Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Младший комвзвода Василий Маркович Мамонов (1915-1940): пилот 42 дбап 27 дбад  (Прочитано 1020 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 490
  • Ржевцев Юрий Петрович

Фрагмент: 6 января 1938 года, город Воронеж, рядовой боец из лётно-подъёмного состава советских ВВС Василий Маркович Мамонов.

Советский воин, погибший в ходе Финской, но почему-то не увековеченный в Книге Памяти советско-финляндской войны 1939-1940 гг.: воздушный стрелок бомбардировщика ДБ-3 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка 27-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии ВВС Северо-Западного фронта младший комвзвода Василий Маркович Мамонов.
Из рассказа внучки героя – Евгении Ильиничны Давыдовой:
- Мой дедушка, Мамонов Василий Маркович, родился 7 марта 1915 года в селе Кочкарево Хайбулатского района Республики Башкортостан. Уже после смерти отца семейства – Марка Игнатьевича – семья переехала на Украину.
С 1934 года Василий Маркович Мамонов – в Воронеже, где трудился на авиационном заводе и одновременно посещал занятия в авиаклубе.
В 1939 году он женился на моей бабушке – Дюжаковой Надежде Тихоновне. В январе 1940 года его отправили на фронты советско-финляндской войны.
19 января 1940 года родилась моя мама – Галина Васильевна. Своего папу она никогда не видела, ибо он погиб через месяц с небольшим после её рождения – 15 февраля 1940 года. Насколько знаю, дедушка сгорел в самолете, а произошло это на финской территории. Посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года он был удостоен ордена Красного Знамени…



Текст из «похоронки», но при типографском наборе произошло искажение фамилии командира части: правильно – Аверьянов.


Воин-авиатор Василий Маркович Мамонов (1915-1940) – младший брат заслуженного ветерана пограничных войск полковника в отставке Пантелея Марковича Мамонова (1898-1971). Про последнего здесь: http://voenspez.ru/index.php?topic=78451.0
« Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2017, 16:45:31 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 490
  • Ржевцев Юрий Петрович

6 января 1938 года, город Воронеж, Василий Маркович Мамонов с невестой – Дюжаковой Надеждой Тихоновной.


10 апреля 1938-го или 1939 года, город Воронеж, первый слева – Василий Маркович Мамонов.


10 апреля 1938-го или 1939 года, город Воронеж, первый справа – Василий Маркович Мамонов.


18 декабря 1939 года, «досуг младших командиров», в нижним ряду крайний справа – младший комвзвода Василий Маркович Мамонов.

Из истории 42-го дальнебомбардировочного полка: сформирован в июле 1938 года на аэродроме «А» города Воронежа на базе 11-й тяжелобомбардировочной бригады АОН-1.
Первоначально был вооружён кораблями ТБ-3, но вскоре началась замена последних на новейшие бомбардировщики марки «ДБ-3».
Во второй половине января 1940 года полк был перебазирован из Воронежа на аэродром «Кречевицы» (находился на территории современной Новгородской области) Ленинградского военного округа, где вошёл в боевой состав 27-й дальнебомбардировочной авиадивизии ВВС Северо-Западного фронта.
В действующей армии с 20 января по 13 марта 1940 года. В период Финской полком последовательно командовали майоры Вязников и Аверьянов, а в должности военкома части в данный период последовательно состояли политработники Смирнов (воинское звание неизвестно) и батальонный комиссар Козлов.
В марте 1940 года 42 дбап был перебазирован под азербайджанский город Кировабад (ныне – Гянджа) и впоследствии участвовал в Иранской операции и Великой Отечественной войне, начиная со Сталинградской биты.
С 19 августа 1944 года – в статусе гвардейского. Вот его регалии на момент окончания 2-й Мировой войны: 28-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский Краснознамённый полк дальнего действия.
Расформирован осенью 1961 года в Белоруссии, где на тот момент времени являлся 171-м гвардейским тяжёлым бомбардировочным авиационным Смоленско-Берлинским Краснознамённым полком 45-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии 6-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации.
Подробнее здесь: http://da-sv.ru/index.php/istoriya-aviabaz-chastej-soedinenij/220-171-j-gvardejskij-smolensko-berlinskij-krasnoznamjonnyj-tbap
« Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2017, 15:01:58 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 490
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 490
  • Ржевцев Юрий Петрович
Спецвыпуск журнала «Воронежские крылья» за 2009 год:


Скан со 28-й страницы.

Сканы со страниц 40 и 41:
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 848
  • Роман Никитин
Вечная память лётчику! И прямо как знал, что сбивший его – никакой не финн, а швед-ас. По почерку в небе почувствовал. Одиночки-финны часто боялись атаковать бомберы, Сарванто: http://allaces.ru/fin/pil/sarvanto/sarvanto.php
Однако! Это тот самый Йорма Калеви Сарванто, который, якобы, уничтожил за четыре минуты шесть (!) ДБшек. Вокруг него, как, впрочем, и вокруг любого другого летчика-аса не утихают споры: http://vikond65.livejournal.com/6743.html В нашем случае интересно другое. Похоже, представленный выше материал эксклюзивен. Очень хорошая работа! В отличие от самой громкой воздушной победы Сарванто, здесь никаких противоречий нет. Совпадают и время, и ориентиры – причём и в советском, и в финском источниках. А эксклюзивность материала в том, что, например, на том же ОллЭйсес на 15.02.40 за Сарванто числится совсем другой ДБ, флотский: «15.02.40 г. лейтенант Сарванто атаковал над побережьем Финского залива тройку ДБ-ЗМ из 1-го мтап БФ, летевшую на высоте 7000 м. Ему удалось подбить один бомбардировщик, в то время как остальные два смогли уйти».
Впрочем, блогеры из числа знатоков авиации к данному источнику относятся критически. Но ведь ничего другого русскоязычного-то и нет! Вернее, не было до недавней поры. Только нерусская Википедия. Но в том-то и штука, что там все, как было на самом деле, включая бортовой номер финна: Feb 15, 1940 Vyborg FR-80 DB-3 42.DBAP: https://en.wikipedia.org/wiki/Jorma_Sarvanto К слову, эта потеря, нанесённая им 42 дбап, была не первой. 3-го февраля Сарванто на том же самолёте сбил еще один ДБ-3...
« Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2017, 16:48:13 от Sobkor »
Записан

Sergey_O

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42
  • Орлянский Сергей Александрович
Уважаемые коллеги, воронежская газета «Коммуна» опубликовала очерк, посвящённый Василию Марковичу Мамонову. С уважением, Сергей.




« Последнее редактирование: 06 Октябрь 2017, 11:44:32 от Sobkor »
Записан

wlad_ladygin

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Некоторые подробности злополучного боевого вылета младшего лейтенанта Маркина, у которого ведомым был Нечепуренко здесь: https://wlad-ladygin.livejournal.com/37151.html
За что Маркина судили офицерским судом при разборе полета не совсем ясно. Из-за технических проблем с двигателем его Дб-3 отстал от звена. Этим и воспользовался финский летчик, подбивший Дб-3 Нечипуренко. Якобы, Маркин должен был послушаться своего штурмана и развернуться на базу. И что это меняло? Звено, оставшись без ведущего, не сомкнуло строй и не отбилось коллективно от вражеского истребителя, и ведомые действовали по одиночке. Выходит, что это вина ведомых!
Мой пост о летчике 42 ДБАП Маркине в ЖЖ «Дух и плоть АДД» неожиданно получил продолжение. 11 декабря сего года в 12.59 на электронную почту пришло следующее письмо от некоего Александра Андрушко: «Влад добрый день, я читал ваш очерк о 42 ДБАП, может сможете чем помочь. В этом году нами били подняты остатки самолета ДБ-3 с экипажем из четырех человек. Родственников двоих членов экипажа нам удалось найти. Это родственники воздушного стрелка-радиста младшего комвзвода Иванова Николая Федоровича и воздушного стрелка старшины Мамонова Василия Марковича.
А по двум другим – это летчик младшей лейтенант Нечипуренко Петр Иванович и штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич – мы не какой информации найти не можем, а именно год рождения, откуда родам, где призван, данные о семье.
Удалось выяснить, что весь экипаж был награжден посмертно орденом Красного Знамени.
Были обнаружены обломки самолета и сильно разбитый мотор М-87. После внимательного исследования мотора удалось установить его заводской номер 87802. По данным российского историка Олега Киселева, мотор М-87 № 802 и второй мотор № 714 на 1 февраля 1940 года стояли на самолете ДБ-3 № 1451 и были на учете в 42 ДБАП. Самолет с вышеуказанными моторами поступил в полк 1 ноября 1939 года с завода № 18 и не вернулся с боевого задания 15 февраля 1940 года из района Ихантала, в составе экипажа: летчика младшего лейтенанта Нечипуренко Петра Ивановича, штурмана старшины Терентьева Алексея Алексеевича, воздушного стрелка-радиста младшего комвзвода Иванова Николая Федоровича и воздушного стрелка старшины Мамонова Василия Марковича.
По нашей просьбе Олег Киселев нашел в Российском государственном военном архиве необходимые сведения об обстоятельствах гибели сбитого бомбардировщика:
Описание событий: «…Из Журнала боевых действий 42 дбап. 15.02.40.
Запись от 9.00. – 42 ДБАП к 8.30 был готов к боевому вылету тремя девятками. Вылет задерживается из-за метеоусловий. Летный состав находится у самолетов...
Запись от 18.31. – 42 ДБАП в составе трех девяток (26 самолетов) в период 11.45 – 11.53 выполнял боевую задачу по разрушению цели № 12 (ж.д. узел Антреа) и № 27...
Полк задачу выполнил.
Первая и вторая девятки произвели бомбометание по заданной цели № 12, в период 11.45 с Н-3500 метров сброшено бомб 120 ФАБ-100 и 15 РРАБ-3 ЗАБ-1э. По наблюдениям экипажей цель поражена хорошо.
Один самолет летчик младший лейтенант Соколов, штурман военком 4 эскадрильи Писаник из района Финского залива вернулись из-за перегрева мотора, посадку произвели с 3 РРАБ-3 нормально на свой аэродром в 12.28.
Одно звено второй девятки командир звена младший лейтенант Маркин в районе ст. Ино из-за неисправности матчасти у ведущего в звене стало отставать. Командир звена принял решение бомбить цель звеном, к цели шли с набором высоты до 3200 метров. Бомбы сбросили хорошо. На обратном маршруте в районе ст. Пилпула звено было атаковано одним истребителем противника типа Фоккер Д-21. В результате атаки был подожжен один самолет ДБ-3, экипаж: летчик младший лейтенант Нечипуренко, штурман старшина Терентьев, стрелок-радист младший комвзвода Иванов, второй старшина Мамонов. По наблюдениям экипажей самолет с хорошо работающими моторами шел на свою территорию. Место посадки, судьба экипажа неизвестны. По докладам экипажей атакующий истребитель был сбит огнем стрелка-радиста…».
Из рапорта о боевой деятельности LentoR 2 за 15 февраля 1940 года: «…Время 11.15 (время финское) летчик лейтенант Сарванто (LLv 24) на самолете FR-80 сбил один ДБ-3. Описание: три ДБ-3 шли курсом Иматра – Лаппеенранта – Вийпури. Обстрелял из них левый ведомый самолет. ДБ падал горя, в итоге в штопоре упал на землю около 8-10 км северо-восточнее Вийпури…».
Работая с финскими источниками, мы убедились в том, что финские летчики в своих рапортах почти всегда указывали обстоятельства гибели атакованного самолета и по возможности сообщали о судьбе экипажа – выпрыгивал ли кто-то из подбитого самолета на парашютах. Как мы поняли из доклада лейтенанта Сарванто, никто из горящего самолета не выпрыгивал и, скорее всего, экипаж бомбардировщика погиб полностью. Но в этой истории точку ставить рано, так как по сведениям Всероссийской Книги Памяти воинов, погибших в годы советско-финляндской войны, учтены погибшими только двое из этого экипажа: штурман старшина Терентьев и один из воздушных стрелков самолета младший комвзвод Иванов. В Книге Памяти отсутствуют данные на летчика самолета младшего лейтенанта Нечипуренко и стрелка-радиста старшину Мамонова. Заранее благодарю вас за помощь зам. ком. отряда Северный Рубеж Александр Андрушко».
Затем последовала следующая ссылка с фоторепортажем работы поисковиков: https://ok.ru/vpoiskahklada/topic/66980267002844
В следующем послании сообщалось: «Владимир! Штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич был поднят отдельно, каким-то чудом его останки не перемешались с другими членами экипажа. Нам бы хоть что-то для зацепки, из какова города, какое летное училище. Я подозреваю, что они были засекречены, и мы не там ищем. Мы их не хороним, пока есть надежда разыскать родственников. С уважением, Александр».
На мой вопрос, кем и при каких обстоятельствах поисковая группа получила информацию о данном Дб-3, был получен ответ: «Владимир! Данные по самолету дал Илья Прокофьев из ПДР: пос. Гвардейское, координаты N 60*48,102 Е 028*52,834. Место падения обнаружено в октябре 2008 года, про самолет знали многие, но никто не брался за работу: очень сложный грунт. Илья попросил им заняться, если сможем, согласовали с комитетом молодежи г. Выборга.
Он же занимался поиском по архивам, работали мы восемь человек месяц, иногда приходила помощь в лице местных жителей.
Да, чуть не забыл, летчики лежат у меня, пока не опустятся руки на поиск родных, хоронить не буду, штурмана можно передать родным, а останки остальных, к сожалению, перемешались. Александр Андрушко».
А это письмо пришло с Украины Александру Андрушко: «Здравствуйте, Александр!
Извините, что долго не выходил на связь. На сегодняшний день, все, что можно было сделать в поиске родных Иванова Николая Федоровича, сделано. К сожалению, близких родных у него не осталось. Сначала в Киеве, музее ВОВ, удалось найти оригинал похоронки на Николая. Скан ее я прилагаю. Похоронка эта подтвердила наши предположения, что боец из базы ОБД Иванов Николай Федорович, призванный Широковским РВК и родные которого проживали на улице Комсомольской поселка Широкое и наш летчик Иванов- один и тот же человек.
Наш человек в Широком нашел место, где раньше жили родители Николая, на улице Комсомольской. Вот что удалось узнать о родне Николая.
У него была сестра, но она умерла в сороковом году, муж ее тоже погиб или умер. У этой сестры остался сын. Так вот, этого внука, племянника Николая, растили старики, дед и баба (родители Иванова Николая - Мария Ивановна и Федор Лукич). Внук этот умер уже, его дочка ничего не знает о родне, так как прадед и прабабка умерли, когда она была в младших классах.
А родители Николая жили долго, до ста лет каждый. В собесе, конечно же, уже нет их личных пенсионных дел, но сохранилась такая же копия похоронки, что подавала Мария Ивановна, мама Николая, на оформление пенсии.
Буду Вам благодарен, если будете держать меня в курсе ваших дальнейших действий по перезахоронению летчиков. Или еще какие факты найдутся по нашему земляку. С уважением, Дима».
Я делюсь этой информацией в надежде на оклик близких.

Влад, спасибо за информацию и за блог, о котором мне уже приходилось слышать от исследователей военной авиации!
« Последнее редактирование: 02 Февраль 2018, 12:45:43 от Sobkor »
Записан

wlad_ladygin

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5

Александр Андрушко предоставил два документа. На одном из них фотография военного лётчика Нечипоренко. Из документов следует, что правильное написание фамилии этого авиатора – Нечипоренко:


« Последнее редактирование: 02 Февраль 2018, 13:03:09 от Sobkor »
Записан

wlad_ladygin

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Однозначно, что историк Сергиенко и Олег Киселев пользовались одним и тем же документом. Разногласия в частностях: у Сергиенко цель НР12 – это станция Перк Ярви, а НР 27 - станция Антреа. Олег Киселев указывает в интерпретации рассматриваемого документа станцию Антрия, как цель под №12, а цель под № 27 повисает у него вопросом. Просматривая записи из архивной тетради Сергиенко, я обратил внимание на то, что чем выше номер цели, тем дальше она удалена от аэродрома базирования. Но вернемся к посланию Александра Андрушко.
«Из рапорта о боевой деятельности LentoR 2 за 15 февраля 1940 года:
«…Время 11.15 (время финское) летчик лейтенант Сарванто (LLv 24) на самолете FR-80 сбил один ДБ-3. Описание: три ДБ-3 шли курсом Иматра – Лаппеэнранта – Виипури. Обстрелял из них левый ведомый самолет. ДБ падал горя, в итоге в штопоре упал на землю около 8-10 км северо-восточнее Виипури…».
Учитывая разницу во времени на 1 час между Москвой и Хельсинки, то финский летчик сбил наш Дб-3 в 12-15, а бомбардировка целей, согласно приведенным данным Олегом Киселевым, состоялась 11-45 – 11-53. А так как звено Маркина отставало, то и отбомбилось оно, вероятнее всего, последним, т.е. в 11-53. Но вот на что следует обратить внимание: от ст. Ино, когда у Маркина начал сдавать один двигатель, до цели Антреа всего 90 км если по прямой, а это лета минут 20, даже при одном работающим двигателе. Видимо этим и объясняется упрямство Маркина в продолжении полета, посчитавшего путь в 20 минут до цели, как реально преодолимым. Расстояние от Антреи до места обнаружения останков экипажа Нечепуренко звено прошло за те же ~20 минут, а расстояние между этими географическими точками по прямой всего-то 20 км. Это же какой надо сделать разворот от цели до места, у которого и настигла их беда? Аж в 90 км по протяженности!
Если сопоставить утверждение лейтенанта Сарванто, что он сбил Дб-3 в 11-15 по финскому времени, с моими выкладками на основе данных Олега Киселева и Александра Андрушко, то возникает вопрос, где было наше звено минимум как минут 15 после бомбометания? К тому же в воздушном бою с финским Фоккером Д-21 стрелком-радистом из экипажа Безгусько истребитель противника был так же сбит, а лейтенант Сарванто цел и невредим?
Я не исключаю, что бомбардировка цели звеном Маркина было несколько поздней, чем указывается в донесении. Но два экипажа: Маркина и Безгусько, вернулись на базу и естественно, что с их слов, как отбомбившихся последними, и было указано их время бомбометания цели.
Я так же не исключаю, что сбитый финский истребитель в районе ст. Пилпула только привиделся стрелкам двух уцелевших тогда Дб-3 из звена Маркова, но это было заявлено и отразилось в оперативной сводке штаба Ленинградского военного округа, на которую ссылается автор статьи «Финский счет сталинских соколов» Олег Каминский, размещенной на ресурсе www.proza.ru. Вот цитата из его работы:
«Оперативная сводка штаба Ленинградского военного округа: 15 февраля 1940 года наша авиация имела успешные действия против войск противника и его военных объектов. В завязавшихся воздушных боях сбито 6 самолетов противника.
15.02.1940 ~ 12.00 1 «Фоккер Д-21» ст. Пилпула, стрелок-радист ДБ-3 мл. к-р Иванов, 42 дбап…
По данным документов, в этот день финская авиация понесла следующие потери:
1. Поврежден Morane Saulner MS-311.
2. Поврежден Morane Saulner MS-312.
3. Поврежден Fiat G.50 FA-3.
4. Поврежден Fiat G.50 FA-11.
5. Поврежден Blackburn Ripon RI-121.».
И время описываемых событий приблизительно совпадает: ~12-00, но ст. Пилппула находится на 16 км южнее места падения Дб-3 Нечипуренко.  Возможно финских истребителей было тогда два. Один из них Фоккер-Д 21, который и отпечатался в памяти наших летчиков, отслеживал падение сбитого Дб-3, а второй, возможно лишь похожий на него, но другой модели, просто его заменил и шел в след за двумя Дб-3, и оказался сбитым.
По донесению, которое взято у историка Сергиенко, и приводится Олегом Киселевым по просьбе поисковиков, подбитый ДБ-3 Нечипуренко, хотя и горел, но уверенно шел на обоих работающих двигателях в сторону нашей территории.  По версии лейтенант Сарванто «…ДБ падал, горя, в итоге в штопоре упал на землю около 8-10 км северо-восточнее Виипури…»  Место падения Сарванто указал практически точно.
Почему Дб-3 сорвался в штопор? Видимо, летчик управлять самолетом по какой-то причине перестал. А то, что «…Штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич был поднят отдельно, каким-то чудом его останки не перемешались с другими членами экипажа» - это объясняется конструкцией самого Дб-3: кабина штурмана размещалась в носовой части самолета. Но почему тогда смешались останки других трех членов экипажа? Между летчиком и стрелками находится бомбовый отсек, и они должны были быть разделены. Предположение одно – характер удара Дб-3 о землю и время сделали свое дело…
И еще одна добрая новость пришла от Александра Андрушко: поисковикам удалось найти родственников Нечипоренко: «Владимир, победа! Нашли сестру, проживает с. Подище, Прилукский р-н. У Нечипоренко были братья и сестры: Павел Иванович - погиб на фронте; Иван Иванович - воевал, вернулся; Андрей Иванович - умер в юном возрасте; Анастасия Ивановна и Галина Ивановна. Ее дочь и внучка живут в с. Подище со Светланой Ивановной. Александр Андрушко».
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 848
  • Роман Никитин
...То, что «…Штурман старшина Терентьев Алексей Алексеевич был поднят отдельно, каким-то чудом его останки не перемешались с другими членами экипажа» - это объясняется конструкцией самого Дб-3: кабина штурмана размещалась в носовой части самолета. Но почему тогда смешались останки других трех членов экипажа? Между летчиком и стрелками находится бомбовый отсек, и они должны были быть разделены. Предположение одно – характер удара Дб-3 о землю и время сделали свое дело…

Полностью согласен. И если уж говорить о чуде - так это то, что останки штурмана вообще удалось найти.
Записан

wlad_ladygin

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Ну, не обязательно Дб-3 падал носом...Штопор то разным мог быть, например, плашмя - нос по малому радиусу, хвост на полную...как клиновое семя... и при этом фюзеляж от удара мог переломиться: летчик и стрелки, уже мертвые, в одном месте оказались, а штурмана приборная доска отгородила... предположение конечно...
Записан

wlad_ladygin

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »