Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: КПП войск НКВД СССР на фронтовых аэродромах  (Прочитано 628 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Приказ по войскам Западного фронта за № 0025 от 4 февраля 1943 года предписывал:
- командующему 1-й воздушной армии генерал-лейтенанту С.А. Худякову – выделить три аэродрома, с которых и производить отправку самолётов в расположение партизанских отрядов;
- начальнику Управления войск НКВД по охране тыла Западного фронта генерал-майору И.С. Любому – на каждом из выделенных аэродромом организовать КПП войск НКВД СССР численностью в 5-6 человек.
Своим приказом за № 001 от 10 февраля 1943 года командарм-1 генерал-лейтенант С.А. Худякову во исполнение приказа по воскам фронта за № 0025 от 4 февраля 1943 года огласил список таких аэродромов:
- «Умилянка» и «Спас-Загорье» – 1 оап ГВФ;
- «Климово» – 884 сап;
- «Харькино» – 885 сап;
- «Лотошино» – 431 сап;
- «Гаретово» – 162 сап;
- «Тишино» – 172 сап;
- «Кувшиновка» – 510 сап;
- «Васильевское» – 745 сап;
- «Красный Гай» – 880 сап;
- «Дятлово» – 168 сап.
В свою очередь штаб Управления войск НКВД по охране тыла Западного фронта своим распоряжением за № 1082/1 от 11 февраля 1943 года распорядился при фронтовых аэродромах создавать КПП войск НКВД СССР «для проверки самолётов, людей и грузов, направляемых со специальными заданиями в тыл и прибывающих из тыла противника». Источники – РГВА: ф. 32935, оп. 1, д. 30, лл. 263-265.
То есть при озвученных выше аэродромах были созданные сводообразные пограничные пункты пропуска – с целью проверки лиц и грузов как убывающих по воздуху в партизанский край, так и прибывающих оттуда.
КПП войск НКВД СССР при аэродромах действовали, как минимум, до зимы 1943/1944 гг. При этом при «аэродроме 1 осап [правильно – 1 оап ГВФ]» с 1 сентября 1943 года и по состоянию на 15 ноября 1943 года работало КПП от 132-го пограничного (впоследствии – Минский ордена Красной Звезды) полка войск НКВД СССР. Его возглавлял заместитель по оперативной работе начальника 7-й линейной заставы 2-го стрелкового батальона младший лейтенант Фёдор Архипович Коценко 1921 г.р.
Общая численность данного КПП составляла шесть человек, в том числе: офицеров – один; представителей сержантского состава – два, рядовых бойцов – три. Вооружение: автоматов ППШ – один, 7,62-мм винтовок образца 1891/1930 гг. – четыре, наган – один.
Это КПП ежедневно выставляла на обслуживаемом аэродроме круглосуточный пост наблюдения, а ночью дополнительно – парный патруль «для освещения прилегающей к аэродрому местности».
За период с 1 сентября по 15 ноября 1943 года аэродромом «отправка грузов, людей в тыл противника и приёма самолётов из тыла противника не производилось». А поскольку сам аэродром неплохо охранялся базировавшимися на нём авиачастями, то, по мнению командования 132-го погранполка письменного доведённого в вышестоящий штаб, дальнейшее пребывание КПП на аэродроме 1-го отдельного авиационного полка ГВФ бесполезно.
В том же документе указано, что подчинёнными младшего лейтенанта Ф.А. Коценко в озвученный выше период задержали пять лиц, передвигавшихся в прифронтовой зоне без установленных документов, а также по информации, полученной от членов организованной ими бригады содействия, выявили и произвели арест дезертира, который укрывался в деревне Иванково Всходского района Смоленской области, зарабатывая здесь себе на прокорм ремеслом плотника. Источники – РГВА: ф. 32935, оп. 1, д. 31, лл. 437 и 437об.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »