Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 4 шап: лето 1941-го  (Прочитано 7510 раз)

Ирина А.

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
4 шап: лето 1941-го
« : 27 Мая 2010, 09:06:25 »
Ко мне обратилась подруга – внучка В.Т. Кошелева, её мама, дочь Василия Тимофеевича, пытается установить судьбу своего без вести пропавшего отца:
Номера записей в ОБД 9514302, 50835395, 50836169.
Кошелев Василий Тимофеевич 1911 г.р., уроженец деревни Клешня Шелепинского сельского поселения Алексинского района Тульской области. Пилот 4 шап 11 сад, старший лейтенант. Пропал пропал без вести 02.07.1941 года/погиб 03.07.1941 года.
Источники – ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5; ф. 58, оп. 818883, д. 657.

Нашла в Сети: «Про Бобруйский аэродром: 03.07.1941 г. в предрассветных сумерках 4 ШАП атаковал аэродром в составе 19 Ил-2. По словам летчиков, аэродром напоминал авиационную выставку: самолеты стояли без маскировки в два ряда по обе стороны от взлетно-посадочной полосы, почти крыло к крылу.
Удар наносился по стоянкам самолетов в одном заходе с бреющего полета двумя группами, которые следовали в составе колоны звеньев. На отходе летчики наблюдали над аэродромом столбы черного дыма горящей техники…
Во время атаки ведущее звено первой группы в составе майора Гетьмана, ст. политрука В.Н. Василенко и заместителя командира эскадрильи ст. лейтенанта В.Т. Кошелева (не совсем ясно кто летел в первой тройке или В.Т. Кошелев или командир 3-й аэ капитан Н.Н. Саталкин) было буквально «изрешечено» огнем малокалиберной зенитной артиллерией противника. Самолеты В.Н. Василенко и В.Т. Кошелева упали в лес в районе цели. Комполка Гетьман, несмотря на сильные повреждения своего Ил-2, до своего аэродрома все же долетел. Из второй группы не вернулись замполит эскадрильи ст. политрук С.Я. Дрюков и младшие лейтенанты А.Н. Кривин и А.А. Алексейкин.
Позже выяснилось, что ст. политрук Василенко при падении самолета остался жив, был схвачен немецкими солдатами, но вскоре освобожден выходившими из окружения красноармейцами (Василенко сел на подбитом самолете в районе Бобруйска, немцы закопали его в землю живым, оставив на поверхности лишь голову). После перенесенных пыток в плену он тяжело заболел и больше не летал.
После этого налета 4 ШАП еще трижды вылетал на штурмовку Бобруйского аэродрома. В результате, по данным разведки, летчиками полка было уничтожено и повреждено 20-30 бомбардировщиков и 30-35 «мессеров»
.
Также из Сети, но присутствует ссылка на документы ЦАМО:
«03.07.1941 г. вылет в 17.55 в район Бобруйск – Рогачев:
- Ил-2 (зав. № 1105) ст. лейтенанта В.Т. Кошелева не вернулся из боевого вылета. Потерян в районе Бобруйск – Рогачев;
- Ил-2 (зав. № 4004) мл. лейтенанта А.А.Алексейкина не вернулся из боевого вылета. Потерян в районе Бобруйск – Рогачев;
- Ил-2 (зав. № 1802, мотор № 0045) мл. лейтенанта А.Н. Кривина не вернулся из боевого вылета. Потерян в районе Бобруйск – Рогачев.
03.07.1941 г. вылет в 18.00 в район Рогачев-Бобруйск:
- Ил-2 (зав. № 2104, мотор № 1107) ст. политрука С.Я. Дрюкова не вернулся из боевого вылета. Потерян в районе Бобруйск – Рогачев;
- Ил-2 (зав. №1004, мотор №0182) ст. политрука В.Н.Василенко не вернулся из боевого вылета. Потерян в районе Бобруйск – Рогачев;
-Ил-2 (зав. №1302, мотор №033) В.С. Рязанова разбит и списан в районе Бобруйск – Рогачев, пилот невредим»
.
Информация из газеты «Беларуссь сегодня». Эта статья «Заслонили собой небо» за начало мая 2010 года: «3 июля 13 самолетов полка в который уже раз штурмовали переправы у Бобруйска. Там и в этот день разгорелось настоящее пекло. У немцев стреляло все, что могло стрелять. Казалось, полыхало само небо. Из этого ада на родной аэродром не вернулись заместители командиров эскадрилий по политической части старшие политруки Владимир Василенко и Серафим Дрюков, заместитель командира эскадрильи кавалер ордена Красной Звезды старший лейтенант Василий Кошелев, летчики младшие лейтенанты Анатолий Кривич и Александр Алексейкин».
Комментарий к той статье одного из бобруйчана: «На старом военном кладбище в Бобруйске, на Форштадте, есть несколько безымянных могил, на которых написано «Советский летчик, погиб в июне 1941-го». Видимо, это как раз те ребята, которые летали бомбить переправы у Бобруйска, и не вернулись с боевого задания. В то время Форштадт был окраиной города, да и до реки Березина здесь рукой подать. Видимо, лётчики были сбиты, где-то рядом, и были похоронены местными жителями».
Сейчас в Тверской области проживает дочь старшего лейтенанта Василия Тимофеевича Кошелева, но сам Василий Тимофеевич, напомню, был родом из Тульской области.
Надежда (моя подруга, она же внучка того офицера-авиатора), утверждает, что её деда забрали на военную службу прямо из института, воевал в Финскую и был награждён за это орденом Красной Звезды.
О героических делах 4-го штурмового авиационного полка страна узнала лишь в октябре 1941 года, когда все центральные газеты напечатали Указы Президиума Верховного Совета СССР с фамилия воинов 4 шап: кавалером Золотой Звезды Героя стал комполка-4 майор Гетьман, а 32 лётчика и техника удостоились орденов и медалей, в том числе орлена Ленина – батальонный комиссар Б. Рябов и капитан К. Холобаев, ордена Красного Знамени – младший политрук Я. Боровиков, лейтенант П. Жулев и капитан М. Иванов. Девятнадцать авиаторов – в списке награждённых орденом Красной Звезды. Правда, вручены эти награды кавалерами были лишь только 3 мая 1942 года, а до этой даты дожили далеко не все из награждённых…
« Последнее редактирование: 22 Января 2017, 18:46:45 от Sobkor »
Записан

nachkar

  • Гость
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #1 : 03 Августа 2011, 20:04:52 »
Возможно, это поможет поисковикам и исследователям в поисках...

Непроиндексированный пофамильно  ЖУРНАЛ УЧЕТА САМОЛЕТОВ И ЭКИПАЖЕЙ, СБИТЫХ И ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ 4 ШАП 11 САП с 26 июня по 20 июля 1941г

информация:
время взлета - район действий - тип и номер самолета, номер мотора - ФИО экипажа - дата - кто обнаружил - место падения - состояние экипажа, матчасти - оказанная помощь - куда направлен

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000063.JPG&id=9513764&id=9513764&id1=47c7e4c28711a0b462868039913445d6
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000064.JPG&id=9513765&id=9513765&id1=5959d83ad406dcec0e44a608884312a5
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000065.JPG&id=9513766&id=9513766&id1=34c6b871ef3e2845daf1acced074746e
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000066.jpg&id=9513767&id=9513767&id1=fa1aec1fa43d112beb85a7012bb0222f
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000067.jpg&id=9513768&id=9513768&id1=6d208a4877f6f79abf77ac2ac99c2599
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000068.jpg&id=9513770&id=9513770&id1=0de9ba43e8d224ee60d904aa60babe40
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000069.jpg&id=9513771&id=9513771&id1=7b08d309f2e184db25e7849bafa0539f
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000070.jpg&id=9513772&id=9513772&id1=3bb10f73ff782420f8e48a06b43db691




Об этом периоде из истории полка: http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap4.dat

"На фронтовой аэродром в Старый Быхов часть прибыла 27.06.41 г. а на следующий день тройка пилотов под командованием Спицына выполнила первый боевой вылет с нанесением бомбоштурмового удара по колонне германских танков и мотопехоты на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березина. Это был первый в истории боевой вылет Ил-2. Однако он не закончился успешно, так как после возвращения на аэродром, один из Илов был списан на лом из-за повреждений полученных в результате зенитного огня противника. Два дня позднее, в бою с истребителями из немецкой JG51, полк понес первые потери в воздушных боях.

01.07.41 г. в связи с угрозой выхода танков противника в район Старый Быхов полк перелетел на аэродром в 50 км юго-восточнее Климовичей, где вошел в состав 11 сад. К этому времени 4 шап уже потерял 20 пилотов и около 25-30 самолетов. Очередные машины были выведены из строя во время перелета на новый аэродром, когда из-за недостатка горючего, совершили вынужденную посадку в поле 20 Ил-2. В кратчайшие сроки 15 из них было восстановлено.

02.07.41 г. за уничтожение 9 переправ через Березину личный состав получил благодарность от командующего Западным фронтом.

04.07.41 г. В полку оставалось 19 самолетов Ил-2. В боях под Бобруйском погибли 20 летчиков полка.

За двенадцать дней боев полк потерял 38 машин и утром 10.07.41 г., когда началось Смоленское сражение, имел в своем составе всего 10 (из 56 по состоянию на 27.06.41 г.) штурмовиков Ил-2 и 18 летчиков. (по другим данным самолетов было 21, возможно, с учетом неисправных машин).

20.08.41 г. на аэродроме Писаревка (по другим данным 14.08.41 г. на аэродроме Белынковичи) полк передал 3 сохранившихся "Ила" 215 шап и убыл на переформирование в г. Воронеж."
« Последнее редактирование: 20 Июля 2016, 08:01:46 от Sobkor »
Записан

vitalvik

  • Альчиков Виталий Викторович
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 7
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #3 : 11 Сентября 2011, 08:48:47 »
   В соответствии с приказом комдива-11 № 0/04 п. 1 от 13 июля 1941 года г. КЛИМОВИЧИ (ЦАМО: фонд № 20054а, опись № 2, дело № 2, с. 10) - 4-й штурмовой авиационный полк в составе 25 экипажей, прибывший из Харьковского Военного Округа - включить в состав частей 11 САД с 2.7.41 года и зачислить на все виды довольствия при 165 батальоне аэродромного обслуживания.
   Из донесения комдива-11 об общих потерях материальной части и летного состава частей 11 САД за период с 1.7. по 31.7.41 года 3.8.41 г. (ЦАМО: фонд № 29954а, опись № 1, дело № 20, с. 8-10).
4-й ШАП
2.7.41 г. Исправных - 18, неисправных - 9, всего 27 с-тов. Не вернулись с боевого задания из района РАГАЧЕВ-БОБРУЙСК 5 ИЛ-2. Пропали без известия ст. лейтенант ДЕНЕСЮК, ШИРОКИЙ и мл. лейтенант ВОЛКОВ, ст. лейтенант КОШЕЛЕВ, лейтенант КРИВИЧ. Восстановлено за день два самолета.
3.7.41 г. Исправных 13, неисправных - 9, всего 22 самолета. Не вернулось с боевого задания из района РАГАЧЕВ-БОБРУЙСК: мл. лейтенант АЛЕКСЕЙКИН, ст. политрук ДРЮКОВ, ст. политрук ВАСИЛЕНКО. Восстановлено за день один самолет.
4.7.41 г. Исправных - 11, неисправных 8, всего - 19 самолетов. Не вернулось с боевого задания из района РАГАЧЕВ - три самолета. Сбиты огнем З.А. противника.
5.7.41 г. Исправных - 10, неисправных - 6, всего 16 самолетов. Два самолета обнаружено из неявившихся неисправными 3.7.41 г.
6.7.41 г. Исправных - 10, немсправных - 8, всего - 18 самолетов. Один самолет обнаружен из неявившихся 4.7.41 г. Восстановлено за день три самолета.
7.7.41 г. Исправных - 13, неисправных - 6, всего - 19 самолетов. Не вернулось с боевого задания из района Рагачев - три самолета, два сбиты огнем З.А. летчики лейтенант ТКАЧЕНКО, мл. лейтенант СОРОКИН. Один самолет - причины неизвестны.
8.7.41 г. Исправных - 8, неисправных - 8, всего 16 самолетов. Один самолет обнаружен без горючего на площадке, прибыл на аэродром.
9.7.41 г. Исправных - 8, неисправных -9, всего 17 самолетов. Не вернулись с боевого задания из района БОБРУЙСК три самолета, летчики командир звена САТАЛКИН, мл. лейтенант КУЗЬМИЧЕВ.
10.7.41 г. Исправных - 7, неисправных - 7, всего 14 самолетов. С боевого задания не вернулся один самолет, пропал без вести и сведений о нем нет.
11.7.41 г. Исправных - 6, неисправных - 7, всего 13 самолетов. С боевого задания не вернулось 4 самолета, два самолета летчики СОЛДАТЕНКО, САКИРДЖАНОВ сбиты ЗА противника, самолеты погибли, летчики пропали без вести. Два самолета подбиты ЗА противника, упали за линией фронта. Самолеты разбиты, летчики ЗАЙЦЕВ, КУЛАКОВ вернулись в часть.
12.7.41 г. Исправных - 2, неисправных - ?, всего - 9 самолетов.
13.7.41 г. Исправных - 6,  -"-  - 10, всего - 16 -"-. 7 самолетов поступило из завода № 18 и поставлено на просмотр и отладку оружия. Два самолета не вернулись с боевого задания, сбиты истребителями противника. Самолеты разбиты, летчик АЛЕКСЕЕВ убит, второй летчик ВАРФОЛОМЕЕВ ранен, возвратился в полк, самолет уничтожен.
14.7.41 г. Исправных - 6, неисправных - 8, всего 14 самолетов.
15.7.41 г.    - " -       - 6,    - " -          - 8,  - " -  14   - " -  . Один самолет подбит ЗА противника, сел вынуждено в районе боевых действий. Самолет разбит, уничтожен. Летчик капитан ДВОЙНЫХ вернулся в полк. 5 самолетов из числа неисправных и подбитых истребителями пр-ка и севшие без шасси/один самолет до 10.7.41 г. и 4 самолета 13-14.7.41 г. отправлены по ж.д. в Люберцы для восстановительного ремонта.
16.7.41 г. Исправных - 4, неисправных - 4 самолета, всего - 8.
17.7.41 г.    - " -       - 5,    - " -          - 3    - " -       - " -  - 8. Два самолета после боевого задания до аэродрома не дошли из-за плохих метеоусловий, сели вынуждено у ст. ЛУТНО. Один самолет при взлете разбит, налетел на сарай. Самолет отправлен в Люберцы для восстановительного ремонта. Второй самолет благополучно вернулся на свой аэродром.
18.7.41 г. Исправных - 5, неисправных - 2, всего - 7 самолетов.
19.7.41 г.   - " -        - 5,     - " -         - 2,  - " -  - 7    - " -.
20.7.41 г.   - " -        - 5,     - " -         - 2,  - " -  - 7    - " -.
21.7.41 г.   - " -        - 5,     - " -         - 2,  - " _  - 7    - " -. Не вернулись с выполнения боевого задания из района Сокольничи, Сводовичи, Горбатки - три самолета, летчики капитан ЛЕСНИКОВ, лейтенант СТОЛЕТНИЙ, мл. лейтенант ИВАНОВ. Два самолета вернулись с пробоинами.
22.7.41 г. Исправных - 0, неисправных - 5, всего 5 самолетов. Восстановлено за день два самолета.
23.7.41 г. Исправных - 2, неисправных - 3, всего 5 самолетов. Восстановлено за день три самолета.
24.7.41 г. Исправных - 4, неисправных - 1, всего - 5 самолетов. С боевого задания вернулись три самолета подбитые ЗА противника в районе перекресток шоссейной и ж.дорог Вост. Кричева 5 км. Восстановлено за день два самолета.
25.7.41 г. Исправных - 3, неисправных - 2, всего  - 5 самолетов. Вернулись с выполнения боевого задания - 3 самолета подбитые ЗА противника в районе КРИЧЕВ, восстановлено за день два самолета.
26.7.41 г. Исправных - 2, неисправных - 2, всего - 4 самолета. Не вернулись с выполнения боевого задания из р-на Мстиславль лейтенант СТОЛЕТНИЙ.
27.7.41 г. Исправных - 1, неисправных - 3, всего 4 самолета.
28.7.41 г. Исправных - 3, неисправных - 1, всего - 4 самолета. Восстановлено за день 2 самолета. Вернулся самолет ИЛ-2 летчик лейтенант СТОЛЕТНИЙ.
29.7.41 г. Исправных - 12, неисправных - 2, всего - 14 самолетов. Прибыло 9 самолетов с завода № 18. Не вернулось с боевого задания три самолета из района КРИЧЕВ. Сбито огнем ЗА противника. Летчики ПЛЕШКОВ, ЗАЙЦЕВ и РЕЗЕНЮК, один самолет ИЛ-2 летчик лейтенант СПИЦИН подбит ЗА противника /подбиты шасси/. Самолет поломан и отправлен на завод.
30.7.41 г. Исправных - 8, неисправных - 2, всего 10 самолетов. Один самолет не вернулся с задания из р-на КРИЧЕВ. Подбит ЗА противника, летчик лейтенант КОНОВ. Самолет разбит, летчик убит.
31.7.41 г. Исправных - 7, неисправных - 1, всего - 8 самолетов. Восстановлено за день три самолета.

Сбито зенитной артиллерией противника - 18 самолетов.
Сбито истребительной авиацией два самолета.
Пропало без вести - 9.
По вине летного состава - 1.
Летчиков пилотов - 20.

Из донесения комдива-11 о состоянии 11 САД от 3.8.41 г. п. 1 (ЦАМО: фонд № 20054а, опись № 1, дело № 20, с.19).
1.7.41 г. в состав 11 САД прибыло с аэродрома Ст. БЫХОВ 7 самолетов и с вынужденных целых и восстановленных 14 самолетов.
1. 2.7.41 г. в 4 ШАП прибыло еще 7 самолетов из КАРАЧЕВА, оставленные ими при перебазировании на фронт. Из этих 7 самолетов прилетело 6 самолетов, один самолет поломан при посадке. Всего в 4 ШАП имелось за период с 1.7.41 г. по 18.7.41 г. - 39 самолетов ИЛ-2 из которых погибло при выполнении боевых задач 22 самолета ИЛ-2 Отправлено в заводской ремонт - 5 самолетов, разбито и разобрано на запчасти - 3 самолета, имеется на лицо - 9 самолетов, из них исправных на аэродроме Каничи - 4 самолета, неисправных - 3 самолета, в Сещинская неисправны один самолет, в м. ЛУТНО один разбитый самолет. С 2.7.41. в 4 ШАП по вине летного состава поломано два самолета ИЛ-2, которые были восстановлены. 12 летчиков 4 ШАП 17.7.41 г. отправлены на завод № 18 в Воронеж за получением новой материальной части самолетов ИЛ-2.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 752
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #4 : 11 Сентября 2011, 09:10:36 »
Из моей рукописи, посвящённой хронике боёв в смоленском Присожье:

27 июня 1941 года
В состав действующей армии включён 4-й штурмовой авиационный (впоследствии - 7-й гвардейский штурмовой Севастопольский ордена Ленина Краснознамённый) полк, прибывший из авиагарнизона «Богодухов» 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа и вооружённый новейшими штурмовиками Ил-2 (всего – 56 штук). Он вошёл в состав ВВС Западного фронта с местом дислокации на аэродроме «Новый Быхов» в районном городе Быхов Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь).
Вечером того же дня – в 19.40 – полк пятью машинами нанёс авиаудар по скоплению вражеском колонн, запрудивших Слуцкое шоссе у Бобруйска, вблизи Березины. Это стало первым в истории Великой Отечественной войны боевым применением штурмовиков Ил-2!
В ходе того вылета получил серьёзные увечья, но дотянул-таки до своего аэродрома самолёт капитана Константина Николаевича Холобаева. Его заводский номер – «2004». Сам офицер, когда спускался из кабины, провалился в огромную пробоину из целой череды, оставленных в плоскостях залпами фашистских зениток…

29 июня 1941 года
Глубокой ночью с 28 на 29 июня 1941 года в деревне Криволес Шумячского района Смоленской области прямо рядом с полотном Варшавского шоссе совершил аварийную посадку одноместный штурмовик Ил-2 из 4-го штурмового авиационного полка ВВС Западного фронта: заводский номер самолёта – «1501; заводской номер мотора – «0020». За штурвалом находился лётчик старший лейтенант Мухамеджан Шакирджанов. Лётчик не пострадал, однако самолёт сгорел, в связи с чем этот «летающий танк» как боевая потеря и был что называется «по факту» списан командованием 4-го шап.
Архивные документы проясняют некоторые детали этой авиакатастрофы: в ночь с 28 на 29 июня 1941 года аэродром 4-го штурмового авиационного, находившейся в могилёвском районном городе Быхов подвергся вражеской атаке с земли. Полку, спасая самолёты, пришлось срочно взлетать и в «слепую» - ориентируясь только по приборам - идти на запасной аэродром - «Климовичи». Источник - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 56.
Старший лейтенант М. Шакирджанов, судя по всему, заблудился в ночном небе, уйдя километров на пятьдесят восточнее заданной точки. Над Криволесом же что-то случилось: возможно, закончилось горючее, или, скажем, спустившись, чтобы сориентироваться, до бреющего полёта, зацепился бронированным брюхом грозной боевой машины за верхушки вековых сосен, густо растущих на вершинах и склонах местных трёхсотмеровых песчанно-гравийных гряд…
Выжив чудом в этой ночной авиакатастрофе, 28-летний офицер-узбек М. Шакирджанов вскоре – 11 июля 1941 года – увы, пополнил собой скорбный список безвозвратных потерь лётно-подъёмного состава родного для себя 4-го штурмового авиаполка: не вернулся из боевого вылета, что в глазах людей военных равнозначно пресловутой формулировке «пропал без вести».
Сгоревший в Криволесе советский самолёт летом трагического сорок первого своими глазами видели многие из шумячских беженцев и их повествование об этом факте нередко можно теперь встретить в местной краеведческой библиографии.
Теперь же, наконец, раскрыта и тайна гибели этой краснозвёздной крылатой машины…

2 июля 1941 года
4-й штурмовой авиационный полк (всего - 25 экипажей плюс личный состав наземных служб), дислоцирующийся теперь в авиагарнизоне «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь), включён в состав 11-й смешанной авиационный дивизии (штадив – город Климовичи Могилёвской области современной Республики Беларусь) ВВС 13-й армии Западного фронта, в связи с чем одновременно поставлен на котловое и прочие виды довольствия при 165-м отдельном батальоне аэродромного обслуживания 14-го районного авиационного базирования (в/ч 4894). Источник - ЦАМО: ф. 20054а, оп. 2, д. 2, л. 10.
В этот же день в районе Рогачёв – Бобруйск полк потерял пять самолётов Ил-2: их заводские номера – «302», «704», «1802», «3204» и «4904»). Трое из пяти лётчиков пропали без вести. Вот их имена: заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Василий Яковлевич Широкий, пилоты лейтенант Анатолий Нестерович Кривич и младший лейтенант Пётр Алексеевич Волков.
Двое других – старшие лейтенанты Феодосий Иванович Денисюк и Василий Тимофеевич Кошелев совершили аварийные посадки: первый у некоей деревни Акуличи, а второй – на аэродроме «Климовичи». Источник. - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 58 и 59; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.

3 июля 1941 года
4-м штурмовым авиационным полком в ходе боевых вылетов в районе Рогачёва потеряны четыре Ил-2. Они взлетели в 18.00 с аэродрома «Климовичи». Ими в тот момент управляли:
- два заместителя командиров эскадрилий по политической части: старшие политруки (условно равно капитану) Владимир Никифорович Василенко (самолёт с заводским номером «1004») и Серафим Яковлевичем Дрюков (самолёт с заводским номером «2104»);
- два пилота: младшие лейтенанты Александр Андреевич Алексейкин (самолёт с заводским номером «4004») и Василий Степанович Рязанов (самолёт с заводским номером «1302». При этом выжить и вернутся обратно в родной полк посчастливилось только офицеру В.С. Рязанову. Источники - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 59; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.

4 июля 1941 года
4-м штурмовым авиационным полком в ходе боевых вылетов в районе Рогачёва потеряны три Ил-2: «Сбиты огнём З.А. [зенитной артиллерии] противника». Источник - ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.

7 июля 1941 года
Имел потери и 4-й штурмовой авиационный полк: из боевого вылета в район Рогачёв – Бобруйск не вернулись три Ил-2: «Два сбиты огнём З.А. [зенитной артиллерии] противника: лётчики лейтенант ТКАЧЕНКО [Николай Корнеевич; пилот; самолёт с заводским номером «1002»], мл. лейтенант СОРОКИН [Василий Фёдорович; пилот; самолёт с заводским номером «1402»]. Один самолёт – причины неизвестны». В последнем случае речь, судя по всему, идёт об Ил-2 с заводским номером «3804» под управлением лётчика Константина Ивановича Кротова. В действительности этот самолёт совершил аварийную посадку на аэродроме «Климовичи». Источник - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 60; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
Впоследствии, перейдя линию фронта, в родной для себя полк вернётся офицер В.Ф. Сорокин.

9 июля 1941 года
4-й штурмовой авиационный полк около четырёх часов утра нанёс удар по вражеским позициям у Рогачёва и вновь, к сожалению, имел потери: на свой аэродром не вернулись три Ил-2. Ими управляли заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Николай Никитович (Никитич) Саталкин (самолёт с заводским номером «2303») и пилоты лейтенант Феофан Ильич Денисов (впоследствии в полк вернулся живым) и младший лейтенант Александр Александрович Кузьмичёв (самолёт с заводским номером «403»). Источники - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 28об и 60; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.

10 июля 1941 года
Понёс потери и 4-й штурмовой авиационный полк: «С боевого задания не вернулся один самолёт, пропал без вести и сведений о нём нет». Источник - ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 752
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #5 : 11 Сентября 2011, 09:18:01 »
Из моей рукописи, посвящённой хронике боёв в смоленском Присожье:

11 июля 1941 года
Потери за этот день 4-го штурмового авиационного полка – четыре боевые машины: пропали без вести пилоты старший лейтенант старший лейтенант Мухамеджан Шакирджанов (тот самый, который в ночь с 28 на 29 июня 1941 года совершил аварийную посадку у шумячской деревни Криволес) и младший лейтенант Иван Алексеевич Солдатенко. Их машины (заводские номера «4703» и «2001») были сбиты зенитным огнём с земли в начале десятого утра в небе над деревней Барколабово Быховского района Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь). Источники - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 60; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.
А ещё «два самолёта подбиты ЗА [зенитной артиллерии] противника, упали на линии фронта. Самолёты разбиты, лётчики ЗАЙЦЕВ [Владимир Григорьевич; Ил-2 с заводским номером «203»], КУЛАКОВ [правильно – Куликов Степан Иванович; Ил-2 с заводским номером «5003»] вернулись в часть». Сделаем уточнение: самолёт офицера С.И. Куликова был сбит в небе над бобруйской деревней Ясная Буда в районе часа дня, а самолёт лейтенанта В.Г. Зайцева – около половины второго дня над мстиславской деревней Сутоки. Источники - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 60; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.

13 июля 1941 года
Около 20.00 на Мстиславско-Горецком направлении по наземным целям «работали» штурмовики Ил-2 из 4-го штурмового авиационного полка. Их целью стало скопление вражеских войск на могилёвской станции Тёмный Лес.
«Летающие танки» прикрывало звено «ишачков», возглавляемое заместителем командира эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка младшим лейтенантом Николаем Александровичем Морозовым.
К сожалению, в ходе этого авиаудара не обошлось без потерь с нашей стороны: от огня зенитной артиллерии в воздухе факелом вспыхнул самолёт (заводской номер «3107»), пилотируемый командиром звена лейтенантом Андреем Архиповичем Алексеевым. Источники – ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 61, 65 и 66; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
В настоящий момент прах офицера покоится на воинском мемориале деревни Тёмный Лес Дрибинского района Могилёвской области Республики Беларусь.
В ходе того же вылета над станцией Тёмный Лес был сбит и Ил-2 (заводской номер «3004»), пилотируемый лётчиком Михаилом Сергеевичем Варфоламеевым. Как гласят архивные документы: «Варфоламеев ранен, возвратился в полк, самолёт разбит».
Ещё один Ил-2 (заводской номер «2006») был серьёзно повреждён, но его пилот (Константин Петрович Карпенко), сумел дотянуть до своего аэродрома, где успешно совершил аварийную посадку. Источники – ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 61; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 8.
Пока «летающие танки» бомбами, эрэсами и огнём бортового оружия перемалывали в Тёмном Лесу фашистские колонны, «ястребки», возглавляемые 22-летним уроженцем Ивановской области младшим лейтенантом А.А. Алексеевым, связали боем девять высланных немцами на перехват наших Илов «мессеров»: под их коллективными залпами один Ме-109 загорелся и рухнул на землю, «а остальные поспешно удрали». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 11, лл. 484 и 690.
В распоряжение 4-го штурмового авиационного полка с Воронежского авиационного завода № 18 поступила новая материальная часть в виде семи новеньких самолётов Ил-2. Они тут же были «поставлены на просмотр и отладку вооружения». Источник - ф. 20054, оп. 1, д. 20, л. 8.

14 июля 1941 года
В 5.11 с аэродрома «Климовичи» взлетели шесть Ил-2 4-го штурмового авиационного полка. Их целью стало скопление вражеских войск в деревне Барколабово Быховского района Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь). Все вернулись обратно, но двоим лётчикам – Павлу Ивановичу Жулёву и Григорию Дмитриевичу Столетнему из-за полученных их машинами повреждений пришлось совершать аварийные посадки. В ходе них сами пилоты не пострадали, удалось обоим и максимально уберечь при этом и свои самолёты (заводский номер первого – «2602», а второго – «2607»): механиками те были потом признаны пригодными для восстановления, после чего по железной дороге отправлены на капитальный ремонт на авиазавод в подмосковный город Люберцы. Источник – ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 61.

15 июля 1941 года
Не бездействовали в этот день и лётчики 4-го штурмового авиаполка: шестью исправными машинами наносили удары по немецким моторизованным колоннам. В 16.05 они в очередной раз поднялись в воздух, держа курс на Пропойск (ныне – Славгород). Над Чериковым самолёты угодили под плотный зенитный огонь, в результате загорелся Ил-2 (заводский номер «604») капитана Ивана Михайловича Двойных. Офицер был вынужден произвести жёсткую посадку «в районе боевых действий. Самолёт разбит, уничтожен. Лётчик капитан ДВОЙНЫХ вернулся в полк». Источники – ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 61; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.
Последние три самолёта Пе-2 (два из них неисправные) 60-го скоростного бомбардировочного полка были переданы в состав эскадрильи 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Хотимск»).
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 11 Сентября 2011, 09:28:28 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 752
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #6 : 11 Сентября 2011, 09:30:56 »
Из моей рукописи, посвящённой хронике боёв в смоленском Присожье:

18 июля 1941 года
Боевой состав по состоянию на 18 июля 1941 года 4-го штурмового авиационного полка, дислоцировавшегося в авиагарнизоне «Каничи»: восемь машин марки «Ил-2»: четыре исправные и четыре требующих восстановительного ремонта. Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.

20 июля 1941 года
В течение 20 июля 1941 года 4-й штурмовой авиационный полк наносил удары по скоплению войск противника у кричевских деревень Свадковичи, Сокольничи и Горбатка. К сожалению, не обошлось без потерь и с нашей стороны: врагу удалось сбить три «ильюшиных» плюс ещё два вернулись на свой аэродром все в пробоинах. Лётчики с упавших самолётов - командир эскадрильи капитан Владимир Дмитриевич Лесников, командир звена лейтенант Григорий Дмитриевич Столетний и пилот младший лейтенант Иван Григорьевич Иванов. При этом двое лётчиков уцелели: в тот же день вернулся в свою часть лейтенант Г.Д. Столетний, а 28 июля 1941 года, перейдя линию фронта, - младший лейтенант И.Г. Иванов. Источники - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 65-67 и 101; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.
Что же касается капитана В.Д. Лесникова, то он, судя по всему, тогда погиб. Известно, что по состоянию на июль 1942 года его семья находилась в эвакуации в столице Таджикистана городе Сталинабаде (ныне – Душанбе) и, несмотря на то, что имела на руках официальное извещение-«похоронку», поступившую из 4-го штурмового авиационного полка, никаких социальных выплат «за потерей кормильца» не получила. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 657, л. 67.

24 июля 1941 года
Среди объектов ударов с воздуха 4-го штурмового истребительного полка в этот день значилось расположенное восточнее Кричева пересечение Варшавского шоссе с железной дорогой. Три «ильюшиных» оказались при этом налёте изрешечёнными зенитным огнём, но все они, благодаря мастерству и мужеству своих пилотов, сумели дотянуть до аэродрома. Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.

25 июля 1941 года
4-й штурмовой истребительный полк тремя уцелевшими Ил-2 атаковал противника, окопавшегося на восточных подступах к Кричеву. Все три «летающих танка» получили пробоины, но сумели без потерь вернуться на свой аэродром. Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.

26 июля 1941 года
В течение 26 июля 1941 года 4-й штурмовой авиационный полк потерял один из двух своих исправных самолётов: с боевого вылета на Мстиславское направление не вернулся командир звена лейтенант Григорий Дмитриевич Столетний. Источники - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 102, 105 и 106; ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.

29 июля 1941 года
В течение дня 4-й штурмовой авиационный полк потерял все свои наличные четыре машины: «Не вернулось с боевого задания три самолёта из района КРИЧЕВ: сбиты ЗА [зенитным огнём] противника – лётчики ПЛЕШКОВ [Сергей, Васильевич; командир звена; старший лейтенант], ЗАЙЦЕВ [Владимир Григорьевич; командир звена; лейтенант] и Резенюк [правильно - Василий Степанович Рязанов; командир звена; младший лейтенант]. Один самолёт (лётчик СПИЦИН) подбит ЗА противника (подбиты шасси): самолёт поломан и отправлен на завод».
Однако в тот же день с Воронежского авиационного завода № 18 в распоряжение полка поступило девять новеньких Ил-2. Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.

30 июля 1941 года
Атаки наших войск на Кричевском направлении были поддержаны эффективными ударами авиации. В частности, уже имевшуюся в распоряжении командований 13-й армии авиагруппировку генерал-полковник Ф.И. Кузнецов за счёт фронтовой авиации дополнительно усилил пятнадцатью скоростными бомбардировщиками марки «СБ-2». Источник – ЦАМО: ф. 226, оп. 648, д. 26.
Наши бомбардировщики и штурмовики Ил-2 в течение дня активно наносили удары по прифронтовым аэродромам и моторизованным колоннам немцев.
Истребительная же авиация среди прочего имела задачей уничтожить аэростат артиллерийской разведки, запущенный на тросе гитлеровцами в небо над Кричевом. Но результат её атаки на этот аэростат в доступных автору документах 13-й армии, увы, не отражён. Источник – ЦАМО: ф. 226, оп. 648, д. 26.
А эти строки из Журнала военных действий армий Центрального фронта (1-го формирования) с некоторыми итогами боевой страды советских авиаторов за 30 июля 1941 года: «ВВС фронта уничтожили:
а) автоколонны пр-ка на дорогах между ЧЕРИКОВ и ПРОПОЙСК;
б) пехоту пр-ка в районах ПРИБОР, НИКОНОВИЧИ, ПЕТРИКОВ;
в) самолёты на аэродромах БОБРУЙСК и ст. БЫХОВ;
г) Разрушали переправы и уничтожали пехоту и огневые точки в районе КРИЧЕВ». Источник – ЦАМО: ф. 226, оп. 648, д. 21.
Потери советских ВВС: под Кричевом врагом сбит один Ил-2 из состава 4-го штурмового авиационного полка: «Самолёт разбит, лётчик [командир звена лейтенант Николай Дмитриевич Конов] убит». Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 9.

31 июля 1941 года
В течение суток 31 июля 1941 года ВВС Центрального фронта (1-го формирования) «произвели разведку в направлении ст. БЫХОВ, БОБРУЙСК, Бомбили мотомехколонны пр-ка на дороге МАСТИЦКАЯ, ЮРКОВКА, КРИЧЕВ. Установлено 9 прямых попаданий.
Кроме этого, наша авиация вела борьбу с самолётами пр-ка [в] районе ГОМЕЛЬ. Уничтожено 4 самолёта пр-ка из них 3 на аэродроме БЕЛЬ 1-я». Источник – ЦАМО: ф. 226, оп. 648, д. 21.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 752
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #7 : 11 Сентября 2011, 09:57:04 »

В приведённых выше документах 7 самолётов Ил-2 числятся сданными в 285-е мастерские 285-й авиационной базы в Старом Быхове.
По меньшей мере три машины этого типа (с бортовыми номерами «2», «2/4» и «5/2») были захвачены там немцами. См. здесь: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/ijul_1941_nemeckaja_fotoehkskursija_po_aehrodromu_bykhov/3-1-0-36
Немецкие фотографии с этого аэродрома запечатлели только три оставленных там Ил-2, в том время как было их там, как следует из приведённых уважаемым Сергеем Сергеевичем документов, семь штук. Очевидно, что остальные четыре Ил-2, оставленные в 285-х мастерских, стояли не под открытым небом, а в ремонтном ангаре, в полумраке которого немцам фотографироваться было не с руки.



Первые боевые вылеты на ИЛ-2 в действительности совершили лётчики 74 шап и это случилось 25 июня 1941 года. Так, согласно оперсводке штаба 13 БАД , совершены два вылета на Ил-2 из 10 сад на штурмовку мотомехколонны немцев на дороге ст. Грудополь – ст. Косов. Из подробностей этого вылета известно только то, что оба самолета имеют пробоины от пуль и осколков, к сожалению имена пилотов, выполнивших первый вылет не известны. Источник – ЦАМО: ф. «13 бад», оп. 1, д. 2, л. 16.
Из документов 74 шап (ЦАМО, ф. «70 шап», оп. 516291, д. 1, л. 54) известно, что всего пилоты этого полка выполнили из Бобруйска (то есть 25-27 июня 1941 года) 15 боевых вылетов на штурмовку…

Сделаю уточнение, что аэродром, находившейся в городе Быхове, в наших документах проходит как «Старый Быхов» – по дореволюционному названию города.
Со своей стороны прошу Вас уточнить для меня номер «быховских» аваимастерских, ибо в доступных мне документах 11 сад они обозначены под номером «295». Описка?
Приведу эти документы в изложении. Это со страниц моей рукописи: «Боевой состав 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС 13-й армии Западного фронта по состоянию на середину июля 1941 года:
- управление и службы боевого обеспечения и тыла; на вооружении – немногочисленные самолёты У-2, УТ-2 и И-153 «Чайка». Дислокация – сначала в авиагарнизоне «Климовичи», но к середине июля 1941 года: управление – уже в авиагарнизоне «Сеща», а оперативная группа во главе с комдивом-11 дважды Героем Советского Союза генерал-лейтенантом авиации Г.П. Кравченко – в авиагарнизоне «Хотимск»;
- военная прокуратура дивизии. Дислокация – при управления соединения. Среди её военных следователей – политрук (условно равно старшему лейтенанту) Владимир Алексеевич Кошкин, назначенный на данную должность 13 июля 1941 года;
- два истребительных полка, вооружённых самолётами И-16: 32-й (авиагарнизон «Хотимск») и 184-й (авиагарнизон «Каничи»);
- один штурмовой полк – 4-й; вооружение – самолёты Ил-2;
- два неполные в/ч фронтовых бомбардировщиков: эскадрилья 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка и уже утративший в боях свою мощь 60-й скоростной бомбардировочной авиационный полк. Вооружение – пикировщики Пе-2;
- транспортный отряд управления дивизии, куда, в том числе, был прикомандирован «для облуживания нужд фронта» экипаж самолёта ПС-3 Гражданского воздушного флота в составе: командир корабля – капитан Андрей Иванович Восканов; бортмеханик – Василий Степанович Перелыгин; техник авиационный – воентехник 2 ранга (условно равно лейтенанту) Семён Константинович Смирнов; моторист – Александр Иванович Прохоровский. Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 2, д. 2, л. 39;
- авиазвено связи при управлении дивизии;
- «ремонт матчасти на аэродромах, площадках и др. пунктах обеспечивается тремя платформами и четырьмя рем. бригадами. Рембригады составлены из оставшихся специалистов 286-й авиамастерской (Бобруйск) и 295 авиамастерской (БЫХОВ) и заводской бригадой завода № 18 [авиазавод в городе Воронеже]. Основным недостатков в быстрейшем восстановлении матчасти являются: ОТСУТСТВИЕЙ ЗАПЧАСТЕЙ НА Ил-2, Пе-2 и И-16 и моторов М-63, М-25В. Благодаря тому, что достали в Москве и ВОРОНЕЖЕ запчасти и привезли на двух ДС-3 плюс – запчасти с разбитых самолётов, – этим только и восстанавливали матчасть». Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 20;
- авиационный тыл – в лице частей и подразделений 14-го отдельного района авиационного базирования (в/ч 4894) в составе, по неполным данным, 165-го и 177-го отдельных батальонов авиационного базирования и 313-й авиабазы».
« Последнее редактирование: 22 Января 2017, 20:50:10 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 752
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #8 : 21 Сентября 2011, 21:02:38 »
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818884-0009/00000118.JPG&id=50085355&id=50085355&id1=22da6dbc363073a2978f1aaf8f1ef1cd
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818884-0009/00000119.JPG&id=50085356&id=50085356&id1=c1112459a70552c63d4d7bf873a6c9d1


Номер записи    9514318
Фамилия   Алексеев
Имя   Андрей
Отчество   Архипович
Дата рождения   __.__.1915
Место рождения   Украинская ССР, Ворошиловградская обл., Б.-Вергунка, ул. Ульянова
Последнее место службы   11 САД 4 ШАП
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   13.07.1941
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20054-0000002-0005/00000387.jpg&id=9514317&id=9514317&id1=1778bcf1b11258aa9020a3da96640c32

только упоминается - http://www.allaces.ru/p/ls.php?div=bap0004007

найден документ, в котором говорится что было найдено удостоверение к медали ЗА ОТВАГУ на его имя:

http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818884-0009/00000118.JPG&id=50085355&id=50085355&id1=22da6dbc363073a2978f1aaf8f1ef1cd
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818884-0009/00000119.JPG&id=50085356&id=50085356&id1=c1112459a70552c63d4d7bf873a6c9d1

в приказе об исключении - с ошибкой в дате смерти

Номер записи    574530098
Фамилия   Алексеев
Имя   Андрей
Отчество   Архипович
Дата рождения   __.__.1913
Последнее место службы   4 лег. бомб. ав. полк 11 САД
Воинское звание   лейтенант
Причина выбытия   убит
Дата выбытия   03.07.1941
Источники информации   ЦАМО

На http://podvignaroda.mil.ru/ - о награждении информации нет.

На http://podvignaroda.mil.ru/ - о награждении информации нет.

Это награда, судя по всему, за Финскую кампанию...

В настоящий момент прах офицера покоится на воинском мемориале деревни Тёмный Лес Дрибинского района Могилёвской области Республики Беларусь.
« Последнее редактирование: 22 Января 2017, 20:51:06 от Sobkor »
Записан

vitalvik

  • Альчиков Виталий Викторович
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 7
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #9 : 04 Октября 2011, 09:05:02 »
Источник –  ЦАМО: ф. 151, оп. 13040, д. 122, лл. 198-213. Приказ по войскам Харьковского военного округа за № 00243 от 19 июня 1941 года о переводе летнабов в другие полки в связи с получением новых самолетов – марки «Ил-2»:






Источник –  ЦАМО: ф. 151, оп. 13040, д. 122, ллл. 198, 201-203 и 213.
Список летнабов, переведённых из 4 шап в 60 сбап в связи с перевооружением полков:
СОВ. СЕКРЕТНО
                                                                                                 Экз. № 2

ПРИКАЗ ВОЙСКАМ ХАРЬКОВСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА
По личному составу ВВС
19 июня 1941 г.                         № 00243                             г. Х а р ь к о в
(список с 1 по 22)
23. Старший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Старший лейтенант КОВАЛЕВ Илья Иванович, освобождается от занимаемой должно- сти и назначается на ту же должность в 60 Ближне-бомбардировочный авиационный полк.
          Рожд. 1908 г., крестьянин, русский, б/п, в КА с 1930 г. в ВВС с 1934 г. Образование:   
          общее – 7 кл., военное – пехшкола в 1934 г. ХВАУ в 1935 г. В должн. Ст. летнаба 2 г. 9 мес., на равнозначащую, на укомплектование, внутри округа.
24. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант АЛЬЧИКОВ Виктор Яковлевич, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 ближне-бомбардировочный авиационный полк.
         Рожд.1921 г., служащий, русский, член ВЛКСМ с 1937 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
         Образование: общее – 10 кл., военное – . ХВАУ в 1940 г.  В должн. мл. летнаба 7 мес.  на равнозначащую, на укомплектование,   внутри  округа.
25. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант БАТУРИН Андрей Владимирович, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 Ближне-бомбардировочный авиацион- ный полк.
         Рожд.1919 г., служащий, русский, член ВЛКСМ с 1940 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
         Образование: общее – 10 кл., военное – . ХВАУ в 1940 г.  В должн. мл. летнаба 7 мес. на равнозначащую, на укомплектование,   внутри  округа.
26. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант СЫТНИК Павел Андреевич, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 Ближне-бомбардировочный авиацион- ный полк.
         Рожд.1917 г., служащий, украинец, канд. ВКП(б) с 1939 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
         Образование: общее – 3 к. техникума, военное –ХВАУ в 1940 г. В должн. мл. летнаба  7 мес.  на равнозначащую, на укомплектование,   внутри  округа.
27. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант БЕЗЯЗЫКОВ Василий Григорьевич, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 Ближне-бомбардировочный авиационный полк.
         Рожд.1918 г., служащий, русский, член ВЛКСМ с 1935 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
         Образование: общее – 3 к техникума, военное –ХВАУ в 1940 г.  В должн. мл. летнаба 7 мес. на равнозначащую, на укомплектование,   внутри  округа.
28. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант БЛУДОВ Петр Степанович, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 Ближне-бомбардировочный авиацион- ный полк.
         Рожд.1919 г., служащий, русский, член ВЛКСМ с 1937 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
         Образование: общее – 8 кл., военное – . ХВАУ в 1940 г.  В должн. мл. летнаба 7 мес. на равнозначащую, на укомплектование, внутри  округа.
29. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант ТКАЧУК Александр Григорьевич, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 Ближне-бомбардировочный авиацион- ный полк.
         Рожд.1921 г., служащий, украинец, член ВЛКСМ с 1938 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
         Образование: общее – 10 кл., военное – . ХВАУ в 1940 г.  В должн. мл. летнаба 7 мес. на равнозначащую, на укомплектование, внутри  округа.
30. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант САКУН Василий Николаевич, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 Ближне-бомбардировочный авиацион- ный полк.
      Рожд.1919 г., служащий, украинец, член ВЛКСМ с 1937 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
      Образование: общее – Рабфак, военное – ХВАУ в 1940 г.  В должн. мл. летнаба 7 мес. на равнозначащую, на укомплектование,   внутри  округа.
31. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант АЛЕКСАНДРОВ Николай Мойсеевич, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 Ближне-бомбардировочный авиационный полк.
   Рожд.1919 г., служащий, украинец, член ВЛКСМ с 1937 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
  Образование: общее–3 к техникума, военное–ХВАУ в 1940 г. В должн. мл. летнаба 7 мес. на равнозначащую, на укомплектование, внутри  округа.
32. Младший летчик наблюдатель 4 Скоростного бомбардировочного авиационного полка – Младший лейтенант ВОЛОХОВ Александр Иванович, освобождается от занимаемой должности и назначается на ту же должность в 60 ближне-бомбардировочный авиацион- ный полк.
         Рожд.1921 г., служащий, русский, член ВЛКСМ с 1940 г., в КА и в ВВС с 1939 г. 
         Образование: общее – 10 кл., военное – . ХВАУ в 1940 г.  В должн. мл. летнаба 7 мес. на равнозначащую, на укомплектование,   внутри  округа.
(список с 33 по 95)
КОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ ОКРУГА            ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА ОКРУГА.
         ГЕНЕРАЛ ЛЕЙТЕНАНТ                                              КОРПУСНОЙ КОМИССАР
                     /СМИРНОВ/                                                                     /НИКОЛАЕВ/
Экз.                                                      НАЧАЛЬНИК ШТАБА ОКРУГА
1-   Штаб ХВО                                       ГЕНЕРАЛ МАЙОР
2-   УК ВВС КА                                          /КОЛПАКЧИ/
3-   ОК ВВС ХВО
Майор СИДОВ                                Верно: ст. пом. Нач. отд. кадров
        № 358                                                     ВВС ХВО – интендант 3 р.
                                                                                 /Косимов/

ЦАМО: ф. 20054а, оп. 2, д. 2, л. 10.

Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, лл. 8-10 и 14.
Донесение об общих потерях материальной части и летного состава частей 11 сад за период с 1 по 31 июля 1941 года:





Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, лл. 19-21.
Донесение о состоянии 11 сад:



« Последнее редактирование: 23 Февраля 2019, 15:44:53 от Sobkor »
Записан

Morsunin

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 14
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #10 : 06 Октября 2011, 19:45:47 »
Только не 32 иап, а 32-а иап (его командир – капитан Кузин). Другая половина 32 иап (комполка – подполковник А.П. Жуков, 36 машин марки «И-16») вошла в состав 43 иад.
« Последнее редактирование: 23 Февраля 2019, 15:58:54 от Sobkor »
Записан

Ирина А.

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8
Re: 4 шап: лето 1941-го
« Reply #11 : 23 Февраля 2019, 15:20:52 »
Здравствуйте!
Получила сообщение из Беларуси в ОК: «Летом «подняты» были фрагменты самолёта, под крылом которого найдены останки пилота. Также было найдено сидение, на котором продублирован номер машины. Однако семь месяцев поиска по номеру результатов не дал: сидение, скорее всего, было переставлено с другого самолёта, так как за этим номером в 4 шап и других полках машины с таким номером не было. Ситуацию прояснили криминалисты: эксперты на титульном листе формуляра пулемёта выявили четыре цифры рукописного исполнения. Оказалось, что они полностью совпадают с номером самолёта, на котором погиб Кошелев Василий Тимофеевич. Также совпадает звание пилота, так как у погибшего были петлицы со знаками различия старшего лейтенанта»…
« Последнее редактирование: 23 Февраля 2019, 15:55:38 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »