Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Навигатор  (Прочитано 16467 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #120 : 04 Июнь 2016, 10:53:13 »
Эксклюзивная по содержанию тема «Бронеавтомобиль марки «БАИ»: http://voenspez.ru/index.php?topic=75872.0






« Последнее редактирование: 04 Июнь 2016, 11:49:54 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #121 : 05 Июнь 2016, 13:37:18 »
Эксклюзивная по содержанию тема «Бронеавтомобиль марки «БА-11»: http://voenspez.ru/index.php?topic=75886.0
Бронеавтомобиль марки «БА-11»

Это фото как нельзя лучше характеризует тот факт, что неплохой, в принципе, тяжелый бронеавтомобиль БА-11 не имел полного привода (что, в свою очередь, резко негативно сказывалось на проходимости). Ничем другим почти «лысую» резину переднего левого колеса на фото объяснить нельзя, как тем, что эта ось не являлась ведущей, а, следовательно, глубина и износ протектора особой роли здесь не играли.
Нельзя ли поинтересоваться у господина Павлова, а какова была судьба полноприводного трехосного проекта этого БА? Известно, что предназначавшееся для него шасси ЗИС-36 (6×6) с шестеренчатыми задними мостами было изготовлено осенью 1940 года и отправлено для бронирования в Колпино. Также известно, что дальнейшим разработкам полноприводного БА-11 и даже производству обычной версии, локализованному в районе Ленинграда, помешала война.
Вместе с тем, несмотря на то, что БА-11 было произведено всего 18 экземпляров, этому броневику довелось поучаствовать в боевых действиях в начале войны на Ленинградском фронте. Фотолетописцы этих дней, традиционно, не наши.



Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #122 : 06 Июнь 2016, 08:28:24 »
Эксклюзивная по содержанию тема «Бронеавтомобиль марки «БА-3»: http://voenspez.ru/index.php?topic=75925.0

Бронеавтомобиль марки «БА-3»




Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #123 : 21 Июнь 2016, 09:09:49 »
Эксклюзивная по содержанию тема «Книга Почёта Управления пограничных войск КГБ Грузинского округа за 1962 год»: http://voenspez.ru/index.php?topic=76095.0

Книга Почёта Управления пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР Грузинского округа


Секретарь комсомольской организации 1-й линейной пограничной заставы рядовой
Александр Николаевич Александрин.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #124 : 25 Июнь 2016, 19:20:11 »
Эксклюзивная по содержанию тема «Фронтовой доклад майора медицинской службы Семёна Николаевича Демидова»: http://voenspez.ru/index.php?topic=50512.0

Представляю уникальные документы фронтовой поры, обнаруженные в частных коллекциях моим ближайшим коллегой по журналистко-полицейской стезе Владиславом Галенко.

Майор медицинской службы Семён Николаевич Демидов. Снимок сделан на фронте корреспондентом дивизионной газеты «Вперёд» Виктором Кондратьевым.
Согласно Наградным листам, С.Н. Демидов 1903 года рождения, беспартийный, в армию призван по мобилизации 23 (по другим данным – 26) июня 1941 года Барнаульским ГВК Алтайского края как военврач 2 ранга запаса (условно равно майору) с направлением на должность врача-ординатора 218-го отдельного медико-санитарного батальона 178-й стрелковой (впоследствии – Кулагинская Краснознамённая) дивизии 53-го стрелкового корпуса (I ф) 24-й армии (I ф) Резерва ставки Главнокомандования.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 15 июля 1941 года.
В начале 1943-го переаттестован и с этого момента – майор медицинской службы по воинскому званию.
По состоянию на лето 1944 года – командир медицинской роты всё того же 218-го медсанбата...
Точно известно, что по окончанию Великой Отечественной офицер-врач С.Г. Демидов в составе всей родной для себя 178 сд прибыл в Горьковскую область. Вскоре дивизия была расформирована. С этого момента след Семёна Николаевича теряется…







Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 222
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #125 : 27 Октябрь 2016, 12:25:47 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=78815.0

К 75-летию со дня гибели Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина:
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5564/

Два года шел к этому материалу...
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 222
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #126 : 07 Ноябрь 2016, 14:11:05 »
Судьба этого материала о легендарном разведчике Арнольде Дейче была не менее трудной:
http://voenspez.ru/index.php?topic=71264.msg388772#msg388772

С удовольствием представляю непосредственно сам текст очерка многоуважаемого Романа Михайловича:

Опубликовано 7 ноября 2016 12:16
Автор – Роман НИКИТИН
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ТАНКЕРА «ДОНБАСС»
7 ноября исполнилось 74 года как героически погиб выдающийся советский разведчик-нелегал Арнольд Дейч. Имя Арнольда Генриховича Дейча прочно ассоциируется с легендарной «Кембриджской пятеркой», по оценке бывшего директора ЦРУ Аллена Даллеса, «самой сильной разведывательной группой времён Второй Мировой войны». Кто такой Ким Филби, знают, кажется, даже не только те, кто интересуется историей разведки. Уже немало известно и о том, кто новаторски для советских спецслужб начал делать ставку на вербовку перспективной агентуры – студентов английского Кембриджского университета. По собственным словам Арнольда Дейча, «диплом такого университета открывает двери в высшие сферы государственной и политической жизни страны». Но в тени подвигов разведчика на «невидимом фронте» традиционно остается драматическая история его финальной открытой схватки с нацизмом в холодных водах Баренцева моря, ставшего местом его вечного упокоения в точке с координатами 76°25" северной широты, 45°54" восточной долготы. Корреспондент «Совершенно секретно» узнал как героически погиб Арнольд Дейч.
 
«РАЗРЕШИТЕ ПОЙТИ НА ФРОНТ»
Арнольд Дейч работал красиво и умер красиво. Когда читаешь написанное им собственноручно, складывается впечатление, что разведчик и сам предпочел бы погибнуть в открытом бою. Спортивный, подтянутый, азартный – знавшим его казалось, что он готов к схватке всегда, хотя известно, что осторожности в работе ему было не занимать. Известное выражение «на миру и смерть красна» – это, как раз, про него. Пусть мир и узнал о нём, о его жизни и смерти, много лет спустя.
…В июне 1942 года начальник 1-го Управления ГУГБ НКВД СССР Павел Фитин получил из Тегерана довольно эмоциональное письмо от известного ему Стефана. «Уважаемый товарищ Фитин! Обращаюсь к Вам, как к начальнику и товарищу… – взывал к руководителю советской внешней разведки его подчиненный Стефан Ланг, ранее носивший имя Арнольд Дейч. – …Если не считать 3 месяцев, проведенных на пароходе и в Индии, где я всё же что-нибудь да сделал для нашего общего дела, я ничего полезного для войны не сумел осуществить… Разрешите мне вернуться в СССР и пойти на фронт для выполнения непосредственной для войны работы… С лучшим приветом Стефан».
Знать бы Стефану тогда, что и полгода не пройдёт, как осуществится это его желание выполнять «непосредственную для войны работу». Желание, являвшееся табу для всех без исключения разведчиков-нелегалов – встретиться с врагом в открытом бою. Трудно сказать, поколебалась ли его вера в первое в мире государство рабочих и крестьян после того, как он, его жена и дочь получили советское гражданство, особенно, если принять во внимание горькую московскую участь его товарища-нелегала Теодора Малли, изменение германской политики СССР в 1939 году, да вот такие резолюции предшественника Павла Фитина Владимира Деканозова: «Стефана надо хорошо проверить, а не учить языкам».
Но в чём можно быть абсолютно уверенным, так это в том, что, какие бы мысли на этот счёт не одолевали, возможно, разведчика, его внутренняя антифашистская позиция в те непростые и особенно опасные для таких, как он, предвоенные годы, не испытывала никаких политконъюнктурных колебаний. Когда же вскоре пришёл его час встретиться с нацизмом лицом к лицу, он не кричал «Хайль, Гитлер!», барахтаясь в ледяной воде и пытаясь ускорить свое спасение, как кое-кто из экипажа потопленного в тот же день, что и его танкер «Донбасс», СКР-78, а разделил судьбу судна, навеки оставшись в морских глубинах. Его история – это история страны, которой он служил. Непревзойдённые достижения на ниве внешней разведки, а затем незаслуженное забвение, что по тем реалиям было еще не так плохо. А дальше – героический парадокс: возвращение в разведку, так и не ставшее триумфальным из-за фатального невезения, финалом которого стал… боевой подвиг!

«ДОНБАСС», ПОХОРОНИВШИЙ «НАДЕЖДУ»
В том, что экипаж танкера совершил именно подвиг, поводов сомневаться нет, но есть довольно существенные разночтения в его подробном изложении различными источниками. Строго говоря, «Донбасс» изначально следовало бы квалифицировать как вооруженный транспорт, но что это было за вооружение? На рейдирующий вспомогательный крейсер явно не тянуло. Установленные в конце марта в порту Нью-Йорка две 76-мм полуавтоматические зенитные пушки М-3 и пулеметы против 150-мм орудий главного калибра и торпед его противника – немецкого эскадренного миноносца Z-27. Да и скорость не позволяла уйти от быстроходного немца, способного развивать более 35 узлов. Но, возможно, когда капитан «Донбасса» Виталий Эмильевич Цильке скомандовал «к бою!», не было на его борту человека, более страстно желавшего этого самого боя, как Арнольд Дейч.
Ведь мытарства разведчика продолжались и после возвращения из Тегерана. Рядом источников, почему-то, проигнорирован факт его немедленного отзыва в Москву после июньского письма Павлу Фитину, а также сведения, не позволяющие усомниться в прозорливости главы советской внешней разведки. В самом деле, если вдуматься, какой резон был Фитину держать разведгруппу в Центре большую часть лета и осени 1942 года, с тем, чтобы отправить её в столь труднодостижимую Аргентину на судне, совершающем одиночное, так называемое «капельное», плавание вдоль кромки льда, к которому СССР и его союзники были вынуждены прибегнуть после трагедии конвоя PQ-17?
Напротив, Фитин наверняка постарался бы, насколько было возможно, обезопасить своих людей. В пользу этой гипотезы говорит следующий неопровержимый факт. Еще 9 августа «Донбасс» в составе каравана судов вышел из Архангельска и лёг курсом… на восток, а не на запад. Каравану удалось пройти далеко, до порта Амбарчик, но дальше начались непреодолимые сплошные ледовые поля. Словно какой-то злой рок преследовал Арнольда Дейча, который, наверное, уже устал то приближаться к цели, то удаляться от неё.
После очередного возвращения другого пути, как через Исландию, у него не оставалось. Он начался из бухты Белушья Губа на Новой Земле, где отстаивались суда каравана, 4 ноября 1942 года. Несомненно, капитан «Донбасса» В.А. Цильке, а вместе с ним Стефан Ланг, в полной мере осознавали всю рискованность этого рейса. Но вряд ли кому-то из них могло прийти в голову, какие сети расставляет противник в лице спецкомандования Кригсмарине по борьбе с конвоями, которое, на сей раз, решило одновременно уничтожить суда, идущие как с запада, так и с востока.
Танкер был уже в море, когда 5 ноября 1942 года из норвежской базы в Альта-фьорде вышло целое соединение немецких кораблей. В его состав входили тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и четыре эскадренных миноносца, в числе которых был и «Z-27». Операция «Hoffnung» («Надежда») началась. Казалось бы, самим сарказмом своего названия она не оставляла шансов находившимся в море судам союзников по антигитлеровской коалиции. Или у противника была собственная надежда – окончательно перекрыть арктический путь? Если и была, то именно «Донбассу» ценой собственной гибели удалось её похоронить.

Z-27 – МОГИЛЬЩИК «ДОНБАССА»
Как свидетельствует вахтенный журнал эсминца Z-27 (в изложении Л.Ю. Болдырева), 6 ноября при сильном снегопаде и плохой видимости немцы приступили к прочёсыванию моря, идя дозором с запада на восток. Ориентировались исключительно по радиолокаторам, не дававшим возможность увеличить межкорабельный интервал в 15 миль, сужая, тем самым, район операции.
В тот день у «Донбасса» ещё был шанс избежать встречи с противником, проскользнув между островами Медвежий и Шпицберген вдоль кромки льдов, тем более что 5 ноября удалось без последствий для судна отбить атаку одиночного немецкого бомбардировщика. Опытный капитан Цильке почувствовал опасность и попытался сделать то, что предписывалось в таких случаях – спрятаться в лёд как можно севернее. Но на этом везение закончилось. Сперва вмешались погода и природа: началось движение льда от Шпицбергена на юг, а 7 ноября утих шторм, и улучшилась видимость. Всё это было на руку противнику.
По воспоминаниям В.Э. Цильке, приведённым в книге Константина Бадигина «На морских дорогах», утром рокового дня состоялся митинг, где не могли не присутствовать члены группы Стефана, на котором капитан поздравил команду с праздником Великой Октябрьской социалистической революции и объявил о том, что плавание становится опасным. Подтверждение его слов не заставило себя ждать: уже около девяти утра в небе появился первый самолёт – разведчик. С борта танкера за ним наблюдали наши разведчики-нелегалы. А, может быть, и не только наблюдали, если принять во внимание свидетельство капитана о гибели Арнольда Дейча в составе орудийной прислуги. Самолет-разведчик удалось отогнать, но своё дело он сделал. Волна за волной последовали атаки с воздуха: «Донбасс» бомбили, пытались торпедировать, поливали пушечно-пулемётным огнем, надеясь подавить его зенитные установки. Всё, чего добились немецкие лётчики, так это падения скорости хода судна до 6 узлов вследствие детонации близко сброшенных бомб.
«И тут, уже вечером, – рассказывал Бадигину Цильке, – из темноты неожиданно возник военный корабль. Он быстро приближался с кормы, уклоняясь немного вправо. Не зная национальности корабля, я скомандовал влево, держа в боевой готовности пушки и пулеметы. Корабль резко перешёл на наш левый борт и открыл огонь. Одновременно ответили и мы. Попав под обстрел, неприятель моментально удалился из зоны действия наших пушек и, пользуясь превосходством артиллерии, с большой дистанции обрушил на танкер ураганный огонь из орудий большого калибра… Первые же вражеские снаряды вывели из строя многие механизмы, прервали связь, в топливных танках загорелась нефть. Пламя, чёрный дым охватили машинное отделение и кормовые надстройки. Главные машины остановились, судно превратилось в неподвижную мишень.
Видя, что танкер не тонет и продолжает отстреливаться, взбешённые фашисты выпустили две торпеды. Судно сильно подбросило, корпус разламывался пополам. Взрывной волной и хлынувшей на мостик водой меня сбило с ног. Вскочив, увидел, что носовая часть танкера медленно погружается. Я приказал всем перейти на корму и бросился в свою каюту, забрал из сейфа документы.
Носовая часть окончательно отделилась и пошла на дно. Корма еще держалась. Уцелевшая пушка продолжала стрелять. Но кончились боеприпасы. Правда, через несколько минут пушка вновь заговорила, послала по врагу два последних снаряда, ранее давших осечку. И опять вражеские залпы…Я приказал экипажу покинуть судно, вернее, его остатки. Вместе с помполитом Морозовым мы убедились, что на борту остались только мёртвые, и сошли на небольшой плот, сбитый матросами из деревянных обломков. В ярком свете горящего танкера фашисты расстреливали плот. В числе убитых оказался Морозов. Наш примитивный плот с оставшимися в живых шестнадцатью моряками понесло ветром на север. Неожиданно подошел эсминец и взял всех нас на борт. Так мы оказались в плену».

ИСТОЧНИКИ СОВПАДАЮТ
Как ни странно, рассказ капитана, опубликованный ещё в советское время, в основном, соответствует содержанию вахтенного журнала потопившего его судно эсминца. (Это уже потом, в чужом пересказе, появилась легенда о прямом попадании в Z-27 того самого давшего осечку снаряда – Прим. ред.)
Разночтений немного: во-первых, у немцев время, естественно, берлинское – первый залп главным калибром был дан в 13:58 с дистанции 2 км, что, с учётом разницы, почти совпадает с указанным В.Э. Цильке – 16:00. Но самое главное, немецкий источник дает возможность установить время гибели Арнольда Генриховича Дейча с максимально возможной точностью. Итак, время по Шпицбергену 15:28: «Донбасс» обнаружен, но вначале принят за два отдельных судна; почти одновременно с началом артобстрела Z-27 выпускает по огрызающемуся из пушек и пулеметов танкеру две торпеды. 16:00 – время подлинного кошмара. Уже второй артиллерийский залп эсминца дает накрытие кормы танкера, одновременно две торпеды вонзаются в судно по центру, одна на уровне мостика, что полностью подтверждается словами Цильке: взрывной волной и потоком воды он оказался сбит с ног.
Скорее всего, именно тогда, в начале боя, получает тяжёлое, возможно, смертельное, ранение Арнольд Дейч. И советский капитан, и немецкий вахтенный журнал едины в характеристиках «Донбасса» как охваченной пожарами неподвижной и беззащитной мишени – его артиллерия и пулемёты подавлены. Как показывают источники, за весь скоротечный бой поразить эсминец не удалось ни разу – орудия танкера стреляли с перелётами. Да и так ли это важно, чтобы неуклюже пытаться привнести еще чуточку «сусальной» героики туда, где она априори присутствует? Ведь и так понятно, что в схватке с таким противником, как Z-27, у «Донбасса» изначально не было шансов. А танкер сопротивлялся до конца – уже даже не как судно, а как его кормовой обрубок.
Возможно, Цильке был контужен и оттого не смог точно определить, сколько всего торпед израсходовали немцы. А их было пять, причём, одна в цель не попала! Сказалась слабая подготовка офицера, руководившего стрельбой, что вынужден был признать сам противник, противореча собственному бахвальству в том же журнале об этом бое, как об «отличной тренировке».
Кроме того, танки судна не были заполнены горючим. Горело же на нем исключительно содержимое расходных цистерн, топливо. Если бы танкер перевозил бензин или нефть – тотчас взлетел бы на воздух, но в данном случае его пришлось практически перерубать пополам торпедами. Двумя не получилось: носовая часть погружалась, но, видимо, настолько медленно, что капитан успел приказать оставшимся в живых перейти на корму, а также забрать из сейфа судовые документы, которые уничтожил уже на плоту. И – с высоты капитанского мостика бросить прощальный взгляд на погружающийся в пучину бак своего судна, орудийную площадку на нём и Стефана, спасти которого он, по-видимому, в тех обстоятельствах не мог.
На это же указывает фрагмент наиболее свежей статьи о нем «Погиб в морском бою», автором которой является капитан I ранга в отставке Анатолий Максимов: «После войны вернувшийся из плена капитан Цильке сообщил подробности гибели нашего разведчика. Дейч участвовал в бою с эсминцем в составе артиллерийской прислуги на носу танкера. В момент взрыва торпеды он с перебитыми ногами был там. Пучина Баренцева моря поглотила выдающегося разведчика. Это случилось в трёхстах милях к западу от северной оконечности Новой Земли».
Цильке упоминает о двух торпедах, поразивших советский танкер. Максимов пишет всего об одной, но роковой. В работе Л.Ю. Болдырева «Операция «Хоффнунг»: трофейные документы свидетельствуют», который, судя по всему, даже не знал о присутствии на судне группы нелегалов (и оттого, может быть, наиболее беспристрастен), речь идет о четырёх попаданиях. Два, затем промах, и спустя не менее двадцати минут после первых, ещё два. После чего носовая часть «Донбасса» окончательно отделяется и идет ко дну в 16:25 по Шпицбергену. Поэтому есть все основания считать именно этот час и минуты временем гибели Арнольда Генриховича Дейча: «В 14:25 (по Берлину – Прим. ред.) выпускаются еще 2 торпеды с дистанции 1000 м. На этот раз поразили носовую часть, которая оторвалась вплоть до мостика и затонула». Дальнейшая история морского противостояния сильного и слабого – это уже история без Стефана.
Но ещё когда он был жив, радист «Донбасса» успел дважды выйти в эфир с радиограммами о ведении танкером артиллерийского боя. Все до единого советские и союзнические суда, находившиеся тогда в Баренцевом море, для немцев как в воду канули – это правда, только вот сведения о том, что «Донбасс» самоубийственно нарушил радиомолчание ещё до того, как был атакован эсминцем, мягко говоря, несколько преувеличены, впрочем, не они одни…
Но, в конце концов, главное не то, когда был послан сигнал, а то, был ли он вовремя принят. 9 ноября 1942 г. немецкая эскадра вернулась в Альту без каких-либо новых успехов, не найдя больше в арктических водах ни одного судна. Как пишет Болдырев, эсминцем Z-27 «было спасено 15 человек, в том числе капитан, старший офицер и 1 женщина. Все спасенные невредимы. В вахтенном журнале отмечено: «Люди произвели хорошее впечатление». Члены экипажа танкера были допрошены.
Особенно интересным для немцев был рассказ радиста, который до этого участвовал в конвое PQ-17… Немцы узнали о тактике капитанов конвоируемых судов: при известии о выходе в море «Тирпица», «Хиппера» и эсминцев они рассредоточиваются и прячутся по возможности дальше в лёд». Больше немцы ни от кого ничего важного не узнали. А радист, отбивший спасительные радиограммы… Раньше из-за подобных «неоднозначностей», обычно, страдала вся тема. В лучшем случае, они замалчивались, вместо того, чтобы искать им объяснение. Между тем, словоохотливость пленённых – явление в той страшной войне нередкое, и есть тому более яркие и известные примеры, такие, как сын самого Сталина или некоторые генералы, причём, не обязательно потенциальные «власовцы». Наверное, шока от попадания во вражеский стан не испытывали лишь предатели. И ещё разведчики.

СОЮЗНИЧЕСКОЕ ВОЗМЕЗДИЕ
Советская внешняя разведка понесла тяжёлую утрату. Кроме тех, кому было положено, о гибели Стефана Ланга и его товарищей не узнал никто. Капитан В.Э. Цильке пронёс эту тайну через плен и лагерный ужас и, вероятно, даже допросы в контрразведке СМЕРШ. Но что значит человеческая жизнь, даже столь ценная, в мировой войне, когда утешения приходилось искать миллионам? Однако, неисповедимы пути возмездия, как пути Господни. Чуть более чем через год, 28 декабря 1943 года, потопивший «Донбасс» эсминец Z-27 сам был отправлен на дно морское английскими лёгкими крейсерами «Энтерпрайз» и «Глазго» во время боя в Бискайском заливе. Как и в Баренцевом море, бой был неравным: двадцать седьмой, как лидер, вёл за собой целую флотилию эсминцев. И это ещё не всё: помимо эсминцев в бою участвовали немецкие миноносцы. Но судьбе было угодно, чтобы схватка произошла в знаменитый бискайский шторм, сильный настолько, что немцы даже торпеды не сумели выпустить. А англичане, напротив, использовали все свои боевые навыки, подкреплённые лучшими мореходными качествами их кораблей в штормовых условиях, что отразилось на точности стрельб.
В бою с «Глазго» и «Энтерпрайз» эскадренным миноносцем Кригсмарине Z-27 командовал (и погиб вместе с ним) корветтен-капитан Гюнтер Шульц. Так как Шульц занимал эту должность с 8 сентября 1942 года, именно с его именем связано участие эсминца в операции Hoffnung («Надежда») по борьбе с арктическим «капельным плаванием». Жертвой этой операции стал и вооруженный танкер «Донбасс».
Справка «Совершенно секретно»: О лагерной и послевоенной судьбе В.Э. Цильке довольно подробно поведал автор Владимир Каткевич. Судя по тому, что его информация размещена на Интернет-ресурсе «Порты Украины», возможно, именно в её архивах следует искать фильтрационное дело В.Э. Цильке. Но и у Каткевича нет ни слова о разведгруппе на борту танкера. О том, что Стефан Ланг – Арнольд Дейч – следовал в Рейкъявик (и далее в Аргентину) не один, лишь вскользь упоминают и «посвящённые», историки спецслужб. Что поделать, столь сильна, наверное, магия легендарного имени гения разведки. Но кто воскресит из небытия имена участников его группы?


Танкер «Донбасс» мало подходил для морских боёв.


Арнольд Дейч, он же «Стефан Ланг».
« Последнее редактирование: 07 Ноябрь 2016, 16:33:10 от Nick-69 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #127 : 11 Ноябрь 2016, 20:59:17 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=525.msg389002#msg389002

Одиннадцатое одиннадцатого – счастливая дата :D! Сегодня праздник у ребят, но Берией не марайте ;D.
Уважаемый Александр (Пичугин)! Кто молодец – мы молодцы: хорошо управились и успели с фото. Все наши договоренности, естественно, в силе...








« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2016, 21:41:29 от Nick-69 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #128 : 19 Ноябрь 2016, 07:10:07 »
Из темы «Город Екатеринбург, Широкореченский воинский мемориал»: http://voenspez.ru/index.php?topic=40418.msg389379#msg389379

О существовании воинского мемориала на Широкореченском кладбище я узнал, начав поиски места захоронения моего дедушки по материнской линии – Малюгина Алексея Ивановича. Он получил тяжелое ранение под Сталинградом, был эвакуирован в тыл и умер 24 мая 1943 года. В «похоронке» было указано: «Похоронен по Московскому тракту, 2-ой килом. г. Свердловск».
Не найдя его фамилии на фотографиях мемориальных плит, начал искать информацию в Интернете и, к своему удивлению, открыл для себя историю этого мемориала (и остальных захоронений умерших в госпиталях Свердловска), которая оказалась весьма неоднозначной.
Что касается истории мемориала, то наиболее полно она изложена в книге известного уральского краеведа и историка Владимира Яковлевича Комарского «Их упокоила уральская земля ...»: http://geologi-urala.narod.ru/Nekropol_1941-45/pamyat_1945-0.htm
В этой книге так же имеются сведения об эвакогоспиталях Свердловска и местах захоронения умерших военнослужащих на других кладбищах города. Самой шокирующей оказалась информация о том, что было сделано с захоронениями на этих кладбищах в 1981 года. Цитата: «Через шесть лет после сооружения Воинского мемориала на Широкореченском кладбище состоялось решение Свердловского горисполкома № 150 от 22.04. 1981 г. о переносе останков воинских захоронений с четырех кладбищ города. Это мотивировалось тем, что на мемориальные щиты Широкореченского комплекса занесены фамилии всех военнослужащих [что на самом деле было не так – прим. мое], умерших в Свердловских госпиталях во время Великой Отечественной войны.
В соответствии с указанным решением 4-го июня 1981 г. было произведено торжественное перенесение символических останков воинов Советской Армии, похороненных на других кладбищах города. Предварительно перед этим (2 и 3 июня) на Лютеранском (Лютеранско-католическом), Михайловском, Мусульманском (Татаро-башкирском) и Нижне-Исетском кладбищах был произведен демонтаж всех стел, надгробий и опорных стенок в местах массовых захоронений военнослужащих. Надгробные плиты со снятыми табличками с указанием фамилий захороненных воинов были погружены на автомашины-самосвалы и вывезены на Шарташский каменно-щебеночный карьер, где сразу же были переработаны на щебень. Символические останки воинов были помещены в специально подготовленные гробы, из расчета по одному гробу на каждое кладбище, а места захоронений были выровнены»
.
В качестве комментария, приведу эту ссылку: http://ura.ru/articles/1036265119
В процессе моих поисков удалось выяснить следующее. В базе данных ОБД-Мемориал есть книга учета умерших ЭГ-1710, в которой я некогда и нашел своего дедушку. Особенностью указания места захоронения оказалось то, что с первого взгляда оно читалось как «Науменское кладбище», но такого кладбища в Свердловске не оказалось. Просматривая список всех кладбищ, неожиданно возникла догадка, что возможно, надо читать «Нацменское». В книге учета умерших обнаружил, что в дальнейшем место захоронения записывалось: «Нацменское кладбище, 2 километр по московскому тракту». Так обозначено и в «похоронке». Географически это соответствовало сохранившемуся до настоящего времени Татаро-башкирскому кладбищу. Окончательно подтвердил мою догадку В.Я. Комарский, с которым удалось созвониться. Более того, в разное время и в разных документах это кладбище называли еще «Мусульманским» и «Магометанским». Возможно, эта информация кому-то поможет.
Сравнивая список умерших в ЭГ-1710 (по Книге учета умерших ЭГ1710 за период с 25.08.1941 года по 11.08.1943 года) и похороненных на Нацменском кладбище со списком на плитах Широкореченского мемориала, я обнаружил, что на плитах отсутствуют ФИО следующих советских военнослужащих:
1. Рохтля Арнольд Иоганович;
2. Новожилов Сергей Андреевич;
3. Арекеев Джабаберген;
4. Белых Николай Карпович,
5. Фискарь Иоганис Юрьевич;
6. Ларин Андрей Иванович;
7. Пашкин Федор Игнатьевич;
8. Турчалов Гафура;
9. Мурзабабаев Халиля;
10. Колпаков Василий Николаевич;
11. Сюсимов Карпай;
12. Лехт Арнольд Янович;
13. Мурзахмеров Юулдаша;
14. Нурматов Шариф;
15. Бабаяров Инча;
16. Орехов Павел Павлович;
17. Попов Петр Хрисанфович;
18. Супрун Николай Иванович;
19. Коваленко Никита Ефимович;
20. Макарский Федор Николаевич;
21. Королев Михаил Петрович;
22. Авенгов Иван Семенович;
23. Разинов Федор Петрович;
24. Жанзаков Самбай;
25. Минигареев Исламнур;
26. Янбухтин Михаил Савельевич.
В свое время передал этот список в местную ассоциацию поисковых отрядов. Предпринималось ли что-то по нему, не знаю. Думаю, что если поискать по доступным сейчас документам, то этот список можно будет пополнить.
Есть и еще непонятные вещи в истории мемориала. Например, что касается списка захороненных и перезахороненных с других кладбищ, прилагаемого к учетной карточке воинского захоронения на Широкореченском кладбище. Карточка датирована 09.05.1975 года, а в списке указаны перезахороненные с других кладбищ (в том числе и с Магометанского, т.е. Нацменского), хотя перезахоронение проводилось в 1981 году. Еще более странным является то, что в 1969 году моя мама, будучи в командировке в Свердловске, пробовала найти этот «2-й километр». Но ей местные сказали, что захоронения там были, но их уже ликвидировали.
Что касается моего вопроса, то два года сбора информации, запросов и переписки с Управлением МО РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества и различными инстанциями в Екатеринбурге не прошли даром и в 2010 году фамилия А.И. Малюгин на плите мемориала появилась! Вот такая история…
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #129 : 25 Ноябрь 2016, 12:28:55 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=68765.msg389758#msg389758


Письмо из Чехии от нашего уважаемого эксперта Сони Голечковой:
- Сентябрь 2016 года. Фотоотчёт о моём визите в Воронежскую область – в сёла Нижнее Турово и Нижнедевенск. Отсюда родом героически павший при освобождении Брно советский танкист Алексей Титович Зеленин.
Мой путь пролегал через Москву и Воронеж, поэтому «в кадр» попали и эти два великих русских города…












Продолжение фоторепортажа Сони Голечковой:








Окончание фоторепортажа Сони Голечковой: экскурсия по Москве








Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #130 : 08 Декабрь 2016, 19:42:06 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=8842.0

Фото, которое ниже, – уникальный эксклюзив! Это архивная находка такого авторитетного исследователя, как Александр Юрьевич Сухарев (г. Орёл). Да-да, это именно умница Летнаб, если величать уважаемого Александра Юрьевича по его знакомому многим и многим в Сети нику!
Итак, на представленном ниже фото запечатлён майор госбезопасности Павел Васильевич Чистов в период пребывания на посту начальника УНКВД по Сталинской области Украинской ССР. Датировка – середина декабря 1938 года:

« Последнее редактирование: 10 Декабрь 2016, 17:38:15 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #131 : 10 Декабрь 2016, 18:13:43 »
http://voenspez.ru/index.php?topic=8842.msg103263#msg103263 – существенно дополненная архивным экслюзивом, добытым Александром Юрьевичем Сухаревым, моим уважаемым коллегой из Орла, энциклопедическая статья на П.В. Чистова.


Портрет майора госбезопасности П.В. Чистова из электронной версии энциклопедического издания Н.В. Петрова и К.В. Скоркина «Кто руководил НКВД: 1934-1941».


Портрет майора госбезопасности П.В. Чистова со страниц 6-го номера за 1938 года журнала «Огонёк» (из подборки фотопортретов депутатов Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 222
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #132 : 13 Декабрь 2016, 00:24:22 »
Новый поиск. Не помню, когда в последний раз мы вели его по немецкому военнослужащему...
http://voenspez.ru/index.php?topic=79731.0

Из того ли самого он экипажа, или нет, родню в Германии попытаемся найти в любом случае.
Предыстория поиска:
http://voenspez.ru/index.php?topic=78986.0

Именную тему ГСС Виктора Васильевича Талалихина решил не открывать (хотя его участие в Зимней войне представлено на форуме отдельно: http://voenspez.ru/index.php?topic=78815.0). Здесь солидарен с сыном его боевого товарища Александра Печеневского Владимиром, который хочет увековечить весь полк.
Также все, связанное с тараном, до этого момента было отражено у нас здесь:
http://voenspez.ru/index.php?topic=65180.0
И есть обсуждение вот на этом форуме:
http://www.trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=56024&start=140

Привожу оттуда только список экипажа "Хейнкеля" и свою информацию-анонс о том, что пилот фельдфебель Рудольф Шик в советском плену не выжил, а камрадов своих и того, кто отправил их в мир иной, т.е. Виктора Васильевича - пережил весьма ненадолго.
У того, кто знает, как я работаю, думаю, нет поводов мне не доверять. Надо лишь некоторое время подождать.

Сводка о потерях Люфтваффе 1941-08-07 пять человек

He 111H-5 7./KG 26 Rußland
Flugzeugführer Fw Schick, Rudolf vermißt - пилот
Beobachter Lt Taschner, Josef vermißt - наблюдатель
Beobachter Lt Goetz, Hans-Joachim vermißt - наблюдатель
Bordfunker Uffz Franke, Hans vermißt - бортрадист
Bordmechaniker Fw Purschke, Gottfried vermißt - бортмеханик
http://www.lwag.org/forums/showthread.php?t=3098

Рудольф Шик, если верить тому, что я видел собственными глазами - это немецкий Маресьев, только на своих двоих. Пленен был аж в районе Смоленска. А дата... ну даже если к римской VII (месяц) eще I подрисовали (как-то не сразу она у меня разгляделась) - все равно само число написано арабскими цифрами, и оно... двузначное! 27-го августа попал в плен Шик...
Отправили, ждем ответа...

В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ
101000, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 2
Начальнику архива...
Уважаемая...
23 ноября 2016 года на «Исторических чтениях на Лубянке» в Культурном центре ФСБ России мною был представлен доклад «Пограничный аспект участия в Советско-Финляндской войне 1939-1940 гг. будущего Героя Советского Союза В.В. Талалихина». В процессе выступления была введена в научный оборот фотография немецкого летчика Рудольфа Шика – по имеющимся на данный момент данным, пятого члена экипажа бомбардировщика, как считается, сбитого В.В. Талалихиным таранным ударом в ночь с 7-го на 8 августа 1941 г. Из ответа... мне, известно, что Рудольф Шик был пленен 27 августа 1941 г. южнее Смоленска. Так как в учетном деле Шика... хранится не его подробный первичный допрос, а лишь опрос этого военнопленного лагерного периода, прошу предоставить следующие сведения:
Имеются ли на хранении в ЦА ФСБ РФ материалы, имеющие отношение к немецкому военнопленному Шику Рудольфу.., пилоту самолета «Хейнкель» в звании фельдфебель?
Этими документами могут являться: картотека военнопленных, документы Управления Особых Отделов НКВД СССР, а также документы Особых отделов фронтового и армейского уровня (предположительно, Западный, Центральный и Резервный фронты). Целью поиска, в развитие темы доклада на «Лубянских чтениях», является выявление, возможно, существующего, протокола первичного допроса Рудольфа Шика одним из Особых Отделов.
С уважением...

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #133 : 14 Декабрь 2016, 16:58:13 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=4911.msg390644#msg390644

Отыскал в РГВА описание последнего боя Героя Советского Союза (посмертно) Гавриила Федотович Кирдищева (1919-1944).
Вот схема, оперативно выполненная в штабе ОВТ 3-го Белорусского фронта:


Из нововыявленных документов, в частности, следует, что вопреки утверждениям, бессчётное количество раз озвученным в советский период на страницах погранмакулатуры, численность 8-й линейной заставы под командованием младшего лейтенант Г.Ф. Кирдищева была не 30 штыков, а несколько больше. Так, по состоянию 1 июля 1944 года – 35 человек, которые имели на своём вооружении три ручных пулемёта, восемь автоматов, двадцать четыре винтовки, включая четыре СВТ-40, два пистолета ТТ, три нагана и семьдесят гранат Ф-1.
А это сведения по состоянию на утро 13 июля 1944 года: общая численность – 33 человека и, в том числе, три офицера (а не два, как-то утверждается в погранмакулатуре), три представителя сержантского состава и двадцать семь бойцов. Как надо полагать, в общую численность включён и прикомандированный к заставе штабом батальона радист с рацией. Вооружение этой же самой заставы по состоянию опять же таки на утро 13 июля 1944 года: два ручных пулемёта, пятнадцать винтовок СВТ-40, три пистолета ТТ, шестьдесят гранат…
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 222
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #134 : 29 Декабрь 2016, 23:08:15 »
Такие значки в сталинском СССР продавались в каждом киоске (не путать с товарами современного Интернет-магазина «Лубянка»: http://www.lubanka.ru/details.php?id=231&id_row=2850 или вот этого ресурса, где, кажется, уже начали праздновать столетие ВЧК: https://www.simvolika.org/article_fsb002.htm)!

Эксклюзивно на нашем форуме с любезного разрешения Александра Шишкина, известного коллекционера наградных знаков:

« Последнее редактирование: 06 Январь 2017, 16:15:04 от Sobkor »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 222
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #135 : 31 Декабрь 2016, 14:20:41 »
С Новым годом! С новым... Шиком! Первый широкий показ фото - именно на нашем форуме:
http://voenspez.ru/index.php?topic=79731.msg391523#msg391523

Рудольф Шик, фото из учетного дела военнопленного:


Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 222
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #136 : 10 Январь 2017, 00:51:12 »
Многоуважаемый Юрий Петрович, опять сенсация (впрочем, как всегда). Я даже не реагирую на критические стрелы своих оппонентов на форуме "Тризна", ибо к вечеру того же дня позитивными силами было рождено ЭТО (и далее): http://trizna.ru/forum/topic/41967-heinkel-111-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%BC/?page=8#comment-438164

Ваш любимый легендарный журналист Ортенберг как родоначальник пиара легендарного Талалихина! Виктора Васильевича оперативно доставили для эксклюзивного интервью в редакцию "звездочки" именно в тот день (07.08.41), когда вышла заметка о другом герое-летчике, таранившем немецкий самолет, правда, днем - капитане Лебединском. Лебединского, получившего страшные травмы, визуально пиарить нельзя было вообще никак. Об этом Ортенберг умалчивает, как и о том, почему со второй половины июля в редакции мариновалась заметка о подвиге Лебединского. Зато ВВТ тут же оценивает глазом профессионального пропагандиста: "Вошел ко мне ясноглазый молодой человек. Тонкая и гибкая фигура; легкая, едва ли не мальчишеская походка. И еще, что отметил я про себя: он был спокоен..."
Таран в тренде, как сейчас модно говорить!

Безумно красивый образ выстаивается в подаче Ортенбергом вот этого диалога с Талалихиным:
— Детство кончилось с приездом в Москву?
— Да, когда приехал в Москву, мне было уже пятнадцать, а это, согласитесь, конец детства... — Он задумался, в его красивые глаза втекла печаль. — Волга была далеко, а детство еще дальше, — он вздохнул — ему было жаль, что так скоро отлетело детство.

Как к Ортенбергу на его поприще ни относись, но трудно спорить, что приведенный диалог - литература. Ностальгическая печаль, втекающая в глаза, как река - создание таких тонких образов, да еще путем грамматически непростой формы... такое под силу лишь истинному мастеру!
P.S. (технич.) Надо это, наверное, будет продублировать к какую-то из наших тем, связанных с военными журналистами. В эту решил сперва поместить, чтобы не растерять свежести впечатления.   
   
« Последнее редактирование: 10 Январь 2017, 01:08:13 от Nick-69 »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 222
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #137 : 12 Январь 2017, 23:04:56 »
Возможно, впервые... в мире (скромно так) широкой публике: http://voenspez.ru/index.php?topic=67152.msg392131#msg392131

Сегодня завершил первичное ознакомление с архивным уголовным делом № Р-40157. Теперь ясно вижу две основные ошибки, которые допустили те, кто работал с ним до меня, а затем опубликовал результаты. Вернее, ошибка-то одна, но двойная: недостаточная подготовка в плане
а) археографии
б) специальных знаний в области пенитенциарии, а также нюансов оперативной и следственной работы.

Там дело (во всех смыслах) та-акое, где, извиняюсь, каждая закорючка имеет свою версию, поэтому без фото говорить о чем-то сложно. Но это, по закону, для родственников. Поэтому хотя бы импровизированная археографическая подготовка даже того, что я буду приводить здесь - неизбежна. Сознаюсь, что специальных знаний в этой области не имею, поэтому - стилизация под виденные предисловия к сборникам документов мне в помощь!
Начинать надо, на самом деле, не с лукавых часов и минут, когда там Мильду, якобы голую, в Большой дом на Литейном доставили, а с... обложки. Их у дела - целых три, нас интересует оригинальная, серого цвета. Как лист дела номера не имеет. Поверху надпись красным карандашом: "Куйбышев". Было эвакуировано туда?

АРХ. С.С.С.Р.                                               215689

                              Н.К.В.Д. [Особый архив] <штамп, частично закрывающий литеру "Д" > 

                             УПРАВЛЕНИЕ
                  по Ленинградской области

                             ДЕЛО № 886

1. Драулэ Мильда
2. Кулишер Роман

<Фамилии и имена написаны красными чернилами, отметим "э" на конце фамилии Драуле, это, на самом деле, очень важно>


[215689] <штамп>                            Том № 1


215689 <написано карандашом>             
 



Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 222
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #138 : 24 Январь 2017, 23:37:07 »
На пути Западного похода РККА... сифилис  :o.
А по крайней мере одно село, кстати, с известным бандеровским... на тот момент - будущим.
Источник: http://voenspez.ru/index.php?topic=2060.msg392774#msg392774

Возможно, выдержки из этого документа не понравятся кому-то из... деревенских. Но, во-первых, это не наши деревни. А, во-вторых, документ есть документ. Осенью 1939 г. на Западной Украине Красной Армии приходилось иметь дело с двумя противниками, причем оба с добавлением модальной частицы "как бы" - поляками и... сифилисом!
В хранящемся в РГВА деле, где собраны некогда совершенно секретные приказы и приказания войскам Украинского фронта, есть и такое:

Приказание войскам Украинского фронта № 04 17 октября 1939 г., г. Львов

Районы расположения войск Украинского фронта неблагополучны по распространению сифилиса и других венерических заболеваний среди гражданского населения. Особенно неблагополучен в этом отношении район расположения 12-й армии /Дрогобыч, Самбор, Коломыя, Городенка/. Так, за последние 3 месяца в Самборе и его районе зарегистрировано 20 случаев первичного сифилиса и гонореи; в Городенка до 150 случаев сифилиса; в Коломые - 20 случаев сифилиса; целый ряд сел, как-то: Космач, Пистень, Яблонец, Верезуев, Грушка, Пузники, Бортники, Пшибилуев - почти поголовно поражены сифилисом.
Командующий войсками фронта приказал командирам, комиссарам и начальникам санитарных служб частей...

...Далее следует целый комплекс мероприятий из шести пунктов, из которых самым действенным, по-видимому, следует считать последний: "К гарнизонным врачам прикрепить специалистов-венерологов для организации противовенерической работы в частях".

Этот документ, в существование которого трудно поверить, имеет подлинные подписи начштаба фронта комдива Ватутина и комиссара штаба полкового комиссара Лысанова. И еще некто расписался за военврача I ранга Буйко, чью должность, в духе того времени, в тексте сократили следующим образом: "начсанупрукрфронта". Видимо, по рекомендации логопеда  ;).   

   
« Последнее редактирование: 24 Январь 2017, 23:42:19 от Nick-69 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 39 632
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #139 : 12 Февраль 2017, 16:39:03 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=80873.0

Порой в ОБД-Мемориал можно найти довольно интересные документы, которые, пусть и не прямо, а косвенно, но позволяют пролить свет на судьбу того или иного человека.
Так, имеется донесение политического отдела Управления войск НКВД по охране тыла 3-го Белорусского фронта от 11 июня 1945 года № 7-00870 (РГВА: ф. 32880, оп. 2, д. 289, л. 28) об обнаружении в Кенигсберге служебным нарядом 31-го пограничного Кёнигсбергского ордена Красной Звезды полка войск НКВД СССР партийного билета члена ВКП(б) № 5434003, принадлежавшего Алексею Ефимовичу Рытухину и выданного политическим отделом 1-й механизированной бригады:

Найденный документ был направлен в политический отдел Главного управления войск по охране тыла Действующей Красной Армии НКВД СССР, а оттуда – в отделение учета партийных документов организационно-инструкторского отдела Главного политического управления Рабочее-Крестьянской Красной Армии (РГВА: ф. 32880, оп. 2, д. 289, л. 220):

Проверка этого человека по донесениям соединений о безвозвратных потерях, представленных в ОБД-Мемориал, ничего не дала :( , но зато нашлись послевоенные материалы военных комиссариатов: Кузнецкого РВК Пензенской области (ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 120, л. 167; https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=60576424 ) и Фрунзевского (ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 431, л. 92об; https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61348001 ) и Замоскворецкого РВК города Москвы (https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=86948501). Согласно имеющимся данным, Алексей Ефимович Рытухин – уроженец села Селитьба Кузнецкого района Пензенской области, 1913 (по данным Кузнецкого РВК) или 1914 (по данным Фрунзевского РВК) года рождения. По данным Кузнецкого РВК учтен пропавшим без вести в октябре 1942 года, однако по информации Фрунзевского РВК последняя письменная связь была еще год спустя – 27 декабря 1943 года! В конечном же счете по материалам Замоскворецкого РВК А Е. Рытухин был учтен условно пропавшим без вести в феврале 1943 года. По состоянию на март 1947 года отец воина, Ефим Федорович Рытухин, проживал по месту рождения, а супруга, Ремнева Зинаида Ивановна, по состоянию на июнь того же года – по адресу: город Москва, улица Плющиха, 38/40, квартира 10-А.
Некоторое недоумение вызывают лишь разнобой в воинском звании А. Е. Рытухина (что, впрочем, можно объяснить): сержант (данные Кузнецкого РВК) или красноармеец (данные Фрунзевского РВК), а также дата и место призыв: по версии Кузнецкого РВК Пензенской области, – в 1942 году этим самым Кузнецким РВК, а, по версии Фрунзевского РВК Москвы, – 18 июля 1941 года Молотовским РВК столицы Татарстана города Казани.
Казалось бы, дата и обстоятельства гибели Алексея Ефимовича Рытухина понятны и ясны и это – ноябрь-декабрь 1942 года, то есть события операции «Марс» – Ржевско-Сычёвской стратегической наступательной операции, проводимой войсками Калининского и Западного фронтов. На указанный период 1-я механизированная бригада входила в состав 3-го механизированного корпуса, а тот в свою очередь – в состав 22-й армии Калининского фронта. Партийный же билет А. Е. Рытухина, очевидно, был подобран немцами на поле боя с тела погибшего бойца. Именно такую версию в свое время я высказал, но, как будет видно далее, ошибся. Ошибся потому, что изначально поленился поискать документы партийного учета А.Е. Рытухина в таком мощнейшем источнике информации, как Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), а конкретно – в фонде 17, опись 99 – собрании документов персонального учета членов партии (образца 1922, 1926, 1936 гг.). В конечном счете эти документы – регистрационный бланк и отчетную карточку на партийный билет образца 1936 года № 5434003, принадлежавший А. Е. Рытухину и позднее найденный в Кенигсберге, – я получил. И оказалась весьма интересная ситуация: партбилет старшине А.Е. Рытухину как принятому в члены ВКП(б) был выдан аж... 13 мая 1943 года! Соответственно, ни о какой гибели в ходе операции «Марс» в ноябре-декабре 1942 года или о безвозвратном выбытии в феврале 1943 года и речи быть не может. Более того, регистрационный бланк к партийному билету дает точный год рождения Алексея Ефимовича – 1914-й (привет «информации» Кузнецкого РВК ;) ), его воинское звание и должность по состоянию на май 1943 года – старшина, помощник заместителя по политической части командира батареи (очевидно, речь в данном случае идет об истребительно-противотанковой артиллерийской батарее – А.С.) 447-го мотострелкового батальона 1-й механизированной бригады. Дабы не переписывать все сведения из регистрационного бланка и отчетной карточки, я просто выложу их ниже:

Как следует из архивной справки РГАСПИ от 15 ноября 2016 г. № 4015-3/5196, партийный билет № 5434003 (образца 1936 года) А.Е. Рытухина был погашен Главным политическим управлением Красной Армии 25 октября 1945 года (отношение № 368931): «Партийный билет найден». Учетная карточка № 5434003 (образца 1936 года) А.Е. Рытухина была погашена Главным политическим управлением Министерства обороны СССР по решению ЦК КПСС от 1 марта 1955 года как на не прошедшего обмен партийных документов.
Записан
Страниц: 1 2 3 4 5 6 [7]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »