Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Воины-железнодорожники  (Прочитано 21811 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #20 : 22 Июля 2015, 15:47:18 »
Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818884, д. 33, л. 60. Начало скорбного списка потерь 4-й отдельной железнодорожной бригады за лето 1941 года: https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=1038907&id1=400f1ea509a7989acb837fcd280ce771&path=VS/001/058-0818884-0033/00000061.JPG
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #21 : 22 Июля 2015, 15:52:14 »
Путеец 75-го отдельного строительного путейского железнодорожного батальона 4-й отдельной железнодорожной бригады красноармеец Иван Ермолаевич Кузьминых 1921 г.р., уроженец Башкирии.
23 июля 1941 года пленён противником у районного города Белая Церковь Киевской области Украины.
Погиб в нацистском плену, предположительно, как узник шталага-18Ц (Stalag XVIII C; он же – 317 и 317 C).


Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818884, д. 33, л. 75.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=1038937&id1=7378d0619477742e763b334200a42c0c&path=VS/001/058-0818884-0033/00000091.JPG – под № 326:

Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977529, д. 33, л. 388.
https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/004/058-0977529-0033/00000506.jpg&id=301160477&id=301160477&id1=96773ae5819103bc84628ae896badf52
https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/004/058-0977529-0033/00000507.jpg&id=301160479&id=301160479&id1=25fdad3495899be6d56a5d10db7c1842
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #22 : 05 Сентября 2015, 22:15:37 »
Ищу могилу своего дяди – Беккожу Мустафина. С уважением, Серик Мустафин (mspsm@mail.ru).
Номер записи в ОБД – 68368973.
Мустафин Беккожа 1906 г.р.
Призван в июле 1941 года Молотовским РВК Акмолинской области Казахской ССР. Боец 44-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона, красноармеец. Официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в январе 1944 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977522, д. 56, л. 296.

https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0977522-0056/00000373.jpg&id=68368965&id=68368965&id1=f06543dff0f31a22aa8c058b742bf575 – последний на странице:

Коллега, мой почтение!
Представленный Вам документ – из материалов послевоенного подворового опроса. А если конкретно, – со страниц донесения Зерендинского райвоенкома Кокчетавской области Казахской ССР за Исходящим № 76 от 31 января 1949 года: https://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0977522-0056/00000372.jpg&id=68368964&id=68368964&id1=bcb92c4a495830dee76835799131d0e0

Зерендинский райвоенком, судя по всему, не достаточно добросовестно отнёсся тогда к делу и, например, не взял во внимание тот факт, что до февраля 1943 года в советских Вооружённых Силах ещё не существовало института пятизначных условных номеров полевых почт, а, следовательно, военнослужащий Беккожа Мустафин летом 1942 года ну никак не мог бы отправить письмо с условного адреса 44 ождб – в/ч «Полевая почта № 05635». Наверняка такое письмо отсюда было им отправлено, но только годом позже!
В Вашем случае без личного визита в ЦАМО на правах частного исследователя не обойтись! Вам надо лично изучить здесь сохранившейся фонд в/ч «Полевая почта № 05635» = 44-го жд батальона!
Благодарю Вас, Юрий Петрович, за разъяснения по полевой почте. С уважением, С. Мустафин.
Записан

Раиса52

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 113
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #23 : 23 Ноября 2015, 00:04:23 »
Номер записи в ОБД – 61924148.
Баков Михаил Павлович 1927 г.р., в Одесской области Украины.
Призван Волигоцуловским РВК Одесской области. Боец 156-го отдельного восстановительного жд батальона, красноармеец. Умер 19.05.1945 года в ЭГ-1527. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. А-83627, д. 3051.

Номер записи в ОБД – 3462940.
Вачадзе Михаил Абрамович 1907 г.р., уроженец Абхазии.
Призван Сухумским ГВК Грузинской ССР. Боец 25-го отдельного мостового жд батальона (в/ч «Полевая почта № 11892») 36 ождбр 3-го Украинского фронта, красноармеец. Умер 11.10.1943 года от болезни в ВГ- 412. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 1073, л. 1170.

Номер записи в ОБД – 3769234.
Джуманов Ахмадаль 1901 года в Узбекистане.
Призван в 1942 году Нарынским РВК Ферганской области Узбекской ССР. Боец 2-го отдельного мостового жд батальона 3-го Украинского фронта, красноармеец. Умер от ран 12.11.1943 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 1254.

Номер записи в ОБД – 3769242.
Жаткин Анисим Егорович 1912 г.р. в казахстанском городе Алматы.
Призван в 1941 году Алма-Атинским ГВК Казахской ССР. Боец 24-го отдельного восстановительного жд батальона, красноармеец. Умер от ран 14.10.1943 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 1254.

Карельский Константин Дмитриевич 1898 г.р., уроженец туркменского города Чарджоу.
Призван в 1942 году Чарджоуским РВК Туркменской ССР. Боец 38 отд. жд роты 3-го Украинского фронта, красноармеец. Умер от болезни 11.11.1943 года и был похоронен: Украинская ССР, Сталинская область, город Славянск, кладбище. Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 1254.

Номер записи в ОБД – 62038304.
Турлубеков Мани 1910 г.р., уроженец Актюбинской области Казахстана.
Призван Ключевским РВК Актюбинской области Казахской ССР. Боец 34-го отдельного восстановительного жд батальона, красноармеец. Умер 24.02.1944 от болезни в ЭГ-2920. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. А-83627, д. 5109.
« Последнее редактирование: 23 Ноября 2015, 07:47:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #24 : 07 Декабря 2015, 14:23:25 »
Умерший от болезни в СЭГ-4587 боец 48 ождб красноармеец Нурбан Байсереев 1901 г.р., уроженец Казахстана. Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 18003, д. 645, л. 135.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=4921287&id1=2d3180d77eccff2988f8fd98edf37196&path=VS/002/058-0018003-0645/00000187.jpg
Записан

valb

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1
  • Валерий Пенза.
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #25 : 13 Мая 2016, 08:15:32 »
Всех приветствую!
Пытаюсь найти однополчан моего отца – Белякова Ивана Александровича 1909 года рождения: http://moypolk.ru/penza/soldiers/belyakov-ivan-aleksandrovich

Сержант И.А. Беляков.

Командир роты, в которой служил мой отец, – старший лейтенант Иван Ефимович Есипов, погиб: http://podvignaroda.mil.ru/?#id=17944547&tab=navDetailManAward

Старший лейтенант И.Е. Есипов.

Земляк-однополчанин – Байбеков Хайбулла Наджминович (1907-14.03.1945): http://dmitrovsk1943.mybb.ru/viewtopic.php?id=1902

Офицер-однополчанин Филь Пётр Дорофеевич: http://kerchbook.ru/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/

Личный визит в архив, конечно было бы идеальным решением вопроса! Но время покажет, получится ли... Хотелось бы найти родственников командира роты, в которой служил отец, – старшего лейтенанта Ивана Ефимовича Есипова. По рассказам отца, очень хороший был командир, жалко погиб при обстреле:  http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2912858
Номер записи в ОБД – 2912858.
Есипов Иван Ефимович 1918 г.р., уроженец Бейского района Республики Хакасия.
Начальник технической команды разведки 44 ождбр, старший лейтенант. Погиб 20.09.1943 года и был похоронен: Краснодарский край, Абинский район, станица Абинская, 40 м от школы, кладбище, 2-й ряд в сторону Краснодара, могила с северной стороны. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 870, л. 156об.

https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=2912815&id1=a14b8fd61a54cfcc633e47c3e6299227&path=VS/001/058-0018001-0870/00000246.jpg – под № 43:
« Последнее редактирование: 26 Марта 2020, 15:26:32 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #26 : 26 Марта 2017, 10:10:50 »
КРЮКОВ Илья Селиверстович (1919-1941), командир взвода 78-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона, лейтенант.
Место рождения/домашний адрес: Орловская область, Должанский район, Козьма-Демьяновский сельсовет, деревня Кобылья (ныне – деревня Калиновка).
Призван Должанским РВК Орловской области.
Убит при обстреле с самолёта противника 10 октября 1941 года и первоначально был похоронен: Калининская область, Ржевский район, станция Есиповская Калининской ж/д.
В официальном списке советских военнослужащих, похороненных на воинском мемориале деревни Глебово Ржевского района Тверской области, не значится: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=89749217
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #27 : 18 Июня 2018, 12:10:27 »

От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- Службе военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации – 150 лет!
18 июня 1868 года военным министром генерал-адъютантом Дмитрием Милютиным был учрежден Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою, который стал прообразом современной структуры Службы военных сообщений.
С самого начала своего существования Служба военных сообщений стала для армии и флота тем связующим нервом, без которого невозможна победа в войне любого масштаба или вооруженном конфликте. Это подтверждено примерами и опытом, как всех мировых войн, так и локальных военных операций, в том числе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008-го и по возвращению Республики Крым в состав Российской Федерации в 2014 году.
В условиях мирного времени Служба военных сообщений организует бесперебойную перевозку вооружения, военной техники и других материальных средств в интересах российских войск, выполняющих поставленные задачи, в том числе и за пределами Российской Федерации.
Успешно решают органы военных сообщений и другие важные задачи, связанные с развитием инфраструктуры и наращиванием группировки войск (сил) в Арктическом регионе, Северным завозом, передислокацией и формированием новых соединений и воинских частей, перемещением войск (сил) на незнакомые полигоны в ходе крупномасштабных стратегических учений.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #28 : 03 Августа 2018, 10:59:38 »
Офицер-железнодорожных войск полковник Фёдор Николаевич Тарасов (1901-1992):

От Владимира Мельникова, проживающего в городе Отрадный Самарской области:
- У офицера на кителе – нагрудный знак «Почётному железнодорожнику» образца 1934 года:

« Последнее редактирование: 26 Марта 2020, 15:20:33 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #29 : 18 Марта 2019, 18:23:21 »
Астафьев Афанасий Иванович 1916 г.р., уроженец Курганской области. Последнее письмо с фронта домой датировал 27 июля 1943 года. Воин-железнодорожник: служил в 84-м отдельном восстановительном путевом батальоне (в/ч «Полевая почта № 24546») 27-й отдельной железнодорожной бригады. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977524, д. 31, л. 165. https://obd-memorial.ru/html/images3?id=71604060&id1=10098ba6cbde470b556e8f1f5144b5c5&path=Z/010/058-0977524-0031/00000186.JPG
Записан

Анна11

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #30 : 27 Октября 2019, 18:07:35 »

Весна 1940 года, воин-железнодорожник отделённый командир Алексей Мартынович Григоров (1916-не позднее начала января 1942).

Всем доброго времени суток!
В параллельной ветке (http://voenspez.ru/index.php?topic=4614.0) в сообщении от Юрия Петровича видела Начало скорбного списка потерь 4-й отдельной железнодорожной бригады за лето 1941 года. А не имеется ли продолжение данного списка?
Ищу деда Григоров Алексей Мартынович. Он родился в 1916 году в деревне Каружа Трубчевского района Брянской области. В армию был призван осенью 1938 года с направлением на Дальний Восток.
Являлся кандидатом в члены ВКП(б) с марта 1940 года: кандидатская карточка № 2721104, выдана 9 мая 1940 года политотделом 3-й отдельной железнодорожной бригады 1-й отдельная Краснознамённой армии.

В 1939 году прошёл обучение во 2-й роте Учебного батальонв 3 ождбри по выпуску был произведён в отделённые командиры.
Далее, по данным из РГВА, после «учебки» был направлен в 85-й отдельный батальон 3 ождбр, но в список внесён с искажением фамилии – как Григорьев.

Из воспоминаний родственников известно, что накануне войны (март-май 1941 года) он был переброшен с Дальнего Востока на Украину. Полагаю, что в составе 1-й, 4-й или 5-й отдельных желдор бригад, так как 3-я бригада, в которой он вступил в ряды коммунистов, оставалась на Дальнем Востоке.
По состоянию на 16.01.1942 года он числится убитым (сопроводительное письмо из РГАПСИ к партийному документу):

На сайте ОБД-Мемориал имеются данные о нашем дедушке: http://joxi.ru/gmvBJ0biq4Zodm Но они во многих местах ошибочны, так как были внесены в Книгу Памяти Трубчевского района по воспоминаниям родственников, а не по документам.
В данный момент поиск сузился до двух железнодорожных батальонов: 1) 85-го, так как он выбыл на Запад из 3 ождбр; и 2) 75-го.
По информации от ветерана-железнодорожника: «Изучая Книги Памяти Подмосковья, наткнулся на записи в них, о погибших и умерших из 75 острпждб 3 ождбр в одних случаях, а в других – 75 острпждб 4 ождбр. Записи о захоронениях относятся к концу 1941-началу 1942 годов. Мне думается, что 75 острпждб был включён в состав 4 ождбр и убыл вместе с ней в районы Западной Украины, а с 1 сентября 1941 года был передислоцирован в состав войск Западного фронта, но в Красноармейских книжках погибших было указано, что они воины 75 острпждб 3 ождбр».
Буду признательна, если у кого-нибудь имеются списки потерь данных батальонов за период, начиная с 16 января 1942 года!

Анна, здравствуйте!
Вам, увы, не обойтись без личного визита в ЦАМО!
Я только вылезла из РГВА. Практически месяц там провела. Так надеялась, что, сузив поиски, удастся найти списки онлайн!..

В РГВА – документы Красной Армии с 1918 года и по 1940-1941 годы, а все остальные – в ЦАМО! А в Рунете истинные летописцы железнодорожных войск о себе почему-то до сих пор, увы, не заявили...
Да, кстати, дата «16.01.1942 года» – это не дата смерти, а дата погашения в Главном политическом управлении Красной Армии поступившей туда кандидатской карточки младшего командира А.М. Григорова. Таким образом, с учётом работы военно-полевой почты, последний погиб в боях 1941 года!..
« Последнее редактирование: 26 Марта 2020, 15:28:09 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #31 : 26 Марта 2020, 13:41:41 »

1939 год, город Саратов, военнослужащий 5-го управления военно-транспортной службы (органы ВОСО) полковник Владимир Петрович Егоров. Оригинал хранится в фондах Государственного автономного учреждения культуры «Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»: номер в Госкаталоге – 15463615; номер по ГИК (КП) – МБС 6639.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #32 : 09 Апреля 2020, 13:31:07 »

БЕК Лев Викентьевич, ветеран советских Вооружённых Сил и оборонного общества, майор в отставке.
Родился в 1894 году. Русский. Из крестьян. Беспартийный.
Образование:
- общее – неполное среднее: закончил восемь классов общеобразовательной школы;
- военное: в период с 1914-го по 1916 год – Военную команду прапорщиков, а в 1917 году – Курсы противовоздушной обороны при N-м институте инженеров путей сообщений.
В годы 1-й Мировой войны – на службе в Русской (до весны 1917 года – с приставкой «императорская») армии, где вырос от рядового солдата до низшего офицерского чина «прапорщик».
С 1918 года – в Красной Армии, при этом с 15 сентября 1918 года – в должностях среднего и старшего комначсостава. И в данном качестве – в боях и сражениях Гражданской войны.
По состоянию на вторую половину 1930 гг. – военнослужащий органов военных сообщений, которому приказом НКО СССР за № 0109/н от 13 января 1936 года в качестве первичного было присвоено военное (в современной терминологии – воинское) звание «интендант 3 ранга», что соответствовало капитану.
С 1938 года – кавалер медали «XX лет РККА».
Приказом по войскам Приволжского военного округа за № 0171 от 22 мая 1939 года «в счёт 1000» передан в систему Осоавиахима СССР, где последовательно занимал следующие должности:
- начальник штаба лагерей Саратовского областного совета Осоавиахима;
- старший командир-инструктор Отдела военного обучения Ленинградского областного совета Осоавиахима: основание – выданное на руки предписание за № 09/34/0902 от 9 февраля 1940 года.
Приказом НКО СССР за № 00212 от 29 мая 1941 года удостоен очередного воинского звания, но в порядке переаттестации – командирского и «по» пехоте «майор».
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 800 от 22 сентября 1941 года откомандирован в войска Красной Армии. Однако другим аналогичным приказом – за № 279 от 4 августа 1942 года «в счёт 1000» возвращён на военную службу в оборонное общество с назначением на должность начальника Отдела военного обучения Ленинградского областного совета Осоавиахима (но утверждён на этом посту приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 4 от 8 января 1943 года).
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 42 от 5 февраля 1944 года переведён в Москву на должность старшего инспектора Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, а аналогичным приказом за № 69 от 7 смарта 1944 года – начальником Отдела военного обучения Черниговского областного совета Осоавиахима Украинской ССР.
Приказом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 544 от 20 сентября 1946 года в связи с предстоящим увольнением в запас откомандирован в распоряжение начальника тыла Вооруженных Сил СССР.
Приказом по войскам Киевского военного округа за № 02076 от 30 сентября 1946 года был объявлен уволенным с военной службы, однако это документ вряд ли возможно считать легитимным на фоне аналогичного по содержанию приказа, изданного 8 октября 1946 года за № 0459 начальника тыла Вооруженных Сил СССР.
Таким образом, с 8 октября 1946 года – военный пенсионер.
Являлся кавалером ряда государственных наград, в том числе:
- ордена Ленина: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 220/271 от 21 февраля 1945 года – за выслугу в 20 и более лет. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 337, лл. 1 и 13;
- ордена Красного Знамени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/156 от 21 февраля 1945 года – за выслугу в 15 и более лет. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 276, лл. 1 и 2.
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен не ранее лета-осени 1945 года;
- медали «XX лет РККА»: награждён в 1938 году.
Наверняка являлся и кавалером медали «За оборону Ленинграда», однако факт награждения последней в доступных документах не отражён.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 539
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины-железнодорожники
« Reply #33 : 13 Октября 2020, 17:24:06 »
Ветеран 1-й отдельной железнодорожной Кёнигсбергской ордена Александра Невского бригады:
ХАРЛОВ Николай Иванович (1922-1985), ветеран спецчастей оперативной разведки Генерального штаба Красной Армии, участник боёв за Восточную Пруссию, старший лейтенант-инженер в отставке.
Родился 23 сентября 1922 года в селе Большое Кабанье Кабанского сельского поселения Шадринского района Курганской области. Русский. Партийность: на период Великой Отечественной войны состоял членом ВЛКСМ, а в послевоенный период наверняка являлся членом партии. В послевоенный период был женат, но семейная жизнь дала трещину, по причине чего супруги развелись. В этом браке родился сын Евгений, проживавший по состоянию на 2019 год в городе Екатеринбурге.
Образование:
- общее – высшее техническое: в конце 1930-х закончил семь классов общеобразовательной школы; в 1941 году – Свердловский строительный техникум НКПС СССР; в первой половине 1950-х гг. – Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта;
- военное: в первой половине июня 1942 года – в городе Чкалов (ныне – Оренбург) Школу младшего начальствующего состава железнодорожных войск.
Родственники по состоянию на октябрь 1944 года: сестра – Харлова Мария Ивановна; имела следующий почтовый адрес: Свердловская область, город Каменск-Уральский, Почтовый ящик № 30, Отдел кадров.
В самом начале 1930-х гг. родители Н.И. Харлова – Иван Иванович и Анисья (отчество неизвестно), опасаясь раскулачивания, тайно бежали со своими тремя маленькими детьми – Николаем, Дмитрием и Марией – с родины на Средний Урал, где затем осели в окрестном к посёлку Каменский Завод (ныне – город Каменск-Уральский) селе Травянском.
По выпуску в 1941 года из техникума – работник железнодорожного транспорта с местом работы и проживания в Кваркенском районе на тот момент времени Чкаловской, а ныне современной Оренбургской области.
В армию призван 11 апреля 1942 года Кваркенским РВК Чкаловской области с направлением в железнодорожные войска: сначала – курсант дислоцировавшегося в Чкалове (ныне – Оренбург) 6-го запасного железнодорожного полка, а с 14 июня 1942 года – старший дорожный мастер команды технической разведки 86-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона железнодорожных войск 1-й отдельной железнодорожной (впоследствии – Кёнигсбергская ордена Александра Невского) бригады последовательно Западного и 3-го Белорусского фронтов, где, состоя в озвученной выше должности, вырос затем от младшего сержанта до сержанта.
25 августа 1943 года комбатом-86 подполковником К.И. Тымчуком представлен к награждению медалью «За боевые заслуги»: «При освобождении жел. дор. участка Думиничи [райцентр современной Калужской области] – Батогово [правильно – Батагово, посёлок в Брянском районе современной Брянской области] М.-Киевской ж.д. [Московско-Киевская железная дорога; ныне – Московская] от противника техническая разведка 86 восстановительного жел. дор. батальона производила разведку этого участка. Тов. ХАРЛОВ исполнял обязанности начальника группы путей и станций. Несмотря на то, что зачастую разведку приходилось вести под пулемётно-миномётным обстрелом со стороны противника, тов. ХАРЛОВ обеспечил тщательную разведку пути и станций на этом участке.
Материал разведки был составлен технически грамотно и представлялся командованию всегда в срок. При этом младший сержант ХАРЛОВ проявил трудовой героизм, смелость и мужество.
За отличное ведение технической разведки и проявленные при этом мужество и отвагу тов. ХАРЛОВ достоин награждения медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 2094, л. 218.
Данное представление получило реализацию в строках приказа комбригада-1 за № 016/н от 6 октября 1943 года: от имени Родины удостоился своей смой первой по счёту государственной награды – медали «За боевые заслуги». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 2094, лл. 198, 198об и 218об.
12 мая 1944 года, в период пребывания в районном городе Починок Смоленской области, завербован военной разведкой Красной Армии для выполнения оперативных заданий в тылу врага в штатной должности разведчика ДРГ. Здесь был произведён в старшие сержанты.
С 14 по 26 июня 1944 года – разведчик в составе специальной диверсионно-разведывательной группы «Шпала» (командир – младший лейтенант А.П. Голощёков), действовавшей в тылу врага на территории на тот момент времени Богушевского, а ныне современного Сенненского района Витебской области Белоруссии.
В ночь с 16 на 17 июля 1944 года в составе специальной диверсионно-разведывательной группы «Сокол» (II ф) в/ч «Полевая почта № 83462» 3-го (диверсионных действий) отделения Разведывательного отдела штаба 3-го Белорусского фронта вылетел во вторую свою зафронтовую командировку – в тыл Восточно-Прусской группировки немецко-фашистских войск с местом десантирования в окрестностях литовского уездного города Таураге.
«Слепой» прыжок совершил тогда в составе первой десантной группы, возглавляемой заместителем командира ДРГ «Сокол» (II ф) старшиной П.М. Валуевым («Вол»).
По воспоминаниям бывшей разведчицы-переводчицы ДРГ «Сокол» (II ф) и ДРГ «Вол» рядовой в отставке З.Е. Зайцевой, район приземления тут же был подвергнут массированному прочёсыванию со стороны крупных сил карателей. Спастись удалось только благодаря тому, что разведчик старший сержант Н.И. Харлов в противовес другому предложению – с боем прорываться в сторону лесного массива, настоял на том, чтобы всем немедленно затаиться в болотной жиже среди кочек. Когда рассвело, увидели, что, пойди они ночью на прорыв, напоролись бы на заранее построенные гитлеровцами на том рубеже труднопреодолимые противопехотные заграждения, а это оказалось бы равносильно неминуемой гибели…
Как гласит Архивная справка в/ч 61379, «после приземления группа [ДРГ «Сокол»] не собралась, обе части группы стали действовать самостоятельно…
Группа Валуева осталась без радиосвязи (р/станция Калинина оторвалась при прыжке и найдена не была) и несколько дней пыталась найти командира группы, но тщетно. В период отсутствия связи с Разведотделом группа продолжала выполнять задание, а в начале сентября 1944 года встретилась с разведчиками группы Литвякова Г.Ф. «Олень», радист которой сообщил обо всём Центру».
20 сентября 1944 года на базе первой десантной группы ДРГ «Сокол» (II ф) Центром была создана специальная диверсионно-разведывательная группа «Вол» – по оперативному псевдониму старшины П.М. Валуева. Старший сержант Н.И. Харлов принял в ней должность разведчика.
9 октября 1944 года в составе ДРГ «Вол» благополучно соединился с передовыми частями победоносно наступающей на запад регулярной Красной Армии.
13 ноября 1944 года начальником 3-го (диверсионных действий) отделения Разведывательного отдела штаба 3-го Белорусского фронта полковником Г.И. Орловым представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «За период пребывания в спецгруппе тов. Харлов вёл систематическое наблюдение за перевозками противника на его [то есть противника] коммуникациях.
Лично тов. Харлов организовал и возглавил разведку одного из участков обороны противника в пограничной полосе, доставив ценные сведения командованию.
Организовал засаду по захвату «языка». Его группой было убито 3 немца. Были взяты ценные документы.
Тов. Харлов – смелый, решительный разведчик, в работе инициативен. Пользуется в группе деловым авторитетом». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 5180, л. 148.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 3-м Белорусским фронтом за № 083 от 30 января 1945 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 5180, лл. 98, 101 и 148об.
По свидетельству бывшей разведчицы-переводчицы ДРГ «Сокол» (II ф) и ДРГ «Вол» рядовой в отставке З.Е. Зайцевой, разведгруппа в полном составе (поскольку все из её бойцов были сильно истощены недоеданием и физическими перегрузками) прошла курс реабилитации в стенах военного госпиталя, дислоцировавшемся где-то вблизи аэродрома литовского города Каунаса. И 26 октября 1944 года, в день выписки, со старшим сержантом Н.И. Харловым произошёл трагический случай – воин получил сквозное пулевое ранение левого предплечья с переломом локтевой кости: вроде бы желая напоследок попрощаться с кем-то из земляков-уральцев, побежал во второй госпитальный корпус, располагавшийся по другую сторону луга. Однако на полпути его срезала чья-то автоматная очередь – то ли кого-то из числа не в меру бдительных часовых, охранявших военный аэродром, то ли какого-то пробравшегося через наши посты вражеского диверсанта.
Впоследствии, как гласит Архивная справка из Архива военно-медицинских документов, он «находился на излечении в СЭГ-290 с 29.10.1944 т.; СЭГ-1860 с 01.11.1944 г., а с 19 ноября 1944 года – в ГЛР-3335 (г. Каунас), из которого выбыл 28 ноября 1944 года в часть по выздоровлении.
Примечание: войсковая часть также указана «в/ч пп 20631» [условный номер штаба 3-го Белорусского фронта]… Основание: подлинная история болезни № 12428 ГЛР 3335».
Из состава ДРГ «Вол» и оперативной разведки в целом исключён был по состоянию здоровья в звании старшины с откомандированием 19 января 1945 года обратно в распоряжение командира 86-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона.
Впоследствии как военнослужащий родной для себя 1-й отдельной железнодорожной Кёнигсбергской ордена Александра Невского бригады – старшина по воинскому званию.
Демобилизован был 20 сентября 1945 года из города Омска, после чего вернулся в ставший давно родным Каменск-Уральский, где жили брат Дмитрий и сестра Мария. Работать пошёл на железную дорогу, где состоял в статусе представителя среднего начальствующего состава НКПС-МПС СССР.
В 1949-1954 гг. – слушатель Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, а по выпуску из последнего – на юге современной территории Челябинской области в должности заместителя начальника местного отделения пути и строительства. Затем был переведён в казахстанский Кустанай (ныне – Костанай), где возглавил железнодорожное конструкторское бюро.
В 1960-х гг., будучи уже офицером запаса, вырос в старшие инженер-лейтенанты (но с 18 ноября 1971 года – «старший лейтенант-инженер»).
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград в том числе:
- ордена Отечественной войны 2-й степени: удостоен 6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик;
- ордена Красной Звезды: награждён приказом по войскам 3-м Белорусским фронтом за № 083 от 30 января 1945 года;
- медали «За боевые заслуги»: награждён приказом командира 1-й отдельной железнодорожной (впоследствии – Кёнигсбергская ордена Александра Невского) бригады за № 016/н от 6 октября 1943 года;
- двух медалей «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
- «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «За взятие Кёнигсберга»;
- медали «Ветеран труда»;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
- нагрудного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- не менее чем двух единых общесоюзных знаков «Победитель социалистического соревнования».
Скончался 27 апреля 1985 года. Похоронен в Кустанае/Костанае.
Фронтовая доблесть старшины Н.И. Харлова увековечена на сс. 42 и 198-199 22-го тома Книги Памяти Калининградской области «Назовём поимённо».
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Май 1944 года, фотопортрет сержанта Николая Ивановича Харлова из досье, составленного на этого разведчика-диверсанта кадровым аппаратом Разведотдела штаба 3-го Белорусского фронта:


Осень 1945 года, Николай Иванович Харлов как новоиспечённый старшина запаса:


11 декабря 1950 года, Николай Иванович Харлов в качестве слушателя Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта и в статусе представителя среднего начальствующего состава МПС СССР:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 2094, лл. 218 и 218об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/186/033-0686044-2094%2b004-2093/00000373.jpg&id=46266968&id1=04e4decb953b9b359674383f7f4c3186
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/186/033-0686044-2094%2b004-2093/00000374.jpg&id=46266969&id1=a41e8ac6824b912e0326fdcf5071ddef



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 5180, лл. 148 и 148об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/191/033-0686196-5180%2b040-5189/00000285.jpg&id=26948034&id1=cb4ccfcc227e4b95e82e558f606963e6
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/191/033-0686196-5180%2b040-5189/00000286.jpg&id=26948035&id1=51daf903f29887ede00593c7b777255c


Из моей почты от 22 февраля 2020 года:
- Здравствуйте, уважаемый Юрий Петрович! Пишет Вам Башкирцева Ольга Павловна (урождённая Шарапова). Моя мама – Харлова Наталья Дмитриевна (к нашей скорби, она ушла из жизни в 2014 года), которая в свою очередь является дочерью Харлова Дмитрия Ивановича – младшего брата Харлова Николая Ивановича.
Харловы родом из села Кабанье бывшего Шадринского уезда. Это была очень крепкая семья, жили хутором. После революции их, как и многих других хуторян, решили «раскулачить», но их вовремя предупредили – вся семья тайном снялась с места и ушла с нажитых мест. Так, братья Пётр и Иван (последний – с детьми: Колей, Митей и Машей) осели в селе Травянском, что рядом с небольшим городком Каменск-Уральский.
После окончания школы-семилетки Николай Иванович из Травянского уехал учиться в железнодорожный техникум, который находился в городе Сухой Лог всё то же Свердловской область, по окончанию которого и был призван в Красную Армии. Первое место его службы – Чкалов, который ныне вновь зовётся Оренбургом…
В 1945-м вернулся в Каменск-Уральский, где жили брат Дмитрий и сестра Мария. Работать пошёл на Каменскую железную дорогу, однако в 1949-м уехал учиться в Хабаровск – в институт инженеров железнодорожного транспорта.
В первой половине 1950-х вернулся и работал на юге современной территории Челябинской области заместителем начальника отделения пути и строительства. Затем его перевели в Кустанай, где он возглавил железнодорожное конструкторское бюро.
Николай Иванович Харлов скончался в Кустанае 27 апреля 1985 года в полном одиночестве. Похоронен там же, в Кустанае. К сожалению, сам он в отношении своего фронтового пути при жизни был крайне и крайне немногословен.
Личная жизнь Николая Ивановича сложилась неудачно. У него остался один единственный сын – Евгений Харлов, который ныне проживает в Екатеринбурге, но он связи с престарелым отцом из-за какой-то, очевидно, размолвки не поддерживал.
Глава семьи Харловых, мой прадедушка по материнской линии, Иван Иванович Харлов работал на Каменском УАЗе. Он умер в 1943 года: у него «сгорели» лёгкие, как, впрочем, и у многих других его коллег, которые занимались открытым производством алюминия. Николай к тому времени был уже больше года на фронте, весточки от него приходили крайне редко. А тут по ошибке в ноябре 1943-го его матери, которую звали Анисия, принесли «похоронку». Это потом уже выяснилось – в военкомате попутали между собой двух полных тёзок. Но Анисия об этом узнать не довелось – почти сразу умерла с горя. Мой дед, Дмитрий, своими руками хоронил сначала отца, а через три недели уже мать. Обоих положил в одну могилу... Вскоре после этих похорон дедушка, Дмитрий Иванович, вместе с сестрой Марией перебрались жить в Каменск-Уральский. Дмитрий Иванович тоже готов был уйти воевать, и даже явился по повестке на сборный пункт военкомата с вещмешком, однако уже на вокзале был неожиданно для себя отчислен на общем построении: его и ещё одного такого же 17-летнего паренька как имевших высший токарный разряд у оборонного ведомства вытребовал назад родной для них завод…
Братья виделись не часто. Мой дед, Дмитрий, в 1956-м переехал жить в Свердловск (ныне это Екатеринбург, где затем всё время трудился старшим мастером цеха на военном заводе, скрытом под адресом «Почтовый ящик № 333». Он умер 18 января 2006 года, но уже в Красноуфимске, где и похоронен.
В Екатеринбурге всю жизнь прожила моя мама, там же, в 1976-м, родилась и я, её дочь.
Братьев Николая и Дмитрия связывала общая любовь к умершим родителям, к оставшейся сестре, к земле. Оба любили и умели обрабатывать землю, были великолепными садоводами. И неплохими рыбаками. Оба имели сильный волевой характер, оба добились успехов в работе, обоих уважали и помнили коллеги (хотя их сферы деятельности немного отличались). И при нечастых встречах редко старались затрагивать острые темы, но о войне вспоминать не любили.
Мария Ивановна Харлова (в замужестве Быданова), их младшая сестра, всю жизнь прожила в Каменск-Уральском, умерла 23 ноября 2016 году. К ней в начале 2000-х приезжали корреспонденты Каменск-Уральской газеты «Содействие». Она дала интервью, и потом вырезку этой газеты привезла нам на память, это было уже в марте 2006-го.
У меня трое сыновей – от 9 до 14 лет, они очень интересуются историей своего рода.
Нашла в Рунете Ваши материалы о ДРГ «Вол». Огромное Вам спасибо за них!
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »