Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Фотопортреты советских авиаторов  (Прочитано 13999 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #220 : 03 Январь 2019, 13:08:17 »
МАРКУС Павел Васильевич (1897-1936), начальник авиалинии Ухтинско-Печорского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа НКВД СССР, вольнонаёмный работник авиации ГУЛАГа НКВД СССР.
Родился в 1897 году в Москве. Имел высшее инженерное образование.
По окончанию вуза работал в Москве авиаинженером сначала в структурах Добролёта, а затем в Московском высшем техническом училище.
Предположительно, в 1927 году был арестован органами госбезопасности и 24 марта 1928 года коллегией ОГПУ осуждён на пять лет лишения свободы по статье 58-6 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтпечлаге. Освобождён был досрочно и в мае 1932 года принят на работу в Ухтпечлаг по вольному найму на должность инженера воздухолинии Ухтпечлага с рабочим местом на ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). Но со второй половины апреля 1934 года – начальник данной авиалинии.
Трагически погиб 4 октября 1936 года в результате авиакатастрофы: самолёт под управлением лётчика Е. Гриневича у деревни Картаель Ижемского района современной Республики Коми совершил вынужденную жёсткую посадку…
Похоронен на сельском погосте деревни Карпушёвка сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортрет Павла Васильевича Маркуса (1897-1936) как лот одного из российских Интернет-аукционов:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #221 : 04 Январь 2019, 13:59:45 »

1920-е годы, красный военморлёт Лев Владиславович Коавалевский. Фото как лот одного из российских Интернет-аукционов.

КОВАЛЕВСКИЙ Лев Владиславович (1895-1934), русский и советский лётчик морской авиации, основатель полярной авиации уголовно-исполнительной системы СССР.
Родился 1 (по другим данным – 4) августа 1895 года в родовом дворянском имении Измалково. На тот период времени это была территория Новоржевского уезда Псковской губернии Российской империи, а теперь – Бежаницкого района Псковской области. Имение находилось на окраине деревни Измалково.
Его отец – Ковалевский Владислав Викентьевич (1862-1932), крупный царский сановник и, в частности, в 1911 года – действительный статский советник по гражданскому чину (условно равно генерал-майору), в 1916 году – товарищ [то есть заместитель] министра внутренних дел.
В 1910-1915 гг. – кадет Морского корпуса.
С августа 1915 года – офицер Императорского флота, в том числе с ноября всё того же 1915 года – в военно-морской авиации. Последний офицерский чин – мичман.
С ноября 1917 года – на стороне Советской власти, в том числе в боях Гражданской войны против белогвардейцев и иностранных интервентов. за что был удостоен ордена Красного Знамени РСФСР.
С 1 февраля 1926 года – на военной службе в органах ОГПУ: сначала командир авиаотряда Соловецких лагерей (и в данном качестве – основатель и наладчик так называемой Северной воздухлинии), а с 1932 года – начальник воздухлинии Ухтпечлага и одновременно – начальник лагпункта с местом службы в деревне Карпушёвка современного Усть-Цилемского района Республики Коми.
Трагически погиб 13 апреля 1934 года в результате авиакатасрофы самолёта которым управлял в полёте лично. Вместе с ним погиб и его неизменный бортмеханик – по фамилит Поплавский. Их гидросамолёт марки «Юнкерс-20» разбился «в районе реки Изим».
Первоначально был похоронен на сельском погосте заполярной деревни Карпушёвка, но впоследствии, как надо полагать, его прах был перенесён супругой на Новодевичье кладбище города Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург). По крайней мере, здесь находится могила лётчика Льва Владиславовича Ковалевского, погибшего в возрасте 39 лет 13 апреля 1934 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Подробные биографии Л.В. Ковалевского, которые при этом обильно иллюстрированы архивными фото, здесь:
https://www.ourbaku.com/index.php/Ковалевский_Лев_Владиславович_-_Выпускник_Бакинского_Отделения_Офицерской_Школы_Морской_Авиации_Отдела_Воздушного_Флота.
https://sites.google.com/site/necropolural/goroda-rossii/sankt-peterburg/novodevice-kladbise/alfavitnyj-spisok-zahoronenij/kovalevskij-lev-vladislavovic


3 апреля 1934 года, аэродром архангельского города Котлас, в центре (бех головного убора) Лев Владимирович Ковалевский. Автор снимка – прославленный советский лётчик В.А. Гинце. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:


Фото с места крушения 13 апреля 1934 года самолёта Ю-20 лётчика Л.В. Ковалевского и бортмеханика Поплавского как лоты одного из российских Интернет-аукционов:


Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 550
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #222 : 04 Январь 2019, 20:53:07 »
Скан со страниц газеты «Мой аэропорт» ОАО «Аэропорт Абакан»: http://media-leader.ru/netcat_files/12/5/Vypusk_1._Aprel_2017..pdf
« Последнее редактирование: 04 Январь 2019, 21:42:10 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 550
« Последнее редактирование: 05 Январь 2019, 08:38:23 от Владимир Байбаков »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #224 : 05 Январь 2019, 10:08:57 »

Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

Братья Котюковы – Юрий Михайлович и Виктор Михайлович. Оба – авиаторы-заключённые Ухтпечлага, при этом первый – бортмеханик, а второй – авиамоторист.
Юрий Михайлович Котюков трагически погиб 22 марта 1935 года в ходе катастрофы самолёта Юнкерс-13. Вместе с ним тогда погибли все из находившихся на борту того злосчастного рейса: лётчик А. Плавинский (Пловицкий), пассажиры Огарков  (уполномоченный Ухтпечтреста) и Эйсмонт (начальник техснабжения Ухтпечлага). Все они были похоронены на сельском погосте деревни Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Здесь теперь высится обелиск, выполненный из крыла самолёта Ил-14. На скрижалях: «Здесь покоится прах авиаторов-первооткрывателей северных воздушных трасс, погибших при исполнении служебных обязанностей: наладчика воздушных линий Ковалевского Л.В., лётчика А. Плавинского, бортмеханика Котюкова Ю.М., вместе с ними погибших пассажиров Эйсмонта и Огаркова, авиаинженера Маркуса П.В. От авиаторов 80-х гг. XX века».


Юрий Михайлович Котюков. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.


А вот Виктор Михайлович Котюков в заключении выжил. В 1982 году он посетил Карпушёвку, чтобы поклониться и праху брата, и праху погибших побратимов по полярной авиации ОГПУ-НКВД.
Возможно это он: «Котюков Виктор Михайлович (1915.02.08.-1998) житель Москвы: Первомайская Нижн. ул. д. 41, кв. 82».


1982 год, Виктор Михайлович Котюков на могиле брата Юрия, которая в посёлке Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #225 : 08 Январь 2019, 22:22:46 »
43-й авиационный отряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. С 1919 года – в боях и сражениях в Туркестане. Сканировано мною с архивных подлинников:

1919 год, Закаспийский фронт, личный состав одного из звеньев 43-го авиационного отряда РККВФ на охоте:

1919 год, город Ташкент, личный состав команды, на которую была возложена боевая задача по охране 43-го авиационного отряда. Справа – мальчуган. Очевидно, это воспитанник данного подразделения:




У крайних слева какие-то странные карабины – донельзя укороченные!


Пояснительная надпись на обороте: «Неделя транспорта в Ташкенте. В ангаре».

Весна 1920 года, «самолёт лётчика Тихомирова в Бухаре при присутствии Бухарской миссии»:

1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), «похороны товарища, задавленного автомобилем в Бухарской операции»:

Предположительно, 1920 год, аэродром отряда в Новой Бухаре (с 1935 года – узбекский город Каган):

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), библиотека 43-го авиаотряда РККВФ:

1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган):

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган):





1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский Каган), самодеятельный оркестр авиаотряда:

1921 года, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский Каган), активисты работавшего при авиаотряде драмкружка:

Август 1925 года, «Полторацк [ныне – Ашхабад], чистка бассейна после белых»:

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #226 : 10 Январь 2019, 18:41:08 »

Супруги Карцевы – Иван Васильевич и Полина Елисеевна.

КАРЦЕВ Иван Васильевич (1913-1941), командир эскадрильи 161-го резервного авиационного полка ВВС (авиагарнизон «Лепель») Западного фронта, кавалер ордена Красной Звезды, старший лейтенант.
Родился в 1913 году в Саратовской области. Был женат: супруга – Карцева (ныне – Олейникова) Полина Елисеевна 1919 г.р.; по состоянию на дето 1941 года проживала на своей малой родине – в деревне Хорошово Рославльского района Смоленской области; ныне же – в Калининграде, где 7 января 2019 года отпраздновала своё 100-летие!
С 1934 года – на должностях среднего и старшего комначсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 33, д. 11459, д. 454, л. 254), погиб 23 июня 1941 года.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУК НКО СССР за № 01471 от 28 мая 1945 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 647, л. 96.
Увековечен в Книге Памяти Саратовской области – т. 10, стр. 237.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #227 : 14 Январь 2019, 11:26:54 »

1940 год, трое курсантов Саратовского технического училища ГВФ наркомата авиапромышленности СССР, в том числе первый справа – Родионов Дмитрий Васильевич. Оригинал хранится в фондах Государственного автономного учреждения культуры «Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»: номер в Госкаталоге – 13898234; номер по ГИК (КП) – МБС 12853; инвентарный номер – ФОТ 1554.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #228 : 14 Январь 2019, 13:22:35 »

КАРАВАЙ Павел Петрович (1921, Смоленск-2004, Киев), Герой Советского Союза (с 18 августа 1945 года) из числа воспитанников авиации Осоавиахима, вероятней всего, с 2000 года – генерал-майор авиации в отставке.
В предвоенный период сначала закончил лётную школу Смоленского аэроклуба, а заьем до 1940 года в том же аэроклубе трудился в качестве инструктора-лётчика.
Проверил: личное дело  П.П. Каравая как командира авиации Осоавиахима СССР на хранении в Центральном архиве ДОСААФ России отсутствует.

Могила П.П. Каравая на Лесном кладбище столицы Украины города Киева:
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 550
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #229 : 14 Январь 2019, 17:11:08 »


КОНАРЕВ Феодосий Михайлович (1916-1966), по состоянию на декабрь 1943 года – лётчик-инструктор 2-й высшей школы штурманов и лётчиков АДД, лейтенант.
« Последнее редактирование: 14 Январь 2019, 17:43:12 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #230 : 15 Январь 2019, 10:59:07 »

7 августа 1948 года, районный посёлок Архара Амурской области, личный состав 36-й комендатуры (в/ч 23526) ВВС Дальневосточного военного округа. Оригинал хранится в фондах Государственного автономного учреждения культуры «Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»: номер в Госкаталоге – 15443760; номер по ГИК (КП) – МБС 10491; инвентарный номер – ФОТ 983.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #231 : 17 Январь 2019, 13:48:06 »


Cвой путь в авиацию Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989) начал в августе 1923 года как юный авиамоделист и активист Общества друзей воздушного флота СССР. Но меньше чем за десять лет он вырос до высоких постов в авиапроме, став здесь в итоге одним из самых талантливых советских авиаконструкторов! В частности, в 1956-1984 гг. Александр Сергеевич на правах генерального конструктора возглавлял ОКБ, носившее его же фамилию – «имени Яковлева»!


В августе 1923 года семнадцатилетний Саша Яковлев (на представленном фото он стоит в центре) в родной для себя московской школе № 50 организовал первую в Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота СССР, где под своим началом объединил почти шестьдесят сверстников. Сначала энтузиасты создавали авиамодели, а потом приступили и к постройке планера.


1 ноября 1923 года в районе крымского посёлка Коктебель стартовали I Всесоюзные планерные испытания, проводившиеся под эгидой Общества друзей воздушного флота СССР. В числе их участников находился и семнадцатилетний московский школьник Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989). Однако пока что как помощник выдающего военного воздухоплавателя Николая Дмитриевича Анощенко (1894-1974). На представленном фото: 9 ноября 1923 года, крымская гора Узун-Сырт, на линии старта планер-биплан «Макака». Пилот – лично сам Николай Дмитриевич Анощенко. Крайний справа – его бескорыстный помощник московский школьник Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989), ставший впоследствии выдающимся советским авиаконструктором.


1924 год, город Москва, Александр Сергеевич Яковлев как красноармеец-доброволец Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.


1924 год, чертёж планера АВФ-10, выполненный рукой самого конструктора данного аппарата – Александра Сергеевича Яковлева. В качестве справки: аббревиатура «АВФ» расшифровывается как «Академия Воздушного Флота».


Середина 1920-х гг., город Москва, моторист Рабоче-Крестьянского Красного Флота Александр Сергеевич Яковлев.


Не ранее осени 1933 года, начинающие советские авиаконструкторы Владислав Константинович Грибовский (1899-1977) и Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989) в группе военных лётчиков и командиров авиации Осоавиахима СССР. В.К. Грибовский – второй слева, а А.С. Яковлев – третий справа.


На представленном ниже снимке, Александр Сергеевич вскоре после назначения в 1956 году на пост генерального конструктора ОКБ имени Яковлева. Он облачён в парадную форму образца 1955 года и при погонах генерал-полковника инженерно-технической службы (но с 1984 года – генерал-полковник авиации). На кителе пока только одна из его двух Золотых Звёзд Героя Социалистического Труда и семь из десяти орденов Ленина.
« Последнее редактирование: 17 Январь 2019, 14:50:24 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 550
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #232 : 18 Январь 2019, 11:52:45 »

ЯРОШЕНКО Фёдор Яковлевич, на завершающем этапе Великой Отечественной войны – командир звена 117 ап ВВС СТОФ, капитан.
Родился в 1914 году на Украине – в городе Алёшки (до 2016 года – Цюрупинск) Херсонской области.
Призван в 1933 году.
В 1938 году окончил Военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина.
Кавалер многочисленных государственных наград, в том числе: орденов Ленина (с 20.04.1945 года), орденом Красного Знамени (с 19.08.1944 года), а медалями «За боевые заслуги» (с 03.11.1944 года – за выслугу лет) и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с 08.08.1945 года).

« Последнее редактирование: 18 Январь 2019, 12:02:38 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #233 : 18 Январь 2019, 16:02:55 »
Советские авиаторы из числа участников
«Большого восточного перелёта» (10 июня-2 сентября 1925 года, Москва – Пекин – Токио):


Авиационный краском Михаил Михайлович Громов (1899-1985) – будущий прославленный советский авиатор и военачальник, кавалер Золотой Звезды Героя Советского Союза за № 8.


Авиационный краском Аркадий Никифорович Екатов (1897-1941).


Механик Юнкерса «F.13» с бортовым именем «Красный камвольщик» из состава «Добролёта» Василий Власьевич Осипов.
« Последнее редактирование: 18 Январь 2019, 16:57:36 от Sobkor »
Записан
Страниц: 1 ... 7 8 9 10 11 [12]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »