Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Потери среди советских авиаторов  (Прочитано 358877 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27 322
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27 322
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #961 : 05 Января 2019, 11:24:29 »
Потери среди авиаторов Ухтпечлага ОГПУ-НКВД:

1920-е годы, красный военморлёт Лев Владиславович Коавалевский. Фото как лот одного из российских Интернет-аукционов.

КОВАЛЕВСКИЙ Лев Владиславович (1895-1934), русский и советский лётчик морской авиации, основатель полярной авиации уголовно-исполнительной системы СССР.
Родился 1 (по другим данным – 4) августа 1895 года в родовом дворянском имении Измалково. На тот период времени это была территория Новоржевского уезда Псковской губернии Российской империи, а теперь – Бежаницкого района Псковской области. Имение находилось на окраине деревни Измалково.
Его отец – Ковалевский Владислав Викентьевич (1862-1932), крупный царский сановник и, в частности, в 1911 года – действительный статский советник по гражданскому чину (условно равно генерал-майору), в 1916 году – товарищ [то есть заместитель] министра внутренних дел.
В 1910-1915 гг. – кадет Морского корпуса.
С августа 1915 года – офицер Императорского флота, в том числе с ноября всё того же 1915 года – в военно-морской авиации. Последний офицерский чин – мичман.
С ноября 1917 года – на стороне Советской власти, в том числе в боях Гражданской войны против белогвардейцев и иностранных интервентов. за что был удостоен ордена Красного Знамени РСФСР.
С 1 февраля 1926 года – на военной службе в органах ОГПУ: сначала командир авиаотряда Соловецких лагерей (и в данном качестве – основатель и наладчик так называемой Северной воздухлинии), а с 1932 года – начальник воздухлинии Ухтпечлага и одновременно – начальник лагпункта с местом службы в деревне Карпушёвка современного Усть-Цилемского района Республики Коми.
Трагически погиб 13 апреля 1934 года в результате авиакатасрофы самолёта которым управлял в полёте лично. Вместе с ним погиб и его неизменный бортмеханик – по фамилит Поплавский. Их гидросамолёт марки «Юнкерс-20» разбился «в районе реки Изим».
Первоначально был похоронен на сельском погосте заполярной деревни Карпушёвка, но впоследствии, как надо полагать, его прах был перенесён супругой на Новодевичье кладбище города Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург). По крайней мере, здесь находится могила лётчика Льва Владиславовича Ковалевского, погибшего в возрасте 39 лет 13 апреля 1934 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Подробные биографии Л.В. Ковалевского, которые при этом обильно иллюстрированы архивными фото, здесь:
https://www.ourbaku.com/index.php/Ковалевский_Лев_Владиславович_-_Выпускник_Бакинского_Отделения_Офицерской_Школы_Морской_Авиации_Отдела_Воздушного_Флота.
https://sites.google.com/site/necropolural/goroda-rossii/sankt-peterburg/novodevice-kladbise/alfavitnyj-spisok-zahoronenij/kovalevskij-lev-vladislavovic


3 апреля 1934 года, аэродром архангельского города Котлас, в центре (бех головного убора) Лев Владимирович Ковалевский. Автор снимка – прославленный советский лётчик В.А. Гинце. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:


Фото с места крушения 13 апреля 1934 года самолёта Ю-20 лётчика Л.В. Ковалевского и бортмеханика Поплавского как лоты одного из российских Интернет-аукционов:



МАРКУС Павел Васильевич (1897-1936), начальник авиалинии Ухтинско-Печорского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа НКВД СССР, вольнонаёмный работник авиации ГУЛАГа НКВД СССР.
Родился в 1897 году в Москве. Имел высшее инженерное образование.
По окончанию вуза работал в Москве авиаинженером сначала в структурах Добролёта, а затем в Московском высшем техническом училище.
Предположительно, в 1927 году был арестован органами госбезопасности и 24 марта 1928 года коллегией ОГПУ осуждён на пять лет лишения свободы по статье 58-6 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтпечлаге. Освобождён был досрочно и в мае 1932 года принят на работу в Ухтпечлаг по вольному найму на должность инженера воздухолинии Ухтпечлага с рабочим местом на ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). Но со второй половины апреля 1934 года – начальник данной авиалинии.
Трагически погиб 4 октября 1936 года в результате авиакатастрофы: самолёт под управлением лётчика Е. Гриневича у деревни Картаель Ижемского района современной Республики Коми совершил вынужденную жёсткую посадку…
Похоронен на сельском погосте деревни Карпушёвка сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортрет Павла Васильевича Маркуса (1897-1936) как лот одного из российских Интернет-аукционов:


Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

Братья Котюковы – Юрий Михайлович и Виктор Михайлович. Оба – авиаторы-заключённые Ухтпечлага, при этом первый – бортмеханик, а второй – авиамоторист.
Юрий Михайлович Котюков трагически погиб 22 марта 1935 года в ходе катастрофы самолёта Юнкерс-13. Вместе с ним тогда погибли все из находившихся на борту того злосчастного рейса: лётчик А. Плавинский (Пловицкий), пассажиры Огарков  (уполномоченный Ухтпечтреста) и Эйсмонт (начальник техснабжения Ухтпечлага). Все они были похоронены на сельском погосте деревни Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Здесь теперь высится обелиск, выполненный из крыла самолёта Ил-14. На скрижалях: «Здесь покоится прах авиаторов-первооткрывателей северных воздушных трасс, погибших при исполнении служебных обязанностей: наладчика воздушных линий Ковалевского Л.В., лётчика А. Плавинского, бортмеханика Котюкова Ю.М., вместе с ними погибших пассажиров Эйсмонта и Огаркова, авиаинженера Маркуса П.В. От авиаторов 80-х гг. XX века».


Юрий Михайлович Котюков. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.


А вот Виктор Михайлович Котюков в заключении выжил. В 1982 году он посетил Карпушёвку, чтобы поклониться и праху брата, и праху погибших побратимов по полярной авиации ОГПУ-НКВД.
Возможно это он: «Котюков Виктор Михайлович (1915.02.08.-1998) житель Москвы: Первомайская Нижн. ул. д. 41, кв. 82».


1982 год, Виктор Михайлович Котюков на могиле брата Юрия, которая в посёлке Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27 322
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #962 : 10 Января 2019, 18:39:02 »

Супруги Карцевы – Иван Васильевич и Полина Елисеевна.

КАРЦЕВ Иван Васильевич (1913-1941), командир эскадрильи 161-го резервного авиационного полка (авиагарнизон «Лепель») ВВС Западного фронта, кавалер ордена Красной Звезды, старший лейтенант.
Родился в 1913 году в Саратовской области. Был женат: супруга – Карцева (ныне – Олейникова) Полина Елисеевна 1919 г.р.; по состоянию на дето 1941 года проживала на своей малой родине – в деревне Хорошово Рославльского района Смоленской области; ныне же – в Калининграде, где 7 января 2019 года отпраздновала своё 100-летие!
С 1934 года – на должностях среднего и старшего комначсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 33, д. 11459, д. 454, л. 254), погиб 23 июня 1941 года.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУК НКО СССР за № 01471 от 28 мая 1945 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 647, л. 96.
Увековечен в Книге Памяти Саратовской области – т. 10, стр. 237.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Источник – ЦАМО: ф. 33, д. 11459, д. 454, л. 254.


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 647, л. 96.


Скан с 237-й страницы 10-го тома Книги Памяти Саратовской области:
« Последнее редактирование: 10 Января 2019, 18:46:15 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 571
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #963 : 16 Января 2019, 10:07:07 »
Скан со страниц газеты «Комсомольская правда» от 29 июля 1941 года:

ХРУШКОВ Аркадий Александрович (1918-1941), воздушный стрелок-радист 150 сбап 46 ад, сержант.
Отец – Хрушков Александр Григорьевич, проживавший по адресу: Горьковская область, Шарьинский район, Заболотский сельсовет, деревня Фазняй.
Призван в 1939 году Шарьинским РВК Горьковской области.
Награждён орденом Красного Знамени (30.11.1941 года) и медалью «За оборону Москвы» (посмертно 12.06.1944 года).
Погиб 11 ноября 1941 года.
« Последнее редактирование: 16 Января 2019, 10:12:30 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 571
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #964 : 16 Января 2019, 11:58:41 »
Скан со страниц газеты «Комсомольская правда» от 1 июля 1941 года:


ЕКУШЕВ Николай Николаевич (1917-1941), командир звена 1-й авиаэскадрильи 13 иап ВВС КБФ 10 сабр ВВС КБФ, лейтенант.
Уроженец столицы Республики Северная Осетия-Алания Российской Федерации города Владикавказа. Русский.
Мать - Екушева Пелагея Николаевна, проживавшая по адресу: РСФСР, Северо-Осетинская АССР, город Орджоникидзе, улица Беслановская, дом № 34.
Призван в 1937 году.
Выпускник Военно-морского авиационного училища имени И. В. Сталина: http://allaces.ru/p/people.php?id=8373
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Непосредственный участник Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (21.04.1940 и 16.09.1941).
Убит при выполнении боевого задания 17 июля 1941 года: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77381755 .
Предположительно, похоронен на острове Odense (Финляндия) в Финском заливе: http://soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=27847 «…Вчера я был на маленьком острове Odense между Таммисаари (Tammisaari (Ekenäs) и Ханко (Hanko) на берегу Финского залива, около 100 км от Хельсинки по приглашению журналиста местной газеты Niklas Erlina (на фото № 0672). Он недавно узнал, что в лесу на острове есть абсолютно забытая могила неизвестного советского авиатора, погибшего 17 июля 1941 года.
Надпись на могиле «Тут покоится доблестный русский летчик, сбитый 17 июля 1941 года (фото 7185, надпись на шведском языке, т.к., в данном районе говорят по-шведски).
Погибший летчик, по всей вероятности, это младший лейтенант Николай Николаевич Екушев из 13 ИАП ВВС КБФ (с Военно-морской базы на Ханко).
17 июля 1941 года три советских самолета И-16 штурмовали финский буксир «Fiskars II», и один И-16 был сбит».



https://c.radikal.ru/c08/1901/77/75728fb36102t.jpg


Надпись на могиле: «Здесь покоится доблестный русский летчик, сбитый 17 июля 1941 года».
« Последнее редактирование: 15 Марта 2019, 12:49:35 от Владимир Байбаков »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 571
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #965 : 20 Января 2019, 14:54:33 »

АГЕЙЧЕВ Валентин Александрович (18.03.1914-05.06.1943), командир 3-й эскадрильи 27 иап 6 иабр ВВС СФ, капитан.
Погиб в воздушном бою 5 июня 1943 года в районе Мотовского залива Баренцева моря:  https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=7773533
« Последнее редактирование: 20 Января 2019, 15:19:46 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27 322
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #966 : 21 Января 2019, 16:27:48 »

Яков Ильич Голубев ещё при знаках различия старшего лейтенанта.

ГОЛУБЕВ Яков Ильич (1912-13.07.1941), начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, капитан.
Родился в 1912 году. Член ВКП(б) с 1931 года.
Был женат: супруга Нина Голубева (отчество в документе не указано) проживала в авиагородке районного города Лебедин Сумской области Украинской ССР (ныне – Украина).
Родители (но известны только ФИО отца – Голубев Илья Абрамович) проживали:
- по состоянию на лето 1941 года – по адресу: Ростовская область, город Сальск, улица Первомайская, 34;
- по состоянию на весну 1942 года – по адресу: город Челябинск, улица 3-го Интернационала, 113, квартира 1.
В армию призван 4 июля 1934 года. И к лету 1941 года – военнослужащий кадрового состава ВВС Красной Армии: начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, капитан по воинскому званию, кавалер ордена Красного Знамени.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
13 июля 1941 года, находясь в качестве воздушного стрелка-радиста в экипаже пикирующего бомбардировщика Пе-2 старшего лейтенанта Василия Сергеевича Орлова, убыл на боевое задание с аэродрома Климовичи (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 44 и 328), не вернулся с боевого задания 13 июля 1941 года, в связи с чем официально был объявлен пропавшим без вести.
Из списков Краской Армии исключён трижды:
- приказом ГУ ВВС Красной Армии № 05/проп. от 28 сентября 1941 года, но как якобы начальник оперативного отдела штаба мифического 66-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 1, л. 46;
- приказом Управления кадров ВВС Красной Армии № 04/проп. от 26 января 1942 года, но как якобы начальник оперативного отдела штаба, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, лл. 28 и 33;
- приказом Управления кадров ВВС Красной Армии № 014/проп. от 6 мая 1942 года, но как якобы начальник оперативного отдела штаба мифического 70-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 186.
Вместе с самолётом младшего лейтенанта А.И. Жука с того же боевого задания не вернулся на свой аэродром и Пе-2, пилотируемый заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом Василием Сергеевичем Орловым. На борту, помимо пилота, находились лётчик-наблюдатель младший лейтенант Василий Григорьевич Безъязыков и занявший перед вылетом место стрелка-радиста начальник штаба полка капитан Яков Ильич Голубев. Источник - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5. Из всего экипажа только капитан Я.И. Голубев был впоследствии официально объявлен погибшим.
В Книгах Памяти Ростовской и Челябинской областей не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Старший лейтенант Яков Ильич Голубев в кругу сослуживцев:


Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 571
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #967 : 26 Января 2019, 20:14:51 »
АКУЛОВ Афанасий Никандрович (1916-1943), командир звена 1-й авиаэскадрильи 6 гв. иап 62 иабр ВВС ЧФ, гвардии старший лейтенант.
Родился в 1916 году в селе Шутино одноимённого сельского поселения Катайского района Курганской области. Русский. Член ВКП(б) с 1941 года. Был женат: супруга, Акулова Анна Михайловна 1917 г.р., проживала по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Октябрьской Революции, 14.
Призван: добровольно с 1936 или 1937 года во ВМАУ имени Сталина.
Награждён орденом Красного Знамени (13.05.1942) и орденом Отечественной войны I степени (посмертно, 06.06.1943).
Погиб в воздушном бою 2 февраля 1943 года: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76840245
Ныне прах воина покоится в братской могиле, что в Восточном районе города Новороссийска за цементным заводом «Октябрь»:  https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260116895

АПИНОВ Сергей Тигранович (1918-1943), командир звена 3-й авиаэскадрильи 4 гв. иап 1 гв. иад ВВС КБФ, гвардии старший лейтенант.
Родился 18 октября 1943 года в городе Пятигорске Ставропольского края. Армянин. Член ВКП(б). Был женат: супруга, Апина Елена Гавриловна, проживала по адресу: Москва-4, Товарищеский переулок, 30.
Призван 12 января 1938 года.
Выпускник 1939 года ВМАУ имени Сталина.
В действующей армии с декабря 1942 года.
Кавалер орда Красной Звезды (23.09.1943) и медали «За оборону Ленинграда» (11.06.1943).
Сбит в воздушном бою 29 декабря 1943 года, при этом его самолёт Ла-5 упал на территории занятой противником: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76610884
Увековечен на братской могиле деревни Борки Лебяженского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=88012813 http://lenww2.ru/index.php/region00/area11?id=1078

БАТИЖЕВСКИЙ Дмитрий Петрович (1911-1941), штурман звена 44-й авиаэскадрильи 15 ап ВВС КБФ, старший лейтенант. Член ВКП(б).
Родился в 1911 году в селе Андрияшевка Роменского района Сумской области Украины. Украинец.
Призван в 1933 году.
Выпускник 1938 года ВМАУ имени Сталина.
Награждён орденом Красного Знамени.
Погиб при катастрофе самолёта 29 октября 1941 года и первоначально был похоронен: РСФСР, Ленинградская область, Ораниенбаумский район, деревня Гора-Валдай: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76644272 .
Ныне прах воина покоится в братской могиле, что в 100 м западнее деревни Шепелёво Лебяженского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=88038810

ИЛЬИНСКИЙ Константин Вячеславович (1909-1942), заместитель командира эскадрильи 1 ап ДД 53 ад ДД, капитан.
Родился в 1909 году в районном городе Южа Ивановской области. Русский.
В Красной Армии с 1933 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1941 года был награждён орденом Красного Знамени: http://podvignaroda.ru/?#id=2011682&tab=navDetailManAward
Не вернулся с боевого задания в ночь с 4 на 5 марта 1942 года: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50932451
Увековечен на Мемориале Екатирининского кладбища города Вязьма Смоленской области: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=89416790

ОВЧИННИКОВ Василий Афанасьевич (1917-1943), лётчик 1-й авиаэскадрильи 119 кап ВВС ЧФ, старший лейтенант.
Родился в 1917 году в деревне Гусево Медынского района Калужской области. Русский. Член ВКП(б). Был женат: супруга, Сидорова Валентина Павловна 1919 г.р., проживала по адресу: Вологодская область, город Грязовец, улица Первомайская, 118.
Призван в 1935 году по спецнабору из Москвы.
Погиб при авиакатастрофе 27 декабря 1943 года и первоначально был похоронен на аэродроме «Алахадзе»: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76768915
« Последнее редактирование: 26 Января 2019, 20:30:44 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 571
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #968 : 26 Января 2019, 23:53:04 »

ХАЛЯПИН Леонид Андреевич (1917-1943), лётчик 35 шап 9 шад ВВС КБФ, лейтенант.
Родился в 1917 году в районном городе Мичуринске Тамбовской области. Русский. Член ВКП(б).
Призван в 1935 году.
Сбит зенитным огнём противника 23 июля 1943 года в районе деревни Павлово: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76605613

« Последнее редактирование: 29 Января 2019, 09:00:28 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 571
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #969 : 29 Января 2019, 08:44:22 »

ЦАРЬКОВ Максим Гордеевич (1915-1942), пилот 1-й авиаэскадрильи 40 бап 63 бабр ВВС ЧФ, лейтенант.
Уроженец посёлка Малороссийка Фёдоровского района Костанайской области Казахстана. Русский. Был женат: супурга, Денисенко Лидия Ивановна, проживала на станции Ельмут Орловского района Ростовской области.
Призван в 1937 году.
Выпускник 1939 года ВМАУ имени Сталина.
Умер от ран 6 октября 1942 года в 16-м медсанбате 31 сд и первоначально был похоронен в одиночной могиле, выкопанной в 300 м от дома лесника, стоявшего на северо-восточной окраине села Средние Тубы Армянского район Краснодарского края: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53531019

Фото из архива Галины Максимовны Проценко: http://iskatelklada.tuapse.ru/forum/krylya-vojny-samoljoty-ljotchiki-ekipazhi/704-pe-2-e-zh-tsarkova-40-ap-chf.html?start=40

Экипаж Царькова. Слева на право: Царьков, Крылов, Гусаров.

« Последнее редактирование: 29 Января 2019, 09:46:04 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27 322
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #970 : 19 Февраля 2019, 09:37:13 »
РУБЦОВ Виктор Константинович, пилот самолёта марки «Як-1» 183-го истребительного авиационного полка 165-й истребительной авиационной (впоследствии – Мелитопольская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 5-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта (I ф), старший сержант.
Родился 5 октября 1922 года год в некоей деревне Половинкино Тверской области. Русский. Из крестьян, ставших рабочими. Член ВЛКСМ с 1939 года.
Родственники по состоянию на лето 1942 года: отец – Рубцов Константин Андреевич; проживал по адресу: Калининская (ныне – Тверская область), районный пгт Спирово, улица Водопроводая, 2.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1938 году закончил семь классов Ленинградской городской средней школы № 9;
- авиационное профессионально: в 1938 году – лётную школу Ленинградского аэроклуба, а в декабре 1939 года – по курсу инструкторов Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР.
К 1939 году – учащийся в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), где проживал при родителях по адресу: улица Петра Лаврова, 43, квартира 31.
С февраля и по декабрь 1939 года – курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. По выпуску произведён в командиры авиации оборонного общества.
В армию призван в 1940 году Ульяновским РВК на тот момент времени Куйбышевской (ныне – Самарская), а теперь современной Ульяновской области.
К июлю 1942 года – в своём последнем качестве.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, погиб 27 июля 1942 года «в неравном воздушном бою» в районе районного города Калач-на-Дону на тот момент времени Сталинградской, а ныне современной Волгоградской области. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 1009, л. 411; ф. 58, оп. 818883, д. 1856, л. 11; ф. 20243, оп. 2, д. 4, л. 3.
Ныне прах покоится на воинском мемориале, что в волгоградском городе Калач-на-Дону по улице Павших борцов.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ и УВ КА за № 0996/пог. от 29 октября 1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 64, л. 88.
В первой половине августа (но не позднее 9-го числа) 1942 года командованием 183-го истребительного авиационного полка представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Пилот 183 иап старший сержант РУБЦОВ Виктор Константинович за время пребывания в действующей армии показал себя бесстрашным бойцом, преданным делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА.
С 14 июля по 1942 г. по 27 июля 1942 г. имеет 18 боевых вылетов, из них пять – вылеты на штурмовку войск противника. Особенно отличился при штурмовке аэродрома противника «МОРОЗОВСКИЙ» [в районном городе Морозовск на тот момент времени Сталинградской, а ныне современной Волгоградской области], в результате группового налёта 4-х наших самолётов уничтожено 3 транспортных самолёта, один Ме-109 и повреждено 9 самолётов противника разных типов.
В районе пункта Б. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ [идентифицировать не удалось] при штурмовке группой наших самолётов при участии тов. РУБЦОВА уничтожены 21 автомашина, 95 солдат, подавлены 2 зенитные точки. В воздушном бою сбил один самолёт противника тира Ме-109и уничтожил один самолёт Ме-109.
В групповом воздушном бою сбил самолёт противника типа Ю-52.
27 июля 1942 г. погиб в неравном воздушном бою.
Тов. РУБЦОВ любил свою Родину и защищал её до последней капли крови как беззаветно преданный боец Красной Армии.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы против немецких захватчиков и проявленные при этом отвагу и мужество в соответствии с приказами НКО № 0299 и № 0489, за лично уничтоженный самолёт противника в воздушном бою и один в групповом бою, за смелые и эффективные штурмовки посмертно представляю пилота 183 иап старшего сержанта РУБЦОВА Виктор Константиновича к правительственной [правильно – государственной] награде – ордену «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» [правильно – ордену Красной Звезды]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 1009, лл. 410 и 410об.
Данное представление получило реализацию в строках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года: Родиной посмертно был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 1009, лл. 21 и 21об.
Увековечен в Книге Памяти Тверской области – т. 7, стр. 766, но с двумя искажениями: 1) как якобы уроженец тверской станции Спирово, а не в некоей тверской деревни Половинкино; и 2) как якобы похороненный в мифическом волгоградском городе Калач, а не Калач-на-Дону.
В Книге Памяти Ульяновской области не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 64, л. 88.


Скан с 766-й страницы 7-го тома Книге Памяти Тверской области:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 1009, лл. 410-412.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-1009/00000627.jpg&id=12047588&id1=9c633420f14ae2a8c814a828b9d53ca8
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-1009/00000628.jpg&id=12047589&id1=771895950fe48f2ddfd06758f33db417



http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-1009/00000629.jpg&id=12047590&id1=02e3181feb44d05052cdea553cd428a0


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-1009/00000630.jpg&id=12047591&id1=83402908ec47931619109c5741244145
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27 322
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #971 : 27 Февраля 2019, 12:39:35 »
ШЕРШАКОВ Константин Гаврилович (Гавриилович) (1917-1942), инструктор-лётчик Краснодарской военно-авиационной школы пилотов, младший лейтенант.
Родился 14 сентября 1917 года в городе Тула. Русский. Рабочий из крестьян: токарь по основной гражданской специальности. Член ВЛКСМ.
В декабре 1938 года закончил инструкторский курс Ульяновской объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР и по выпуску 30 декабря 1939 года был направлен на должность инструктора-лётчика в Грозненский аэроклуб Центрального совета Осоавиахима Чечено-Ингушской АССР.
С 1940 года – представитель лётно-подъёмного состава ВВС Красной Армии.
24 июня 1942 года «погиб при воздушной катастрофе», в связи с чем приказом ГУК Вооружённых Сил СССР за № 0479 от 11 марта 1947 года был исключён из списков советских Вооружённых Сил. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563784, д. 7, л. 348об.
Похоронен, вероятней всего, в районном городе Пугачёв Саратовской области – по месту дислокации Краснодарской военно-авиационной школы пилотов по состоянию на лето 1942 года.
В Книге Памяти Тульской области не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Скан с 348-й страницы приказа ГУК Вооружённых Сил СССР за № 0479 от 11 марта 1947 года:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27 322
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #972 : 28 Марта 2019, 19:54:35 »

Майор Яков Давидович Мошковский. Портрет со страниц советской библиографии.

МОШКОВСКИЙ Яков Давидович (1905-1939), начальник Учебно-лётного отдела Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, военный и полярный лётчик, один из пионеров советского парашютизма, мастер парашютного спорта (его удостоверение за номером «2»).
Родился 7 ноября 1905 года в Белоруссии – в районном городе Пинске Брестской области. Еврей. Служащий из мещан. Был женат: супруга, Кронер Мария Михайловна, по состоянию на декабрь 1934 года – домохозяйка.
Партийность:
в 1923-1929 гг. – член ВЛКСМ («выбыл механически» по возрасту);
- в 1931-1936 гг. – беспартийный, но из «группы сочувствующих ВКП(б)»;
- в 1929-1930 гг. («был переведён в к-ты ВКП(б), утверждён бюро ВКП(б) части, но в ОПК [Окружная партийная комиссия] дело не попало, т.к. в 1930 г. я выбыл совсем из Воронежа. Потом дело затерялось») и в 1936-1939 гг. – кандидат в члены ВКП(б);
- с 1939 года – член ВКП(б).
Родители: Мошковские Давид Иосифович и София Ефимовна (в девичестве Гарбуз). Отец – из мещан города Пинска, народный учитель и в данном качестве в одной из еврейских школ Пинска преподавал еврейский и русский языки, а также историю и географию; в 1919 году «расстрелян белополяками по обвинению в сочувствии Советской власти». Мать – из мещан города Пинска, домохозяйка, при этом по состоянию на декабрь 1934 года проживала «на иждивении детей» в подмосковном посёлке Малаховка («Лермонтовская, 22»), а состоянию на первую половину 1939 года – на иждивении самого Я.Д. Мошковского.
Родственники по состоянию на первую половину 1939 года:
- старший брат – Мошковский Шабсай Давидович (1895-1982), советский учёный инфекционист и эпидемиолог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР (с 1946 года), эксперт Всемирной организации здравоохранения. К 1939 году – заместитель директора Института медицинской паразитологи имени Е.И. Марциновского-начальник отдела протозоологии и одновременно – начальник кафедры медицинской паразитологии Центрального института усовершенствования врачей; проживал по адресу: город Москва, Зубовская площадь, 2, квартира 2;
- младший брат – Мошковский Михаил Давидович (1908-2002), советский и российский учёный, член-корреспондент Академии наук СССР(с 1961 года), академик РАМН, один из основоположников отечественной фармакологии, выдающийся специалист в области создания, классификации и описания лекарственных средств и фармакотерапии, автор многократно переиздававшегося издания «Лекарственные средства (пособие по фармакотерапии для врачей)», доктор медицинских наук (с 1948 года), Герой Социалистического Труда (с 1991 года. Про). К 1939 году – младший научный сотрудник Всесоюзным научно-исследовательским химико-фармацевтическим институтом (ныне – ОАО «Центр по химии лекарственных средств»); проживал по адресу: город Москва, Госпитальная площадь, 3-А, квартира 4;
- сестра – Роза Давидовна. К 1939 году – медработник некоей столичной «больницы им. Обухова»; проживала по адресу: город Москва, Староконюшенный переулок, 17, квартира 1;
- сестра – Рахиль Давидовна. К 1939 году – инженер столичного Дербеневского химического завода имени И.В. Сталина; проживала по адресу: город Москва, Калашников переулок, 7, квартира 34;
- дядя по матери – «за границей имею дядю (брат матери), всю жизнь живёт в гор. Пинске б. Минской губ. (ныне – Польша). Жив ли он и чем занимается – не знаю, никакой вязи не мел и не имею»;
- племянница – Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981), в послевоенный период – известная советская детская поэтесса и прозаик.
Родители супруги: Кронер Михаил Григорьевич и Анна Марковна. По состоянию на декабрь 1934 года: тесть – инвалид, бухгалтер по гражданской специальности; тёща – домохозяйка, портниха по гражданской специальности; проживал по адресу: город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), улица Моховая, 4, квартира 27.
Образование:
- общее – среднее: начальное образование получил на дому к 1919 году; в 1922 году закончил в городе Москве образцово-показательную школу имени А.Н. Радищева (находилась в статусе школы 2-й степени); 1 июня 1923 года – первый курс рабфака при Московском практическом химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева;
- военное: 1 мая 1925 года закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота, а 1 июня 1927 года – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР.
До 1920 года – в городе Пинске «учился дома и служил делопроизводителем в лесной конторе».
С 1920 года – «жил в Москве в школе-интернате (образцово-показательная школа имени А.Н. Радищева)», при этом до 1922 года – воспитанник озвученной выше школы-интерната, а затем в течение года – слушатель первого курса рабфака при Московском практическом химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева.
С 1 июня 1923 года – на военной службе в советских ВВС: как доброволец стал тогда курсантом Егорьевской военно-теоретической авиационной школы, по причине чего (в силу ряда реорганизаций данного военно-учебного заведения) в 1924 году последовательно курсант Киевского военного училища Красного Воздушного флота и Ленинградской военно-теоретической школы Красного Воздушного Флота.
По выпуску 1 мая 1925 года произведён в краскомы с направлением на учёбу во 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Авиахима СССР (с 30 марта 1927 года – имени Осоавиахима СССР): здесь до 1 апреля 1927 года – учлёт.
С 1 апреля 1927 года и по 1 июня 1929 года – в городе Гатчина Ленинградской области как представитель лётно-подъёмного состава 55-й отдельной авиационной эскадрильи: последовательно младший и старший лётчик.
С 1 июня 1929 года и по 15 декабря 1930 года – в Воронеже как командир корабля 53-й отдельной авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады.
26 июля 1930 года во время сборов ВВС Московского военного округа на воронежском аэродроме вслед за краскомом ВВС Л.Г. Миновым выполнил показательный прыжок. И этот же прыжок стал самым первым в жизни Я.Д. Мошковского! Правда не обошлось тогда без происшествия: при приземлении Якова Давидовича снесло на строящееся здание, по причине чего понадобилась помощь пожарных, чтобы зависший высоко над землёй парашютист смог спуститься вниз по пожарной лестнице…
2 августа 1930 года впервые в истории советских Вооружённых Сил в ходе манёвров МВО в тыл условного противника с борта двухмоторного бомбардировщика французского производства «Фарман F.62 Голиаф» (пилот – лётчик Громов) был выброшен тактический десант. Последний состоял из двух групп. Командовать первой назначили краскома Л.Г. Минова, а второй – краскома Я.Д. Мошковского. При себе, помимо парашютов, десантники имели по две ручные гранаты и нагану.
Первая группа совершила прыжок с высоты 350 метров. На её выброску ушло всего лишь на всего пять секунд. При этом с борта этого же самого самолёта за ходом и результатом десантирования наблюдал Я.Д. Мошковский.
Место приземления – пахотное поле размером 600 на 800 метров, которое находилось в двух километра от Воронежа, вблизи хутора Клочково (ныне – в черте Воронежа).
Несмотря сильный порывистый ветер при приземлении обошлось без травм и ушибов.
В тот момент, когда «Фарман F.62 Голиаф» ложился на обратный курс, чтобы поднять на борт вторую группу десантников, над площадкой, где десантники освобождались от парашютного снаряжения, прошла тройка самолетов марки «Р-1», которая с высоты в 150 метров сбросила на грузовых парашютах два мягких почтовых мешка и четыре полутяжёлых короба конструкции Н.П. Благина. Это были контейнеры с оружием (винтовки, два ручных пулемёта) и с соответствующим боекомплектом.
К моменту приземления второй десантной группы (прыгала с высоты в полкилометра и также приземлилась без происшествий) оружие уже было распаковано и приготовлено к бою.
Впоследствии 2 августа 1930 год было объявлено в СССР датой рождения отечественных воздушно-десантных войск, а краскомы Л.Г. Минов и Я.Д. Мошковский удостоены неофициального титула пионеров советского парашютизма. В 1997 же году на месте высадки десанта был установлен памятный знак – гранитный камень, крашенный мемориальной доской с надписью: «Здесь 2 августа 1930 года произведён первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек».
Согласно ряду библиографических источников, якобы сразу после описанных выше манёвров краском Я.Д. Мошковский был «назначен первым в ВВС СССР начальником парашютной службы авиационной бригады», однако в официальном послужном списке и рукописных автобиографиях Я.Д. Мошковского данный факт не отражён, а посему может рассматриваться только и исключительно как голословное утверждение.
С 15 декабря 1930 года и по 1 марта 1931 года – «командир н/отряда» 61-й отдельной авиационной эскадрильи.
С 1 марта 1931 года и по 13 января 1933 года – начальник парашютного отдела Научно-испытательного института ВВС РККА. Место службы в данный период – сначала Центральный аэродром (Москва, Ходынка), а с 1932 года – Чкаловский аэродром (окрестности подмосковного города Щёлково).
С 13 января 1933 года – на военной службе в системе Осоавиахима: начальник дислоцировавшейся в подмосковном городе Тушино (ныне – в черте Москве) Высшей парашютной школы Осоавиахима СССР, при этом с 15 апреля 1933 – в резерве Красной Армии по должностной категории «К-9» (давала право на ношении в петлицах по три номенклатурные «шпалы»).
В Москве в период своей службы в системе Осоавиахима проживал:
- по состоянию на декабрь 1934 года – по адресу: Малый Козихинский переулок, 4, квартира 19;
- по состоянию на начало 1939 года – по адресу: Колокольников переулок, 8, квартира 8.
10 августа 1934 года в ходе авиационного праздника в Тушино, на котором присутствовал и И.В. Сталин, было публично оглашено постановление Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР о присвоении звания «Мастер парашютного спорта СССР» первым четырнадцати лучшим парашютистам страны. Второй в том списке значилась фамилия краскома ВВС Я.Д. Мошковского как «совершившего 101 прыжок, первому положившему начало массовому развитию парашютного спорта».
Он же «за развитие парашютизма в стране» Указом ЦИК СССР от 5 мая 1935 года был удостоен ордена Красной Звезды.
Из аттестации, датированной сентябрём 1934 года и подписанной начальником авиации Осоавиахима краскомом Е.А. Гельфером: «Тов. МОШКОВСКИЙ является пионером парашютного спорта Осоавиахима,
Прекрасно зная технику парашютного дела, он с увлечением относится к делу. Много труда положено тов. МОШКОВСКИМ за 1933-34 гг. делу внедрения парашютного спорта в широкие массы трудящейся молодёжи. Под его руководством подготовлена первая сотня инструкторов для парашютизма…
…Новым требованиям тов. МОШКОВСКИЙ не удовлетворяет [правильно – не соответствует], ибо 1) ему не хватает организационных способностей для нового масштаба работы;2) военное развитие его недостаточно; 3) вследствие недостатка политической грамотности и отсутствия навыков общественной работы он не в состоянии обеспечить руководство массовым занятием парашютным спортом.
Тов. МОЩКОВСКИЙ – беспартийный; политически подготовлен слабо; над своей военной и политичекой подготовкой н работает. Дисциплинирован слабо (проявляет недисциплинированность в воздухе). Не выдержан во взаимоотношениях с начальниками и с лицами, равными по службе. К подчинённым малотребователен. Очень часто на его поступках сказывается «головокружение от успехов», которые в парашютном спорте Осоавиахима пока невелики.
Беря во внимание подготовку тов. МОШКОВСКОГО и его личные качества, считаю его вполне соответствующим только должности начальника Высш. парашютной ОАХ».
В июне-июле 1935 года совместно с краскомом СССР М.Г. Забелиным, таким же, как сам, мастером парашютного спорта, в Тушино – в роли инструктора, обучающего парашютному делу следующих членов прибывшей в Москву французской военной делегации – капитана ВВС Фредерика Жея, капитана ВВС Андре Дюрьё и майора кавалерии графа Пешо Шалюе дю Рью. К слову сказать, по возвращению на родину капитан Фредерик Жей сформировал и возглавил первую французскую десантную часть, где как единственный в своей стране «дипломированный» специалист подготовил группу из пятидесяти парашютистов-инструкторов. Впоследствии дослужился до звания полковника. Его имя теперь почитается на родине на правах отца-основателям французских ВДВ!
Приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного он был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «капитан» с выслугой в полтора года, а в 1938 году (но не ранее октября) очередного – «майор».
В 1936-1937 гг. – начальник Отдела парашютного спорта Центрального аэроклуба СССР имени А.В. Косарева.
С марта 1937 года и по июнь 1938 года – на острове Рудольфа (самый северный из островов Земли Франца-Иосифа): как второй пилот в экипаже одного из четырёх четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» из состава авиации Главсерморпути. И в данном качестве с 21 мая по 6 июня 1937 года обеспечивал высадку на дрейфующую льдину первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции – «Северный полюс-1» под руководством И.Д. Папанина, а, начиная с вечера 13 августа 1937 года и на протяжении последующих нескольких месяцев, – в экспедиции по поиску пропавшего над Северным полюсом в ходе сверхдлинного перелёта из Москвы в Фэрбенкс (Аляска, США) советского четырёхмоторного самолёта ДБ-А с бортовым номером Н-209 и экипажем из шести человек во главе с прославленным полярным лётчиком Героем Советского Союза С.А. Леваневским.
За участие в озвученных выше полярных экспедициях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года был удостоен своей второй государственно награды – ордена Ленина.
По возвращению в 1938 году написал и в издательстве «Молодая гвардия» издал книгу «Записки пилота», в которой подробно описал свою арктическую одиссею.
Из аттестационного листа, датированного, предположительно, июнем 1938 года и составленного по лини кадрового аппарата Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР: «Награждён: орденом «Красная Звезда» [правильно – Красной Звезды] – за участие в развитии парашютизма; орденом Ленина – за участие в экспедиции на Северный полюс.
В настоящее время находиться в составе отряда на остр. Рудольфа.
Энергичный командир. Отличный лётчик.
Вполне достоин присвоения звания «майор».
Приказом по Центральному аэроклубу СССР имени А.В. Косарева за № 97 от 23 июня 1938 года и приказом по управлению того де аэроклуба за № 18 от 27 июля 1938 года зачислен на все виды довольствия с 23 июня 1938 года.
По возвращению вновь возглавил в структуре управления Центрального аэроклуба СССР имени А.В. Косарева Отдел парашютного спорта.
Из служебного отзыва, датированного октябрём 1938 года: «Капитан тов. МОШКОВСКИЙ Яков Давидович работает в Осоавиахиме с 1932 [правильно – с 13 января 1933] года. Последние годы тов. МОШКОВСКИЙ работал начальником Отдела парашютного спорта Центрального аэроклуба СССР.
В прошлом – энтузиаст парашютного дела.
В 1937 году принимал участие в экспедиции на Северный полюс и в поисках экипажа самолёта ЛЕВАНЕВСКОГО.
Неоднократно в том числе и в 1938 году, готовил парашютный десант к празднику 18-го августа. С этой работой справляется.
Военными качествами обладает, решителен, инициативен, но, проявляя инициативу, иногда способен не считаться с мнением коллектива и указаниями старших начальников. Излишне развязанный.
Состоял в группе сочувствующих ВКП(б). В 1938 году принят кандидатом в член ВКП(б).
Награждён правительственными [правильно – государственными] орденом ЛЕНИНА и орденам «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» [правильно – Красной Звезды].
Центральным советом Осоавиахима награждён знаком «ЗА АКТИВНУЮ ОБОРОННУЮ РАБОТУ».
Специально уточним, что высшей награды оборонного общества в лице нагрудного знака «За активную оборонную работу» был удостоен постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР за № 296 от 9 октября 1933 года, однако в официальную картотеку кавалеров данной награды внесён с искажением фамилии – как Машковский, а не Мошковский.
Приказом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 3 от 25 марта 1939 года назначен начальником Спортивного отдела Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова. Однако уже через несколько дней данная должность по причине реформирования центрального аппарата Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР была трансформирована в должность начальника Отдела воздушного спорта Управления авиации.
А ко второй половине июля 1939 года майор Я.Д. Мошковский – начальник Учебно-лётного отдела Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
24 июля 1938 года, совершая в ходе праздничных торжеств, посвящённых только что установленному Дню Военно-Морского флота, свой 302-й (по другим данным – 502-й) прыжок с парашютом (и он же сложный показательный, поскольку происходил над гладью Химкинского водохранилища), получил тяжёлую черепно-мозговую травму: порыв ветра снёс майора Я.Д. Мошковского, где тот со всего маха ударился головой о борт стоявшего там грузовика – передвижной торговой палатки.
Через несколько часов скончался, не приходя в создание.
Некролог в память выдающегося спортсмена-парашютиста был размещён на страницах центральной советской прессы 28 июля: «24 июля трагически погиб известный мастер парашютного спорта СССР майор Я.Д. Мошковский. С именем тов. Мошковского связана история парашютного спорта в нашей стране. Он был пионером массового парашютизма. Прекрасный мастер парашютного дела, смелый лётчик, он всю свою жизнь отдал делу укрепления оборонной мощи Советского Союза».
Прощание и гражданская панихида состоялись в Центральном доме работников искусств.
Тело майора Я.Д. Мошковского было кремировано, после чего урна с прахом под мелодию «Интернационала» была помещена в нишу древней стены Новодевичьего монастыря. А установил её туда выдающийся советский полярный лётчик Герой Советского Союза М.Т. Слепнёв.
Из списков личного состава системы Осоавиахима исключён приказом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 17 от 28 сентября 1939 года.
В настоящий момент в городе Пинске бывшая улица Котлярская, в доме № 1 по которой некогда проживала семья Давида Иосифовича и Софьи Ефимовны Мошковских, носит имя братьев Мошковских – в память о выдающихся земляках в лице Шабсая, Якова и Михаила Мошковских.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Лето 1935 года, Тушинский аэродром, советские парашютисты-инструкторы М.Г. Забелин (стоит вторым справа) и Я.Д. Мошковский (сидит справа) среди своих «подопечных» французских коллег: стоят слева направо капитаны Андре Дюрьё и Фредерик Жей, сидит – майор кавалерии граф Пешо Шалюе дю Рью. Крайний справа (стоит) – неизвестный по имени советский военный переводчик.


Март 1937 года, участник экспедиции на Северный полюс военный лётчик системы Осоавиахим акапитан Яков Давидович Мошковский (1905-1939) у своего самолёта накануне вылета из Москвы на остров Рудольфа. Автор фото – Б. Фишман. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5438201; номер по ГИК (КП) – 14816/13.

В Центральном архиве ДОСААФ России отыскал личное дело и учётную карточку такого пионера советского парашютизма, каким являлся Яков Давидович Мошковский (1905-1939). Остаётся лишь сожалеть, что какой-то варвар когда-то выдрал из личного дела фотопортрет этого героя Отечества.



Фамилия Якова Давидовича Мошковского в официальной Алфавитной картотеке кавалеров нагрудного знака Осоавиахима «За активную оборонную работу», которая также хранится в фондах Центрального архива ДОСААФ России.
« Последнее редактирование: 28 Марта 2019, 20:41:01 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27 322
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #973 : 07 Апреля 2019, 22:06:32 »
ЛОСЕНКОВ Василий Иванович (1919-1941), пилот из состава экипажа бомбардировщика ДБ-3 7-го дальнебомбардировочного авиационного полка 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии Дальнебомбардировочной авиации Красной Армии, сержант.
Родился 18 марта 1919 года в деревне Большой Конь Северного сельского поселения Чернского района Тульской области. Русский. Рабочий из крестьян. Член ВЛКСМ с 12 марта 1935 года: комсомольский билет образца 1932 года № 307666. Был женат: супруга, Лосенкова Зинаида Павловна, по состоянию на осень 1941 года проживала по адресу: город Тула, улица Ликбезовская, 16-А.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1931 году закончил четыре класса начальной школы на родине, а в 1935 году – семь классов Мценской железнодорожной школы на тот момент Курской, а теперь современной Орловской области;
- профессиональное: в 1936 году закончил школу ФЗУ при Тульском заводе № 176 (бывший тульский патронный завод) по специальности «Слесарь»;
- авиационное профессиональное: 1) в 1936 году – без отрыва от производства лётную школу Тульского областного аэроклуба Осоавиахима с производством по выпуску с в пилоты запаса; 2) 1 декабря 1937 году – инструкторский курс Тульского областного аэроклуба Осоавиахима; 22 декабря 1938 года – в городе Москве Всесоюзный парашютный центр Осоавиахима СССР по специальности «Инструктор парашютного спорта 1-й категории».
В 1927-1935 гг. – учащийся общеобразовательных учебных заведений: сначала начальной школы в родной для себя тульской деревне Большой Конь, а с 1931 года – Мценской железнодорожной школы.
В 1935-1936 гг. – учащийся ФЗУ при Тульском заводе № 176 по специальности «Слесарь» и одновременно без отрыва от производства учился в аэроклубе.
С 1937 года и по декабрь 1939 года – представитель учебно-строевого и командно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР: последовательно – курсант инструкторского курса Тульского областного аэроклуба Осоавиахима, с 1 декабря 1937 года – инструктор-лётчик того же аэроклуба, с 20 марта по 22 декабря 1938 года – курсант Всесоюзного парашютного центра Осоавиахима СССР, а с конца декабря 1938 года – инструктор парашютного спорта 1-й категории парашютного отряда Сталиногорского аэроклуба Отдела авиации Тульского областного совета Осоавиахима.
С декабря 1939 года – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 111), погиб 13 октября 1941 года: «Убит».
Место захоронения неизвестно.
Увековечен в Книге Памяти Тульской области – т. 11, стр. 715, но почему-то без указания соцданных.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:














Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 111.


Скан с 715-й страницы 11-го тома Книги Памяти Тульской области:
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 571
Re: Потери среди советских авиаторов
« Reply #974 : 10 Апреля 2019, 13:23:29 »

ЯКОВЕНКО Алексей Иванович (1909-1941), командир 1-й авиаэскадрильи 78 иап ВВС СФ, старший лейтенант. Член ВКП(б) с 1932 года.
Уроженец города Кишинёва - столицы Молдавии. Украинец.
Призван в 1931 году.
Выпускник 1933 года 3-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Награждён орденом Красного Знамени (08.11.1941).
Не вернулся с боевого задания 29 октября 1941 года: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76518526 .

Записан
Страниц: 1 ... 44 45 46 47 48 [49]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »