Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Вольская военная авиационная школа механиков  (Прочитано 1110 раз)

начкар@

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 399
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
О наличии документов в ЦАМО: http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0977539-0012/00000577.JPG&id=68468929&id=68468929&id1=afc85d1c2bacb96a69e914e66178e35e

Цитировать
Из истории 1-ой Вольской военной авиационной школы механиков

ШКОЛА ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС СОВЕТСКОЙ АРМИИ (1931-1941)
Наступил 1931 год. Большими темпами развивается отечественная авиация. Для качественной подготовки самолетов к полетам необходимо было иметь высококвалифицированные технические кадры. Приказом Реввоенсовета СССР №44 от 6 июня 1931 г. Вольская объединенная школа летчиков и авиатехников была реорганизована и стала именоваться 2-ой военной школой авиационных техников (2-я ВШАТ).
Задача подготовки летчиков со школы снималась, но масштабы подготовки кадров авиационных техников намного увеличивались. В связи с этим начальник школы комдив Жаров Ф. И. был отозван в управление ВВС РККА, а начальником 2-й ВШАТ назначен комдив Харитонов Георгий Иванович, пробывший в этой должности менее полугода. Его сменил Михаил Тимофеевич Николаев, который прослужил до 1933 г.
Летом прибыло очень большое пополнение. В один набор необходимо было укомплектовать сразу несколько батальонов. Не хватало зданий и помещений. Силами преподавателей, командиров и курсантов началось строительство ангара, автопарка и зданий для учебных классов, для жилья курсантов и офицеров. Особенно большая необходимость была в постройке зданий под казармы, большинство курсантов нового пополнения жило в палатках.
Строительство первого здания началось в июле 1931 г. силами школы. Было создано 15 строительных бригад. Ежедневно после занятий курсанты расходились на строительные площадки и работали до ночи. Благодаря такому энтузиазму казарма в удивительно короткий срок, за 4 месяца, была построена, а 25 ноября курсанты переселились в нее из палаточного городка. В это же время началось строительство и нового учебного корпуса, которое было завершено в 1936 г.
Имевшиеся в наличии старые кадры уже не могли обслужить громадный приток нового пополнения курсантов. Большое увеличение количества курсантов потребовало увеличения и преподавательско-инструкторского состава. Поэтому при школе были организованы курсы подготовки преподавателей и инструкторов. Эти курсы сделали пять выпусков. Молодые преподаватели после стажировки в строевых частях вводились в строй, и большинство из них вскоре стало квалифицированными педагогами. На первое января 1931г. число молодых, выращенных в стенах школы, преподавателей-инструкторов составляло около 70 % всего обучающегося состава...
Полный текст: http://volsk1rota.narod.ru/histor003.htm

УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ (1941-1945)
5 февраля 1941 г. приказом Наркома обороны СССР училище было переименовано в 1-ю Вольскую военную авиационную школу механиков. С 1 марта началась подготовка сержантов-механиков по эксплуатации самолетов. Первую половину 1941 г. школа жила, как и вся Красная Армия, обычной армейской жизнью, настойчиво решая новые задачи по подготовке сержантского состава для авиационных частей и успешно осваивая сложную авиационную технику. Были введены новые сроки обучения, и в соответствии с ними осуществлялась подготовка к первому выпуску курсантов. Началась энергичная работа по созданию учебной базы, переподготовка преподавателей и инструкторов для работы на новой технике. Курсанты набора 1940 г. по окончании годичного срока обучения были выпущены механиками с присвоением сержантских званий. Первый отряд младших авиатехников был выпущен в июне 1941 г. Большинство из них в составе авиационных частей участвовали в первых боях с фашистскими захватчиками, вероломно напавшими на нашу страну.
22 июня 1941г., ранним утром началась Великая Отечественная война. После сообщения Советского Правительства о вероломном нападении фашистской Германии весь личный состав был собран по тревоге и выстроен на плацу. Начальник школы военинженер 1 ранга Хадеев С. П. открыл митинг. Гневом и лютой ненавистью к врагу, страстной любовью и преданностью к Советской Родине были наполнены речи выступающих офицеров, курсантов, рабочих и служащих. Они выразили готовность встать на защиту Отечества.
Уже к вечеру 22 июня в адрес командования школы стали поступать десятки резолюций партийных и комсомольских собраний, рапорты и письма с просьбой отправить на фронт. Нельзя без волнения и гордости читать документы тех времен: «Курсанты 1-го батальона готовы отправиться на фронт и дать уничтожающий отпор фашистским разбойникам».
«Мы все как один, - говорилось в решении партийного собрания 3-го батальона (секретарь парторганизации, батальонный комиссар Палатников Н.В.), - сомкнем ряды вокруг Коммунистической партии, встанем на защиту наших рубежей и, если потребуется, отдадим свои жизни, чтобы отстоять великое дело социализма». Не было в школе такого коллектива, который не выразил бы свой гнев, возмущение вероломному нападению врага, свою готовность отдать все силы для разгрома фашистских захватчиков».
Перед школой была поставлена основная задача - быстрее и качественнее готовить кадры авиационных специалистов для фронта. Этим личный состав и должен был содействовать нашей победе в «смертельной схватке с коварным и злейшим врагом социализма - германским фашизмом». Необходимо было в кратчайшие сроки освоить новые самолеты и моторы, принятые на вооружение ВВС Красной Армии. Страна перевооружила Воздушный флот новой материальной частью, и потому требовались люди, способные владеть этой техникой, выжать из нее все, что она могла дать.
4 апреля 1942 г. к руководству школой приступил инженер-полковник Христюк Степан Харитонович. Это был опытный педагог. За деятельность по воспитанию офицерских кадров он неоднократно отмечался государством, был награжден: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3.11.1944 г. за выслугу лет орденом Красной Звезды; Указом Президиума Верховного Совета СССР 18.08.1945 г. за подготовку кадров орденом Отечественной войны 2-й степени; за подготовку кадров для Монгольской народно-революционной армии Постановлением Малого Хурала МНР от 6.11.1945 г. орденом «Полярная Звезда».
За военный период школа под его руководством проделала большую работу, связанную с освоением, накоплением и ремонтом новой материальной части и использованием ее для подготовки полноценных авиационных механиков, способных эксплуатировать самолеты на фронте. Это был период напряженного труда всего личного состава и, в первую очередь, преподавателей и инструкторов, на долю которых выпала основная тяжесть всей возложенной на них работы. Началось освоение новой техники, обучение на ней курсантов. Ремонтировались самолеты, осуществлялась помощь другим частям в овладении эксплуатацией новых самолетов и моторов.
Вольская школа первой из авиационных школ Советского Союза перешла к обучению курсантов на новых самолетах Як-1 (истребитель) и Пе-2 (пикирующий бомбардировщик). Эти самолеты поступили в школу в июле 1941 г. (три Як-1 и один Пе-2). Получаемые аварийные самолеты были основательно «раздеты», без оборудования, электропроводки и моторов. Эксплуатационному циклу с трудом удавалось из 2-3 собрать один учебный самолет. Суворов В.Н., Яновский Д. С, Чмут В. И. первыми взялись за изучение конструкции новых самолетов, моторов, оборудования, вооружения и методов их эксплуатации. Цикл обеспечил своевременное выполнение задания по ремонту и сборке самолетов. В результате, уже в ноябре 1941г. были собраны четыре Як-1, на которых были установлены моторы, смонтирована электропроводка. К маю 1942 г. в строю было 23 мотора ВК-105 и 11 самолетов Як-1.
Самолетный парк продолжал расти, и к 1 октября 1943 г. школа располагала таким количеством самолетов и моторов, которого вполне хватало для нормального обучения курсантов.
 
ЗАНЯТИЯ КУРСАНТОВ ШКОЛЫ НА САМОЛЕТЕ ЯК-1. Фото 1942 г.
Большую работу по созданию новой материальной части проделал моторный цикл. За 1942 г. из деталей разбитых моторов было собрано 12 ВК-105 и 8 моторов для изучения конструкции. Циклом было отремонтировано 24 мотора М-100, много различных агрегатов, инструментов и приспособлений. Заново была создана лаборатория дефектов мотора ВК-105п и его агрегатов. Кропотливая работа циклов по созданию новой материальной части сыграла большую роль в улучшении наглядного обучения курсантов.
В 1942 г. самоотверженным трудом эксплуатационного, моторного, самолетного, авиаремонтного и тактического циклов было разработано, изготовлено и внедрено в учебный процесс 914 схем, макетов, моделей, разрезов и витрин.
Оживилась рационализаторская и изобретательская работа. Только за 1942 г. было подано 645 предложений, принято - 623, реализовано - 360. К 1943 г. создано много действующих макетов, например: электрооборудование Як-1, управление взлетно-посадочными щитками Пе-2, бензосистема Пе-2, гидросистема шасси, костыля и другие.
 
КЛАСС КОНСТРУКЦИИ САМОЛЕТА ЯК-1 (слева), ПЕ-2 (справа). Фото 1943 г.
Таким образом, за два года войны в школе была создана богатая учебно-материальная база, обеспечивающая качественную подготовку авиамехаников для фронта.
Шли дни напряженной учебы. Строевая подготовка сменялась физической. Работа в мастерских чередовалась с учебой в аудиториях и на стрельбище. Школа жила дыханием войны. Весь сентябрьский выпуск 1941 г., изучивший первым самолет Як-1, был отправлен в действующие фронтовые авиачасти.
Наряду с обучением курсантов, обеспечением новой материальной частью и ее освоением личный состав эксплуатационного цикла и авиационных мастерских школы проделал большую работу по ремонту и восстановлению самолетов старых типов СБ и ДБ-3. Под руководством старшего преподавателя инженер-майора Суворова В.Н. и инструкторов - старших техников лейтенантов Яновского Д. С, Чмут В. И., Довгань П. А., Зарва Г. С, Волкова Д. П. в течение 11 месяцев было восстановлено 7 самолетов СБ, 3 самолета ДБ-3, а к концу войны еще 14 истребителей И-15 и 11 самолетов И-16. В декабре 1942 г. почти весь состав эксплуатационного цикла переключился на восстановление самолетов Як-1 и моторов ВК-105ПФ для фронта. Продукция мастерских шла под Москву, Сталинград, Кронштадт, Севастополь, Воронеж, а также в летные школы Приволжского военного округа. Всего за время войны в школьных мастерских было отремонтировано и передано в строевые части: 137 самолетов, 377 моторов различных типов, 254 винта, 347 самолетных лыж, свыше 2000 агрегатов и авиаприборов.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Слева направо: СУВОРОВ В.Н., ЯНОВСКИЙ Д.С., ДОВГАНЬ П.А., ЧМУТ В.И., ЗАРВА Г.С.
Наряду с ремонтом самолетов и моторов оказывалась помощь частям и учебным заведениям ВВС в освоении новой авиационной техники и ее ремонте, снабжении их наглядными пособиями, переподготовке летчиков и техсостава. Школа младших авиаспециалистов была обеспечена полностью наглядными пособиями и учебными материалами. Ей был передан исправный самолет ЛАГГ-3 с полным комплектом схем, разрезов и макетов. Курсантский состав обучался нашим преподавательско-инструкторским составом.
В октябре 1942 г. была сформирована и подготовлена аэродромно-техническая команда, которая в 1943 г. отправлена в 17-ю воздушную армию на фронт.
Важным событием стало вручение школе Боевого Красного Знамени. В день авиации 20 августа 1944 года в торжественной обстановке на школьном стадионе от имени Президиума Верховного Совета СССР заместителем командующего ВВС ПриВО генерал-майором авиации Игнатовым состоялось вручение Боевого Красного Знамени. Школе предстояло хранить этот символ чести, доблести и славы как напоминание «каждому курсанту и офицеру об их священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, не щадя крови и самой жизни». Это событие «подняло моральный дух и ответственность всего личного состава за выполнение заданий партии и правительства по подготовке высококвалифицированных специалистов для ВВС нашей Родины». Для охраны этой священной реликвии был установлен Пост № 1. Часовыми у Знамени стали назначаться только лучшие курсанты-отличники учебно-боевой и политической подготовки.
Коллектив школы принимал участие во всех общегосударственных мероприятиях партии и правительства, направленных на укрепление экономического и военного могущества нашей Родины и ее Вооруженных Сил.
25 мая 1944 г. «Правда» опубликовала обращение колхозника Саратовской области Ферапонта Петровича Головатого с призывом ко всем колхозникам усилить сбор средств на постройку самолетов, танков, пушек и другой военной техники. Свой призыв Ферапонт Петрович подкрепил личным примером. В июне 1944 г. в городе Саратове состоялся митинг, посвященный передаче нашему выпускнику майору Еремину Б. Н. второго самолета, построенного на средства Головатого Ф. П. Этот призыв нашел горячий отклик в сердцах тружеников села Вольского района, завода «Большевик» и коллектива Вольских учлетов и авиамехаников. Офицеры, курсанты, рабочие и служащие подписались на государственный займ на сумму более 6 млн. рублей, внесли в фонд обороны страны 1 244 752 рубля, на строительство танковой колонны «Саратовский комсомолец» - 90 345 рублей, на постройку самолета «Волжанин» - 251 032 рубля, в фонд помощи детям фронтовиков - 7 848 рублей.
Жены офицеров школы взяли шефство над тремя госпиталями в городе Вольске по уходу за тяжелоранеными бойцами, ремонту помещений, стирке белья, сбору посуды, обеспечению больничного уюта и обихода.
Весь состав школы сплотился в дружный монолитный коллектив, объединенный великой и священной целью освобождения Советской страны от фашизма. Долгожданная весть о победоносном окончании Великой Отечественной войны была встречена с огромной радостью и воодушевлением курсантами, офицерами, рабочими, служащими Красной Армии и их семьями.
Праздничным весенним утром 9 мая 1945 г. собрался личный состав школы на митинг, чтобы отпраздновать великую историческую Победу. Начальник школы инженер-подполковник Христюк С.X. подвел краткий итог работы педагогов и курсантов за годы войны, указав, что и личный состав внес свой «скромный вклад в дело победы над фашизмом». Каждый офицер, сержант и курсант своим напряженным трудом и учебой укреплял боевую мощь Воздушных Сил Красной Армии, честно и добросовестно выполнял свой долг перед Родиной по подготовке квалифицированных и стойких кадров для фронта.
Школа воспитала двадцать девять Героев Советского Союза, прославленных летчиков страны. Десятки и сотни ее воспитанников получили высокие награды Родины. Источник: http://volsk1rota.narod.ru/histor005.htm

ВОЛЬСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1964)
Победоносное окончание Великой Отечественной войны открыло новый исторический этап в жизни страны, переход к мирному созидательному труду. Но вместе с тем произошли изменения в отношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, которые характеризовались, прежде всего, враждебными политическими акциями сторон. Начинается эра «холодной войны». Формируются военно-политические блоки, на первый план выдвигается военно-политическая доктрина «массированного ответного удара» или «массированного воздействия». В условиях ужесточения конфронтации с бывшими союзниками Советский Союз, однако, не ослабил обороноспособность, сохранил на высоком уровне боевую мощь Вооруженных Сил. Был взят курс на строительство мощной, закаленной в войне с фашизмом кадровой армии, значительно сокращенной по численности, но оснащенной новейшими видами вооружения, способной решать боевые задачи.
Послевоенные годы открыли новую страницу в развитии советских Военно-воздушных сил. Их боевая техника стала принципиально иной, чем в годы минувшей войны. Реактивные самолеты быстро вытеснили поршневую авиацию. Это, несомненно, сказалось на профиле и специализации авиационных школ и училищ. В первый послевоенный 1946 г. Вольская военная авиационная школа продолжала готовить авиамехаников по эксплуатации истребителей (Як-3, Як-9), бомбардировщиков (Пе-2 и Ту-2). Эта боевая авиационная техника выдержала испытания в воздушных боях во время войны. Было произведено 3 выпуска механиков.
В школе в это время имелись 52 хорошо оборудованные лаборатории и 14 цехов ремесленной и ремонтной подготовки. Все они были представлены комиссии смотра-конкурса школ и училищ ВВС Приволжского военного округа. Среди технических вузов округа школа заняла первое место и была выдвинута на смотр-конкурс частей, школ и училищ ВВС Вооруженных Сил.
 
СЛУШАТЕЛИ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ. ШИХАНЫ. 1 сентября 1945 года.
Для оснащения учебного процесса материальной частью хорошо потрудились рационализаторы школы. Некоторые их предложения имели общевузовское значение: объемные макеты бензосистемы, масло-, водосистемы Як-3 и Як-9, действующий макет с регулятором оборотов двигателя Р-7, приспособление для подъема и выпуска шасси Ту-2 и приведения в действие других агрегатов гидросистемы самолета без запуска двигателя. Четырнадцать экспонатов, изготовленных рационализаторами, были отправлены на выставку наглядных пособий ВВС Вооруженных Сил, из них 10 были приняты комиссией выставки к изготовлению в стационарных мастерских.

ОБЪЕМНЫЕ МАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КАК УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Фото 1948 г.
Со временем в авиации более активно стала использоваться реактивная техника, поэтому весь 1946 г. многие преподаватели и инструкторы изучали реактивную технику на заводах, на сборах и в системе офицерской учебы. Для наглядного обучения были изготовлены действующие макеты реактивного двигателя. Это было все, с чем можно было приступать к обучению курсантов по новой программе. К трудностям в учебном процессе прибавлялись и трудности бытового порядка: недоставало казарменного фонда, испытывался недостаток мебели и хозяйственного оборудования.
В декабре 1947 г. школа произвела первый выпуск курсантов по эксплуатации реактивных самолетов. Работа командования, преподавательского состава позволила добиться более высоких результатов на выпускных экзаменах по сравнению с 1946 г.: 77% выпускников окончили школу по первому и второму разрядам.
В 1948 г. больших изменений в специализации курсантов не было. Однако перед руководством вузов ВВС Главкомом была поставлена задача сделать их образцовыми военно-учебными заведениями. В 1948 году комиссии УВУЗ ВВС СССР и ВВС ПриВО отметили, что в Вольской школе проделана большая работа по освоению новой авиационной техники и организации учебного процесса, подготовке авиационных механиков по технической эксплуатации реактивных самолетов.
В начале 1949 г. школа перешла на новый штат. Увеличилось количество переменного и постоянного состава. Обучение велось по двум программам - со сроками в один и полтора года. Изменилась и специализация подготовки курсантов - основная масса их готовилась по эксплуатации реактивной техники. Кроме того, школа начала выпускать авиационных техников и продолжала обучение авиамехаников.
В связи с недостатками инструкторского состава и авиационной техники занятия пришлось вести в две смены. Трудность состояла и в том, что большинство инструкторов и курсовых офицеров впервые начали вести занятия с курсантами.
Основное внимание в методической работе было уделено подготовке молодых преподавателей, инструкторов и курсовых офицеров. С ними проводились сборы по циклам, инструкторско-методические и показательные занятия, изучались «Указания по методике обучения курсантов в технических вузах ВВС» с последующим принятием зачетов. В работе методических совещаний, предметно-методических комиссий и педагогического совета школы преобладали вопросы организации учебно-воспитательной работы. Много внимания было уделено обеспечению лабораторий новыми агрегатами двигателей и самолетов, предметами оборудования и вооружения.
Так, эксплуатационный цикл построил служебное помещение и помещения для служб. Авиаремонтный цикл оборудовал медницкий и столярный цеха. Заново были оснащены лаборатории тактического цикла, лаборатории по конструкции самолетов и двигателей.
В конце года приказом Главкома ВВС СССР №02828 от 31 октября 1949 г. начальником школы был назначен инженер-полковник Никифоров Яков Александрович. Он прошел Советско-финляндскую, Великую Отечественную войны, имел богатый опыт подготовки офицеров. Еще до управления школой был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды; юбилейными медалями «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «XXX лет Советской Армии и Флота».
В 1950 г. задание по подготовке специалистов было самым большим за всю историю школы. Стали поступать реактивные самолеты МиГ-9, Ил-28. Было получено два самолета МиГ-15, что позволило начать обучение непосредственно на авиационной технике. Улучшилась работа молодых преподавателей, инструкторов и курсовых офицеров. Комиссия заместителя командующего ВВС ПриВО в октябре 1950 г. отметила большую работу личного состава циклов по оборудованию лабораторий, цехов и положительно оценила методическую работу в школе. Качество подготовки курсантов непременно отразилось на более высоких показателях выпуска 1950 г. Количество отличников в школе увеличилось за год в два раза.
В течение десяти лет школа готовила и выпускала кадры сержантов-механиков, которые являлись наиболее многочисленным отрядом авиаспециалистов по техническому обслуживанию поршневых самолетов. С появлением реактивной техники росла нужда в высококвалифицированных, теоретически подготовленных кадрах авиационных техников. В истории школы наступает следующий этап - подготовка офицеров - авиационных техников.
В июне 1951 г. приказом Министра обороны СССР школа была преобразована второй раз в 1-е Вольское военное авиационно-техническое училище по подготовке офицеров-авиатехников с двухгодичным сроком обучения. Со всех концов страны теперь прибывала молодежь со средним образованием. Снова началась напряженная работа по перестройке учебного процесса в соответствии с новой программой, расширению учебной базы, подготовке лекций, учебных и наглядных пособий, переоборудованию лабораторий и цехов для обучения на реактивной технике. В мае-августе 1951 г. было произведено четыре последних выпуска сержантов-механиков и выпуск ускоренного набора авиатехников - младших лейтенантов для транспортной авиации погранвойск Министерства государственной безопасности.
1951-1952 годы для училища были периодом перестройки всего учебного процесса как в связи с переходом на подготовку офицерских технических кадров, так и изучением реактивной техники. Опять в первых рядах опытные кадры, бывшие курсанты, а теперь преподаватели, инструкторы, техники. С большой любовью и теплотой отзываются выпускники училища тех лет о своих преподавателях, которые отличались трудолюбием, высоким профессионализмом, чутким вниманием к курсантам. Среди них преподаватель теории полета самолета майор т/с Чмут В.И., преподаватель электротехники подполковник т/с Зарва Г. С, преподаватели самолетного и моторного циклов: подполковники т/с Валуев А.В., Волков Д.3., Шумилов М.А., Яновский Д.Ф.; майоры т/с Довгань П.А., Дверницкий Н.А., Меженов М.В., Субботкин А.Г., Крылов В.В.
В 1953 году был проведен первый выпуск авиатехников-офицеров с присвоением звания техника-лейтенанта. В том же году училище переходит на трехгодичный срок обучения. Поэтому одновременно обучалось три комплектования со сроками обучения в два, два с половиной и три года. Это вызывало определенные трудности в планировании учебного процесса, распорядка дня... Полный текст: http://volsk1rota.narod.ru/histor005.htm

Вся информация с сайта Вольского высшего военного училища тыла: http://volsk1rota.narod.ru/aboutme.htm
Ссылки уже не работают, сайт вероятно удален.
Материал с форума http://shmas.forum24.ru/?1-2-0-00000004-000-120-0
сообщение от 25.06.09 08:43
« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2015, 19:05:22 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »