Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: «Сталинские соколы»  (Прочитано 31133 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #400 : 02 Мая 2020, 16:53:06 »

СЕМЁНОВ Павел Тимофеевич, ветеран советских ВВС.
Родился в 1910 году. Русский. Из рабочих. Член ВКП(б) с 1928 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- военное: в 1933 году закончил военную школу лётчиков.
Участник боевых действий на озере Хасан в 1938 году и советско-польской войны 1939 года.
Приказом НКО СССР за № 0156/п от 20 февраля 1938 года был удостоен очередного воинского звания «капитан».
К осени 1939 года – кавалер ордена Красного Знамени и медали «XX лет РККА».
Приказом НКО СССР за № 04280 от 25 сентября 1939 года «в счёт 1000» передан в авиацию Осоавиахима СССР, где последовательно занимал посты комиссара Киевского аэроклуба (в данной должности утверждён приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 132/п от 27 апреля 1940 года) и начальника аэроклуба Киевского областного совета Осоавиахима (в данной должности утверждён приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 247 от 27 июля 1940 года).
Приказом НКО СССР за № 01474 от 5 июня 1941 года откомандирован для дальнейшего прохождения службы в 1-ю Киевскую военную авиационную школу пилотов первоначального обучения, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 540 от 18 июня 1941 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Судя по всему, он: https://www.proza.ru/2015/05/26/196 «Семёнов Павел Тимофеевич. Родился в 1910 году. Русский. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 5-й истребительной авиационной эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с октября 1936 года по 30 января 1937 года: был пилотом истребителя И-15.
Из беседы П.Т. Семёнова с руководством РККА в апреле 1937 года: «…Преимущество И-15 во время боя: когда мы входим в вираж, Хе-51 в бой не вступает, мы видели, что, когда мы делаем левый вираж, он левого виража не делает, не может. Делает только правый. Потому, когда заходишь на левый вираж, он уходит опять переворотом со снижением…
…Из боя не уходили. На И-15 Хейнкеля не догнать, но мы имели преимущество – самолет быстро идёт вверх, если дать полный газ. Мы этим и спасались. Сразу вверх уйдёшь, он и остался…
…У меня машина сильно перегружается, от пикирования и большой скорости люфты получаются, элероны шатаются и рули поворота, и потом при пикировании, при скорости 350 км и больше, машина начинает рыскать. Смотришь, как бы прицел не отскочил на этой скорости. Стрелять уже нельзя. При больших углах пикирования смотреть в прицел нельзя – качается. Мы сами ставили растяжки спереди и сзади…
…В отношении пулемётов. Хорошо было бы сделать им охлаждение или вынуть на поверхность, а то они в фюзеляже. И главное, отчего страдали – это запуск. Имели всего 3 стартера и не успевали запускать. Можно даже обезьянкой запускать, но металлический винт тонок, мнётся…».
По состоянию здоровья был досрочно отправлен на родину. После возвращения из Испании ему было присвоено звание капитана, и он был назначен на должность командира отряда 31-й истребительной авиационной эскадрильи Киевского военного округа.
В 1939 году командовал эскадрильей.
Предположительно, погиб в 1939 году.
Награжден орденом Красного Знамени (02.01.1937): орден имел порядковый № 520».


Вероятно, он:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #401 : 04 Мая 2020, 13:15:03 »

От летописца Борисоглебского аэроклуба Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):
«БЕСКРОВНЫЙ Николай Борисович (1919-1941), командир звена 31-го истребительного авиационного (впоследствии – Нижнеднестровский Краснознамённый орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого) полка 8-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северо-Западного фронта, лейтенант.
Родился в 8 декабря 1919 года. Член ВКП(б) с 1939 года. Семья: супруга – Бескровная Надежда Акимовна и сын – Юрий Николаевич 1940 года рождения; домашний адрес по состоянию на лето 1941 года: Воронежская область, город Борисоглебск, улица Карла Маркса, 131 (в другим данным – 130).
По состоянию на 1937 год – слесарь-автоматчик в составе молодёжной бригады ремонтников автоматических тормозов подвижного состава Борисоглебского вагонного депо). В том же 1937 году вместе с товарищами по молодёжной бригаде Борисом Меньщиковым и Ильёй Маслов поступил в пилотскую школу Борисоглебского аэроклуба Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима. И все трое в марте 1938 года в составе первого выпускника пилотов озвученного выше аэроклуба удостоились звания «пилот запаса», при этом учлёт Н.Б. Бескровный в числе нескольких избранных ещё и звания «кандидат в школу ВВС» и в результате он с апреля 1938 года – курсант 2-й (Борисоглебской) военной Краснознамённой школы лётчиков-истребителей ВВС РККА имени Осоавиахима (но с 26 мая 1938 года это уже Борисоглебская военно-авиационная Краснознамённая школа имени Осоавиахима).
Выпустился в 1939 году в звании младшего лейтенанта.
К началу Великой Отечественной В 1941 году – в литовском городе Ковно (ныне – Каунас) как командир звена 31-го истребительного авиационного (впоследствии – Нижнеднестровский Краснознамённый орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого) полка 8-й смешанной авиационной дивизии ВВС Прибалтийского особого военного округа, уже лейтенант по воинскому званию.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, погиб 13 июля 1941 года, при этом место захоронения не указано. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 1, лл. 29 и 40; ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 50об.
В Книге Памяти Воронежской области не увековечен».


1938 год, Николай Борисович Бескровный как выпускник пилотской школы Борисоглебского аэроклуба, в связи с чем облачён в униформу пилота запаса.

Вырезка из Борисоглебской районной газеты «Колхозная правда» за период зимы 1937/1938 гг. об ударнике труда Борисе Меньщикове, который наряду со своими товарищами по молодёжной бригаде Николаем Бескровным и Ильёй Масловым без отрыва от производства стал учлётом первого набора пилотской школы Борисоглебского аэроклуба:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 1, л. 29.
« Последнее редактирование: 04 Мая 2020, 17:23:19 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #402 : 04 Мая 2020, 20:04:20 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #403 : 05 Мая 2020, 22:46:47 »
БАГРАШ Михаил Абрамович (1913-1941), командир звена (и одновременно – пилот самолёта-штурмовика Ил-2) 174-го штурмового авиационного (впоследствии – 15-й гвардейский Невский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова) полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Центрального фронта (I ф), старший лейтенант.
Родился 10 февраля 1913 года в областном центре Украины городе Одессе. Член ВКП(б). Был женат: супруга, Баграш Евгения Васильевна, по состоянию на лето 1941 года проживала по адресу: Украинская ССР (ныне – Украина), город Одесса, улица Красная, 33 (но по другим данным: Смоленская область, город Вязьма, улица Советская, 12/18); – а по состоянию на весну 1945 года – где-то на территории Киевской области Украинской ССР (ныне – Республика Украина).
На военной службе в Красной Армии дважды: с августа 1934 года (дата и причина увольнения неизвестны) и с 1939 года. При этом к лету 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС с местом службы в авиагарнизоне «Торжок» (на тот момент времени Калининская, а ныне современная Тверская область).
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 4 августа 1941 года: в рядах однополчан в составе 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Центрального фронта (I ф).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, не вернулся с боевого здания 6 августа 1941 года. Источники – ЦАМО: оп. 33, оп. 11459, д. 452, л. 113; ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 104. При этом в первом случае в качестве района выбытия указан некий населённый пункт Дубровичи, а во втором – районное село (ныне – в статусе пгт) Шумячи Смоленской области. «Дубровичи» в привязке к Присожью это или деревня Дяговичи Кричевского района Могилёвской области Республики Беларусь, или же нижеперечисленные деревни Шумячского района Смоленской области: Дубовичка, Дубовица и две одноимённые Дубровки.
Официальные извещения-«похоронки» в адрес супруги офицера высылались из штаба части трижды: 1) за Исходящим № 204 от 21 апреля 1942 года; 2) за Исходящим № ОК/204 от 20 июля 1942 года; и 3) за Исходящим № 0170 от 26 февраля 1945 года. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11459, д. 209, л. 411; ф. 33, оп. 11459, д. 218, л. 330; ф. 33, оп. 11459, д. 452, л. 113.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 01385 от 31 мая 1945 года, но почему-то как командир звена 15-го гвардейского Невского Краснознамённого орденов Суворова и Кутузова полка, а не 174-го штурмового авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Центрального фронта (I ф). Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 646, л. 276.
Официально на территории Смоленской области, в том числе и в Шумячском районе, не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

ШАМАРИН Илья Иванович (1915-1941), лётчик-пилот самолёта-штурмовика Ил-2 из состава 174-го штурмового авиационного (впоследствии – 15-й гвардейский Невский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова) полк 11-й смешанной авиационной дивизии Центрального фронта (I ф), лейтенант.
Родился в 1915 году в деревне Борисцево Борисцевского сельского поселения Торжокского района Тверской области. Кандидат в члены ВКП(б).
Родственники по состоянию на лето 1946 года: мать – Шамарина (имя-отчество в документе не указано); проживала по адресу: Калининская (ныне – Тверская) область, город Торжок, улица Бакунина, 23.
Был женат: супруга, Шамарина Валентина Дмитриевна, по состоянию на лето 1941 года проживала по адресу: Калининская (ныне – Тверская) область, город Торжок, улица Володарского, 80.
В армию призван в августе 1936 года Воронежским ГВК Воронежской области. И к лету 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС с местом службы в авиагарнизоне «Торжок» (на тот момент времени Калининская, а ныне современная Тверская область). И сюда, как можно понять из Учётно-послужной карточки лейтенанта И.И. Шамарина, прибыл переводом из 169-го разведывательного авиационного полка ВВС Орловского военного округа.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 4 августа 1941 года: в рядах однополчан в составе 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Центрального фронта (I ф).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, пропал без вести 6 августа 1941 года: «6.8.41 г. не вернулся с боевого задания в р-не Шумячи». Источник – ЦАМО: ф. 58, д. 818884, д. 28, л. 251; ф. 20054, оп. 2, д. 5, л. 104.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ РККА № 0182/пр. от 13 мая 1942 года – как пропавший без вести 6 августа 1941 года, источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 13, л. 195.
1 июля 1946 года на основании подворового опроса, представленных Новоторжским объединённым городским военкоматом Калининской (ныне – Тверская) области донесением от 19 июня 1946 года (Исходящий номер на документе отсутствует), официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в сентябре 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 226, л. 33.
Увековечен в Книге Памяти Тверской области – т. 8, стр. 964.
В Книге Памяти Воронежской области не значится.
Официально на территории Смоленской области, в том числе и в Шумячском районе, не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 05 Мая 2020, 23:26:42 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #404 : 06 Мая 2020, 16:21:52 »
КАЛИНИН Иван Михайлович (1907-1941), заместитель командира эскадрильи (и одновременно – пилот самолёта-штурмовика Ил-2) 174-го штурмового авиационного (впоследствии – 15-й гвардейский Невский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова) полк 11-й смешанной авиационной дивизии Центрального фронта (I ф), капитан.
Родился 25 марта 1907 года в деревне Черновка Толмачёвского сельского поселения Лихославльского района Тверской области. Член ВКП(б). Был женат: супруга, Калинина Зоя Тимофеевна, проживала: по состоянию на лето 1941 года – в квартире № 3 дома № 150 по улице 20-летия Октября города Воронежа, а по состоянию на весну 1944 года – в Щёлковском районе Московской области.
В армию призван 29 октября 1929 года. И к лету 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС с местом службы в авиагарнизоне «Торжок» (на тот момент времени Калининская, а ныне современная Тверская область). И сюда, как можно понять из Учётно-послужной карточки капитана И.М. Калинина, прибыл переводом из 30-й отдельной корпусной авиационного эскадрильи Орловского военного округа.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 4 августа 1941 года: в рядах однополчан в составе 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Центрального фронта (I ф).
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 11 сад, оп. 2, д. 5, л. 104), не вернулся с боевого здания 6 августа 1941 года из района села (ныне – в статусе пгт) Шумячи Смоленской области.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУК НКО СССР № 01555/пр. от 8 мая 1944 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 233, л. 4.
В Книге Памяти Тверской области, Книге Памяти Воронежской области и Книге Памяти Московской области не значится.
Официально на территории Смоленской области, в том числе и в Шумячском районе, не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #405 : 07 Мая 2020, 17:00:23 »
Из Оперативной сводки штаба Западного фронта № 37 на 20.00 13 июля 1941 года: «ВВС фронта и армий во взаимодействии с наземными войсками уничтожали мотомехчасти противника на Витебском и Оршанском направлениях; вели разведку в полосе фронта».
В частности, в этот день над  белорусской деревней Бель 1-я (Кричевский район Могилёвской области) свой легендарный подвиг совершил экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта в составе пилота кавалера ордена Красной Звезды младшего лейтенанта Александра Ивановича Жука, лётчика-наблюдателя лейтенанта Алексея Васильевича Гуменникова и воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Фёдора Емельяновича Середенко (по другим данным – Сериденко).
Будучи атакованным вражескими истребителями, экипаж лётчика А.И. Жука, не меняя курса (шёл строго на наземную цель, чтобы отбомбиться!), принял бой, сбив при этом ответным пулемётным огнём два «мессершмитта». А потом, пойдя на самопожертвование, воздушным тараном уничтожил и третий «мессер». Героический экипаж погиб в воздухе.
В донесении о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 42, 43, 327 и 328) указано, что самолёт упал в Мстиславском районе Могилёвской области: «...В 1 км [от] с. Туровка, 1,5 км от совхоза «Писаревщина».
А вот старший сержант Ф.Е. Середенко в том же документе почему-то учтён не вернувшемся с боевого задания без указания места гибели.
Кстати сказать, лейтенант А.В. Гуменников – коренной уроженец той самой деревни Бель 1-я, в небе над которой и геройски погиб в составе всего экипажа.
В послевоенный период благодарными земляками его имя было увековечено в названии одной из улиц города Кричева. Его могила сегодня – в центре сельского погоста деревни Бель 1-я Кричевского района Могилёвской области Республики Беларусь.
Необходимо добавить: судя по публикациям местных печатных и электронных СМИ, фамилия воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Ф.Е. Середенко – третьего члена героического экипажа младшего лейтенанта А.И. Жука – по состоянию на начало 2000-х гг. не была известна кричевской общественности…
Расскажу о каждом из трёх героев.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Героический экипаж младшего лейтенанта А.И. ЖУКА:
ЖУК Александр Иванович (02.08.1919-13.07.1941), герой Отечества как совершивший воздушный таран, младший лётчик (и он же – командир экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2) 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, младший лейтенант.
Родился 2 августа 1919 года на Украине – в селе Великая Александровка Казанковского района Николаевской области. Украинец. Член ВЛКСМ с 1936 года. Был женат: супруга, Жук Ольга Максимовна; проживала: по состоянию на лето 1941 года – на хуторе Грыборы Лебединского района Сумской области Украинской ССР (ныне – Украина); по состоянию на конец 1942 года - по адресу: Челябинская область, Шумихинский район (ныне – в составе современной Курганской области), село Птичье, Советская улица, 7; а по состоянию на лето 1946 года – в городе Дзержинске бывшей Горьковской, а ныне современной Нижегородской области.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1934 году – школу-семилетку школу на родине, а в 1934-м или 1935 году (точно неизвестно) – в районном городе Кривой Рог Днепропетровской области Украинской ССР (ныне – Украина) школу ФЗО при заводе «Криворожсталь»;
- авиационное профессиональное: в 1936 году – планерную школу при Криворожском аэроклубе Отдела авиации Днепропетровского областного совета Осоавиахима Украинский ССР, а в 1937 году – пилотскую школу всё того же Криворожский аэроклуба;
- военное: в феврале 1939 года – 1-ю (Качинскую) военную авиационную Краснознамённую школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова.
В период с 1934 года и по декабрь 1937 года вместе с родителями проживал в районном городе Кривой Рог Днепропетровской области Украинской ССР (ныне – Украина), где трудился электромонтажником в электроцехе завода «Криворожсталь».
На военной службе в советских ВВС с 15 декабря 1937 года по путёвке Дзержинского райкома комсомола районного города Кривой Рог Днепропетровской области Украинской ССР (ныне – Украина) как один из лучших выпускников Криворожского аэроклуба:
- в декабре 1937-феврале 1939 гг. – курсант 1-й (Качинской) военной авиационной Краснознамённой школы лётчиков имени А.Ф. Мясникова. По выпуску произведён в младшие лейтенанты;
- с февраля 1939 года – пилот бомбардировщика СБ-2 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка на тот момент 68-й отдельной авиационной бригады Харьковского военного округа с местом службы в авиагарнизоне «Лебедин» (Сумская область Украинской ССР). В качестве справки: по состоянию на 22 июня 1941 года данный полк уже находился в составе 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, но по своему прежнему месту дислокации в авиагарнизоне «Лебедин».
Активный участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг.: находясь в рядах лётного состава 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 68-й отдельной авиационной бригады ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта, совершил 29 боевых вылетов на бомбардировку переднего края противника, за что на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1940 года был удостоен ордена Красной Звезды.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
13 июля 1941 года, находясь за штурвалом пикирующего бомбардировщика Пе-2, убыл на боевое задание с аэродрома «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, погиб 13 июля 1941 года при выполнении боевого задания. Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 704, л. 271об; ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 43 и 327.
Известны подробности: экипаж младшего лейтенанта А.И. Жука в составе штурмана лейтенанта Алексея Васильевича Гуменникова и воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Фёдора Емельяновича Сериденко получил приказ произвести бомбардировку войск противника на Кричевско-Мстиславском направлении. В небе над белорусской деревней Бель Первая Кричевского района Могилёвской области Белорусской СССР (ныне – Республика Беларусь) группа советских пикировщиков была внезапна атакована вражескими истребителями. Не меняя курса, экипаж младшего лейтенанта А.И. Жука принял бой, сбив при этом ответным пулемётным огнём два «мессершмитта», а потом, пойдя на самопожертвование, воздушным тараном уничтожил и третий. Героический экипаж погиб в воздухе.
Первоначальное место захоронения – по месту падения «пешки» младшего лейтенанта А.И. Жука: «Мстиславский р-н [Могилёвская область Белорусской ССР], в 1 км [от] с. Туровка, 1,5 км от совхоза «Писаревщина». Послевоенная судьба могилы неизвестна.
Их списков Красной Армии исключён дважды:
- приказом ГУФ РККА № 01209/пог. от 5 декабря 1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 74, л. 2об;
- приказом ГУК Вооружённых Сил СССР № 01761 от 28 июня 1946 года, но как якобы военнослужащий некоего «114 авиационного полка», а не 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка: на основании запроса супруги офицера («Список вх. № 017823»). Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563783, д. 24, л. 140об.
11 июля 1974 года в честь младшего лейтенанта А.И. Жука как героя Отечества в районном городе Кривой Рог Днепропетровской области Украинской ССР (ныне – Украина) на здании электроремонтного цеха завода «Криворожсталь» в торжественно обстановке была открыта посвящённая ему памятная мемориальная доска.
Увековечен в Книге Памяти Курганской области – т. 16, стр. 378, но с двумя искажениями: 1) как якобы уроженец села Птичье Шумихинского района Курганской области, а не села Великая Александровка Казанковского района Николаевской области Украины; и 2) как якобы погибший 13 июля 1941 года в Кодымском районе Одесской области Украинской ССР (ныне – Украина), а не в небе над Кричевскими и Мстиславским районами Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь).
В Книге Памяти Нижегородской области не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

ГУМЕННИКОВ Алексей Васильевич (23.12.1917-13.07.1941), герой Отечества как член экипажа, совершившего воздушный таран, младший лётчик-наблюдатель (и он же – лётчик-наблюдатель в составе экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 под командованием младшего лейтенанта А.И. Жука) 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, лейтенант.
Родился 23 декабря 1917 года в Белоруссии – в деревне Бель Первая Кричевского района Могилёвской области. Белорус. Член ВЛКСМ с 1938 года. Семья: супруга Гуменникова Александра Петровна и дочь Светлана 1941 года рождения. Адрес семьи по состоянию на лето 1941 года: Украинская ССР (ныне – Украина), Сумская область, город Лебедин, Гудимовская улица, 10.
Образование: в 1930-х – последовательно семилётнюю школу на родине и техникум механизации сельского хозяйства; в 1940 - Мелитопольское военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей и штурманов.
До призыва в армию работал на производстве.
В армию призван 25 ноября 1938 года. И к лету 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа; входил в состав экипажа, где пилотом являлся кавалер ордена Красной Звезды младший лейтенант Александр Иванович Жук, а воздушным стрелком-радистом старший сержант Фёдор Емельянович Сериденко.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
13 июля 1941 года, находясь в составе экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 младшего лейтенанта А.И. Жука, убыл на боевое задание с аэродрома «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 43 и 328), погиб 13 июля 1941 года при выполнении боевого задания.
Известны подробности: экипаж младшего лейтенанта А.И. Жука получил приказ произвести бомбардировку войск противника на Кричевско-Мстиславском направлении. В небе над белорусской деревней Бель Первая Кричевского района Могилёвской области Белорусской СССР (ныне – Республика Беларусь) группа советских пикировщиков была внезапно атакована вражескими истребителями. Не меняя курса, экипаж младшего лейтенанта А.И Жука принял бой, сбив при этом ответным пулемётным огнём два «мессершмитта», а потом, пойдя на самопожертвование, воздушным тараном уничтожил и третий. Героический экипаж погиб в воздухе.
Месту падения «пешки» младшего лейтенанта А.И. Жука: «Мстиславский р-н [Могилёвская область Белорусской ССР], в 1 км [от] с. Туровка, 1,5 км от совхоза «Писаревщина».
Однако лейтенант А.В. Гуменников сразу после воздушного тарана сумел выброситься из повреждённой машины с парашютом, однако был расстрелян в воздухе пилотами немецких истребителей. И этот факт гибели произошёл на глазах семьи лейтенанта А.В. Гуменникова, которая в тот самый момент находилась в кричевской деревни Бель Первая.
Был похоронен своей семьёй в центре сельского погоста деревни Бель Первая Кричевского района Могилёвской области Республики Беларусь в одиночной могиле, на которой в настоящий момент высится 1,8 м бетонный обелиск. В бытность существования Советского Союза над этим воинским захоронением шефствовало местное хозяйство – колхоз имени ХХII съезда КПСС. Однако на скрижалях почему-то увековечен как якобы младший лейтенант, а не лейтенант по воинскому званию.
Из списков Красной Армии исключён приказом Управления кадров ВВС Красной Армии № 013/пог. от 31 марта 1942 года. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 138 – подлинник; ф. 33, оп. 11459, д. 20, л. 144об. – заверенная выписка из приказа.
В послевоенный период благодарными земляками одной из улиц районного города Кричев Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь) было присвоено имя лётчика-героя лейтенанта А.В. Гуменникова.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Сельский погост деревни Бель Первая Кричевского района Могилёвской области Республики. Могила лейтенанта Алексея Васильевича Гуменникова:


Учётная карточка воинского захоронения, расположенного в центре сельского погоста деревни Бель Первая Кричевского района Могилёвской области Республики Беларусь (могила лейтенанта А.В, Гуменникова:
 

СЕРИДЕНКО (Середенко) Фёдор Емельянович (1915-13.07.1941), герой Отечества как член экипажа, совершившего воздушный таран, воздушный стрелок-радист экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 под командованием младшего лейтенанта А.И. Жука 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, старший сержант.
Родился в 1915 году на Украине – в селе Низы Сумской области. Судя по всему, это ныне пгт Низы Сумского района Сумской области Украины. Был женат: супруга, Булавина Мария Назаровна, по состоянию на лето 1941 года проживала по адресу: Украинская ССР (ныне – Украина), Сумская область, город Лебедин, авиагородок, ДНС [дом начальствующего состава] № 19, квартира 16.
К лету 1941 года – сверхсрочник, представитель лётно-подъёмного состава 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа; входил в состав экипажа, где пилотом являлся кавалер ордена Красной Звезды младший лейтенант Александр Иванович Жук, а лётчиком-наблюдателем лейтенант Алексей Васильевич Гуменников.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
13 июля 1941 года, находясь в составе экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 младшего лейтенанта А.И. Жука, убыл на боевое задание с аэродрома «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 43 и 327), не вернулся с боевого задания 13 июля 1941 года, в связи с чем официально был объявлен пропавшим без вести.
В действительности погиб в составе всего экипажа. Известны подробности: экипаж младшего лейтенанта А.И. Жука получил приказ произвести бомбардировку войск противника на Кричевско-Мстиславском направлении. В небе над белорусской деревней Бель Первая Кричевского района Могилёвской области Белорусской СССР (ныне – Республика Беларусь) группа советских пикировщиков была внезапно атакован вражескими истребителями. Не меняя курса, экипаж младшего лейтенанта А.И. Жука принял бой, сбив при этом ответным пулемётным огнём два «мессершмитта», а потом, пойдя на самопожертвование, воздушным тараном уничтожил и третий. Героический экипаж погиб в воздухе.
Первоначальное место захоронения – по месту падения «пешки» младшего лейтенанта А.И. Жука: «Мстиславский р-н [Могилёвская область Белорусской ССР], в 1 км [от] с. Туровка, 1,5 км от совхоза «Писаревщина». Послевоенная судьба могилы неизвестна.
Судя по публикациям местных печатных и электронных СМИ, фамилия воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Ф.Е. Середенко – третьего члена героического экипажа младшего лейтенанта А.И. Жука – по состоянию на начало 2000-х гг. не была известна кричевской общественности…
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 07 Мая 2020, 17:41:09 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #406 : 07 Мая 2020, 21:47:09 »
13 июля 1941 года «при выполнении боевой задачи с задания не вернулись 4 самолёта: сбиты ЗА [зенитной артиллерией] и истребителями пр-ка [противника], – из которых два экипажа не вернулись полностью, самолёты сгорели». Источник – ЦАМО: ф. 20054а, оп. 1, д. 20, л. 12.
Таким образом, в списке безвозвратных потерь должны быть внесены, как минимум, два экипажа (6 человек). И они там значатся. Это экипажи старшего лейтенанта Василия Сергеевича Орлова и младшего лейтенанта Александра Ивановича Жук.
В состав экипажа старшего лейтенанта Василия Сергеевича Орлова входили лётчик-наблюдатель младший лейтенант Василий Григорьевич Безъязыков и занявший перед вылетом место воздушного стрелка-радиста начальник штаба полка капитан Яков Ильич Голубев. Источник – ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 42-44, 327 и 328. Из всего экипажа только капитан Я.И. Голубев был официально объявлен погибшим, а остальные двое авиаторов – пропавшими без вести...

Юрий РЖЕВЦЕВ.

Экипаж старшего лейтенанта В.С. ОРЛОВА:
ОРЛОВ Василий Сергеевич (1912-13.07.1941), заместитель командира эскадрильи (он же – пилот пикирующего бомбардировщика Пе-2) 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, старший лейтенант.
Родился в 1912 года: по одним данным – в селе Шумаково сельского поселения «Шумаковский сельсовет» Солнцевского района Курской области, а по другим – в городе Магнитогорске Челябинской области. Был женат: супруга, Лидия Лещенко (отчество в документе не указано), по состоянию на лето 1941 года проживала по адресу: Украинская ССР (ныне – Украина), Сумская область, город Лебедин, улица Садовая, 5.
В армию призван в 1933 году. И к лету 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
13 июля 1941 года, находясь за штурвалом пикирующего бомбардировщика Пе-2, убыл на боевое задание с аэродрома «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 43 и 327), не вернулся с боевого задания 13 июля 1941 года, в связи с чем официально был объявлен пропавшим без вести.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ и УВ КА за № 0153/пр. от 5 мая 1942 года – как пропавший без вести но почему-то без указания даты безвозвратного выбытия. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д 10, л. 183.
В Книге Памяти Курской области и Книге Памяти Челябинской области не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

БЕЗЪЯЗЫКОВ Василий Григорьевич (03.12.1918-13.08.1941), младший лётчик-наблюдатель (и он же – лётчик-наблюдатель пикирующего бомбардировщика Пе-2) 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, младший лейтенант.
Родился 3 декабря 1918 года в селе Званное сельского поселения «Званновский сельсовет» Глушковского района Курской области. Член ВЛКСМ. Родственники по состоянию на лето 1941 года: отец – Безъязыков Григорий Яковлевич; проживал по месту рождения сына.
В армию призван 9 ноября 1939 года.
Предположительно, является выпускником ноября 1940 года Харьковского военно-авиационного училища лётчиков, при этом в ноябре 1940-мае 1941 года – младший лётчик-наблюдатель 4-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, откуда в связи с перевооружением полка одноместными самолётами-штурмовиками Ил-2 был переведён на аналогичную должность в 60-й скоростного бомбардировочного авиационного того же самого соединения.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
11 июля 1941 года, находясь в составе экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2, убыл на боевое задание с аэродрома «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
13 июля 1941 года, находясь в составе экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 под командованием старшего лейтенанта Василия Сергеевича Орлова, убыл на боевое задание с аэродрома «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 43 и 328), не вернулся с боевого задания 13 июля 1941 года, в связи с чем официально был объявлен пропавшим без вести.
Из списков советских Вооружённых Сил исключён на основании запроса отца («Список вх. № 220») приказом ГУК Вооружённых Сил СССР № 0338 от 24 февраля 1947 года, но с тремя искажениями: 1) как якобы Безьязыков, а не Безъязыков по фамилии; 2) как якобы младший лётчик-наблюдатель бывшего 4-го (по состоянию на лето 1941 года это уже был 4-го штурмовой), а не 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка; и 3) как якобы не вернувшейся с боевого задания 30-го, а не 13 июля 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563784, д. 5, л. 215.
В январе 1947 года на младшего лейтенанта В.Г. Безъязыкова Управлением кадров ВВС Министерства Вооружённых Сил СССР для нужд сверки с картотекой ГУК Вооружённых Сил СССР была заполнена учётная карточка, но как на Безьязыкова по фамилии. Источник – ЦАМО: ф. 33, 594259, д. 71, лл. 102 и 116.
В Книге Памяти Курской области не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

ГОЛУБЕВ Яков Ильич (05.05.1912-13.07.1941), начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, капитан.
Родился 5 маяв 1912 года в столице Украины городе Киеве. Член ВКП(б) с 1931 года.
Был женат: супруга, Голубева (в девичестве – Набокова) Нина Дмитриевна, проживала в авиагородке районного города Лебедин Сумской области Украинской ССР (ныне – Украина).
Родители: отец, Голубев Илья Абрамович, и мать, Голубева (имя и отчество в документе не указаны), проживали: по состоянию на лето 1941 года – по адресу: Ростовская область, город Сальск, улица Первомайская, 34; – а по состоянию на весну 1942 года – по адресу: город Челябинск, улица 3-го Интернационала, 113, квартира 1.
К 1934 года – рабочий на строительстве Харьковского тракторного завода.
В армию поступил добровольно 4 июля 1934 года: приказом по Объединённой военной школы лётчиков и авиационных техников (место дислокации – саратовский город Вольск) за № 183 от 6 июня 1931 года (город Вольск) с 4 июля 1934 года зачислен кандидатом в курсанты с направлением на карантин. А аналогичным приказом за № 194 от 14 июня 1931 года зачислен курсантом данной школы.
Приказом по 2-й (Вольской) военной школе авиационных техников имени Ленинского Краснознамённого комсомола за № 163 от 1 июня 1932 года объявлен выпустившимся в званиях «командир РККА» и «Авиационный техник»
Непосредственный участник советско-финляндской войны в качестве военнослужащего 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 68-й авиабригады 13-й армии за что был удостоен ордена Красного Знамени. В данный период – старший лейтенант по воинскому званию.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
13 июля 1941 года, находясь в качестве воздушного стрелка-радиста в экипаже пикирующего бомбардировщика Пе-2 под командованием старшего лейтенанта Василия Сергеевича Орлова, убыл на боевое задание с аэродрома «Климовичи» (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 44 и 328), не вернулся с боевого задания 13 июля 1941 года, в связи с чем официально был объявлен пропавшим без вести.
Из списков Краской Армии исключён трижды:
- приказом ГУ ВВС Красной Армии № 05/проп. от 28 сентября 1941 года, но как якобы начальник оперативного отдела штаба мифического 66-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 1, л. 46;
- приказом Управления кадров ВВС Красной Армии № 04/проп. от 26 января 1942 года, но как начальник оперативного отдела штаба, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, лл. 28 и 33;
- приказом Управления кадров ВВС Красной Армии № 014/проп. от 6 мая 1942 года, но как якобы начальник оперативного отдела штаба мифического 70-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 186.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


 
« Последнее редактирование: 08 Мая 2020, 12:30:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #407 : 12 Мая 2020, 14:58:17 »
От Татьяны Косиловой, проживающей в кемеровском Новокузнецке:
- Это мой дед по отцу – Косилов Василий Гаврилович (1910-1989). Он – ветеран Гражданского Воздушного Флота, авиации дальнего действия Красной Армии и авиации Военно-Морского Флота СССР. И, в частности: до февраля 1942 года – бортрадист 1-го класса 1-го транспортного отряда Московского управления ГВФ (и в данном качестве – в составе действующей армии как военнослужащий «без звания»!), а затем до самой Победы – штурман-инструктор по радионавигации Лётного центра АДД, старший лейтенант по воинскому званию. В послевоенный период до 1957 года, пока не вышел на военную пенсию, – в ВВС ВМФ. Знаю, что, будучи бортрадистом, не менее тридцати четырёх раз летал в блокадный Ленинград плюс – за линию фронта с совершением посадки на импровизированные партизанские аэродромы…

1945 год, Василий Гаврилович Косилов как офицер АДД Красной Армии, старший лейтенант по воинскому званию:


1970 год, майор в отставке Василий Гаврилович Косилов как ветеран-фронтовик:


Боевые награды офицера-авиатора Василия Гавриловича Косилова:
 

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 61, лл. 187 и 187об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0061/00000253.jpg&id=12106141&id1=c5afe18c4e12441d0ef36d3138b4e0c7
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682525-0061/00000254.jpg&id=12106142&id1=5ef4d54362049b93fdf55c8cd3b3fb33



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 2322, лл. 147 и 147об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/364/033-0690306-2322%2b012-2329/00000288.jpg&id=40927497&id1=666169b648ac9da2b19187609cdd4c3f


« Последнее редактирование: 12 Мая 2020, 15:33:13 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #408 : 17 Мая 2020, 19:13:50 »
Автор этого фронтового снимка – фотокорреспондент газеты 59-й армии старшина Лев Владимирович Прозоровский (впоследствии – известный советский литератор и театральный деятель). Сканировано мною с оригинала.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #409 : 20 Мая 2020, 21:32:17 »

От ветерана редакции газеты «Красная звезда» полковника запаса Михаила ЗАХАРЧУКА:
- Сегодня, 104 года назад, на свет появился великий и настоящий советский человек – Алексей Петрович Маресьев – лётчик-ас, Герой Советского Союза. А 19 лет назад в эти же дни он покинул наш бренный мир. Во время Великой Отечественной войны ему ампутировали отмороженные ноги. Несмотря на инвалидность, пилот добился разрешения продолжить летать с протезами. За время сражений он совершил 86 боевых вылетов. Сбил 11 самолётов врага: 4 до ранения и 7 – после ранения. Маресьев – прообраз героя произведения Бориса Полевого (Кампова) «Повесть о настоящем человеке».
Русские почему непобедимы? Да потому, что в любую лихую годину у них обязательно появятся Александр Невский, Дмитрий Донской, а за ними – Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Дмитрий Борброк-Волынский, ну и далее по всей многовековой русской истории, в которой никогда, даже в самые тёмные, беспросветные её времена, как в те же Смутные, не ощущалась нехватка героев.
Людей героического склада хватает и по всему миру. Но нигде на планете Земля нет такой потрясающей людское воображение их плотности и многочисленности. Причём, опять же во все времена. Особой, невиданной доселе массовости героизм советских людей достиг в годы Великой Отечественной войны. За 1418 дней и ночей сражений только героями Советского Союза стало 11657 человек. Из них 3051 – посмертно. Всего же орденами и медалями было награждено свыше 7 миллионов человек и 10900 частей и кораблей советских Вооружённых Сил.
Мы всегда будем помнить: Александра Матросова – стрелка-автоматчика 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина, который телом своим закрыл вражескую амбразуру; Николая Гастелло – военного летчика, командира 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитана, направившего горящую машину на колонну врага; Леню Голикова – бригадного разведчика 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады, подорвавшего машину немецкого генерал-майора, добывшего важные документы и геройски погибшего в бою: Зину Портнову – разведчицу партизанского отряда имени Ворошилова, которая, находясь в плену, под пытками сумела схватить вражеский пистолет и застрелить троих гитлеровцев; мужественных героев «Молодой гвардии» Олега Кошевого, Ульяну Громову, Любовь Шевцову, Василия Левашова, Сергея Тюленин и ещё более семидесяти молодых героев, мужественно сражавшихся с врагом на оккупированной территории и расстрелянных; 28 панфиловцев из 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка, насмерть стоявших под Москвой; Виктора Талалихина –заместителя командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО, одним из первых советских летчиков совершившего воздушный таран; Андрея Корзуна – артиллериста 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта, ценой своей жизни спасшего склад с боеприпасами; Александра Германа – командир 3-й Ленинградской партизанской бригады, наводившего смертельный ужас на врага и погибшего при выходе из окружения; Владислава Хрустицкого – командира 30-й отдельной гвардейской танковой бригады фронта, храбро погибшего при прорыве Ленинградской блокады; Константина Заслонова – командир партизанской бригады, тоже погибшего в неравном бою с врагом; Матвея Кузьмина, который родился за три года до отмены крепостного права и погиб, став самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза; Зою Космодемьянскую, которая перед смертью крикнула: собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!»
Эти и ещё тысячи, миллионы других примеров мужества и героизма советских людей, конечно же, невозможно никак сравнивать, ранжировать и препарировать на тему, кто героичнее. Они все уникальны и безальтернативны, как уникален вообще подвиг человека, выходящий за грань обыденной житейской логики. Однако, согласитесь, дорогой мой читатель, подвиг Алексея Маресьева всё-таки особь стать. Ибо он, возможно, в наибольшей степени точно отражает знаменитое песенное выражение, ставшее в Советском Союзе присловьем: «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». И ещё пример Алексея Маресьева, пожалуй, самое красноречивое доказательство того, что героизм у русских людей гнездится даже не в их ментальности, а в их генетике. Так вот этот мальчонка родился в многодетной семье, и как большинство поскрёбышей, был на диво слаб здоровьем. Алёшка так катастрофически часто болел малярией, что по собственному выражению, скорее смахивал на китайского заморыша, нежели на нормального камышинского волжанина. Ещё он имел большие проблемы с суставами. Боли временами так донимали пацана, что братья вынуждены были на руках по очереди приносить его из школы домой. Вдобавок ко всему он страдал регулярными мигренями. Поэтому, когда однажды заикнулся о том, что, повзрослев, станет лётчиком, Лёшку не просто высмеяли – поколотили за наглую глупость. Пройдут годы и он скажет: «Трое братьев было у меня. Так вот они все – умные, а я, младший, в летчики пошёл!» Вообще этого человека отличала поразительная самоирония – едва ли самое надёжное качество сильной, стрежневой личности.
Мать воспитывала сыновей одна. Вернувшийся с Первой мировой войны отец, скоропостижно скончался от тяжких фронтовых ран и газового отравления. Как раз после рождения Алёшки-последыша и ушёл на тот свет. Собственно, малец отца-то и не помнил. А мама работала уборщицей на деревообрабатывающем заводе. Скудный её доход, зато волевой, почти стальной характер, понуждал мальчиков к спартанской жизни, к труду каждодневному и тяжкому, к экономии в большом и малом, к честности и порядочности. Пройдут годы, и, похоронив свою мать, Маресьев признается: «Всем я ей обязан. Она не просто жизнь мне дала, она научила меня бороться за ту жизнь во что бы то ни стало. До конца бороться».
Благодаря в решающей степени матери он и лётчиком стал. А дело было так. После школы райком комсомола решил направить Маресьева строить Комсомольск-на-Амуре. Он возьми да и заартачься: чего это без меня меня женить кому-то вздумалось. Ах так, возмутились функционеры в райкоме, тогда билет – на стол! Алексей и швырнул куда указали краснокожую книжицу ещё только с двумя орденами. И тогда глубоко идейная мать заявила, что знать больше не знает такого сына-дурака безмозглого. Пристыженный Лёшка пошёл в райком, извинился за глупую выходку, а затем поехал на Всесоюзную стройку. Там и сбылось предсказание женщины-врача, заметившей на медкомиссии: «Ты, конечно, волен не ехать в такую даль. Только знай: одной ногой ступишь на ту землю, и все твои болячки как рукой снимет». Он тогда про себя смекнул: «А что, если хвори в самом деле исчезнут, ведь и в лётчики можно податься». Так оно и случилось. С тех пор, когда у Алексея Петровича интересовались: верит ли он в судьбу, всегда отвечал, что больше климату доверяет. Который и дал ему возможность в небо подняться. Случилось это в местном аэроклубе.
В 1937 году Маресьева призвали в армию и отправили служить в 12-й авиаотряд войск пограничной охраны НКВД СССР на острове Сахалин. Проявил он там себя очень достойно и дельно, за что и был зачислен в Читинскую школу военных пилотов. К слову, без малейших претензий к состоянию здоровья. Вот и не верь после этого в благотворное влияние на людей Дальневосточного края нашенского. Через год школу перевели в Батайск и она преобразовалась в авиационное училище имени С.М. Кирова. Как Алексей постигал лётную науку, свидетельствует хотя бы тот факт, что после окончания училища его, младшего лейтенанта, оставили в качестве инструктора. В этой должности и встретил войну. Написал шесть рапортов с просьбой отправить на фронт. В августе 1941 года был зачислен в 296-й истребительный авиаполк Юго-Западного фронта (I ф). Первый боевой вылет совершил 23 августа под Кривым Рогом. На следующий год полк перебросили на Северо-Западный фронт. К тому моменту Маресьев уже сбил 4 немецких самолёта. А 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» во время операции по прикрытию бомбардировщиков его самого немец подбил. Тяжело раненный Алексей вынужден был сесть на территории, занятой врагом. Восемнадцать суток на покалеченных ногах, ползком он пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и прошлогодними ягодами. Впрочем, обо всём этом советую всё-таки почитать в знаменитой «Повести о настоящем человеке». Лучше Бориса Полевого мне всё равно не передать ни запредельного трагизма случившегося с боевым лётчиком, ни того беспримерного героизма, с которым он сражался сначала за жизнь, а потом и за своё место в ней. И вышел в итоге победителем.
Боевой и чисто человеческий подвиг Маресьева явился действительно неким пиком, невероятным взлётом мужества и героизма не только отдельной личности, но и всего советского народа. Так он идеологически воспринимался во время самой войны и все годы послевоенного социалистического строительства. Советским людям было чрезвычайно важно осознавать, что человек из легенды живёт среди них и при этом ничем особым от них же не отличается. Алексей Петрович в этом смысле просто удивительно отвечал именно таким народным чаяниям. Он бы в высшей степени порядочным, справедливым и кристально честным человеком. Знаю, о чём пишу. Щедрая жизнь даровала мне много лет счастливого общения с этой легендой синего неба. Сразу после войны Маресьеву предложили на выбор: учеба в Академии Генерального штаба, где готовили генералов, или Высшая партийная школа. «Кому нужны в мирное время безногие генералы», – сказал Александр Петрович и подался в ВПШ. А там предстояло штудировать политэкономию, марксистско-ленинскую философию, психологию и другие заковыристые предметы, о которых он толком раньше и не слыхивал. Образование имел известно какое: семилетка, ФЗО (фабрично-заводское обучение) и авиашкола. Поэтому бывший боевой лётчик засел за учебники с такой лютостью, словно от того, как он с ними справится, зависела вся его последующая жизнь. Итог: по выпуску из ВПШ получает не только красный диплом, но и защищает кандидатскую диссертацию по истории. Через пару лет Воениздат предложил Маресьеву написать книгу воспоминаний. Дал в помощь квалифицированного лизаписчика. Алексей Петрович с негодованием отверг литературную поддержку: «Сам напишу. Хватит с меня ножных протезов, чтобы ещё плодить бумажные!».
Сын Виктор мне рассказывал: «Отец сам всегда ухаживал за теми протезами. Как встал на них ещё в войну, так и пользовался только одной отечественной моделью. Четырнадцать пар за всю жизнь износил. Правда, периодически ездил на протезный завод, когда требовалась серьёзная починка. Был у папы и знакомый протезный мастер. К нам иногда захаживал. Они сидели вдвоём и колдовали над механизмами. Но чаще всего отец командовал: «Витька, а ну-ка неси масло подсолнечное, блюдце и спички. Будем смазывать шарниры». У него и ключики имелись специальные – сам подтягивал все соединения. Ведь оно как в жизни случает: то чуть пополнел – то слегка похудел, и уже надо регулировать. Папа был аккуратным и следил не только за своими механическими ногами. И, представляешь, ходил на них бодренько так, заправски. Особенно в молодости. Кто его не знал, никогда бы не заподозрил, что человек на протезах. Единственное, что батю выдавало, так это ступни. У нас они подвижные, а у него – нет. Поэтому даже мне трудно понять, как он мастерски водил машину. Ему хотели сделать ручное управление – категорически отказался. Только позже, уже на его восьмом десятке я наблюдал: если сядет в глубокое кресло, то с трудом потом, раскачиваясь, вставал. Нет, точно, никогда не курил. Выпивал только по большим праздникам не более двухсот граммов водки. И больше – ни капли. Всегда делал физзарядку. Даже в 85 выглядел на 10 лет моложе. Но когда ему об этом говорили, сокрушался: «Мне, конечно, приятно слышать, что выгляжу хорошо. А печенка, селезенка, лёгкие, сердце? Им-то ведь тоже уже 85».
Маресьев на самом деле был до щепетильности скромным и невероятно совестливым человеком. Никакого особого отношения к себе не терпел искренне, а не показушно; ни капельки при этом не рисуясь, тем более не бравируя своей непохожестью на других, своей исключительностью. Наоборот всячески подчеркивал, что он такой же как все. Всегда и во всём. Когда родился Виктор, сын-первенец, Маресьеву дали квартиру на площади Пушкина. По временам послевоенным вроде бы очень приличное жильё из трёх комнат. В том доме обитали поэты Сурков, Исаковский, председатель Моссовета Бобровников, генеральный прокурор Советского Союза Сафонов, жена Василия Сталина (дочь маршала Тимошенко), актриса Валентина Серова. Но грянула так называемая перестройка, и, оказалось, что соседство с известной столичной площадью много хуже привокзальной жизни. Алексея Петровича раздражали сплошные митинги под окнами. Особенно негодовал, когда у него «под носом» построили «Макдоналдс». Обычно чрезвычайно выдержанный человек, он даже тихо матерился, наблюдая за бесконечной очередью к заокеанским фастфудам. «Если это – перестройка,- говорил,- то за ней обязательно последует перестрелка». Со временем многие знаменитости из дома съехали – подальше от «перестроечных благ». Маресьеву тоже предлагали знакомые, а жена и сын просто настаивали перебраться в более удобный район. Ведь с ними жила мама Маресьева Екатерина Никитична, а комнаты были узкие, неудобные. Потом родился Алексей, с детских лет страдавший эпилепсией. Таким образом, у Алексея Петровича были, что называется, железные юридические предпосылки на улучшение жилищных условий. Отказывался. На том простом основании, что негоже ему привередничать в столь деликатном вопросе, как жильё. «Витька, многие люди много хуже нашего живут и ничего, не возмущаются. А ты хочешь, чтобы в меня потом тыкали пальцем: Маресьев с жиру бесится».
Спал всегда на твёрдой тахте. Опять же сын и жена многажды предлагали ему приобрести хорошую кровать – ни в какую. «Витька, запомни: мужик всегда должен отдыхать на жёстком ложе и презирать любые собственные слабости». Однажды выступал на центральном телевидении вместе с Юрием Гагариным. Вечером того же дня долго не мог уснуть. На расспросы сына ответил вопросом: «Как думаешь, Витя, наверное, зря я Юре «тыкал»? Всё же – первый космонавт мира. А с другой стороны мы же с ним – кореша. Да и старше я Юрки на восемнадцать лет». Они часто выезжали вдвоём на рыбалку. Маресьев помог Гагарину приобрести катер. А вот себе купить постеснялся…
Второй сын у Маресьевых родился вполне нормальным, здоровым ребенком. А потом, то ли вследствие простуды, то ли в детстве запихнул себе щепку в нос и она там обломилась, но инфекция попала в голову. Началось воспаление оболочки мозга, а закончилось тяжёлой формой эпилепсия. Как только Алексей Петрович понял, что Алёша останется инвалидом, так и начал класть в сберкассу часть своей получки и пенсии. Планировал накопить такой вклад, чтобы проценты в месяц составляли ровно 100 рублей. Плюс 32 рубля Алешкиных по инвалидности и это ровнялось бы республиканской пенсии. «Чтобы когда я умру, ему было на что сносно жить». Однако грянула одиозная «павловская реформа» и все накопления Героя Советского Союза превратились в пшик. Очень досадовал по этому поводу. Но чтобы пойти в инстанции и «покачать права» насчёт сына-инвалида – даже слушать не желал…
Так называемую перестройку, а затем и развал Советского Союза Маресьев принял почти что в штыки. И на сей счёт у меня есть вполне определённое, хотя и косвенное доказательство. В феврале 1989 года было принято решение о прекращении войны в Афганистане и выводе советских войск. Наш сильно полевевший на перестроечной волне заведующий Военно-политической редакцией ТАСС распорядился, чтобы я и мой коллега Московский попросили нашего знакомца Маресьева прокомментировать для зарубежных СМИ это «историческое событие». Мы с Олегом Александровичем ответили шефу: Маресьев не станет этого делать. Тогда заведующий сам позвонил Алексею Петровичу и получил сокрушительный «отлуп». Потом удивлялся: такой вроде бы покладистый мужик, а тут чуть ли не матом меня послал.
«Беловежский сговор» Алексей Петрович вообще воспринял, как личную трагедию. Правда, и вечно нетрезвый президент усиленно делал вид, что понятия не имеет, кто такой Маресьев. Если Горбачёв ещё наградил прославленного лётчика орденом Почёта «за особо плодотворную общественную деятельность, большой вклад в укрепление мира и сотрудничества между народами», то Ельцин отметил «мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, большой личный вклад в развитие ветеранского движения, активное участие в патриотическом воспитании молодёжи и в связи с 80-летием со дня рождения А.П. Маресьева»… Почётной грамотой Правительства Российской Федерации. Большего презрения к великому Герою России, к его немеркнущему подвигу, к его беззаветному труду на благо Родины трудно себе представить.
И, кстати, под занавес,- о том самом беззаветном труде Маресьева. Мы знаем его, в основном, как великого летчика, как пример мужества, воли и жизнелюбия. Многие, не сомневаюсь, слышали, что всю жизнь он трудился ответственным секретарём Советского, затем Российского комитета ветеранов войны (ныне – Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы). Но что это такое – секретарь СКВВ – вряд ли кому известно. И узнать об этом, дорогие читатели, вы нигде не сможете. Все пишущие о Маресьеве в прошлые годы довольствовались лишь расхожими сведениями: упал, долго полз, отморозил ноги, их отрезали, но он всё равно потом летал. А о том, чем герой занимался в мирное время, писалось всегда вскользь, скороговоркой или под сурдинку. Ну что интересного может быть в ветеранской организации? Меж тем, Алексей Петрович Маресьев на своём уникальном посту, без преувеличения, совершил второй, на сей раз гражданский подвиг. Начнём с того, что он не просто стоял у истоков самой мощной советской ветеранской организации – лично её создавал с нуля. То есть буквально: собственноручно составлял все уставные документы: собственно Устав, положения о Президиуме, о секциях, о редакционном совете; согласовывал документы с юристами и властными структурами; добивался помещения, транспорта; разрабатывал и утверждал штатное расписание в центре и на местах; пробивал финансирование и так далее и тому подобное. Какая то была муторная и тягомотная работа, словами передать так же трудно, как в стихах написать годовой финансовый отчёт предприятия. Господи, сколько же порогов госчиновников оббил Маресьев на своих протезах, сколько нервов потратил, сражаясь с бездушными бюрократами – об этом тоже ни в сказке сказать, ни пером описать.
Или вот такая, во все времена болезненная проблема. В первые годы после войны льготы получали только Герои Советского Союза и инвалиды. Масштабное расширение объёма льгот и круга лиц, которым они предоставлялись, началось лишь с приходом к власти Л.И. Брежнева. И здесь личный вклад Маресьева переоценить невозможно. Алексей Петрович был в великолепных приятельских отношениях с Леонидом Ильичом. Их человеческая дружба существенно сказывалась на материальном положении участников минувшей войны. Именно в те года для них были установлены отдельные очереди на получение жилья, автомобилей, некоторых продуктов и дефицитных товаров. Государству такая забота была не слишком обременительной, зато на самоощущение ветеранов она влияла весьма позитивно.
…Накануне Дня Победы 1967 года проходила церемония открытия мемориала Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата. Зажжённый от огня на Марсовом поле, факел был доставлен в столицу. У Александровского сада огонь принял Алексей Маресьев и в сопровождении двух знамённых строевым шагом направился к Генеральному секретарю Брежневу. Тот и зажёг Вечный огонь. Когда в перестроечные годы Алексея Петровича некоторые «либералисты» пытались уязвить этим, якобы подобострастным поступком, он всегда спокойно парировал: «Факел я вручал не Генсеку, а такому же как сам фронтовику, который всегда очень душевно и заботливо относился к тем, кто воевал в минувшей войне. А вот Горбачёв и Ельцин ни разу у меня не поинтересовались, как живут, вернее, как доживают свою жизнь ветераны».
Почти 45 лет Алексей Петрович Маресьев исполнял сложные и многотрудные обязанности секретаря главной ветеранской организации страны. За это время Председателями СКВВ побывали: маршалы А.М. Василевский, К.А. Мерецков, С.К. Тимошенко, маршалы авиации А.П. Силантьев, Н.М. Скоморохов, генералы армии П.И. Батов, В.Л. Говоров, генерал-полковник А.С. Желтов. Все они с поразительным единодушием отмечали выдающиеся деловые и человеческие качества своего коллеги, Великого Героя России на все времена.

       
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #410 : 21 Мая 2020, 10:39:28 »
Легендарный Алексей Петрович Маресьев (20.05.1916-18.05.2001) как прославленный лётчик и Герой Отечества оказался связанным судьбой не только с оборонным ведомством. Так, его имя значится в списке выпускников пилотской школы осоавиахимовского аэроклуба города Комсомольска-на-Амуре: будущий человек-легенда в тексте документа под № 710. Представленные здесь сканы сделаны мною с текста приказа по ВВС РККА за № 121 от 9 мая 1938 года – документа, на основании которого выпускникам аэроклубов авиации Осоавиахима СССР в зависимости от их специализации в период учёбы были присвоены звания «пилот запас» и «авиамеханик запаса».
Из биографии легендарного лётчика-Героя Алексея Петровича Маресьева следует, что он, будучи призванным осенью 1937 года из города Комсомольск-на-Амуре в качестве пилота запаса, был направлен проходить срочную службу на остров Сахалин – в ряды личного состава 12-го авиационного отряда войск пограничной охраны НКВД СССР. Однако в 1938 году его из пограничной авиации откомандировали на учёбу в 30-ю Читинскую школу военных пилотов РККА…
В связи со службой в войсках правопорядка и безопасности А.П. Маресьев официально внесён как в список Героев Советского Союза из числа воспитанников системы отечественного МВД, так и в список Героев Советского Союза из числа воспитанников Пограничной службы ФСБ России…


Имя легендарного Алексея Петровича Маресьева (он под № 710) в тексте приказа по ВВС РККА за № 121 от 9 мая 1938 года:


 

1934-1937 гг., город Комсомольск-на-Амуре, Алексей Петрович Маресьев (он в центре) среди товарищей. Оригинал хранится в фондах Муниципального учреждения культуры города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края «Городской краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 7406109; номер по ГИК (КП) – КП ОФ-2.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 231
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #411 : 21 Мая 2020, 17:00:24 »
БЕЛОВ Пётр Григорьевич (28.12.1918-15.07.1941), старший техник по вооружению 4-й или 5-й (точно пока неизвестно) эскадрильи бомбардировщиков СБ-2 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, воентехник 2 ранга.
Родился 28 апреля 1918 года в областном центре Украины городе Полтаве. Член ВЛКСМ.
На военную службу в Красную Армию поступил добровольно 7 сентября 1935 года, став тогда курсантом одной из военно-технических школ советских ВВС. И к лету 1941 года – представитель лётно-технического состава 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, воентехник 2 ранга по воинскому званию, что соответствовало лейтенанту.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года. В качестве справки: в данный период 60-й скоростной бомбардировочный авиационный полк уже входил в боевой состав 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, при этом 4-я и 5-я эскадрильи базировались отдельно от управления полка.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 818883, д. 928, л. 36), «15.7.41 г. убит в возд. бою в р-не Рославля».
Подробности гибели содержатся в очерковом материале непосредственного участника тех драматических событий полковника С.Л. Гаврикова «Пока бьётся сердце», опубликованном на странице 4 № 23 от 23 февраля 1966 года Шумячской районной газеты «За урожай» Смоленской области. Вот краткое изложение: в первой половине 15 июля 1941 года после возвращения с первого боевого задания был получен приказ девятью самолетами нанести на Кричевском направлении второй прицельный бомбовой удар – на сей раз уже по колонне немецких бензовозов.
Воентехник 2 ранга П.Г. Белов заменил собой на борту бомбардировщика СБ-2, пилотируемого командиром звена младшим лейтенантом Николаем Севастьяновичем Скатом, заболевшего лётчика-наблюдателя.
При заходе на цель авиагруппа была внезапно атакована более чем двадцатью «мессершмиттами». Завязался жестокий воздушный бой, в ходе которого оказались сбитыми восемь советских (в том числе и бомбардировщик младшего лейтенанта Н.С. Ската) и одиннадцать (по другим данным – двенадцать) вражеских самолётов.
Воентехник 2 ранга П.Г. Белов был смертельно ранен ещё в воздухе.
Самолёт младшего лейтенанта Н.С. Ската упал в один из лесных массивов, Шумячского района Смоленской области. Предположительно, это произошло между деревнями Яново и Гневково. При ударе об землю не пострадал только воздушный стрелок-радист – старшина И.П. Богомягков. Он-то, рискуя собой, вытащил из объятой пламенем кабины тяжелораненого лётчика Н.С. Ската. На эвакуацию же тела воентехника 2 ранга П.Г. Белова, исполнявшего в полёте обязанности лётчика-наблюдателя, времени уже попросту не хватило: пока оттаскивал истекающего кровью командира (у того была оторвана нога) на безопасное расстояние, самолёт взорвался…
Место захоронения неизвестно. Но, вероятней всего, похоронен был на кладбище райцентра Шумячи.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ и УВ КА № 063 от 15 апреля 1942 года, но c одним искажением – как погибший 15 июля 1941 года якобы на Юго-Западном фронте (I ф), а не на Западном. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 2, л. 131.
Официально на территории Смоленской области, в том числе и в Шумячском районе, не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан
Страниц: 1 ... 16 17 18 19 20 [21]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »