От столичного писателя и журналиста подполковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:«
ГОД ТЕАТРА В РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ФЕВРАЛЬ-2019: ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫНу что ж, вроде как новый в этом году проект «Театральные юбилеи России» встретил благожелательные отклики
http://starodymov.ru/?p=28761 Продолжу его. Тем более, напомню, идёт Год театра…
Впрочем, приходится напомнить и другое. Кино, с некоторой натяжкой, конечно, но всё же можно считать технократической версией театра. Во всяком случае, жёстко и категорически разделить их трудновато: и фильмы нередко ставятся на основе сценических постановок, и актёры, как правило, играют как на подмостках, так и на экране, не говоря уже о сценаристах, создающих пьесы для обоих вида искусства… Потому в своём обзоре я упоминаю и некоторые события и деятелей, связанных с кинематографом.
Вот, например, 1 февраля исполняется 90 лет со дня премьеры первого в истории цветного звукового киномюзикла – «Бродвейская мелодия». Пусть это произошло в Америке – но ведь событие же! Тем более, что мюзикл, как ни верти, а детище сцены, перекочевавшее впоследствии на экран.
Хотя лично я мюзиклы не слишком люблю, особенно на сцене. Слишком шумные они, и невероятно далеки от произведений, по которым якобы ставятся… Какая бы великолепная музыка в них ни звучала.
Ну да ладно, вернёмся собственно к обзору. Год театра-то провозглашён в России:
http://starodymov.ru/?p=28493 Начнём с балета. 1 февраля 1939 года родилась Екатерина Максимова, замечательная русская балерина, народная артистка СССР.
Когда даже всего лишь бегло просматриваешь список партий, которые в Большом театре танцевала Екатерина Сергеевна, понимаешь, что это была поистине великая танцовщица. Вот вспомните любой из отечественных классических балетных спектаклей – и ретроспективно в главной роли непременно увидишь её имя. А сколько раз её приглашали выступать за границу – для участия в спектаклях или съёмках фильмов!.. Она много раз танцевала на сценах самых известных театров мира.
Я не знаток балета. И не отличаю фуэте от какого иного балетного па… Потому описать Екатерину Сергеевну как актрису не смогу – хотя критики отзывы оставили о её таланте просто превосходные. Но на некоторых обстоятельствах её жизни хочу остановиться.
Есть такое слово «подвиг». Затрепали его изрядно современные господа словоблуды, изваляли его истинное значение в шелухе мелкотравчатости… Однако именно это слово приходит на ум, когда прочитал я том, что Максимова продолжила танцевать даже после того, как перенесла операцию по поводу тяжелейшей травмы позвоночника. Врачи ей предрекли едва ли не неподвижность. А она – вышла на сцену! На премьерном (триумфальном) спектакле в зале сидел хирург, поставивший её на ноги, и переживал за свою пациентку.
А ещё Максимова осталась в истории балета как замечательная педагог, воспитавшая нескольких выдающихся танцовщиц. А также как организатор конкурса артистов балета «Арабеск», который проводится в Перми.
По поводу творческих конкурсов у меня существует вполне определённое мнение: пусть их будет столько, сколько могут организовать неравнодушные люди. Например:
http://starodymov.ru/?p=28632 Не могу судить о том, насколько данный конкретный «Арабеск» авторитетен – главное, что он есть!
2 февраля 1989 года ушёл из жизни артист театра и кино Юрий Богатырёв. Наверное, у профессионалов-кинокритиков имеется иная шкала оценки таланта актёра. Но для меня определяющим показателем является способность его играть разноплановые роли. Ведь немало знаем мы лицедеев, которые кочуют-порхают из фильмы в фильму, не считая нужным (или не умея, а то и не понуждаемые к тому режиссёрами или продюсерами) перевоплощаться. Об одном из них пойдёт речь чуть ниже
Юрий Богатырёв – актёр именно такой, каким, на мой взгляд, и должен представать перед зрителем талант. Он вживается в каждую свою роль: и несгибаемого чекиста, и взбунтовавшегося зятя-подкаблучника, и влюблённого в цыганку-танцовщицу короля… И везде – убедителен! О том, что у актёров может присутствовать и иной подход к роли:
http://starodymov.ru/?p=22155 О личной жизни Богатырева не стану даже упоминать. Просто повторю: актёром он был замечательным.
…Должен сказать, что иной раз доводится слышать адресованный лично мне вопрос: а зачем тебе нужны такие вот обзоры?.. Что они тебе дают?.. Денег на них не заработаешь, зато времени отнимают – уйму.
Наверное, кому-то это покажется странным, но в первую очередь это попросту интересно. Не знаю, не берусь судить, насколько полезны мои опусы читателям, но лично я в ходе подготовки их узнаю много такого, что даёт обильную пищу для ума. Например, когда знакомишься с биографиями и обстоятельствами жизни людей, подобных, например, следующей героине обозрения.
Речь пойдёт об оперной певице с необычным для России именем: Конкордия Антарова. Необычная судьба этой несомненно многосторонне одарённой женщине словно уготована изначально. Родилась она в Варшаве, в 1886 году. Отец – чиновник Министерства народного просвещения, по линии матери – родство с террористами-революционерами… Скажем, сама Софья Перовская (см.:
http://starodymov.ru/?p=27348) приходилась Конкордии двоюродной бабкой.
Девочка рано осиротела. Однако продолжила упорно учиться, зарабатывая на жизнь пением и уроками. По окончании гимназии хотела удалиться в монастырь, однако судьба в лице знаменитого Иоанна Кронштадтского порекомендовала ей остаться в миру… Перебралась в Петербург, училась пению в консерватории, а также посещала знаменитые Бестужевские курсы – эту оранжерею по взращиванию в девичьей среде эмансипации, нигилизма и отрицания традиционных представлений о положении женщины в обществе. На учёбу зарабатывала пением… От постоянного недоедания и переутомления несколько раз оказывалась в больнице; и заработала астму, которая мучила её всю жизнь.
Именно так: Кора Антарова стала оперной певицей первой величины, страдая астмой! Ведь какое упорство, какая целеустрёмленность!.. Правда?..
Первая оперная партия, которую исполнила Кора, стала несравненная Солоха в спектакле Петра Чайковского «Кузнец Вакула». Затем девушку приняли в петроградский Мариинский театр. Со временем перебралась в Москву, где училась у Константина Станиславского (см.:
http://starodymov.ru/?p=24724) и пела в Большом театре… Играла во многих всемирно известных постановках, в том числе исполняла и первые партии,например, Далилы или Кармен…
А в 1930 году Кора Антарова вдруг оставила сцену, поступила на работу в библиотеку, где и проработала много лет.
Больше она не выступала. Зато активно занялась писательством. В своём главном произведении, трёхтомном романе «Две жизни» Кора Антарова рассказывает о сути религиозного течения теософии, введя в повествование под псевдонимами известных людей, Сергея Рахманинова (один лишь факт о нём:
http://starodymov.ru/?p=1069), например, или одного из главных идеологов теософии Елену Блавацкую:
http://starodymov.ru/?p=25913Мне всегда были интересны такие люди. Интересны и, признаться, не слишком понятны.
Очень внешне красивая женщина. Судя по творчеству, эрудированная и интеллектуальная. По всей видимости, интеллигентная… А о личной жизни – ничего: ни мужа, ни детей…
Как ни говори, а основное предназначение женщины на белом свете – родить и вырастить детей (ещё на ту же тему:
http://starodymov.ru/?p=22790). Понятно, что мы живём в реальном мире, и не всегда данная программа реализуется, однако стремиться к продлению рода человеческого женщина обязана по сути своей. И если такое не происходит – это неправильно.
Никакие творческие достижения, никакие философские изыскания не в силах заменить женщине счастье и таинство материнства. Если она сознательно отказывается от него… Ладно, без оценок. Просто так быть не должно! Потому и говорю, что они мне непонятны.
Ушла из жизни Конкордия Антарова 6 февраля 1959 года. То ли дело – следующая в нашем списке актриса! Несмотря на замечательные успехи в искусстве, своя, что называется, в доску: понятная, нашенская, со всеми привычными нам достоинствами и недостатками!.. Не со всеми?.. Насчёт недостатков погорячился?.. Наверное, вырвалось ради красного словца. Но то, что своя – несомненно!.. И дети у неё, и внуки…
Речь идёт об Ирине Муравьёвой, которой 8 февраля исполняется 70 лет! Оно, конечно, выдавать возраст женщины – моветон-с, ну да куда ж деваться, интернет и без меня известит.
Я ведь прекрасно понимаю, что реальная личность человека и его сценический (экранный) имидж – суть разные вещи. Но навряд ли кто станет спорить с тем, что на отношение к актёру во многом зависит от того, какое впечатление производит он своими ролями на зрителя. Так вот, Муравьёва, вне зависимости от роли выглядит именно как своя, нашенская, расейская… Конечно, её шедевр – это «Карнавал». Сегодня не все помнят, что с подачи «женщины, которая поёт» по советскому экрану прокатилась волна схожих фильмов – полнометражных картин одной певицы (ещё об одном таком фильме:
http://starodymov.ru/?p=22514). Так вот, именно «Карнавал» среди них – бесспорный лидер! А ведь была ещё и «Москва слезам не верит» – картина, в которой Муравьёва сниматься не хотела, по всей видимости, не оценив поначалу её перспективу; между тем, слыхал я мнение, что в данной картине именно она достойна награды за лучшую роль. И, на мой взгляд, недооцененные «Мы, нижеподписавшиеся». И «Самая обаятельная и привлекательная». И «Артистка из Грибова»… Кстати, в одном пункте Ирина всё же пересекается с Корой Антаровой! В документальном фильме «Кто Вы, мадам Блаватская?» Муравьёва играет как раз Елену Петровну.
Однако ж речь всё же идёт о Годе театра. А потому отмечу, что Муравьёва сыграла в театре до полусотни ролей. В том числе, в таких знаковых пьесах, как «Молодая гвардия» (Любовь Шевцова), «Двенадцатая ночь», «Снежная королева», «Лес», «Чайка», «Волки и овцы» и многие другие.
Не люблю превосходных степеней. Однако отношу Ирину Муравьёву к лучшим отечественным актрисам. Причём, к лучшим актрисам поколения, в котором блистали поистине «звёзды» первой величины: узнаваемые, индивидуальные, которых не спутаешь между собой. О секрете успеха актрисы:
http://starodymov.ru/?p=21936А вот её, практически, ровесника, Николая Ерёменко-младшего, как-то в число лучших не включаю. Кто знает, быть может в определённой степени потому, для женщин он являл собой едва не эталон мужчины. Он родился 14 февраля 1949 года. В театре играл – всего ничего. Зато в кино стал очень востребованным актёром. Так вот, на мой взгляд, именно как актёр он не блистал особым талантом, зато брал голливудской внешностью… Выше я уже писал, что есть актёры, которые в любой роли – неповторимы, а есть те, кто во всех картинах с одинаковым выражением лица играют одну и ту же роль, и только костюмы и эпохи меняются… Этакие актёры одного лица!
Впрочем, в юбилей – только хорошее. Лучшая роль, которую сыграл Николай Николаевич, на мой взгляд, это лейтенант Дроздовский в фильме «Горячий снег» – я вообще очень высоко ценю этот фильм:
http://starodymov.ru/?p=16382 Именно Дроздовский – высший успех Ерёменко-актёра. Наверное, потому, что роль как нельзя лучше подходила к его имиджу. Ну а также я его запомнил по картинам «Пираты XX века» (хотя никогда не был в восторге от картины), «Юность Петра» (Алексашка Меншиков, о котором немного здесь:
http://starodymov.ru/?p=25589) в его исполнении убеждает), «Сын за отца», «Я объявляю вам войну» (герой-одиночка борется против мафии райцентровского масштаба за кресло директора гостиницы)… А, конечно же, ещё замечательный сериал «В поисках капитана Гранта», «Трактир на Пятницкой», «Крестоносец»… В общем, вполне достойная фильмотека…
Ровно век назад, 10 февраля 1919 года родился Александр Лифшиц, вошедший в историю нашего искусства как Александр Володин. Так уж повелось, что мы запоминаем в первую очередь актёров, сыгравших главные роли, потом режиссёров, постановки и фильмы которых понравились… Ну а авторам сценария нередко приходится довольствоваться приставными стульями за высвеченным софитами славы окоёмом. Право, это несправедливо! Не напиши автор произведения – с чем бы работали режиссёры, какие б монологи произносили пусть даже самые гениальные актёры?..
Александр Володин написал для театральной сцены много пьес. Их ставили и Георгий Товстоногов, и Олег Ефремов, и Анатолий Эфрос:
http://starodymov.ru/?p=19738 В своих произведениях Володин поднимал актуальные на тот момент вопросы нравственности, ответственности человека за совершённые (или несовершённые) поступки… Впрочем, что значит «на тот момент»?.. Это о внешней атрибутике можно сказать «на тот момент» – сами же вопросы, которые поднимал автор, вечны!
Впоследствии ряд пьес Александра Володина получили воплощение на экране. Вот те из них, которые я смотрел, и которые запомнились, запечатлелись в душе. «Старшая сестра» (с великолепно сыгравшей Татьяной Дорониной:
http://starodymov.ru/?p=3828), «С любимыми не расставайтесь» (Александр Абдулов в паре с Ириной Алфёровой), «Осенний марафон» (вообще бесподобная картина), «Сирано де Бержерак», и многие другие.
Пошли дальше. Ровно век назад, 16 февраля 1919 года умерла легендарная Вера Холодная. Признаться, на протяжении долгого времени считал, что Холодная – псевдоним актрисы, потому как фамилия Левченко не слишком запоминающаяся. Однако потом узнал, что Холодная она по фамилии мужа. И вот ведь – к вопросу о роли фамилии в судьбе актёра! Кого из актрис немого кино мы сейчас помним?.. Мало кто назовёт ещё кого… Поинтересовался в википедии, набрал «Актрисы немого кино» – ни одно из трёх десятков высветившихся имён не потревожило память.
А Веру Холодную вспомнит любой, кого ни спроси. Хотя все до единого кинокритики сходятся во мнении, что как актриса, до уровня звезды первой величины она всё же не дотягивала.
В кинематограф Вера пришла в 1914 году, и за стремительных пять лет жизни успела сняться (по разным оценкам) в фильмах, количеством от 35 до 50. Правда, до наших дней дошло только восемь из них. До начала кинокарьеры Вера занималась в балетной студии, и до конца дней сохранила осанку, грацию, умение двигаться, что, несомненно, способствовало её успеху.
Популярность Холодной сформировалась столь великой, что после Октября 1917 года большевистская власть на съёмки фильмов с её участием отпускало столько плёнки и электричества, сколько требовалось киностудии – и это в условиях жесточайшей экономии!..
В 1918 году киногруппа выехала на съёмки из Москвы в Одессу – снимали «Княжну Тараканову» (об этой женщине:
http://starodymov.ru/?p=20203). Однако вскоре там оказались французские интервенты (см.:
http://starodymov.ru/?p=26569) и части Добровольческой армии:
http://starodymov.ru/?p=26424 Вера выступила в поддержку антибольшевистских сил, в связи с чем ей предложили выехать за границу, предлагая огромные гонорары. Однако актриса оказалась патриотом: ответила, что покидать Родину в столь жуткую пору – «больно и преступно».
Умерла Вера Холодная в Одессе от «испанки» вечером 16 февраля 1919 года. Как водится, смерть молодой, красивой и очень популярной актрисы породила множество слухов и домыслов, в первую очередь со стороны любителей покопаться в чужом интимном белье. Пересказывать их не вижу смысла по причинам:
http://starodymov.ru/?p=18994Хочется только назвать несколько имён – людей, в той или иной степени сыгравших роль в её судьбе. Это Константин Бальмонт (см.:
http://starodymov.ru/?p=24961) и Андрей Белый, Александр Вертинский (впоследствии утверждал, что именно он посоветовал Вере попробоваться в кино) и Александр Ханжонков, «белый» генерал Алексей Алмазов (которого мы узнали по сериалу о жизни Мишки Япончика:
http://starodymov.ru/?p=24880) и «красный» разведчик Жорж Лафар (о котором я узнал в детстве из книги Анатолия Марченко «Третьего не дано»)…
Дальше. И вновь наш герой не имеет прямого отношения к театру. Правда, Надежда Кошеверова экранизировала несколько сценических спектаклей, но это всё же привязка весьма условная. Однако, я изначально оговорил для себя эту поблажку… Итак, 22 февраля 1989 года ушла из жизни замечательная советская режиссёр-киносказочник Надежда Кошеверова. Наиболее известные фильмы, снятые при её непосредственном участии – «Золушка», «Черевички» (по балету Петра Чайковского – пересечение с Корой Антаровой, о которой шла речь выше), «Тени» (киноверсия спектакля по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина:
http://starodymov.ru/?p=16376), «Старая, старая сказка» (помню, в детстве очень любил эту картину), и другие. Хочется подчеркнуть, что по итогам советско-финляндской войны (см.:
http://starodymov.ru/?p=1037) Кошеверова сняла художественный фильм «Галя», который на экраны не выпустили, однако без драматических последствий для творческого коллектива.
Ну и ещё – пользуясь случаем… Понятно, что по молодости моё отношение к фильму «Золушка» было вполне понятным: да здравствует любовь, и – если она настоящая – преодолеет все преграды.
Однако впоследствии такая оценка фильма как-то начала терять свою цельность. С какого-то момента начал задумываться о том, какой сложится их совместная жизнь – природного принца и Золушки, причём, золушки не по имени, а по самой сути её. Мезальянс – штука противоречивая:
http://starodymov.ru/?p=28274 Любовь – это понятно; однако ж разный уровень мировосприятия никуда не денешь:
http://starodymov.ru/?p=18674 Если аристократ женится на аристократке, стоящей на ступеньку-другую ниже его, это ещё как-то может компенсироваться, при наличии у неё женской мудрости. А если в происхождении между любящими – пропасть?.. На прелести новизны отношения ещё могут какое-то время продержаться, но жизнь показывает, что дельфин и русалка всё же не пара…
Выше упоминался Юрий Богатырёв. Последний фильм, в котором он снялся – «Дон Сезар де Базан». Великолепная картина!.. В частности, в ней замечательно показано, как уличную цыганку перевоспитывают в великосветскую даму. По сюжету у неё хватает ума соответствовать положению. Но всегда ли так выходит в жизни?.. Рывок из грязи в князи – каждый ли способен перенести такой взлёт, не свалит ли его кессонная болезнь самомнения. О том же:
http://starodymov.ru/?p=3548В предыдущем обзоре упоминался брак графа Шереметева и Прасковьи Жемчуговой… Судьба отпустила им очень мало времени для совместной жизни. И кто знает, быть может, в этом и состояла мудрость провидения…
Понятно, это не вопрос, а так, просто риторические размышления.
Конечно же, я не ортодокс. Законы не имеют исключений только в физике – всё, что придумано человеком, подлежит рассмотрению и оценке в каждом конкретном случае. И всё же поговорки «не в свои сани не садись» или «всяк сверчок знай свой шесток» забывать не след.
Ну и ещё… Вспоминается, как в одной из передач рассказывали о съёмках фильма «Золушка». О Янине Жеймо я уже как-то рассказывал:
http://starodymov.ru/?p=16606 Там ещё забавно говорили, как Эраст Гарин отправился в костюме Короля в расположенную поблизости «Рюмочную», и славно угостился в компании завсегдатаев забегаловки… Впрочем, к Надежде Николаевне это отношения не имеет. А упокоилась она в Некрополе посёлка Комарово, что под Санкт-Петербургом, где мне довелось побывать два года назад:
http://starodymov.ru/?p=25124 Уже два года минуло!.. Как время-то летит!
Ещё один герой обозрения – и вновь никакого отношения к театру. Речь идёт об Алексее Балабанове. Согласитесь, друзья, что было бы непростительно упустить такой повод поговорить о творчестве этого кинорежиссёра – одного, пожалуй, из самых самобытных недавнего времени.
Алексей Октябринович родился 25 февраля 1959 года. Окончил Горьковский педагогический институт иностранных языков. Служил в Военно-транспортной авиации, и летал в ряд стран Африки и Азии, в том числе в Афганистан. К тому же он лично дружил с Вячеславом Бутусовым. Эти факты биографии нашли отражение в его картинах – пусть не всегда непосредственное, но опосредованное – несомненно.
О творчестве, о нереализованных замыслах Балабанова можно говорить много. Однако я постараюсь сделать это как можно более сжато.
На мой взгляд, главной особенностью творчества Алексея стало то, что он для своих картин выбирал по-настоящему больные точки общества, и показывал их открыто, без оглядки на то, что по этому поводу скажет княгиня Марья Алексевна. При этом он не смаковал «чернуху» и «порнуху», он их просто обозначал, предоставляя право зрителю дораскрашивать, додумывать увиденное. Он поистине снимал для людей, для избранного им зрителя, а не для благожелательного отклика критиков, и уж подавно не для тупо кассовых сборов.
Он хотел рассказать ПРАВДУ. Конечно, сама по себе правда – штука персонализированная, она неодинакова для всех. Так вот, Балабанов старался показывать правду такой, какой он видел её сам, без оглядки на толерантность, политкорректность и прочие новомодные насаждаемые обществу веяния. Вот меня после предыдущего абзаца просто тянет настучать на клавиатуре что-то сглаживающее выпирающие из него острые углы – что-нибудь про расовую и национальную терпимость, про то, что «нельзя всех под одну гребёнку»… На меня удушающе давит внутренний редактор, внутренний цензор, который призывает поосторожнее обращаться с такими острыми предметами, как взаимоотношения между представителями разных народов, как методы наведения порядка и восстановления справедливости… А Алексей Балабанов плевать хотел на всевозможные сглаживающие обстоятельства, показывая войну или криминал без прикрас.
Я не говорю, что это правильно или неправильно. Я говорю, что именно благодаря этому своему качеству Алексей Балабанов сделал себе имя, а его герои стали кумирами поколения.
Кто такой «брат» Данила?.. По сути, это тот же Терминатор – заполучив цель, он идёт к ней, не особо считаясь с устилающими его путь трупами и не особо терзаясь муками совести из-за случайных жертв своих разборок. Да, цель Данилы вроде как благородна, во всяком случае, во второй части картины. Однако не оставляет мысль: а если его перепрограммировать?.. Если направить на иные ориентиры, и убедить, что враги – те, а не эти?.. Ведь пойдёт столь же спокойно «мочить» представителей другого лагеря…
…Впрочем, о Даниле можно говорить и спорить немало. Когда-то я разговаривал по поводу этого героя с Марком Рудинштейном (см.:
http://starodymov.ru/?p=1110), и он с некоторым раздражением сказал мне примерно так:
- Ну чего вы прицепились к нему?.. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: приехал в Америку русский парнишка – и «замочил» там всех…
Вот в этом, наверное, и секрет картины! Наша молодёжь нуждалась в герое, который мог бы постоять за русских, за соотечественников, в условиях, когда жизнь всё больше оказывалась в зависимости от пришлых – людей и ценностей:
http://starodymov.ru/?p=21695В том же «Брате-2» много сильных, запоминающихся моментов. Но один из них меня зацепил едва ли не больше других. В какое ничтожество превратился подпавший под влияние чуждой культуры хоккеист – близнец погибшего друга Данилы. Чтобы вернуть ему деньги (всего лишь деньги!) незнакомый ему парень прилетает в другую страну, рискует всем, преодолевает массу преград, валит груды трупов – а инфантильный спортсмен принимает это как должное, и трусливо беспокоится исключительно о последствиях для себя, любимого…
- Как ты на брата похож! – с какой-то неопределённой, но явно доброй интонацией говорит ему Данила.
Да нет, не похож он вовсе на своего близнеца, который двоих раненых друзей из боя вытаскивал.
…Сам же Данила, выполнив программу, садится в самолёт, заказывает по телефону на завтра столик в ресторане, втыкает в уши наушники и засыпает… Он даже не задумывается о том, как встретятся две его женщины, и нужна ли им эта встреча – он даже не считает нужным поставить их в известность, какой сомнительный сюрприз приготовил!.. Данила умеет думать только о том, как убить и не попасться, а отвлечённые темы межчеловеческих отношений скользят мимо, не особо беспокоя его сознание и душу…
Хочется порассуждать и о фильме «Война» – о том, что убивать человек имеет право по приказу страны, но не за индивидуальную, персонифицированную справедливость:
http://starodymov.ru/?p=28215 И «груз-200» мне довелось в реале повидать неоднократно – соответственно, и тут мне имеется что сказать:
http://starodymov.ru/?p=23021 И по поводу нереализованного замысла фильма о бандитской молодости Сталина можно было бы поговорить…
Ну да ладно, довольно об этом. Просто отметим, что Балабанов затронул много тем, которые заставляют думать и спорить.
Следует отметить также, что в 15 февраля 1919 года в Петрограде открылся Большой драматический театр – ныне он носит имя Георгия Товстоногова. Ранее БДТ носил имя Максима Горького, который стал инициатором его создания и на протяжении долгого времени оставался духовным покровителем храма искусства. Первым спектаклем, поставленным новым театром, стал «Дон Карлос» по Шиллеру. За минувший век театр пережил разные эпохи: и взлёты, и периоды упадка… Сейчас он вроде как на подъёме… А потому просто пожелаем театру новых творческих свершений!
Вот таким получился обзор театрального и отчасти кинематографического февраля.
ФЕВРАЛЬ-2019: ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
790 лет назад в Новгороде произошёл голодный бунтДело случилось в феврале 1229 года. Минувшим летом в северных княжествах Руси случился неурожай. А князь Новгородский Ярослав (отец Александра, будущего Невского; см.:
http://starodymov.ru/?p=237) вознамерился идти войной на Ригу, по каковой причине выгреб для нужд своей дружины все городские припасы. Из города он с войском выехал, дани, однако, которую обязывались поставить новгородцы в княжьи закрома, не уменьшив. Голод между тем наступил нешуточный – люди ели собак и кошек, появились случаи каннибализма…
Такое нечасто, но случалось в истории России:
http://starodymov.ru/?p=4144 Данный конкретный случай попал в обзор в первую очередь по причине того, что под угрозой оказалась жизнь княжича Александра, впоследствии сыгравшего важнейшую роль в истории Отечества…
Так вот, случился голод. И новгородцы восстали. Владыку Арсения, которого восставшие в первую голову считали повинным в их бедах, и его присных спасло лишь то, что поднявшийся ураганный ветер льдом снёс мост через Волхов, по этой причине горожане не смогли ворваться в городской Кремль. Мне посчастливилось пройтись по тому мосту, вернее, мосту, построенном на месте того, снесённого:
http://starodymov.ru/?p=19260Однако верные Ярославу бояре сочли за необходимость увезти из города, спасти сыновей Ярослава, в том числе и юного Александра.
460 лет Первому Земскому соборуСобор созвал государь Иван IV Васильевич, Грозный (см.:
http://starodymov.ru/?p=795), и он проходил 27-29 февраля 1549 года. Земский собор – это, считай, съезд народных депутатов, если говорить современным языком. Здесь были представлены все сословия, кроме, естественно, абсолютно бесправного крепостного крестьянства и ремесленников. И хотя Собор, понятно, не принимал документы, обязательные для исполнения верховной властью, однако ж грозный государь решил собрать этот коллегиальный орган, посоветоваться, так сказать, с массами.
На Соборе обсуждались насущные проблемы, которые стояли перед государством. Перед «делегатами» трижды выступал лично царь, а также бояре, духовенство… В результате проведённых дебатов Собор принял несколько важных решений. В частности, о разработке нового Судебника, о создании Челобитной избы для разбора поступающих жалоб… К тому же, если учесть, что буквально годом позже прошла реформа армии и в царстве появилось стрелецкое войско (см.:
http://starodymov.ru/?p=252), можно предположить, что и об этой реформе шла речь.
Всего Земские соборы (советы всея земли) созывались 57 раз и прекратились при Алексее Михайловиче.
385 лет назад Смоленск сдан полякамНа протяжении веков за обладание Смоленском постоянно боролись Россия и Литва. По итогам польско-литовской интервенции в Смутное время древний город остался за Речью Посполитой (см.:
http://starodymov.ru/?p=3689) – напомню, что Марина Мнишек, выходя замуж за Лжедмитрия I, желала заполучить этот город в свою вотчину:
http://starodymov.ru/?p=14238 Чтобы вернуть право на эти древние земли Москве, царь Михаил Фёдорович решил начать войну, которая вошла в историю как Смоленская (1632-1634); бояре его в намерении поддержали. Во главе войска поставили воеводу Михаила Шеина. Однако ни страна, ни войско к войне оказались не готовы – как это привычно для России:
http://starodymov.ru/?p=26293 В результате стрелецкая рать город заняла, однако своевременной поддержки из Москвы не получила, и оказалась запертой в крепостных стенах словно в западне. В конце концов, воеводе Шеину пришлось город сдать, хотя и на самых почётных для воинства условиях – случилось это 15 февраля 1634 года. Но, опять же, как водится на Руси, за поражение кому-то необходимо ответить! Этим «кем-то» и «назначили» Шеина. В Москве состоялся скоропалительный суд, и на плаху отправился Михаил Шеин и несколько его помощников. Алексей Михайлович только числится в истории как Тишайший – реально благости в его царствование наблюдается не больше, чем в другие:
http://starodymov.ru/?p=27179 Не любят у нас правители и боярство отвечать за свои проколы! Впрочем, только ли у нас:
http://starodymov.ru/?p=3720 Ну и как не вспомнить события новейшего времени?.. Я сейчас – о погибшем президенте Польши… Здесь ведь он погиб, на Смоленской земле:
http://starodymov.ru/?p=17215 Символично как-то…
320 лет стрелецкой казниЭто был жуткий день. 4 февраля 1699 года Красная площадь стала красной по цвету, а не только по названию. Пётр I лично отрубал мечом головы стрельцам – современники скрупулезно подсчитали, что царь своей рукой казнил 84 человека, а головы рубить он умел: Не отставал от венценосного друга и Алексашка Меншиков (немного о нём:
http://starodymov.ru/?p=24687), добивая подвергшихся экзекуции через четвертование.
Так Пётр отомстил стрельцам за тот ужас, который пережил в детстве во время страшного стрелецкого бунта 1682 года… А непосредственным поводом для столь массовой казни послужил отказ четырёх полков следовать в Азов. Столкновение царского войска и взбунтовавшихся частей произошло под Новым Иерусалимом (см.:
http://starodymov.ru/?p=25141), и закончилось разгромом восстания:
http://starodymov.ru/?p=27179 Царь в это время находился за границей в составе Великого посольства:
http://starodymov.ru/?p=24412 Узнав о случившемся, он примчался в Москву и, ознакомившись с результатами следствия, счел принятые против бунтовщиков меры слишком мягкими. И покатились отрубаемые головы…
Причастную к событиям сводную сестру Софью (см.:
http://starodymov.ru/?p=25589) Пётр велел заточить в Новодевичий монастырь, а перед окном ее кельи повесил останки наиболее преданных ей людей. По всем стенам Белого города до конца зимы висели тела казнённых…
Больше стрельцы бунтовать не отваживались. А вскоре их и вовсе заменили войсками нового строя:
http://starodymov.ru/?p=24956320 лет возвращению Шереметева из европейского вояжаОдной и задач, которые ставил перед собой Пётр I, стала борьба за выход к Балтийскому морю. Однако, обжегшись на Азове, прежде, чем начинать войну со Швецией, царь решил прозондировать отношение европейских государств к предстоящей кампании. С этой целью он отправил в европейское дипломатическое турне хитроумного и родовитого Бориса Шереметева:
http://starodymov.ru/?p=21548Борис Петрович с задачей справился блестяще. Он провёл переговоры с польским королем Августом, императором Леопольдом, с правителями Неаполя, Венеции, Флоренции… Папа Римский Иннокентий XII милостиво допустил его к ручке, а сам изволил поцеловать знатного царедворца в голову, великий магистр Мальтийского ордена Раймунд-Переллос-Рокафулл возложил ему на грудь посла алмазный командорский крест…
12 февраля 1699 года граф Шереметев вернулся в Москву и доложил государю: Европа ничего не имеет против того, чтобы Пётр разгромил Швецию, и чтобы Россия вышла к Балтике… Уж не знаю, понимали Пётр Алексеевич и Борис Петрович, что европейские монархи попросту боялись Карла XII (
http://starodymov.ru/?p=28300), и горазды были обещать Московскому царю что угодно, лишь бы тот принял удар непобедимого на тот момент шведского войска на себя… О том же:
http://starodymov.ru/?p=26933Опытные послы в Московском царстве имелись и раньше, например:
http://starodymov.ru/?p=3507 Но вояж Шереметева стал первым, в ходе которого дипломат посетил столько государств и заручился поддержкой (или хотя бы обещанием нейтралитета) на будущую войну такого числа государей… К слову, скончался генерал-фельдмаршал граф Шереметев через двадцать лет, 17 февраля 1719 года – т.е. ровно 300 лет назад.
315 лет назад родился Иван БецкойСама по себе судьба Ивана Ивановича очень интересна и, можно сказать, поучительна. Он всегда подчёркнуто сторонился политики и государственных дел, посвятил себе вопросам искусства, воспитания и просвещения, и на этом поприще преуспел, не имея особой конкуренции среди озабоченных другими проблемами царедворцев.
Уже сами по себе обстоятельства появления на свет Ивана Ивановича вызывают не совсем здоровое любопытство. Его отец, командир дивизии генерал Иван Трубецкой (впоследствии генерал-фельдмаршал), в самом начале Северной войны (о некоторых событиях той войны:
http://starodymov.ru/?p=28098) оказался в шведском плену, в котором пробыл 18 лет, там у него случился роман со шведской герцогиней, и от этой любви 3 февраля 1704 года родился наш герой, получивший урезанную фамилию своего отца. Юность его изобиловала самыми разными приключениями; в частности, между прочим, его историки включают в число вероятных «кандидатов» в отцы принцессы Ангальт-Цербстской, которая со временем стала русской императрицей Екатериной Великой (см.:
http://starodymov.ru/?p=311), с матерью которой он близко сошёлся в Париже.
Как бы то ни было, императрица Екатерина, воцарившись, Бецкого приблизила, обласкала. Тут-то Иван Иванович и занялся вопросами воспитания молодёжи. Он имел непосредственное отношение к созданию Московского воспитательного дома (см.:
http://starodymov.ru/?p=125), Шляхетского кадетского корпуса (см.:
http://starodymov.ru/?p=28333), института благородных девиц (впоследствии Смольного), Воспитательного коммерческого училища и ряда других аналогичных учреждений. Он же являлся президентом Академии художеств, хотя, приходится признать, с этой должностью справился не слишком успешно.
И это – предельно краткий и не слишком выстроенный обзор заслуг Ивана Бецкого, который заслуживает куда более благодарной памяти потомков, чем это есть на самом деле.
265 лет Указу о запрещении врачам менять профессиюДа-да, случалось и такое!.. В России XVIII века катастрофически не хватало врачей, а уж квалифицированных – тем паче. О дщери Петровой императрице Елизавете (см.:
http://starodymov.ru/?p=23825) сохранилось представление, в общем-то, имеющее под собой основания, что она государственным делам уделяла не слишком много внимания. Однако вопросы здравоохранения её волновали, и она издала ряд указов, призванных восполнить штат медицинских работников.
Одним из таких документов и стал Указ от 1 февраля 1754 года «О бытии лекарям и аптекарям, обучающимся в России, всегда в их настоящем звании и о недозволении им избирать другой род службы». Если разобраться, так оно и правильно: коль выучился на врача, будь добр посвятить служению этой благородной профессии всю жизнь.
250 лет со дня рождения Ивана КрыловаВеликий русский баснописец увидел свет 2 февраля 1769 года. Отец у него служил армейским драгунским (см.:
http://starodymov.ru/?p=26097) офицером, так что в детстве Иван Андреевич немало покочевал по гарнизонам, в Яицкой крепости пережил пугачевскую осаду:
http://starodymov.ru/?p=16584 Когда вошёл в возраст, начал службу по статской линии. Достиг немалых чинов, однако лишь одному делу отдавался со всей страстностью: писательству. Он создал более 200 басен, множество выражений с его легкого пера стали крылатыми, и живы по сей день:
http://starodymov.ru/?p=16187Нередко он заимствовал сюжеты у других авторов – античных или зарубежных… Не плагиатил их, а именно заимствовал сюжеты. Наверное, в написании басен это вполне позволительно: это небольшое назидательное произведение по определению должно становиться своим, народным, понятным:
http://starodymov.ru/?p=27796 И это Ивану Андреевичу удавалось вполне.
220 лет возвращению Суворова из ссылкиЖизнь Александра Васильевича, его таланты – как военный, так и создателя экспромтов-афоризмов – достаточно широко описаны. И всё же, не слишком широко известный факт его биографии:
http://starodymov.ru/?p=26933 Потому – только несколько его высказываний.
По поводу введённой императором Павлом солдатской форменной одежды Суворов отпустил знаменитую шутку: «Пудра – не порох, букли – не пушки, косы – не тесаки, и все мы не немцы, а русаки». За это император вызвал своевольного полководца и порекомендовал ему «не шалить». На это Александр Васильевич напомнил, что его матушка Екатерина терпела, когда «шалил я под Туртукаем, на Рымнике и под Варшавой». Такого Павел не стерпел, и оказался Суворов в ссылке.
Ещё о некоторых предписаниях Павла по поводу одежды:
http://starodymov.ru/?p=26064 Однако по Европе шагало непобедимое войско Бонапарта. («Широко мальчик шагает – пора остановить!», – это тоже Суворов). И вот по настоянию союзников 9 февраля 1799 года генерал-фельдмаршала отзывают из родового сельца и назначают главнокомандующим всеми русскими, итальянскими и австрийскими войсками антинаполеоновской коалиции. Ещё о Наполеоне:
http://starodymov.ru/?p=25582На военный совет Александр Васильевич явился с большим рулоном под мышкой и, разворачивая его, попросил генералов высказать свои соображения по поводу предстоящей кампании. Все склонились над столом, в уверенности, что главнокомандующий принес карту. Однако это оказался чистый лист бумаги. Разъясняя недоумение, Суворов изрек еще один знаменитый афоризм: «Если бы даже, кроме меня, знала мои планы хотя бы одна шляпа, то и её я бы немедленно сжёг».
Как ни говори, а ведь здорово, если полководец, помимо таланта военачальника, обладает также и умением чётко и ёмко сформулировать мудрость!
210 лет назад встретились Санников и ГеденштормПодумаешь – кто-то где-то встретился… Однако это событие стало чрезвычайно значимым событием в истории исследования российского Крайнего Севера – а этой теме я традиционно уделяю внимание. Например:
http://starodymov.ru/?p=24412Русский промышленник Яков Санников к тому времени считался одним из лучших знатоков Сибирского Заполярья. А провинившийся по службе чиновник рижской таможни Матвей Геденшторм в наказание получил назначение начальником экспедиции по изучению Ледовитого океана. 4 февраля 1809 они встретились, и этот день стал поворотным для обоих: у одного имелся опыт, у другого – необходимые средства и припас.
С тех пор Санников с товарищами делал одно открытие за другим. Именно он доказал, что на Севере в океане материка нет, а есть только острова, хотя барон Толль ещё почти век спустя будет считать иначе:
http://starodymov.ru/?p=26562 И сделал описание нескольких из них. Он нашел кости ископаемых животных, доказав, что в былые времена климат здесь был мягче. Он описал флору и фауну островов, названных Новосибирскими. Он обнаружил останки некой русской экспедиции…
Однако в истории Яков Санников остался в первую очередь благодаря писателю Николаю Обручеву, написавшему роман «Земля Санникова». Авторитет Якова (отчество его осталось неизвестным) сомнению не подвергался, потому, когда он сообщил об увиденной на горизонте земле, ему поверили сразу и безоговорочно. И еще сотню лет ее искали – безрезультатно. Очевидно, это были ледяные торосы, ставшие символом стремления человека к неведомым берегам… Ещё о Земле Санникова:
http://starodymov.ru/?p=24951Как-то по телевидению показали целую программу, очень интересную, на которой обсуждался феномен «земли Санникова».
200 лет Военно-историческому архиву в ЛефортовоМне посчастливилось в нём поработать – на излёте 1991 и в начале 1992 годов. Тогда в небольшом читальном зале архива нередко оказывался я в единственном числе; лишь когда-никогда там же работал ещё кто-нибудь. Я собирал материалы о жизни и деятельности замечательного нашего разведчика и картографа Николая Дмитриевича Артамонова (см.:
http://starodymov.ru/?p=357) – и моя искренняя благодарность покойному Геннадию Лисенкову (см.:
http://starodymov.ru/?p=4316) за то поручение, сыгравшее в моей жизни столь важную роль!
Пару лет назад я по какому-то вопросу попытался ткнуться в тот архив… Мне разъяснили, что так просто, с улицы, в него не попадёшь никак, и даже если обзаведусь внушительным направлением, очереди придётся ждать довольно долго. Сменились времена – в начале 1990-х было не до истории…
А образован архив 7 февраля 1819 года. К слову, 8 февраля в России празднуется День военного топографа – символическое соседство с приведённым юбилеем.
190 лет назад родился князь Александр ЩербатовНадо сказать, Москве, на мой взгляд, в целом везло на градоначальников. Наверное, сказывался тот факт, что они оставались относительно независимыми от влияния Двора, и назначались на этот пост люди, которые не слишком рвались в государеву свиту; ну а те, кто всё же рвался, в Первопрестольной особо не засиживался.
Князя Александра Щербатова можно назвать в числе тех, чей вклад в развитие города трудно переоценить. Хотя вот и не вспоминают его москвичи – особенно нынешние натуролизовавшиеся.
Он родился 12(24) февраля 1829 года. По поведению, по образу жизни князя Александра Алексеевича можно назвать истинно русским барином. Он жил на широкую ногу, отличался хлебосольством и гостеприимностью. И вместе с тем проявлял редкостную заботу о малоимущих своих согражданах. Конечно, можно сказать, что, скажем, первые женские городские училища он открыл по государеву велению:
http://starodymov.ru/?p=24540 Однако материальная помощь, которую он оказывал ряду благотворительных проектов, это уж точно лично его инициатива. В этом ряду можно назвать: Румянцевский музей (см.:
http://starodymov.ru/?p=11486), стипендия особо одарённым студентам Московского университета и Московской консерватории, при его участии в городе открыта первая детская больница, он открыл больницу для безнадёжно больных детей – нынче это знаменитая Филатовская больница…
И этот перечень благих и благородных дел можно продолжать и продолжать.
180 лет назад умер Михаил СперанскийВот ведь что удивительно. Либеральные государственные деятели прошлого вызывают у нас вроде как больше симпатии, чем отъявленные ретрограды. И в то же время мы признаём, что именно консерваторы составляют фундамент, центральный столп государства, в то время как именно либералы в конечном итоге приводят страну к революциям и потрясениям основ.
Ну право, мне Михаил Сперанский всегда был симпатичен. В биографических книгах о генерале Алексее Ермолове (см.:
http://starodymov.ru/?p=25907) и, скажем, Денисе Давыдове (см.:
http://starodymov.ru/?p=19927) неоднократно встречаются упоминания о их переписке с Михаилом Михайловичем, и эта переписка свидетельствует, что придворный по мере возможности помогал этим не слишком обласканным при дворе генералам.
Считается, что государь Александр Павлович (см.:
http://starodymov.ru/?p=28706) на протяжении своего царствования метался между двумя лагерями: как раз консерваторов и либералов. Так вот, именно Михаил Сперанский считается ярчайшей фигурой либерального крыла царёва окружения.
Биография Сперанского – непростая, имелись в ней взлёты и падения… Однако он до конца своей жизни, а умер он 11(23) февраля 1839 года, оставался «западником», будучи при этом горячим патриотом России. Хочу привести выдержку из мемуаров Фёдора Ростопчина, к которым уже неоднократно обращался (см.:
http://starodymov.ru/?p=25578):
«… г. Сперанский, к великому изумлению всего общества, был выслан из столицы. Так как он пал жертвою темной интриги, никогда порядком не разъясненной, то исчезновение его подавало право предполагать, что открыта измена. Этот Сперанский был сыном сельского священника и учился в семинарии. Одаренный большим умом и легкостью письменного изложения, он выработал себе такой слог, который обратил на него внимание. Состоя в звании секретаря, последовательно, при нескольких министрах юстиции, он, при восшествии на престол императора Александра, был возведен в статс-секретари и удостоен высочайшего доверия; ему поручено было редактировать новый кодекс, равно как все акты, указы и рескрипты, исходившие из кабинета государя. Когда его сослали в Нижний Новгород, он был уже тайным советником и кавалером ордена св. Александра Невского. Общество, которым он себя окружил, и явное покровительство, оказываемое им лицам своего сословия, навлекли на него ненависть дворянства, с удовольствием узнавшего о его падении. Низвержение его приписывали В. К. К. и кн. О. – да и меня заставили играть роль в этой истории – меня, который был одним из наиболее изумленных, когда узнал на другой день о его высылке. Я полагаю до сих пор, что Сперанский был удален по наговорам гг. Балашова и Армфельда, пожертвовавших им в удовлетворение мнимого общественного мнения. Оба названные господина, пользовавшиеся в эту эпоху большим доверием, хотели утвердиться еще более в своем положении, удалив соперника, опасного для них по своим способностям и по привычке государя к его работам. Между тем фактическое последствие злоязычия было, к несчастью, таково, что Сперанский прослыл за преступника, за предателя своего царя и отечества и что люди простого сословия заменяли его именем имя Мазепы, которое есть эпитет изменника».150 лет Периодической системе элементовДмитрий Менделеев понял, как именно должна выглядеть таблица 17 февраля 1869 года (по преданию он ее увидел во сне). И с тех пор по всему миру она выглядит в привычном нам виде. Только один нюанс: в большинстве зарубежных стран на таблице отсутствует имя ее создателя – имя-то русское…
Следует отметить, что с Менделеевым в феврале связан еще один юбилей. 110 лет назад, в 1899 году на воду спущен знаменитый ледокол «Ермак», средства на постройку которого Дмитрий Иванович добывал вместе с адмиралом Макаровым. Менделеев изобрел также новый вид бездымного пороха, и часть денег, отпущенных на эти цели от казны, передал на строительство «Ермака:
http://starodymov.ru/?p=28519Известно, что текущий год ЮНЕСКО посвятило именно полуторовековому юбилею великого открытия. Спасибо чиновникам этой международной организации за столь лестную оценку открытия нашего великого земляка:
http://starodymov.ru/?p=28493Ну и ещё… Справедливости ради следует отметить, что, помимо менделеевской, существуют и другие варианты Периодической системы, разработанные другими учёными. Что, на мой взгляд, ни в малейшей степени не умаляет заслуги нашего соотечественника.
А вообще, Дмитрия Ивановича мы знаем в первую очередь именно по данному открытию. И справедливо! Однако деятельность его поистине многогранна, и рассказывать о ней можно (и должно!) гораздо больше, чем позволяют избранные для подборки рамки.
150 лет назад родилась Надежда Константиновна Крупская и 80 лет, как она ушла из жизниНадежда Константиновна попросту обречена оставаться только супругой Владимира Ленина. Между тем, она и сама зарекомендовала себя неординарной личностью. Как писал один из соратников Ленина, Ильич мог бы найти жену и покрасивее, однако более преданного идее соратника – навряд ли. Помощь, которую Крупская оказывала в работе своему супругу, просто невозможно переоценить. Право, таких спутниц жизни встречаешь нечасто.
Однако же, Ленин умер, и Крупская, до конца жизни, образно говоря, неся бремя его вдовы, стала вполне самостоятельным политиком.
Достаточно сказать, что именно Надежда Константиновна стояла у истоков формирования советской системы образования, которую сейчас доразваливает нынешняя власть, и которая ещё недавно считалась лучшей в мире:
http://starodymov.ru/?p=25595Биография Крупской интересна и многогранна. Прочитайте её, хотя бы в кратком изложении! Очень познавательно, заставляет задуматься, позволяет лучше понять ту эпоху.
К слову, Крупская очень резко-негативно относилась к творчеству Корнея Чуковского:
http://starodymov.ru/?p=17828 Надо признать, что сегодня, когда я – дед! – читаю внукам стихи этого поэта, испытываю чувство внутреннего протеста. В самом деле ведь – чушь полнейшая по содержанию, хотя и великолепно зарифмованная (например, «а лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли» – раз услышишь, вовек не забудешь)….
Родилась Надежда Константиновна 14(26) февраля 1869 года, а умерла 27 февраля 1939 года.
140 лет смерти князя БарятинскогоАлександр Иванович вошёл в историю в первую очередь как победитель имама Шамиля:
http://starodymov.ru/?p=623 или
http://starodymov.ru/?p=26068 Однако это был лишь один эпизод его богатой приключениями жизни. Он участник ряда сражений, был ранен, за проявленную храбрость награжден боевыми орденами и золотым оружием.
Значительная часть его службы протекала на Кавказе, и завершилась высоким постом царского наместника в регионе. О нём сказано: «Шамиля всегда сопровождал палач, а Барятинского – казначей». Он и в самом деле не стеснялся подкупать вождей горских племен, сманивая их на сторону России – и горские князья охотно соглашались на такие сделки. Он создал Кубанское и Терское казачьи войска. Сформировал Дагестанский конный полк:
http://starodymov.ru/?p=23825 Выйдя в отставку по болезни, не такой молодой уже, в общем-то, генерал-фельдмаршал уехал с Кавказа с женой своего адъютанта, из-за чего даже дрался на дуэли. Будучи личным другом Александра II (см.:
http://starodymov.ru/?p=22895), до конца жизни пользовался при дворе авторитетом… Умер генерал-фельдмаршал Александр Иванович Барятинский 25 февраля 1879 года.
115 лет назад началась Русско-японская войнаО событиях на Дальнем Востоке февраля 1904 года можно (и нужно!!!) писать много и подробно. В ряде публикаций я также обращался к той теме, а потому сейчас – предельно коротко.
Кто бы что ни говорил о причинах войны, о том, кому она выгодна, о поводах и превентивных ударах, моя точка зрения такова: начинает войну тот, кто первым нажимает спусковой крючок, кто первым отдаёт приказ перейти границу. Потому, сколь бы ни казалась выгодной та война российским политикам и промышленникам, развязали её всё-таки японцы. И произошло это 9 февраля 1904 года, когда флот Страны Восходящего солнца напал на Порт-Артур. В тот же день произошло легендарное сражение крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец»:
http://starodymov.ru/?p=13002Я прочитал несколько замечательных книг о событиях той войны. Но особо рекомендую публицистический сборник выдающегося журналиста того времени Владимира Дедлова «Мирные на войне»:
http://starodymov.ru/?p=933 Этот искренний патриот нашего Отечества и до мозга костей монархист с болью описывает абсолютную неготовность России к защите нашего Дальнего Востока, и о безобразиях, творившихся на фронте и в тылу.
К слову, во время той войны впервые в военной истории (не знаю, как всего мира, а в отечественной точно) специально для Действующей армии благотворительные патриотические организации стали формировать т.н. фронтовые библиотечки.
Век назад в России введено «поясное время»Согласно Декрету от 8 февраля 1919 года «О введении счёта времени по международной системе» территорию России разделили на одиннадцать часовых поясов. Это деление сохранилось и по сей день, хотя границы поясов неоднократно корректировались.
Следует напомнить, что, начиная с 1917 года, произошло несколько реформ в исчислении времени. Временное правительство ввело т.н. «летнее время», которое впоследствии то отменяли, то вновь вводили. В феврале 1918 года состоялся переход на григорианский календарь (см.:
http://starodymov.ru/?p=26424) – недавно, к слову, на канале «Спас» эксперты утверждали, что юлианский всё же точнее… В 1931 году введено т.н. «декретное» время…
Вот любопытно, а само Время, как всекосмическая данность, замечает, как человек развлекается, считая себя его повелителем?..
90 лет назад начались испытания первого отечественного пассажирского самолёта АК-1Самолёт был построен в ЦАГИ (см.:
http://starodymov.ru/?p=28531) на средства, которые собрали красные латышские стрелки. Крылатую машину с четырьмя пассажирскими местами разработали известные конструкторы Владимир Александров и Константин Калинин. О некоторой путанице с данной датировкой:
http://starodymov.ru/?p=17884 Испытания его начались 8 февраля 1924 года, проводил их лётчик Аполлинарий Тимошевский – известный в те годы авиатор, участвовавший в испытаниях нескольких типов летательных аппаратов, и установивший несколько мировых рекордов. Летом того же года АК-1 передали обществу «Добролёт» для эксплуатации на линиях Москва – Нижний Новгород и Москва – Казань. В следующем году самолёт «Латышский стрелок» участвовал в первом в Советском Союзе сверхдальнем перелёте Москва – Улан-Батор – Пекин.
Так что не будет прегрешением сказать, что 8 февраля пассажирская авиация России, вернее, пассажирское авиастроение страны имеет право праздновать своё 90-летие!
90 лет назад появилось слово «вертолёт»Так знаменитый авиаконструктор Николай Камов (о КБ им. Камова:
http://starodymov.ru/?p=28098) назвал созданный им в соавторстве с Николаем Скржинским летательный аппарат. Реально они построили автожир, однако слово «вертолёт» попало в протокол заседания Технической комиссии Центрального совета Осоавиахима (см.:
http://starodymov.ru/?p=24011) от 8 февраля 1929 года, и оттуда постепенно перекочевало в разговорный язык, прилепившись к аппаратам, официально называвшимся геликоптерами.
История зафиксировала момент, когда впервые о вертолёте публично заговорил товарищ Сталин – на приёме по случаю награждения членов экипажа Валентины Гризодубовой званием Герой Советского Союза, первых женщин, удостоенных этого звания:
http://starodymov.ru/?p=28325Ну а окончательно слово «вертолёт» вытеснило импортное «геликоптер» лишь после 1959 года, с подачи Михаила Миля (см.:
http://starodymov.ru/?p=16142) – создателя наших замечательных машин семейства «Ми»… Его первенец, Ми-4, тут же вырвался на первые места среди винтокрылых аппаратов своего класса.
Как тут удержаться от того, чтобы напомнить, что в минувшем году я посетил международную выставку вертолётов!.. Незабываемые впечатления:
http://starodymov.ru/?p=2720435 лет назад умерла женщина, выдававшая себя за спасшуюся «царевну Анастасию»Оговоримся сразу: история знает самозванцев куда больше, чем реально чудесно спасшихся от расстрела обречённых. Хотя, конечно, всякое могло случиться, и всё же здесь – не тот случай.
Короче говоря, суть дела такова. Известно, что царя Николая Александровича с женой Александрой Фёдоровной, детьми и несколькими приближёнными расстреляли в ночь с 16 на 17 июля 1918 года:
http://starodymov.ru/?p=27351А 17 февраля 1920 года в Берлине полицейский спас женщину, которая пыталась утопиться. Её спасли, и она назвалась «царевной Анастасией». Женщину отправили в психиатрическую лечебницу… И с тех пор началась многолетняя эпопея: многочисленная родня казнённого царя созывала съезды, на которых обсуждали вопрос, признавать ли самозванку, сама «цесаревна» издала книгу с изложением своей легенды, она неоднократно становится пациенткой психиатрических лечебниц, её материально поддерживает Сергей Рахманинов, она выходит замуж, встречается с другим самозванцем, который выдавал себя за чудесно спасшегося «царевича Алексея»… Там вообще не жизнь – а полносюжетный авантюрно-приключенческий роман. Настоящее имя псевдо-Анастасии – Анна Андерсон. Она скончалась 12 февраля 1984 года в США.
30 лет назад завершился вывод Советских войск из АфганистанаОб этом событии просто невозможно сказать коротко, о событиях тех дней я писал, и писал много (например:
http://starodymov.ru/?p=8781); у меня имеется даже целая подборка документов под общим названием «Хроника вывода: День за днём»:
http://starodymov.ru/?p=113 День 15 февраля 1989 года я встретил в Кушке – самом южном городе Советского Союза:
http://starodymov.ru/?p=105А потому сейчас – только одна реплика. Наиболее ортодоксальные правдоискатели любят сегодня указать на то, что, когда командующий 40-й Армией генерал Борис Громов в Термезе докладывал, что за его спиной не осталось ни одного советского солдата, он, дескать, лукавил: оставались ещё «за речкой» наши подразделения.
Хочется сказать по этому поводу следующее. У любой крупной политической, да и не только политической, а вообще масштабной акции, имеется некий символический этап окончания; и он далеко не всегда совпадает с реальным. Вывод войск – из той же серии. По ту сторону границы остались советники, остались пограничники, остались заслоны, готовые прикрыть огнём своих товарищей и встречающих… Выполнив свою задачу, они со временем тоже покинули страну. Это – нормально!
А было и ненормальное. По ту сторону остались наши пленные. Политической воли и решительности, обыкновенного человеческого сострадания не хватило нашему правителю-временщику, чтобы потребовать от афганской оппозиции и её западных покровителей вернуть оказавшихся в неволе солдат.
Судьба им выпала разная. Кому-то и повезло – вспомним хотя бы художественный образ из кинофильма «Америкен-бой». Ну а кому-то судьба выпала совершенно иная – как узникам из лагеря Бадабер:
http://starodymov.ru/?p=22684Через несколько лет аналогичное преступление перед Солдатом повторит генерал Александр Лебедь. Но это уже – тема для другого выступления:
http://starodymov.ru/?p=23086Ну и ещё одно. Официальная подготовка к празднованию этой даты началась загодя:
http://starodymov.ru/?p=28442Мой друг Борис Подопригора прислал свои воспоминания о том дне:
http://starodymov.ru/?p=28940».