Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: «Сталинские соколы»  (Прочитано 31055 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #260 : 07 Сентября 2019, 20:16:51 »

Удостоверение к нагрудному знаку Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу», которого 15 сентября 1946 года был удостоен начальник Казанского аэроклуба старший лейтенант запаса Александр Леонтьевич Кармин (1910-1988). Оригинал документа хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры «Национальный музей Республики Татарстан»: номер в Госкаталоге – 17497970; номер по ГИК (КП) – НМРТ КППи-124335/2.

В картотеке кавалеров нагрудного знака Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу», которая хранится в фондах Ценрального архива ДОСААФ России, не значится, поскольку в озвученную выше картотеку почему-то не внесены фамилии лиц, награждённых в период 1943-1946 гг.


На военной службе в Красной Армии трижды: 1) с 5 мая 1921 года и по 10 мая 1924 года; 2) с 11 октября 1932 года и по 3 мая 1935 года; и 3) с 6 мая 1942 года и по 3 января 1945 года.
С мая 1939 года – начальник Чистопольского аэроклуба, к лету 1941 года – Казанского, а с декабря 1941 года – Объединения аэроклубов…
В 1945-1949 гг. – вновь начальник Казанского аэроклуба (до 1946 года – Казанский парашютно-планерный клуб).


1939 год, начальник Чистопольского аэроклуба командир авиации Осоавиахима А.Л. Кармин проверяют выучку учлёта Н. Куцемилов. Оригинал хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры «Национальный музей Республики Татарстан»: номер в Госкаталоге – 17497976; номер по ГИК (КП) – НМРТ КППи-124335/32.


Старший лейтенант запаса Александр Леонтьевич Кармин в статусе начальника Казанского аэроклуба.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 744808, д. 236. лл. 203 и 203об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/012/033-0744808-0236%2b013-0243/00000382.jpg&id=81980627&id1=3c11f3b9080b9fc343e4ac5c7f1d9a4f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/012/033-0744808-0236%2b013-0243/00000383.jpg&id=81980628&id1=37fa93c3e1881cd9a975d185d9256408




14 февраля 1968 года, столица Татарстана город Казань, проославленный советский ас старший лейтенант в отставке Александр Леонтьевич Кармин при наградах, в том числе на правой стороне кителя – нагрудный знак Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу».

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #261 : 09 Сентября 2019, 18:38:35 »

Портрет лётчицы Осоавиахима Екатерины Матвеевны Медниковой работы выдающегося советского фотохудожника Аркадия Самойловича Шайхета (1898-1959).

ЯКОВЛЕВА (в девичестве – Медникова) Екатерина Матвеевна, активистка парашютного спорта и лётчица из пилотажной группы Центрального аэроклуба СССР и в данном качестве, в частности, в 1937-1938 гг. – мировая рекордсменка по дальности и скорости полётов на различных моделях самолётов, с 1938 года – супруга выдающегося советского авиаконструктора А.С. Яковлева.
В 1934 году – работница Московской фабрики «Динамо», а в 1937-м – лаборантка фабрично-заводского училища Московского завода «Калибр». В данный период – член ВЛКСМ.
В 1934 году совершила первый парашютный прыжок, а 4 октября 1935 года – затяжной парашютный прыжок.
В 1935 году в группе спортсменов-авиаторов Осоавиахима приняла участие в съёмках советского художественного фильма «Лётчики» режиссёра Ю.Я. Райзмана.
Мастерски пилотировала легкомоторные самолёты АИР-9бис, УТ-1 и Г-22.
4 июля 1937 года на яковлевском АИР-9бис лётчицы Осоавиахима Ирина Вишневская и Екатерина Медникова установили женский международный рекорд для лёгких самолётов 1-й категории. Они тогда достигли высоты в 6518 метров. На установлении рекорда присутствовал и лично сам Александр Сергеевич Яковлев.
3 июля 1938 года лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова установила на спортивно-тренировочном самолёте Г-22 международный рекорд скорости по замкнутому маршруту длиной в 100 км для самолётов класса 4С (3-я категория, объём двигателя от 2-х до 4-х литров), показав среднюю скорость в 164,94 км/ч. Правда, при попытке установления рекорда скорости на дальности 500 км лётчица забыла включить дополнительный бак, что привело к вынужденной посадке, в ходе которой вдобавок подломились шасси.
С 27 августа 1938 года – кавалер высшей награды Осоавиахима в лице нагрудного знака «За активную оборонную работу» (удостоверение № 358). Была удостоена «за отличную подготовку и показ номеров высшего пилотажа в День авиации».
23 сентября 1938 года установила женский мировой рекорд скорости для легкомоторных гидросамолётов – в 197 км/ч.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Фотоплакат 1934 года: «…Что-то выхлестнулось за спиной, её силой выдернуло кверху, всё в мире стало ясным, сразу встало на своё место – и земля, и небо, и аэродром внизу. Распахнувшийся большой напряжённый зонт закрыл полнеба. И Катя Медникова, смеясь от радости, переполнившей её, стала спускаться».


4 октября 1935 года, Тушинский аэродром Осоавиахима СССР, Екатерина Матвеевна Медникова перед совершением затяжного прыжка. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806869; номер по ГИК (КП) – 42809/52.


4 октября 1935 года, Тушинский аэродром Осоавиахима СССР, Екатерина Матвеевна Медникова сразу после завершения затяжного прыжка. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806727; номер по ГИК (КП) – 42809/53.




Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова на фоне яковлевского самолёта УТ-1.


1938 год, лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова. Автор снимка – известный советский фотохудожник Алексей Михайлович Межуев. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5438373; номер по ГИК (КП) – 15692/36.




Удостоверение за № 358 к наградному знаку «За активную оборонную работу» Екатерины Матвеевны Медниковой. Награждена президиумом Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР на основании протокола № 30 от 27 августа 1938 года с формулировкой: «За отличную подготовку и показ номеров высшего пилотажа в День авиации». Оригинал документа хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 15174708; номер по ГИК (КП) – ГЦМСИР ГИК 42809/59.



Фамилия Е.М. Медниковой в Картотеке кавалеров нагрудного знака Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу».


3 июля 1938 года года перед рекордным полётом на спортивно-тренировочном самолёте Г-22: лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова со своим наставником в лице инструктора-лётчика Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторова на Тушинском аэродроме на фоне яковлевского самолёта УТ-1.


23 сентября 1938 года, Тушинский аэродром инструктор-лётчик Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторов даёт последние наставления перед полётом на спортивно-тренировочном самолёте Г-22 (он на заднем плане) лётчице-рекордсменке Е.М. Медниковой. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5807364; номер по ГИК (КП) – 42809/55.



Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова у самолёта Г-22. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806684; номер по ГИК (КП) – 42809/56б.


Лётчица-рекордсменка Осоавиахима Екатерина Матвеевна Медникова у самолёта Г-22. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5806739; номер по ГИК (КП) – 42809/56а.


Инструктор-лётчик Центрального аэроклуба СССР Н.Н. Викторов (он второй справа) в присутствии высших должностных лиц Осоавиахима СССР и РСФСР (в том числе крайним справа стоит конструктор самолёта Г-22 – майор Владислав Константинович Грибовский) даёт последние указания и рекомендации летчице Екатерине Матвеевне Медниковой (она вторая слева) перед её рекордным полётом. Данная фотокопия хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Наро-Фоминский историко-краеведческий музей» Московской области: номер в Госкаталоге – 11315374; номер по ГИК (КП) – НФ ИКМ КП 57/17; инвентарный номер – Ф 91.

23 сентября 1938 года:

Сразу после завершения рекордного полёта на легкомоторном гидросамолёте марки «УТ-1».

1957 год:


Вероятно, она:

«10.02.1960 г. Медникова Е.М.».
Оригинал хранится в фондах Муниципального казённого учреждения культуры «Среднеахтубинский районный историко-краеведческий музей» Волгоградской области: номер в Госкаталоге – 11586775; номер по ГИК (КП) – СКМ ОФ № 887.
« Последнее редактирование: 30 Января 2020, 15:49:41 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #262 : 09 Сентября 2019, 19:48:31 »
С одного из Интернет-аукционов:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #263 : 10 Сентября 2019, 19:14:27 »

1973 год, Николай Дмитриевич Анощенко при всех своих наградах, включая нагрудный знак Осоавиахима СССР «За активную оборонную работу» (на левом лацкане). К сожалению, ФИО этого выдающего патриота и авиатора почему-то отсутствует в официальной Алфавитной картотеке кавалеров знака «За активную оборонную работу», которая хранится в фондах Центрального архива ДОСААФ России.

АНОЩЕНКО Николай Дмитриевич (1894-1974), советский пионер авиации и воздухоплавания, изобретатель, кинематографист, режиссёр и педагог, кроме того в 1920-х гг. – активист ОДВФ СССР и Воздухоплавательной секции авиационного сектора Союза Авиахима СССР.


Удостоверение Николая Дмитриевича Анощенко как первого в РСФСР красного пилота-воздухоплавателя.


1921 год, подмосковный город Кунцево, авиационный краском Николай Дмитриевич Анощенко (он стоит справа у корзины аэростата) среди делегатов IV Всероссийского съезда работников воздушного флота.


1920-е гг., Николай Дмитриевич Анощенко как высокопоставленный авиационный краском.


1965 год, город Москва, Николай Дмитриевич Анощенко (он второй справа) в стенах Дома кино в группе выдающихся советских кинематографистов приветствует космонавтов Ю.А. Гагарина и В.Ф. Бычковского.

Кавалером высшей награды Осоавиахима СССР и РСФСР в лице нагрудного знака «За активную оборонную работу» Николай Дмитриевич Анощенко стал в 1945 году. В настоящий момент удостоверение к этой награде хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры «Белгородский государственный историко-краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 10541922; номер по ГИК (КП) – БОКМ КП 12492.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #264 : 11 Сентября 2019, 21:29:41 »

2 июня 1955 года, гвардии генерал-майор авиации Дмитрий Никонорович Кириллов 1902 г.р. в парадном мундире советских ВВС образца 1949 года. Оригинал фото хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»: номер в Госкаталоге – 16945487; номер по ГИК (КП) – ЦМВОВ ОФ-92282.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #265 : 12 Сентября 2019, 20:14:00 »
ПОЛОМОВ Павел Степанович, офицер-фронтовик из числа ветеранов советских ВВС и авиации оборонного общества, по состоянию на середину 1960-х гг. – полковник запаса.
Родился 8 августа 1911 года в селе Хворощёвка Павелецкого сельского поселения Скопинского района Рязанской области. Русский. Член ВКП(б)-КПСС с 1930 (по другим данным – 1932) года.
Семья: супруга по состоянию на 1950-е гг. – Поломова Антонина Георгиевна 1922 г.р., дети – дочь Валентина 1933 г.р. (очевидно, от первого брака), сын Владимир 1935 г.р. (очевидно, от первого брака), дочь Зинаида 1937 г.р. (очевидно, от первого брака) и сын Борис 1946 г.р. (очевидно, от второго брака).
Военные образование:
- в 1934 году – Школу младшего начальствующего состава при 30-м железнодорожном полку;
- в 1938 году – в городе Иркутске Курсы политруков при 4-й военной школе авиационных техников;
- в 1944 году – Курсы заместителей командиров авиационных полков по политической части при Энгельсской военной авиационной школе пилотов.
На военной службе дважды. В первый раз – в октябре 1933-августе 1934 гг.: на неё был призван Шипуновским РВК на тот момент времени Западно-Сибирского края, а теперь современного Алтайского края с направлением в ряды личного состава 30-го железнодорожного полка 5-й отдельной железнодорожной бригады Украинского военного округа.
Во второй раз призван в мае 1936 года Поспелихинским РВК на тот момент времени Западно-Сибирского края, а теперь современного Алтайского края с зачислением в кадровый состав ВВС Красной Армии.
Приказом НКО СССР за № 00315 от 16 июня 1941 года был назначен заместителем по политической части авиационной эскадрильи (с 16 июля 1941 года – военный комиссар той же эскадрильи) 223-го дальнебомбардировочного авиационного полка (Карачевский авиагарнизон) 35-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии 2-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса
Непосредственный участник Великой Отечественной войны, при этом с 22 июня и по 21 августа1941 года – в озвученной выше должности.
В связи с расформированием 21 августа 1941 года 223-го дальнебомбардировочного авиационного полка назначен военкомом эскадрильи 52-го бомбардировочного авиационного полка 62-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Юго-Западного фронта (I ф).
С 25 сентября 1941 года – в частях ВВС Приволжского военного округа, при этом с 15 сентября 1942 года – военный комиссар вооружённого пикировщиками Пе-2 804-го бомбардировочного авиационного полка 293-й бомбардировочной авиационной (последствии – Черкасская) дивизии, а с 9 октября 1942 года – заместитель командира озвученного выше полка по политической части. И в последнем качестве с 23 октября 1942 года – вновь в составе действующей армии, при этом по состоянию на лето 1943 года – капитан по воинскому званию.
19 июля 1943 года комполка-804 майором А.М. Семёновым представлен к награждению орденом Красной Звезды: «В борьбе с германским фашизмом за нашу Родину зам. командира полка по политической части капитан ПОЛОМОВ показал образцы умения мобилизовать личный состав части на уничтожение немецких захватчиков.
Полк за время боевых действий на Калининском, Волховском, Северо-Западном и Воронежском участках фронта совершил более 500 успешных боевых вылетов. Полк принимал активное участие в освобождении гор. В. Луки, личный состав показал образцы мужества и героизма в боях под Новосокольниками, Белым, Ржевом, Синявино, Ст. Русса, Белгородом, за что Родина отметила больше сотни лучших сынов полка орденами и медалями СССР.
Полк за период боевых действий уничтожил штабы высших соединений в г. В. Луки, уничтожил 5 воинских эшелонов, в воздушных боях в воздухе и на земле уничтожено около 30 самолётов противника. Уничтожено полком много живой силы и техники противника, высокие результаты бомбовых ударов подтверждены фотоснимками и наземным командованием.
Капитан ПОЛОМОВ является подлинным помощником командира в деле выполнения боевых задач. Своим личным примером увлекал подчинённых на выполнения боевых задач, лично произвёл 3 боевых вылета в качестве стрелка-радиста на Калининском фронте». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 730, л. 165.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 056/н от 29 июля 1943 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 730, лл. 135 и 137.
По состоянию на осень 1944 года – И.о. агитатора политотдела 1-го бомбардировочного авиационного корпуса 5-й воздушной армии Степного, а с 20 октября 1943 года – 2-го Украинского фронтов.
В 1944-1945 гг. – последовательно: по состоянию на март 1944 года – слушатель Курсов заместителей командиров авиационных полков по политической части при Энгельсской военной авиационной школе пилотов; заместитель по политической части 34-го запасного авиационного полка 9-й запасной авиационной бригады ВВС Московского военного округа (и в данном качестве 17 августа 1945 года – участник авиагруппы боевой авиации в ходе воздушного парада в Тушино по случаю Дня воздушного флота СССР); в резерве Политуправления Московского военного округа; заместитель по политической части начальника склада № 2698 Центральной заготовительной базы ВВС.
С 17 августа 1945 года – кавалер медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Б-00092592). Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 44677, д. 555, л. 325.
По состоянию на лето 1945 года – уже гвардии майор по воинскому званию, а к 1950 году – уже гвардии подполковник.
Приказом председателя Центрального совета Всесоюзного добровольного общества содействия авиации СССР за № 30 от 27 января 1951 года назначен заместителем по политической части Калининского областного аэроклуба.
С 31 января 1951 года – И.о. председателя Калининградского областного комитета ДОСАВ, а с 5 мая 1951 года – полноправный руководитель данной структуры.
Приказом председателя Центрального комитета ДОСААФ СССР за № 11 от 6 июля 1951 года назначен заместителем председателя Калининградского областного комитета ДОСААФ, при этом приказом министра обороны СССР за № 05534 от 10 декабря 1956 года был удостоен очередного воинского звания – «полковник».
Приказом председателя Центрального комитета ДОСААФ СССР за № 023 от 7 марта 1962 года назначен заместителем по политической части начальника Вяземского авиационного учебно-тренировочного центра ДОСААФ СССР. В данной же должности был утверждён аналогичным приказом, но изданным за № 17 от 18 апреля 1962 года.
Приказом министра обороны СССР за № 0289 от 2 марта 1964 года уволен в запас Вооружённых Сил СССР с направлениям на воинский учёт в Калининградский областной военкомат.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 ноября 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #266 : 13 Сентября 2019, 11:14:31 »

11 октября 1941 года, узбекский областной город Фергана, курсанты 23-й (Ферганской) военно-авиационной школы пилотов первоначального обучения (слева направо) «после полётов на отдыхе»: Василий Петрович Шикунов, Александр Дерюгин и Михаил Бычков. Оригинал фото хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Балахнинский музейный историко-художественный комплекс» муниципального образования «Балахнинский муниципальный район Нижегородской области»: номер в Госкаталоге – 14222653; номер по ГИК (КП) – БРМ-3945/2; инвентарный номер – ПИ-623.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #267 : 16 Сентября 2019, 16:57:55 »
Ветеран советских ВВС полковник в отставке Сергей Александрович Герасимов 1916 г.р. Отсюда: http://kolokol-6.ru/photos3.php?alb=179
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #268 : 24 Сентября 2019, 19:25:14 »

Полковник в отставке Сергей Петрович Ванюшин, как минимум, по состоянию, на лето 1970 года.

ВАНЮШИН Сергей Петрович (1898-1982), ветеран советских ВВС и полярной авиации, полковник в отставке.
Родился в 1898 году в селе Жерновки Павловского сельского поселения Милославского района Рязанской области. Русский. Рабочий из крестьян. Член РКП(б)-ВКП(б)-КППС с 1918 года. Был женат: супруга – Ванюшина Любовь Ивановна.
Родители: Богачёвы Пётр (отчество неизвестно) и Анна Ипатьевна.
Братья и сёстры: Богачёвы Никита, Иван, Леонид, Мария и Анастасия.
Когда и почему отказался от родовой фамилии «Богачёв» в пользу «Ванюшин» – неизвестно. Отгадку, очевидно, следует искать в семейном предании, которое гласит, что «он не сын Петра, а сын барина (неизвестно точно) c родителями не общался почти, т.к. мать отдала его юношей в Рязань учиться работать по дереву к дяде». Источник: https://www.geni.com/people/Сергей-Ванюшин/6000000021381667680
На военной службе в советских Вооружённых Силах с 1918 года, при этом в 1918-1920 гг. – в боях и сражениях Гражданской войны.
По состоянию на вторую половину 1930-х – полковник по военному (в современной терминологии – воинское) званию (но удостоен не ранее осени 1935 года), представитель лётно-подъёмного состава ВВС НКВМФ СССР, но «в счёт 1000» проходивший военную службу в полярной авиации. И, в частности:
- по состоянию на 1935-1937 гг. – начальник Николаевской школы морских лётчиков Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР;
- с 1937 года и по начало августа 1938 года – в Красноярском крае как начальник Енисейской авиационной группе Севморпути.
6 августа 1938 года по санкции Красноярского краевого прокурора Любашевским арестован как «активный участник а/с [антисоветского] заговора» с водворением в Красноярскую тюрьму, при этом следствие по признакам пунктов «6», «7», «8» и «11» «контрреволюционной» 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР вёл 11-й отдел УГБ УНКВД по Красноярскому краю. Впоследствии в статусе подследственного «Ванюшин этапирован в УССР» – «к последнему месту службы».
К весне 1943 года – вновь военнослужащий кадрового состава советских ВВС и к этому времени некоторое время занимал должность начальника Новосибирской военно-авиационной школы пилотов ВВС Красной Армии.
С 17 марта 1943 года и до самой Победы – в действующей армии, при этом с апреля 1943 года – в должности начальника штаба 209-й истребительной авиационной дивизии (II ф)/7-й гвардейской истребительной авиационной Ржевской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии, а с 1 мая 1943 года – в добавок в звании «Гвардия».
По состоянию на осень 1945-весну 1946 гг. – в Красноярске как начальник штаба Харьковской военно-авиационной школы стрелков-бомбардиров.
По состоянию на март-апрель 1948 года – командир Московской авиационной группы особого назначения Управления полярной авиации Главсерморпути.
К 1970 году – военный пенсионер, полковник в отставке.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- ордена Ленина: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 220/210 от 21 февраля 1945 года – за выслугу в 25 и более лет;
- не менее трёх орденов Красного Знамени: 1) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/137 от 3 ноября 1944 года – за выслугу в 20 и более лет; 2) награждён приказом по войскам 1-го Украинского фронта за № 066/н от 18 мая 1945 года – «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество»; и 3) предположительно, в 1948 году за выслугу в 30 лет;
- ордена Отечественной войны 1-й степени: награждён приказом по войскам 15-й воздушной армии за № 45/н от 8 августа 1943 года – «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество»;
- ордена Красной Звезды: награждён приказом по войскам 3-го Белорусского фронта за № 0732 от 31 августа 1944 года – «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество»;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Д-0166017): удостоен 5 ноября 1945 года;
- медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1965 году;
- медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1975 году;
- медали «За освобождение Праги» (удостоверение №: А-136036): удостоен 2 марта 1946 года;
- медали «XX лет РККА»: удостоен в феврале 1938 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флоту»: удостоен в 1948 году;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1968 году;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1978 году;
- нагрудного знака Министерства обороны СССР ««25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1970 году.
Скончался в 1982 году.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


1936 год, полковник Сергей Петрович Ванюшин как начальник Николаевской школы морских лётчиков Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР. Сканировано мною с архивных подлинников.
   


Не ранее осени 1945 года, город Красноярск, гвардии полковник Сергей Петрович Ванюшин как начальник штаба Харьковской военно-авиационной школы стрелков-бомбардиров.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2320, лл. 34 и 34об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/156/033-0686196-2320%2b040-2329/00000070.jpg&id=24201768&id1=75ef8667bcfa259a8b7bc5b9d0970aa2
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/156/033-0686196-2320%2b040-2329/00000071.jpg&id=24201769&id1=9e9c495850e3729d429e3f75c2f55634



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 723, лл. 253 и 253об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/035/033-0682526-0723/00000431.jpg&id=16293243&id1=91dc12305d2dacc4242e525250c3c996
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/035/033-0682526-0723/00000432.jpg&id=16293244&id1=b12bede84561d8b2134da6f960a4d568



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4029, лл. 59-61.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/283/033-0690155-4029%2b011-4026/00000111.jpg&id=34300689&id1=7132c637ae8eb40e47cf7985130b9f7b
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/283/033-0690155-4029%2b011-4026/00000112.jpg&id=34300690&id1=c005e0990e1b05bdae59f77e8e6a78ec
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/283/033-0690155-4029%2b011-4026/00000113.jpg&id=34300691&id1=8f6cbb09b7f832c9106e694d046360ba
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/283/033-0690155-4029%2b011-4026/00000114.jpg&id=34300692&id1=c76c96a301197797f3b6c89b6c68d161





Источник – ЦАМО: ф. 122, оп. 485182, д. 1, л. 249.


Источник – ЦАМО: ф. 122, оп. 485182, д. 42, л. 6.
« Последнее редактирование: 07 Декабря 2019, 20:06:14 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #269 : 27 Сентября 2019, 16:29:05 »

Середина 1930-х гг., высокопоставленный краском Семён Самойлович Иоффе в статусе заместителя начальника Севморпути. Сканировано мною с архивного оригинала.

ИОФФЕ Семён Самойлович (и он же при рождении – Иофе Симон-Залман Шмуйлович) (1895-1938), советской государственный и военный деятель. С первой половины 1930-х гг. и до ноября 1937 года – последовательно заместитель начальника Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР (в том числе курировал полярную авиацию) и заместитель начальника Аэрофлота.


Предположительно, 1936 год, Водопойский аэродром (Николаевская область Украины) заместитель начальника Севморпути краском Семён Самойловичем Иофф (он крайний слева) в ходе рабочего визита в Николаевскую школу морских лётчиков Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР. По левую руку от него – помполит школы Тихонов (в центре) и начальник той же школы военморлёт Сергей Петрович Ванюшин.

Отсюда: http://www.knowbysight.info/III/02896.asp


Отсюда: https://ru.openlist.wiki/Иоффе_Семен_Самойлович_(1895)
« Последнее редактирование: 27 Сентября 2019, 16:42:05 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #270 : 27 Сентября 2019, 18:51:12 »
По состоянию на 1935-1936 гг. должность начальника штаба Николаевской школы морских лётчиков Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР занимал некто лётчик Томигас. Кто это такой, выяснить пока, увы, не удалось. Представленные ниже сканы фотографий за 1930-е годы выполнены мною с архивных оригиналов:



Предположительно, 1936 год, начштаба Томигас (он справа) на принадлежавшем школе аэродроме «Водопойский».

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #271 : 28 Сентября 2019, 19:18:41 »

Рубеж 1920-х/1930-х гг., Анатолий Александрович как командир авиации Осоавиахима.

СЕНЬКОВ Анатолий Александрович (1899-1962), советский авиаконструктор и один из зачинателей массового советского планеризма.
В Гражданскую войну – красный партизан.
В сентябре 1924 года, будучи страстно увлечённым авиацией, стал участником II Всесоюзных планерный испытаний, проводившихся Обществом друзей воздушного флота СССР в крымском Коктебеле. И здесь же, на склонах горного плато Узун-Сырта, за считанные дни (причём не взирая на близорукость!), научился летать на планере, став таким образом самым первым в СССР планеристом, овладевшим мастерством безмоторного парения, не будучи профессиональном лётчиком! И за это по праву был удостоен звания «пилот-паритель».
Вскоре после этого – на ответственных постах в структурах планерного спорта, в том числе и как самый первый по счёту начальник Высшей лётно-планерной школы Осоавиахима СССР, а затем в отечественном авиапроме и в данном качестве, в частности, являлся одним из ближайших соратников и сподвижников такого выдающего советского авиаконструктора, как Сергей Владимирович Ильюшин. И ещё добавим: за свои весомейшие заслуги перед авиацией оборонного общества Анатолий Александрович Сеньков 28 марта 1934 года был удостоен высшей награды Союза Осоавиахим – нагрудного знака «За активную оборонную работу».
Юрий РЖЕВЦЕВ.

ФИО А.А. Сенькова в официально картотеке кавалеров нагрудного знака Союза Осоавиахим «За активную оборонную работу»:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #272 : 29 Сентября 2019, 16:46:31 »
Сканировано мною с архивного подлинника: «Драмкружок при ТШ ВВС, Егорьевск, февраль 1923 г.». Речь идёт об Егорьевской военно-теоретической авиационной школе Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. В самом низу второй справа – курсант Валерий Павлович Чкалов.


Валерий Павлович Чкалов в период службы в авиации Союза Осоавихим.

С начала 1929 года и по ноябрь 1930 года Валерий Павлович Чкалов (1904-1938), будучи уволенным из ВВС РККА, являлся представителем командно-строевого состава авиации Союза Осоавиахима: в Ленинградском аэроклубе сначала состоял в должности руководителя школы планернистов, а затем – инструктора-лётчика и одновременно – пилота четырёхместного пассажирского цельнометаллического самолёте F-13 немецкой компании «Юнкерс», на котором, по собственному горькому признанию, «катал» пассажиров.


В.П. Чкалов как пилот осоавиахимовского F-13.


В.П. Чкалов (он впереди) вместе со своими воспитанниками по школе планеристов переносит планер из ангара к месту старта.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #273 : 01 Октября 2019, 20:31:11 »
Постановлением СНК СССР от 19 августа 1944 года Андрей Николаевич Туполев был удостоен воинского звания «генерал-майор инженерно-авиационной службы»:


Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1947 года Андрей Николаевич Туполев был удостоен очередного воинского звания – «генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы» (но с июня 1951 года он – «генерал-лейтенант инженерно-технической службы»):


С 25 октября 1967 года Андрей Николаевич Туполев уже состоял в воинском звании звании «генерал-полковник-инженер»:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #274 : 04 Октября 2019, 09:17:22 »
Конец 1945 года, гвардии майор Я.П. Матыцин – штурман 13-го гвардейского минно-торедного авиационного Констанцского Краснознамённого  полка 2-й гвардейской минно-торпедной авиационной Севастопольской дивизии имени Н.А. Токарева ВВС Черноморского флота:

Офицер облачён в тёмно-синий повседневный закрытый китель.

Яков Павлович Матыцин, уроженец с. Богородское Ивановского района Амурской области, в 1975 году:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #275 : 04 Октября 2019, 11:37:21 »
ПУТЯТИН Михаил Фёдорович (03.10.1923-20.05.2015), полковник милиции в отставке.
В годы Великой Отечественной – лётчик-истребитель. Бил врага в рядах лётно-подъёмного состава 147 гв. иап ПВО 106 иад ПВО Западного и Северного фронтов ПВО: ведомый, гвардии лейтенант. Лично сбил два самолёта противника и ещё два в группе.
После войны был председателем колхоза, партийным работником, начальником цеха на заводе в Сталинграде, сотрудником милиции из первого преподавательского состава Высшей следственной школы МВД СССР (г. Волгоград).
Дожил до 70-летия Победы, о чём очень мечтал, и ушёл через одиннадцать дней после праздника.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #276 : 14 Октября 2019, 17:40:30 »

Герой Советского Союза гвардии подполковник Николай Куприянович Дилигей. Это единственное фото офицера, которое имеется в семье его внука Павла Буяновского.

ДИЛИГЕЙ Николай Куприянович (1911-1945), Герой Советского Союза (1944) из числа воспитанников системы отечественного МВД и пограничных войск, участник боёв за Восточную Пруссию, лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса Особого военного округа, гвардии подполковник.
Родился 24 октября (по другим данным – декабря) 1911 года на Украине – в селе Комыны Изяславского района Хмельницкой области. Украинец. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1941 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: в конце 1920-х закончил школу-семилетку;
- военное; в ноябре 1935 года – два курса 4-й (Саратовской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск ОГПУ, а в декабре 1937 года – авиационное отделение Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
До призыва в армию трудился на родине сначала лесорубом, а затем в качестве сотрудника милиции в украинском районном городе Изяслав.
В армию призван в октябре 1932 года Изяславским РВК на тот момент времени Винницкой области Украинской ССР, а теперь современной Хмельницкой области Украины с направлением в войска правопорядка и безопасности, при этом в октябре 1932-декабре 1933 года – военнослужащий некоего 54-го полка войск ОГПУ, в том числе с января 1933 года – курсант Школы младшего начсостава (она же – полковая школа). Вероятней всего, речь в данном случае идёт последовательно вот об этой в/ч, сформированной в ноябре-декабре 1932 года в украинском Днепропетровске (ныне – Днепр): с 4 ноября по 29 декабря 1932 года – 8-й железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР; с 29 декабря 1932 года и по 28 июля 1934 года – 28-й Днепропетровский железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР, а с 28 июля 1934 года и по 23 февраля 1936 года – 54-й Днепропетровский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД CССР.
В декабре 1933-ноябре 1935 года – курсант 4-й (Саратовской) военной школы пограничной охраны и войск ОГПУ/4-й (Саратовской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск НКВД СССР.
В ноябре 1935-декабре 1937 гг. – курсант авиационного отделения 2-й (Харьковской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского/Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского. При этом с ноября 1935 года – в статусе сверхсрочника. По выпуску был произведён в лейтенанты.
В январе 1938-феврале 1941 гг. – младший лётчик 3-й отдельной авиационной эскадрильи Управления пограничных войск НКВД Казахской ССР.
С февраля 1941 года – начальник пограничной заставы 20-го Славутского пограничного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД ССР Украинской ССР и в данном качестве – непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут.
С конца июня и до осени 1941 года в связи с переформированием 20-го Славутского пограничного Краснознамённого отряда войск НКВД СССР в 20-й мотострелковый Краснознамённый полк войск НКВД СССР – командир роты в последнем. И в данном качестве – в боях по героической обороне столицы Украины города Киева: лейтенант И.К. Дилигей «с 22 июня по 1-е сентября 1941 г. находился в наземных войсках в должности командира стрелковой роты, где показал себя мужественным командиром, героически сражаясь против фашистской армии». Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 59 и 60.
1 сентября 1941 года был откомандирован из войск НКВД СССР в распоряжение Отдела кадров ВВС Харьковского военного округа, откуда в свою очередь в 20-х числах всё того же сентября 1941 года был направлен в город Рязань – к месту формирования в авиагарнизоне «Дягилево» ВВС Московского военного округа вооружённого новейшими на тот момент времени самолётами Миг-3 10-го истребительного авиационного полка. Принятая в 10-м полку должность – штурман части и тогда же, как надо полагать, был произведён в старшие лейтенанты.
Вновь в действующей армии с 25 октября 1941 года, в том числе по 16 февраля 1942 года включительно – в рядах однополчан по озвученному выше 10-му авиаполку в составе сил ВВС Калининского фронта. И, в частности, по состоянию на 4 ноября 1941 года уже имел на лицевом счету 18 боевых вылетов общей продолжительностью в 18 часов 30 минут: «Успешно выполнял боевые задания по штурмовке войск противника, прикрытию железнодорожных объектов и сопровождению бомбардировщиков. Отличный лётчик, любит своё дело», – за что на основании приказа по войскам Калининского фронта за № 073 от 29 декабря 1941 года был удостоен ордена Красной Звезды, который в свою очередь стал тогда самой первой по счёту государственной наградой в судьбе этого боевого лётчика. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 6, 8, 59, 60 и 60об.
По состоянию на 24 декабря 1941 года произвёл уже 72 боевых вылета, «из них: на прикрытие железной дороги Рязань – Кашира – 17, на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Лихославль – Калинин – 20, сопровождение бомбардировщиков – 4, разведка войск и техники противника в районах Калинин – Старица – Пушкино – 4 и на штурмовку войск и техники противника на дороге Калинин – Старица – Пушкино – Клин – 27 боевых вылетов». В ходе же всех этих перечисленных выше штурмовых ударов офицер Н.К. Дилигей «лично уничтожил: немецких солдат и офицеров – 125; автомашин с боеприпасами и продовольствием – 34, подвод с разными военными грузами – 7. Провёл один воздушный бой – сбил лично один самолёт противника типа Ме-110».
16 февраля-17 марта 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе и переобучении на машины марки «ЛаГГ-3» на авиагарнизона «Сейма» ВВС Московского военного округа.
С 19 марта по 7 июля 1942 года – в рядах личного состава 10-го истребительного авиационного полка в составе сил ВВС 52-й армии (II ф) последовательно Волховского фронта (I ф), Волховской группы войск Ленинградского фронта и Волховского фронта (II ф), при этом непосредственно в боях – с 8 апреля по 22 июня 1942 года. В данный период «произвёл 65 боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск непосредственно на поле боя – 43, сопровождение бомбардировщиков – 8 и на разведку движения войск противника по дорогам Чудово – Любань – 9 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 3 самолёта противника типа Ю-88 (=2), Хе-113 (=1), которые упали: Ю-88 – в районе северо-западнее 5 км Спасская Полисть, второй Ю-88 – в районе 3 км северо-западнее д. Пятница и Хе-113 – в районе 2 км севернее Финнов Лу, что подтверждают наземные войска ми лётчики, действовавшие в группе [с офицером Н.К. Дилигеем]». Плюс один Ме-109 был им сбит в группе.
С 9 июля 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе в авиагарнизоне «Кинешма», что в Ивановской области. Здесь, начиная с 1 августа 1942 года, на базе 2-го отдельного авиационного полка 6-й отдельной запасной авиационной бригады ВВС Московский военного округа происходил процесс переучивания личного состава 10-го авиаполка на американские машины марки «Харрикейн».
В период со 2 по 20 ноября 1942 года офицер-лётчик Н.К. Дилигей – в боях и сражениях на Северо-Западном фронте в составе истребительной авиации 6-й воздушной армии, но занимаемая должность и точное место службы – пока неизвестны. В данный период «произвёл 11 боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков – 7, разведка войск противника – 1, прикрытие станции Пола-2 и на штурмовку войск противника – 1 боевой вылет: в результате неожиданного налёта… уничтожил до 20 немецких солдат и офицеров и 5 машин».
Предположительно, к осени 1943 года – уже в звании «Гвардия».
С 4 октября 1943 года – вновь в составе действующей армии: до 16 апреля 1944 года – штурман 9-го истребительного авиационного Ярославского полка 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии 7-го истребительного авиационного (впоследствии – Львовский) корпуса 5-й воздушной армии последовательно Степного и (с 20 октября 1943 года) 2-го Украинского фронтов; по состоянию на январь 1944 года – уже гвардии майор по воинскому званию.
В данный период воевал в качестве ведущего групп, виртуозно пилотируя американский самолёт Р-39 «Аэрокобра», и как гласят архивные документы, в период с 7 октября 1943 года и по 17 января 1944 года включительно «произвёл 24 успешных боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск на поле боя и переправ через реку ДНЕПР – 17, сопровождение бомбардировщиков – 3, разведка войск противника – 3 и вылет на перехват разведчиков – 1 (в результате этого вылета гвардии майор ДИЛИГЕЙ сбил его [то есть вражеский самолёт-разведчик]. Провёл 15 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов типа: 4 – Ме-109, 4 – Ю-88, 2 – ФВ-189, 1 – ФВ-190…».
Приказом по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта № 057/н от 15 декабря 1943 года был удостоен второго боевого ордена – на сей раз Красного Знамени. Эта награда – «за 4 лично сбитых самолёта противника типа: 1 Ме-109, 2 Ю-88 и 1 ФВ-189».
Особенно ярко отличился в бою 7 января 1944 года: «8 самолётов «Аэрокобра» под командованием гвардии майора ДИЛИГЕЯ прикрывала наземные войска на поле боя в районе города Кировограда. При подходе к цели было встречено 8 самолётов противника типа Ме-109. Гвардии майор ДИЛИГЕЙ, умело командуя группой, смело и решительно вступил в бой, в результате… сбито 7 самолётов Ме-109; в этом бою гвардии майор ДИЛИГЕЙ лично сбил 1 самолёт противника. Восьмой самолёт гвардии майор ДИЛИГЕЙ загнал на свой аэродром, но получив по радио приказ «Уничтожить», этот самолёт сбил. Наша группа без потерь возвратилась на свой аэродром».
1 февраля 1944 года командованием 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии за все подвиги, совершённые в совокупности за период, начиная с 10 октября 1941 года, был представлен к присвоению высокого Звания «Герой Советского Союза». Эти подвиги по состоянию на 1 февраля 1944 года в обобщённом виде выглядят так: произвёл 172 боевых вылета и, в том числе, 23 из них – на штурмовку войск и техники противника. Впечатляют и итоги этих штурмовок: уничтожено до 145 вражеских военнослужащих, 46 единиц транспортных средств (в раскладе – 39 автомашин и 7 подвод) с военными грузами, один склад боеприпасов и два полевых артиллерийских орудия. Кроме того, гвардии майор Н.К. Дилигей провёл 23 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 15 фашистских самолётов: по четыре каждой из марок – Ме-109 и Ю-87; по два каждой из марок – Ю-88 и ФВ-189; по одному из каждой марок – Ме-110, Хе-113 и ФВ-190. Плюс ещё три самолёта (два Ю-88 и один Ме-109) уничтожены им были в составе группы.
Звания Героя Советского Союза был удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года. С этого момента – и кавалер ордена Ленина.
Строки из служебной характеристики на гвардии майора Н.К. Дилигея фронтовой поры: «Беззаветная преданность Родине воспитала у гвардии майора Дилигея лучшие качества воздушного бойца. Смелость и умение принесли ему успех в боях против гитлеровских захватчиков. За образцовое выполнение боевых заданий он награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, за мужество и умение в боях под Кировоградом ему присвоено Звание Героя Советского Союза».
16 апреля 1944-30 января 1945 гг. – командир 508-го (с 27 октября 1944 года – 213-го гвардейский) истребительного авиационного полка 205-й (с 27 октября 1944 года – 22-й гвардейская) истребительной авиационной Кировоградской дивизии 7-го (с 27 октября 1944 года – 6-й гвардейский) истребительного авиационного Львовского корпуса, которые последовательно входили в состав сначала 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, а затем 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В качестве справки: на день Победы данная в/ч – 213-й гвардейский истребительный Одерский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк 22-й гвардейской истребительной авиационной Кировоградской ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
С должности командира полка был снят 30 января 1945 года приказом комкора-6 за упущения в службе, при этом основная мотивация – обвинения в злоупотреблении при сборе трофеев.
С апреля 1945 года – лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса 3-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
В послевоенный период проходил службу в Кёнигсбергском авиагарнизоне, оставаясь по-прежнему в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса.
Трагически погиб 3 октября 1945 года при исполнении служебных обязанностей в результате авиакатастрофы. Однако, согласно явно что ошибочным сведениям, оглашённым в открытой печати в 1970-х гг. Политуправлением пограничных войск КГБ СССР, датой смерти офицера-Героя якобы является 22 августа 1946 года.
Однополчанами был похоронен в Кёнигсберге (ныне – Калининград), на братском воинском кладбище, находившемся по улице Гамер-вег (ныне – Проспект Мира). На могиле была установлена массивная мраморная стела, а по периметру – узорчатая ограда из кованного железа.
В настоящий момент официально значится похороненным на воинском мемориале, расположенном в современно городе Калининграде на углу проспекта Мира и улицы Энгельса. Однако на скрижалях почему-то обозначен как майор, а не гвардии подполковник. Дата же гибели вообще отсутствует.
При жизни, помимо медали «Золотая Звезда», являлся также кавалер четырёх орденов и, возможно, нескольких медалей. Вот список известных наград:
- орден Ленина – с 1 июня 1944 года;
- два ордена Красного Знамени, в том числе первым из них награждён на основании приказа по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта за № 057/н от 15 декабря 1943 года;
- орден Красной Звезды: награждён приказом по войскам Калининского фронта № 073 от 29 декабря 1941 года.
Медали, на награждение которых гвардии подполковник Н.К. Дилигей де-юре имел право при жизни, но неизвестно был ли их удостоен: «За боевые заслуги» (не ранее осени 1944 года – за выслугу лет), «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1942 гг.» и «За взятие Кёнигсберга».
Дважды увековечен в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо», но оба раза с ошибочным указанием, что на момент якобы гибели являлся военнослужащим некоего мифического 508-го истребительного авиационного полка: 1) т. 3 стр. 34, но почему-то как Делигей Николай Константинович, а не Дилигей Николай Куприянович; и 2) т. 20 стр. 94.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Сканы со страниц 16 и 17 журнала МВД России «Милиция» № 5 за май 2007 года:

Представление к Званию Героя Советского Союза:

Так выглядела могила Героя Советского Союза гвардии подполковника Николая Куприяновича Дилигея по состоянию на конец 1940-х:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #277 : 11 Ноября 2019, 09:52:36 »

«Моссовет» – бортовое имя поплавкового пассажирского самолёта марки «Юнкерс F-13» из авиагруппировки Правления Сибирских воздушных линий Российского акционерного общества добровольного воздушного флота (сокращённо – «Добролёт»). В конце июня 1927 года высокопоставленный авиационный краском Семён Яковлевич Корф (1891-1970) как заместитель начальника озвученного выше Правления впервые проложил воздушную трассу Иркутск – Якутск.


Лето 1926 года, тот самый «Юнкерс F-13» с бортовым именем «Моссовет» на реке Лена.


Не ранее 1921 года, Семён Яковлевич Корф (1891-1970) ещё как начальник штаба Красного воздушного флота Западного фронта.
« Последнее редактирование: 11 Ноября 2019, 11:25:03 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #278 : 16 Ноября 2019, 17:31:28 »
Будни слушателей 1-й Московской средней спецшколы ВВС, запечатлённые на страницах мартовской книжки за 1941 год ежемесячного массового авиационного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР «Самолёт»:





Эти два снимка предоставлены Владимиром Завьяловым, экс-руководителем дозиметрической службы «Экспедиции 113» полигона «Семипалатинск-21». Он в начале 1950-х гг. учился в Ереванской специальной школе ВВС. И в данном качестве запечатлён и на одиночном портрете, и на коллективном (сидит в нижнем ряду крайним слева).
Напомню, что спецшколы ВВС наряду с артиллерийскими спецшколами появились ещё перед Великой Отечественной. Они принадлежали системе народного образования, но костяк педколлектива в них составляли кадровые военнослужащие.
О том, что на фото не курсанты, свидетельствуют также брюки на выпуск, которые тогда срочникам по определению не полагались!
В свою очередь офицеры с коллективного снимка облачены в повседневный мундир ВВС образца 1949 года.



« Последнее редактирование: 16 Ноября 2019, 17:43:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 263
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #279 : 22 Ноября 2019, 16:59:01 »

Не ранее лета 1935 года, Виктор Григорьевич Бородин как кавалер нагрудного знака Осоавиахима «За активную оборонную работу» на униформе лётно-подъёмного состава ГВФ.

В 1933 году в ходе IX Всесоюзного планерного слёта в небе над крымской горой Клементьева планерист Осоавиахима СССР Виктор Григорьевич Бородин (24.02.1907-03.10.1949) на двухместном планере с пассажиром на борту в одном полёте совершил 209 мёртвых петель!
За выдающиеся достижения в планерном спорте постановлением президиума Центрального совета Союза Осоавиахим СССР за № 309 от 27 августа 1934 года был удостоен звания «Мастер советского планеризма», а аналогичным постановлением, но изданным 4 марта 1935 года за № 59 – высшей награды Осоавиахима в лице нагрудного знака «За активную оборонную работу».
К лету 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава Гражданского воздушного флота.
В годы Великой Отечественной войны – на лётной работе во фронтовых структурах ГВФ. Последнее воинское звание – гвардии капитан.

Сканировано мною с архивных подлинников.




Осоавиахимовская учётная карточка на Виктора Григорьевича Бородина как мастера советского планеризма.


ФИО Виктора Григорьевича Бородина в официальной Алфавитной картотеке кавалеров нагрудного знака Осоавиахима «За активную оборонную работу», которая хранится в фондах Центрального архива ДОСААФ России.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 100, лл. 108 и 108об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0100/00000192.jpg&id=10426451&id1=9676af973c5d5ffa6ad96f644d7d4d54
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0100/00000193.jpg&id=10426452&id1=02449d790541674da9e3062e42ebfc9c

« Последнее редактирование: 11 Февраля 2020, 14:52:28 от Sobkor »
Записан
Страниц: 1 ... 9 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 19 ... 21   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »