Каляевская улица, 5, квартира 186.
В предвоенный период – представитель кадрового состава авиации Осоавиахима и в данном качестве являлся дважды кавалером высшей награды оборонного общества – нагрудного знака «За активную оборонную работу»: в первый раз был удостоен постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР и РСФСР за № 6 от 28 февраля 1937 года, а во второй – постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР и РСФСР за № 35 от 10 ноября 1938 года. Кроме того, Постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР и РСФСР за № 173 от 7 октября 1936 года удостоен звания «Мастер советского планеризма».
К осени 1941 года – представитель взлётно-подъёмного состава воздушно-десантных войск Красной Армии, лейтенант по воинскому званию.
Трагически погиб 24 октября 1941 года: «Погиб при выполнении задания Красной Армии 24/X-1941 года при катастрофе во время испытаний».
Тело было кремировано, при этом урана с прахом – на участке «Вечный огонь» Донского кладбища Москвы, однако на скрижалях почему-то не указаны воинское звание и дата гибели.
Дважды увековечен в Книге Памяти Москвы:
- Книга Памяти погибших и пропавших в годы Великой Отечественной войны – т. 6 стр. 316, но почему-то без указания даты рождения и с одним искажением – как якобы погибший 24 ноября, а не 24 октября 1941 года;
– Книга Памяти Москвы – т.16 стр. 138, но почему-то без указания места службы и воинского звания и с одним искажением – как якобы умерший, а не трагический погибший при выполнении служебных обязанностей.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР и РСФСР за № 173 от 7 октября 1936 года удостоен звания «Мастер советского планеризма».


Являлся дважды кавалером высшей награды оборонного общества – нагрудного знака «За активную оборонную работу». В первый раз был удостоен Постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР и РСФСР за № 6 от 28 февраля 1937 года а во второй – Постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР и РСФСР за № 35 от 10 ноября 1938 года.

   

Фотопортерты Ивана Лаврентьевича Карташёва со страниц советских журналов предвоеного периода:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

1930-е годы, прославленный планерист из авиации Осоавиахима Сергей Николаевич Анохин (1910-1986). Впоследствии – советский лётчик-испытатель, полковник (1947), Герой Советского Союза (1953), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), лауреат Сталинской премии второй степени (1953). Сканировано мною с архивного подлинника.
« Последнее редактирование: 03 Февраля 2020, 22:18:30 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

Не ранее весны 1938 года, майор Феоктист Аристархович Граб как кавалер ордена Красного Знамени РСФСР и медали «XX лет РККА». Сканировано мною с архивного подлинника.

ГРАБ Феоктист Аристархович, советский авиационный военачальник, генерал-майор авиации.
Родился в 1892 году на Украине – в селе Сухоносовка Постав-Муковского сельского совета Чернухинского района Полтавской области. Украинец. Из рабочих. Партийность: с 1941 года – кандидат в члены ВКП(б), а в дальнейшем, надо полагать, – член партии.
Образование (по неполным данным):
- общее – начальное: закончил четыре класса общеобразовательной школы;
- военное: в период 1-й Мировой войны – последовательно Курсы техников при политехническом институте и Гатчинскую школу лётчиков.
В 1914-1917 гг. – на военной службе в русской военной авиации, где вырос до пилота и старшего унтер-офицера по военному чину. По неофициальным данным, являлся кавалером трёх Георгиевских крестов.
С ноября 1917 года – в Красной Гвардии, а с 1918 года – в Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном флоте, при этом:
- с 1918 года – в боях и сражениях Гражданской войны и, в частности, 16 октября 1918 года, как представитель лётно-подъёмного состава 1-й Тверской авиационной группы РККВФ, пилотируя самолёт марки «Сопвич», сбил в воздушном бою белогвардейский самолёт прапорщика П.Н. Владимирова (последний тогда погиб) и эта победа стала в масштабах РККВФ первой документально подтверждённой! Был награждён орденом Красного Знамени РСФСР и золотыми часами от ВЦИК;
- с 1919 года – в должностях среднего и старшего комсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера. И, в частности. по состоянию на 1 декабря 1921 год – командир 44-го отдельного авиационного отряда РККВФ, а по состоянию на 1923 год – инструктор 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. На сей счёт цитата со страниц книги «Их позвало небо: Военно-исторический очерк Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища лётчиков имени В.П. Чкалова» (М.: Воениздат, 1984): «...Из инструкторов старой школы большим авторитетом пользовался талантливый лётчик Ф.А. Граб. Курсанты смотрели на него как на прославленного героя. Граб неоднократно отличался во время империалистической войны, за что имел три Георгиевских креста. Активно участвовал он и в Гражданской войне, был награждён орденом Красного Знамени. Сын кузнеца, Граб вырос среди простого народа. С детских лет помогал отцу в кузнице, слесарил, а когда началась империалистическая война, его призвали в армию и послали работать мотористом в авиаотряд. Там заметили смекалистого, расторопного моториста, с любовью относившегося к самолёту, и послали в Гатчинскую лётную школу. Граб успешно закончил её, стал лётчиком, но не был удостоен офицерского звания. Во время Октябрьской революции Граб принимал участие в разоружении войск Керенского, захватил семь самолётов и организовал отряд авиаторов, с которым неоднократно участвовал в боях против белогвардейцев. Осенью 1918 г. Феоктист Аристархович сражался па Восточном фронте и первым из красвоенлётов сбил колчаковский самолёт, а затем и какого-то знаменитого колчаковского аса. Своими смелыми налетами Граб так донял белогвардейцев, что за его голову Колчак обещал награду в 10 тыс. рублей золотом.
Весной 1919 г. Граб командовал авиаотрядом, который взаимодействовал с частями дивизии Н.А. Щорса. Обнаружив скопление нескольких эшелонов петлюровцев на ст. Проскуров, авиаотряд нанёс им огромный урон. Щорс объявил авиаотряду революционную благодарность, а Граба наградил ценным подарком.
Во 2-й военной школе летчиков Ф. А. Граб находился до 1929 г., затем был переведен в академию имени И.Е. Жуковского командиром отряда, а позднее работал в штабе Реввоенсовета страны. Граб был прекрасным методистом, его курсанты отличались высокой лётной успеваемостью и, подражая своему инструктору, много и усердно занимались».
Как минимум, с 1931 года – на военной службе в системе Осоавиахима и, в частности: по состоянию на 14 декабря 1931 года – инспектор Военного отдела Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, а по состоянию на 16 июня 1932 года – инспектор по методике лётного и теоретического обучения Школьного сектора Отдела воздушного флота Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
Приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «майор», а аналогичным изданным в тот же день, 14 мая 1936 года, приказом, но имевшим порядковый номер «889» оставлен в системе Осоавиахима.
Впоследствии был удостоен следующих званий:
- «подполковник» – приказом НКО СССР № 04152 от 11 сентября 1940 года;
- «полковник» – приказом НКО СССР № 067 от 9 января 1941 года;
- «генерал-майор авиации» – предположительно, в послевоенный период.
С 1938 года – кавалер медали «XX лет РККА».
С 1 апреля 1939 года и по 12 ноября 1941 года – инспектор-лётчик Главной инспекции Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, а затем – начальник сектора Отдела авиационного снабжения Главосоавиахимснаба.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 324 от 4 сентября 1942 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества как откомандированный обратно в советские ВВС.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из фондов Центрального архива ДОСААФ России:



Имя авиационного краскома Ф.А. Граба в оргштатном расписании Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 14 декабря 1931 года.


Имя авиационного краскома Ф.А. Граба в оргштатном расписании Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 16 июня 1931 года.
« Последнее редактирование: 06 Февраля 2020, 21:39:49 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

1937 год, Пётр Федосеевич Кондратенко 1915 г.р. как курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 11804793; номер по ГИК (КП) – НГМ КП 48187/394.

КОНДРАТЕНКО Пётр Федосеевич, воспитанник авиации оборонного общества, ветеран-фронтовик.
Родился в 1915 году на Украине – в селе Сосновка Гадячского района Полтавской области Украины. Украинец. Член ВКП(б)-КПСС с 1940 года.
Образование (по неполным данным):
- в 1936 году закончил лётную школу Псковского аэроклуба, а в декабре 1937 года – Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР.
С января 1938 года и по май 1941 года – последовательно инструктор-лётчик и командир звена Новгородского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима, а с мая по 1 июля 1941 года – сотрудник, как надо полагать, Псковского аэроклуба всё того же Ленинградского облсовета Осоавиахима.
1 июля 1941 года в звании лейтенанта призван по мобилизации Псковским РВК на тот момент времени Ленинградской, а теперь современной Псковской области с направлением в ряды лётно-подъёмного состава 29-й отдельной авиационной эскадрильи связи ВВС Северо-Западного фронта, где в свою очередь к 1943 году вырос от пилота самолёта У-2 до командира звена и старшего лейтенанта по воинскому званию.
С марта 1943 года – командир Отдельного авиационного отряда при 29-й отдельной авиационной эскадрильи связи (в/ч «Полевая почта № 42103») управления 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, при этом к ноябрю 1944 года – уже капитан по воинскому званию.
С сентября 1944 года – представитель лётно-подъёмного состава 17-го отдельного авиационного полка связи Войска Польского (данная в/ч сформирована на базе 29 оаэс).
По состоянию на 1985 год проживал в городе Новгороде (ныне – Великий Новгород).
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Отсюда: https://polk.inter.ua/ru/polk/24351-kondratenko-pyotr-fedoseevich

1945 год, столица Польши город Варшава.


Не позднее весны-лета 1985 года.

Из фондов Центрального архива ДОСААФ России:
                           
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

Сентябрь 1934 года, командир авиации Осоавиахима Семён Фёдорович Гавриш в ходе стартов X Всесоюзного слёта планеристов. Сканировано мною с архивного подлинника.

ГАВРИШ Семён Фёдорович (1910-1942), воспитанник авиации оборонного общества, мастер советского планеризма, командир звена 675-го легкобомбардировочного полка 4-й смешанной авиационной дивизии ВВС Калининского фронта, старший сержант.
Родился в 1910 году на Украине – в селе Охиньки Прилукского района Черниговской области. Был женат: супруга, Клавдия Гавриш (отчество в документе не указано), по состоянию на 1941-1942 гг. проживала в столице Хакассии городе Абакане.
Выпускник 1932 года Высшей лётно-планерной школы Осоавиахима СССР (гора Климентьева, что у крымского посёлка Коктебель) и по выпуску был здесь же оставлен в качестве инструктора.
На ниве планерного спорта являлся неоднократным рекордсменом страны, за что, в частности, на основании протокола заседания президиума Осоавиахима СССР и РСФСР за № 43 от 28 октября 1933 года был удостоен нагрудного знака «За активную оборонную работу», а на основании постановления президиума Осоавиахима СССР и РСФСР за № 309 от 27 августа 1934 года – звания «Мастер советского планеризма».
С 5 мая 1940 года – военнослужащий кадрового состава советских ВВС, при этом с ноября 1941 года – командир звена только что сформированного в Хакасии и вооружёнными самолётами марки «Р-5» и «И-15 бис» 675-го легкобомбардировочного полка и в данном качестве с 28 декабря 1941 года – непосредственный участник Великой Отечественной войны.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях и тексту официального извещения-«похоронки», погиб 18 января 1942 года: «Убит при бомбардировке противником аэродрома «Крапивня». И был похоронен «в с. Крапивня [правильно – деревня] Осташковского р-на Калининснкой [ныне – Тверская] области». Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 648, л. 175; ф. 58, оп. 818883, д. 729, л. 101; ф. 58, оп. 818883, д. 729, л. 923.
Со страниц отечественной библиографии известно, что «убит был на аэродроме, во время бомбёжки, осколком, на глазах у друзей».
В настоящий момент прах покоится на воинском мемориале деревни Крапивня Ждановского сельского поселения Осташковского района Тверской области, но почему-то без указания даты рождения.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ и УВ КА за № 065/пог. от 15 апреля 1943 года. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 2, л. 201.
Увековечен в Книге Памяти Красноярского края – т. 5, стр. 46, но с пятью искажениями: 1) как якобы уроженец «г. Артёмовск Курагинского р-на [Красноярского края]», а не села Охиньки Прилукского района Черниговской области Украины; 2) как якобы сержант, а не старший сержант по воинскому званию; 3) и 4) как якобы «погиб в бою 8 февраля 1942», а не как погибший под вражескими бомбами 18 января 1942 года; и 5) как якобы похороненный в мифической тверской деревни Крапивная, а не Крапивня.
В Книге Памяти Хакасии почему-то не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


1934 год, крымский Коктебель, мастер советского планеризма Семён Фёдорович Гавриш. Сканировано мною с архивного подлинника.


Сентябрь 1934 года, Семён Фёдорович Гавриш при знаках различия системы Осоавиахима образца 1932 года. На гимнастёрке – нагрудные знаки Осоаиахима СССР «Парашютист» и «За активную оборонную работу».


1 сентября-6 октября 1934 года, крымский Коктебель, X Всесоюзный слёт планеристов, планерист-рекордсмен из числа учебно-строевого состава Осавахима С.Ф. Гавриш и планер новой конструкции «Рот фронт-5». Фото Маркова. Оригинал данного фотоплаката хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5443609; номер по ГИК (КП) – 19098/38.


ФИО С.Ф. Гавриша в официальной Алфавитной картотеке кавалеров нагрудного знака «За активную оборонную работу».


ФИО С.Ф. Гавриша в официальной Алфавитной картотеке мастеров авиационных видов спорта.

Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 729, л. 101. https://obd-memorial.ru/html/images3?id=6298092&id1=4342200ac3e22453a49bdc18f9046e5a&path=TV/001/058-0818883-0729/00000107.JPG
« Последнее редактирование: 14 Февраля 2020, 09:52:37 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

Декабрь 1938 года, Вера Михайловна Баженова 1916 г.р., уроженка города Верхнеральска Челябинской области, как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества, но в голубых авиационных петлицах почему-то отсутствуют уставные эмблемки авиации Осоавиахима СССР.

БАЖЕНОВА Вера Михайловна, ветеран авиации оборонного общества.
Родилась 28 мая 1916 года в районном городе Верхнеуральске Челябинской области. Русская. Рабочая из рабочих. С 1931 года состояла членом ВЛКСМ,
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: закончила школу-семилетку;
- авиационное профессиональное: в 1935 году – пилотскую школу Липецкого аэроклуба Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима, в связи с чем по выпуску была удостоена звания «Пилот запаса»; в первой половине 1938 года – при всё том же Липецком аэроклубе курсы по подготовке инструкторов-лётчиков; 2 января 1939 года – Коктебельскую лётную школу Осоавиахима СССР имени П.И. Баранова.
С 1929 года – в Воронеже, куда с Урала переехала в составе семьи матери. И здесь, предположительно, в 1930 году начала трудовую деятельность: последовательно – информатор бюро «Горсправка», наборщица в цехах областной типографии (стаж работы по этой профессии – два года), служащая лётной части Воронежского аэроклуба. А, предположительно, с 1934 года – в Липецке как служащая лётной части местного аэроклуба и одновременно в 1935 году без отрыва от производства – учлёт пилотской школы.
С 29 мая 1938 года и по 2 января 1939 года – курсант Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР имени П.И. Баранова. По выпуску была направлена в Воронежский аэроклуб на должность инструктора-лётчика. В последнем качестве – и по состоянию на 20 мая 1941 года.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что по состоянию на осень 1975 года проживала в подмосковном городе Коломна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
 

 



 

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

Декабрь 1938 года, Николай Эммануилович Демичев 1920 г.р. как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества.

ДЕМИЧЕВ Николай Эммануилович, ветеран авиации оборонного общества.
Родился 24 мая 1920 года на Украине – в посёлке Карловка (ныне – одноимённый микрорайон) города Дружковка Донецкой области. Русский. Рабочий из рабочих. С предвоенного периода состоял в рядах членов ВЛКСМ.
Образование:
- общее – начальное: летом 1935 года – шесть классов общеобразовательной школы;
- профессиональное: в ноябре 1937 года – школу ФЗО при Торезском государственном заводе по специальности «Модельщик»;
- авиационное профессиональное: 1) в 1935 году – планерную школу; 2) в 1937 году – пилотскую школу аэроклуба; и 3) в конце декабря 1938 года – Коктебельскую лётную школу Осоавиахима СССР по специальности «Лётчик-инструктор Осоавиахима».
В 1928-1935 гг. – учащийся общеобразовательной школы и одновременно в 1935 году – учлёт планерной школы.
С октября 1935 года и по ноябрь 1937 года – ученик модельщика, а затем до 17 июня 1938 года – модельщик в цехах Торезского госзавода. И одновременно в 1936-1937 гг. без отрыва от производства – учлёт пилотской школы аэроклуба.
С 17 июня 1938 года и по 2 января 1939 года – в Крыму как курсант 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
         

Судя по соцданным, представленным в Наградном листе, это он: по состоянию на лето 1941-осень 1944 гг. – фрезеровщик 5-й железнодорожной подвижной автомобильной ремонтной мастерской, красноармеец. На военной службе в Красной Армии с октября 1940 года. Кандидат в члены ВКП(б) с 1944 года: кандидатская карточка № 7545410. Непосредственный участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С 19 июля 1943 года – кавалер медали «За оборону Сталинграда», а с 26 сентября 1944 года – медали «За боевые заслуги». Дальнейшая судьба неизвестна.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

Декабрь 1938 года, Абрам Мойсеевич Межибовский (1917-1943) как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества, но почему-то при эмблемке советских ВВС, а не авиации Осоавиахима СССР.

МЕЖИБОВСКИЙ Абрам Мойсеевич (1917-1943), командир звена N-го истребительного авиационного полка, лейтенант.
Родился 15 июля 1917 года в областном центре Украины городе Полтаве. Еврей. Рабочий из кустарей.
Партийность: с 1933 года – член ВЛКСМ, а с 1940 года – кандидат в члены ВКП(б).
Был женат (но не ранее, чем с 1939 года): супруга, Межибовская Ента Пенхосовна, по состоянию на лето 1943 года проживала в столице Киргизии городе Фрунзе (ныне – Бишкек), а по состоянию на лето 1946 года – в областном центре Украины городе Харькове по адрес: проспект Сталина, 18.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1932 году в областном центре Украины городе Полтаве закончил школу-семилетку; в 1933 год – первый курс ФЗУ при Полтавском мясокомбинате, а в 1934 году – одну из ФЗУ областного центра Украины городе Полтавы по специальности «Токарь по металлу»;
- авиационное профессиональное: 1) в 1936 году в городе Харькове закончил Всеукраинскую школу пилотов-планеристов по специальности «Инструктор планерист 2-й ступени»; и 2) в декабре 1938 года в Крыму закончил Коктебельскую лётную школу Осоавиахима СССР по специальности «Лётчик-инструктор Осоавиахима».
До 1933 года проживал в Полтаве в доме № 39, что улице Октябрьская. Здесь же в 1925-1932 гг. – школьник, а в 1932-1933 гг. – учащийся ФЗУ.
В 1933-1938 гг. – в Харькове по адресу: улица Пушкинская, 49, квартира 18.
С ноября 1934 года и по 1936 года – токарь по металлу в цехах Харьковского велосипедного завода имени Г.И. Петровского, при этом в 1935 году без отрыва от производства обучался во Всеукраинской школе пилотов-планеристов, а в 1936 году – в аэроклубе.
С 1936 года – командир авиации Осоавиахима СССР: сначала инструктор планерного клуба Харьковского велосипедного завода имени Г.И. Петровского, а с 1937 года и по 9 февраля 1938 года – инструктор-планерист Харьковского аэроклуба. С последней должности был уволен по сокращению кадров.
В марте-июне 1938 года – вновь инструктор-планерист всё того же Харьковского аэроклуба.
К весне 1938 года являлся кавалером трёх знаков оборонно-спортивных обществ: «Готов к труду и обороне», «Готов к противовоздушной и химической обороне» и «Парашютист».
В июне-декабре 1938 года – курсант первого набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. По выпуску был направлен в дальневосточной город Комсомольск-на-Амуре на должность инструктора-лётчика Комсомольского аэроклуба.
С 1939 года – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС, при этом:
- по состоянию на лето 1941 года – пилот самолёта И-16 из боевого состава 287-го истребительного авиационного (впоследствии – Новгородский ордена Суворова) полка 76-й истребительной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, младший лейтенант по воинскому званию. В данном качестве с 26 сентября 1941 года – непосредственный участник Великой Отечественной войны: в боях и сражениях на Юго-Западном фронте (I ф);
- к 1943-му – командир звена мифического «1-го истребительного авиаполка», лейтенант по воинскому званию. По данной должности с 27 июля 1943 года официально учтён «пропавшим без вести на фронте борьбы с немецкими захватчиками, для исключения из списков с 10.3.43 г.». Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 301, л. 121; ф. 33, оп. 11459, д. 36, л. 54.
Предположительно, безвозвратно выбыл в период с октября по декабрь 1941 года в боях по обороне Севастополя как командир звена 1-го (с 16 февраля 1941 года – 774-й) истребительного авиационного полка.
Дважды был исключён из списков Красной Армии и оба раза с искажением отчества – как якобы Моисеевич, а не Мойсеевич:
- приказом ГУК НКО СССР за № 0955/пр. от 20 августа 1943 года – как пропавший без вести 10 марта 1943 года командир звена немифического «1-го истребительного авиаполка», лейтенант по воинскому званию. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, . 52, л. 148об;
- приказом ГУК Вооружённых Сил СССР за № 01507. от 14 июня 1946 года – как пропавший без вести в октябре 1941 года «лётчик 287 истребительного авиаполка», младший лейтенант по воинскому званию. Учтён на основании письменного запроса супруги («Анкета вх. № 5699»). Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563783, д. 17, л. 265.
В Книге Памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом, не увековечен, однако увековечен в электронной версии данной Книги Памяти (http://jmemory.org/Show_Details.asp?num=51981) – как пропавший без вести 10 марта 1943 года военнослужащий мифического «1 иап» и с двумя искажениями: 1) как якобы Моисеевич, а не Мойсеевич по отчеству; и 2) якобы «фотография не сохранилась».
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из фондов Центрального архива ДОСААФ России:
 

 

 

     


Отсюда: http://jmemory.org/Show_Details.asp?num=51981
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович

Декабрь 1938 года, Валентин Дмитриевич Смирнов 1918 г.р. как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества.

СМИРНОВ Валентин Дмитриевич, ветеран-фронтовик.
Родился 1 сентября 1918 года в деревне Бычково (ныне не существует) Новодугинского района Смоленской области. Русский. Рабочий из крестьян. С 1936 года состоял в рядах членов ВЛКСМ.
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- авиационное профессиональное: предположительно, в 1937 году – пилотскую школу одного из московских городских аэроклубов, а в конце декабря 1938 года – Коктебельскую лётную школу Осоавиахима СССР по специальности «лётчик-инструктор Осоавиахима».
Как минимум, с первой половины 1930 гг. проживал в Москве (место прописки: улица 25 Октября, 4/5, квартира 13), где трудился дежурным слесарем-сборщиком на Московском тубном заводе (стаж по данной профессии – предположительно, с 1933 года).
С 29 мая 1938 года и по 2 января 1939 года – в Крыму как курсант 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 ноября 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:

Первая половина 1938 года, молодой москвский рабочий Валентин Дмитриевич Смирнов 1918 г.р.

 

   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
СМИРНОВ Иван Нестерович (1916-1942), командир звена 441-го истребительного авиационного полка ПВО 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО Бологоевского дивизионного района ПВО, старший лейтенант
Родился 16 февраля 1916 года в деревне Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района Нижегородской области. Русский. Рабочий из крестьян. Партийность: с 1931 года – член ВЛКСМ (комсомольский билет образца 1932 года № 1285420, а по состоянию на осень 1942 года – член ВКП(б). Был холост.
Родственники по состоянию на осень 1942 года:
- мать – Смирнова (в девичестве – Крекшина) Агния Григорьевна; проживала по адресу: город Молотов (ныне – Пермь), улица Осипенко, 70, квартира 2;
- бабушка – Муранова Александра Ивановна; проживала по адресу: Ивановская область, Александровский район, город Карабаново, улица Первомайская, 36.
Образование (по неполным данным):
- общее – среднее: летом 1930 года – школу-семилетку в районном городе Семёнов Нижегородской области; в 1932 года – на «отлично» Школу ФЗО при Московском автомобильном заводе имени И.В. Сталина по специальности «слесарь-водитель-испытатель автомобилей» и одновременно освоил программу в объёме девяти классов общеобразовательной школы;
- авиационное профессиональное: 1) в 1934 году – на «отлично» пилотскую школу при Центральном аэроклубе СССР (ЦАК); 2) в январе 1937 года – неполный курс обучения в Николаевской школе морских лётчиков Главного управления Северного Морского Пути при СНК СССР.
В 1923-1930 гг. – учащийся школы-семилетки в нижегородском городе Семёнове. Одновременно «занимался кустарничеством (резчик по дереву). С 9 лет – пионер, был пионервожатым клуба железнодорожников в г. Сёмёнов».
С 1930 года – в Москве, где в 1931-1935 гг. – рабочий Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина, в том числе в течение первого года – ученик школы ФЗО.
С 1936 года и по январь 1937 года – курсант Николаевской школы морских лётчиков Севморпути: «не окончил по случаю плохого положения моих иждивенцев [матери-пенсионерки и сестры-инвалида]».
С 1 февраля 1937 года – инструктор-лётчик ЦАК, а с 7 декабря 1937 года 9в том числе и по состоянию на весну 1939 года) – Железнодорожного аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима.
В армию призван Борисоглебским РВК Воронежской области. Но, вероятней всего, на военную службу поступил добровольно, став курсантом Борисоглебской авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова.
К осени 1942 года – в своём последнем качестве. Согласно донесениям о безвозвратных потерях, 7 октября 1942 года «погиб при выполнении боевого задания» и был похоронен в посёлке Выполово Бологовского района на тот момент времени Калининской, а ныне современной Тверской области. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 594259, д. 47, л. 112; ф. 33, оп. 594260, д. 86, л. 82об; ф. 58, оп. 18001, д. 1197, л. 6об.
Из списков Красной Армии исключён дважды приказами ГУФ и УК КА. В первом случае это приказа за № 0231/пог. от 28 февраля 1943 года, а во втором – за № 0229/1513. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 95, л. 233об.
Дважды увековечен в Книге Памяти Нижегородской области:
- т. 13 стр. 85, но с одним искажением – как якобы уроженец «с. Семёново Уренского р-на Нижегородской области», а не деревни Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района всё той же Нижегородской области;
- т. 13 стр. 426, но с двумя искажениями: 1) как якобы уроженец «дер. Семёновка Шахунского р-на Нижегородской области», а не деревни Трефилиха сельского поселения «Малозиновьевский сельсовет» Семёновского района всё той же Нижегородской области; и 2) как якобы лейтенант, а не старший лейтенант по воинскому званию.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
 

 

 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
Лётчик Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, мировой рекордсмен заслуженный мастер самолётного спорта СССР Николай Михайлович Голованов.
В авиацию оборонного общества пришёл в предвоенный период по комсомольской путёвке Московского авиационного завода: сначала курсант лётного отделения аэроклуба, а затем там же – инструктор-лётчик.
Согласно материалам Центрального архива ДОСААФ России, 11 декабря 1940 года инструктор-лётчик Ленинградского районного аэроклуба города Москвы Николай Михайлович Голованов был переведён в Тушино на должность инструктора-лётчика Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова.
Он же приказом начальника ЦАК за № 157 от 30 июня 1941 года уволен из авиации Осоавиахима в связи с призывом в Красную Армию.
Участник Великой Отечественной войны.
После демобилизации – представитель лётно-подъёмного состава Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова: сначала лётчик, а затем долге годы бессменный спортивный комиссар и ответственный секретарь спортивной комиссии.
В августе 1951 года Н.М. Голованов на самолёте Як-11 совершил скоростной полёт по треугольному маршруту Тушино – Смоленск – Орёл – Тушино, в ходе которого пролетел 1000 километров со средней скоростью 442,3 километра в час. Такая скорость на спортивном самолете 4-й весовой категории была достигнута впервые в мире. Этот рекорд до сих пор никем не побит!


Возможно, он: гвардии младший лейтенант Николай Михайлович Голованов 1920 г.р. – лётчик 105-го отдельного гвардейского авиационного полка ГВФ 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2114, лл. 113 и 113об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000212.jpg&id=45777475&id1=ae1a8a6ae9d0b12f89059de86f31b3fc
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000213.jpg&id=45777476&id1=3f490692562ac68ac88dabf4938f293b

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
МАЛАХОВА Анна Филипповна (1921-1942), воспитанница авиации Осоавиахима СССР, командир экипажа лёгкого бомбардировщика У-2 из боевого состава 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка 122-й авиационной группы ВВС Приволжского военного округа, сержант.
Родилась 26 января 1921 года в городе Брянске. Русская. Служащая из рабочих. Член ВЛКСМ с 1937 года: комсомольский билет № 0141287.
Образование:
- общее – неполное среднее: весной 1938 года – закончила девять классов Брянской средней школы имени 15-летия ВЛКСМ, осенью в той же школе училась в десятом классе, «но окончить 10-й класс не удалось ввиду моего отъезда в Москву»;
- авиационное профессиональное: 26 октября 1938 года закончила Брянский аэроклуб Орловского областного совета Осоавиахима, а в 1940 году прошла курс обучения в рядах курсантов Тренировочного отряда Таганского аэроклуба города Москвы.
Из Автобиографии, датированной осенью 1939 года: «В конце 1937 г. без отрыва от учёбы в школе начала учиться в Брянском аэроклубе на отделении пилотов… А осенью 1938 г. я закончила Брянский аэроклуб с оценкой «отлично».
По состоянию на 1939 год проживала по адресу: город Москва-48, улица Малая Пироговская, 41, квартира 2. При этом со 2 января 1939 года трудилась на Московском заводе № 214 «Метрон» в должности лаборанта-испытателя ОТК.
Поздней осенью всё того же 1939 года подала заявление о зачислении в ряды курсантов Тренировочного отряда Таганского аэроклуба города Москвы. И эта просьба была удовлетворена, в связи с чем А.Ф. Малахова к началу 1940 года стала представителем учебно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР.
На военную службу поступила добровольно осенью 1941 года, откликнувшись на инициативу ЦК ВЛКСМ о формировании женских авиационных полков, после чего была направлена в авиагарнизон саратовского города Энгельс – к месту формирования 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка (впоследствии – одноимённый по номеру ночной бомбардировочный авиаполк).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, вместе со своим штурманов в лице военнослужащей «без звания» М.М. Виноградовой трагически погибла 9 марта 1942 года по причине резко ухудшившихся метеоусловий в ходе учебно-тренировочного полёта по отработке в составе авиационного звена прицельного бомбометания. Источники – ЦАМО: ф. 22113, оп. 157920с, д. 11, л. 2; ф. 22314, оп. 157920, д. 7, л. 2.
Подробности той трагедии – строками из книги военных мемуаров «Ночные ведьмы» ветерана 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого ордена Суворова полка Р.Е. Ароновой (1920-1982): «...В ту памятную трагическую ночь мне выпало дежурить по части. Почти весь летный состав ушёл на аэродром. Задача на этот раз стояла сложная: полёт по маршруту звеном с заходом на полигон для бомбометания. Было очень темно и ветрено. Внезапно повалил снег. Лётчики знают, как опасно попасть в снегопад, тем более на По-2, у которого нет почти никаких приборов для слепого полёта. Летчики знают, что значит потеря пространственного положения: пилот перестает представлять себе, как идёт самолёт. Хуже того, возникают обманные ощущения: например, начинает казаться, что создался правый крен, пилот старается вывести самолет из крена, отдает ручку влево. На самом же деле был не правый, а левый крен, и летчик только усугубил положение. В результате самолёт идёт по спирали к земле. Иногда эти ложные ощущения настолько сильны, что лётчик перестаёт верить показаниям приборов. Потеря пространственного положения – самое страшное, что может случиться с лётчиком в воздухе. Именно это и произошло с тремя нашими экипажами. Сильный снегопад скрыл землю и небо, все замелькало перед глазами, закружилось в снежном вихре. Мигающие сквозь плотную пелену снега огоньки на земле стали казаться далёкими звездами, а настоящие звезды превратились в огоньки на дороге... Да это и не звезды и не огоньки, а просто блестят от мороза снежинки. Но где же земля? Где?!. Перед рассветом позвонили с аэродрома:
- Произошла катастрофа. Подготовьте комнату, где можно будет положить тела погибших. Их было четверо: Лиля Тормосина со штурманом Надей Комогорцевой и Аня Малахова с Мариной Виноградовой. Чудом уцелели Ира Себрова с Руфой Гашевой. Самолёт врезался в землю, но они выбрались из-под обломков почти невредимыми».
Похоронена на Воскресенском кладбище саратовского города Энгельс в братской воинской могиле.
Увековечена в Книге Памяти погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне – т. 8, стр. 463, но с тремя искажениями: 1) как якобы 1919-го, а не 1921 года рождения; 2) как якобы гвардии сержант, а не сержант по воинскому званию; и 3) как якобы пилот мифического «46 гв. лбап», а не 588 лбап (в качестве справки: в действительности с 8 февраля 1943 года существовал 46 гв. нбап, который ранее являлся сначала 588 лбап, а затем 588 нбап).
В Книге Памяти Брянской области не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


1938 год, Анна Филипповна Малахова (1921-1942) как учлёт авиации Осовиахима СССР.


Осень 1939 года, Анна Филипповна Малахова (1921-1942) как кандидат в курсанты Тренировочного отряда Таганского аэроклуба города Москвы.


Воинский мемориал, возведённый на Воскресенском кладбище саратовского Энгельса над братской могилой военнослужащих 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка, погибших в 1942 году в период дислокации озвученной выше в/ч в авиагарнизоне Энгельса. Фамилия сержанта А.Ф. Малаховой в размещённом на скрижалях скорбном списке в самом низу. Фото отсюда: https://vk.com/wall-148212663_370

Отчёт о буднях Брянского аэроклуба Орловского совета Осоавиахима со страниц № 9 за май 1939 года журнала Осоавиахима СССР «Самолёт». На коллективном снимке учлётов-отличников крайняя справа – Анна Филипповна Малахова:
 
 


Сканы с материалов личного дела командира авиации Осоавиахима А.Ф. Малаховой, хранящегося в фондах Центрального архива ДОСААФ России:
           
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
Весна 1939 год, аэроклуб Метростроя Отдела авиации Московского городского совета Осоавиахима:

Про лётчика-инструктора Пимакина. Это, очевидно, он: Пимакин Дмитрий Васильевич по состоянию на осень 1942 года – бывший метростроевец, пилот 2-й эскадрильи 21-го истребительного авиационного (впоследствии – Кёнигсбергский Краснознамённый ордена Суворова) полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота, младший лейтенант по воинскому званию, 1915 г.р., уроженец столицы Северной Осетии города Владикавказа. Кавалер ордена Красного Знамени: награждён приказом командюущего КБФ за № 74 от 21 октября 1942 года. Погиб в воздушном бою 24 января 1943 года в районе Шлиссельбурга. В этот же день труп летчика лётчика-орденоносца Д.В. Пимакина нашли военнослужащие 94-го отдельного пулемётного артиллерийского батальон и захоронили севернее Выборгской Дубровки – недалеко от правого берега Невы, на траверзе 8-й ГЭС.
Источник – ЦВМА: ф. 88, оп. 2, д. 483, лл. 260-261.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00088-0000002-0483/00000433.jpg&id=7829609&id1=59ace91dfef0a9e1d6a2eac9bec7166e
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00088-0000002-0483/00000434.jpg&id=7829611&id1=67993fa823aca9effcf65ea11b536580
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00088-0000002-0483/00000435.jpg&id=7829612&id1=ccce6c34b8ae6263c60f857c8d0339fd




Источник – ЦВМА: ф. 864, оп. 1, д. 271, л. 366. https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=76644979&id1=2f5b9cf6457f58de81fbb0aec0a95225&path=Z/012/864-0000001-0271/00000675.jpg – первый сверху:


Источник – ЦВМА: ф. 864, оп. 1, д. 271, л. 428. https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=76646299&id1=1107992f0892799ac1d45772b2eddafc&path=Z/012/864-0000001-0271/00000775.jpg – второй сверху:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
В мой адрес от проживающего в Одессе Юрия Николаевича Антонова, историка-исследователя:
- Представляю фото из семейного альбома Гизатовой (в девичестве – Иванова) Таисии Михайловна 1918 г.р. В предвоенный период она закончила Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР. В годы Великой Отечественной войны как лётчик-инструктор обучала будущих лётчиков бомбардировочной авиации. И, как надо полагать, речь в последнем случае идёт о 14-й (Энгельсской) военно-авиационной школе пилотов имени Героя Советского Союза М.М. Расковой. На это, по крайней мере, указывает тот факт, что в конце войны она вышла замуж за офицера данного военно-учебного заведения – старшего лейтенанта Махмуда Каримовича Гизатова, в связи с чем, собственно, и сменила фамилию…

Мой ответ:
- Таисия Михайловна Иванова проходила обучение в Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР в период с января и по май 1940 года. По выпуску приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 104 от 29 апреля 1940 года она была удостоена звания «Лётчик-инструктор Осоавиахима». Назначение, которое получила в данном качестве, – инструктором-лётчиком в Ижевский аэроклуб Отдела авиации Центрального совета Осоавиахима Удмуртской АССР…
Спасибо за предоставленные снимки! Все они имею несомненную историческую ценность и особенно коллективные фото курсантов. На последних из них, например, удалось без труда опознать Скобликову (в замужестве – Камчатная) Антонину Андриановну (1921-2013) – лётчицу, которая в ходе Великой Отечественной била фашистов, находясь в рядах личного состава вооружённого пикировщика Пе-2 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза М.М. Расковой.
А на «большом» коллективном фото в самом верхнем ряду крайней стоит будущая Герой Советского Союза Марина Ивановна Долина (1922-2010) – прославленная лётчица всё того же 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза М.М. Расковой.

Фамилии Таисии Михайловны Ивановой (в замужестве – Гизатова) и Антонины Андриановны Скобликовой (в замужестве – Камчатная) в тексте приказа председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 104 от 29 апреля 1940 года. Сканы с оригинала, хранящегося в фондах Центрального архива ДОСААФ России:


Те самые уникальные фото, которые были любезно предсоставлены Юрием Николаевичем Антоновым – многоуважаемым коллегой из Одессы:

В центре сидит командир авиации Осоавиахима Таисия Михайловна Иванова (в замужестве – Гизатова).


Фрагмент: командир авиации Осоавиахима Таисия Михайловна Иванова (в замужестве – Гизатова).


Первая половина 1940 года, группа девушек-курсантов Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. В центре: сидит – Таисия Михайловна Иванова (в замужестве – Гизатова), а стоит – Антонина Андриановна Скобликова (в замужестве – Камчатная).


Первая половина 1940 года, коллективное фото девушек-курсантов Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. В нижнем ряду сидит второй справа курсант Таисия Михайловна Иванова (в замужестве – Гизатова). В среднем ряду стоит крайней справа курсант Антонина Андриановна Скобликова (в замужестве – Камчатная). Предположительно, в самом верхнем ряду стоит крайней слева курсант Марина Ивановна Долина.


Фрагмент: курсант Таисия Михайловна Иванова (в замужестве – Гизатова).


Фрагмент: Антонина Андриановна Скобликова (в замужестве – Камчатная).


Фрагмент: курсант Марина Ивановна Долина (1922-2010). И она же в победном 1945-м:



1941 год, вторая справа – Таисия Михайловна Иванова (в замужестве – Гизатова) в часы досуга в кругу коллег из числа военных авиаторов.
« Последнее редактирование: 15 Марта 2020, 16:05:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 485
  • Ржевцев Юрий Петрович
ГОРЕВАНОВ Николай Спиридонович, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, офицер в отставке.
Родился 27 ноября 1922 года в селе Петровское сельского поселения «Красноуральский сельсовет» Юргамышского района Курганской области. Русский. Из крестьян. Член ВЛКСМ с 1944 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: в Челябинске закончил одну из школ-семилеток;
- военное: в 1942 году – Челябинскую военно-авиационную школу механиков; в 1943 году – в башкирском городе Белебей неполный курс обучения по специальности «Лётчик» в рядах курсантов 113-й отдельной учебной авиационной эскадрильи ГВФ; в 1944 году – в городе Курган курс обучения по специальности «Лётчик» в рядах курсантов 73-й отдельной учебной авиационной эскадрильи ГВФ; в июне 1944 году – 1-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова.
До 1934 года проживал на родине, а затем – в Челябинске, где отец стал рабочим Витаминного завода.
В 1938-1939 гг. – электрик на Челябинском ликёроводочном заводе.
В 1939-1940 гг. – электрик лаборатории РИС Южно-Уральских электросетей.
С 24 января 1941 года добровольно поступил на военную службу в ВВС Красной Армии, став курсантом Челябинской военно-авиационной школы механиков. Выпущен отсюда в 1942 году в воинском звании «сержант»
В 1942-1944 гг. – учился на военного лётчика: «В 1942 году был командирован переучиваться на лётчика в 113-ю отдельную учебную авиаэскадрилью ГВФ (г. Белебей Баг. АССР), по расформированию которой [в 1943 году] был направлен для дальнейшей учёбы в 73-ю отдельную учебную авиаэскадрилью ГВФ (г. Курган), откуда был направлен в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков, которое закончил в июне 1944 года с присвоением звания «мл. лейтенант».
Перед отправкой на фронт прошёл обучение по пилотированию самолёте Ил-2 в рядах переменного состава 5-го запасного авиационного полка (Куйбышевский авиагарнизон) 1-й отдельной запасной штурмовой авиационной Краснознамённой бригады ВВС Приволжского военного округа.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с августа 1944 года и по 9 мая 1945 года: командир экипажа (он же – пилот) самолёта-штурмовика Ил-2 3-й эскадрильи 995-го штурмового авиационного Измаильского ордена Кутузова полка 306-й штурмовой авиационной 10-го штурмового (до 28 сентября 1944 года – 9-й смешанный) авиационного Одесско-Венского корпуса (все регалии – на момент окончания 2-й Мировой войны) 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта.
К весне 1946 годя являлся кавалером трёх государственных наград: медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с 11 января 1946 года), медали «За взятие Будапешта» (с 4 ноября 1945 года; удостоверение № 049316) и медали «За взятие Вены» (со 2 февраля 1946 года).
Приказом по войскам Южной группы войск за № 02680 от 15 июня 1946 года младший лейтенант Н.С. Гореванов «за невозможностью дальнейшего использования, как вышедший за штат по состоянию здоровья» был уволен в запас н основании пункта «А» 43-й статьи Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА от 22 сентября 1935 года.
Став офицером запаса, вернулся в родной для себя Челябинск, где в том же 1946 году трудоустроился в аппарате Челябинского областного совета Осоавиахима, приняв здесь должность старшего инструктора по авиационно-массовой работе Организационного отдела.
С 1948 года – в той же должности, но только уже в структуре Челябинского областного оргбюро Добровольного общества содействия авиации (ДОСАВ). Здесь же с 1 января 1949 год – старший инспектор-лётчик.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 4 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.



Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
                         
Записан
Страниц: 1 ... 19 20 21 22 23 [24] 25 26 27 28   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »