Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: СФ, 12 апреля чтят память экипажа АПЛ « К-8». К 40-летию первой гибели АПЛ в ВМФ  (Прочитано 21940 раз)

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

СОЛОВЕЙ Арсений Мефодьевич
Капитан медицинской службы Начальник медицинской службы

Цитировать

Личный состав корабля действовал героически вплоть до самопожертвования.
Так корабельный врач, старший лейтенант П.Соловей передал свой аппарат индивидуального дыхания матросу, которому сделал операцию по удалению аппендицита. Матрос был спасён и эвакуирован на суда сопровождения, а врач погиб в восьмом отсеке от отравления окисью углерода.
Н.Мормуль Трагедия в Бискайском заливе
http://silent-hunter.narod.ru/tk8.htm

Соловей Арсений Мефодьевич за несколько дней до гибели

http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/str/solovei/foto/02.jpg




"... В лазарете находился прооперированный несколько дней назад молодой главстаршина Юрий Ильченко. Оперировал его лодочный врач капитан Арсений Соловей, и хотя аппендицит был вырезан без особых осложнений, Ильченко был еще очень слаб. Едва в отсек начал поступать угарный газ, Арсений Соловей бросился в лазарет, достал из шкафчика свой ИДА и стал надевать его на лежащего мичмана. Тот было запротестовал:
          - Не надо, Арсений Мефодиевич, не надо! У меня есть свой аппарат в боевом посту, зачем я буду надевать ваш! Соловей лишь отмахнулся.
          - Серьезного ничего нет. В седьмом пожар, но его уже тушат. ИДА же одеть надо, чувствуешь, дым просачивается. За меня же не беспокойся, я врач и знаю, что делать!
          Успокоив Ильченко, Соловей надел на него свой аппарат. В лазарете тем временем от поступающего дыма почти ничего не было видно. Лишь тускло мерцала в углу лампочка аварийного освещения. Дышать было уже нечем. Некоторое время Арсений Соловей еще пытался дышать через мокрый платок, но это почти не помогало. Тогда он присел на койку в ногах у своего подопечного. Через несколько минут Ильченко почувствовал, как доктор повалился на бок и ткнулся ему головой в ноги... "

Из документальной повести "Бискайский реквием" Шигина В.В.


Арсений Соловей родился 3 января 1940 г. на Украине, окончил среднюю школу, а затем поступил учиться в Архангельский медицинский институт. Но у молодого студента была заветная мечта - стать врачом Военно-Морского Флота. И он добивается своего - в 1961 году становится слушателем факультета подготовки врачей для Военно-Морского Флота Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в Ленинграде.
Арсений учится у известных далеко за пределами нашей страны профессоров и преподавателей, под руководством опытных командиров и начальников закаляются его морально-волевые качества.
В 1964 году лейтенант Соловей заканчивает академию и получает назначение на одну из подводных лодок Северного флота.
Начались флотские будни - он осуществляет медицинское обеспечение моряков, часто выходит в море, не переставая учиться, совершенствовать свои знания и профессиональные навыки.
В 1966 г. заканчивает курсы офицерского состава медицинской службы Краснознаменного Северного флота по хирургии и продолжает службу на подводной лодке.
В течение всей службы молодого офицера - врача отличало высокое чувство ответственности за порученное ему дело, за здоровье экипажа. Вот две листовки, выпущенные политотделом соединения, где служил А. Соловей. Первая называется «Всегда впереди»: «Медслужба под руководством этого высокодисциплинированного офицера в течение ряда лет является отличной. В этом году завоевала первое место на корабле». Вторая листовка гласит: «Служба коммуниста Соловья А.М. является хорошим примером беззаветного служения Родине. Он всегда впереди, за ним следуют другие. В этом смысл жизни и радости бойца-коммуниста, капитана медицинской службы Арсения Соловей».
Всегда высоко оценивали результаты службы офицера флагманский врач флотилии и флагманский врач дивизии подводных лодок, где он служил.
За успешное выполнение своих служебных обязанностей капитан медицинской службы Соловей неоднократно поощрялся командованием.
В феврале 1970 г. атомная подводная лодка «К-8» пошла в автономное плавание. Возглавлял экипаж опытный командир - капитан 1 ранга В.Б. Бессонов, начальником медицинской службы был капитан медицинской службы А.М. Соловей. Поход проходил спокойно, лодка выполнила все поставленные задачи и готовилась к возвращению в базу.
В это время к врачу обратился один из членов экипажа - мичман, с жалобами на боли в животе. Обследовав больного, Арсений Мефодиевич уверенно поставил диагноз - острый аппендицит. Нужно оперировать. Операция на подводной лодке - всегда событие, сопряженное с большими трудностями. Кто плавал, тот знает! Так и на этот раз - операционная разворачивалась в тесной кают-компании второго отсека. Предварительно сделали тщательную приборку с помывкой всех поверхностей и последующей дезинфекцией хлорамином. Подволок кают-компании закрыли специальным тентом, чтобы капли конденсата не попали на операционное поле. Прокварцевали развернутую операционную ультрафиолетовой лампой...
Арсений Соловей был опытным врачом-подводником. Он прекрасно понимал, что если придется оперировать в море, оказывать помощь в экстремальной ситуации, то ему в отличие от всех прочих корабельных специалистов рассчитывать, кроме как на себя, будет не на кого. Тут уж не позовешь на подмогу начальника отделения, а то и профессора. Один в герметичном пространстве! Поэтому он так тщательно готовил укладки с инструментами и медикаментами, поэтому накануне похода взял с собой на практику в гарнизонный госпиталь членов своей операционной бригады; поэтому, не жалея времени и сил, обучал своих товарищей - моряков оказанию медицинской само- и взаимопомощи. Он неоднократно проводил учения по развертыванию операционной и по транспортировке раненого, больного внутри подводной лодки, что является делом чрезвычайно трудным.
В общем, медицинская служба атомной подводной лодки «К-8» была подготовлена и отработана на отлично. Поэтому операция прошла спокойно и закончилась успешно. Больного после операции перенесли в лазарет восьмого отсека, где он и выздоравливал под наблюдением лодочного врача. Кок - инструктор готовил ему всякие «вкусности», товарищи навещали и заботились. Это обычная для подводников ситуация - заболевший член экипажа всегда бывал окружен атмосферой внимания и готовностью помочь со стороны товарищей.
Итак, поход проходил нормально, больной быстро шел на поправку, врач проводил все необходимые лечебные мероприятия. Скоро домой! Но... тут команда - подводной лодке было приказано принять участие в начавшихся в то время масштабных морских маневрах под названием «Океан».
Ночью всплыли, приняли с надводного корабля запас свежего продовольствия, средства регенерации воздуха, газеты, журналы, кинофильмы и письма от родных. На корабль моряки-подводники передали письма родным и близким. Капитан 1 ранга В. Бессонов повел лодку в указанный район. Вечером 8 апреля в 22 часа 30 минут на глубине 140 метров весь экипаж был поднят по тревоге и по корабельной трансляции раздался голос вахтенного инженер-механика: «Аварийная тревога! Пожар в турбинном отсеке в районе пульта управления реакторами!»
Команда героически боролась с аварией; подводники совершили подвиг, заглушив работу атомных реакторов ценой своей жизни.
Лодка всплыла, но переборка между седьмым и восьмым отсеками раскалилась, по кабельным трассам и через сальники линий валов интенсивно поступал ядовитый дым, и находившиеся в восьмом отсеке вынуждены были включиться в изолирующие дыхательные аппараты ИДА-59 и изолирующие противогазы ИП-46. Но на всех этих аппаратов не хватило, т.к. по существующему расписанию ими обеспечиваются только люди, находящиеся в отсеке по боевой тревоге...
Капитан Соловей оказался в лазарете восьмого отсека вместе с прооперированным им моряком. Когда он увидел, что его пациент погибает от удушья, снял с себя маску собственного дыхательного аппарата и надел ее на лежащего больного. Тот запротестовал, но Арсений Мефодиевич остановил его и сказал: «Я обязан тебя спасти. Я тебя прооперировал и отвечаю за твою жизнь. А за меня не беспокойся, я знаю, что нужно делать...».
Он попытался выбраться, прикрывшись подушкой, но через несколько минут погиб рядом со своим дважды спасенным пациентом. Это произошло 09.04.1970 г.
Героическую гибель врача видели несколько подводников в отсеке, которым довелось остаться в живых и быть спасенными...
Капитан медицинской службы Арсений Мефодиевич Соловей был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Именем врача - героя названа одна из улиц в гарнизоне, откуда он ушел в свой последний поход.
Мы всегда будем помнить его! Вечная и светлая ему память - Человеку, Врачу, Офицеру, Моряку!
Морская Газета
http://gazetam.ru/27-iyulya-2007/vrach-geroy.htm

 
« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 14:56:11 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
ТКАЧЕВ Виктор Анатольевич Капитан 2 ранга Старший помощник командира


Цитировать
Ткачев Виктор Антонович выпусник РНВМУ(Рижское Нахимовское военно-морское училище.)1953г
ИЗ КНИГИ АДМИРАЛА В.Н.ЧЕРНАВИНА «АТОМНЫЙ ПОДВОДНЫЙ…»
 Старпомом к нему попросился капитан 2 ранга Виктор Антонович Ткачев, командовавший дизельной подводной лодкой. Я с ним беседовал перед назначением:
— Виктор Антонович, ведь ты уже командуешь кораблем. Готов ли ты психологически идти теперь в старпомы, вкусив командирскую власть?
— Ну здесь обстоятельство такое. Я вижу, что будущее флота — это атомные подводные лодки. Хочется и служить на них. А вот выдержу ли это понижение? Я очень рано надел морскую форму, подчиняться умею. Но к кому-либо все-таки не пошел бы. А вот к Бессонову — с удовольствием. Он меня многому научит, и все у нас с ним будет нормально.
Потом действительно все было нормально. И я этим интересовался при каждой встрече. А то ведь схлестнутся на мостике два командира. Но все действительно у них было нормально.
Задачи экипаж отрабатывал успешно. Я это хорошо помню, так как в это время дивизию как раз проверяли разные комиссии. Торпедные стрельбы К-8 выполнила отлично.

Цитировать

Личный состав корабля действовал героически вплоть до самопожертвования.
Старший помощник командира капитана 2 ранга В.А.Ткачёв отказался покинуть корабль, несмотря на приказание, и погиб вместе с лодкой.
Н.Мормуль Трагедия в Бискайском заливе
http://silent-hunter.narod.ru/tk8.htm

Цитировать

    Позднее оставшиеся в живых члены экипажа К-8 будут вспоминать, что в какое-то мгновение луч прожектора выхватил среди штормовой круговерти капитана 2 ранга   Ткачева . Старшего помощника опознали по клетчатой рубашке, которую он носил под кителем. Увы, в следующее мгновение старпом скрылся под водой
В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.15:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/15.htm
« Последнее редактирование: 11 Апреля 2010, 16:15:25 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

УСТЕНКО Алексей Антонович Мичман

http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/26.jpg

Цитировать

У мичмана Устенко, не имевшего ни жены, ни детей, в Гремихе осталась лишь престарелая одинокая мать, для которой сын был единственной отрадой в жизни...

В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.19:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/19.htm

Цитировать
Письмо-обращение общественного объединения
"Союз пенсионеров МО РФ Гремихи" от 14 апреля 2003 года

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИНУ В.В.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАСЬЯНОВУ М.М.

МИНИСТРУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИВАНОВУ С.Б.

ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ПРЕЗИДЕНТА РФ СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО РЕГИОНА
МАТВИЕНКО В.И.

ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВОЕННО-МОРСКИМ ФЛОТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДМИРАЛУ ФЛОТА КУРОЕДОВУ В. И.

ГУБАРНАТОРУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЕВДОКИМОВУ Ю.А.

КОМАНДУЮЩЕМУ СЕВЕРНЫМ ФЛОТОМ
АДМИРАЛУ СУЧКОВУ Г.А.

ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ " КРАСНАЯ ЗВЕЗДА "
ЕФИМОВУ Н.Н.

УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ !

      Обращается к Вам Собрание Ветеранов Военно-Морского Флота отдаленного Заполярного гарнизона Островной Мурманской области, расположенного в зоне воздействия ядерноопасных объектов Министерства Обороны и Министерства атомной промышленности Российской Федерации.
      Мы вынуждены обратиться к Вам в связи с тем, что к настоящему времени в ЗАТО Островной сложилась крайне тяжелая морально-психологическая обстановка, усилилась социальная напряженность среди жителей города и особенно среди ветеранов флота и членов их семей в вопросе обеспечения жильем в районах Средней полосы Российской Федерации. В ЗАТО Островной в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 1158*, № 23 - 2001 г. действует программа переселения из ЗАТО. Однако, начиная с 2002 года произошло резкое сокращение выделения Министерством финансов РФ денежных средств на выполнение программы переселения. На 2002 год и текущий 2003 год на отселение в рамках программы было выделено по 10 млн. рублей. При выделении Министерством Финансов РФ ежегодных сумм по субвенции, полученной на уровне последних лет для удовлетворения потребностей граждан на отселение потребуется 30 лет. Вместе с тем, жилье выделяемое за пределами гарнизона и Северного Флота по линии Министерства Обороны, начиная с 2002 года распространяется только на тех военнослужащих, которые увольняются из Вооруженных Сил по организационно-штатным мероприятиям в рамках реформы Вооруженных Сил.
      В результате происходящих событий, мы бывшие военнослужащие, ныне пенсионеры Министерства Обороны, а нас 346 человек, уволенные из рядов Вооруженных Сил в период 1998 - 2002 годов в большинстве своем 92% по организационно-штатным мероприятиям в рамках реформы 1991-2000 годов, стали "изгоями".
      В настоящее время, после обращения с рапортами к Командующему Северным Флотом, нас поставили на очередь для получения жилья на общих основаниях без учета сроков увольнения в запас и льгот действующего законодательства.
      Просим Вас разобраться с сложившейся ситуацией в гарнизоне ЗАТО Островной Мурманской области и принять соответствующие меры по восстановлению нарушенных прав.

      Текст письма-обращения обсужден и утвержден на общем собрании ветеранов, пенсионеров Министерства Обороны ЗАТО Островной.

Протокол № 1 от 14 апреля 2003 года.

Обращение подписано участниками общего собрания общественного объединения
"Союз пенсионеров МО РФ Гремихи"

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
1.........
92.  Устенко  В.А.

http://gremicha.narod.ru/inform/sekretno/pensioneri/pismo.htm

« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 14:56:52 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ФЕДОРОВ Евгений Григорьевич
http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/31.jpg

Старшина первой статьи

« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 14:58:01 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >


Родители Густав Эдуардович и Амалия Федоровна в подростковом возрасте подверглись репрессии, как все советские немцы, и были вывезены на спецпоселения в Казахстан и Омскую область. Через некоторое время они были мобилизованы в трудармию в Кемеровскую область, г. Киселёвск, на шахты. Там они встретились и после окончания войны образовали семью. Семья получилась многодетная. Шестерых детей воспитали наши родители - четырёх сыновей и двух дочерей.
          Костя родился 21 ноября 1949 года через два года после брата Володи. Затем через два года появилась я, еще через два - Виктор, еще через четыре - Валера и еще через три - сестра Оля.
          Отец всю жизнь проработал на одной шахте до 94 года. Все шахтовые специальности - и подземные, и наземные, освоил за 50 лет. Мама занималась домом и еще когда-то успевала работать. Свою трудовую пенсию она заработала честным трудом и очень этим гордится. Баловать нас было некогда, особенно старших. Мы рано узнали, что такое труд. Жили все время в частном секторе. Зимой надо снег убирать, топить печку углем. Осенью этот уголь и дрова запасти на всю зиму. Держали всякую живность, за которой тоже мальчишки помогали ухаживать. Летом огород - поливать, полоть грядки, копать картошку. Успевали и на лыжах и на коньках, летом на велосипедах покататься, сходить искупаться на шахтовых обвалах. Дома только спали - все дела на улице. Костя рос шустрым, бойким мальчишкой, не отставал от старшего брата, а иногда и был впереди. Мама сетовала - штанов не напасешься, всё изнашивали. В детские сады из нас никто не ходил. Дома росли. Старшие приглядывали за младшими. Была какая-то ответственность с малых лет за то, чтобы в доме был порядок, малышня присмотрена. У соседей почти в каждом доме тебе ровесник. Дружили, вместе играли, в школу толпой ходили. Летом тоже толпой ходили на совхозные поля полоть овощи. За целый день на жаре зарабатывали 1 рубль. Отец купил машину «Волгу». Такое событие было для всей улицы. Большую часть денег занял. Под этой машиной все мальчишки выросли и сейчас могут любую технику починить. В 10 классе Володя ушел в школу рабочей молодежи и одновременно стал работать на шахте, а Костя уже в 9 классе это сделал. Надо было помогать семье и материально. Деньги все отдавали матери. Оба закончили по 11 классов. Старший поступил в институт после этого и уехал из дома, а Костя считал, что кто-то должен быть и дома. Он первый в 18 лет получил водительские права. После окончания школы поступил в местный горный техникум, и уже осенью на первом курсе его призвали в армию. Из армии письма присылал восторженные. Ему так нравилось это братство. Убежден был, что флот - это элита армии. А к труду он был привычен. Писал, что подружился с Ваней Филимоновым. Ваня с Алтая, а это почти земляки. Вроде Ваня его готовил вместо себя, так как уже дослуживал свои три года. Сообщили нам о гибели Кости только 5 мая 70 года. Наверное, мы жили дальше всех. Ещё зимой он прислал письмо о том, что долго писать не будет, а потом сразу приедет в отпуск поможет садить картошку. И вот уже май настал, мы с мамой копались в огороде, и вдруг у наших ворот остановилась машина, и из неё вышли люди во флотской форме…Весть мгновенно облетела знакомых и к нам пошли люди. Как - то долго не верилось во всё это, до тех пор, пока после этой ужасной трагедии Ваня Филимонов ни приехал к нашим родителям. Он рассказал об аварии и то, что перед аварией Костя сменил его и заступил на дежурство в 7 отсеке, а Иван ушёл в спальный 9 отсек. Он попал в число тех первых полуживых и вскоре погибших, кого достали из 8 отсека. Связь с Иваном поддерживалась все эти годы. Да и совсем недавно брат Валера ездил к нему в гости на Алтай. Не вина Вани, что не мог он всего рассказать сразу. Когда в 89 случилась очередная трагедия, я подумала, что вспомнили наконец о нашей лодке. Уж прямо всё совпадало. Но нет. Только в 93 в газете «Труд» впервые мы узнали хоть что-то. Потрясением было то, что много людей спаслось. Нам сначала сказали, что только человек 5 или 6 спасли. И почему - то в списке погибших в статье его не оказалось. Потом уже дополнительно после уточнений его фамилия тоже была указана. В 93 же отдали "Красную Звезду". И фильм "Секретный монумент" мы записали на кассету.
          Когда погибали ребята на < Курске >, мы переживали, как за своих. А в Санкт-Петербурге в Никольском соборе уже мой сын во время командировки убедился, что есть наша фамилия в списке. Но сфотографировать не разрешили. В нашей семье у старшего брата в 71 году родился сын. Он тоже Константин Фрешер. Служит в Новокузнецком СОБРе.
          Родителям уже за 80 лет и здоровья нет. Живут они все в том же доме, откуда ушёл и не вернулся сын Костя. Когда ещё он был дома, воткнул четыре тополиных ветки за огородом и из леса принес маленькую ёлочку и посадил перед окном. Ель выросла могучая - всех нас переживет! А тополя тоже выросли огромные, но уже состарились и начали засыхать. Живой только один остался.

Эля Густавовна Князева (Фрешер)
7 января 2009 года.
    
« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 14:58:21 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ФРОЛОВ Владимир Федорович Матрос

http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/51.jpg


Цитировать

Из объяснительной записки матроса Федора Гропилы: "По команде отдраили переборку. Первым вышел старшина 2-й статьи Федулов, затем я. Когда вышел на палубу, там лежали ребята, которые были в восьмом. Я прошел мимо и спустился в первый отсек. Здорово болела голова. Немного пришел в себя. Дали команду: тем, кто хорошо себя чувствует, идти оказывать помощь другим. Я вышел и оказывал помощь матросу   Фролову  и мичману Бленщенкову. Очень долго делал искусственное дыхание, но ничего не получилось, и оба они умерли..."
В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.7:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/07.htm
« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 14:58:55 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ХАСЛАВСКИЙ Валентин Григорьевич Капитан 3 ранга Командир дивизиона движения БЧ-5

http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/03.jpg


Цитировать

Причиной возгорания послужило короткое замыкание силовых электрокабелей из-за низкого сопротивления изоляции. Обстановка сложилась крайне тяжелая - центральный отсек был сильно задымлен и загазован, произошло возгорание регенерации, после аварийного всплытия сработала аварийная защита реактора левого борта. Попытки ликвидировать пожар в центральном отсеке не увенчались успехом, личный состав был выведен на мостик, отсек загерметизирован. Пожар в седьмом отсеке также не удалось ликвидировать, личный состав был выведен в 8-й отсек, а из 6-го - в 5-й.При выводе правого реактора погибли офицеры дивизиона движения Хаславский, Поликарпов и Шостаковский......

http://www.nvmu.ru/archiv/1/n_8/9456.htm


Цитировать

22 часа 30 минут на переходе в Бискайском заливе на глубине 120 метров возник пожар в 7 м электротехническом отсеке и одновременно в рубке гидроакустиков в 3 м отсеке (центральный пост). Была объявлена аварийная тревога, и подводная лодка всплыла в надводное положение. По воспоминаниям очевидцев, пожар в 7 м отсеке принял катастрофические размеры, стали гореть патроны регенерации, а что это такое, подводникам старшего поколения объяснять не надо — это пороховая бочка. Из строя быстро вышла силовая электросеть, сработала аварийная защита реакторов обеих бортов. Находящаяся на пульте управления реакторами смена под руководством капитана 3 ранга В. Хаславского обеспечила полное «глушение» ядерных реакторов, предотвратив возможность развития в последующем радиационной беды у берегов Европы. Эти офицеры одними из первых погибли на боевом посту, до конца выполнив свой долг.

http://www.whoiswho.ru/old_site/russian/Curnom/62008/vk.htm


Цитировать

Реакторы (на К-8 их было два) нас не подвели. Теперь уже не секрет, что энергетические установки были слабым местом первых советских атомоходов. Особенно много хлопот доставляли парогенераторы. Но за два года до той аварии наша лодка прошла в Северодвинске плановый ремонт и модернизацию. Работы коснулись и реакторов: их усовершенствовали, загрузили свежим топливом. После ремонта я пять раз выходил на К-8 в море, но не припомню случая, чтобы с реакторами возникали какие-то серьёзные проблемы... Когда же на лодке начался пожар и в отсеках погас свет (видимо, перегорели силовые электрокабели) — автоматически сработала аварийная защита реактора левого борта. А на правом её, погибая, успели опустить наши управленцы. Некоторое время с ними ещё была связь. Перед тем, как она прервалась, командир первого дивизиона капитан 3 ранга Хаславский успел прокричать: «Жарко, очень жарко!... Прощайте, ребята, не поминайте лихом!». Там же погиб и мой друг Толя Поликарпов. Он, как и я, был инженером КИПиА, в ту ночь нёс вахту на пульте управления реакторами...

Белик Владимир Петрович капитан- лейтенант(ныне капитан 2 ранга в отставке)командир группы контрольно-измерительных приборов и  автоматики К-8

«ПРОДОЛЖАТЬ БОРЬБУ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ! ЛОДКУ НЕ ОСТАВЛЯТЬ!..». Сергей БАБАКОВ | История | Человек:
№ 15 (288) 15 — 21 апреля 2000

http://www.zn.ua/3000/3150/26660/

Цитировать

Открытие выставки, посвященной 100-летию подводного флота России
15 марта 2006 г. в библиотеке состоялось открытие книжно-иллюстративной выставки  «России слава, гордость и любовь», посвященной 100-летию подводного флота России.
Особое место в экспозиционном ряду занимают документы о стойкости и мужестве омичей-подводников: Александра Ожима, члена экипажа подводной лодки К-129, награжденного посмертно орденом Мужества и  Хаславского В.Г. героически погибшего на атомной подлодке К-8 в Бискайском заливе и награжденном Орденом Красной Звезды (посмертно).
15 марта 2006 г.| Архив новостей | Омская Государственная Областная Научная Библтотека им. А.С. Пушкина:
http://www.lib.okno.ru/news/newsarchiv/arhiv2006/mart/vist/index.asp

СМОТРЕТЬ ВИДЕО В ИНТЕРНЕТЕ http://avtonomka.org/video1/k-8.html
« Последнее редактирование: 11 Апреля 2010, 16:56:11 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ЧЕКМАРЕВ Леонид Венедиктович Старшина первой статьи


Цитировать

Из-за сильной загазованности кормовых отсеков в конечном итоге командир корабля принял решение эвакуировать оттуда личный состав - покинуть отсеки. Но сделать это было уже не совсем просто.

Все попытки открыть крышку верхнего люка в восьмом отсеке оказались тщетными. Кувалдой по ней били до тех пор, пока не сломали запоры. Тогда на помощь восьмому отсеку пошли лейтенант П. Петров, капитан-лейтенант А. Лисин и старшина 1 статьи Л. Чекмарев. Не сразу, но им все же удалось отдраить люк, открыв дорогу к спасению запертым в отсеке подводникам. Трое моряков поднялись наверх самостоятельно, остальных же пришлось выносить на руках. Спустившийся первым в порядком задымленный отсек, Леонид Чекмарев вынес наверх старшину 1 статьи Ильченко. Затем ему на помощь подошел и Петров. Вместе они начали выносить лежащих уже без сознания моряков. Лишь к двум часам ночи, уже 9 апреля, удалось вывести всех находившихся в восьмом отсеке на палубу. Однако затем в течение полутора часов 15 из них погибли - сказалось сильное отравление угарным газом (к тому времени еще пять человек погибли в пятом отсеке).

http://army.lv/ru/proekt-627/1226/2832

Цитировать

Среди тех, кого командир АПЛ определил для эвакуации, был и секретарь комсомольской организации корабля старшина 1 статьи Леонид Чекмарев. Но он попросил командира отправить вместо него старшину 2 статьи Б. Кирпиченко под тем предлогом, что у того дома жена и маленький сын. Всеволод Бессонов согласился, а Леонид Чекмарев тем самым фактически отделил себя от мира живых - сам он этого еще не знал.
http://www.nvmu.ru/archiv/1/n_8/9456.htm

Цитировать

    На начавшемся несколько недель спустя XVI съезде ВЛКСМ делегаты почтили минутой молчания память секретаря комсомольского бюро К-8 старшины 1-й статьи Леонида Чекмарева, делегата съезда от Мурманской области..
В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.19:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/19.htm
« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 17:37:45 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ЧУГУНОВ Геннадий Николаевич
Старший лейтенант Командир группы дистанционного
управления дивизиона движения БЧ-5 (КГДУ ДД)


http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/16.jpg


Цитировать

Чугунов Геннадий Николаевич — инженер старший лейтенант, командир группы дистанционного управления ЯЭУ, выпускник СВВМИУ 1967 года.

Всем выпускникам Севастопольского Высшего Военно-Морского
Инженерного Училища  («Голландия»)  посвящается.    
Выпускники СВВМИУ, погибшие в морских катастрофах

http://www.svvmiu.ru/memorial-1.html

Цитировать

По аварийной тревоге на вахту в пульте управления главной энергетической
установки заступили четверо офицеров (В. Хаславский, А. Чудинов, А. Поликарпов
и
Г. Чугунов). Зная, что они обречены в маленьком герметичном помещении, вокруг
которого бушевал огонь, и температура в посту стремительно росла, а дышать им
оставалось только столько времени, на сколько хватит дыхательной смеси в их
индивидуальных дыхательных аппаратах, никто из них не покинул поста. Они до
конца мужественно выполняли свое дело, выполняя мероприятия по недопущению
взрыва реактора. Вот что написал талантливый флотский поэт Н. Н. Гульнев по
этому поводу:

Однозначна подводная
Мера
И высок героический
Миг –
Разделила стеной
Кремальера
Всех героев –
На мёртвых – живых!
Запишите потомки
В скрижали,
Чтобы знал
Обезумевший век:
В час беды не ушли,
Не сбежали,
Не покинули
Дымный отсек!
Из горящих отсечных
Отдушин
Оглушили слова,
Словно гром:
«Всё! Прощайте!
Реактор заглушен!
Поминайте, ребята
Добром!»
Время годы
Печальные гонит,
До обиды торчит
Остриё –
Лишь друзья,
А не Родина помнит
Тех, кто умер,
Спасая её!
Всех четырёх этих героических парней командование соединения
представило к награждению Звёздами Героев Советского Союза, но руководство
страны «не сочло«.

Геннадий Дрожжин Асы и пропаганда. Мифы подводной войны.
http://lib.druzya.org/mem-biogr/war-men/rossia/droggin-asy.txt
[/size][/b]
« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 17:37:09 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ЧУДИНОВ Александр Сергеевич
Капитан - лейтенант Командир группы дистанционного
управления дивизиона движения БЧ-5(КГДУ ДД)



http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/08.jpg


Цитировать

Все четверо офицеров прекрасно понимали, что их ждет впереди. Но боевого поста не оставил никто. То, что сделали эти, уже обреченные на смерть люди, к глубокому сожалению, не было по достоинству оценено ни тогдашним руководством страны, ни нами, живущими сегодня. Это в высшей степени несправедливо, ибо имена всех четверых достойны того, чтобы быть вписанными в скрижали истории нашего Отечества золотыми буквами: капитан 3 ранга Валентин Григорьевич Хаславский, капитан-лейтенант Александр Сергеевич < Чудинов >, старшие лейтенанты Геннадий Николаевич Чугунов и Георгий Вячеславович Шостаковский ценою своих жизней предотвратили тепловой ядерный взрыв в какой-то сотне миль от Европейского побережья. Надо ли говорить, что ждало бы испанцев, португальцев и французов, если бы он произошел? Страшно подумать, что ждало бы весь мир после атомной катастрофы у берегов Европы! Но, к счастью, всего этого не произошло...
       Боевая смена пульта главной энергетической установки успела сделать главное - сбросить аварийную защиту, регулирующие стержни реактора, опустить компенсирующую решетку на концевики, тем самым надежно заглушив ядерные реакторы.
В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.6:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/06.htm

Цитировать

Вспоминает капитан 2 ранга в запасе Г. А. Симаков: "Самым тяжелым моментом для оставшихся в живых стало возвращение в Гремиху после Щук-озера. В Гремиху при-были на сторожевом корабле. С нами на корабле были и две женщины: моя жена и супруга покойного   Чудинова . Как пришли в Гремиху, я и жена сразу же пошли к супруге Коли Ясько, которая все еще не верила в смерть мужа. И только увидев меня, она сказала: "Ну вот, теперь я уже точно знаю, что Николаша погиб".
В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.19:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/19.htm


СМОТРЕТЬ ВИДЕО В ИНТЕРНЕТЕ http://avtonomka.org/video1/k-8.html

« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 17:36:39 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >
ШАБАНОВ Владимир Александрович Лейтенант

Цитировать
Вновь решено было послать аварийную партию в центральный пост. Добровольцев идти было много: старший помощник Ткачев, помощник командира Фалеев, старший лейтенант Шмаков, лейтенант   Шабанов >, матросы... Отбирал командир. По его приказанию аварийную партию возглавил капитан 3 ранга Фалеев, служивший до этого в должности командира боевой части связи. С ним Шмаков, < Шабанов  и главстаршина Старосек.
В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.9:

http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/09.htm

Цитировать
А я хочу рассказать о минере с К-8.
Еще в начале 70-х годов, нам, первокурсникам ТОВВМУ им.С.О.Макарова, курсанты старших курсов рассказывали о замечательном выпускнике нашего, минно-торпедного факультета, - Шабанове Владимире Александровиче:
 
Это был умнейший и благороднейший парень. Светлая голова, учился на отлично, окончил училище с золотой медалью. Его жена, - студентка Владивостокского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, долго и серьезно болела и не могла посещать занятия, а он помогал ей учиться, систематически ходил за нее ко всем преподавателям ее института, брал задания, готовил вместе с ней необходимые материалы, относил к преподавателям... В общем, курировал, фактически, заочное обучение жены. Все это длилось достаточно долго, так долго, что когда настало время жене защищать диплом, преподавательский состав, руководство института, предложило Шабанову (...вы же практически усвоили весь курс обучения) защищать диплом вместе с женой. И как нам рассказывали наши командиры, - он так и поступил, защитил два диплома (военный и гражданский) и оба с отличием. Ему, как золотому медалисту, на распределении было предоставлено право выбора флота. Он выбрал самый передовой - Северный флот. Так он попал на К-8.
А еще я знаю про него, что он был в числе успевших эвакуироваться на болгарское судно и мог остаться в живых, но по призыву старпома, ДОБРОВОЛЬЦЕМ, ушел обратно на лодку, для продолжения борьбы за ее живучесть....  Тогда еще не знали, что лодка была обречена... Вот так вот, почему-то, смерть так и норовит забирать самых лучших..
Форум на Флагмане • Трагедия К-8:
http://vmf.net.ru/forums/viewtopic.php?f=6&t=568#p5026
http://vmf.net.ru/forums/viewtopic.php?f=6&t=568
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ШЕВЦОВ Владимир Иванович Лейтенант Командир группы КИП ГЭУ

http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/18.jpg





Цитировать
Шевцов Владимир Иванович — инженер-лейтенант, командир группы дистанционного управления ЯЭУ, выпускник СВВМИУ 1969 года. Взят морем.

Всем выпускникам Севастопольского Высшего Военно-Морского
Инженерного Училища  («Голландия»)  посвящается.    
Выпускники СВВМИУ, погибшие в морских катастрофах

http://www.svvmiu.ru/memorial-1.html

Цитировать
  Восьмой отсек жилой. В нем всегда собирались свободные от вахты. Здесь расположен камбуз и лазарет. Сигнал тревоги застал там девятнадцать человек. Борьбу за живучесть в отсеке возглавили капитан-лейтенант Николай Ясько и лейтенант Шевцов.
В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.7:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/07.htm
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ШИШАЕВ Александр Петрович Матрос

http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/52.jpg

Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >
ШМАКОВ Николай Васильевич Старший лейтенант Командир штурманской боевой части

http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/14.jpg


Цитировать

Пишет вдова штурмана К-8 Галина Павловна Шмакова: "Прошло уже 23 года... Но трагические события апреля 1970 года снова заставили вернуть память в те годы. Столько лет разрозненные воспоминания терзали души таких, как я, вдов, родителей и родственников.
       Моему мужу Николаю Шмакову - старшему лейтенанту, первому штурману, отправившемуся в первое и последнее автономное плавание, было всего 26 лет... Нашей дочери исполнилось всего 9 месяцев, когда мы расстались с мужем. И я никогда не могла подумать, представить, что встречи больше не будет...
       Представить жизнь в северном гарнизоне не каждый может. Полярная ночь, ветра, отсутствие горячей воды, сложные жилищные условия, а для маленьких детей и нехватка молока - это не экзотика. Но вспоминая жизнь на Севере, я Помню и другое - радость встреч, когда возвращался муж со службы, друзей тех лет... Были молодость и счастье! Кажется, что все это было только вчера.


 Я помню, как 12 апреля 1970 года в минуты гибели моего мужа я проснулась от страшного сна. Сон - я вижу через приоткрытую дверь свет в другой комнате, там ходит мой муж, что-то переставляет. А я ему говорю, чтобы он выключил' свет и ложился в постель - и странный холод пронзил меня в тот момент. Я проснулась. И с этой минуты меня не покидала тревога. В этот день наша дочь начала ходить самостоятельно. А этих минут так ждал ее отец! В этот день наши друзья, собравшись в квартире В. Подопригоры, говорили, успокаивая меня, что сон - это следствие моих мыслей и ожидания.
       Из наших окон квартиры были видны на причале огни подводных лодок. Каждый вечер я считала их. И накануне того страшного дня, через неделю после их гибели, я вдруг обнаружила лишние огни. Что это? Пришла лодка? Ведь мы еще ничего не знали. Мы готовились к радостной встрече. Оказалось, что это не лодка. А утром... Это страшно, когда тебе говорят: "Ваш муж, выполняя боевую задачу, погиб и захоронен в море". Я не верила, не верила много лет.
       Уезжая в Новосибирск, где жили его родственники, я надеялась, что произошла ошибка, что раз уж осталась в живых часть экипажа, то мой муж должен жить.
       Я вечно помню его последние слова в письме, которое он прислал, как и большинство его товарищей, со Средиземного моря: "Галя, береги Женьку - нашу любовь, береги себя. А я уж по мере возможности тоже постараюсь, как все, сама же знаешь. В нашем альбоме выпускном по этому поводу есть хорошие слова Гаджиева: "Нигде нет и не может быть такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки, на которой либо все побеждают, либо все погибают". А наш девиз тоже не должен меркнуть: "И в беде, и в радости, и в горе только чуточку прищурь глаза..." И только так!"
       Эти слова письма из глубины моря были напутствием на всю дальнейшую жизнь и, действительно, поддерживали всю жизнь. Сколько оказалось причастных к этой трагедии! Не счесть, ибо за фамилиями на обелиске - семьи, родственники, друзья. А приказ Главкома был: спасать корабль, а потом людей!
      Я благодарна друзьям, которые долго поддерживали меня письмами... Следы К-8 я искала всюду - в Балтийске, Владивостоке, Баку, Ессентуках, Москве, Ленинграде, на встречах с друзьями мужа. И вот спустя 23 года они появились в газете "Труд". Очень тяжело читать и снова переживать те страшные минуты. Но спасибо С. Быстрову и Вл. Шигину, которые своими статьями заставили многих вспомнить о героизме экипажа К-8. Сколько сломанных жизней, разбитых надежд! Мужественный, смелый экипаж. 52 человека были. И их нет! Осталась память о них. Был открыт обелиск на Севере. Сколько же слез пролито мно-гими, кто получил фотографии открытия обелиска и кто не был на открытии. Но почему? Почему не пригласили нас на это открытие? Я думаю, что каждый, причастный к трагедии К-8, полетел бы в то время на Север.
       Не знаю, как сложились судьбы у таких, как я. У меня появились новые друзья, которые спасли меня, поддерживали родственники, работа заставляла стойко держаться. Ведь на руках осталась маленькая дочь, которую надо было вырастить, воспитать, дать образование, а одной это сделать не легко. Трудные годы, и нелегкими они были, я думаю, не только для меня. Сейчас я директор одной из ново-сибирских школ. Я благодарна и коллективу моих учителей, которые поддерживали меня в трудное время.
       Но все ли сделало правительство, Министерство обороны? Ведь потеряны для страны молодые, умные, полные сил ребята! Кто восполнит горечь утраты женам, родителям, детям?"


В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.19:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/19.htm
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ШОСТАКОВСКИЙ Георгий Васильевич
Старший лейтенант Командир группы КИП ГЭУ




Цитировать

ШОСТАКОВСКИЙ Георгий Васильевич инженер старший лейтенант, командир группы КИПиА, выпускник СВВМИУ 1967 года. Взят морем.
Всем выпускникам Севастопольского Высшего Военно-Морского
Инженерного Училища  («Голландия»)  посвящается.    
Выпускники СВВМИУ, погибшие в морских катастрофах

http://www.svvmiu.ru/memorial-1.html

Цитировать

Причиной возгорания послужило короткое замыкание силовых электрокабелей из-за низкого сопротивления изоляции. Обстановка сложилась крайне тяжелая - центральный отсек был сильно задымлен и загазован, произошло возгорание регенерации, после аварийного всплытия сработала аварийная защита реактора левого борта. Попытки ликвидировать пожар в центральном отсеке не увенчались успехом, личный состав был выведен на мостик, отсек загерметизирован. Пожар в седьмом отсеке также не удалось ликвидировать, личный состав был выведен в 8-й отсек, а из 6-го - в 5-й.При выводе правого реактора погибли офицеры дивизиона движения Хаславский, Поликарпов и Шостаковский......

http://www.nvmu.ru/archiv/1/n_8/9456.htm

Цитировать

По просьбе заведующего музеем Боднарчука Владимира Ильича выношу на обсуждение вопрос об установке памятного знака подводникам-севастопольцам, погибшим в мирное время. У 13 человек из приведенного списка нет могил.
Памятный знак предполагается разместить на Братском кладбище Севастополя
Старший инженер-лейтенант Шостаковский Георгий Вячеславович, командир группы КИП и А БЧ-5,
выпускник СВВМИУ 1967 года. Взят морем.
Посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Родители проживали в Севастополе, умерли.
Брат, Геннадий Вячеславович, проживает в Севастополе.

СВВМИУ.ru :: Сб, 22 Ноя 2008- О памятном знаке подводникам, погибшим в мирное время
http://www.svvmiu.ru/forum/viewtopic.php?t=3207
« Последнее редактирование: 10 Апреля 2010, 20:29:55 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Погибшие члены экипажа ПЛА < К-8 >

ЯСЬКО Николай Филиппович Капитан - лейтенант
Командир группы дистанционного управления дивизиона движения БЧ-5(КГДУ ДД)


http://gremicha.narod.ru/foto_albom/flot/k8/pogibhie/foto/meloh/07.jpg




СМОТРЕТЬ ВИДЕО В ИНТЕРНЕТЕhttp://avtonomka.org/video1/k-8.html

Цитировать
  Восьмой отсек жилой. В нем всегда собирались свободные от вахты. Здесь расположен камбуз и лазарет. Сигнал тревоги застал там девятнадцать человек. Борьбу за живучесть в отсеке возглавили капитан-лейтенант Николай Ясько и лейтенант Шевцов. На оставшихся фотографиях Ясько весел и улыбчив. Таким остался Николай и в памяти своих товарищей. Все у него было как у всех: школа, инженерное училище, лодка, переезды и чемоданная офицерская жизнь, жена и две маленькие дочки. О чем мечтал Николай Ясько, я не знаю, зато знаю другое - свой долг офицера и командира он исполнил до конца, как исполнили его все бывшие рядом с ним матросы и старшины.

В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.7:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/07.htm
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Выжившие члены экипажа ПЛА < К-8 >

Аджиев Гамардахан Аджиевич старший лейтенант

Цитировать
Паники при аварии не было, ибо во всех случаях количество жертв увеличивается из-за паники. Это не слова, а жизненный опыт. Команда вела себя мужественно и самоотверженно. Один лишь факт: в 4-м отсеке примером для моряков был   старший > < лейтенант > < Аджиев . Под его руководством был запущен дизель-генератор на отсос воздуха из загазованного отсека. Но сам Гамардахан Аджиевич потерял сознание. Матрос
Филимонов, прослуживший на лодке два года, не растерялся, включив офицера в дыхательный аппарат, принял командование отсеком на себя. А когда был отдраен верхний рубочный люк, Филимонов вывел всех людей из отсека наверх.
http://gazetam.ru/18-avgusta/on-prozhil-tolko-37.htm   

Цитировать
    На момент тревоги в четвертом отсеке было семеро: капитан-лейтенант Белик, старший лейтенант Аджиев, старшина 1-й статьи Гайдук, матросы: Бурцев, Отраднов, Жемерев и Семенов. Как и положено по тревоге, они загерметизировали отсек. Приготовили дыхательные аппараты. Внезапно погасло освещение. Двигаясь на ощупь,
подводники приготовили к пуску дизели. Начал поступать дым. Вначале его было совсем немного, но постепенно становилось все больше. Командир отсека старший лейтенант Аджиев объявил:   - Сколько нам здесь находиться - неизвестно, поэтому ИДА надо экономить. Старайтесь сколько можете обходиться без них. Кому совсем невмоготу, включайтесь!

В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.8:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/08.htm
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Выжившие члены экипажа ПЛА < К-8 >

Амосов замполит


Цитировать
   К молчавшим Каширскому и Бессонову подошел шедший на лодке замначальника Особого отдела дивизии капитан 3 ранга Арго Вилль. Кто-кто, а он прекрасно понимал, чем вызвано это затянувшееся молчание замкомдива и командира. Спустя годы, оставшиеся в живых члены экипажа К-8 с теплотой будут вспоминать своего особиста. За что? За мужество!
       - Запрашивайте помощь! - сказал он. - Готов нести ответственность наравне с вами!
       Каширский с Бессоновым понимающе переглянулись. Теперь их, взваливших на себя тяжкую ношу ответа за возможные последствия, стало трое. Замкомдив с командиром тоже высказались за принятие помощи. Итак, советские подводники, презрев во имя спасения людей все возможные политические сложности, были готовы принять помощь даже от натовского судна. Теперь слово было за канадцами: сделают ли шаг навстречу, и великое морское противостояние ознаменуется первым дружественным актом взаимовыручки. Канадское судно меж тем быстро приближалось. Еще несколько минут - и произойдет событие дотоле небывалое: канадские моряки придут на помощь советским атомоходчикам! Но произошло почти невероятное! Подойдя к дрейфующей подводной лодке кабельтов на пятнадцать, канадский сухогруз обошел ее по дуге и несмотря на все призывы о помощи, внезапно развернувшись на обратный курс, дал полный ход. На палубе канадского сухогруза толпилась любопытствующая команда.
       На мостике "восьмерки" сдержанно матерились.
       - А может, оно и к лучшему! - вздохнул замполит Амосов, поправляя спадающие очки. - От такого спасателя хлопот больше, чем пользы.

В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.10:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/10.htm

Цитировать
Наш замполит Амосов попросил слова и заявил, что экипаж просит, чтобы его не расформировывали, а на нашей основе сформировали новый. Горшков поморщился, а Гречко сказал, что это нецелесообразно и экипаж будет расформирован. Так и произошло. Часть матросов сразу же уволили в запас, часть перевели в раз-личные береговые части. Офицерам предложили новые должности, при этом, правда, учитывали и наше желание".

В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.19:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/19.htm
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Выжившие члены экипажа ПЛА < К-8 >

Анисов Владимир Васильевич капитана 2 ранга заместитель командира корабля по политической части
(умер 12.08.2003)


http://r75u.ya.ru/replies.xml?item_no=762&ncrnd=4457

http://1.bp.blogspot.com/_bezkyYbd7tQ/S3uKUIwn0LI/AAAAAAAAIV0/WTruneTLgVA/s1600/54-web.jpg




Цитировать
Из объяснительной записки заместителя командира корабля по политической части капитана 2 ранга В. В. Анисова: "Я настаивал оставить на лодке 5-7 человек, остальных отправить на "Касимов", но командир приказал садиться в шлюпку, чтобы проводить...
gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/14.htm


Здесь мы подходим к моменту, который всегда вызывал и вызывает до сегодняшнего дня множество различных кривотолков: почему с последней группой с К-8 ушли представители командования лодки: заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Каширский, заместитель командира корабля по политической части Анисов и командир электромеханической боевой части капитан 2 ранга Пашин?
       Из объяснительной записки капитана 1 ранга В. А. Каширского: "Мы с командиром считали, что главное донести Главкому ВМФ о состоянии подводной лодки и принять меры по выяснению возможности находящихся в районе подводной лодки теплоходов в обеспечении изолирующими дыхательными приборами, средствами автономной связи и взаимодействия при заводке буксира на подводную лодку. Решили, что я схожу на "Касимов". В процессе работы над книгой автор нашел среди документов, относящихся к К-8, и одну из радиограмм, адресованных Главкомом ВМФ на аварийную лодку. В ней С. Г. Горшков прямо приказывает замкомдиву перебраться с атомохода на один из находившихся поблизости транспортов и быть постоянно на связи, возглавив одновременно и действия по спасению лодки. На самой же "восьмерке" положение у него было к тому же несколько двусмысленное.
       При всей трагичности обстановки командир лодки Бессонов действовал на редкость грамотно и решительно, так что отстранять его от командования у замкомдива не было никаких оснований. Его же роль при этом сводилась лишь к советам командиру и руководству личным составом, когда Бессонов просто не мог быть в двух местах одновременно. Другое дело, что тогда было не до объяснений личному составу причин ухода, и у части офицеров и матросов сход с борта аварийного корабля старшего начальника вызвал полное непонимание и даже осуждение.
В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.14
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/14.htm
« Последнее редактирование: 11 Апреля 2010, 22:02:26 от unifex »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 760
  • Алюсов Алексей Михайлович
Выжившие члены экипажа ПЛА < К-8 >

Арго Вилль капитан 3 ранга замначальника Особого отдела дивизии

Цитировать
  К молчавшим Каширскому и Бессонову подошел шедший на лодке замначальника Особого отдела дивизии капитан 3 ранга Арго Вилль. Кто-кто, а он прекрасно понимал, чем вызвано это затянувшееся молчание замкомдива и командира. Спустя годы, оставшиеся в живых члены экипажа К-8 с теплотой будут вспоминать своего особиста. За что? За мужество!
       - Запрашивайте помощь! - сказал он. - Готов нести ответственность наравне с вами!

       Каширский с Бессоновым понимающе переглянулись. Теперь их, взваливших на себя тяжкую ношу ответа за возможные последствия, стало трое. Замкомдив с командиром тоже высказались за принятие помощи. Итак, советские подводники, презрев во имя спасения людей все возможные политические сложности, были готовы принять помощь даже от натовского судна. Теперь слово было за канадцами: сделают ли шаг навстречу, и великое морское противостояние ознаменуется первым дружественным актом взаимовыручки. Канадское судно меж тем быстро приближалось. Еще несколько минут - и произойдет событие дотоле небывалое: канадские моряки придут на помощь советским атомоходчикам! Но произошло почти невероятное! Подойдя к дрейфующей подводной лодке кабельтов на пятнадцать, канадский сухогруз обошел ее по дуге и несмотря на все призывы о помощи, внезапно развернувшись на обратный курс, дал полный ход. На палубе канадского сухогруза толпилась любопытствующая команда.
       На мостике "восьмерки" сдержанно матерились.
       - А может, оно и к лучшему! - вздохнул замполит Амосов, поправляя спадающие очки. - От такого спасателя хлопот больше, чем пользы.

В.В.Шигин Бискайский реквием. ( документальная повесть ) стр.10:
http://gremicha.narod.ru/inform/istorij/k8/10.htm
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »