Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Воспитанники Осоавиахима  (Прочитано 8554 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #60 : 14 Января 2018, 19:03:27 »
1936 год, воспитанница парашютной школы Смоленского аэроклуба М.Г. Шпакова:

М.Г. Шпакова как кавалер нагрудных значков «Ворошиловский стрелок» и «Парашютист», удостоенных по линии Осоавиахима. Оригинал данного фото хранится в фондах Смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 10148371; номер по ГИК (КП) – СМЗ КП 37713/10.


М.Г. Шпакова на крыле самолёта. Освоение техники десантирования с самолёта У-2. Оригинал данного фото хранится в фондах Смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 10148669; номер по ГИК (КП) – СМЗ КП 37713/7.


Освоение техники десантирования с самолёта У-2. М.Г. Шпакова – в задней кабине самолёта. Оригинал данного фото хранится в фондах Смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 10148242; номер по ГИК (КП) – СМЗ КП 37713/6.


М.Г. Шпакова (справа) с подругой на аэродроме Смоленского областного совета Осоавиахима. Оригинал данного фото хранится в фондах Смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник»: номер в Госкаталоге – 10148320; номер по ГИК (КП) – СМЗ КП 37713/8.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #61 : 15 Января 2018, 17:27:31 »
Учлёты Осоавиахима Грузии:




Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #62 : 16 Января 2018, 22:00:30 »

Предположительно, 1940 год.

Руссель Евгений Иванович 1925 г.р. По состоянию на лето 1944 года – автоматчик 2-й роты автоматчиков 302 гв сп 98 гв. сд, гвардии красноармеец.
Приказом комдива-98 за № 015/н от 3 августа 1944 года был награждён орденом Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690115, д. 3524, лл. 42 и 42об.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/256/033-0690155-3524%2b011-3522/00000085.jpg&id=32263136&id1=ed0f15005c87d321c90559543f492c11
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/256/033-0690155-3524%2b011-3522/00000086.jpg&id=32263137&id1=5cdca9e299f358c63ad124a7cb907dad

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #63 : 18 Января 2018, 15:39:18 »

Мария Пролетарская – ветеран Гражданской войны, одна из самых первых в СССР женщин-кавалеров ордена Ленина. В 1934 году – 42 года от роду, работница Московского электролампового завода, активистка Осоавиахима, уже кавалер ордена Ленина и трёх значков Осоавиахима – «Активист», «Готов к противохимической и противовоздушной обороне» и «Ворошиловский стрелок».
« Последнее редактирование: 18 Января 2018, 17:46:03 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #64 : 20 Января 2018, 15:20:15 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #65 : 22 Января 2018, 14:11:54 »

Смекалова Надежда Ильинична 1918 г.р., уроженка Гаврилов-Ямского района Ярославской области, – выпускница Костромского аэроклуба.









От нашего многоуважаемого эксперта из Ярославля Сергея Дмитриевича Кудрявцева:
- Удалось выяснить, что эта моя землячка после замужества сменила фамилию (стала Братко) и перебралась из Костромы в Москву, где скончалась в 1979 году...
« Последнее редактирование: 22 Января 2018, 16:16:27 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #66 : 31 Января 2018, 21:52:09 »

Будущая Герой Российской Федерации (с 01.10.1993 года, посмертно) Екатерина Васильевна Буданова (24.11.1916–19.07.1943) как учлёт одного из Московских аэроклубов. Фото публикуется впервые.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #67 : 05 Февраля 2018, 18:32:32 »

Лето 1940 года, счетовод и одновременно – лётчик-общественник Тульского аэроклуба Елизавета Игнатьевна Люлюкина 1919 г.р., уроженка села Хрущёво Ленинского района Тульской области. На девушке форменный синий комбинезон с военными авиационными петлицами командирского образца и тёмно-синяя пилотка комначсостава ВВС. Оригинал фото и личного дела хранится в фондах Центрального архива ДОСААФ России.







« Последнее редактирование: 05 Февраля 2018, 21:28:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #68 : 10 Февраля 2018, 11:30:32 »

Май 1942 года, город Сталинград, старший командир-инструктор Сталинградского областного совета Осоавиахима Галина Евсеевна Забрянская 1918 г.р. В петлицах – знаки различия старшего инструктора Осоавиахима – по три звёздочки.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #69 : 02 Апреля 2018, 20:50:42 »

Вторая половина 1930-х, Николай Васильевич Верменик в период своей учёбы в пилотской школе Краснодарского аэроклуба. Фото из материалов Центрального архива ДОСААФ России.

ВЕРМЕНИК Николай Васильевич (1915-1942), пилот самолёта ЛаГГ-3 23-го истребительного авиационного полка 44-й истребительной авиационной дивизии ВВС Юго-Западного фронта (I ф), старший сержант.
Родился в 1915 году в районном городе Тимашёвск Краснодарского края. Русский. Из крестьян. Кандидат в члены ВКП(б).
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: последовательно закончил школу-семилетку на родине и ФЗО в городе Краснодаре;
- профессиональное авиационное: в конце 1930-х закончил Краснодарский аэроклуб по девятимесячной программе подготовки пилотов запаса.
В предвоенный период – представитель лётно-подъёмного состава авиации Осоавиахима СССР.
На военной службе с 1941 года, при этом с сентября 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава 23-го истребительного авиационного полка.
Представлялся к Званию Героя Советского Союза.
Кавалер двух орденов:
- Красного Знамени: награждён приказом по войскам Юго-Западного фронта (I ф) за № 4/н от 9 ноября 1941 года;
- орден Красной Звезды: награждён приказом по войскам Юго-Западного фронта (I ф) за № 49/н от 12 марта 1942 года.
Пропал без вести в феврале 1942 года: «Не вернулся с боевого задания».
В Книге Памяти Краснодарского края не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 418, лл. 411-413.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0419/00000616.JPG&id=10927385&id1=9165be857e404f7ef4a9cb728b488234
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0419/00000617.JPG&id=10927386&id1=fdc7e74234e954ff814980788e23ca2f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0419/00000618.JPG&id=10927387&id1=16cb970a3ee736920ed97e75f7a602b2



http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0419/00000619.JPG&id=10927388&id1=07e94d8730faff3cb3945194cce3d934

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 470, лл. 90-91.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0470/00000130.jpg&id=10178705&id1=68795b5a2a824a0ad28a92f11254f03d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0470/00000131.jpg&id=10178706&id1=1d007a1cff48ac0bcd5cca8b0bf24cf2


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0470/00000132.jpg&id=10178707&id1=c9f69b644c1cb8ebf431221324550492

« Последнее редактирование: 02 Апреля 2018, 21:24:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #70 : 06 Апреля 2018, 07:00:13 »
ВЕРЕСОВ Анатолий Константинович (1918-1995), ветеран-фронтовик из числа воспитанников авиации Осоавиахима, подполковник в отставке.
Родился 13 сентября 1918 года в посёлке Левашово Выборгского района города федерального значения Санкт-Петербурга. Русский. Служащий из служащих.
Партийность:
- в 1934-1942 гг. – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1932 года за № 263517, а образца 1938 года за № 0468719 (выдан Володарским райкомом ВЛКСМ г. Ленинграда);
- в 1942-1946 гг. – кандидат в члены ВКП(б);
- с 1946 года – член ВКП(б)-КПСС: партбилет образца 1952 года за № 7855398, а образца 1973 года –за № 03470355.
Был женат с послевоенного периода: супруга – Вересова Валентина Порфирьевна 1923 года рождения.
Образование:
- общее – неполное среднее: предположительно, в мае 1933 года закончил восемь классов общеобразовательной школы, а в 1934 году – школу ФЗО при Ленинградском государственном машиностроительном заводе имени Энгельса (он же – Машиностроительный завод № 1) по специальности «Токарь 4-го разряда»;
- профессиональное авиационное: 1 октября 1936 года в стенах Ленинградского центрального аэроклуба на «отлично» закончил курс по программе подготовки пилота запаса, а 1 мая 1937 года – в том же аэроклубе двухмесячный курс обучения на инструктора-лётчика;
- военное: 13 октября 1940 года – в городе Ейске Краснодарского края Военно-морское авиационное училище имени тов. Сталина по курсу подготовки лётчиков-истребителей; 5 мая 1941 года - военное: в ноябре 1940 года – в городе Ейске Краснодарского края Военно-морское авиационное училище имени тов. Сталина по курсу подготовки лётчиков-истребителей; 5 мая 1941 года – отделение «Аэростатные заграждения» Курсов усовершенствования командного состава противовоздушной обороны Красной Армии.
В 1930-х гг. в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) проживал по адресу: улица Новоорловская, 58, квартира 1.
С сентября 1925 года и май 1933 года гг. – учащийся общеобразовательной школы, а с ноября 1933 года по конец ноября 1934 года – учащийся школы ФЗО.
С 1 декабря 1934 года и по 24 января 1937 года – токарь 4-го разряда в цехах Ленинградского государственного машиностроительного завода имени Энгельса (он же – Машиностроительный завод № 1) и одновременно с 15 января 1936 года без отрыва от производства учился в пилотской школе Ленинградского городского аэроклуба.
С 24 января 1937 года и по 15 февраля 1938 года – представитель штатного лётно-подъёмного состава авиации Осоавиахима СССР: сначала курсант курсов по подготовке инструкторов-лётчиков, а с 1 мая 1937 года – инструктор-лётчик: до 4 октября – 3-го отряда лётной части Ленинградского центрального аэроклуба, а с 4 октября 1937 года – 3-го Ленинградского городского аэроклуба. Уволен был по сокращению штатов.
С мая 1938 года и по 26 октября 1939 года – вновь представитель лётно-подъёмного состава авиации Осоавиахима СССР: инструктор-лётчик Ленинградского городского аэроклуба.
С 26 октября 1939 года – на военной службе в авиации ВМФ СССР, в том числе с 1940 года – в должностях среднего и старшего начсостава, то есть говоря, современным языком, в качестве офицера. Известный послужной список:
- с 26 октября 1939 года и по ноябрь 1940 года – курсант группы лейтенанта В.И. Устинова (обучение пилотированию истребителем И-16) дислоцировавшегося в Ейске Военно-морского авиационного училища имени тов. Сталина. По выпуску произведён в младшие лейтенанты;
- в ноябре 1940 года по неизвестной пока причине списан с лётной работы с откомандированием для дальнейшего прохождения службы в воздухоплавательные части ПВО;
- с 5 декабря 1940 года и по 5 мая 1941 года – слушатель – отделения «Аэростатные заграждения» Курсов усовершенствования командного состава ПВО Красной Армии;
- с 30 июня 1941 года и по 14 августа 1943 года – военнослужащий 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона Черноморского флота: сначала командир взвода аэростатов заграждения, а с 14 февраля 1943 года – помощник по организационно-мобилизационной и строевой работе командира этой самой в/ч. И в данном качестве – непосредственный участник боёв по героической обороне Севастополя и битвы за Кавказ. В данный период младший лейтенант, а с 1942 года – лейтенант по воинскому званию;
- с 14 августа 1943 года и по 31 августа 1944 года – начальник строевой части штаба 3-й объединённой школы младших авиационных специалистов ВВС Черноморского флота, при этом по состоянию на осень 1944 года уже старший лейтенант по воинскому званию;
- с 31 августа 1944 года и по 1 февраля 1961 года – на офицерских должностях в штабе ВВС Черноморского флота. При этом к августу 1948 года – капитан, а к 1954 году – майор, а к августу 1958 года – подполковник по воинскому званию.
С 18 февраля 1961 года – в статусе военного пенсионера с местом постоянного проживания в Севастополе. И в данном качестве затем ещё долгие годы трудился в должностях гражданского персонала в структурах Черноморского флота (с 7 мая 1965 года – Краснознамённый). Одновременно в течение длительного времени возглавлял Совет ветеранов ВВС Краснознамённого Черноморского флота.
Являлся кавалером многочисленных государственных, иностранных, ведомственных и общественных наград, в том числе:
- ордена Отечественной войны 2-й степени: удостоен 6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён 20 октября 1945 года; и 2) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1954 года за выслугу в 15 лет;
- двух медалей «За боевые заслуги»: 1) награждён приказом по ВВС Черноморского флота за № 49-с от 5 ноября 1944 года; и 2) награждён в ноябре 1950 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»: награждён 16 июля 1970 года;
- медали «За оборону Севастополя»: награждён 10 августа 1943 года (удостоверение за № Ж-15057);
- медали «За оборону Кавказа»: награждён 22 февраля 1945 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 27 октября 1945 года;
- медали «Ветеран труда»: награждён 13 сентября 1978 года;
- медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 26 июня 1965 года;
- медали «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 3 ноября 1975 года;
- медали «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 4 мая 1985 года;
- медалью «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.»: награждён 29 марта 1995 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: награждён 14 августа 1948 года;
- медали «40 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён 20 августа 1958 года;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён 22 февраля 1968 года;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён 23 февраля 1978 года;
- медали «70 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён 24 февраля 1988 года;
- медали «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» 1-й степени: награждён 11 января 1960 года;
- медали Болгарской Народной Республики «За участие в Отечественной войне 1944-1945 гг.»: награждён во второй половине 1940-х. гг.;
- наградного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»;
- памятной медали Советского комитета ветеранов войны, отчеканенной в ознаменования 30-летия Победы советского народа и его Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне: награждён 9 мая 1975 года;
- памятной медали Советского комитета ветеранов войны, отчеканенной в ознаменования 35-летия Победы советского народа и его Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне: награждён 9 мая 1980 года;
- нагрудного знака «30 лет освобождения Севастополя»: награждён в 1974 году;
- нагрудного знака Советского комитета ветеранов войны: удостоен 5 ноября 1977 года;
- почётного знака Советского комитета ветеранов войны: награждён 3 ноября 1978 года;
- памятного юбилейного знака Советского комитета ветеранов войны, отчеканенного в ознаменования 40-летия Победы советского народа и его Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне: награждён 8 мая 1985 года;
- нагрудных знаком «Ветеран авиации», «Ветеран КЧФ», «Авиации КЧФ – 50 лет» и «ВВС ЧФ – 60 лет»;
- нагрудных знаков трудовой доблести «Ударник коммунистического труда» (с 26 апреля 1963 года), «Отличник социалистического соревнования Министерства обороны СССР» (с 30 апреля 1970 года) и «Победитель социалистического соревнования 1975 г.» (с 9 января 1976 года).
Скончался 12 апреля 1995 года. Похоронен на кладбище «Дергачи» города Севастополя.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


   

   

Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 784, лл. 473-474.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/006/3-1-988/00000712.jpg&id=50237733&id1=0acb59cac5c65241a0fe7af93c719abe
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/006/3-1-988/00000713.jpg&id=50237735&id1=148bc84dda9f20e55b821a2652e2c77c
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/006/3-1-988/00000714.jpg&id=50237736&id1=bcc337f148ff1d2fffdb3e2f34703ee8




Отсюда: http://www.memento-sevastopol.ru/objects/540.html

Могила подполковника в отставке Анатолия Константиновича Вересова на кладбище «Дергачи» города Севастополя.

Письмо-отклик от внука данного офицера-фронтовика – Юрия Николаевича Вересова: «Уважаемый Юрий Петрович, спасибо за предоставленную на страницах Героико-патриотического Форума России информацию про моего дедушку!».

Фото, предоставленные внуков Анатолия Константиновича Вересова – Вересовым Юрием Николаевичем:
Как представитель учебно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР:
   


Инструктор-лётчик Анатолий Константинович Вересов (он стоит справа) проводит инструктаж своей группы учлётов.


Утро на аэродроме аэроклуба. В центре с ружьём в руках – ночной сторож.





Девушки-учлёты из группы инструктора-лётчика А.К. Вересова.





Лётное ЧП.

1939-1940 гг., город Ейск Краснодарского края, Анатолий Константинович Вересов как курсант Военно-морского авиационного училища имени тов. Сталина:
 

 

 



Пояснительная подпись гласит: «ВМАУ им. Сталина, гор. Ейск Краснодарского края, аэродром Кухарёвка, в кабине пилот Вересов А.К.».

Курсант А.К. Вересов у самолёта Р-5:
 

Анатолий Константинович Вересов в различные периоды своей офицерской службы в ВВС Черноморского флота:

Не ранее 10 августа 1943 года.


Не ранее осени 1943 года.


В погонах майора на парадной мундире ВВС ВМФ образца 1943 года. Фото сделано в период с середины августа 1948 года и по середину ноября 1950 года.


В погонах майора на повседневной военно-морской повседневной форме образца 1951 года.

Май 1943 года, грузинский город Поти, офицерский состав 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС Черноморского флота:
 


Слева направо: инженер 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ старший техник-лейтенант Борис Никитович Заика, старший воздухоплавательный техник техник-лейтенант Иван Андреевич Иваненко, заместитель по политической части командира 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ капитан Георгий Михайлович Бобров.


Командир 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ полковник Иван Прокофьевич Вакатов 1901 г.р.


Слева направо: офицер-политработник капитан Степанченко (инициалы неизвестны), помощник по организационно-мобилизационной и строевой работе командира 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ лейтенант Анатолий Константинович Вересов и старший техник-лейтенант Гаевский (должность неизвестна).


Слева направо: начальник продовольственной службы 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ старший лейтенант Сафрон Григорьевич Бойко, старший воздухоплавательный техник техник-лейтенант Хасан Магомедович Тумпаров и инженер 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона ВВС ЧФ инженер-капитан Владимир Саввич Шевченко.


Слева направо: начальник ГДС техник-лейтенант Пётр Нестерович Козлов, воздухоплавательный техник техник-лейтенант Алексей Сергеевич Терентьев и фельдшер Петухов (инициалы и точное воинское звание неизвестны).


Начальник санитарной части 215-го отдельного воздухоплавательного дивизиона Черноморского флота военврач 2 ранга Михаил Павлович Марусов 1897 г.р., уроженец Купянского района Харьковской области Украины. На груди – медаль «XX лет РККА».

1946 год, Румыния, аэродром Мамая:

« Последнее редактирование: 08 Февраля 2020, 18:17:12 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #71 : 09 Апреля 2018, 18:07:24 »

1940 год, Лисина Лидия Алексеевна 1918 г.р., уроженка деревни Спасское Новоусадебского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области как курсант Кременецкой центральной лётно-планерной школы Осоавиахима СССР. Ранее – выпускница Владимирского аэроклуба. Дальнейшая судьба неизвестна.
















« Последнее редактирование: 09 Апреля 2018, 18:41:59 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #72 : 14 Апреля 2018, 11:46:22 »

ЛИСТАРОВ Александр Георгиевич, офицер-фронтовик.
Родился 29 мая 1916 года в районном селе Аргаяш Челябинской области. Русский. Рабочий из рабочих.
Партийность: с 19131 года – член ВЛКСМ, а с 1942 года – член ВКП(б).
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1932 году закончил семь классов Свердловской фабрично-заводской школы № 9, а осенью 1934 года – школу ФЗО при Свердловском вагоноремонтном заводе имени В.С. Воеводина по специальности «Токарь»;
- авиационное специальное: в конце 1936 года закончил Курсы авиамехаников при Свердловском аэроклубе имени К.Е. Ворошилова, а, предположительно, а 1938 году – пилотскую школу того же аэроклуба.
В 1925-1932 гг. – учащийся Свердловской фабрично-заводской школы № 9.
В 1932-1933 года – по месту жительства родителей в посёлке Монетный современного Берёзовского городского округа Свердловской области: секретарь бюро ИТС Монетного торфоуправления.
С 1933 года и по 24 января 1937 года – сначала учащийся школы ФЗО при Свердловском вагоноремонтном заводе имени В.С. Воеводина, а с 3 октября 1934 года – токарь в цехах озвученного выше завода. Одновременно без отрыва от производства учился Курсы авиамехаников при Свердловском аэроклубе имени К.Е. Ворошилова, по окончании которых был удостоен звания «авиамеханик запаса».
С 24 января 1937 года – авиатехник эксплуатации Свердловского аэроклуба имени К.Е. Ворошилова.
С 1939 года – военнослужащий кадрового состава советских ВВС.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 23 мая 1943 года – последовательно, командир звена и заместитель командира эскадрильи (и он же – командир экипажа бомбардировщика Ту-2) 12-го бомбардировочного авиационного орденов Кутузова и Александра Невского полка 334-й бомбардировочной авиационной Ленинградской Краснознамённой ордена Суворова дивизии, а с лета 1945 года – командир эскадрильи 454-го бомбардировочного авиационного полка того же соединения, старший лейтенант по воинскому званию. И в данном качестве – последовательно в битве за Кавказ, битве под Ленинградом, в боях и сражениях по освобождению Карелии, Белоруссии и советской Прибалтики, а с 9 августа по 3 сентября 1945 года – непосредственный участник советско-японской войны.
По состоянию на осень 1945 года являлся кавалером следующих государственных наград:
- двух орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом по ВВС Красной Армии за № 018/н от 16 июня 1944 года; и 2) награждён приказом по ВВС Красной Армии за № 037/н от 10 мая 1945 года;
- ордена Александра Невского: награждён приказом по войскам 12-й армии
- ордена Отечественной войны 1-й степени: награждён приказом по войскам 3-й воздушной армии за № 0417 от 10 октября 1944 года;
- медали «За оборону Ленинграда»: награждён 8 июня 1945 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «За победу над Японией».
Дальнейшая судьба неизвестно, за исключением того факта, что в послевоенный период, продолжая оставаться на военной службе, вырос, как минимум, до подполковника.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:















Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, ф. 5333, лл. 78 и 78об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/208/033-0686196-5333%2b040-5342/00000137.jpg&id=28801922&id1=df63cb93c99fa1f3cc5409a4c38074db
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/208/033-0686196-5333%2b040-5342/00000138.jpg&id=28801923&id1=bf42fd1f3c22a7b5428c497dc802e624


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, ф. 7724, лл. 296 и 296об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-7724%2b040-7733/00000458.jpg&id=45838598&id1=4a8eda74935ec2b9862d3dad9d6d4ec4
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-7724%2b040-7733/00000459.jpg&id=45838599&id1=b47012eeea6fb7b5d18637cf62432f3a

« Последнее редактирование: 14 Апреля 2018, 14:39:10 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #73 : 26 Апреля 2018, 15:24:18 »
1945 год, пилоты и штурманы экипажей пикировщиков Пе-2 из состава 2-й эскадрильи 125 гв. бап. На фото запечатлены Елена Малютина, Антонина Спицына, Антонина Скобликова, Герой Советского Союза Мария Долина, Герой Советского Союза Клавдия Фомичева, Мария Кириллова, Ольга Шолохова, Тамара Русакова, Зинаида Степанова, Прасковья Зуева, Елена Азаркина. Большинство из этих девушек – воспитанницы авиации Осоавиахима, в том числе обе кавалера Золотой Звезды!
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #74 : 26 Апреля 2018, 15:56:23 »
ХОМЯКОВА Валерия Дмитриевна (1914-1942), единственная в мире женщина-пилот истребителя, сбившая в ночном воздушном бою бомбардировщик противника, воспитанница авиации Осоавиахима, заместитель командира эскадрильи (и одновременно – пилот самолёта Як-1) 586-го (женского) истребительного авиационного полка, старший лейтенант.
Кавалер двух наград:
- ордена Указом Красного Знамени: награждена посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года;
- нагрудного знака Осоавиахима СССР «За активную оборонную работу».

Большая Саратовская энциклопедия: http://saratovregion.ucoz.ru/people/military/homiakova.htm
«Хомякова Валерия Дмитриевна – лётчица истребительного авиационного полка, старший лейтенант, командир эскадрильи.
Родилась Валерия Хомякова 3 августа 1914 года в Колпино Ленинградской области в семье инженера-химика. В 1922 году переехала с семьёй в Москву, где после окончания школы в 1928 году поступила в техникум Объединения мыловаренной, парфюмерной и костеобрабатывающей промышленности. В 1932 году Хомякова была принята в Московский химико-технологический институт имени Менделеева на специальность инженера-технолога полупродуктов и красителей, впоследствии работала на Дорогомиловском химическом заводе имени Фрунзе. В 1936-1937 годах Валерия закончила планерную и лётную школу, участвовала в ежегодных парадах в Тушино. 11 октября 1941 года призвана в армию, прошла курсы совершенствования мастерства в Энгельсе. Весной 1942 года была зачислена в 586-й женский истребительный авиационный полк, задачей которого была оборона Саратова от немецких бомбардировщиков. 24 сентября 1942 года сбила первый для полка вражеский «Юнкерс-88». Через две недели, в ночь с 6 на 7 октября, Хомякова разбилась при вылете на боевое задание. Похоронена в Энгельсе.
Награды: Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 февраля 1943 года Валерия Хомякова посмертно награждена орденом Красного Знамени.
Память: именем Хомяковой названы улицы в Саратове, Энгельсе и Анисовке. Памятники летчице установлены в Энгельсе на территории 5-й школы, носящей с 2005 года имя Валерии Хомяковой, и в Саратове у 26-й школы, где также работает музей боевой славы полка Хомяковой. В советские годы имя Валерии Хомяковой носила комсомольская организация 26-й школы. На её здании и на углу улиц Азина и Хомяковой установлены мемориальные доски. Ещё один музей с экспозициями памяти 586-го авиационного полка и Валерии Хомяковой организован в 93-й школе Саратова.
И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 31.07.2011)».



1940 год, на фоне лёгкого спортивного самолёта УТ-1 группа лётчиц-пилотажников Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова (слева направо): Ольга Голышева, Раиса Беляева, Валерия Хомякова, Мария Глуховцева и Евгения Прохорова.


Сентябрь 1942 года, лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова. На груди высшая награда Осоавиахима СССР – знак «За активную оборонную работу».


Сентябрь  1942 года, лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова.

Сентярь 1942 года, группа лётчиц  586-го истребительного авиационного полка (слева направо): лейтенант Галина Павловна Бурдина (за время войны совершила 152 боевых вылета, сбила 3 самолёта противника), командир звена лейтенант Тамара Устиновна Памятных (за время войны совершила 205 боевых вылетов, сбила 2 самолёта противника), заместитель командира эскадрильи лейтенант Валерия Ивановна Хомякова (сбила один самолет противника, погибла в авиакатастрофе 6 октября 1942 года), лейтенант Валентина Лисицина (впоследствии заместитель командира полка).


Сентябрь 1942 года, Валерия Дмитриевна Хомякова перед объективами иностранных журналистов.


Донесение о безвозвратных потерях с фамилией старшего лейтенанта В.Д. Хомяковой. Источник – ЦАМО: ф. 22314, оп. 196607, д. 1, л. 2.

Увековечена:
- в Книге Памяти города Москвы – т. 13, стр. 557:


- дважды – в 9-м томе Книге Памяти Саратовской области:
1) стр. 501:



2) стр. 521:


В Книге Памяти г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области не значится.

Скан со страниц 5-6 номеров за март 1943 года двухнедельного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР и ГУМПВО НКВД СССР «За оборону»:
« Последнее редактирование: 22 Мая 2019, 13:12:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #75 : 01 Мая 2018, 21:43:50 »

ОВСЯННИКОВ Иван Демидович (1908-1944), командир эскадрильи 136 гв. шап 1 гв. шад, гвардии майор, мастер планерного спорта, военный летчик, повторивший в боях за Крым подвиг капитана Николая Гастелло.
Родился в 1908 году в деревне Бредихино Дубенского района Тульской области. Подробнее здесь: http://www.proza.ru/2016/04/17/58

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:

Скан 8-й страницы 8-го номера за апрель 1943 года двухнедельного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР и ГУМПВО НКВД СССР «За оборону»:
« Последнее редактирование: 01 Мая 2018, 22:33:16 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #76 : 02 Мая 2018, 18:08:57 »
ОЛОВЯННИКОВ Николай Ефимович (род. 22 декабря 1922 года), Герой Советского Союза (с 26 октября 1944 года), полковник в отставке.
Воспитанник одного из донецких аэроклубов Осоавиахима СССР.
На момент награждения Золотой Звездой Героя – командир звена 312-го шап 233 шад 4 шак 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта (II ф), лейтенант по воинскому званию.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #77 : 05 Июня 2018, 20:37:03 »

2 марта 1957 года, Кустанайский авиагарнизон, старший штурман 9-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков подполковник Евгений Степанович Николаев.

«АЭРОПЛАНЫ МНЕ СНИЛИСЬ С ДЕТСТВА…»
Воспоминания о своём достойном жизненном пути ветеран авиации оборонного общества и советских ВВС, кавалер многочисленных государственных наград подполковник в отставке Евгений Степанович Николаев (1915-1998) написал, уже будучи военным пенсионером и проживая в ставшем родным Борисоглебске. Отдельной главой в них – повествования о своей осоавиахимовской юности, которая, собственно, и подарила ему профессию лётчика. Несмотря на то, что текст талантливо соткан из живого языка, близкого к тому же к хорошему литературному, опубликовать при жизни не стремился. Передал по наследству детям – чтобы знали и чтили свой род. Сегодня та рукопись хранится у его сына – Юрия Евгеньевича, проживающего в челябинском Снежинске. Именно он любезно поделился с редакцией журнала ДОСААФ России «Военные знания» наиболее интересными по содержанию фрагментами из неё, а также фотографиями из семейного альбома и, прежде всего, за период службы своего отца в авиации Осоавиахима…
«Я родился 23 февраля 1915 года в белгородском городе Валуйки, где в то время отец руководил возведением мельницы. Вообще жизнь нашей семьи по причине крайне востребованной профессии отца была кочевой…
Когда мне было годиков пять, я впервые увидел аэроплан. В небе, как мне казалось, на огромной высоте, медленно двигался, надрывно гудя, какой-то жёлтый силуэт. В ребячьем моём сердце это почему-то сильно отозвалось. С этого момента ожидание чего-то необычного не покидало меня.
Второй раз я увидел аэроплан в 1922-м. Мы жили тогда в Уральске. На широком плёсе реки Урал недалеко от берега покачивался, блестя металлической обшивкой, одномоторный низкоплан. Через расступившуюся толпу шли два человека в чёрных регланах, кожаных шлемах с выпуклыми очками поверх. Мальчишки вскоре убежали, а я толкался как привязанный, пока с первыми сумерками охрана не прогнала меня.
После этого я долго не видел аэропланов, но они мне часто снились.
В 1930 году я закончил семь классов, поступил в школу ФЗУ. В 1931 году, будучи на практике в Липецке, опять столкнулся с самолётами. Город в то время с раннего утра наполнялся гулом от непрерывно взлетавших «хеншелей». Их в разобранном виде привозили в ящиках под маркировкой сельскохозяйственных машин, собирали и облётывали.
В 1937-м судьба занесла меня в благословенный Богом город Борисоглебск. Он стоит на слиянии двух чистых полноводных рек, заслоняясь с запада огромным лесным массивом и рекой Вороной, а с юга омывается водами реки Хопёр. На восточной окраине был аэродром, построенный на месте былого ипподрома.
После работы, а работал я с 1931 года электромонтером, обычно бежал к границе аэродрома и наблюдал за его жизнью. Ну, совсем как иностранный шпион! Очень уж хотелось быть причастным к авиации, но как? И вот удача: краем уха услышал, что в городе начал работать аэроклуб Осоавиахима, однако занятия в нём уже начались. И вдруг объявление – набор в две группы авиатехников. Взял направление с производства, прошёл медицинскую и мандатную комиссии, был зачислен и стал учиться. Закончив досрочно программу по обучению на авиатехников, записался в заново набираемую группу пилотов.
Запомнились ранние подъёмы, торопливый шаг по ночным, наполненным запахом цветущего табака улицам, не прошедший совсем сон в трясущемся кузове полуторки, ранние завтраки. Даже если не хотелось есть, свиные отбивные по высшему классу, душистые булочки с какао, в конце концов, будили аппетит.
Аэродром за городом. С запада – лес и река, с севера и востока - поля, на юг – село, за ним в семи километрах – город. Раннее утро, прохладно. Из леса слышна россыпь соловьиных трелей. Мы бежим после построения к аэропланам, помогаем техникам. Все пропахли бензином. Приятный запах!
Помню первый в жизни полёт. Сел, пристегнулся. Во второй кабине сидит начлёт тов. Могильниченко. Лётный состав – все бывшие летчики ВВС. Запускаем от руки мотор, и утренняя тишина наполняется рокотом двигателя. На выхлопных патрубках – фиолетовые язычки пламени.
Команда мне: ««Выруливай!». Как выруливать, понятия не имею. Но инструктор делает всё, конечно, сам. Взлетели. Аэроплан преодолевает упругий воздух. Сразу же обдало неповторимыми запахами бензина, горячего масла и эмалита. Самолёт мелко дрожит. По команде беру управление на себя – ныряю, взмываю. На разворотах довольно сильно прижимает к сиденью. Полёт по кругу, по «коробочке». Нужно выполнить четыре разворота, но их, однако, прозевал, но главное, – от полёта осталась радость. В голове: «Может быть, вправду буду лётчиком?». При резковатых движениях ручкой аэроплан волнуется, ремни то слабеют, то врезаются в плечи. Кажется – вот-вот вылетишь из кабины. Но ремни и замок на груди надежны – ещё никого не выбросило за борт!
Надо сказать, что учебный процесс был организован у нас неплохо. Полёты шли без срывов. Всегда всё было: наглядные пособия, вплоть до разрезных моторов М-11, баллоны со сжатым воздухом, бензин, масло, водомаслогрейки, две бортовые машины (на одной привозили и увозили учлётов). Был даже при штабе мотоцикл «Красный октябрь» в пять лошадиных сил…
Нас водили прыгать с парашютной вышки. Я убедился – с вышки прыгать страшновато: всё качается, поскрипывает. Земля вроде бы недалеко, но и не близко…
Первая «вылетанная заправка», обычно 35-45 минут, вводила каждого окончательно в ровный уверенный рабочий ритм. За хвостом аэроплана на лужайках закуривали. Лётчики курили все. Курсанты или не курили совсем, или курили, соблюдая этикет. Курили папиросы: «Беломорканал» – среднего качества, некрепкие массовые «Поход в Арктику» – с длинноволокнистым ярко-жёлтым табаком, «Казбек» – длинные, душистые, в твердой упаковке. Выбирали по фабрикам – это было в порядке вещей. Больше всего любили ростовскую продукцию.
Меня выпустили самостоятельно (с грузом во второй кабине) после 24 полётов. Первые два-три полёта выполнял, как в тумане, потом, после восьмого-десятого туман начал рассеиваться. Позже осознал: «Летать, наверное, буду!». Появилось чувство уверенности в себе. Идя на полёты, начал испытывать радость. Появилось чувство гордости за свою, хоть и маленькую пока, причастность к профессии лётчика.
В один прекрасный летний день меня прямо со смены (а работал я дежурным электриком) вызвали к директору мелькомбината. Забегаю в двухэтажное здание заводоуправления. На первом этаже окрашенная светло-коричневой краской дверь, на ней табличка: «Директор». Никаких секретарей, стукнул согнутым пальцем в дверь – «Разрешите?». Прямо по курсу стол, за ним полный средних лет человек. Это директор – Масон Артур Иванович. Слева от него сидит наш главный механик – Пётр Яковлевич Ворсунов. Здороваются со мной, как с равным, за руку. Что это значит?
Пётр Яковлевич сразу задаёт неофициальный тон: «Ты что же это, Женя, молчишь?». Я по-прежнему в недоумении. Тогда берёт слово Артур Иванович. Полуофициально, полу-дружески: «Женя, тебя вызывают срочно в аэроклуб. Скажи Шикунову (это наш старшой) что ты уходишь», – помолчал: «И, наверное, насовсем. Завтра оформим расчёт, получишь деньги, не забывай нас!». Вот это номер! Что такое?
Незаметно дошагал до светлого особняка по улице Советской. Скромная голубая с бронзовыми буквами вывеска: «Борисоглебский городской аэроклуб». Ниже: «Осоавиахим СССР». Массивная резная дверь, пять ступенек, коридор, направо табличка «Начальник штаба», прямо – дверь: «Начальник аэроклуба». Влево – коридор, по бокам двери классов, заканчивается он выходом во двор. Во дворе – гараж, подсобные помещения, щит с баграми, ломами, лопатами, ящик с песком. Всё уже достаточно знакомо. Подхожу к двери кабинета начальника, приоткрываю: «Разрешите?». За письменным столом с авиамоделькой и двумя скромными папками сидит наш командир – Сухинин Олег Николаевич. Это чуть выше среднего роста человек с чёрной редковатой шевелюрой, чёрными, нависшими над глазницами бровями, худой, даже костлявый. На нём зелёная суконная гимнастерка с голубыми с чёрной окантовкой петлицами. В них по «птичке» и по три номенклатурных осоавиахимовских звёздочки. Новый армейский ремень с портупеей и планшет выглядят нарядно. Он поднимается навстречу, приветливо здоровается и без предисловий объявляет: «Товарищ Николаев, мы решили... вместе с облсоветом, конечно, назначить вас начальником штаба!». Я ожидал всего, но не этого. Видя моё недоумение, сказал: «Так и решили: пусть берётся за дело молодой, свежий, не испорченный человек! Вы согласны?». «Вам видней, – ответил я, – но, может быть, я не справлюсь, ведь все старше меня и по опыту работы и по возрасту». Он крикнул в дверь: «Дежурный!» Вошёл дежурный. «Позовите начхоза!». Через минуту-другую стук в дверь. Вошёл начхоз – Мещеряков Семён Денисович, округлый, с небольшой одышкой, средних лет человек, одетый во всё казенное, но без звёздочек в петличках. Брюки обтягивали толстенькие ножки, животик перехватывался новым щегольским командирским ремнём. Это был хороший, исполнительный и несклонный к кляузам человек.
- Товарищ Мещеряков! Это наш новый начальник штаба – Николаев Евгений Степанович. Обмундировать сегодня же по всему формуляру, вечером доложить!
Началась новая жизнь. Надо ли говорить о новых многочисленных обязанностях, о новых почти неограниченных правах, о новом внешнем облике, о новой зарплате. Так, вместо 150 рублей я стал получать 550 при полной ненужности партикулярного платья, которое я просто оставил в сарае у товарища, где жил. Но лично я предпочитал проводить рабочее время вдали от чистенького письменного стола с набором карандашей и ручек, от вежливой машинистки и назойливо звонящего телефона – на пыльном, грохочущем, но столь милом сердцу аэродроме!
А через год я, будучи уже в статуте, инструктора-лётчика, получил от облсовета назначение на должность начальника филиала Липецкого аэроклуба. Этот филиал находился в 30 километрах от Липецка и обучал пилотированию самолёта У-2 группу учлётов в двенадцать человек.
Этот период стал для меня по-настоящему интересным. Я успешно обучал своих ребят, участвовал в воздушных парадах, по праздникам катал на самолёте трудящихся, а главное, стал неравных с настоящими, опытными лётчиками!
Всё закончилось 28 августа 1939 года. К нам прибыла государственная комиссию ВВС в лице двух лётчиков из Борисоглебской военной авиашколы – капитана Антона Федотовича Степанищева (он – председатель), и капитана Евгения Николаевича Курдаева (он – заместитель председателя). Это были отличные лётчики, красивые, сильные, наделённые юмором. Капитан Степанищев позже стал моим командиром полка, в котором я имел честь командовать эскадрильей. Он любил говорить под веселую руку: «Мир знает трёх великих Антонов – Антона Чехова, Антона Рубинштейна и Антона Степанищева!».
На старте – свежие полотнища, новые флажки, на командном пункте – стол с ручками и чернильницей, планшеты с бумагами. Идёт сдача экзаменов моими курсантами. Летают по кругу самостоятельно – с грузом во второй кабине, «в зону» – с поверяющими.
Перед посадкой в аэроплан, поверяющие оставляют на столе папиросы и спички. Ещё на столе стоит графин с водой. Оценочные листы заполняются тут же набело. В воздухе в свои блокнотики ставят значки. Полёты прерываем на обед и продолжаем почти до захода солнца. Сердце пело: «мои» летают хорошо!
Итак, отлетали все, заруливает последний курсант, впору немного расслабиться. Осталось позвонить в Липецк, чтобы сделать устный оклад, но вдруг слышу: «А командир не хочет поехать со своими ребятами?». Это был сам председатель комиссии. Ответил с ходу: «Да, я хочу в армию, надоели отсрочки!».
Слышу, совещаются капитаны, после чего Степанищев обращается ко мне: «Слетать придётся для порядка. Заполняй лист. Подписать надо сегодня...».
Взлетаем. Что я могу показать? Делаю виражи, перевороты с выходом боевыми разворотами, потом кручу петли. Слышу в СПУ: «Давай на посадку, хватит!».
Из последующих событий запомнился скандал у начальника аэроклуба полковника Михаила Фёдоровича Киреева: «Самовольничаете! Бежите! Мы вас учили, растили, а вы, па-ни-ма-ешь!». Но вопрос был решённым. С остальными лётчиками распрощались душевно. Много было выслушано добрых пожеланий, когда мы с горячностью молодости чокались стаканами с бесцветной жидкостью. Где вы, любимые мною товарищи? Жили в одной комнате с Васей Баркаловым – где он, не знаю. Дружили с начлётом Василием Николаевичем Костиным. На фронте он летал на «горбатом». Совершил свыше восьмидесяти боевых вылетов, уже будучи Героем Советского Союза, приезжал проведать меня в Борисоглебск, с 1947 года жил и работал в Воронеже, в том числе до 1954 года в должности заместителя начальника Воронежского аэроклуба по лётной работе.
Мой основной учитель лётной профессии по Борисоглебскому аэроклубу Ваня Занин, уволенный в 1935-м из армии за склонность к горячительным напиткам и ершистый характер, тоже немцев бил, летая на Ил-2, он тоже остался жив и так же, как и Вася Костин, был удостоен Золотой Звезды Героя. После войны мы с ним встретились по службе. Жаль рано ушёл из жизни – погиб в 1961-м как лётчик-испытатель…
Сразу же потерялся след верного друга – штурмана аэроклуба Виктора Алексеевича Григорьева. Ленинградец, интеллигент. Было в нём что-то неординарное. Помню его любимый анекдот: «На борту пассажирского парохода следует дама с мальчишкой. Мальчишка умудрился свалиться за борт и к нему тут же устремилась голодная акула, но её опередил помощник капитана, который, прыгнув в воду, вспорол ей брюхо своим кортиком. От увиденного дама падает обморок, а, придя в себя, в истерике: «Какой ужас – рыбу… ножом!
Каждый из этих людей, моих побратимов по Осоавиахиму, достоин отдельной книги о себе!»…


Из досье журнала «Военные знания». Как полноценный среди других, Борисоглебский аэроклуб заработал в 1938 году, до этого же в 1937 году – в статусе технического, то есть здесь производилась только подготовка авиамехаников запаса.
Категория – 4-я, аэродром – 400х700 м, имел шесть учебных классов, кроме того, в 1939 году началось строительство ангара на десять самолётов.
Первый выпуск пилотов произвёл в 1938 году, выполнив при этом план на 109 %.
По состоянию на 1939 год имел правительственное задание подготовить 66 пилотов запаса и произвести «тренировку 12 пилотов запаса».
По итогам 1941 года вошёл в число «лучших аэроклубов, закончивших годовой план без лётных происшествий», о чём руководством Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР было доложено правительству и наркому обороны в лице И.В, Сталина.
По неофициальным данным, расформирован в 1942 году в связи с близостью линии фронта…
Борисоглебский аэроклуб (за исключением, разумеется, аэродрома с соответствующей инфраструктурой) в период своего существования располагался в Борисоглебске по Советской улице, 14. Теперь в этом здании размещается Детская школа искусств № 1 города Борисоглебска.
К печати подготовил Юрий РЖЕВЦЕВ.


1938 год, начальник штаба Борисоглебского аэроклуба Евгений Степанович Николаев при знаках различия инструктора Осоавиахима – в голубых петлицах по две звёздочки, однако эмблемки не «уставные» – ВВС РККА, а не авиации оборонного общества.




Виньетка с фотографиями учлётов первого выпуска Борисоглебского аэроклуба и их командиров.


Здание Борисоглебского аэроклуба по состоянию на 1938 год и сегодня.



Первый начальник Борисоглебского аэроклуба Олег Николаевич Сухинин. В петлицах – знаки различия старшего инструктора Осоавиахима СССР, а на груди – высшая награда оборонного общества – знак «За активную оборонную работу». Дальнейшая его судьба, к сожалению, неизвестна.


В сентябре Е.Н. Николаева на посту начальника штаба Борисоглебского аэроклуба сменил военный авиатор Чеслав Ксаверьевич Фигон. В годы Великой Отечественной войны он проходил службу сначала в авиации воздушно-десантных войск (в том числе командовал полком), а затем в авиации дальнего действия.


1938 год, начальник хозяйственной части Борисоглебского аэроклуба Семён Денисович Мещеряков.


Иван Дмитриевич Занин (1914-1961) по состоянию на 1938 год (как инструктор-лётчик Борисоглебского аэроклуба) и по состоянию на осень 1945 года – как кавалер Золотой Звезды Героя Советского Союза.



Сослуживец Евгения Степановича Николаева по Борисоглебскому аэроклубу Пётр Тимофеевич Позднов. В 1938 году – инструктор-планерист, а с 1942 года – сначала пилот самолёта У-2 из боевого состава ночной бомбардировочной авиации, а затем пилот штурмовика Ил-2. Прошёл всю войну, кавалер многочисленных государственных наград.
« Последнее редактирование: 06 Июня 2018, 09:16:43 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #78 : 05 Июля 2018, 13:48:39 »
Из моей почты:
Это мой двоюродный дедушка: Сергей Иванович Корякин (Карякин). Он родился 21 февраля (по старому стилю) 1915 года в городе Вологда.
В допризывной период – рабочий в цехах Рыбинского моторостроительного завода и одновременно – активист стрелкового кружка Осоавиахима. и, в частности, являлся кавалером значка «Ворошиловский стрелок» высшей – второй – степени.
В армию призван осенью 1938 года Рыбинским РВК Ярославской области с направлением в пограничные войска.
В 1939 году в белорусском городе Дзержинске окончил Окружную школу младшего начальствующего состава связи пограничных войск НКВД Белорусского округа.
В сентябре 1939 года участвовал в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию.
По состоянию на июнь 1940 года – старший радист узла связи Отдельной роты связи пограничных войск НКВД Белорусской ССР с местом службы в городе Белостоке Белорусской ССР, младший комвзвода по воинскому званию.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны первых же её минут. Пропал без вести в июне 1941 года в Белоруссии, при этом официально «по» пограничным войскам почему-то учтён ефрейтором по воинскому званию. С уважением, Екатерина.


Сергей Иванович Карякин в качестве допризывника. На лацкане пиджака – значок Осоавиахима СССР «Ворошиловский стрелок» II степени.


Зима 1938/1939 гг., боец-пограничник красноармеец Сергей Иванович Карякин (1915-1941).


1939 год (но не позднее осени), курсант Окружной школы младшего начальствующего состава связи Управления пограничных войск НКВД Белорусского округа красноармеец Сергей Иванович Карякин (1915-1941). На гимнастёрке – упразднённые в 1937 году петлицы войск пограничной охраны образца 1935 года: хорошо «читается» продольная полоска.


Осень 1939 года, Сергей Иванович Карякин (1915-1941) как новоиспечённый отделённый командир.


21 июня 1940 года, Сергей Иванович Карякин со знаками различия младшего комвзвода.
« Последнее редактирование: 05 Июля 2018, 16:02:10 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 587
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воспитанники Осоавиахима
« Reply #79 : 17 Июля 2018, 12:06:16 »

1938 год, Василий Егорович Афанасов (1918-1941) как новоиспечённый пилот запаса. Портрет с группового фото учлётов первого выпуска Борисоглебского аэроклуба Воронежской области.

АФАНАСОВ Василий Егорович (1918-1941), воспитанник авиации Осоавиахима СССР, командир звена (он же – пилот пикирующего бомбардировщика Пе-2) 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, младший лейтенант.
Родился в 1918 году в селе Калинино (исконное название – Жуликовка) Борисоглебского городского округа Воронежской области. Член ВЛКСМ.
Родители: Афанасовы Егор Афанасьевич и Александра Евдокимовна; по состоянию на лето 1941 года проживали по месту рождения сына.
Образование: осенью 1938 года закончил лётное отделение Борисоглебского аэроклуба Воронежской области, а, предположительно, в 1939 году – одно из военно-авиационных училищ по курсу подготовки пилотов бомбардировочной авиации.
Предположительно, в январе-сентябре 1938 года – учлёт первого набора лётного отделения Борисоглебского аэроклуба Воронежской области, откуда был выпущен в звании «пилот запаса».
Предположительно, осенью 1938 года призван на военную службу Борисоглебским РВК Воронежской области с направлением в одно из военных училищ ВВС Красной Армии, откуда в свою очередь выпущен в конце 1939 год в звании младшего лейтенанта и с этого момента – лётчик 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Харьковского военного округа с местом службы в авиагарнизоне «Лебедин» (районный город Лебедин Сумской области Украинской ССР). И в последнем качестве – непосредственный участник советско-финляндской войны, за что в 1940 году был удостоен ордена Красной Звезды.
К лету 1941 года – командир звена (он же – пилот пикирующего бомбардировщика Пе-2) 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, по прежнему младший лейтенант по воиснкому званию.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
12 июля 1941 года, находясь за штурвалом пикирующего бомбардировщика Пе-2, убыл на боевое задание с аэродрома Климовичи (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, не вернулся с боевого задания 12 июля 1941 года, в связи с чем официально был объявлен пропавшим без вести. Известно, что его самолёт был сбит истребителями противника. Источники – ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 42 и 327; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 11.
Из списков Красной Армии исключён приказом Управления кадров ВВС Красной Армии за № 06/проп. от 4 января 1942 года, но почему-то без указания даты безвозвратного выбытия и как якобы призванный в марте 1938 года, а не, как минимум, полугодом позже. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 45.
В Книге Памяти Воронежской области не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фото отсюда: http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?p=106995 Младший лейтенант Василий Егорович Афанасов (1918-1940) как новоиспечённый кавалер ордена Красной Звезды. Надпись на обороте: «На память своим родителям от вашего сына Василия. 4.VIII.40 г.». Далее – разборчивая подпись: «В. Афанасов».


Записан
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »