Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Навигатор  (Прочитано 43710 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #200 : 10 Сентября 2018, 21:40:04 »
Не могу не похвалиться уникальной находкой, сделанной мною на днях в одном из столичных, но при всём этом малодоступных для исследователей архивов. Это огромной фотоальбом с подлинными фотографиями из эпохи 1930-х. Отсканировал всё. Но пока выставляю только три снимка. Так сказать для затравки. См. ниже. Остальное же пока приберегу для будущих эксклюзивных по содержанию публикаций:





Ташкентские пожарные в рамках тренировки по линии ПВХО проводят для активистов Осоавиахима показательные учения.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #201 : 11 Сентября 2018, 20:39:35 »
Сегодня, сам того не желая, получил допуск к практически недоступным исследователям материалам личного архива легендарного «дяди Васи» – генерала армии Василия Филипповича Маргелова. Для себя практически ничего не взял, поскольку, за исключением ряда частных случаев, изучением боевой летописи ВДВ не занимаюсь, а коллекционирование «аля Плюшкин» – оно не в моих принципах. Сбросил себе на диск всего лишь послужной список да пару-тройку фотографий… Весь документ выставлять не стану, ибо покрадут. Только лицевой лист:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #202 : 13 Сентября 2018, 18:02:16 »

Четыре года упорно, но, увы, безуспешно искал подлинник фотоальбома о декабрьской 1941 года операции Истребительного мотострелкового полка УНКВД по г. Москве и Московской области, украшенный снимками фотокорреспондента газеты «Правда» Сергея Струнникова и преподнесённый полковником А.Я. Махоньковым в качестве отчёта главному столичному правоохранителю – старшему майору госбезопасности Михаилу Ивановичу Журавлёву. Сначала этот поиск вёлся в паре – я и Сергей Лагодский. Оба мы буквально горели желанием дополнить страницы подготовленной к изданию нашей совместной книги «Московские «ястребки»: без грифа секретности» по-настоящему уникальными фотографиями-подлинниками за авторством С. Струнникова. Потом, когда книга вышла и во многом стала сенсацией, я уже искал один, в том числе и в закрытых архивах. От безнадёги уже собирался рукой махнуть. Но сегодня судьба преподнесла поистине царский подарок. Впрочем, обо всём по порядку. С утра друзья-коллеги из числа журналистов силовых структур пригласили на чай в один из кабинетов, что рядышком с Лубянкой. Как оказалось, хозяин кабинета, полковник, но только в отличие от меня действующий, давно уже мечтал получить дарственный автограф, сделанный бы мною на титульном листе книги «Московские «ястребки»: без грифа секретности». Вот он-то и преподнёс сюрприз, выложив передо мной на стол подотчётный ему, но столь вожделенный для меня тот самый фотоальбом! В этом подразделении озвученный выше альбом давно пылился как невостребованный, но при всём этом инвентарный. И не только выложил, но и любезно разрешил скопировать в виде сканов, отдельные из которых теперь и представляю на страницах нашего уважаемого Форума, чем в свою очередь делаю подарок всем коллегам из числа истинных историков спецслужб!
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #203 : 14 Сентября 2018, 21:22:02 »
Выявил сегодня в одном из малодоступных исследователям архивных учреждений Москвы подлинник Послужного списка авиационного краскома Петра Васильевича Ахрамеева (1897-1926). На днях выставлю в полной версии. А пока только фрагмент:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #204 : 15 Сентября 2018, 15:24:01 »
Уникальные архивные находки нашего уважаемого Форума:

Намедни в одном из архивов выявил тонкую папку с тремя фотографиями-подлинниками, которые представляю ниже. Какие-либо документы отсутствуют. А по куцым по содержанию пояснительным подписям можно лишь понять, что на всех трёх коллективных фотопортретах среди сослуживцев запечатлён некто лётчик Н.А. Арсеньев, который являлся:
- по состоянию на 14 июня 1917 года – в чине подпоручика лётчиком-наблюдателем в экипаже лёгкого французского (но русской постройки) бомбардировщика марки «Voisin LAS» лётчика старшего унтер-офицера Красюка;
- во второй половине 1920-х гг. (в том числе и по состоянию на декабрь 1928 года) – представителем лётно-подъёмного состава Российского акционерного общества добровольного воздушного флота «Добролёт»: состоял в должности аэросъёмщика в подразделении «Добролёта», которое эксплуатировало немецкие самолёты марки «Юнкерс Т.21» и которое при этом дислоцировалось в узбекском городе Бекбуди (ныне – Карши Кашкадарьинской области Республики Узбекистан).
И это пока всё, что о нём известно, увы…





« Последнее редактирование: 16 Сентября 2018, 14:25:30 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #205 : 23 Сентября 2018, 16:49:12 »
Из материалов личного архива советского авиаконструктора Арама Назаровича Рафаэлянца (1897-1960):

Ноябрь 1934 года, опытный образец только что созданной А.Н. Рааэлянцем гражданской модификации военного самолёта-разведчика Р-5 – лёгкий транспортный самолёт ПР-5.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #206 : 23 Сентября 2018, 16:56:54 »
Из материалов личного архива советского авиаконструктора Арама Назаровича Рафаэлянца (1897-1960):

1957 год, в воздухе – созданный Арамом Назаровичем Рафаэлянцем экспериментальный вертикально взлетающий аппарат «Турболёт».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #207 : 24 Сентября 2018, 18:12:27 »
Очередной уникальный архивный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=101367.0



Арцеулов  Константин Константинович (1891-1980), русский и советский лётчик, родоначальик советского массового планеризма, художник-иллюстратор, внук художника Ивана Константиновича Айвазовского, в 1920-х гг. – деятельный активист ОДВФ СССР, Союза Авиахим СССР и Союза Осоавиахим СССР.

Из материалов личного архива Константина Константиновича Арцеулова (1891-1980):

Из материалов личного архива Константина Константиновича Арцеулова (1891-1980):
15 августа 1923 года военлёт К.К. Арцеулов, на правах лётчика-испытателя подняв в воздух опытный образец самолёта И-400, потерпел катастрофу, в которой чудом выжил. На первом снимке – последствия той самой катастрофы.
18 июля 1924 года К.К. Арцеулов первым совершил небольшой полёт по прямой на прототипе И-400 – истребителе ИЛ-400б (он же – И-1). На втором фото – тот самый ИЛ-400б.

Из материалов личного архива Константина Константиновича Арцеулова (1891-1980):

Предположительно, сентябрь 1925 года, крымский Коктебель. Если не ошибаюсь слева направо: Константин Константинович Арцеулов, Леонид Александрович Юнгмейстер и Валентин Михайлович Зернов как участники III Всесоюзных планерных состязаний.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #208 : 27 Сентября 2018, 18:54:29 »
Очередной уникальный архивный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=100542.msg431790#msg431790

Намедни в одном из малодоступных архивов Москвы отыскал фотографии только что вышедшого из заводских цехов опытного образца поликарповского истребителя И-153 «Чайка». Именно на такой машине, но только уже серийной сражался на фронтах советско-финляндской войны 1939-1940 гг. младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (1918-1941):
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #209 : 01 Октября 2018, 17:02:45 »
Очередной архивный эксклюзив нашего уважаемого Форума:

Сканировано мною сегодня с архивного подлинника:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #210 : 01 Октября 2018, 18:43:55 »
Очередной архивный эксклюзив нашего уважаемого Форума:

1924-1925 гг., город Хабаровск, планерная мастерская Приморской губернской ячейки ОДВФ СССР:

Место дислокации – православный… храм.


Внутренний интерьер мастерской.


Сборка крыльев.


Натяжка крыльев.


Изготовление металлических частей.


«Приделка элеронов к планеру».


«Приделка элеронов к планеру».


«Натяжка полотна».
















«Сборка авиетки».




«Председатель кружка тов. Филин и секретарь тов. Лавриненко».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #211 : 02 Октября 2018, 10:30:26 »
Очередной уникальный по фактажу эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=101741.0


Фото с пилотского удостоверния русского прапорщика Павла Петровича Золотова.

Бывший военный лётчик Русской императорской армии Павел Петрович Золотов. После 1-й Мировой войны – в Польше. На рубеже 1950-х/1960-х гг. при содействии коллег-авиаторов из ДОСААФ СССР воссоздал самолёт марки «Farman F.IV», на котором в годы 1-й Мировой войны, состоя в чине прапорщика, учился летать. Представленные ниже саны сделаны мною с архивных подлинников:



Судя по этому снимку, в годы существования панской Польши П.П. Золотов трудился в последней авиатором.


Рубеж 1950-х/1960-х гг., воссозданный трудами П.П. Золотова самолёт марки «Farman F.IV».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #212 : 03 Октября 2018, 16:37:53 »
Очередной уникальный архивный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=358.msg432264#msg432264


Ветеран отечественных ВВС и Аэрофлота Александр Петрович Дьяконов при наградах на форменном закрытом кителе работника ГВФ СССР образца 1950 года (но без погон в силу, как надо полагать их упразднения в 1954 году).

ДЬЯКОНОВ Александр Петрович, ветеран отечественных ВВС и Аэрофлота, офицер в отставке, полный Георгиевский кавалер.
Родился в 1890 (по другим данным – 1891) году в Ростове-на-Дону. Русский. Беспартийный.
По состоянию на 6 августа 1915 года – военный лётчик в чине ефрейтора, кавалер медали «За храбрость» 4-й степени.
1 июня 1916 года в городе Гатчина закончил Военно-авиационную школу, в связи с чем получил на руки следующее удостоверение: «Удостоверение сиё от Военной авиационной школы младшему унтер-офицеру 1-ого армейского авиационного отряда Александру Дьконову в том, что он при школе успешно окончил курс обучения полётам на аэропланах «Фарман Боевой» и «Вуазень» и выдержал 10 мая 1916 года (приказ по школе №186) полётные испытания на аппарате «Вуазень» на звание летчика, что подпись с приложением казенной печати удостоверяется». Выпущен же был в состав 35-го корпусного авиационного отряда Юго-Западного фронта. И в данном качестве к осени 1917 года – фельдфебель по чину, полный Георгиевский кавалер.
Как о выпускнике Гатчинской военно-авиационной школы о нём здесь, но только поему-о без указания отчества: https://topwar.ru/62780-tayna-udostovereniya-mladshego-unter-oficera-dyakonova.html
По состоянию на осень 1917 года – санбольной: по причине полученного в воздушном бою тяжёлого ранения находился на излечении в тыловых госпиталях.
Биографические сведения за период Гражданской войны отсутствуют, но за исключением того факта, что в Гражданской войне «не участвовал».
По состоянию на начало 1920-х гг. – работник Ростовского паровозоремонтного завода имени В.И. Ленина, а с образованием весной 1923 года Российского акционерного общества Добровольного воздушного флота («Добролёт») – представитель лётно-подъёмного состава Гражданского воздушного флота.
С 9 июля 1941 года и, как минимум, по лето 1945 года – представитель лётно-подъёмного состава ряда фронтовых в/ч ГВФ, при этом с 1 декабря 1941 года – адъютант (то есть начальник штаба) 1-й эскадрильи последовательно Северо-Кавказской особой авиационной группы ГВФ, Закавказской особой авиационной группы ГВФ (с 3 сентября 1942 года), 8-го отдельного авиационного полка ГВФ (с 7 ноября 1942 года) и 23-го отдельного авиационного Берлинского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка ГВФ (с 24 ноября 1944 года; регалии – на момент окончания Великой Отечественной войны) по занимаемой должности, а по воинскому званию – сначала старший лейтенант (в том числе и по состоянию на осень 1942 года), а затем капитан (в том числе и по состоянию на 1944 года).
В послевоенный период – в родном для себя Ростове-на-Дону, где продолжил службу в структурах Аэрофлота.
К началу 1967 года являлся кавалером следующих государственных наград СССР:
- ордена Трудового Красного Знамени;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён приказом по войскам 2-й воздушной армии за № 0223/н от 22 августа 1944 года; и 2) предположительно, удостоен в 1945 году за выслугу в 15 лет;
- двух медалей «За боевые заслуги»: 1) награждён приказом командарма-56 за № 019/н от 12 сентября 1942 года; и 2) предположительно, удостоен в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За оборону Кавказа»: награждён 8 ноября 1944 года (удостоверение за № 027439);
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «За взятие Берлина»;
- медали «За освобождение Варшавы».
Юрий РЖЕВЦЕВ.



6 августа 1915 года, Александр Петрович Дьяконов как военный лётчик, состоящий в чине ефрейтора, и кавалер медали «За храбрость» 4-й степени.


1916 год, Юго-Западный фронт, Александр Петрович Дьяконов как военный лётчик 35-го корпусного авиационного отряда, состоящий в чине фельдфебеля, и кавалер четырёх боевых наград – трёх Георгиевских крестов и медали «За храбрость» 4-й степени.


1917 год, истребитель марки «Ньюпор-11» русской постройки, на котором в составе 35-го корпусного авиационного отряда Юго-Западного фронта в качестве пилота совершал боевые вылета фельдфебель Александр Петрович Дьяконов.

Отсюда: https://topwar.ru/62780-tayna-udostovereniya-mladshego-unter-oficera-dyakonova.html


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 952, лл. 12 и 12об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0952/00000021.jpg&id=10493769&id1=03ae695f69841ffd4d65cabf371d8cde
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0952/00000022.jpg&id=10493770&id1=b48f9533e86d0cab92975b9384856ed3



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 6762, лл. 110 и 110об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/310/033-0690155-6762%2b011-6759/00000211.jpg&id=36603106&id1=1649cc2428f8468c456427bd4d55d5a8
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/310/033-0690155-6762%2b011-6759/00000212.jpg&id=36603107&id1=9a21cb9ee95029aa04c7b20754e6c7e6

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #213 : 04 Октября 2018, 10:08:34 »
Очередной уникальный архивный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=101801.0


Не ранее весны 1948 года, Дегтярёв Василий Алексеевич (1880-1949), выдающий русский и советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда, лауреат четырёх Сталинских премий, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы, доктор технических наук (по совокупности изобретений), депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. На В.А. Дегтярёве повседневный закрытый китель образца 1943 года при наградах. Сканировано мною с архивного подлинника.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #214 : 08 Октября 2018, 14:05:40 »
Очередной уникальный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=59373.msg432573#msg432573

Из моей свежей почты:
- Здравствуйте, уважаемый Юрий Петрович!
Меня зовут Надин Нелькен. Я живу в Берлине. Моя мать, Аги Нелькен (она родилась в 1921 году как Аги Сас), проживала в Москве с 1934 по 1947 год. В 1942-1943 годах Аги Сас являлась бойцом-добровольцем в рядах диверсантов 88-го истребительного батальона УНКВД по городу Москве и Московской области с местом службы в подмосковной усадьбе Быково.
На Вашем Форуме нашла портреты Милана Урбана и Екатерины Никитичны Усановой/Лявданской. Первый – жених моей мамы, а вторая – боевая подруга.
У меня сохранились некоторые её фотокарточки военного периода, сканы с которых высылаю:


На обороте пояснительная надпись: «Осень 1942 года, командование школы».


 
« Последнее редактирование: 08 Октября 2018, 19:25:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #215 : 09 Октября 2018, 10:26:46 »


От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:
«Я БЫ В РЕКРУТЫ ПОШЕЛ…
210 лет назад в Российской армии появились учебные подразделения
В это трудно поверить, но однажды так случилось, что в России вдруг кончились солдаты. Это стало большой неожиданностью для военного руководства страны на рубеже XVIII–XIX веков. До того военные потери без особых проблем восполнялись рекрутскими наборами. Однако теперь вдруг генералы обратили внимание, что «чудо-богатыри» начали мельчать, здоровье прибывающих с новыми пополнениями новиков понемногу снижается, а из глубины страны все громче доносятся голоса, что хватит уж мужичка от земли отрывать.
И это – накануне новых столкновений с Наполеоном (см.: http://starodymov.ru/?p=14759), который откровенно приближался к пограничному Неману. Мои размышления о событиях той поры: http://starodymov.ru/?p=3841
«Вместо сильных и мужественных войск полки наши составлены большей частью из солдат неопытных и к тягостям войны не приобвыкших». Эти строки написал военный министр Михаил Баркалай-де-Толли (см.: http://starodymov.ru/?p=26933) канцлеру Николаю Румянцеву в августе 1810 года. Согласимся, тревожный сигнал, тем более от такого хладнокровного и не склонного к панике педанта, каковым зарекомендовал себя Михаил Богданович.
Хочу привести характеристику, которую дал Барклаю-де-Толли московский генерал-губернатор Фёдор Ростопчин (см.: http://starodymov.ru/?p=25582), правда, двумя годами позже: «Барклай был человек благородный, но осмотрительный и методичный; он сделал карьеру, благодаря своим личным достоинствам, всегда служил отлично, был покрыт ранами. Забота его состояла лишь в том, чтобы сохранить армию, вести свое отступление в полном порядке. Храбрости он был испытанной и часто изумлял своим хладнокровием в опасности». Так что Барклая ну никак не обвинишь в том, что он склонен сгущать мрачные краски!
Вот официальные данные. На протяжении XVIII века Россия участвовала, по меньшей мере, в 17 крупных войнах, включая подавление восстания Пугачева: http://starodymov.ru/?p=16584 Для замещения в строю выбывших в течение столетия в стране проведено 13 рекрутских наборов, в результате которых от земли, от привычного образа жизни отрывались новые и новые молодые парни.
Война вообще страшная штука, потому что в ходе её божья тварь – человек – занимается тем, что безжалостно убивает себе подобных божьих тварей. Но ведь на войне, как правило, гибнут лучшие носители генофонда. Используя терминологию выдающегося нашего философа-историка Льва Гумилева (см.: http://starodymov.ru/?p=547), пламя пассионарности гасится потоками крови.
В армию всегда забирали самых сильных и здоровых мужчин. И они гибли в боях, или становились калеками. Или в лучшем случае возвращались домой старыми и больными. И при этом они не производили на белый свет детей. Во всяком случае, у себя на родине.
Пока войны шли малыми силами, на ограниченной территории, пока потери были не слишком велики, демографическая ситуация в стране если и менялась к худшему, то это как-то компенсировалось повышением рождаемости в районах, по которым прошли войска. О насилии на войне: http://starodymov.ru/?p=19999 Но постепенно армии становились все более массовыми, а орудия убийства – все более изощренными: http://starodymov.ru/?p=9428  И обычный механизм воспроизводства населения начинал давать сбои.
(Как казенно сказано!.. А если попросту, по-человечески, то оставшиеся бабы рожали от тех хилых мужичков, которые оставались на месте по причине своей непригодности служить).
И вот к концу XVIII века ситуация с пополнением войск достигла критической отметки – рекрутские наборы перестали справляться с поставкой в армию новых партий солдат, и в то же время начали оказывать уже более заметное негативное влияние на экономику страны.
Вторая сторона проблемы. Пока потери воюющих сторон оставались не слишком большими, пополнение вливалось непосредственно в подразделения. Молодой рекрут попадал под опеку «дядьки» и скоро становился полноправным членом воинского коллектива. Однако – приходится повторяться – орудия убийства совершенствовались. После иных боев потери в ротах и батальонах оказывались столь значительными, что о постепенном обучении «в коллективе и через коллектив» уже не могло идти речи. Немного о войнах XVIII столетия: http://starodymov.ru/?p=23825 В строй требовалось ставить подготовленных солдат.
В этих-то условиях и созрело решение о необходимости создания сети учебных подразделений для первичной подготовки к службе молодого пополнения. С этой целью 10 октября 1808 года увидело свет «Положение о приеме рекрут, препровождении и содержании их в запасных рекрутских депо». Эту дату можно считать отправной для учебных подразделений Российской Армии.
Было бы несправедливо сказать, что это начинание родилось на голом месте. Активной подготовкой молодых солдат, да и опытных ветеранов, занимались полководцы и раньше. Но только теперь этот процесс становился упорядоченным, регламентированным, если можно так выразиться, поставлен на поток.
В те времена в составе русской армии насчитывалось 24 пехотные дивизии. В каждой из них сформировали учебные депо, выделив на каждое по шесть обер-офицеров, 24 «унтера» и 240 старых солдат – ветеранов. Эксперимент оказался удачным. Вскоре такие же депо появились и в кавалерии, и в артиллерийских частях. Забавно выглядит трансформация значения некоторых слов, ведь правда? Со словом «депо» у нас автоматически связывается прилагательное «паровозное»… Если «завод», то нам видится промышленное производство, а во времена оны заводы занимались выращиванием лошадей – уж простите за ботанический термин по отношению к этим благороднейшим животным. И «ремонт» тоже – речь шла не только о заготовке и замене лошадей, но даже и самих лошадей из числа пополнения называли ремонтами!.. И подобных примеров можно привести ещё немало. Например: http://starodymov.ru/?p=27796
Трудно сказать, кто персонально предложил создать именно такую систему подготовки молодого пополнения – идея попросту уже созрела. Но претворять в жизнь её довелось пресловутому генералу от артиллерии графу Алексею Аракчееву.
Об Алексее Андреевиче можно говорить бесконечно много. Память он оставил о себе в основном недобрую, хотя было бы несправедливо говорить о нем исключительно в негативных тонах. Во всяком случае, для учебных подразделений он сделал немало. А именно: он их создал, и он их заставил выполнять возложенные задачи. Согласимся, что это немало.
Надо отметить, что Пушкин оставил об Аракчееве жестокую эпиграмму.
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
Бл..и грошевой солдат.
Нельзя забывать, что наш поэт далеко не всегда был справедлив к современникам в своих эпиграммах т вот один такой пример: http://starodymov.ru/?p=324 Но в данном случае характеристика близка к оригиналу, хотя бы в частностях. В точку сказано: «преданный без лести». Трудно согласиться с тем, что «без ума, без чувств, без чести»… Он был умён – еще в период учёбы в кадетском корпусе давал уроки детям графа Салтыкова. Чувства благодарности и преданности не были чужды ему, безродному дворянину, вознесённому в высшие сферы общества Александром и Николаем Павловичами. Да и представление о чести у него наличествовало, пусть и своеобразное…
Впрочем, бог с ним, с Аракчеевым! Вернемся к рекрутам и «учебкам».
Начнем с рекрутов. В те времена в стране ходила поговорка, которая многих заставляла поёжиться: «Есть у царя колокол на всю Русь». Это о рекрутчине. Действительно, на всю страну гремел этот колокол! И боялись его куда больше, чем собственно тревожного набата.
…Как-то царь Александр I (см.: http://starodymov.ru/?p=26064) осматривал партию новобранцев. И обратил внимание на рекрута Осипа Смолина – «в летах весьма немолодых и слабого сложения». Самодержец выразил крайнее неудовольствие по поводу увиденного. Этот случай послужил сигналом для проверки состояния призывного контингента по всей армии. Результаты оказались удручающими.
Только один пример в подтверждение. Если в 1806 году среди рекрутов не зафиксировано ни одного человека с больным зубом, то в 1810 году на этот изъян приходилось закрывать глаза. Именно тогда появилось ограничение – допускалось отсутствие не более пяти зубов рядом на каждой челюсти.
В результате проверки в 1810 году появилось несколько документов, имевших целью ужесточить порядок набора в армию мужиков, организацию первичного военного обучения, формирования резервных частей и соединений из выпускников «учебок». В числе этих документов – несколько жёстких приказов, «Положение о назначении нижних воинских чинов в неспособные», наставление «О смотре рекрутских депо» и другие. Вот несколько вводимых ими ограничений, касающихся порядка комплектования армии. За нарушение правил офицеры и чиновники, виновные в призыве негодного контингента, подвергались штрафу в 500 рублей.
Итак, признавались неспособными к службе идиоты, парализованные, эпилептики… Признавались годными к нестроевой службе частично парализованные, немного горбатые, беспалые… И бесспорно годными считались косые (лишь бы это позволяло прицелиться из ружья), косноязычные (лишь бы могли хоть как-то изъясняться), а также лысые, которых ранее призывать в армию возбранялось. При этом нижняя планка роста новобранца равнялась 1,51 метра.
Вот такая армия встречала Наполеона в 1812 году.
В то же время принимались меры к тому, чтобы в учебных депо подготовка молодого пополнения велась настоящим образом.
Непосредственно накануне войны в стране проведено три рекрутских набора – в 1810, 1811 и 1812 годах. В результате под ружье встали девять из каждых пятисот мужчин. Это составило 350 тысяч человек. Если не все, то значительная часть из них попала в учебные подразделения, в которых в течение девяти месяцев осваивали «науку побеждать». Выпускников этих депо сводили в резервные дивизии и бригады. Эти меры позволили довести численность армии к началу войны до 490 тысяч человек – помимо иррегулярных, в том числе и казачьих, войск и гарнизонных команд.
И еще один штрих. Автором «Наставления» стал лично военный министр Михаил Барклай-де-Толли. Его положения и сегодня не теряют своей актуальности. Оно предписывает офицерам вести с солдатами воспитательную работу, возбуждать в подчиненных «бодрость духа и охоту к службе», «обходиться с рекрутами кротко и снисходительно», на учениях «не изнурять их сил», больше внимания уделять теоретической подготовке… И, что еще характерно, Михаил Богданович настрого запрещал наказывать рекрут, особенно непосредственно в ходе обучения, так как они попросту не научены выполнять необходимые действия.
Вот какие проблемы 210 лет назад привели к появлению на свет системы учебных подразделений».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #216 : 09 Октября 2018, 20:17:14 »

Очередной творческий шедевр за авторством многоуважаемого Романа Михайловича Никитина. И вновь – на страницах столь популярной в РФ газеты «Совершенно секретно»!

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #217 : 10 Октября 2018, 08:30:07 »
Вот здесь на нашем уважаемом Форуме http://voenspez.ru/index.php?topic=101937.0 тема про известного советского авиаконструктора полковника в отставке Владислава Константиновича Грибовского (1899-1977) с большим количеством архивных фото:


ГРИБОВСКИЙ Владислав Константинович (1899-1977), советский военный лётчик, планерист, конструктор по линии Осоавиахима СССР и авиапрома планёров и самолётов, полковник в отставке.


Самое начало 1970-х гг., полковник в отставке Владислав Константинович Грибовский (1899-1977) в повседневной военной форме образца 1969 года.


1913 год.


1923 год, краском В.К. Грибовский как слушатель Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания.


Не ранее осени 1933 года, начинающие советские авиаконструкторы Владислав Константинович Грибовский (1899-1977) и Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989) в группе военных лётчиков и командиров авиации Осоавиахима СССР. В.К. Грибовский – второй слева, а А.С. Яковлев – третий справа.


Весна 1936 года, краском Владислав Константинович Грибовский у своего очередного детища – одноместного спортивного самолёта марки «Г-22».


1950 год, Владислав Константинович Грибовский в погонах полковника на повседневном кителе лётно-подъёмного состава советских ВВС образца 1949 года.
« Последнее редактирование: 11 Октября 2018, 10:48:50 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #218 : 15 Октября 2018, 21:51:39 »
Очередной уникальный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=358.msg433081#msg433081

Сканировано мною с архивного подлинника:

«Гвардии полковник Василий Иосифович Сталин на командном пункте. Фото Т. Мельника».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 563
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #219 : 16 Октября 2018, 20:41:42 »
Очередной уникальный архивный экслюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=15352.msg433145#msg433145


Руский офицер-авиатор прапорщик Иван Осипович Самойлов.

Самойлов Иван Осипович – русский военный лётчик периода 1-й Мировой войны и в данном качестве – лётчик-наблюдатель в составе экипажа тяжёлого бомбардировщика С-22 «Илья Муромец».

Иван Осипович Самойлов как юнкер военно-авиационной школы:


На Юго-западном фронте:

14 ноября 1917 года, в небе – русский тяжёлый бомбардировщик С-22 «Илья Муромец», в состав экипажа которого входил Иван Осипович Самойлов.


Город Винница, экипаж тяжёлого бомбардировщика С-22 «Илья Муромец» (включая авиационно-технический персонал), в состав которого в качестве лётчика-наблюдателя входил Иван Осипович Самойлов.

Фрагменты:



Как санбольной, с госпитальными сёстрами милосердия.
« Последнее редактирование: 16 Октября 2018, 22:07:33 от Sobkor »
Записан
Страниц: 1 ... 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »