От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:«
АВГУСТ-2018: ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 640 лет битвы на ВожеДанное сражение можно считать предвестием Куликовской битвы
http://starodymov.ru/?p=11674 Летом 1378 года ордынский мурза Бегич отправился в карательный поход на Московское княжество. Разведка у великого князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) сработала отлично, а потому на реке Воже карателей встретила княжеская дружина. Сражение произошло 11 августа. Стойко отбив начальный мощный натиск ордынцев, русская рать перешла в атаку, обратила пришельцев в бегство. Разгром оказался полным.
Сражение на Воже имело для русичей огромное политическое и психологическое значение: стало очевидно, что теперь война с ханом Мамаем неизбежна, а главное, русские ратники воочию убедились, что ордынцев можно бить!
270 лет назад издан варварский указ по захоронениям в МосквеКак-то дщерь Петрова, императрица Елизавета (немного о ней:
http://starodymov.ru/?p=16376), будучи в Первопрестольной, ехала из своего Головинского дворца, что на Яузе, в Кремль. И ее царственному оку не понравилось, что на пути то и дело встречаются кладбища – не хотелось ей, вопреки старинной заповеди, помнить о смерти.
В результате 2 июля 1748 года последовал указ: вдоль дороги, по которой ездит самодержица, при церквах больше никого не хоронить, а те могилы, что уже существуют, сравнять с землей! Но поскольку хоронить покинувших этот мир где-то нужно, Елизавета повелела отвести где-нибудь в сторонке место для общего для всего города кладбища и построить там церковь за её счет (немного о набожности Елизаветы:
http://starodymov.ru/?p=11544).
Среди духовных иерархов не нашлось никого, кто посмел бы возразить дочери императора, который нанес православию сильнейший удар, отменив институт патриаршества (некоторые мысли об отечественном патриаршестве:
http://starodymov.ru/?p=19090). И вот уже Московская духовная консистория предписывает: вдоль улиц, ведущих от Спасских и Никольских ворот, похороны у приходских церквей прекратить, существующие могилы снести, а надгробные камни использовать в церковном строительстве. Произошло это 2 августа 1748 года. Об использовании могильных камней в интересах строительства:
http://starodymov.ru/?p=10798Впрочем, данное требование поначалу соблюдалось не слишком строго – мало ли что велела императрица, не всё ж тотчас бросаться исполнять… Ограничения на погребение вводились и раньше – при Михаиле Фёдоровиче, при Алексее Михайловиче, при Петре Алексеевиче:
http://starodymov.ru/?p=11138 Однако они быстро забывались, оттеснённые более актуальными на тот момент делами.
Теперь случилось иначе. Вскоре выяснилось, что требование императрицы придётся выполнять.
Новое, «централизованное», кладбище устроили в районе Марьиной рощи, рядом с т.н. «немецким», существовавшем здесь уже давно. Здесь 21 декабря 1750 года и была освящена церковь во имя Лазаря Четверодневного – того самого Лазаря, которого, по преданию, оживил Иисус Христос. Подробнее об этом кладбище:
http://starodymov.ru/?p=11943Москвичи, как утверждает автор книги «Седая старина Москвы» известный историограф Иван Кондратьев (1870-1904), относились к кладбищу «с озлоблением», что, в общем-то, неудивительно, если сделать поправку на предысторию его создания. К слову, Иван Кузьмич, сообщивший нам эти подробности, сам был похоронен на этом же кладбище.
И ещё в развитие темы о кладбищах:
http://starodymov.ru/?p=344260 лет смерти генерал-фельдмаршала Степана АпраксинаОн скончался 6 августа 1758 года во время допроса, будучи под арестом по обвинению в государственной измене.
Однако Степана Фёдоровича навряд ли можно считать изменником – удачливого царедворца, но неопытного военачальника, его, по сути дела, подставили, назначив командующим русской армией, участвовавшей в Семилетней войне:
http://starodymov.ru/?p=24956 Он оказался в сложном положении: Россия действовала против Пруссии по повелению тяжко больной императрицы Елизаветы, в то время как ни для кого не являлось секретом, что наследник престола цесаревич Пётр Фёдорович является восторженным поклонником короля Фридриха. И как при таком раскладе угодить обоим?..
Командующий сколько мог всячески старался тянуть время, не предпринимая активных действий – стремился маневрировать не на полях театра военных действий, а в придворных интригах.
Тем не менее, при Гросс-Егерсдорфе 19 августа 1757 года прусский фельдмаршал Иоганн фон Левальд атаковал русскую армию сам. В результате встречного боя пруссаков разгромили наголову, после чего… русская армия, бросив обозы, двинулась в обратный путь. Немного подробнее о битве:
http://starodymov.ru/?p=25275Выздоровевшая Елизавета при известии о столь непонятных манёврах пришла в негодование и приказала разобраться в причинах «ретирады». Крайним оказался Апраксин…
Вот ведь как устроено: кому-то всю жизнь удаётся лавировать между сильными мира сего, и пользоваться подачками ото всех (ласковое теля двух маток сосёт). Однако история свидетельствует, что чаще попытка усидеть на двух стульях приводит к последствиям плачевным – для этого требуется особый талант, которым, как выяснилось, наш герой не обладал.
250 лет назад вручён первый в России диплом доктора медициныПодготовка отечественных медиков в XVIII веке стала чрезвычайно актуальной задачей. До того служить в России в ранге медика являлось исключительным правом иностранцев, которые вполне закономерно искусственно тормозили обучение россиян своей профессии – чего ж подпускать посторонних к обильной кормушке.
Чтобы исправить положение дел, Екатерина II (в частности, о ней:
http://starodymov.ru/?p=23486) 9 июня 1764 года подписала указ, подготовленный бароном Александром Черкасовым (см.:
http://starodymov.ru/?p=26758), который предусматривал право присваивать звание доктора медицины российской Медицинской коллегией (о ней:
http://starodymov.ru/?p=11366).
Первым реализовать данное право предпринял попытку российский подданный уроженец Финляндии и получивший образование в городке Або Густав Орреус – военный медик Петербургского адмиралтейского госпиталя, удостоенный высочайшей оценки знаменитого полководца и политического деятеля той эпохи Петра Румянцева-Задунайского. Об одном только эпизоде деятельности доктора:
http://starodymov.ru/?p=1055В октябре 1765 года Орреус блестяще выдержал экзамен, однако иноземные врачи так и не выдали конкуренту соответствующий диплом. Потребовалось личное вмешательство императрицы, чтобы 2 августа 1768 года справедливость восторжествовала. Так что «ручное управление» главы государства в частных вопросах – не современная придумка.
200 лет назад умер Иван КулибинЯ уже неоднократно писал о том, что не в силах выявить закономерности, согласно которым происходит посвящение очередного года тому или иному конкретному человеку. Например:
http://starodymov.ru/?p=26028 Ну почему текущий год не посвятить великому инженеру Ивану Кулибину?.. Или хотя бы месяц… Ну хотя бы в его родном Нижнем Новгороде…
Ан нет же!.. И почему?.. Разве что потому, что исполняется юбилей кончины гениального инженера, опередившего своё время, а не его рождения… Будем считать, что так. О последствиях такого невнимания:
http://starodymov.ru/?p=26769Впрочем, это риторика. А вот вопрос более реальный, однако также не имеющий ответа.
Вот кто может ответить на простой, в общем-то, вопрос? Откуда у простого мастерового из семьи мелкого торговца взросло такое гениальное инженерное чутьё?!. Будучи ещё молодым человеком, Иван собственноручно изготовил карманные часы-будильник, да к тому же с несколькими мелодиями и движущимися фигурками. С этого и начала проявляться его гениальность.
Ему повезло – Кулибин стал придворным механиком.
Он разработал проект одноарочного трёхсотметрового моста через Неву; к тому же первым в мире придумал построить макет моста и испытать прочность на модели… Он изобрёл водоход – речное судно с водомётным двигателем, способное двигаться против течения… А также самодвижущийся педальный экипаж, да к тому же с коробкой передач…
Да что там!.. Список изобретений Кулибина просто поражает воображение – он словно смог заглянуть в будущее; подобно великим Леонардо или Роджеру Бэкону (о нём:
http://starodymov.ru/?p=14299)!
Между тем, при дворе Кулибин пользовался популярностью исключительно как создатель фейерверков, да различных хитроумных машин для фокусов. Из множества разработанных им механизмов практически ничего реализовано не было. Шёл «век золотой Екатерины». Ещё немного скепсиса об эпохе её правления:
http://starodymov.ru/?p=311Иван Петрович не слишком соответствовал нормам придворного того времени: он не употреблял спиртного, не курил, не играл в карты… Отличался добродушным нравом и незлобливостью, а также редким умением смешно шутить, не задевая самолюбие собеседника. До глубокой старости занимался изобретательством, живо интересовался успехами других механиков…
В 70 лет женился в третий раз, и от этого брака родилось трое детей.
А ушёл из жизни Иван Кулибин 11 августа 1818 года. И осталось бы имя выдающегося отечественного механика в унылом забвении, если бы его к нему не привлёк внимание Павел Тугой-Свиньин – писатель-славянофил, первый издатель «Отечественных записок», который неутомимо собирал всевозможные редкости, а также сведения о выдающихся соотечественниках. К слову, считается, что идея «Ревизора» у Николая Гоголя родилась под влиянием рассказов Павла Петровича, который немало путешествовал по делам службы.
Приходится повторять вновь и вновь: без Фурманова не было бы Чапаева, без Полевого – Маресьева, без Рускителло – Марко Поло, а без де Фера – Баренца и моря его имени! Об этом же:
http://starodymov.ru/?p=24518160 лет со дня рождения великого князя Константина КонстантиновичаМожно сказать: мало ли великих князей рождалось в XIX веке – добрая сотня наберётся; что ж, о каждом писать? Тем не менее, Константин Константинович всё же заслуживает особого внимания.
Он увидел свет 10 августа 1858 года. Будучи участником Русско-турецкой войны (см.:
http://starodymov.ru/?p=24584), 3 октября 1877 года (в 19 лет!) он лично направил брандер на турецкий корабль и поджёг его, тем самым лишив противника возможности переправлять войска через Дунай в районе Силистрии. Напомню, что на брандеры назначались исключительно добровольцы, а уцелевшие герои становились Георгиевскими кавалерами.
Великий князь и в дальнейшем служил в армии до самой смерти, случившейся в 1915 году.
К тому же он известен как поэт, публиковавший стихи под псевдонимом «К.Р.». В них вельможа пишет о том, что он, «баловень судьбы», понимающий, что «роскошь, злато, власть и сила» исчезнут в могиле, в то время как
«…Песнь моя!.. Пускай прольются звуки
Моих стихов в сердце толпы людской.
Пусть скорбного они врачуют муки
И радуют счастливого душой!...».
Хочется отметить ещё два важных, на мой взгляд, обстоятельства биографии высокородного поэта. Во-первых, Константин Константинович содействовал тому, чтобы умершим рядовым солдатам оказывались при похоронах воинские почести – соответствующий документ появился на свет в 1909 году.
И второе. Идеи, заложенные им в пьесу «Царь Иудейский», впоследствии использовал Михаил Булгаков в своём гениальном романе «Мастер и Маргарита». Немного об этой теме:
http://starodymov.ru/?p=16200120 лет назад Россия выступила с идеей всеобщего и полного разоруженияТот-то ж потешались европейские монархи над наивностью царя Николая Александровича, выступившим со столь утопическим предложением 12 августа 1898 года!
Германский кайзер Вильгельм писал, что нота царя «…ярко освещает возвышенность и чистоту его побуждений… однако на практике это затруднительно. Можно ли представить себе монарха, распускающего полки?». Лондон с инициативой согласился, оговорив, что на английский флот это не распространяется. Резко против выступил военно-промышленный комплекс (весь комплекс военно-промышленных комплексов) практически всех стран…
В общем-то, вполне предсказуемая реакция. Так и остался в истории этот призыв гласом вопиющего наивного человека, разве что в роли библейской пустыни выступало всё человечество, стремительно сползающее к мировой войне.
Ну а чем завершилось, всем известно: к всеобщему общемировому вооружённому столкновению, которое напрочь разрушило политическую всепланетную систему, и унёсло десятки и десятки миллионов жизней. О Первой мировой войне:
http://starodymov.ru/?p=15449Вспоминается эпизод из книги Тура Хейердала (о нём:
http://starodymov.ru/?p=15733) «Фату Хива». Там вождь племени людоедов с острова, название которого вынесено в название книги, недоумевает: зачем убивать столько людей, и не пожирать их, а просто закапывать в землю… С точки зрения дикаря, это нерационально. А вот с точки зрения человека цивилизованного – вполне вроде как нормально.
И как тут понять человека?.. Ещё немного на эту же тему:
http://starodymov.ru/?p=51650 лет назад введены войска в ЧехословакиюЭто знаменовало собой окончание т.н. «Пражской весны».
О событиях весны-лета 1968 года сейчас широко известно, и каждый может иметь по этому поводу своё мнение. Даже больше того: большинство из нас, людей старшего поколения, свою точку зрения о них в значительной степени подкорректировало. Книга о тех событиях:
http://starodymov.ru/?p=842 Потому – предельно кратко. В начале 1968 года в Чехословакии сменилось руководство страны и партии (а в те времена это была двуединая данность). И новопришлые предприняли попытки начать реформы, которые не вписывались в нормы, принятые в те времена для стран социалистического содружества. А именно: предполагалась отмена цензуры, введение свободы слова и свободу собраний, свободный выезд за границу и некоторые другие преобразования, которые принято называть демократическими. Лидером реформаторов стал Александр Дубчек.
В среде социалистических государств в связи с этим наметился раскол; впрочем, правильнее сказать, что раскол углубился. Так, Иосип Броз Тито и Николае Чаушеску поддержали Дубчека. (Мрачный сарказм: Чаушеску казнили в 1989-м, по сути, те же силы, в поддержку которых он ратовал в 1968-м)… Нет сомнения и в том, что реформаторы пользовались и покровительством вполне определённых антисоветских сил Запада.
Заручившись такой поддержкой, (впрочем, сильно преувеличивая её), руководство Чехословакии уже не вняло убеждениям руководства Советского Союза и других стран Восточной Европы.
Однако, как то нередко случается, идеологический джинн, выпущенный из бутылки, оказался опасным и для своего освободителя. Прозападные силы набирали силу, и команда Дубчека, по сути, стремительно утрачивала контроль над ситуацией. Почувствовав опасность, группа высших партийных функционеров Чехословакии (если точно – 19 человек), в числе которых и сам Александр Дубчек, обратились к советскому руководству за помощью…
Леонид Ильич Брежнев долго не решался принять решение о вводе войск в страну, расположенную в самом центре Европы. Однако «ястребы» его убедили в необходимости этого шага равно как двумя десятилетиями позже нашего, в общем-то, миролюбивого лидера убедят ввести войска в Афганистан; немного об этом:
http://starodymov.ru/?p=13450И вот в ночь с 20 на 21 августа 1968 года по команде «Влтава-666» воинские контингенты пяти стран (СССР, Польша, ГДР, Венгрия, Болгария – в общей сложности триста тысяч человек при семи тысячах танков) пересекли границу ЧССР – началась операция «Дунай». Одновременно советские десантники высадились в пражском аэропорту и взяли под контроль ключевые точки: правительственные здания, почту, мосты…
Повторюсь: о событиях тех дней можно говорить много. Но ограничусь лишь приведённой констатацией факта. Прозападные демократические силы Чехословакии попытались провести преобразования, время которых наступит ещё только через четверть века. Эту попытку пресекли. А уж трактовать эти факты сегодня каждый волен самостоятельно».
От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:- Друзья, товарищи, единомышленники, по просьбе Александра Николаевича Мельникова (Афган, полтинник – декабрь 1979 г.) сообщаю вам хорошую, радостную весть: 2 августа с.г. будет открыт памятник Герою России, легендарному сыну легендарного Десантного Бати – Александру Васильевичу Маргелову! Место и время начала мероприятия: Москва, Новодевичье кладбище, 2 августа, 14.00. Семья и близкие будут рады, если вы в день 88-й годовщины ВДВ станете участниками этого уникального события, не забудьте заранее купить красные гвоздики (в этот день может быть дефицит)…
«АВГУСТ-2018: ОБОЗРЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЮБИЛЕЙНЫХ ДАТ
Как-то сложилось, что в данном обзоре будут преобладать минорные тона. Слово «умер» читающий встретит куда чаще, чем «родился».
Но для начала напомню исходный тезис, который приходится регулярно повторять, дабы предотвратить неверные трактовки предлагаемого текста. В ежемесячные обзоры юбилейных литературных дат включаются имена только тех авторов, информация о которых отражена на страницах сайта
www.calend.ru, сведениями с которого я регулярно пользуюсь. И второе: освещаются только полностью «круглые» даты, оканчивающиеся на «ноль», и исключаются оканчивающиеся на «пять». Об этом же:
http://starodymov.ru/?p=27360И ещё одна предварительная реплика. 1 августа празднуется ежегодный День азербайджанского языка и литературы. Хочется напомнить, что в этом году представитель именно этой страны стал победителем Литературного фестиваля ЛИФФт, о котором я рассказывал:
http://starodymov.ru/?p=27549 Ну а теперь – поехали, по основным датам.
Третьего августа исполняется десять лет, как из жизни ушёл Александр Солженицын.
Никогда не считал нужным скрывать, что слава и почести, доставшиеся этому литератору – что при жизни, что посмертно – считаю чрезвычайно завышенными. Реплика по этому поводу:
http://starodymov.ru/?p=25762 Как писатель, на мой взгляд, Александр Исаевич довольно посредствен – можно привести много литераторов его поколения, творчество которых ценю намного выше. Тут ведь критерий только один: хочется перечитать произведение или нет; Солженицына перечитывать не тянет, от них в душе остаётся послевкусие гнильцы.
Единственное произведение, которое, опять же, на мой личный взгляд, можно выделить в лучшую сторону, это «Один день Ивана Денисовича», в котором замечательно показан характер, натура человека, его способность подладиться к условиям жизни «на зоне» Сталинской эпохи.
Что касается его политической, а точнее гражданской смелости, то тут, как говорится, что есть, то есть. Выступать против Системы – всегда поступок, даже если к самому «выступанту» относишься с негативом. Правда, заметим промежду прочим, что смелость проявилась у Солженицына когда, по большому счёту, за неё уже не расстреливали…
Нет-нет, я ни в коем случае не посягаю на этот фетиш антисоветской демократической идеи. Смелость бесспорно имела место. Литературные дарования – сомнительны.
Ну а Нобелевская премия, это, ни для кого не секрет, не больше чем политическое решение против, опять же, нашей страны:
http://starodymov.ru/?p=216Итог. Александр Солженицын – несомненное явление в отечественной, а в значительной степени и в общемировой политизированной литературе. Жизнь его вполне можно считать успешной. А сегодня его произведения даже в школе изучают – и ладно бы ещё на уроках истории, так ведь литературы!..
Но об отрыве идеологии от реальной оценки людей ли, творчества ли, которые выставляет народ, говорить много нет нужды. Это общеизвестный факт.
Не менее сомнительна и следующая личность, попавшая в данный обзор. Это пресловутая Лиля Брик, представленная на названном выше сайте как российский литератор. 4 августа исполняется сорок лет, как она ушла из жизни. Читать ничего из её произведений – не читал. О роли, которую она сыграла в жизни и судьбе Владимира Маяковского, говорят и спорят очень много, и это не входит в круг литературного обозрения. Право, не считаю нужным в этот вопрос углубляться. Просто констатируем: начало месяца ознаменовано датами, когда ушли из жизни два литератора, оставившие в истории сомнительный след. Зато по отношению к следующему человеку, юбилей которого приходится на 8 августа, особых вопросов нет. То есть, как это нет… Есть, конечно – у каждого, вполне естественно, есть пятна в биографии, которые хотелось бы вымарать; только у простого человека они менее заметны, а у известного выпячиваются исследователями, особенно после кончины…Только речь сейчас не о сомнительных эпизодах, которые никто не отрицает, а о грандиозном вкладе в отечественную культуру. 8 августа (хотя встречается и 5 августа) 1898 года родился Василий Лебедев-Кумач. Признаться, я всегда считал, что Кумач – это творческий псевдоним в духе времени, однако при подготовке данного обзора с некоторым удивлением узнал, что Василий Иванович и в самом деле по отцу Кумач, а по матери – Лебедев. Что касается его творчества, то тут, на мой взгляд, двух мнений быть не может: его «Священная война», «Москва майская», марш «Весёлых ребят», «Широка страна моя родная…» – это подлинные шедевры нашей песенной культуры.
Поэта обвиняли в плагиате. Не знаю, не эксперт. Думаю, что тут речь только в терминологии. Быть может, он и в самом деле что-то заимствовал у других, менее маститых поэтов строки, строфы или рифмы… Так ведь это дело очень распространённое, и не только в поэзии:
http://starodymov.ru/?p=15320 И потом, заслуженную славу ему принесло всё необъятное творчество в целом…
А если коротко, Василий Иванович Лебедев-Кумач – замечательный поэт-песенник, произведения которого стали поистине символом эпохи. Вернее, парадной, бравурной, показной стороны советской действительности 30-40-х годов.
Ровно два столетия назад ушёл из жизни Николай Новиков (в фамилии ударение на последний слог) – совершенно несправедливо малоизвестный нынче издатель и общественный деятель. Как-то очень уж судьба оказалась к Николаю Ивановичу немилостивой.
Впрочем, поначалу Фортуна в лице Екатерины Великой (о ней немного:
http://starodymov.ru/?p=311) к нему вроде как благоволила. Николай Новиков входил в число избранных дворян, которые работали над Новым Уложением императрицы – и с тех пор стал лично известен царице.
Он издавал сатирический журнал «Трутень», а затем несколько других, в которых обличались порядки в государстве, в первую очередь связанные с крепостным правом. На этом поприще он сотрудничал с Иваном Тургеневым, Александром Радищевым (см.:
http://starodymov.ru/?p=25589) и другими известными авторами той поры.
Николай Иванович боролся против низкопоклонства значительной части российского общества перед иностранщиной. Именно он начал издавать письменные памятники отечественной истории, в том числе знаменитую «Древнюю Русскую Вивлиофику», «Древнюю Российскую Идрографию» (названия которых, впрочем, тоже не так чтобы очень уж славянские), а также знаменитейшую «Бархатную книгу», которая по сей день остаётся ценнейшим источником для изучения биографий родовитого дворянства.
Николай Иванович являлся видным отечественным масоном. О деятельности этих структур много говорить не стану – специально изучением предмета не занимался, и о том, чем реально занимались масоны, могу судить из источников, которые заметно противоречат друг другу.
Однако факт состоит в том, что когда Екатерина запретила деятельность масонов, все руководители ложи понесли весьма щадящее наказание, и едва ли не один лишь Новиков оказался в заточении в Шлиссельбургской крепости (см.:
http://starodymov.ru/?p=19291), где провёл несколько лет. За что?.. Существуют только догадки; например, за связь с царевичем Павлом Петровичем:
http://starodymov.ru/?p=26933Павел Петрович и освободил его. Вот как описывает эти события московский губернатор той поры Фёдор Ростопчин, на книгу которого «Ах, французы!» я неоднократно уже ссылался и, например,
http://starodymov.ru/?p=25582:
«Это мартинистское общество образовалось в 1780 году. Некто Шварц, профессор немецкого происхождения, положил первые ему основания и не замедлил приобрести многих прозелитов. После его смерти некий г. Новиков, ген.- майор в отставке, человек умный, образованный, но совершенно расстроенный в своих делах, сделался главою секты. Он увеличил число посвященных, расширил свои связи, купил большой дом, где поместил; типографию для печатания книг мистического содержания, написанных на русском языке или переводных. Он избрал нескольких студентов университета, чтобы сделать их прозёлитами, и послал их на счет общества кончать образование в чужих краях. Историограф Карамзин, бывший тогда еще очень молодым человеком, находился в их числе; но по возвращении оттуда он по благоразумию и вследствие своих романических наклонностей отрешился от этого общества, где очень на него за то негодовали. На общество мартинистов не обращали большого внимания, так как они отличались от других лишь раздачей милостыни и делами милосердия, что вместо подозрения навлекало на них благословение и уважение. Но одно из писем известного Вейсгаупта, не знаю каким случаем, дошло до императрицы Екатерины. Оно адресовано было на имя Новикова и заключало в себе несколько фраз, смысл коих был скрыт. Так как планы и цели иллюмината Вейсгаупта стали уже в то время известны, то письмо это возбудило тревогу и заставило прибегнуть к мерам строгости. Послали приказ тогдашнему московскому ген.-губернатору кн. Прозоровскому [см. о нём: http://starodymov.ru/?p=17005 ]. Соглано смыслу этого приказа, один из советников правления отправлен был, при конвое, в деревню Новикова для того, чтобы арестовать его, привезти в Москву и забрать все его бумаги. Советнику не стоило никакого труда исполнить данное ему поручение. Приехав в полночь, он нашел Новикова в кругу нескольких молодых людей, с почтением слушавших его слова. Перед отъездом своим он давал им наставления, как вести себя, и оставил их, обливаясь слезами. Так как он не хотел давать кн. Прозоровскому никаких объяснений, то был отправлен в Петербург и заключен в Шлиссельбургскую крепость, где оставался до восшествия на престол Павла I».
Что ещё?.. Николай Новиков организовал два училища для мальчиков, которые существовали несколько лет, пока на их отца-основателя не обрушилась очередная волна проблем.
Он издавал книги для бедных, спасал людей от голода, строил для бедняков дома… А в результате оказался в заточении и разорился. И умер в нищете… Случилось это ровно два столетия назад, 12 августа 1818 года. В общем – не судьба, а основа для трагедии пера Шекспира.
В то же число, только десятью годами позже, а именно в 1828 году, умерла Арина Родионовна, самая знаменитая няня нашего Отечества (за исключением, разве что, киношной Мэри Поппинс). Ещё о ней:
http://starodymov.ru/?p=26723 Конечно, Пушкин – это гений. Однако гений произрастает на конкретной почве. Именно духовный мир Арины Родионовны стал той питательной средой, из которой напитался врождённый талант «нашего всё»:
http://starodymov.ru/?p=5247Во время круиза один из экскурсоводов рассказывала, что Арина Родионовна по национальности происходила из какого-то народа Карелии. На мой взгляд этот факт не имеет абсолютно никакого значения. Главное, что эти два человека – потомки расово, этнически и культурно несоединимых, казалось бы, народов (где негроиды – и где угро-финны!) – стали основоположниками современной русской литературы. Это ли не образчик того, насколько наша культурная среда является открытой для всякого сущего в мире языка!
Спасибо Вам, нянюшка, спасибо сквозь две сотни лет!
Следующий юбиляр. 220 лет назад, 17 августа 1798 года, родился Антон Дельвиг, ставший со временем замечательным поэтом. Он происходил из остзейских немцев, однако настолько обрусел, что свои патриотические стихи (например, «На взятие Парижа») подписывал «Русский».
К слову, отец его, тоже Антон Антонович, ранее боевой генерал, а теперь служивший в Отдельном корпусе внутренней стражи (об ОКВС:
http://starodymov.ru/?p=24543), умер почти день в день с Ариной Родионовной – об этом факте можно было бы не упоминать, если бы случайность не свела их рядом в данном обзоре.
Характерными чертами натуры поэта Дельвига можно считать чрезвычайное обаяние, а также обаятельную лень. Забавно, но некоторое время он работал под руководством Ивана Крылова, нашего знаменитейшего баснописца, о котором можно сказать те же слова.
http://starodymov.ru/?p=16187Когда Антон Дельвиг умер (от тифа, в 32 года), Александр Пушкин назвал его «лучшим из нас».
К стародавним поэтам у нас отношение нередко прохладное – мы знаем несколько имён, которые на слуху, а об остальных «что-то слышали». Между тем, по меньшей мере одну из песен на слова Антона Дельвига знают абсолютно все люди, говорящие по-русски. Это «Соловей»!..
К слову, именно Антон Дельвиг первым начал издавать «Литературную газету» – издание, понятно, к нынешнему никакого отношения не имеющему, однако ж вот почему бы и не заострить внимание читателей на этом факте?..
Того же 17 августа, только 1768 года, т.е. 250 лет назад, ушёл из жизни Василий Тредиаковский. Судьба и посмертная популярность Василия Кирилловича изобиловали непростыми поворотами, однако ж место в пантеоне российской литературы он занимает прочно и вполне по заслугам. Достаточно сказать, что именно он разделил в русской словесности сами понятия «проза» и «поэзия», и ввёл их в сознание общества – вы оцените, насколько недавно это произошло.
Однако заслуги Василия Тредиаковского перед российской культурой этим не ограничиваются. Он был поэтом и переводчиком… Однако современники его дар и вклад в литературоведение не оценили, в частности, даже Михаил Ломоносов. А уж он-то подлинный гений:
http://starodymov.ru/?p=27348 Только потом, постепенно, потомки осознавали, каким творческим титаном он был. Александр Пушкин (например:
http://starodymov.ru/?p=25620), Николай Чернышевский (см.:
http://starodymov.ru/?p=27360), Николай Гнедич, Василий Жуковский (см.:
http://starodymov.ru/?p=11794) давали творчеству своего предшественника высокую оценку.
Одиннадцать десятилетий назад, 22 августа 1908 года родился писатель, известный под псевдонимом «Л. Пантелеев». Что, неизвестный?.. Но главное его произведение прекрасно известно всем: это «Республика ШКИД». Я недавно писал об этом литераторе, и просто отсылаю к предыдущей публикации:
http://starodymov.ru/?p=25127И снова дата смерти. 80 лет назад, 25 августа 1938 года ушёл из жизни Александр Куприн. Замечательный писатель, я с детства любил его произведения:
http://starodymov.ru/?p=22010Ну и ещё одна траурная дата, и вновь связанная с эмиграцией. 26 августа 1958 года во Франции умер Георгий Иванов, поэт, которого считают одном из самых талантливых литераторов среди выехавших из Советского Союза – это случилось в 1922 году.
На зарубежных авторах в этот раз останавливаться не стану. Только один факт. Шотландский поэт Джеймс Томсон, умерший 27 августа 1748 года, стал автором всемирно известного гимна «Правь, Британия, морями!». А на основе его же поэмы «Времена года» Йозеф Гайдн написал свою знаменитейшую ораторию. Отрывки из неё, в частности, регулярно исполняют музыканты на теплоходах фирмы «ВодоходЪ» – например:
http://starodymov.ru/?p=27501АВГУСТ-2018: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЮБИЛЕИ1 августа – День азербайджанского алфавита и языка
3 августа 2008 года – умер Александр Солженицын, русский писатель, Нобелевский лауреат.
4 августа 1978 года – умерла Лиля Брик, российский литератор.
5 августа 1898 года – родился Василий Лебедев-Кумач, советский поэт-песенник.
9 августа 1848 года – умер Фредерик Марриет, английский писатель.
12 августа 1818 года – умер Николай Новиков, знаменитый издатель.
12 августа 1828 года – умерла Арина Родионовна, няня Пушкина.
17 августа 1798 года – родился Антон Дельвиг, русский поэт.
17 августа 1768 года – умер Василий Тредиаковский, русский писатель.
18 августа 1958 года – опубликован роман Владимира Набокова «Лолита».
22 августа 1908 года – родился Л. Пантелеев, советский писатель.
25 августа 1938 года – умер Александр Куприн, русский писатель.
26 августа 1958 года – умер Георгий Иванов, русский писатель и переводчик.
27 августа 1748 года – умер Джеймс Томсон, шотландский поэт».
От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:- Друзья мои, всем доброго дня!
Вы знаете, что я абы за кого просить не стал бы. А тут – прошу поддержать моего доброго товарища. Он делает хорошее и благое дело – популяризирует историю Отечества.
Прошу проголосовать для него. Это просто – даже регистрация не требуется. Для каждого из нас – 30 секунд, а человеку поможем: историк из Омска Дмитрий Петин вышел в финал региональной премии «Народный герой» (номинация Интеллект). Итоги будут определены голосованием на сайте конкурса до 20 августа. Голосование бесплатное, без регистрации, один голос с одного IP-адреса, под фото на странице сайта конкурса – кнопка «Голосоват» желающие поддержать могут перейти по ссылке:
http://омск.народныйгерой.рф/heroes/13-intellekt/1098/От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА: «На сайте «День литературы» опубликована моя книга «Не рассказывай мне страшного!»: http://starodymov.ru/?p=27647 Кому интересно, взгляните. Кому нет – прошу извинить за навязчивость!».«МОНАСТЫРЬ, НАВЕВАЮЩИЙ ТОСКУ
Давно хотелось мне побывать в Горицком Воскресенском женском монастыре. Наверное, у каждого человека, который увлечён историей, есть какие-то места, в которые его влечёт некогда читанное, куда неоднократно мысленнообращался… У меня таких мест несколько – Горицы в числе первых.
Видел сколько раз, проплывал мимо… А вот побывать – не доводилось.
Я об этой обители рассказывал неоднократно. В частности, писал, что на его базе следовало бы создать Музей бабьего горя. Сколько здесь замаливало грехи, свои, а нередко и чужие, монахинь поневоле – насильно постриженных цариц, княгинь, вдовиц и отставных жён, да просто женщин, кому-то неугодных! Сколько слёз тут пролито, сколько горя сюда привнесено!.. Уж не говоря уже о том, что и сколько-то преступлений совершено… Об этом:
http://starodymov.ru/?p=25255В общем, много читал я об этой обители, много писал.
А вот побывать не доводилось ни разу.
Друзья мои! Конечно же, я не знаю, кто и по каким критериям определяет маршруты туристических поездок для останавливающихся у причалов круизных лайнеров. Кто персонально, и где, на каком уровне, в каком ведомстве выводит аксиому, что вот этот монастырь достоин лицезрения праздным оком заезжего верхогляда (он же – носитель толстого бумажника, готовый потратиться на зрелища), а вот этот – нет. Сколько поблизости от пунктов, где останавливаются теплоходы, располагается обителей и исторических храмов, а в списки посещений внесены лишь некоторые. Кто это определяет?.. Например, ещё о том же:
http://starodymov.ru/?p=26896Впрочем, можно ведь взглянуть на ситуацию и с другой стороны… Кто определяет, какую обитель можно отдать на огляд зевакам, а какую следует оберегать от мирской суетности?..
В идеале, монастырь и турист – понятия несовместимые. Но то – в идеале. А в реальности?
Ведь что есть турист для монашеской обители?.. С одной стороны – источник не слишком хлопотного дохода. Но с другой – источник многих соблазнов и искушений: того же стяжательства, например…
Как ни говори, а монастырь как таковой требует вроде как уединённости, отгорожённости от суетного мира. Но с другой стороны, и средства ему тоже нужны – прошли времена, когда обители кормились исключительно плодами трудов своих. Как совместить эти взаимоисключающие данности? Ещё о том же:
http://starodymov.ru/?p=25546И где та грань, до которой монастырская братия трудится для удовлетворения насущных нужд, а с какого момента доходы начинают застить очи?..
Скажем, десять лет на Валааме по дорогам ходить можно было свободно; а теперь – только успевай уворачиваться от иномарочных джипов… О том же:
http://starodymov.ru/?p=25418 Вот и думай, на что идут приношения туристов и богомольцев!.. Не станем же лукавить: монастырь на архипелаге – основной источник доходов!..
Отвлёкся, как обычно… Вернёмся от абстрактных рассуждений к вполне конкретному географическому объекту. А именно на соответствующий участок берега реки Шексна.
К прибытию теплоходов, причаливающих к пристани Горицы, на площадку у рыночка подают автобусы. И они везут туристов в мужской Кирилло-Белозерский монастырь (см.:
http://starodymov.ru/?p=10798), что в нескольких километрах в стороне, на берегу Сиверского озера. А Воскресенский остаётся в стороне, хотя вот он – рукой подать, открывается с борта теплохода во всей красе…
И вот в этот раз решили мы с супругой отделиться от основной группы и пройтись до Воскресенского монастыря пешком.
Путь пролегал через село Горицы.
Напомню, что ударение в названии следует ставить на второй слог – «горИцами» в этих краях, которое именуется, к слову, Пошехонье, называют высокие холмы, которые подступают к берегу с востока. Хотя, если исходить из посыла, с которого я начал данный фрагмент своих записок, и в названии ГОрицы тоже имеется резон – сколько безнадёжного горя видела эта округа.
Село нынче богатое, можно сказать, зажиточное…
Хотя вот что меня удивляет в нынешних русских сёлах: почему нигде нет живности? Нигде не увидишь ни курочки-уточки, ни коровки-овечки… Ни хотя бы пса на цепи во дворе… Ну ведь всё иначе было в дни моей молодости, было же!.. О том же:
http://starodymov.ru/?p=26970Ох, изменился менталитет русского селянина!.. Почему на Украине (см.:
http://starodymov.ru/?p=27700) или в той же Белоруссии сёла и прилежащие к сёлам поля выглядят иначе, они обихожены и радуют глаз возделанностью своей?.. Только ли в климате и почве тут дело, как мне разъяснял недавно один товарищ?.. Ведь наши предки выращивали тут урожаи, пусть не слишком богатые, но ведь сами на протяжении веков кормили себя…
Ладно, я ж не говорю о промышленном производстве зерновых или бобовых. Но собственный-то огород!.. Или тех же кур держать – на них-то климат каким боком сказывается?.. Корма нынче дорогие, свою живность держать невыгодно?.. Это может быть. Но тогда мы выходим на иной уровень: не так климат природный повинен в изменении менталитета нашего селянина, как климат политико-экономический, когда курочку держать в селе не по карману… Ещё немного о том же:
http://starodymov.ru/?p=23977 Эк меня занесло!.. Вернусь на землю. Уже второй раз на протяжении одной публикации пытаюсь это сделать.
…Сколько мы проплывали раньше мимо Воскресенской обители, столько на её территории шёл ремонт. Вернее, слово «шёл» предполагает какое-то движение; мы же видели картину ремонта скорее статичную, видимую…
Когда в этот раз мы попали на территорию обители, увидели, что конца-края процессу реставрации не предвидится. С одной стороны, по всей территории монастыря, и в первую очередь, в храме, видно, что идёт (простите за повтор) ремонт. Но с другой стороны, ни самых строителей-ремонтников нигде не видать, ни следов того, что они только что отошли покурить, тоже не наблюдается.
Опять же, я уже затрагивал этот вопрос.
А как распределяются средства, которые зарабатывают те или иные церковные объекты? Они поступают в общий котёл, и потом распределяются между нуждающимися, или же что хапнул – то твоё (уж простите за прямоту?.. Ещё немного о том же:
http://starodymov.ru/?p=19090От причала Горицы туристский поток направляется в другой монастырь, который богатеет на пенках с этого потока; а сюда, в монастырь, который оказался обочь этого потока, ничего не перепадает?..
Оно понятно, что монастырь женский, и своими силами ремонт потянуть не сможет…
Хотя… Почему ж понятно?.. Что не знаем мы женщин в русских селениях, которым любые задачи по плечу, а уж ремонт, так и вовсе?.. Тут, по всей видимости, не тот вариант. О современных женщинах-инокинях:
http://starodymov.ru/?p=19731Ну да и не моё это дело. Жалко только, что обитель, имеющая столь древнюю историю, самим провидением, казалось бы, расположенная в удобном для посещения месте, достойная более заинтересованного внимания любителей истории, предстаёт в столь запущенном состоянии.
…Вместе с нами на территорию монастыря припожаловала иностранная группа – немцы. И мне, как положено русскому человеку, стало неловко перед германцами: выглядеть перед гостями хорошо – это ж чисто наше, отечественное стремление. Немного о том же:
http://starodymov.ru/?p=25736К слову, насколько мне помнится, прибыли граждане Дойчланда на теплоходе «Кронштадт»:
http://starodymov.ru/?p=10639 Как нам стало известно, это судно полностью переоборудовали под интуриста. Любим мы пыль в глаза пустить – да и умеем!..
Про собственно монастырь – что тут расскажешь?..
Территория монастыря, в общем-то, не такая маленькая. Однако монахинь в нём проживает не так много – по официальным данным, от 10 до 20.
Так что не удивительно, что я нигде не встретил я ни одной монахини – наверное, где-то заняты были, или служба шла, не знаю.
Единственно, в монастырской лавке на входе сидела инокиня, как бы сказать помягче, весьма преклонных лет. Она пыталась читать, судя по виду, что-то из Священного Писания, однако у неё это не получалось: постоянно отвлекали входившие туристы. А когда немцы с присущей им бесцеремонностью направились по лесенке на второй этаж, куда ходить праздным зевакам не полагается, заполошно сорвалась с места и с приговорами, далёкими от благости, тяжело засеменила к лестнице – согнать пришельцев.
…Убого, и мне было искренне неловко за эту убогость…
Войдя в Воскресенский храм на территории монастыря, я попытался поговорить с девушками, которые продавали свечи и брошюры, об истории обители. И оказалось, что ничего они о её прошлом не знают. Порекомендовали купить брошюру – там, мол, всё написано…
Купил, и в самом деле, познавательная книжица. Только почему вы сами её не прочитали, девы?.. Я, человек мирской, и в Горицы волею «Водохода» занесённый, хоть что-то знаю о монастыре – ну а вам-то, обосновавшимся тут, казалось бы, сам Бог велел! Так ведь нет… Ещё немного на схожую тему:
http://starodymov.ru/?p=25349Грустно. Удивительно, но люди, вроде как верующие (что истинно, что поверхностно), нередко считают, что вера в знаниях не нуждается… Оно вроде как и в самом деле, зачем труднице, торгующей свечами, знать о том, кто в прошлом обитал в этих стенах?.. Только как-то не моя это логика…
…Я бродил по территории, смотрел на могилы, прошёл через ворота, выходящие на Шексну… И представлял: вот по этим самым камням, под этой аркой, по этим ступеням ступали и Ефросинья Старицкая, и Мария Нагая, и Анна Колтовская, и Ксения Годунова… Через эти ворота выносили тела удушенных по приказу Ивана Грозного (моё о нём видение см.:
http://starodymov.ru/?p=795) монахинь, чтобы утопить в проруби… Вспоминал историю, как строили вот эту тёплую церковь и трапезную… А вот эти стены не смогли защитить инокинь в далёком 1612 году, когда оккупанты дочиста разграбили обитель, осквернили храмы, а тех, кто пытался сопротивляться насилию, безжалостно уничтожали…
Представлял, как по этой водной глади к монастырской пристани причаливали лодии, которые доставляли сюда новых несчастных… Как увозили отсюда мою любимицу несчастную Ксюшу Годунову на срамные утехи Лжедмитрию II и приспешникам… И как отправлялся отсюда же в столицу освобождённый от ссылки царём Фёдором Алексеевичем (см.:
http://starodymov.ru/?p=24584) престарелый Никон (см.:
http://starodymov.ru/?p=25141) – как оказалось, отправлялся в последний путь, так как скончался он в дороге…
А потом отряхивал эти грёзы, видел окружающую действительность, и понимал: нет, нескоро откроется тут тот самый Музей.
С этим грустным осознанием действительности я и покинул обитель.
А вот всего несколько имён инокинь, которым довелось коротать свой век в этих стенах.
Уже упоминавшаяся Ефросинья Старицкая. Вместе с ней – княгиня Иулиания Полоцкая. Их казнили по приказу Ивана Грозного вместе с игуменьей и ещё одной инокиней. Немного о том убийстве:
http://starodymov.ru/?p=19142Анна Колтовская.
Мария Нагая:
http://starodymov.ru/?p=18784Пелагея Соловая, невестка Ивана Грозного, вдова его сына Ивана.
Ирина Мстиславская – жертва происков Бориса Годунова.
Ксения Годунова:
http://starodymov.ru/?p=9865Марфа Черкасская, которая взяла на себя опеку над малолетним племянником Михаилом Романовым (немного о нём:
http://starodymov.ru/?p=23486), родителей которого вынудили принять монашеский постриг и разослали в дальние обители. Немного о Филарете:
http://starodymov.ru/?p=26728Екатерина Долгорукая, невеста юного Петра II:
http://starodymov.ru/?p=16611Мария Воротынская, вдова Ивана Михайловича, члена Семибоярщины… К слову, замученный собственноручно Иваном Грозным Михаил Воротынский, создатель российской пограничной стражи (см.:
http://starodymov.ru/?p=27153) и свёкор Марии, похоронен на территории расположенного поблизости Кирилло-Белозерского монастыря.
И другие. Список можно продолжать и продолжать.
В общем, с грустным чувством я покидал Горицы».
«
СКОЛЬКО ЦАРСКИХ ТИТУЛОВ В РОССИИ?
Язвительная реплика в адрес информационного подразделения администрации подмосковного наукограда Реутова
К написанию текстов я стараюсь подходить максимально ответственно. Однако признаю, что получается это не всегда, случаются и проколы – аз есмь человек (см. комментарии:
http://starodymov.ru/?p=27705). Да и опять же: текст тексту – две большие разницы! Одно дело – набросать небольшую репличку для интернета, другое – сотворить серьёзную книгу, и уж вовсе третье – подготовить компактный официальный текст, который должен доносить до читателей некую важную информацию.
Между тем, так считают не все. Всё чаще на самых разных площадках встречаются тексты, вроде как претендующие на истину, однако ж, преизрядно далёкие от таковой. По всей видимости, подготовкой их занимаются юные созданья ЕГЭшного поколения, которые выуживают информацию из интернета, и при этом не привыкли задумываться над тем, что даже из готовых блоков текст нужно склеивать с умом…
Об этом думал я, увидев информационный щит на автобусной остановке подмосковного Реутово. Несмотря на то, что оказался там с внуком, (см.:
http://starodymov.ru/?p=27768) на подобное произведение щитового искусства внимание обратил, и даже сфотографировал. Ну право, не смог удержаться, коль авторы умудрились на таком пятачке текста уместить столько сомнительных тезисов… Между прочим, напомню: Реутов имеет официальный статус наукограда!.. Казалось бы, уж тут-то должны стремиться с точности формулировок. Итак… Текст на стенде утверждает, что на гербе бояр Романовых изображён гриф, который держит меч и тарч. По всей видимости, авторы опирались на взятый в Википедии текст середины XIX столетия… Там и в самом деле содержатся именно приведённые слова. Только ведь, друзья мои, язык, как и любое живое существо, имеет свойство развиваться; за два века, пусть и неполных, в значении ряда слов произошли некоторые изменения… Соответственно, приводить стародавние тексты не мешало бы с поправкой на нынешние их трактовки. Тем более, на реутовском информационном щите описание герба приведено без кавычек, значит, фраза подаётся не как цитата, а как оригинальный авторский текст. Но тогда и подавно следовало бы его адаптировать!..
Помните ставшую нарицательной Стрекозу, которая лето красное пропела?.. Скажите, где вы видели поющих стрекоз?.. Между тем, объяснение этой кажущейся несуразице – самое простое. Героиня басни увидела свет примерно в то же время, как и описание герба Романовых, приведённое выше. Так вот, во времена Крылова:
http://starodymov.ru/?p=16187) стрекозами называли насекомых, которых мы именуем кузнечиками. Вот они-то и в самом деле петь умеют, да ещё как!.. Вспомним также, что сюжет Иван Андреевич заимствовал у Лафонтена («Цикада и Муравей») (немного о нём:
http://starodymov.ru/?p=24974), который, в свою очередь, воспользовался идеей великого Эзопа…
Так и в нашем случае.
Сегодня гриф – это птица-стервятник. А то, что мы видим на гербе, ныне называется грифон – мифическое, а точнее, геральдическое, существо с телом льва, головой иногда льва же, а то и орла, с острыми большими когтями и с крыльями, белыми или золотыми! То есть, как ни крути, а грифон – животное, пусть и крылатое!.. А на стенде написано, что птица!..
У нормального человека, который видит животное, а читает, что это птица, по меньшей мере возникнут вопросы… Проводя аналогию с рекомендацией Козьмы Пруткова (чуточку о нём:
http://starodymov.ru/?p=26723), вспомним бессмертное «Не верь глазам своим!..»
Далее – тарч (или торч, правомочны обе формы слова). Что это такое?.. Ну право, для простого пассажира, который лениво просматривает текст в ожидании своего автобуса, можно было бы написать попросту, что эта непонятная животина, о которой написано, что это птица, держит меч и щит. И это никого не вводило бы в заблуждение. Потому что тарч – это и есть щит, только имеющий посередине вытянутый вперёд железный нарукавник и торчащий клинок.
Тарч – деталь облачения ратника, одновременно оборонительная и атакующая, неудобная в практическом применении, и потому, очень мягко говоря, никогда не имела широкого распространения, применялась, как считается, разве что при обороне крепостных стен.
Хотя тут – ещё ладно, в конце концов, авторы текста, если формально посмотреть, не отошли от истины.
А вот дальше…
«Боярский род Романовых дал истории одну из самых известных королевских династий…».
А что, разве Романовы были королями?.. Романовы были царями! А царь и король – понятия хоть и близкие, а всё ж таки не тождественные!.. Написали бы, «монарших династий» – никаких вопросов не возникало бы! Но на «королей» цари могли бы и обидеться!
Далее. «Хотя царский род прервался, Романовы и по сей день существуют»… Позвольте, а где логическая связка между этими посылами?.. Род прервался – Романовы существуют… Два абсолютно не связанных между собой утверждения. Я тоже знаю несколько Романовых, но причём тут царский род?.. В огороде бузина – а в Киеве дядька!
…Ну а дальше – и вовсе перл! Честное слово, если бы не эта завершающая фраза, я бы и не стал тратить время на данную реплику.
На стенде написано, что среди этих потомков данного конкретного рода Романовых «около 200 человек имеют царские титулы»!..
Дорогие ЕГЭшата! Переведите на понятный русский язык, что означает данное утверждение!..
Это что, в мире насчитывается две сотни российских царей?.. Или под «царскими титулами» вы подразумеваете нечто другое?..
Давайте определимся! Царский титул – это штучный товар, его во множественном числе использовать как-то не пристало.
Соответственно, и царь может в царстве существовать только в единственном экземпляре. Конечно, наша история имела прецеденты соправления двух монархов, однако это всё же исключения, да и то весьма непродолжительные:
http://starodymov.ru/?p=26420 Но чтобы сразу двести!..
Или под «царскими титулами» подразумевались царевичи?.. И тут тоже возникло бы много вопросов…
Несколько лет назад нам вдруг представили невесть откуда взявшегося мальчика, который ни слова не знает по-русски, который, однако ж, объявлен наследником царского престола. С какого будуна?..
Царь Николай II самостоятельно отрёкся от престола (см.:
http://starodymov.ru/?p=24315); затем то же сделал его брат Михаил (см.:
http://starodymov.ru/?p=27363). Российская монархия официально, волею самого же самодержца, прекратила своё существование – даже факт, что его к тому вынудили, для рассматриваемого вопроса принципиального значения не имеет. Кто угодно может иметь какие угодно кровя в своих иностранных жилах, но только царства-то никакого нет, чтобы считаться наследником его короны!
Приходится повторять и повторять одно и то же. Ни единый из многочисленных родственников Николая Александровича не попытался подхватить выброшенные им скипетр с державой, поднять знамя Романовых-царей. Они – истинные царевичи! – и сами нацепили красные банты, или разъехались – кто на окраины разваливавшейся империи, подальше от революции, кто за границу:
http://starodymov.ru/?p=25950 Но они все без единого исключения отреклись от царства – так почему же сегодня две сотни их потомков вдруг обзаводятся «царскими титулами»?..
Вновь вернёмся к истории.
Опять же, в случае династического кризиса у нас имели место прецеденты: царя избирали – если ничего не упустил, то трижды:
http://starodymov.ru/?p=26960 Но кто осуществлял выбор?.. Земский собор! В его состав входили представители всех сословий царства, и только после избрания, да ещё утверждения Церковью, только тогда человек провозглашался государем всероссийским.
А тут… Пусть приедут эти две сотни особ, имеющих «царские титулы», да и выставят свои кандидатуры на всенародных выборах!.. Посмотрим, сколько сотых процента каждый из них наберёт…
Уж сколько раз я писал о том, что мы живём в какое-то время странное. Сколько самозванцев вокруг развелось:
http://starodymov.ru/?p=23837 Носителей «голубых кровей» повылуплялось – немерянно, диплом доктора наук можно легко купить (см.
http://starodymov.ru/?p=26332), чин казачьего генерала дарят на день рождения…
Впрочем, это уже другая тема.
Друзья мои наукоградцы из Реутова! Уберите этот щит! Не вводите людей в заблуждение! И уважайте статус своего города-наукограда».
«НАЗВАНИЕ – СВЯЩЕННОЕ, ЦЕЛИ – СВЯТЫЕ!
Данная публикация размещена в газете «Побратим», печатном органе Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане – «Инвалиды войны».
Впрочем, на всякий случай оговорюсь: данный текст я подготовил для названной газеты, а в каком окончательном виде она опубликована, не видел. Однако считаю нужным для себя поделиться ею и со своими читателями.
Разумеется, вставки-ссылки сделаны только для авторской публикации на данном сайте.***
Жизнь как социальное явление чрезвычайно многообразна. Есть в ней сферы деятельности человека, без которых не обойтись никак. Это производство, например, как средств производства, так и средств потребления, это транспорт, опять же, медицина, ещё что-то…
А есть сферы, которые вроде как не особенно и нужны, без которых вполне можно бы обойтись. В данном случае речь идёт о милосердии. Об истории вопроса:
http://starodymov.ru/?p=294Как ни суди, а лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» с точки зрения холодной логики абсолютно безупречен. Если рассуждать с позиции сухой рациональности, заботиться о людях, которые в силу тех или иных обстоятельств не в силах в должной мере обеспечить себя и своих близких, это абсурд и напрасная трата сил и средств. О человеке, который вернулся калекой с войны, должно заботиться государство!
Но тем и выделяется человек из животного мира, что способен совершать нерациональные поступки. Например, заботиться о тех, кто в силу неких обстоятельств оказался ограниченным в возможности полноценной жизни.
То есть имеются, к счастью, на белом свете люди, которые смыслом своей жизни видят именно милосердие, сострадание, готовность помочь другому. Например:
http://starodymov.ru/?p=145Человеку присуща человечность! Во всяком случае, так должно быть!
Каждый из нас живёт своей жизнью, своими заботами, своими проблемами. И часто ли мы в повседневной своей суете оглядываемся на тех, кто нуждается в нашей помощи?.. Вопрос это риторический, ответа не требует, и каждый на него может ответить исключительно своей совести.
Не имея намерения выворачивать сейчас наизнанку свою душу, скажу коротко: я лично – далеко не всегда. Причин тому много, и говорить о них не стану, просто констатирую: мой личный вклад в благородное дело милосердия мог бы и должен бы быть большим.
А вот есть на белом свете люди, которые именно милосердие сделали смыслом своей жизни. Чтобы легче решать данную задачу, они объединяются в благотворительные общественные организации. Одна из самых мощных и известных среди них – ОООИВА «Инвалиды войны».
О самой организации, о её деятельности и проблемах я писал неоднократно, и потому повторяться не стану. Приведу ссылку на одну из публикаций:
http://starodymov.ru/?p=1778Так вот, мероприятия, которые проводит Организация, сами по себе очень важны. Потому что они занимаются реальным практическим делом оказания помощи конкретным людям.
Но имеется тут и другая сторона. Каждое мероприятие, проведённое на ниве милосердия, имеет и вторую, не мерее важную составляющую. Оно пробуждает в каждом его участнике, в каждом, кто хотя бы узнал о таковой акции, человеческое сопереживательное начало. Оно стучится в наши души, очерствевшие, погрязшие в повседневности.
Узнавая о том, какие добрые дела вершат такие же ветераны, хочется и самому принять участие в подобном же.
Но для этого нужно ещё одно дополнительное условие.
Старуха Шапокляк вывела всеобщую формулу, что «хорошими делами прославиться нельзя» – подтверждений ей каждый может привести сколько угодно. Вот тут всплывает то самое условие, упомянутое несколькими строками выше. Чтобы прославиться добрыми делами, чтобы благотворительность и милосердие в должной степени выполняли свою воспитующую миссию, нужно, чтобы о них узнавала общественность. Вот только один пример мероприятия, реально состоявшегося, однако проигнорированного СМИ:
http://starodymov.ru/?p=23797Вот тут-то и нужна газета, в данном случае «Побратим».
Опять же, не буду повторяться о той роли, которую играют СМИ в нашей жизни. Это общеизвестно. Нынче не принято цитировать Ленина, однако ж лучше его никто не сказал: Газета – это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатора! Расширим тезис: по нынешним временам не только газета, но СМИ в целом, включая и интернет. Они ведь и в самом деле организуют наше общество; общество, как социальную систему! Например, «Бессмертный полк» – наглядный тому пример:
http://starodymov.ru/?p=27041И о том, что в наше время СМИ несопоставимо больше внимания уделяют геям, чем ветеранам, эпатажным выходкам деятелей поп-культуры, чем благотворительным акциям (если, конечно, в них не участвуют те же геи или эпатажные деятели поп-культуры), скандалам, а не делам на благо Отечества – также просто в очередной раз констатируем. (Ещё немного в развитие той же мысли:
http://starodymov.ru/?p=14138)
Газета «Побратим» стоит в ряду тех париев от отечественных СМИ, которые рассказывают о жизни и проблемах, причём, в одной из наиболее болезненных сфер нашего бытия.
В газете «Побратим» особо, на мой взгляд, выделяются три важнейших направления.
Первое: доведение до рядовых инвалидов и других заинтересованных лиц информации о законодательной базе, относящейся к ветеранскому движению в целом и касающейся инвалидов в особенности. Это чрезвычайно важно. Руководитель региональной ячейки ОООИВА, другой ветеранской организации, и просто человек заинтересованный, не всегда сможет отыскать в том же интернете нужную ему информацию, да и попробуй ещё разобраться во фразеологической казуистике законодательных актов. А в газете всегда чётко и ёмко публикуются самые свежие документы, комментарии к ним, или хотя бы ссылки на них.
Второе: информация о том, какую работу в интересах Организации проводит её руководство. Это не с целью напроситься на похвалу, тут дело в другом. Рядовые члены Организации должны знать, что делается в Москве для их блага, какие задачи ставит перед собой руководство, какие из них решаются, а по поводу которых продолжается борьба с общегосударственным чиновничеством.
Ну и третье: газета «Побратим» является уникальной площадкой для обмена опытом между региональными организациями ОООИВА. В каждом регионе непременно есть что-то своё, своя находка, которую можно было бы использовать где-то ещё. Так где же и рассказать о ней, как не на страницах своей корпоративной газеты?..
Вот этой-то газете и исполнилось очередная годовщина.
Что ж, с праздником, коллеги!
…Когда завершилась Афганская война, мы надеялись, что она станет последней для нашего народа (см.:
http://starodymov.ru/?p=105). Но потом началась Чеченская кампания (например:
http://starodymov.ru/?p=413), и множество других на территории распавшегося СССР (например:
http://starodymov.ru/?p=27717). А теперь вот и вовсе нежданная Украинская гражданская (немного об этой больной теме:
http://starodymov.ru/?p=13728А значит, у организации, которая взяла на себя миссию нести в мир милосердие, работы не убавится.
***
Фото газеты с моей публикации у меня нет. Потому помещаю снимок с одного из мероприятий, в котором мне довелось участвовать несколько лет назад.
На снимке – ещё живой Александр Маргелов (см.: http://starodymov.ru/?p=27622), и Александр Хорунжий (см.: http://starodymov.ru/?p=22346), тогда возглавлявший коллектив редакции газеты «Побратим», и генерал Виктор Ермаков (см.: http://starodymov.ru/?p=17297)… И много других, глубоко уважаемых мною людей».