Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 23-я смешанная авиационная дивизия  (Прочитано 3495 раз)

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 750
  • Роман Никитин
23-я смешанная авиационная дивизия
« : 01 Октября 2014, 20:02:45 »
Из официальных Перечней:
- 23-я смешанная авиационная дивизия в действующей армии с 25 июня по 16 августа 1941 года. 16 августа 1941 года переформирована в 23-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную дивизию дальнего действия;
- 23-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия ДД в действующей армии с 16 августа 1941 года по 20 марта 1942 года. 20 марта 1942 года переформирована в 53-ю авиационную (впоследствии – Сталинградская) дивизию дальнего действия;
- 53-я авиационная Сталинградская дивизия ДД в действующей армии с 20 марта 1942 года по 26 декабря 1944 года. 26 декабря 1944 года переформирована в 53-ю бомбардировочную авиационную Сталинградскую дивизию;
- 53-я бомбардировочная авиационная Сталинградская дивизия в действующей армии с 26 декабря 1944 года по 26 февраля 1945 года. 26 февраля 1945 года переформирована в 55-ю бомбардировочную авиационную Сталинградскую дивизию;
- 55-я бомбардировочная авиационная Сталинградская дивизия в действующей армии дважды: 1) с 26 февраля по 9 мая 1945 года; и 2) с 9 августа по 3 сентября 1945 года...


Добавил бы в скобках «скоростная», потому что именно так она позиционируется в перечнях ЦАМО. Я же искал ее как смешанную, каковой она, собственно, везде в Интернете и указывается. Фонд влит в конечный фонд 53-й бомбардировочной авиационной дивизии, ранее называвшейся 53-й авиационной дивизией дальнего действия, обе, кстати, именовались Сталинградскими. Последняя, в свою очередь, была преобразована из 23-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, непосредственной предшественницей которой и была 23  сад. Источник: http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/d/bad23.dat

Здесь и «вокруг»: http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20115-0000002-0002/00000013.jpg&id=9448526&id=9448526&id1=7e410644a60e32ff7691f079d32dc1df

23-я смешанная авиационная дивизия сформирована в августе 1940 года на основании Постановления СНК №1344-524сс от 25 июля 1940 года.
В составе действующей армии:
С 25 июня 1941 года по 16 августа 1941 года.
В составе объединений:
С начала войны по 25 июня 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа.
С 25 июня 1941 года по 16 августа 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Западного Фронта.
Состав дивизии:
99-й ближний бомбардировочный авиационный полк – с 1940 года по 16 августа 1941 года.
169-й истребительный авиационный полк – с марта 1941 года по 12 августа 1941 года. Убыл в 6-й запасной истребительный авиационный полк.
175-й скоростной бомбардировочный авиационный полк – с 1940 года по 25 июня 1941 года.
213-й скоростной бомбардировочный авиационный полк – с 1941 года по 12 августа 1941 года.
214-й скоростной бомбардировочный авиационный полк – с 1941 года по 18 июля 1941 года.
401-й истребительный авиационный полк Особого Назначения – с 2 июля 1941 года по 13 июля 1941 года. Убыл на доукомплектование.
430-й штурмовой авиационный полк Особого Назначения – с 3 июля 1941 года по 17 июля 1941 года.
170-й истребительный авиационный полк – с 4 июля 1941 года по 15 июля 1941 года. Убыл в 11-й запасной истребительный авиационный полк.
32-й истребительный авиационный полк – с августа 1941 года по ноябрь 1941 года. Передан в состав 43-й истребительной авиационной дивизии.
Командование дивизии:
Полковник  Нестерцев Виктор Ефимович – с начала войны по 16 августа 1941 года. Назначен на должность командира 23-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии.
Участие в операциях и битвах: Смоленское сражение – с 10 июля 1941 года по 16 августа 1941 года.
Герои Советского Союза:
22 июля 1941 года Анохин Константин Ефремович, лейтенант, командир звена 170-го истребительного авиационного полка 23-й смешанной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.
22 июля 1941 года Герой Советского Союза Супрун Степан Павлович, подполковник, командир 401-го истребительного авиационного полка Особого Назначения 23-й смешанной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил Западного Фронта удостоен звания дважды Герой Советского Союза. Посмертно. Источник: http://www.proza.ru/2014/09/03/1308

Справка, в целом, неплоха, однако не содержит, вне всякого сомнения, важного упоминания об участии авиасоединения в операциях и битвах до Смоленского сражения. А именно – в Стратегической оборонительной операции в Белоруссии и, как ее составной части – контрударе на Лепель с овладением Сенно (воздушное прикрытие). Кроме того, отдельного рассмотрения заслуживают действия авиаторов по защите неба над Оршей.
В полном варианте справки также почти не указывается дислокация, а она интересна - особенно ее изначальный пункт 1940 года – Дубровицы, посёлок, ныне находящийся почти в черте города... Подольска. Сегодня, будучи в Подольске же, не мог не обсудить этот вопрос с известным авиа-поисковиком и постоянным посетителем читального зала ЦАМО Игорем Михайлюком. Игорь заинтересовался и пояснил, что действительно аэродром в Дубровицах существовал. В данный момент территория бывшего летного поля застроена коттеджами и другими сооружениями.
23 сад – МВО:
1.9.40-27.9.40 – г. Подольск
27.9.40-14.10.40 – г. Иваново
14.10.40-24.6.41 – г. Ржев

23 сад– Западный фронт:
24.6.41-27.6.41 – Приямино (зап. Орша)
27.6.4-6.7.41 – Зубово (20 км южнее Орша)
6.7.4-10.7.41 – Горки (40 км ю.-в. Орша)
10.7.41-15.7.41 – Шаталово Смоленской области
15.7.41-1.8.41 – Сеща
1.8.41-5.8.41 – Олсуфьево
5.8.41-9.8.41 – Новодугино Смоленской области
9.8.41-16.8.41 – Медынь

23 тбад – Западный фронт:
16.8.41 - 6.10.41 – Медынь
6.10.41-9.10.41 – Горки (...км сев. Гжатск)
9.10.41-12.10.41 – Монино
12.10.41-17.10.41 – Тейково
17.10.41-31.12.41 – Борисовское (15 км сев. Владимир)

23 тбад – 5-е Управление ВВС КА:
31.12.41-17.1.42 - Внуково, Монино
17.1.42-18.3.42 – Ногинск.
Итак, Ногинск. Тот самый Ногинск, откуда самолеты взлетают, чтобы рухнуть на Москву, аккурат, в парк имени Сталина, ныне Измайловский. Самолеты падают, а актов о летных происшествиях нет. Одни воспоминания, на основании которых лихо пишутся статьи. Но без использования материалов актов. По счастью, не мной, хотя еще недавно я держал в руках эти документы... ну, не совсем эти...
(А не переписать ли мне в «творческом экстазе» всю «статью» Стрельбицкого. Ненуачо?)
53 ад 5 ак - АДД
18.3.42-18.8.42 – Ногинск
18.8.42-16.4.43 – г. Мичуринск
16.4.43-23.5.43 – Н. Александрова (Армавир)
23.5.43-28.7.43 – г. Мичуринск
28.7.43-14.8.43 – Выползово (32 км зап. Бологое)
14.8.43-24.9.43 – г. Мичуринск
24.9.43-10.10.43 – Лебедин
10.10.43-18.10.43 – г. Мичуринск
18.10.43-29.10.43 – г. Курск
29.10.43-8.11.43 – г. Ростов, Макеевка
8.11.43-4.12.43 – г. Курск
4.12.43-23.3.44 – Лисий Нос, Приютино (Ленинград)
23.3.44-16.4.44 – Ротмистровка
16.4.44-4.5.44 – Умань
4.5.44-9.5.44 – Анаполь
9.5.44-18.5.44 – Нежин
18.5.44-5.9.44 – Житомир
5.9.44-23.12.44 – г. Львов
23.12.44-«53 Ав. Сталинг. див 4 Г(Т)БАГК 18 ВА ВВС» – г. Львов.
Вот оно как, и Шумячи, и Львов, многоуважаемый Юрий Петрович! С чем Вас и поздравляю.
А правильное полное написание названия дивизии на 23.12.44 г., очевидно, таково: 53-я Сталинградская бомбардировочная авиационная дивизия 4-го гвардейского Гомельского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. Ну, если я где-то ошибся с почетными наименованиями, надеюсь, Вы меня подправите – ведь Вы в этом дока. Я же хочу привести фрагмент знакомой Вам статьи: «В ночь со 2 на 3 марта 1942 года с Ногинского военного аэродрома в Подмосковье стартовал самолёт ТБ-3 из состава 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 53-й авиационной дивизии дальнего действия». Если верить вышеприведенным данным исторического формуляра, на 03.03.42 дивизия еще не носила номер «53».

Генерал-майор с трагической судьбой А.И. Таюрский, после самоубийства командующего авиацией Западного фронта (а ранее – Западного особого военного округа) Героя Советского Союза генерал-майора И.И. Копца занявший его должность, приказывает 23 сад до рассвета 30 июня 1941 года разведать и уничтожить группировку танков противника. Так он, видимо, «разваливал» управление...
...Под чутким руководством тогдашнего «кратковременного» комфронта Ерёменко, в мемуарах которого («образца» лета 1942 года, а не официальных) этому уделено достаточно внимания, в том духе, что это именно он, Еременко, творец наших первых крупных авиапобед.
...На самом же деле, по собственным воспоминаниям Андрея Ивановича Ерёменко, первую свою директиву в должности комфронта он отдал лишь вечером 1 июля. Т.е. Таюрский выполнял не его, а Павлова приказ: http://militera.lib.ru/memo/russian/eremenko_ai_1/02.html «После изучения еще и еще раз сложной и запутанной обстановки на Западном фронте я отдал первую директиву: Директива № 14 Штаб Западного фронта Могилев 1.7.41 года 17 часов 45 минут Карта 1:500 000…».
После объёмного справочного материала – маленький архивный эксклюзивчик, весьма любопытный. К вопросу о том, доколе и с чем держались наши окруженцы в Белостокско-Минском «котле»: 1 июля 1941 года командование части КА, находившейся в окружении под Новогрудком, послало письменную благодарность полку за выбрасывание горючего для танков экипажем старшего лейтенанта Ключникова. Источник – ЦАМО: ф. 20115, оп. 1, д. 9, л. 51.
« Последнее редактирование: 05 Апреля 2016, 18:46:52 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 629
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 23-я смешанная авиационная дивизия
« Reply #1 : 01 Октября 2014, 20:56:29 »
У меня есть сканы с пяти тетрадей с характеристиками за осень 1940 на младших командиров 99 сбап. Тема здесь: http://voenspez.ru/index.php?topic=5755.0
Для затравки. Характеристика на младшего командира из 1-й эскадрильи 99 сбап:

« Последнее редактирование: 05 Апреля 2016, 18:44:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 629
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 23-я смешанная авиационная дивизия
« Reply #2 : 03 Октября 2014, 15:38:22 »

Об обстоятельствах гибели Героя Советского Союза подполковника Степана Павловича Супруна (2 августа 1907-4 июля 1941). Посмертно был удостоен второй Золотой Звезды Героя.
Источник – ЦАМО: ф. 20115, оп. 2, д. 2, лл. 22-24.

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20115-0000002-0002/00000032.jpg&id=9448679&id=9448679&id1=6d767f2bbe74f806ad21be609bc4a62e

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20115-0000002-0002/00000033.jpg&id=9448681&id=9448681&id1=d042865725229b0949cf0cc15f4360da

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/006/20115-0000002-0002/00000034.jpg&id=9448682&id=9448682&id1=2dfacd9cc8c355d66174c8eb20e75030

Нигде в приведенных выше уважаемым Ю.П. Ржевцевым документальных обстоятельствах гибели Степана Супруна не приводится никаких данных о таинственном «Кондоре» (Focke-Wulf Fw 200 Condor). Между тем, существует версия, которая заключается в том, что, покинув строй, Супрун пытался атаковать именно этот самолет. (О «Кондоре»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Focke-Wulf_Fw_200_Condor). «Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджег один немецкий самолет. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолет к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы». (Цит. по В. Фадеев. Степан Супрун)
Наскоро прошерстив Интернет, не обнаружил никаких следов присутствия немецкого многоцелевого самолета (в довоенном девичестве – дальнего авиалайнера) в районе Борисов-Толочин в июле 41-го. Пришлось обратиться к экспертам по Люфтваффе форума Reibert. Спецы лишь подтвердили подозрения о малой достоверности версии. По их мнению, «в роли» Focke-Wulf Fw 200 мог оказаться обычный бомбардировщик: Ju-88, He-111 или Do-17, а до Сталинграда «Кондоров» на Восточном фронте вообще не было. Либо это была VIP-машина из Fliegerstaffel des Führers, как не без юмора подчеркнул один из экспертов.
« Последнее редактирование: 05 Апреля 2016, 18:30:31 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 629
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 23-я смешанная авиационная дивизия
« Reply #3 : 29 Ноября 2014, 10:06:54 »
http://i59.tinypic.com/35jvx1t.jpg

Явно что бывший воин одного из сбап 23 сад: http://i62.tinypic.com/e0k77l.jpg

Источник информации – вот эта книга (стр. 24):
http://i57.tinypic.com/eth47q.jpg

http://i60.tinypic.com/xe0s3c.jpg

В.И. Моисеев мог служить в 213-м или 214-м скоростном бомбардировочном авиационном полку 23 сад. Фраза в тексте вышеприведенного материала: «Через несколько месяцев после начала войны полк практически остался без самолетов» – не отражает в полной мере печальную картину по боевому составу полков. Уже к 18.00 07.07.1941 года в 213-м полку насчитывалось только семь исправных СБ, а в 214-м – всего на всего четыре.
« Последнее редактирование: 05 Апреля 2016, 18:11:03 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 629
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 23-я смешанная авиационная дивизия
« Reply #4 : 05 Апреля 2016, 18:15:27 »
Шумячи Смоленской области... Впервые это название упоминаются в оперсводках 23 сад не ранее 31 июля-1 августа 1941 года.
01.07.41. 15.00. Сеща. Штаб 23 сад: «Части 23 ад... вели боевую разведку Смоленск, Починок, Шумячи, Петровское [правильно – Петровичи], Загустино... Р-н Шумячи, Студенец идёт бой...».
Экипажи 23-й сад в самом начале августа 1941 года, в первых-третьих числах, видят сверху упорный бой в районе Понятовки, также свидетельствуют языком оперсводок о «70-ти конных неизвестной принадлежности», немецких колоннах под Шумячами.
Тема, конечно, не моя, забрёл сюда, в август, из конца июля. Оказывается, в те дни 23-я бомбила... Витебск, со своим аэродромом уже прочно бывший «за немцами».
Вечером того же дня 1 августа 1941 года «части 23 ад во второй половине дня прикрывали наземные войска в районе Васьково, Борок, Казатчина; вели боевую разведку в районе Осиновка, Хиславичи, Мстиславль, Шумячи, бомбардировали колонны автомашин по дороге Захарьина, Хиславичи и в р-не Хиславичи, атаковали с бреющего полета колонны танков и автомашин от Мстиславль на Погуляевка и Погуляевка на Захарьино, прикрывали аэродром Сеща».
В оперсводках и разведсводках авиасоединений всегда обращаю внимание на крайний пункт – о погоде. В данном случае, благодаря этому у нас есть возможность установить, что дождя не было, на небе кучевые облака (3-4 балла, согласно сводке). Видимость в воздухе – 15-20 км.
Из перечисленных населённых пунктов только сами Шумячи да Погуляевка из шумячских земель.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 629
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 23-я смешанная авиационная дивизия
« Reply #5 : 18 Декабря 2017, 12:39:43 »

Дихтенко Иван Калинович (1915-1941) как выпускник 1935 года по курсы пилотов Полтавской авиационной школы Осоавиахима (впоследствии – Херсонская инструкторская авиационная школа Осоавиахима). На гимнастке – должностные знаки различия образца 1932 года младшего инструктора Осоавиахима.

ДИХТЕНКО Иван Калинович (1915-1941), воспитанник Осоавиахима, младший лётчик (и одновременно – пилот бомбардировщика СБ-2) 214-го скоростного бомбардировочного полка 23-й смешанной авиационной дивизии ВВС 20-й армии (I ф) Западного фронта, младший лейтенант.
Родился в 1915 году на одном из разъездов теперь уже бывшей Волго-Бугульминской железной дороги в семье рабочего-путейца. Член ВЛКСМ с 1930 года.
Образование:
- общее – школ-семилетку и неполный курс ФЗУ при Полтавском паровозно-ремонтном заводе;
- специальное: предположительно, в 1934 году – Полтавский аэроклуб, а в 1935 году – Полтавскую авиационную школу Осоавиахима.
До перехода в 1935 году на инструкторскую работу в Осоавиахим – кочегар паровоза и в данном качестве – передовик производства.
В 1935 году – курсант Всеукраинской/Полтавской авиационной школы Осоавиахима.
С первой половины 1941 года – военнослужащий кадрового состава советских ВВС: пилот бомбардировщика СБ-2 из состава 214-го скоростного бомбардировочного полка (место базирования – окрестности подмосковного Подольска) ВВС Московского военного округа, младший лейтенант по воинскому званию.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 25 июня 1941 года: в боях и сражениях на Западном фронте, где безвозвратно и выбыл летом 1941 года.
Приказом ГУК Советской Армии за № 01559 от 16 ноября 1950 года на основании письменного запроса отца, Дихтенко Каленика Ивановича, официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в августе 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563787, д. 9, л. 63.
Юрий РЖЕВЦЕВ.




Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563787, д. 9, л. 63.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=74481247&id1=9d375c047f639299940ff6c566abbd51&path=Z/011/033-0563787-0009/0000013.jpg – под № 3:
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »