Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Голованов Александр Евгеньевич, командующий 18-й ВА  (Прочитано 2378 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 017
  • Ржевцев Юрий Петрович
ГОЛОВАНОВ Александр Евгеньевич (1904-1975), выдающийся советский военачальник из числа воспитанников органов и войск ГПУ-ОГПУ, участник боёв за Восточную Пруссию и штурма Кёнигсберга, Главный маршал авиации (1944), депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950 гг.).
Родился 7 августа 1904 года в городе Нижний Новгород. Русский. Из семьи рабочего-речника. Член ВКП(б)-КПСС с 1929 года.
Образование: в 1932 - лётную школу при ЦАГИ (по другим, ошибочным, данным – лётную школу Осоавиахима); в 1950 - Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова.
В Красной Армии дважды:
- в мае 1919-1920 гг. - в качестве добровольца, в том числе в боях и сражениях Гражданской войны на Южном фронте: полковой разведчик. Демобилизован был в связи с полученной контузией;
- в феврале 1941-сентябре 1953 гг. – на высших командных должностях в советских ВВС и воздушно-десантных войсках.
В 1924-начале 1930-х гг. - на службе в войсках и органах ГПУ-ОГПУ, в том числе, по утверждению историков из внутренних войск, - в Дивизии особого назначения при Коллегии ОГПУ (Московский военный гранизон).
В октябре 1925-августе 1930 гг. – сотрудник Особого отдела ОГПУ Московского военного округа.
С августа 1930 года – в одной из чекистских структур столицы Казахстана города Алма-Ата, но в какой должности - неизвестно.
По свидетельству современников и историков, «Голованов - не стандартный чекист»: без отрыва от службы овладел мастерством наездником, мотогонщика и лётчика, при этом достигал высших результатов в каждом деле, за которое брался.
Якобы именно в тот период вошел в «близкое окружение Сталина».
С декабря 1931 года - на ответственной работе в Наркомате тяжелой промышленности, а в сентябре 1932-феврале 1941 гг. – Гражданского Воздушного Флота и, в частности:
- в сентябре 1934-январе 1935 гг. - командир особого отряда тяжёлых кораблей;
- в январе 1935-1938 гг. - начальник Восточно-Сибирского управления ГВФ;
- в 1938-феврале 1941 гг. - шеф-пилот Аэрофлота (де-факто – личный пилот И.В. Сталина). Летал на серебристом самолете с размашистой надписью на борту: «Сталинский маршрут». Макет именно этого авиалайнера стоял на столе у И.В. Сталина.
Как лётчик ГВФ участвовал в боях на Халхин-Голе и в Финской кампании. За боевую доблесть и мужество был удостоен тогда ордена Ленина.
С февраля 1941 – официально в советских ВВС: командир новоформируемого в Смоленском авиагарнизоне 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка особого назначения, подполковник по воинскому званию. Боевой состав данной в/ч - 72 бомбардировщика марки «Ил-4».
Участник Великой Отечественной с первых её часов.
Из пункта «5» приказа И.В. Сталина как Верховного Главнокомандующего и одновременно - наркома обороны СССР № 0071 от 17 августа 1941 года «О результатах и недостатках в организации налёта 81-й авиадивизии на район Берлина»: «Назначить командиром 81-й авиадивизии подполковника т. Голованова и присвоить ему военное звание полковник».
С февраля 1942 - командующий авиацией дальнего действия Ставки ВГК, а с декабря 1944 года - 18-й воздушной армией.
Как командующий 18-й воздушной армией особенно отличился в ходе Восточно-Прусской и Берлинской стратегических наступательных операций, в том числе и в штурме города-крепости Кёнигсберг.
Генеральских званий был удостоен:
- «генерал-майор авиации» - 25 октября 1941 года;
- «генерал-лейтенант авиации» - 5 мая 1942 года;
- «генерал-полковник авиации» - 26 марта 1943 года.
Маршальских:
– «маршал авиации» - 3 августа 1943 года;
- «главный маршал авиации» - 19 августа 1944 года.
В апреле 1946 -1948 гг. - командующий Дальней авиацией. С данного поста был снят после того, как угодил в опалу к И.В. Сталину.
В 1952 году получил назначение на должность командира 15-го гвардейского воздушно-десантного корпуса.
С сентября 1953 года – военный пенсионер.
Кавалер большого количества государственных и иностранных наград и, в частности, тринадцати орденов: девяти советских - двух Ленина, трёх Красного Знамени, трёх Суворова 1-й степени и Красной Звезды, и четырёх иностранных - польского Крест Грюнвальда 1-й степени и трёх монгольских - ордена Сухэ-Батора, Красного знамени и «Боевые заслуги». Кроме того, - многочисленных медалей, а также нагрудных знаков «Отличник Аэрофлота» и «За безаварийный налёт» - 300.000 и 500.000 км.
Автор мемуаров «Записки командующего АДД» (М., 1997), где, помимо прочего, характеризует всех наиболее прославленных советских полководцев периода второй мировой, в том числе и И.В. Сталина как Верховного Главнокомандующего.
Скончался в 1975 году.
Похоронен в городе Москве – на Новодевичьем кладбище.
Имя Главного маршала авиации А.Е. Голованова присвоено:
- ряду улиц и, в частности, – в Марьино Юго-Восточного административного округа столицы и в Приокском районе города Нижний Новгород;
- стратегическому бомбардировщику Ту-160 из авиапарка авиагарнизона города Энгельс Саратовской области.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 258
  • Skype: g_kushelev
Его книгу стоит прочесть или иметь в своей библиотеке:
http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/index.html
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 017
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »