25-я стрелковая дивизия войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог (в/ч 5316)
Дивизия сформирована в декабре 1932 года – январе 1933 года в г. Киев на основании приказа ОГПУ СССР № от 27 декабря 1932 года как 5-я железнодорожная бригада Управления ПО и ВОГПУ ПП ОГПУ Украинского округа, состав, дислокация бригады:
Управление, штаб – г. Киев
4-й Юго-Западный железнодорожный полк – г. Казатин
30-й Юго-Западный железнодорожный полк – г. Киев – 1
31-й Юго-Западный железнодорожный полк – ж.д.ст. Бобринская
Приказом по бригаде №13 от 29 декабря 1932 года 4-й полк бригады переименован в 29-й Юго-Западный железнодорожный полк.
Приказом ОГПУ СССР № 568/с от 14 июня 1932 года во исполнения Постановления СНК СССР № 516/120 сс от 05 апреля 1932 года «О состоянии и развитии противовоздушной и противохимической обороны СССР» в составе бригады сформированы зенитно-артиллерийские дивизионы - 32-й дивизион ПВО , в составе полков дивизии – зенитно-пулеметные роты
Приказом инспекции ПВО НКВД УССР № 67/сс от 05 августа 1934 года во исполнения приказа НКВД СССР № 0015 от 28 июля 1934 года полки бригады переименованы:
29-й Юго-Западный железнодорожный полк в 55-й Юго-Западный железнодорожный полк
30-й Юго-Западный железнодорожный полк в 56-й Юго-Западный железнодорожный полк
31-й Юго-Западный железнодорожный полк в 57-й Юго-Западный железнодорожный полк
Приказом НКВД СССР № 00195 от 20 апреля 1937 года дивизия выведена из подчинения инспекции внутренней охраны НКВД УССР.
В апреле 1939 года на основании приказа Главного Управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений №11/с от 10 апреля 1939 года во исполнения приказа НКВД СССР № 00206 от 08 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР», Постановления СНК СССР № 154-16 сс от 02 февраля 1939 года «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» бригада переформирована в 4-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, дислокация, оргштатная структура дивизии:
Управление, штаб – г. Киев
55-й Юго-Западный полк – г. г.Казатин
56-й Юго-Западный полк – г. Киев
57-й Одесский полк – ж.д. ст.Бобринская
4-й-отдельный зенитно-артиллерийский дивизион – ж.д. ст. Фастов(Неданчичи)
5-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион – ж.д. ст.
6-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион – ж.д. ст.
12-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион – г. Шостка
17 сентября 1939 года на основании приказа НКВД СССР №00?

от 00 сентября 1939 года во исполнения Постановления Комитета Обороны при СНК СССР №339/сс от 06 сентября 1939 года части дивизии развернулись по штатам военного времени, в составе дивизии, в г. Казатин сформирован 89-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В ноябре 1939 года дивизия переведена на штаты мирного времени, 89-й полк расформирован.
С 10 по 15 января 1940 года в период Советско-Финляндской войны(30.11.1939 – 13.03.1940) на основании приказа НКВД СССР № 0022 от 05 января 1940 года «Об усилении охраны Кировской и Октябрьской железной дороги из состава дивизии в оперативное подчинение 2-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений переданы:
5-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион ПВО
6-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион ПВО
зенитно-пулеметная рота 57-го полка
четыре зенитно-пулеметные роты 55-го полка.
мотоброневагон полкового бронепоезда № 55.
26 апреля 1940 года на основании приказа НКВД СССР №00501 от 26 апреля 1940 года «Об изменении дислокации зенитно-артиллерийских дивизионов и рот для организации противовоздушной обороны Беломоро-Балтийского канала, Юго-Западной, Сталинской, Одесской и железной дороги им. Берия» в состав 2-й дивизии включены 3-я зенитно-пулеметная рота, 6-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, дивизион передислоцирован на ж.д.ст. Надвойцы, 5-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион дивизии передислоцирован на ж.д.ст. Черкассы Юго-Западной ж.д.
По состоянию на 01 января 1941 года дислокация, оргштатная структура дивизии:
Управление, штаб – г. Киев
55-й полк
управление, штаб – г. Коростень
1 батальон
управление, штаб – ж.д. ст. Овруч
1 рота – ж.д. ст. Овруч
2 рота – ж.д. ст. Чернобыль
2 батальон
управление, штаб – ж.д. ст. Казатин
3 рота – ж.д. ст. Казатин.
4 рота – ж.д. ст. Шепетовка
5 рота – ж.д. ст. Житомир
резервная рота – г. Коростень
полковая школа МНС – г. Жмеринка
бронепоезд – бепо № 55 – ж.д. ст. Коростень
56-й полк
Управление, штаб – г.Киев
1 батальон
управление, штаб – г.Чернигов
1 рота – г.Чернигов
2 рота – шоссейный мост р.Тетерев у м. Грени
2 батальон
управление, штаб – г.Киев
3 рота – ж.д.ст. Тетерев
4 роты – ж.д.ст. Киев
3 батальон
управление, штаб – ж.д.ст. Черкассы
5 рота – шоссейный мост р. Днепр у ж.д.ст. Черкассы
резервная рота – г.Киев
полковая школа МНС – г.Киев
Учебный бронепоезд - бепо № 56 – ж.д.ст. Черкассы
01 февраля 1941 года на основании совместного приказа НКО СССР/НКВД СССР №003/0086 от 28 января 1941 года «О передаче зенитных частей и подразделений войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений в ведение НКО СССР», во исполнения Постановления СНК СССР №198-97 сс от 25 января 1941 года «Об организации противовоздушной обороны» 4-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, 5-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион и 12-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион дивизии переданы в состав Красной Армии.
В апреле 1941 года на основании приказа НКВД СССР № 00423 от 18 апреля 1941 года «О переформировании соединений и частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» в состав дивизии включен дислоцированный в г. Вышгород, Киевской области 81-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
По состоянию на 01 июня 1941 года дислокация, оргштатная структура дивизии:
Управление, штаб, отдел политической пропаганды – г. Киев
55-й полк
управление, штаб, часть политической пропаганды – г. Коростень, ул. Вокзальная, д.31
1 батальон
управление, штаб – г. Овруч
1 рота – г. Овруч
2 рота – г. Житомир
2 батальон
управление, штаб – г. Казатин
3 рота – г. Казатин
4 рота – ж.д.ст. Шепетовка
резервная рота – г. Коростень
полковая школа – г. Жмеринка
бронепоезд № 55 – ж.д.ст. Коростень
56-й полк
управление, штаб, часть политической пропаганды – г. Киев, ж.д.колония -3, линия №79
1 рота – г. Чернигов
2 рота – г. – г. Киев
3 рота – мост р. Тетерев «82 км»
4 рота – мост р. Днепр г.Черкассы
учебный дивизион бронепоездов – ж.д. ст. Черкассы
резервная рота – г. Киев
полковая школа – г. Киев
57-й полк
управление, штаб, часть политической пропаганды – ж.д.ст. Шевченко
1 батальон
управление, штаб – ж.д.ст. Знаменка
1 рота – ж.д.ст. Христановка
2 рота – ж.д.ст. Знаменка
3 рота – ж.д.ст. Помощная
2 батальон
управление, штаб – г. Кишинёв
4 рота – г.Одесса
5 рота – ж.д.ст. Кишинёв
6 рота – ж.д.ст. Бельцы
резервная рота – ж.д.ст. Шевченко(находилась в г.Черкассы)
полковая школа – ж.д.ст. Знаменка
бронепоезд № 57 – ж.д.ст. Знаменка
81-й отдельный батальон – г. Вышгород
1 рота
2 рота
В 18.10 часов 22 июня 1941 года в дивизию поступила директива начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/6864 от 21 июня 1941 года «ВРИД командира 4 дивизии о приведении в боевую готовность частей и гарнизонов дивизии».
В 23.00 часов 22 июня 1941 года в дивизию из Киевского телеграфа поступила извещение-телеграмма за подписью Народного Комиссара Обороны СССР Маршала Советского Союза Тимошенко о начале всеобщей мобилизации в стране(РГВА; ф.38621, оп.1, д.255 л. )
В период 23 июня – 01 июля 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, с объявлением в стране всеобщей мобилизации, согласно схемы мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности(мобплан НКВД СССР «МП-41») утвержденной приказом НКВД СССР №00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» 23 июня 1941 года на дату М1 сформированы Комендатура Днепровода, Комендатура Госбанка РГВА.
25 июня 1941 года на дату М3 управление, штаб дивизии переформированы по штату военного времени № 02; 55-й полк переформирован по штату военного времени № 017; 56-й полк переформирован по штату военного времени № 018; роты полка переформированы в три батальона:
1 батальон – г. Чернигов,
2 батальон
3 батальон
2? июня 1941 года 57-й полк переформирован по штату военного времени №019, 2 батальон полка переформирован в 114-й полк по штату военного времени №020
2? июня 1941 года 81-й отдельный батальон переформирован по штату военного времени №077.
2? июня 1941 года в составе дивизии на ж.д. ст. Казатин сформирован 34-й резервный батальон по штату военного времени №063.
По состоянию на 01 июля 1941 года дислокация, оргштатная структура дивизии:
Управление, штаб, политотдел – г. Киев.
55-й полк
управление, штаб – г. Коростень, ул. Вокзальная, д.31
1 батальон
управление, штаб – г. Овруч
1 рота – г. Овруч
2 рота – г. Житомир
2 батальон
управление, штаб – г. Казатин
3 рота – г. Казатин
4 рота – ж.д.ст. Шепетовка
резервная рота – г. Коростень
полковая школа – г. Жмеринка
бронепоезд – бепо № 55 – ж.д.ст. Коростень
56-й полк
управление, штаб – г. Киев
1 батальон – г. Чернигов,
2 батальон – г. Киев
3 батальон – г. Черкассы
бронепоезд – бепо № 56 – ж.д. ст. Киев
резервная рота – г. Киев
полковая школа МНС – г. Киев
57-й полк
управление, штаб – ж.д.ст. Шевченко
1 батальон – ж.д.ст. Знаменка
1 рота – ж.д.ст. Христановка
2 рота – ж.д.ст. Знаменка
3 рота – ж.д.ст. Помощная
2 батальон
управление, штаб
4 рота – г.Одесса
5 рота – ж.д.ст. Бессарабская
6 рота – ж.д.ст. Бельцы
резервная рота – ж.д.ст. Шевченко(находилась в г.Черкассы)
полковая школа – ж.д.ст. Знаменка
бронепоезд № 57 – ж.д.ст. Знаменка
34-й отдельный резервный батальон
81-й отдельный батальон – Вышгород(г. Киев).
1 рота
2 рота
Комендатура Днепровода – г. Киев
Комендатура Госбанка – г. Киев
27 июня 1941 года дивизия на основании директивы начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/69640 от 27 июня 1941 года «О подчинении частей войск начальникам охраны войскового тыла фронтов», во исполнения указания НКВД СССР № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии», Постановления СНК СССР №1756-762 от 25 июня 1941 года «Об охране тыла фронтов» перешла в оперативное подчинение начальнику войск НКВД по охране войскового тыла Юго-Западного фронта, 114-й полк – в оперативное подчинение начальнику войск НКВД по охране войскового тыла Южного фронта.
В июле 1941 года в состав 56-го полка дивизии включен построенный на Киевском паровозо-вагоно-ремонтном заводе имени Январского восстания бронепоезд №56 литер «А», полковая артиллерийская батарея 6-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР вошла в оперативное подчинение дивизии.
В конце июля 1941 года две роты кадрового состава 34-го отдельного резервного батальона войск НКВД по охране железнодорожных сооружений во исполнения приказа НКВД СССР № 00941 от 19 июля 1941 года «О сформировании частей войск НКВД при особых отделах» откомандированы на охрану особых отделов армий Юго-Западного фронта.
В начале августа 1941 года во исполнение приказа начальника войск НКВД охраны тыла Юго-Западного фронта 64-й полк 10-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности вошел в оперативное подчинение дивизии.
В августе 1941 года приказом НКВД УССР 227-й полк конвойных войск НКВД СССР вошел в оперативное подчинение дивизии.
19 сентября 1941 года дивизия в составе управления, штаба, политотдела, 56-го полка, 57-го полка, 34-го резервного отдельного батальона, 81-го отдельного батальона, приданных 64-го полка, 227-го полка конвойных войск НКВД. в р-не г. Киева совместно с 37-й армией попала в окружение противника Юго-Западного фронта.
По состоянию на 17 ноября 1941 года из окружения вышло 647 военнослужащих дивизии.
В ноябре – декабре 1941 года(

) восстановлены управление, штаб, политотдел дивизии.
В декабре 1941 года на основании приказа НКВД СССР №001334 от 18 сентября 1941 года в составе дивизии сформирован автотранспортный взвод штатной численностью 28 военнослужащих.
Приказом НКВД СССР № 00292 от 11 февраля 1942 года «Перечень соединений и частей войск НКВД СССР по охране железных дорог» дивизия в составе:
Управление, штаб – г. Балашов
55-й полк – г. Бобров
56-й полк – г. Балашов
57-й полк – не вышел из окружения
114-й полк – г. Ростов-на-Дону
34-й отдельный резервный батальон – не вышел из окружения
включена в состав войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР № 00293 от 11 февраля 1942 года дивизия переименована в 25-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР № 00298 от 11 февраля 1942 года дивизия выведена из оперативного подчинения командования Советской Армии.
По состоянию на 11 февраля 1942 года дислокация, оргштатная структура дивизии:
Управление, штаб, политотдел – г. Балашов, п/я №80.
55-й полк
114-й полк
34-й отдельный резервный батальон
В период 12 марта – 00 апреля 1942 года на основании приказа штаба дивизии № 48/18 от 01 марта 1942 года в г. Мичуринск восстановлен 57-й полк – условный номер полка почтовый ящик - 100.
В апреле 1942 года на основании приказа НКВД СССР №00625 от 23 марта 1942 года во исполнения приказа НКВД СССР/НКПС СССР №001717/с- 713/ц от 25 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» в составе дивизии сформирован узел связи, на ж.д.ст. Бобров - 11-й отдельный батальон.
Приказом НКВД СССР № 00861 от 27 апреля 1942 года в штат дивизии включена редакция дивизионной многотиражной газеты численностью 6 военнослужащих.
По состоянию на 01 июня 1942 года дивизия в ходе боевых действий потеряла 6541 военнослужащих из них убито, умело от ран – 995, ранено – 1236, пропало без вести – 4310 военнослужащих.
В период 20 – 27 июля 1942 года 57-й полк дивизии передислоцирован в пос. Беково.
В сентябре 1942 года на основании приказа НКВД СССР №001867 от 02 сентября 1942 года 11-й батальон, 34-й отдельный резервный батальон дивизии расформированы, 114-й полк включен в состав вновь сформированной 28-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железных дорог – г. Киров, полк передислоцирован на ж.д.ст. Котлас.
Приказом по дивизии №0043 от 09 ноября 1942 года во исполнения приказа НКВД СССР № 002344 от 21 октября 1942 года бронепоезда 55-го полка, 56-го полка, 57-го полка выведены из состава полков, переформированы в отдельные бронепоезда войск НКВД СССР по охране железных дорог и переименованы :
Бронепоезд № 55 в 32-й отдельный бронепоезд
Бронепоезд № 56 в 33-й отдельный бронепоезд
Бронепоезд № 57 в 34-й отдельный бронепоезд
57-й полк на основании п.2 приказа НКВД СССР № 002344 от 21 октября 1942 года подлежал расформированию.
В начале ноября 1942 года 121-й полк войск НКВД СССР по охране железных дорог включен в состав дивизии.
Приказом НКВД СССР №002644 от 03 декабря 1942 года п.2 приказа НКВД СССР № 002344 от 21 октября 1942 года о расформировании 57-го полка отменен.
Приказ НКВД СССР № 00470 от 11 марта 1943 личный состав расформированных 33-го отдельного резервного батальона обращен на комплектование 57-го полка дивизии, личный состав 36-го отдельного резервного батальона – 56-го полка дивизии.
В марте 1943 года на основании приказа НКВД СССР №097 от 19 марта 1943 года в составе дивизии сформирована дивизионная школа младшего начсостава(МНС).
19 мая 1943 года бронепоезд переименован в 56-й отдельный Краснознаменный бронепоезд войск НКВД СССР по охране железных дорог.
В период 30 июля – 04 августа 1943 года на основании распоряжения начальника войск НКВД СССР по охране железных дорог №68133 от 18 июля 1943 года во исполнения приказа НКВД СССР №001248 от 17 июля 1943 года 57-й полк дивизии включен в состав 29-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железных дорог , передислоцирован в г. Ростов-на-Дону.
В период 22 августа – 00 сентября 1943 года на основании распоряжения командира дивизии во исполнения приказа НКВД СССР №001332 от 03 августа 1943 года в пос. Бекево Пензенской области в составе дивизии по штату №112 сформирован 151-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог.
10 сентября 1943 года на основании телеграфного распоряжения командира дивизии №00251 от 00 сентября 1943 года 1-я рота 57-го полка убыла в г. Белгород.
15 сентября 1943 года на основании приказа НКВД СССР № 001541 от 15 сентября 1943 года дивизионная школа младшего начсостава(МНС) переименована в школу сержантского состава.
17 сентября 1943 года на основании телеграфного распоряжения начальника войск НКВД СССР №53406 от 17 сентября 1943 года во исполнения приказа НКВД СССР №001494 от 06 сентября 1943 года 56-й полк включен в состав 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, из состава 26-й дивизии в состав дивизии переданы 81-й полк, 125-й полк.
В октябре 1943 года 151-й стрелковый полк включен в состав 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
05 ноября 1943 года на основании приказа НКВД СССР №001713 от 05 ноября 1943 года из состава 33-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог в состав дивизии передан 78-й отдельный бронепоезд, 56-й отдельный бронепоезд дивизии исключен из состава дивизии, передан в состав 24-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
В ноябре 1943 года на основании приказа НКВД СССР №001711 от 05 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» из-за отсутствия материальной части и арттехвооружения 32-й отдельный бронепоезд, 34-й отдельный бронепоезд дивизии расформированы.
В декабре 1943 года на основании приказа НКВД СССР №001778 от 23 ноября 1943 года 81-й полк дивизии передислоцирован на ж.д.ст. Сарепта Сталинградской ж.д., 55-й полк передислоцирован с ж.д. ст. Красный Кут Рязано-Уральской ж.д. на ж.д.ст. Дарница(г. Киев) Юго-Западной ж.д.
В январе 1944 года(?) на основании распоряжения начальника войск НКВД СССР – Зам. народного комиссара НКВД СССР №17/779 от 12 декабря 1943 года для выполнения оперативных задач на Северном Кавказе сформирован сводный батальон дивизии численностью 403 военнослужащих, батальон откомандирован на Северный Кавказ.
01 января 1944 года на основании приказа НКВД СССР №001851 от 23 декабря 1943 года 57-й полк вновь включен в состав дивизии, передислоцирован в г. Крюково Полтавской области.
В январе 1944 года на основании приказа НКВД СССР №001851 от 23 декабря 1943 года управление, штаб, политотдел, узел связи, школа сержантского состава, 78-й отдельный бронепоезд передислоцированы в г. Киев.
В январе 1944 года на основании приказа НКВД СССР № 0040 от 12 января 1944 года в состав дивизии включены 60-й и 69-й полки войск НКВД СССР по охране железных дорог, 81-й полк, 125-й полк дивизии включены в состав вновь сформированной 22-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
В период 10 февраля – 31 марта 1944 года 69-й полк передислоцирован в г. Казатин, принял под охрану Винницкую ж.д. РГВА; ф.38327, оп.1, д. л.43.
С 10 марта по 22 мая 1944 года 60-й полк передислоцирован в местечко Атаки Молдавской ССР.
В августе 1944 года на основании приказа НКВД СССР № 00941 от 07 августа 1944 года в из состава 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог состав дивизии передан 35-й отдельный бронепоезд.
С 23 августа 1944 года на основании приказа начальника войск НКВД СССР по охране железных дорог №0021 от 26 августа 1944 года дислокация 35-го бронепоезда – ж.д.ст. Волчинец Кишиневской ж.д.
В сентябре 1944 года на основании приказа НКВД №001033 от 10 сентября 1944 года в составе дивизии сформирована отдельная маневренная группа.
В период 07 – 23 октября 1944 года управление, штаб, политчасть, службы, специальные подразделения 60-го полка передислоцированы к постоянному месту дислоцирования – г. Кишинев.
С 10 октября 1944 года на основании приказа начальника войск НКВД СССР по охране железных дорог №0026 от 17 октября 1944 года дислокация 35-го бронепоезда – ж.д.ст. Бельцы – Западные, Кишиневской ж.д.
В ноябре 1944 года на основании совместного указания НКВД СССР/НКГБ СССР №246/136 от 28 октября 1944 года «Об усилении охраны железнодорожных коммуникаций и недопущений на них диверсий» в дивизии сформирована отдельная маневренная группа, в составе 78-го бронепоезда дивизии – десантно-маневренная группа.
С 30 апреля 1945 года на основании приказа начальника войск НКВД СССР №0010 от 11 мая 1945 года дислокация дивизионной школы сержантского состава – г.Черкассы.
С 07 июня 1945 года на основании приказа начальника войск НКВД СССР по охране железных дорог №0013 от 11 июня 1945 года дислокация 35-го бронепоезда – ж.д.ст. Черновицы, Кишиневской ж.д.
С 20 июня 1945 года на основании приказа начальника войск НКВД СССР по охране железных дорог №0015 от 27 июня 1945 года дислокация 78-го бронепоезда – ж.д.ст. Кривин, Юго-Западной ж.д.
В октябре 1945 года на основании приказа НКВД СССР № 001126 от 14 ноября 1945 года во исполнения Постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 2417 – 643/сс от 21 сентября 1945 года «О сокращении численности войск НКВД» » 35-й отдельный бронепоезд, отдельная маневренная группа дивизии расформированы.
В июне 1946 года на основании приказа МВД СССР № 00489 от 25 мая 1946 года во исполнения Постановления Совета Министров СССР № 831-341сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР» расформированы 60-й полк, 69-й полк дивизии, охраняемые объекты, гарнизоны, личный состав расформированного 60-го полка включены в состав 57-го полка, охраняемые объекты, гарнизоны, личный состав расформированного 69-го полка включены в состав 55-го полка, в состав дивизии из состава 32-й стрелковой дивизии войск МВД СССР по охране железных дорог переданы 117-й стрелковый полк – г. Ровно, 36-й отдельный бронепоезд – ж.д.ст. ??, Ковельской ж.д., 39-й отдельный бронепоезд - ж.д.ст. Ковель, Ковельской ж.д.
15 июля 1946 года на основании приказа НКВД СССР№ № 00645 от 04 июля 1946 года во исполнения Постановления Совета Министров СССР № 831-341/сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР» 78-й отдельный бронепоезд дивизии расформирован.
17 января 1947 года на основании приказа по дивизии №002 от 03 января 1947 года, во исполнения приказа МВД СССР № 001083 от 07 декабря 1946 года 57-й полк расформирован, охрана объектов и личный состав, переданы в состав 55-го полка, приказ по 57-му полку №0021 от 17 января 1947 года.
09 января 1947 года на основании приказа НКВД СССР №001149 от 16 декабря 1946 года в состав дивизии включен 532-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог – г. Шостка, Сумской области, УССР.
28 октября 1951 года на основании приказа МВД СССР №00677 от 22 сентября 1951 года школа сержантского состава дивизии передана в состав УИТК МВД УССР.
В декабре 1951 года на основании приказа МВД СССР № 00665 от 17 сентября 1951 года во исполнения приказа МВД СССР № 00248 от 15 мая 1951 года, Постановления Совета Министров СССР № 1483-749 сс от 06 мая 1951 года «Вопросы МВД СССР» дивизия расформирована, охрана объектов, личный состав, переданы в военизированную охрану МПС.
Награды. поощрения дивизии:В 1940 году дивизия среди соединений войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений заняла первое место по боевой подготовки, приказом начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений № 60 от 30 ноября 1940 года «Об итогах боевой подготовки в 1940 году и задачах на 1941 год» дивизии объявлена «Благодарность»().
Боевая, оперативно-служебная деятельность дивизии:Дивизия в мирное время по 22 июня 1941 года выполняла следующие задачи:
а)охрана Юго-Западной ж.д., Винницкой ж.д., ,Одесской ж.д., с августа 1940 года Кишиневскую ж.д. на основании приказа НКВД СССР № 00947 от 05 августа 1940 года «О принятии под охрану железнодорожных сооружений Бессарабии и северной части Буковины».
б)противовоздушная оборона важных железнодорожных объектов, Шосткинских химических заводов
в)с января 1941 года на основании приказа НКВД СССР № 0074 от 18 января 1941 года «Об организации охраны объектов ГУШОСДОР войсками НКВД по охране железнодорожных объектов» охрана важнейших стратегических автодорожных мостов.
г)части и подразделения дивизии дислоцированные близи государственной границы оказывали содействие пограничным войскам в охране Государственной границы СССР.
д)охрана промышленных объектов.
е)по месту дислокации участие в охране внутреннего правопорядка в стране.
17 сентября 1939 года в период Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину(17.09. – 12.10.1939), во исполнения Постановления КО СССР № 338сс от 17 сентября 1939 года "для обеспечения бесперебойной работы железных дорог" дивизия переведена на положение военного времени.
02 января 1940 года в период Советско-Финляндской войны(30.11.1939 – 13.03.1940) на основании приказа НКВД СССР № 001566 от 31 декабря 1939 года пулеметный взвод 55-го полка откомандирован в состав 82-го пограничного отряда войск НКВД, принял участие в боевых действиях.
С 10 января 1940 года по 26 апреля 1940 года на основании приказа НКВД СССР № 0022 от 05 января 1940 года «Об усилении охраны Кировской и Октябрьской железной дороги» 5-й и 6-й отдельные артиллерийские зенитные дивизионы дивизии, зенитно-пулеметная рота 57-го полка, четыре зенитно-пулеметные роты 55-го полка, мотоброневагон полкового бронепоезда № 55 в составе 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений приняли участие в охране объектов Кировской ж.д.
Приказом НКВД № 0134 от 05 апреля 1940 года 5-й отдельный артиллерийский зенитный дивизион ПВО признан принимавшим непосредственное участие в боевых действиях в период Советско-Финляндской войны(30.11.1939 – 13.03.1940).
По состоянию на 22 июня 1941 года части и подразделения дивизии охраняли:
80 железнодорожных мостов
2 тоннеля
25 водокачек
3 электроподстанции
2 шоссейных моста
1 склад
Киевский Днепровский водопровод.
В период Великой Отечественной войны с 26 июня 1941 года по 16 января 1942 года, с 08 июля по 28 августа 1942 года, с 16 сентября 1942 года по 15 февраля 1943 года, с 21 февраля по 01 августа 1944 года дивизия входила в состав Действующей Красной Армии, выполняла следующие задачи:
а)охрана Юго-Западной ж.д., Винницкой ж.д., Одесской ж.д., Кишиневской ж.д., Ковельской ж.д., Пензенской ж.д., Рязано-Уральской ж.д.
б) охрана важнейших стратегических автодорожных мостов в Киевской, Черниговской, Житомирской и Винницких областях УССР.
в)охрана промышленных объектов, правительственной «ВЧ» - связи.
г)по месту дислокации охрана войскового тыла Южного фронта, Юго-Западного фронта, 1-го Украинского фронта, 2-го Украинского фронта, 3-го Украинского фронта, 4-го Украинского фронта, 1-го Белорусского фронта.
д)по месту дислокации участие в охране внутреннего правопорядка в стране.
е)по месту дислокации на территории Западной Украины участие в ликвидации антисоветского националистического подполья, подпольных вооруженных отрядов УПА-ОУН, СБ-ОУН.
ж)части и подразделения дивизии дислоцированные близи государственной границы оказывали содействие пограничным войскам в охране Государственной границы СССР.
В период 23 – 26 июня 1941 года, с началом Великой Отечественной войны дивизия согласно мобилизационного плана дополнительно приняла под охрану более 100 объектов.
10 июля 1941 года дивизия на участках Киев – Нежин, Нежин – Бахмач – Конотоп, Киев – Гребенка – Бахмач – Конотоп, Киев – Гребенка – Бахмач приняла под охрану правительственную линию связи-ВЧ.
В середине июля 1941 года 56-й полк дивизии принял под охрану все построенные временные переправы на р. Днепр от Неданчичи по Черкассы включительно, на р. Припять у г. Чернобыль, на р. Десна все переправы от Чернигова до Киева.
22 июня 1941 года в 4.00 часов с началом Великой Отечественной войны гарнизоны 2 батальона 57 полка расположенные на границе и в приграничных районах Молдавской ССР и в Северной Буковине Украинской ССР(ж.д.мост р. Прут у ж.д.ст. Унгены Кишиневской ж.д., мост р. Прут-60 км, ж.д. мост р. Бадаль-Серет), вступили в бой.
19 сентября 1941 года дивизия оказалась в окружении вместе с частями и соединениями Юго-Западного фронта, с 10.00 – 16.00 часов взорвав все Киевские мосты, промышленные объекты (КРЭС, телеграф, радиоцентр) части дивизии при сильном артиллерийском и минометным огнем противника начали оставлять г. Киев, отступать по маршруту Дарница, Борисполь куда отступали части и соединения 37-й армии.
20 сентября 1941 года с 10.00 часов до 16.00 часов дивизия для прикрытия отхода 37-й армии по приказу командующего армии, на участке Александровка – хут. Гора фронтом на запад вела оборонительный бой с превосходящими силами противника, в 16 часов дивизия поставив в авангарде 56-й полк начала отход по маршруту Мартусовка, Глубокое, Рогозов, Любарцы в обход Борисполя.
22 сентября 1941 года дивизия оказалась рассечена на две части, 56-й полк за исключением пулеметной роты, штаб дивизии за исключением 1 отделения, второй эшелон дивизии прорвались через Люберцы на Барышевку, вторая часть дивизии – 57-й полк, 227-й полк, 34-й батальон, 81-й батальон, пулеметная рота 56-го полка, 1 отделение штаба дивизии сосредоточилась в р-не Рогозов, в Рогозове к дивизии присоединены два орудия с расчетами 28-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД, к 57-му полку присоединились 50 красноармейцев, батарея артиллерии в составе 3 легких пушек, 2 -152 мм орудий.
С 12.30 до 17.00 часов 22 сентября 1941 года 57-й полк вел бой за Рогозов где полк потерял до 50 % личного состава, нанеся противнику потери до 1200 человек убитыми и ранеными, в 17.00 часов полк начал отход в юго-восточном направлении на Старое, однако полк разрезанный на две части начал отходить двумя группами: одна группа во главе с командиром полка на Старое, в р-не Андруши в количестве около 80 военнослужащих присоединилась к дивизии, вторая группа во главе командиром 1 батальона капитаном Павловым отступила в лес южнее Староселья, где по решению командира батальона разделена на небольшие группы для выхода из окружения, часть раненых 57 полка в селах Старое и Сошниково сдана местному населению.
01 октября 1941 года дивизия в р-не с. Девички при прорыве из окружения противника провела свой последний бой, понесла большие потери, рассеялась на мелкие группы, фактически перестав существовать как единое целое соединение.
С 23 февраля по 20 марта 1944 года сводный батальон дивизии временно дислоцированный на Северном Кавказе на основании приказа НКВД СССР № 00193 от 21 марта 1944 года во исполнения Постановления ГКО СССР № 5073 сс от 00 января 1944 года «О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР» приняла участие в депортации чеченцев и ингушей из ЧИАССР в Казахстан, Киргизию и Сибирь.
После окончания Великой Отечественной войны части и дивизии привлекались к ликвидации западноукраинских националистических подпольных отрядов УПА – ОУН.
Примеры боевой, оперативно-служебной деятельности дивизии:Поздно вечером 22 сентября 1941 года 34-й батальон, 1 батальон 227-го полка в 1 км юго-западнее Любарцы при отражении внезапной атаки противника, на штаб дивизии, разгромили полк противника, захватив знамя противника.
Результаты боевой, оперативно-служебной деятельности дивизии:
С 22 июня по 01 октября 1941 года дивизия в боях вывела из строя около 9000 гитлеровцев, 57 танков и бронемашин, 54 орудий, 61 минометов, 23 пулемета, 9 тракторов, до 200 автомашин, 32 мотоцикла, сбили 6 самолетов, захватили 3 знамя противника, 90 военнослужащих дивизии награждены государственными наградами(5. стр.85).
С 06 декабря 1941 года по 20 января 1942 года 114-й полк при охране войскового тыла 56А задержал 12 агентов немецкой разведки, 187 пособников немецких оккупантов.
В 1944 году части и подразделения дивизии задержали 3 шпионов, 227 бандитов, 1048 дезертиров из Красной Армии.
В 1948 году части и подразделения дивизии во Львовской, Ровенской, Ковельской областях провели 14 операций против бандеровцев.