От летописца Борисоглебского аэроклуба Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):
«
СЕРЕДИН Владимир Алексеевич (1917-1945), старший штурман (и он же – лётчик) 295-й истребительной авиационной Новомосковской Краснознамённой ордена Кутузова дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, Герой Советского Союза, майор.
Родился 9 февраля 1917 (по другим данным – 1918) года в районном городе Борисоглебске Воронежской области. Русский. Рабочий из рабочих. Партийность: с 1936 года – член ВЛКСМ; с 1942 года – кандидат в члены ВКП(б) а с 1943 года – партии. Был женат: супруга, Середина Александра Васильевна, по состоянию на весну 1945 года проживала по адресу: Воронежская область, город Борисоглебск, улица Линейная, 20.
Образование:
- полное среднее: в 1933 году – восемь классов Борисоглебской железнодорожной школы № 4, а 25 апреля 1934 года школу ФЗО при Борисоглебском вагоноремонтном заводе по специальности «электросварщик»;
- авиационное профессиональное: в декабре 1938 года – пилотскую школу Борисоглебского аэроклуба Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима;
- военное: в 1940 году - Борисоглебскую военную авиационную Краснознамённую школу пилотов имени В.П. Чкалова
С 1 сентября 1933 года и по 25 апреля 1934 года – учащийся школы ФЗО при Борисоглебском вагоноремонтном заводе. По выпуску трудился электросварщик в цехах озвученного выше предприятия. Одновременно с конца 1937 года без отрыва от производства – учлёт второго набора пилотскую школу Борисоглебского аэроклуба Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима, из которой в свою очередь был выпущен как пилот запаса и «кандидат в школу ВВС».
На военную службу в советские ВВС поступил добровольно в декабре 1939 года, став тогда курсантом Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова. Выпущен был в звании младшего лейтенанта.
К лету 1941 года службу проходил подо Львовом – в рядах лётно-подъёмного состава вооружённого преимущественно истребителями марки «И-15бис» 66-го штурмового авиационного (впоследствии – Киевский) полка 15-й смешанный авиационной дивизии ВВС Киевского особого военного округа. И в данном качестве непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут.
С 1 августа 1941 года – повышал лётную квалификацию при запасных авиационных частях.
С января 1942 года – командир звена ново формирующего и вооружённого истребителями марки «Як-1» 866-го истребительного авиационного (впоследствии – Измаильский ордена Суворова) полка. И в данном качестве с 4 июня 1942 года – в боях и сражениях на Брянском (II ф) и Воронежском фронтах, по-прежнему младший лейтенант по воинскому званию. И уже 28 июня 1942 года командованием озвученного выше 866-го полка был представлен к награждению орденом Отечественной войны I степени. «В занимаемой должности с января 1942 года, с работой справляется хорошо. За период Отечественной войны звено имеет 66 успешных боевых вылетов. Сам лично имеет 36 боевых вылетов. Организаторские способности хорошие. Требователен к себе и подчинённым, пользуется деловым авторитетом среди подчинённых, лётный состав звена организован. Летает лётный состав звена хорошо. Требователен в укреплении железной воинской дисциплины, личная дисциплина хорошая.
24 июня 1942 года в составе 5-ти самолётов, сопровождая и прикрывая штурмовики Ил-2 при налёте на Брянский аэродром, во время действий отвлекая на себя ЗА [зенитная артиллерия] и ЗП [зенитные пулемёты], тем самым дал возможность провести успешную штурмовку вражеского аэродрома. В результате штурмовых действий было уничтожено на аэродроме 20 вражеских самолётов и 15 выведены из строя, взорван склад боеприпасов.
За проявленное мужество, самоотверженность и доблесть в борьбе с германским фашизмом тов. СЕРЕДИН ДОСТОИН представления к правительственной [правильно – государственной] награде – ордену ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I ст.». 14.08.1942 награжден медалью «За отвагу». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 138, л. 45.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Воронежского фронта за № 035 от 14 августа 1942 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – медали «За отвагу». Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 138, лл. 6, 19 и 45об.
К весне 1943 года – уже заместитель командира авиационной эскадрильи всё того же 866-го полка и лейтенант по воинскому званию; 31 декабря 1942 года от огня вражеских зениток получил многочисленные осколочные ранений в голову, грудь и ноги и пулевые – в руки, но сумел не только дотянуть на повреждённом самолёте до линии фронта, но и отбить нападение трёх «мессеров». Этих ранний по совокупности оказалось три: одно – тяжёлое, одно – средней тяжести и одно – лёгкое.
20 марта 1943 года комполка-866 майором П.М. Ивановым представлен к награждению орденом Красного Знамени. «Тов. СЕРЕДИН, участвуя в Отечественной войне с 28.10.42 г. на Юго-Западном фронте, проявил себя мужественным, настойчивым и смелым лётчиком-истребителем.
За указанный период имеет 43 боевых вылета с налётом 46 часов 37 м. Из них: на сопровождение Ил-2 – 22, на прикрытие – 13, на разведку – 13. Провёл 18 воздушных боёв, в которых сбил 4 самолёта противника – 3 Ме-109 и 1 – Ме-110.
26.12.42, выполняя задание по разведке района Морозовская, в составе 2 Як-7б был атакован 6-ю Ме-109, в результате завязавшегося воздушного боя т. Середин лично сбил 2 Ме-109.
31.12.42, сопровождая Ил-2 в районе Морозовский, его самолёт был подбит ЗА противника, на обратном маршруте были атакованы 3-мя Ме-109, на повреждённой машине и, будучи ранен сам, т. СЕРЕДИН вступил с ними в бой, отбил все атаки, сумел перетянуть повреждённый самолёт через линию фронта и посадить на свою территорию.
Всего за период Отечественной войны имеет 144 боевых вылета и 4 сбитых самолета противника.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу, за 4 сбитых самолёта противника достоин награждения правительственной [правильно – государственной] наградой – орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» [правильно – орденом Красного Знамени]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 1185, л. 14 и 14об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 17-й воздушной армии за № 10 от 24 марта 1943 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 1185, лл. 8 и 14об.
По состоянию на лето 1943 года – уже командир авиационной эскадрильи родного для себя 866-го полка и старший лейтенант по воинскому званию.
17 июля 1943 года комполка-866 майором П.М. Ивановым представлен к награждению орденом Красного Знамени, при этом текст из Наградного листа почему-то полностью идентичен тексту из Наградного листа от 20 марта 1943 года «Тов. СЕРЕДИН, участвуя в Отечественной войне на Юго-Западном фронте с 28.10.42 г., проявил себя мужественным, настойчивым и смелым лётчиком-истребителем.
За указанный период имеет 43 боевых вылета с налётом 46 часов 37 м. Из них: на сопровождение Ил-2 – 22, на прикрытие 13, на разведку – 8. Провёл 18 воздушных боев, в которых лично сбил 3 самолета противника – 3 МЕ-109.
24.11.42 г., сопровождая Ил-2 в составе 2 Як-7Б, в районе цели встретил 6 Ме-109, с которыми вступил в бой, в результате которого тов. СЕРЕДИН сбил 1 Ме-109.
26.12.42, выполняя задание по разведке района Морозовский в составе 2-х Як-7б, были атакованы 6 Ме-109, в результате завязавшегося воздушного боя т. СЕРЕДИН лично сбил 2 Ме-109.
31.12.42, сопровождая Ил-2 в район Морозовский, его самолёт был подбит зенитным огнём противника, на обратном маршруте был атакован тремя МЕ-109. На повреждённой машине и, будучи ранен сам, вступил с ними в бой, отбил все атаки, сумел поврежденную машину перетянуть [через] линию фронта и посадил на своей территории.
Всего за период Отечественной войны имеет 144 боевых вылета и 4 сбитых самолёта противника.
За образцовое выполнение задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, за 4 сбитых самолета противника достоин награждения правительственной [правильно – государственной] наградой – орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» [правильно – орденом Красного Знамени»]». Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 672, лл. 71 и 71об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 17-й воздушной армии за № 032 от 1 сентября 1943 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 1185, лл. 8 и 14об.
30 июля 1943 года комполка-866 майором П.М. Ивановым представлен к награждению орденом Александра Невского: «Участник Отечественной войны: с 3.6.42 г. по 1.8.42 г. – на Брянском и Воронежском фронтах, на ЮЗФ [Юго-западный фронт (II ф)] в составе 866 ИАП – с 28.10.42 г. по настоящее время.
С 1.6.43 г. по настоящее время эскадрилья, которой командует тов. Середин, произвела 312 боевых вылетов. Из них: на перехват 48 боевых вылетов, на прикрытие наземных войск 165 боевых вылетов, на сопровождение Ил-2 и бомбардировщиков – 74 боевых вылета, на разведку войск и аэродромов противника 25 боевых вылетов.
Эскадрильей проведено 46 воздушных боев, в которых сбит 21 самолёт противника, по типам: Ю-87 – 13, Ме-109 – 3, Ме-110 – 1, ФВ-190 – 3 штуки.
Как лётчик летает отлично в любых метеоусловиях, отлично знает и грамотно эксплуатирует матчасть. За период Отечественной войны имеет 235 боевых вылетов, провёл 56 воздушных боев, в которых сбил 4 самолёта противника.
За период с 1.6 по 28.7.43 г. имеет 46 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв, в которых сбил 5 самолётов противника. Всего тов. Середин имеет 281 боевой вылет, провёл 71 воздушный бой и сбил 9 самолётов противника, по типам: Ме-109 – 7, Ю-87 – 2.
В воздушных боях дерётся храбро и мужественно, не считаясь с превосходящими силами противника. Своим личным примером увлекает за собою в бой своих подчинённых. Свой боевой опыт умело передаёт и учит своих подчинённых.
5.7.43 г. в составе 6 Як-1 сопровождал Ил-2 на штурмовку аэродрома противника «Крамоторская». Хорошо руководя своим подразделением по радио в воздухе, сумел обеспечить работу Ил-2 над целью. В этом налёте было уничтожено 52 самолёта противника. Все наши самолеты вернулись без потерь.
18.7.43 г., прикрывая наземные войска в составе 4 Як-1б, в районе цели встретили до 40 Ю-87, 10 Ме-109 и 2 ФВ-190. Тов. Середин как ведущий, умело руководил боем по радио: разогнали парой Ю-87 и били их по одному. Як-1 связали боем 10 Ме-109 и 2 ФВ-190. Благодаря организованности, дисциплине и взаимной выручке 4 Як-1 против 52 сбили 3 самолёта противника, сами без потерь вернулись на свою базу. В этом бою тов. Середин сбил 1 Ю-87.
27.7.43 г. прикрывая наземные войска в составе 6 Як-1, в районе цели встретили 3 группы самолётов противника: 12 Ю-87, 6 ХШ-123 и 10 Ме-109. Тов. Середин личным примером увлекая за собой подчинённых, 4 Як-1 врезался в группу бомбардировщиков, расстроил их боевой порядок и бил по одному. Ю-87 и ХШ-123 беспорядочно побросали бомбы и уходили на юго-запад, а 2 Як-1 боем связали 10 Ме-109. В этом бою было сбито 5 самолётов противника, наши все вернулись на свой аэродром. Наблюдая за боем командующий 17 ВА [воздушная армия] дал отличную оценку воздушному бою, объявил участникам благодарность и прислал подтверждение на сбитые самолёты.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за проявленное мужество и храбрость, за умелое руководство боем с превосходящими силами противника, в котором сбили 5 самолётов противника не потеряв ни одного своего – достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 116, лл. 209 и 209об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 17-й воздушной армии за № 036 от 8 сентября 1943 года: от имени Родины удостоился своей четвёртой по счёту государственной награды – ордена Александра Невского. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 116, лл. 150, 157 и 209об.
По состоянию на весну 1944 года – уже штурман всё того же родного для себя 866-го и капитан по воинскому званию.
29 мая 1944 года комполка-866 гвардии майором С.Н. Кузиным представлен к званию Героя Советского Союза. «Находясь в составе 866 истребительного авиационного полка, с июня 1942 года участвовал в Отечественной войне на Брянском, Воронежском и Юго-Западном фронтах. В настоящее время действует в составе полка на 3-ем Украинском фронте.
За период с 4.6.42 г. по 20.5.44 г., участвуя в боях в качестве командира звена, заместителя командира эскадрильи, командиром эскадрильи, а в последнее время – в должности штурмана полка, произвёл сто девяносто пять боевых вылетов с налётом двести десять часов, из них: на прикрытие наземных войск – семьдесят два боевых вылета, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – шестьдесят один боевой вылет, на разведку войск противника – тридцать один боевой вылет, на штурмовку войск противника – двадцать один боевой вылет, на перехват самолётов противника – десять боевых вылетов.
За этот период участвовал в семидесяти шести воздушных боях, в которых лично сбил пятнадцать самолётов противника. Во время штурмовых действий уничтожил: до тридцати шести автомашин, до двадцати трёх повозок, рассеял и частично уничтожил до триста пятнадцати человек живой силы противника.
Смелый и отважный лётчик. Все боевые задания выполняет только отлично. Быстро ориентируясь в воздушной обстановке и полностью используя летные качества своего самолета, в воздушных боях неоднократно наносил противнику тяжёлые поражения, отлично организовывал взаимодействие в группе и грамотно управляет действиями своих подчинённых в воздухе, из проводимых воздушных боёв всегда выходил победителем.
24.6.42 года, вылетев ведущим группы в составе 5-ти Як-1 на сопровождение группы штурмовиков Ил-2, на атаку аэродрома «Брянск», надёжным прикрытием обеспечил успешную атаку штурмовиков, которые без потерь выполнили задание, уничтожив на аэродроме двадцать самолётов и пятнадцать самолётов противника выведя из строя. Сам лично огнём своего самолёта подавил огонь четырёх зенитных точек на аэродроме противника.
20.12.42 года, выполняя задание по разведке войск противника в районе Морозовский в составе двух Як-7б, в районе цели был атакован 6-тью Ме-109. Вступил в неравный бой, и лично сам сбил два Ме-109, вынудив остальных первыми выйти из боя.
31.12.42 года, когда сопровождал группу Ил-2 в район Морозовский, его самолет в районе цели получил повреждение от огня зенитной артиллерии, на обратном маршруте группа была атакована 3-мя Ме-109. Сам будучи ранен и на подбитом самолете вступил в бой с истребителями противника, отразив все атаки истребителей, обеспечил возвращение штурмовиков без потерь на свой аэродром, перетянув самолёт через линию фронта, произвёл благополучную посадку на своей территории.
18.7.43 года, прикрывая наземные войска в районе Изюм, в составе 6-ти Як-1 в течение 50-ти минут вёл бой с 50-тью бомбардировщиками противника идущими группами, эшелонировано в глубину под прикрытием истребителей. Разбив строй противника, вынудил их сбросить бомбы неприцельно. В этом бою группа сбила пять самолётов противника, капитан Середин лично сбил один Ю-87.
28.7.43 года, патрулируя с группой 6 Як-1 в районе восточнее Изюма, встретил до 22-х бомбардировщиков противника, вступив в воздушный бой, вынудил противника сбросить бомбы не доходя до цели. В этом бою лично сбил один Ю-87.
В воздушных боях на рубеже реки Днепр, капитан Середин неоднократно вступал в бой с превосходящими силами истребителей противника.
22.10.43 года при сопровождении штурмовиков в районе Никополя вёл воздушный бой с 8-ми Ме-109, которые пытались атаковать самолеты Ил-2. Недопустив к штурмовикам истребителей противника обеспечил успешное выполнение задания, сбив в этом бою один Ме-109.
В период Одесской операции вылетал на прикрытие наземных войск и неоднократно вступал в воздушные бои с бомбардировщиками противника.
15.5.44 года, прикрывая наземные войска, группой 6 Як-1 в районе Григориополь вступил в неравный бой с 10-тью Ю-87, шедшими под прикрытием 6-ти Ме-109, в результате лично сбил два Ю-87.
За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом смелость, мужество и геройство, за отличную организацию управления группой в воздушных боях, за произведённые сто девяносто пять боевых вылетов и лично сбитые пятнадцать самолётов противника достоин высшей правительственной [правильно – государственной] награды – звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 33, оп. 793756, д. 43, лл. 270 и 270об.
Данное представление получило реализацию в строках Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР за № 218/201 от 19 августа 1944 года: Родиной был удостоен медали «Золотая Звезда» за № 3466 и ордена Ленина. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 235, лл. 11 и 12.
С 25 сентября 1944 года, кроме того, кавалер ещё и медали «За оборону Сталинграда» (удостоверение № О-02306). Источники – ЦАМО: ф. 370, оп. 6546, д. 60, лл. 45 и 142.
К весне 1945 года – в своём последнем качестве.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 844, л. 175), трагически погиб в Венгрии: «При катастрофе с-та [самолёта] на аэродроме с. Надьценск», – и был похоронен: «На кладбище с. Надьценск (8 км южнее оз. Нойзидлер-Зее), Венгрия».
В некоторых источниках уточняется, что трагедия произошла, когда приблизительно в 15 км юго-восточнее венгерского города Шопрон в ходе вылета трофейном спортивном самолёте.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУК НКО СССР за № 01809 от 13 июля 1945 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 654, л. 103.
Посмертно увековечен на родине. Так, в городе Борисоглебске имя Героя присвоено одной из улица. И здесь же, в Борисоглебске, установлены в честь него четыре памятные мемориальные доски – на фасаде дома, в котором Герой жил (но с без основательным утверждением, что Герой совершил воздушный таран), на здании общеобразовательной школы № 12, на офисном здании завода химического машиностроения, и, наконец, на фасаде здания бывшей железнодорожной школы ФЗУ (ныне здесь размещается индустриальный техникум). Кроме того, в 2001 году в борисоглебском парке «Мемориальный комплекс Памяти и Славы» был установлен бюст Героя».
Декабрь 1938 года, Владимир Алексеевич Середин как выпускник пилотской школы Борисоглебского аэроклуба Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима, в связи с чем облачён в форму пилота запаса:
Предположительно, 1939 год, Владимир Алексеевич Середин как курсант Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова:
1945 год, лучшие лётчики 866-го истребительного авиаполка. Справа во втором ряду – Середин Владимир Алексеевич, слева внизу – Сырцов Дмитрий Дмитриевич, вверху второй справа – Зиновьев Александр Алексеевич, стоит в центре – Бондарь Александр Алексеевич:
Памятная мемориальная доска, установленная в Борисоглебске на фасаде доме, в котором жил Герой:
Памятная мемориальная доска, установленная на фасаде здания Борисоглебской средней школы № 12:
Памятная мемориальная доска, установленная в Борисоглебске на улице, носящей имя Героя:
Бюст Героя в борисоглебском парке «Мемориальный комплекс Памяти и Славы»:
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 654, л. 103.
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 138, лл. 45 и 45об.http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0138/00000071.jpg&id=11749664&id1=e3eb57de2a6616817c91d06d8f4e820fhttp://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0138/00000072.jpg&id=11749665&id1=1191bd679e4d5317ac9f0c393b8e1d3f
Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 1185, лл. 8, 14 и 14об.http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/049/033-0682526-1185/00000013.jpg&id=17059571&id1=5b1b902cebf60d91d6ad29ca4430a0ce – второй сверху:
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/049/033-0682526-1185/00000024.jpg&id=17059687&id1=dcd8436233e2feb9051b5e9a0bb17552http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/049/033-0682526-1185/00000025.jpg&id=17059688&id1=3fe5e14bbb132da76a8b8035e407aa74
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 672, лл. 71 и 71об.http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/066/033-0686044-0672%2b004-671/00000137.jpg&id=18149894&id1=242181db2ca1d2b0fc5eddf2acf88022http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/066/033-0686044-0672%2b004-671/00000138.jpg&id=18149895&id1=8faf7282190786b30ff8344c2120dc50
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 116, лл. 209 и 209об.http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/059/033-0686044-0116%2b004-0115/00000403.jpg&id=17616795&id1=20dbb0ecd65ec4122a3f6d8e12e622ddhttp://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/059/033-0686044-0116%2b004-0115/00000404.jpg&id=17616796&id1=f2d57d4dcc4e456b0e62801e5e266624
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 33, оп. 793756, д. 43, лл. 270 и 270об.http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0043/00000321.jpg&id=150030053&id1=6cb49e422b035cd29d3aba8992e4eb27http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0043/00000322.jpg&id=150030055&id1=c287239e2ef3b9f55c0954310afc0983
