Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Воспитанники Осоавиахима  (Прочитано 5011 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #60 : 07 Января 2018, 18:20:00 »
В 1936 году группа активистов ПВХО Осоавиахима Пантелеймоновского динасовского (он же – огнеупорный) завода Сталинской области Украинской ССР совершила успешный противогазовый переход по маршруту Донбасс – Москва, за что все участники того перехода в том же 1936 году были удостоены ордена «Знак Почёта»:

УСАЧЁВА Варвара Фёдоровна, воспитанница Осоавиахима СССР, ветеран фронтовик.
Родилась в 1917 году в деревне Ржавец Ломовского сельского поселения Залегощенский район Орловской области. Из крестьян-бедняков. Русская. Партийность: с 1935 года – член ВЛКСМ, а по состоянию на лето 1945 года – беспартийная.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1934 году на родне закончила школу-семилетку;
- профессиональное – в 1935 году в посёлке Пантелеймоновка на тот момент времени Сталинской области Украинской ССР, а ныне современной Донецкой области Украины закончила ФЗУ при Динасовском (он же – огнеупорный) заводе по специальности «Температурщица»;
- специальное профессиональное: в 1935 году – планерную школу Осоавиахима при Пантелеймоновском динасовском (он же – огнеупорный) заводе, а предположительно, в 1937 году – Харьковскую школу старшего начсостава ПВХО Осоавиахима СССР;
- военное – в самом начале 1945 года закончила Курсы младших лейтенантов войск связи 2-го Белорусского фронта (II ф).
К 1936 году – помощник машиниста центральной электростанции Пантелеймоновского динасовского (он же – огнеупорный) завода, одновременно активист ПВХО заводской организации Осоавиахима и, в частности: «На областных военно-химических соревнованиях я заняла третье место по всему комплексу упражнений. Соревнования многому научили меня и заставили ещё больше работать над овладением техникой ПВХО. С этого дня я начала ежедневно тренироваться: надевала противогаз за 1 сек., костюм за 1 мин. и успешно стреляла в противогазе на расстоянии в 200 м.
Отлично владея противогазом, умея продолжительное время, находясь в противогазе, работать на производстве, я одной из первых записалась в число участником противогазового перехода по маршруту Донбасс – Москва. В числе других участников перехода [в том же 1936 году] я была награждена орденом «Знак Почёта».
В 1943 году через Моховской РВК Орловской области поступила на военную службу в Красную Армию. И сразу же – в составе действующей армии:
- в 1943-1944 гг. – сначала телефонист N-й артиллерийской части 3-й армии, а затем боец роты подвижных средств связи 109-го отдельного Волковысскогом Краснознамённого (впоследствии – вдобавок ордена Александра Невского) полка связи всё той же 3-й армии, красноармеец по воинскому званию. Выбыла 14 октября 1944 года по причине тяжёлой контузии, полученной в боях за польский посёлок Говорово (на тот момент времени находился в составе Восточно-Прусской провинции 3-го рейха).
По излечению – курсант Курсов младших лейтенантов войск связи 2-го Белорусского фронта (II ф). По выпуску в качестве первичного удостоена воинского звания «младший лейтенант административной службы» и назначена старшим приёмщиком Военно-почтовой станции № 435 50-й армии.
Весной 1945 года начальником Военно-почтовой станции № 435 50-й армии 3-го Белорусского фронта по факту былой контузии представлена к награждению орденом Красной Звезды: «Вступив добровольцем в ряды Красной Армии в качестве кр-ца [красноармейца], тов. УСАЧЁВА с 1943 года находилась на фронте и была 14 октября 1944 г. в районе ГОВОРОВО [посёлок в составе современного Остроленского повята Мазовецкого воеводства Республики Польша; но на тот период времени – в составе Восточно-Прусской провинции 3-го рейха] тяжело контужена». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 3985, л. 334.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 50-й армии 3-го Белорусского фронта за № 056/н от 18 июня 1945 года: от имени Родины удостоилась своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 3985, лл. 268, 272 и 334об.
К лету 1945 года – начальник посылочного отдела Военно-почтовой станции 65-й армии (II ф) 2-го Белорусского фронта (II ф), по-прежнему младший лейтенант административной службы.
1 июня 1945 года начальником Отдела военно-полевой почты Управления связи 2-го Белорусского фронта (II ф) майором административной службы Васильевым представлена к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «Вступив добровольно в ряды Действующей Красной Армии, красноармеец УСАЧЁВА В.Ф. сначала служила телефонистом в артиллерийской части, а затем в 109 отдельном Волковысском Краснознамённом полку связи – в роте подвижных средств.
В течение 1943-1944 гг. в качестве красноармейца участвовала в боях 3-й армии 2 Белорусского фронта. Неоднократно находилась на наблюдательных пунктах в качестве связного на пункте сбора донесений.
В бою в районе РОЖАНЫ [правильно – Ружан, город в Польше] – ГОВОРОВО [посёлок в составе современного Остроленского повята Мазовецкого воеводства Республики Польша; но на тот период времени два этих населённых пункта – в составе Восточно-Прусской провинции 3-го рейха] была 14 октября 1944 года тяжело контужена взрывной волной, вследствие чего до настоящего времени имеет последствия контузии (сотрясение мозга, кровоизлияние в мозг).
Была командирована как отличный боец на Курсы младших лейтенантов, по окончанию которых служила начальником посылочного отдела ВПС [Военно-почтовая станция] 65-й армии.
Всегда являлась образцовым красноармейцем, дисциплинированным бойцом и преданной дочерью своей Родины.
Непосредственной в боевой обстановке держалась мужественно и образцово.
За отличную службу в качестве добровольца в рядах Красной Армии и полученное при этом тяжёлое повреждение при контузии младший лейтенант а/с [административной службы] тов. УСАЧЁВА Варвара Фёдоровна заслуживает награждения орденом ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 4082, л. 32.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-го Белорусского фронта (II ф) за № 0716 от 22 июня 1945 года: от имени Родины удостоилась своей второй по счёту государственной награды – ордена Отечественной войны 2-й степени. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 4082, лл. 1, 3, и 32об.
В 1945-1946 гг., как надо полагать, также была награждена медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За взятие Кёнигсберга».
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 апреля 1985 года как здравствующая ветеран-фронтовик удостоилась ордена Отечественной войны 1-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 07 Января 2018, 18:36:00 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #61 : 07 Января 2018, 19:41:03 »

1940 год, Мария Константиновна Погорелова как курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.

ВЫШЕ НЕБА ТОЛЬКО ЗВЁЗДЫ!
И на малой родине – в селе Политотдельское Николаевского района Волгоградской области, – и на по месту последнего упокоения – в посёлке Абезь Интинского района Республики Коми – благодарные потомки чтут эту мужественную женщину как отважную боевую и полярную лётчицу. Её имя – Мария Константиновна Погорелова. Регалий, которых была удостоена при жизни, – два ордена (Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени) и две медали – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За взятие Кёнигсберга». Но сама она, можно не сомневаться, больше всего гордилась статусом члена Осоавиахима, поскольку именно оборонное общество не просто подарило ей путёвку в небо, а породнило с небом. Впрочем, обо всём по порядку.
В семье родителей Мария стала шестым и последним по счёту ребёнком: отец, только что вернувшийся с фронтов Гражданкой отставной красноармеец, вынужденно уехал на сезонные заработки в Астрахань, где скоропостижно скончался. Домочадцы по причине своей почти полной нищеты (хотя крестьяне, но безземельные, весь донельзя скудный доход – он только от непосильного батрачества на кулаков) даже не имели возможности проводить его в последний путь. Кое-как наскребли лишь некоторое количество продуктов для местного батюшки, чтобы справить по почившему в Бозе далеко от дома рабу Божьему Константину Петровичу Погорелову заупокойную.
Детские воспоминания – безрадостные, поскольку вдовья семья перебивалась с хлеба на воду. А вот в 1932 году – вдруг как в сказке: одиннадцатилетняя Маша совершенно неожиданно для себя стала жительницей самого большого и главного города страны – Москвы! Сюда её вместе с матерью забрал старший брат – Иван. Он только что закончил учёбу в Ленинграде и как краском броневых сил с высшим военно-инженерным образование получил назначение в аппарат Управления по механизации и моторизации РККА. Правда, через два года Маше пришлось вернуться в Поволжье, поскольку теперь под свою опеку её уже взяла старшая сестра – Екатерина, колхозный счетовод. Здесь девочка в 1935-м закончила семилетку, но в том же 1935-м вновь к своей огромной радости стала… москвичкой: в златоглавую из родных мест она переехала вместе сестрой Екатериной, которая как высококвалифицированный финансовый работник получила назначение в аппарат Госбанка.
Хлопоты, связанные с переездом и бытоустройством на новом месте жительства, исключили возможность продолжить обучение, а юный возраст ещё не позволял трудоустраиваться, поэтому пришлось пропустить год. Лишь осенью 1936-го Мария стала жить отдельно и самостоятельно: став свежеиспечённой работницей такого элитного, но режимного предприятия, как Московская печатная фабрика Госзнака, получила комнату в коммуналке, которая в свою очередь находилась на Малой Тульской.
Бурная круговерть трудовых будней привели девушку в ряды сначала стахановцев производства, а затем и… авиаторов Осоавиахима: комсомол активно призывал советскую молодёжь овладевать азами военного дела, при этом самые физически крепкие и здоровые приглашались в аэроклубы, чтобы в часы досуга овладевать здесь профессией пилота. Среди тех, кто с радостью откликнулся на этот пламенный призыв, была и семнадцатилетняя Мария Погорелова. Сначала в стенах Дзержинского аэроклуба города Москвы она закончила планерную школы, а через год – в 1938-м – и девятимесячную лётную.
Из датированной 1 сентября 1938 года аттестации учлёта Дзержинского аэроклуба Москвы М.К. Погореловой: «За время учёбы в аэроклубе проявила себя с отличной стороны. Дисциплинирована, политически выдержана и политически грамотна. Хорошая ученица. Инициативная. Немало получила благодарностей за хорошую учёбу. Теоретически грамотная. Владеет хорошими волевыми качествами командира. Смелая находчивая. Отличная техника пилотирования… Может быть хорошим лётчиком-инструктором и преподавателем в авиации Осоавиахима или ГВФ».
Всего же в данный период, согласно документам, хранящимся в Центральном архиве ДОСААФ России, на самолёте У-2 она совершила 157 вылетов с общим числом налёта, превышающем 36 часов. В общем, нет ничего удивительного в том, что эту способную и целеустремлённую девушку по выпуску оставили в том же аэроклубе инструктором-лётчиком. Так сбылась мечта Марии стать не просто профессиональным авиатором, а именно представителем лётно-подъёмного состава!
А ровно через год её ждало очередное нежданное поощрение: Школьный отдел Управления авиации Осоавиахима СССР и РСФСР персонально по развёрстке выделил ей одно место в рядах предстоящего (на январь-май 1940 года) набора курсантов Инструкторского курса Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. И это было на правах подарка, ибо там, в Херсоне, готовили кадровых командиров авиации Осоавиахима!
К слову будет сказать, что на момент убытия на учёбу в Херсон в лётной книжке Марии значилось уже 65 часов налёта!
Из аттестации М.К. Погореловой как выпускницы авиашколы: «…Показала себя хорошей курсанткой. На самолёте У-2 летает на «хорошо», теоретический бал – 4,7. Дисциплинирована. Среди товарищей пользуется авторитетом. Политически грамота, идеологически выдержана.
ВЫВОД: может работать хорошим инструктором-лётчиком-преподавателем…».
А это уже строки из комсомольской характеристики за тот же период, которая также ныне хранится в фондах Центрального архива ДОСААФ России: «…В Херсонской авиашколе показала себя как честный, дисциплинированный комсомолец. Комсомольские поручения выполняла точно и своевременно… Являлась активным участником в общественной жизни. Несла общественную нагрузку группорга лётной группы…».
Кстати, выпускной курс, в рядах которого обучалась пилот запаса М.К, Погорелова, стал предпоследним в осоавиахимовской судьбе Херсонской ИАШ: 29 ноября 1940 года решением Центрального совета оборонного общества эта авиашкола была передана в подчинение ВВС Красной Армии с перепрофилированием на подготовку будущих лётчиков-истребителей…
Однокурсников Марии по предписаниям кадровики раскидали по всем уголкам СССР, при этом мало кто из них попал в родные для себя места: в Осоавиахиме, как и в оборонном ведомстве, жёстко применялся экстерриториальный принцип комплектования. Однако героине нашего повествования в данном случае несказанно повезло – предписание, которое ей вручили в отделе кадров авиашколы, гласило, что ей предстоит вернуться в родной для себя коллектив сотрудников Дзержинского аэроклуба столицы! Как свидетельствуют документы из Центрального архива ДОСААФ СССР, в данном качестве она пребывала и по состоянию на 23 октября 1940 года. И на этом сведения здесь о ней, увы, обрываются…
Чтобы прояснить дальнейшую судьбу отважной лётчицы, автору этих строк пришлось уже ехать в Подольск – в читальный зал Центрального архива Министерства обороны РФ. И вот что удалось таким образом выяснить: с 1943 года – в рядах ВВС Красной Армии в звании младшего лейтенанта, при этом место призыва не указано, а вместо него вписан термин «кадровая», что однозначно указывает на то, что в ряды военных авиаторов была направлена по мобпредписанию из авиации Осоавиахима!
В течение нескольких месяцев переучивалась на пилота бомбардировщика, по причине чего на фронт попала только в апреле 1944 года, но при этом сразу была назначена командиром экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 из состава 125-го (женского) гвардейского бомбардировочного авиационного (впоследствии – Борисовский орденов Суворова и Кутузова) полка имени Героя Советского Союза Марии Расковой и в данном качестве – в горниле Белорусской, Прибалтийской и Восточно-Прусской стратегических наступательных операций.
17 сентября 1944 года в ходе боевого вылета на бомбардировку моторизованных вражеских колонн, спешивших на усиление обороны латвийского местечка Иецава, зенитным огнём с земли был выведен из строя один из двух моторов пилотируемого гвардии младшим лейтенантом М.К. Погореловой самолёта, однако «т. ПОГОРЕЛОВА сумела довести подбитую машину на свой аэродром на одном моторе и произвести посадку».
15 декабря всё того же 1944 года она со своим экипажем совершила почти невозможное: в условиях, по сути, нелётной погоды (снежный шквал) вывела самолёт точно на цель, расположенную в порту Либавы (ныне – латвийский город-порт Лиепая), и в условиях яростного противодействия бессчётных зенитных средств противника (вокруг самолёта фиксировалось до 80 разрывом зенитных снарядов одновременно!) прицельно поразила её!
Также беспощадно она громила фашистов с воздуха на Земландском полуострове Восточной Пруссии, а после падения Кёнигсберга (ныне – российский Калининград), Фишхаузена (ныне – Приморск Калининградской области РФ) и Пиллау (ныне – Балтийск Калининградской области РФ) – восточнопрусских твердынь, которые перед этим бомбила в составе своего женского полка, уже в мае 1945-го добивала в Латвии упорно отказывавшуюся капитулировать Курляндскую группировку вермахта.
Всего же за период своей фронтовой страды офицер-лётчик М.К. Погорелова совершила сорок успешных боевых вылетов с общим боевым налётом в 40 часов 50 минут.
Там же на фронте, как это и не удивительно, она вышла замуж, но при этом, правда, оставила себе свою девичью фамилию. Её избранник – выпускник 1928 года 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима Николай Павлович Майков. Этот доблестный боевой офицер был её сослуживцем по 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной Борисовской Краснознамённой дивизии. Несмотря на существенную разницу в возрасте (он – 1907 года рождения, а она – 1921-го) они, тем не менее, крепко и по-настоящему полюбили друг друга. И их любовь была настолько сильной, что не допускала разлуки любимых. Именно поэтому уже после войны эта супружеская пара составила… лётный экипаж: Николай Павлович – 1-й пилот, а Мария Константиновна – 2-й пилот военно-транспортного самолёта Ли-2. И было это уже, как несложно догадаться, в Заполярье.
В ряде источников авторы исследований настаивают на версии, что Мария Константиновна Погорелова – первая лётчица в советской полярной авиации! Однако сложно судить, насколько справедливо данное утверждение. Во-первых, на сей счёт отсутствуют официальная статистика, а, во-вторых, местом службы Марии Константиновны как полярной лётчицы был всё-таки не Главсерморпуть (а именно авиагруппировка данного ведомства официально именовалась полярной авиацией СССР!), а… уголовно-исполнительная система в лице Северного управления (штаб-квартира – в посёлке Абезь Коми АССР) Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР.
Напомним, что озвученный выше Севжелдорлаг в 1947-1953 гг. в тяжелейших условиях арктического климата (а это всё в 200 км южнее Полярного круга и одновременно на участке длинной в 1263 км!) осуществлял строительство трансполярной железнодорожной магистрали Салехард – Надым – Игарка.
Там же в Абезе дислоцировалось и подразделение ведомственной авиации. Его лётно-подъёмный состав погон не носил, как, впрочем, и униформы Гражданского воздушного флота, – просто штатские люди, работающие по найму на выгодных для себя условиях. Но при этом полярные авиаторы союзного МВД во всём, по сути, были приравнены к коллегам из Главсерморпути. А основная миссия, которую выполняли в тех северных широтах, – она, как и в военно-транспортной авиации: круглосуточная и круглогодичная роль воздушных извозчиков. Однако спрос, в том числе и в вопросах лётной дисциплины, – как с военных из экипажей кораблей дальней авиации, поскольку груз ответственности, который ложился на их плечи, – посильный только истинным асам, ибо ежеминутно присутствовал фактор запредельной экстремальности: вместо аэродромов, как правило, малоприспособленные для взлётов и посадок площадки в тундре, тайге или на льду замёрзших рек и озёр, а сами полёты – многочасовые, без устойчивой радиосвязи и радионавигации и при этом чаще всего в условиях снежных бурь, нулевой видимости и по-арктически низких температур за бортом.
В общем, выдерживали только сильнейшие из профессионалов, а супруги Николай Павлович Майков и Мария Константиновна Погорелова были именно из числа таких!
Они и погибли вместе: 21 декабря 1948 года их выносливый Ли-2 по заданию командованию вылетел в Салехард. Везли туда нескольких пассажиров и ценный груз. По возвращению членов экипажа ждал долгожданный отпуск.
Над напоминающем подкову массивом Райиз (а именно отсюда начинается южная часть Полярного Урала) самолёт настигла непогода, и в условиях ограниченной видимости лётчики, несмотря на всё своё отточенное годами мастерство, не сумели отвернуть от внезапно выросшей на курсу пологой и сложенной из перидотитов скалы...
Пропавший Ли-2 искали больше недели: с земли – железнодорожники, геологи, строители и местные жители, а с воздуха – друзья-лётчики. И все до последнего надеялись, что сгинувший экипаж всего лишь совершил вынужденную аварийную посадку. Но все эти поиски оказались тщетными: самолёт и находившие на его борту шестеро человек, как в воду канули. На место же авиакатастрофы случайно наткнулся пасший в тех местах свои стада оленевод Викула Хатанзейский. Он-то и принёс скорбную весть…
Траурная церемония прощания с погибшими состоялась 1 января 1949 года в театре посёлка Абезь. У каждого гроба был выставлен почётный караул. А очередь из людей, пришедших оплакать боевых товарищей и сослуживцев, растянулась на километр.
Жертв авиакатастрофы, в том числе и членов экипажа, с отданием всех последних воинских почестей похоронили на поселковом кладбище, которое теперь именуется Старым гражданским, при этом само место захоронения было официально объявлено воинским.
В дни празднования 40-летия Великой Победы муниципальные власти возвели на этом месте воинский мемориал, украшенный в изголовье красной пятиконечной звездой высотой в 1,35 м. Сама звезда – на металлической тумбе. Такие же выкрашенные в серый цвет металлические тумбы, но только меньшего размера заменили собой деревянные, солдатского образца могильные пирамидки. Одновременно по периметру вкопали девятнадцать чугунных столбиков, на которых теперь крепятся корабельные цепи.
Ещё одна реконструкция мемориала имела место 11 октября 1985 года: представители общественности при содействии местных властей установили чуть ниже звезды мемориальную плиту. Её текст гласит: «Членам экипажа самолета Ли-2 и участникам экспедиции – пионерам освоения Крайнего Севера, погибшим 21.12.1948»…
Да, могила легендарной лётчицы далеко и от родного ей Поволжья (по прямой от села Политотдельское – 2577 км), и от не менее родной для неё Москвы (по прямой – 2135 км), но разве существуют расстояния для безмерной благодарности потомков в адрес своих героических предков?! Такое неразрывное духовное родство поколений поэты именуют памяти серебряными нитями. В связи с этим никогда не канун в Лету и героическое деяния Марии Константиновны Погореловой как воспитанницы авиации Осоавиахима, положившей свою жизнь на Алтарь Отечества. Она жила небом и, оставаясь до последнего вздоха бесстрашной, погибла в небе!
Юрий РЖЕВЦЕВ.


1938 год, Мария Константиновна Погорелова как учлёт Дзержинского аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима СССР и РСФСР.


1939 год, Мария Константиновна Погорелова как инструктор-лётчик Дзержинского аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима СССР и РСФСР.


Из фотоальбома, посвящённого воинам 125-го (женского) гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза Марии Расковой.


Первые послевоенные месяцы, супруги-фронтовики Мария Константиновна Погорелова и Николай Павлович Майков.


1948 год, аэродром МВД СССР, который находился у посёлка Абезь Интинского района Коми АССР, Мария Константиновна Погорелова при боевых наградах у «своего» Ли-2.

Прочитал очерк с большим интересом!
« Последнее редактирование: 11 Января 2018, 21:31:20 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #62 : 12 Января 2018, 15:22:37 »
Воспитанник военизированной пожарной охраны НКВД СССР – Авдей Афанасьевич Чернявский, погибший в рядах Красной Армии. На представленном ниже фото А.А. Чернявский в форме образца 1938 года при знаках различия младшего начсостава военизированной пожарной охраны НКВД СССР: поле петлиц – краповое (это прикладной цвет НКВД-МВД) при пехотной малиновой выпушке. Образец таких петлиц – в самом низу.
На груди сотрудника – значки оборонных обществ (слева направо):
- значок Исполкома Советского общества Красного Креста и Красного Полумесяца «Готов к санитарной обороне СССР» образца 1935 года;
- значок Осоавиахима СССР «Ворошиловский стрелок», предположительно, 1-й ступени.


ЧЕРНЯВСКИЙ Авдей Афанасьевич (1913-1942), помощник командира взвода 2-го мотострелкового батальона 17 омсбр 15 тк.
Уроженец села Бродовое Аннинского района Воронежской области.
Призван Аннинским РВК Воронежской области.
Убит в бою 26 августа 1942 года под деревней Сметские Выселки Смоленской области и первоначально был похоронен: Смоленская область, Ульяновский район, село Ожигово: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52582825 , https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6233209
В официальном списке советских военнослужащих, похороненных на воинском мемориале села Ефимцева Ульяновского района Калужской области, не значится: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1153704299

« Последнее редактирование: 12 Января 2018, 15:45:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #63 : 13 Января 2018, 12:36:56 »
Фрагменты из списка выпускников аэроклубов 1938 года по специальности «Авиамотористы»:





Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #64 : 14 Января 2018, 19:03:27 »
1936 год, воспитанница парашютной школы Смоленского аэроклуба М.Г. Шпакова:

М.Г. Шпакова как кавалер нагрудных значков «Ворошиловский стрелок» и «Парашютист», удостоенных по линии Осоавиахима. Оригинал данного фото хранится в фондах Смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 10148371; номер по ГИК (КП) – СМЗ КП 37713/10.


М.Г. Шпакова на крыле самолёта. Освоение техники десантирования с самолёта У-2. Оригинал данного фото хранится в фондах Смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 10148669; номер по ГИК (КП) – СМЗ КП 37713/7.


Освоение техники десантирования с самолёта У-2. М.Г. Шпакова – в задней кабине самолёта. Оригинал данного фото хранится в фондах Смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 10148242; номер по ГИК (КП) – СМЗ КП 37713/6.


М.Г. Шпакова (справа) с подругой на аэродроме Смоленского областного совета Осоавиахима. Оригинал данного фото хранится в фондах Смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 10148320; номер по ГИК (КП) – СМЗ КП 37713/8.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #65 : 15 Января 2018, 17:27:31 »
Учлёты Осоавиахима Грузии:




Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #66 : 16 Января 2018, 22:00:30 »

Предположительно, 1940 год.

Руссель Евгений Иванович 1925 г.р. По состоянию на лето 1944 года – автоматчик 2-й роты автоматчиков 302 гв сп 98 гв. сд, гвардии красноармеец.
Приказом комдива-98 за № 015/н от 3 августа 1944 года был награждён орденом Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690115, д. 3524, лл. 42 и 42об.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/256/033-0690155-3524%2b011-3522/00000085.jpg&id=32263136&id1=ed0f15005c87d321c90559543f492c11
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/256/033-0690155-3524%2b011-3522/00000086.jpg&id=32263137&id1=5cdca9e299f358c63ad124a7cb907dad

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #67 : 18 Января 2018, 15:39:18 »

Мария Пролетарская – ветеран Гражданской войны, одна из самых первых в СССР женщин-кавалеров ордена Ленина. В 1934 году – 42 года от роду, работница Московского электролампового завода, активистка Осоавиахима, уже кавалер ордена Ленина и трёх значков Осоавиахима – «Активист», «Готов к противохимической и противовоздушной обороне» и «Ворошиловский стрелок».
« Последнее редактирование: 18 Января 2018, 17:46:03 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #68 : 20 Января 2018, 15:20:15 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #69 : 22 Января 2018, 14:11:54 »

Смекалова Надежда Ильинична 1918 г.р., уроженка Гаврилов-Ямского района Ярославской области, – выпускница Костромского аэроклуба.









От нашего многоуважаемого эксперта из Ярославля Сергея Дмитриевича Кудрявцева:
- Удалось выяснить, что эта моя землячка после замужества сменила фамилию (стала Братко) и перебралась из Костромы в Москву, где скончалась в 1979 году...
« Последнее редактирование: 22 Января 2018, 16:16:27 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #70 : 31 Января 2018, 21:52:09 »

Будущая Герой Российской Федерации (с 01.10.1993 года, посмертно) Екатерина Васильевна Буданова (24.11.1916–19.07.1943) как учлёт одного из Московских аэроклубов. Фото публикуется впервые.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #71 : 05 Февраля 2018, 18:32:32 »

Лето 1940 года, счетовод и одновременно – лётчик-общественник Тульского аэроклуба Елизавета Игнатьевна Люлюкина 1919 г.р., уроженка села Хрущёво Ленинского района Тульской области. На девушке форменный синий комбинезон с военными авиационными петлицами командирского образца и тёмно-синяя пилотка комначсостава ВВС. Оригинал фото и личного дела хранится в фондах Центрального архива ДОСААФ России.







« Последнее редактирование: 05 Февраля 2018, 21:28:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #72 : 10 Февраля 2018, 11:30:32 »

Май 1942 года, город Сталинград, старший командир-инструктор Сталинградского областного совета Осоавиахима Галина Евсеевна Забрянская 1918 г.р. В петлицах – знаки различия старшего инструктора Осоавиахима – по три звёздочки.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #73 : 02 Апреля 2018, 20:50:42 »

Вторая половина 1930-х, Николай Васильевич Верменик в период своей учёбы в пилотской школе Краснодарского аэроклуба. Фото из материалов Центрального архива ДОСААФ России.

ВЕРМЕНИК Николай Васильевич (1915-1942), пилот самолёта ЛаГГ-3 23-го истребительного авиационного полка 44-й истребительной авиационной дивизии ВВС Юго-Западного фронта (I ф), старший сержант.
Родился в 1915 году в районном городе Тимашёвск Краснодарского края. Русский. Из крестьян. Кандидат в члены ВКП(б).
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: последовательно закончил школу-семилетку на родине и ФЗО в городе Краснодаре;
- профессиональное авиационное: в конце 1930-х закончил Краснодарский аэроклуб по девятимесячной программе подготовки пилотов запаса.
В предвоенный период – представитель лётно-подъёмного состава авиации Осоавиахима СССР.
На военной службе с 1941 года, при этом с сентября 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава 23-го истребительного авиационного полка.
Представлялся к Званию Героя Советского Союза.
Кавалер двух орденов:
- Красного Знамени: награждён приказом по войскам Юго-Западного фронта (I ф) за № 4/н от 9 ноября 1941 года;
- орден Красной Звезды: награждён приказом по войскам Юго-Западного фронта (I ф) за № 49/н от 12 марта 1942 года.
Пропал без вести в феврале 1942 года: «Не вернулся с боевого задания».
В Книге Памяти Краснодарского края не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 418, лл. 411-413.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0419/00000616.JPG&id=10927385&id1=9165be857e404f7ef4a9cb728b488234
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0419/00000617.JPG&id=10927386&id1=fdc7e74234e954ff814980788e23ca2f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0419/00000618.JPG&id=10927387&id1=16cb970a3ee736920ed97e75f7a602b2



http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0419/00000619.JPG&id=10927388&id1=07e94d8730faff3cb3945194cce3d934

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 470, лл. 90-91.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0470/00000130.jpg&id=10178705&id1=68795b5a2a824a0ad28a92f11254f03d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0470/00000131.jpg&id=10178706&id1=1d007a1cff48ac0bcd5cca8b0bf24cf2


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0470/00000132.jpg&id=10178707&id1=c9f69b644c1cb8ebf431221324550492

« Последнее редактирование: 02 Апреля 2018, 21:24:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #74 : 06 Апреля 2018, 07:00:13 »
ВЕРЕСОВ Анатолий Константинович (1918-1995), ветеран-фронтовик из числа воспитанников авиации Осоавиахима, подполковник в отставке.
Родился 13 сентября 1918 года в посёлке Левашово Выборгского района города федерального значения Санкт-Петербурга. Русский. Служащий из служащих.
Партийность:
- в 1934-1942 гг. – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1932 года за № 263517, а образца 1938 года за № 0468719 (выдан Володарским райкомом ВЛКСМ г. Ленинграда);
- в 1942-1946 гг. – кандидат в члены ВКП(б);
- с 1946 года – член ВКП(б)-КПСС: партбилет образца 1952 года за № 7855398, а образца 1973 года –за № 03470355.
Был женат с послевоенного периода: супруга – Вересова Валентина Порфирьевна 1923 года рождения.
Образование:
- общее – неполное среднее: предположительно, в мае 1933 года закончил восемь классов общеобразовательной школы, а в 1934 году – школу ФЗО при Ленинградском государственном машиностроительном заводе имени Энгельса (он же – Машиностроительный завод № 1) по специальности «Токарь 4-го разряда»;
- профессиональное авиационное: 1 октября 1936 года в стенах Ленинградского центрального аэроклуба на «отлично» закончил курс по программе подготовки пилота запаса, а 1 мая 1937 года – в том же аэроклубе двухмесячный курс обучения на инструктора-лётчика;
- военное: 13 октября 1940 года – в городе Ейске Краснодарского края Военно-морское авиационное училище имени тов. Сталина по курсу подготовки лётчиков-истребителей; 5 мая 1941 года - военное: в ноябре 1940 года – в городе Ейске Краснодарского края Военно-морское авиационное училище имени тов. Сталина по курсу подготовки лётчиков-истребителей; 5 мая 1941 года – отделение «Аэростатные заграждения» Курсов усовершенствования командного состава противовоздушной обороны Красной Армии.
В 1930-х гг. в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) проживал по адресу: улица Новоорловская, 58, квартира 1.
С сентября 1925 года и май 1933 года гг. – учащийся общеобразовательной школы, а с ноября 1933 года по конец ноября 1934 года – учащийся школы ФЗО.
С 1 декабря 1934 года и по 24 января 1937 года – токарь 4-го разряда в цехах Ленинградского государственного машиностроительного завода имени Энгельса (он же – Машиностроительный завод № 1) и одновременно с 15 января 1936 года без отрыва от производства учился в пилотской школе Ленинградского городского аэроклуба.
С 24 января 1937 года и по 15 февраля 1938 года – представитель штатного лётно-подъёмного состава авиации Осоавиахима СССР: сначала курсант курсов по подготовке инструкторов-лётчиков, а с 1 мая 1937 года – инструктор-лётчик: до 4 октября – 3-го отряда лётной части Ленинградского центрального аэроклуба, а с 4 октября 1937 года – 3-го Ленинградского городского аэроклуба. Уволен был по сокращению штатов.
С мая 1938 года и по 26 октября 1939 года – вновь представитель лётно-подъёмного состава авиации Осоавиахима СССР: инструктор-лётчик Ленинградского городского аэроклуба.
С 26 октября 1939 года – на военной службе в авиации ВМФ СССР, в том числе с 1940 года – в должностях среднего и старшего начсостава, то есть говоря, современным языком, в качестве офицера. Известный послужной список:
- с 26 октября 1939 года и по ноябрь 1940 года – курсант группы лейтенанта В.И. Устинова (обучение пилотированию истребителем И-16) дислоцировавшегося в Ейске Военно-морского авиационного училища имени тов. Сталина. По выпуску произведён в младшие лейтенанты;
- в ноябре 1940 года по неизвестной пока причине списан с лётной работы с откомандированием для дальнейшего прохождения службы в воздухоплавательные части ПВО;
- с 5 декабря 1940 года и по 5 мая 1941 года – слушатель – отделения «Аэростатные заграждения» Курсов усовершенствования командного состава ПВО Красной Армии;
- с 30 июня 1941 года и по 14 августа 1943 года – военнослужащий 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона Черноморского флота: сначала командир взвода аэростатов заграждения, а с 14 февраля 1943 года – помощник по организационно-мобилизационной и строевой работе командира этой самой в/ч. И в данном качестве – непосредственный участник боёв по героической обороне Севастополя и битвы за Кавказ. В данный период младший лейтенант, а с 1942 года – лейтенант по воинскому званию;
- с 14 августа 1943 года и по 31 августа 1944 года – начальник строевой части штаба 3-й объединённой школы младших авиационных специалистов ВВС Черноморского флота, при этом по состоянию на осень 1944 года уже старший лейтенант по воинскому званию;
- с 31 августа 1944 года и по 1 февраля 1961 года – на офицерских должностях в штабе ВВС Черноморского флота. При этом к августу 1948 года – капитан, а к 1954 году – майор, а к августу 1958 года – подполковник по воинскому званию.
С 18 февраля 1961 года – в статусе военного пенсионера с местом постоянного проживания в Севастополе. И в данном качестве затем ещё долгие годы трудился в должностях гражданского персонала в структурах Черноморского флота (с 7 мая 1965 года – Краснознамённый). Одновременно в течение длительного времени возглавлял Совет ветеранов ВВС Краснознамённого Черноморского флота.
Являлся кавалером многочисленных государственных, иностранных, ведомственных и общественных наград, в том числе:
- ордена Отечественной войны 2-й степени: удостоен 6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён 20 октября 1945 года; и 2) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1954 года за выслугу в 15 лет;
- двух медалей «За боевые заслуги»: 1) награждён приказом по ВВС Черноморского флота за № 49-с от 5 ноября 1944 года; и 2) награждён в ноябре 1950 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»: награждён 16 июля 1970 года;
- медали «За оборону Севастополя»: награждён 10 августа 1943 года (удостоверение за № Ж-15057);
- медали «За оборону Кавказа»: награждён 22 февраля 1945 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 27 октября 1945 года;
- медали «Ветеран труда»: награждён 13 сентября 1978 года;
- медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 26 июня 1965 года;
- медали «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 3 ноября 1975 года;
- медали «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 4 мая 1985 года;
- медалью «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.»: награждён 29 марта 1995 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: награждён 14 августа 1948 года;
- медали «40 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён 20 августа 1958 года;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён 22 февраля 1968 года;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён 23 февраля 1978 года;
- медали «70 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён 24 февраля 1988 года;
- медали «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» 1-й степени: награждён 11 января 1960 года;
- медали Болгарской Народной Республики «За участие в Отечественной войне 1944-1945 гг.»: награждён во второй половине 1940-х. гг.;
- наградного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»;
- памятной медали Советского комитета ветеранов войны, отчеканенной в ознаменования 30-летия Победы советского народа и его Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне: награждён 9 мая 1975 года;
- памятной медали Советского комитета ветеранов войны, отчеканенной в ознаменования 35-летия Победы советского народа и его Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне: награждён 9 мая 1980 года;
- нагрудного знака «30 лет освобождения Севастополя»: награждён в 1974 году;
- нагрудного знака Советского комитета ветеранов войны: удостоен 5 ноября 1977 года;
- почётного знака Советского комитета ветеранов войны: награждён 3 ноября 1978 года;
- памятного юбилейного знака Советского комитета ветеранов войны, отчеканенного в ознаменования 40-летия Победы советского народа и его Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне: награждён 8 мая 1985 года;
- нагрудных знаком «Ветеран авиации», «Ветеран КЧФ», «Авиации КЧФ – 50 лет» и «ВВС ЧФ – 60 лет»;
- нагрудных знаков трудовой доблести «Ударник коммунистического труда» (с 26 апреля 1963 года), «Отличник социалистического соревнования Министерства обороны СССР» (с 30 апреля 1970 года) и «Победитель социалистического соревнования 1975 г.» (с 9 января 1976 года).
Скончался 12 апреля 1995 года. Похоронен на кладбище «Дергачи» города Севастополя.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:






Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 784, лл. 473-474.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/006/3-1-988/00000712.jpg&id=50237733&id1=0acb59cac5c65241a0fe7af93c719abe
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/006/3-1-988/00000713.jpg&id=50237735&id1=148bc84dda9f20e55b821a2652e2c77c
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/006/3-1-988/00000714.jpg&id=50237736&id1=bcc337f148ff1d2fffdb3e2f34703ee8




Отсюда: http://www.memento-sevastopol.ru/objects/540.html

Могила подполковника в отставке Анатолия Константиновича Вересова на кладбище «Дергачи» города Севастополя.

Письмо-отклик от внука данного офицера-фронтовика – Юрия Николаевича Вересова:
- Уважаемый Юрий Петрович, спасибо за предоставленную на страницах Героико-патриотического Форума России информацию про моего дедушку!

Фото, предоставленные внуков Анатолия Константиновича Вересова – Вересовым Юрием Николаевичем:
Как представитель учебно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР:



Инструктор-лётчик Анатолий Константинович Вересов (он стоит справа) проводит инструктаж своей группы учлётов.


Утро на аэродроме аэроклуба. В центре с ружьём в руках – ночной сторож.










Воспитанницы инструктора-лётчика Анатолия Константиновича Вересова.



Лётное ЧП.

1939-1940 гг., город Ейске Краснодарского края, Анатолий Константинович Вересов как курсант Военно-морское авиационное училище имени тов. Сталина:









Курсант А.К. Вересов у самолёта Р-5.



Пояснительная подпись гласит: «ВМАУ им. Сталина, гор. Ейск Краснодарского края, аэродром Кухарёвка, в кабине пилот Вересов А.К.».

Анатолий Константинович Вересов в различные периоды своей офицерской службы в ВВС Черноморского флота:

Не ранее 10 августа 1943 года.


Не ранее осени 1943 года.


В погонах майора на парадной мундире ВВС ВМФ образца 1943 года. Фото сделано в период с середины августа 1948 года и по середину ноября 1950 года.


В погонах майора на повседневной военно-морской повседневной форме образца 1951 года.

Май 1943 года, грузинский город Поти, офицерский состав 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС Черноморского флота:



Слева направо: инженер 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ старший техник-лейтенант Борис Никитович Заика, старший воздухоплавательный техник техник-лейтенант Иван Андреевич Иваненко, заместитель по политической части командира 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ капитан Георгий Михайлович Бобров.


Командир 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ полковник Иван Прокофьевич Вакатов 1901 г.р.


Слева направо: офицер-политработник капитан Степанченко (инициалы неизвестны), помощник по организационно-мобилизационной и строевой работе командира 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ лейтенант Анатолий Константинович Вересов и старший техник-лейтенант Гаевский (должность неизвестна).


Слева направо: начальник продовольственной службы 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ старший лейтенант Сафрон Григорьевич Бойко, старший воздухоплавательный техник техник-лейтенант Хасан Магомедович Тумпаров и инженер 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ инженер-капитан Владимир Саввич Шевченко.


Слева направо: начальник ГДС техник-лейтенант Пётр Нестерович Козлов, воздухоплавательный техник техник-лейтенант Алексей Сергеевич Терентьев и фельдшер Петухов (инициалы и точное воинское звание неизвестны).


Начальник санитарной части 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона Черноморского флота военврач 2 ранга Михаил Павлович Марусов 1897 г.р., уроженец Купянского района Харьковской области Украины. На груди – медаль «XX лет РККА».

1946 год, Румыния, аэродром Мамая:
« Последнее редактирование: 23 Июня 2018, 14:43:55 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #75 : 09 Апреля 2018, 18:07:24 »

1940 год, Лисина Лидия Алексеевна 1918 г.р., уроженка деревни Спасское Новоусадебского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области как курсант Кременецкой центральной лётно-планерной школы Осоавиахима СССР. Ранее – выпускница Владимирского аэроклуба. Дальнейшая судьба неизвестна.
















« Последнее редактирование: 09 Апреля 2018, 18:41:59 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #76 : 14 Апреля 2018, 11:46:22 »

ЛИСТАРОВ Александр Георгиевич, офицер-фронтовик.
Родился 29 мая 1916 года в районном селе Аргаяш Челябинской области. Русский. Рабочий из рабочих.
Партийность: с 19131 года – член ВЛКСМ, а с 1942 года – член ВКП(б).
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1932 году закончил семь классов Свердловской фабрично-заводской школы № 9, а осенью 1934 года – школу ФЗО при Свердловском вагоноремонтном заводе имени В.С. Воеводина по специальности «Токарь»;
- авиационное специальное: в конце 1936 года закончил Курсы авиамехаников при Свердловском аэроклубе имени К.Е. Ворошилова, а, предположительно, а 1938 году – пилотскую школу того же аэроклуба.
В 1925-1932 гг. – учащийся Свердловской фабрично-заводской школы № 9.
В 1932-1933 года – по месту жительства родителей в посёлке Монетный современного Берёзовского городского округа Свердловской области: секретарь бюро ИТС Монетного торфоуправления.
С 1933 года и по 24 января 1937 года – сначала учащийся школы ФЗО при Свердловском вагоноремонтном заводе имени В.С. Воеводина, а с 3 октября 1934 года – токарь в цехах озвученного выше завода. Одновременно без отрыва от производства учился Курсы авиамехаников при Свердловском аэроклубе имени К.Е. Ворошилова, по окончании которых был удостоен звания «авиамеханик запаса».
С 24 января 1937 года – авиатехник эксплуатации Свердловского аэроклуба имени К.Е. Ворошилова.
С 1939 года – военнослужащий кадрового состава советских ВВС.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 23 мая 1943 года – последовательно, командир звена и заместитель командира эскадрильи (и он же – командир экипажа бомбардировщика Ту-2) 12-го бомбардировочного авиационного орденов Кутузова и Александра Невского полка 334-й бомбардировочной авиационной Ленинградской Краснознамённой ордена Суворова дивизии, а с лета 1945 года – командир эскадрильи 454-го бомбардировочного авиационного полка того же соединения, старший лейтенант по воинскому званию. И в данном качестве – последовательно в битве за Кавказ, битве под Ленинградом, в боях и сражениях по освобождению Карелии, Белоруссии и советской Прибалтики, а с 9 августа по 3 сентября 1945 года – непосредственный участник советско-японской войны.
По состоянию на осень 1945 года являлся кавалером следующих государственных наград:
- двух орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом по ВВС Красной Армии за № 018/н от 16 июня 1944 года; и 2) награждён приказом по ВВС Красной Армии за № 037/н от 10 мая 1945 года;
- ордена Александра Невского: награждён приказом по войскам 12-й армии
- ордена Отечественной войны 1-й степени: награждён приказом по войскам 3-й воздушной армии за № 0417 от 10 октября 1944 года;
- медали «За оборону Ленинграда»: награждён 8 июня 1945 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «За победу над Японией».
Дальнейшая судьба неизвестно, за исключением того факта, что в послевоенный период, продолжая оставаться на военной службе, вырос, как минимум, до подполковника.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:















Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, ф. 5333, лл. 78 и 78об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/208/033-0686196-5333%2b040-5342/00000137.jpg&id=28801922&id1=df63cb93c99fa1f3cc5409a4c38074db
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/208/033-0686196-5333%2b040-5342/00000138.jpg&id=28801923&id1=bf42fd1f3c22a7b5428c497dc802e624


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, ф. 7724, лл. 296 и 296об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-7724%2b040-7733/00000458.jpg&id=45838598&id1=4a8eda74935ec2b9862d3dad9d6d4ec4
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-7724%2b040-7733/00000459.jpg&id=45838599&id1=b47012eeea6fb7b5d18637cf62432f3a

« Последнее редактирование: 14 Апреля 2018, 14:39:10 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #77 : 26 Апреля 2018, 15:24:18 »
1945 год, пилоты и штурманы экипажей пикировщиков Пе-2 из состава 2-й эскадрильи 125 гв. бап. На фото запечатлены Елена Малютина, Антонина Спицына, Антонина Скобликова, Герой Советского Союза Мария Долина, Герой Советского Союза Клавдия Фомичева, Мария Кириллова, Ольга Шолохова, Тамара Русакова, Зинаида Степанова, Прасковья Зуева, Елена Азаркина. Большинство из этих девушек – воспитанницы авиации Осоавиахима, в том числе обе кавалера Золотой Звезды!
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #78 : 26 Апреля 2018, 15:56:23 »
ХОМЯКОВА Валерия Дмитриевна (1914-1942), единственная в мире женщина-пилот истребителя, сбившая в ночном воздушном бою бомбардировщик противника, воспитанница авиации Осоавиахима, заместитель командира эскадрильи (и одновременно – пилот самолёта Як-1) 586-го (женского) истребительного авиационного полка, старший лейтенант.
Кавалер двух наград:
- ордена Указом Красного Знамени: награждена посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года;
- нагрудного знака Осоавиахима СССР «За активную оборонную работу».

Большая Саратовская энциклопедия: http://saratovregion.ucoz.ru/people/military/homiakova.htm
«Хомякова Валерия Дмитриевна – лётчица истребительного авиационного полка, старший лейтенант, командир эскадрильи.
Родилась Валерия Хомякова 3 августа 1914 года в Колпино Ленинградской области в семье инженера-химика. В 1922 году переехала с семьёй в Москву, где после окончания школы в 1928 году поступила в техникум Объединения мыловаренной, парфюмерной и костеобрабатывающей промышленности. В 1932 году Хомякова была принята в Московский химико-технологический институт имени Менделеева на специальность инженера-технолога полупродуктов и красителей, впоследствии работала на Дорогомиловском химическом заводе имени Фрунзе. В 1936-1937 годах Валерия закончила планерную и лётную школу, участвовала в ежегодных парадах в Тушино. 11 октября 1941 года призвана в армию, прошла курсы совершенствования мастерства в Энгельсе. Весной 1942 года была зачислена в 586-й женский истребительный авиационный полк, задачей которого была оборона Саратова от немецких бомбардировщиков. 24 сентября 1942 года сбила первый для полка вражеский «Юнкерс-88». Через две недели, в ночь с 6 на 7 октября, Хомякова разбилась при вылете на боевое задание. Похоронена в Энгельсе.
Награды: Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 февраля 1943 года Валерия Хомякова посмертно награждена орденом Красного Знамени.
Память: именем Хомяковой названы улицы в Саратове, Энгельсе и Анисовке. Памятники летчице установлены в Энгельсе на территории 5-й школы, носящей с 2005 года имя Валерии Хомяковой, и в Саратове у 26-й школы, где также работает музей боевой славы полка Хомяковой. В советские годы имя Валерии Хомяковой носила комсомольская организация 26-й школы. На её здании и на углу улиц Азина и Хомяковой установлены мемориальные доски. Ещё один музей с экспозициями памяти 586-го авиационного полка и Валерии Хомяковой организован в 93-й школе Саратова.
И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 31.07.2011)».



1940 год, на фоне лёгкого спортивного самолёта УТ-1 группа лётчиц-пилотажников Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова (слева направо): Ольга Голышева, Раиса Беляева, Валерия Хомякова, Мария Глуховцева и Евгения Прохорова.


Сентябрь 1942 года, лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова. На груди высшая награда Осоавиахима СССР – знак «За активную оборонную работу».


Сентябрь  1942 года, лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова.

Сентярь 1942 года, группа лётчиц  586-го истребительного авиационного полка (слева направо): лейтенант Галина Павловна Бурдина (за время войны совершила 152 боевых вылета, сбила 3 самолёта противника), командир звена лейтенант Тамара Устиновна Памятных (за время войны совершила 205 боевых вылетов, сбила 2 самолёта противника), заместитель командира эскадрильи лейтенант Валерия Ивановна Хомякова (сбила один самолет противника, погибла в авиакатастрофе 6 октября 1942 года), лейтенант Валентина Лисицина (впоследствии заместитель командира полка).


Сентябрь 1942 года, Валерия Дмитриевна Хомякова перед объективами иностранных журналистов.


Донесение о безвозвратных потерях с фамилией старшего лейтенанта В.Д. Хомяковой. Источник – ЦАМО: ф. 22314, оп. 196607, д. 1, л. 2.

Увековечена:
- в Книге Памяти города Москвы – т. 13, стр. 557:


- дважды – в 9-м томе Книге Памяти Саратовской области:
1) стр. 501:



2) стр. 521:


В Книге Памяти г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области не значится.

Скан со страниц 5-6 номеров за март 1943 года двухнедельного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР и ГУМПВО НКВД СССР «За оборону»:
« Последнее редактирование: 22 Мая 2019, 13:12:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 992
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #79 : 01 Мая 2018, 21:43:50 »

ОВСЯННИКОВ Иван Демидович (1908-1944), командир эскадрильи 136 гв. шап 1 гв. шад, гвардии майор, мастер планерного спорта, военный летчик, повторивший в боях за Крым подвиг капитана Николая Гастелло.
Родился в 1908 году в деревне Бредихино Дубенского района Тульской области. Подробнее здесь: http://www.proza.ru/2016/04/17/58

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:

Скан 8-й страницы 8-го номера за апрель 1943 года двухнедельного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР и ГУМПВО НКВД СССР «За оборону»:
« Последнее редактирование: 01 Мая 2018, 22:33:16 от Sobkor »
Записан
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »