Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: «Сталинские соколы»  (Прочитано 27198 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #180 : 28 Декабря 2018, 14:25:39 »
От Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):

Весна 1938 года, новоиспечённый выпускник лётной школы Борисоглебского аэроклуба Евгений Дмитриевич Иванов при знаках различия пилота запаса.
- ИВАНОВ Евгений Дмитриевич, ветеран советских ВВС.
Родился в 3 февраля 1916 года в районном городе Борисоглебске Воронежской области.
Детство было трудным: рано стал сиротой, по причине чего с шести лет воспитывался в детском доме. Учился в школе, окончил два курса железнодорожного техникума.
С 1937 года – учлёт первого набора лётной школы Борисоглебского аэроклуба. Отсюда   весной 1938 года в звании пилота запаса.
В том же 1938 году стал курсантом 2-й военной Краснознамённой школа лётчиков-истребителей ВВС РККА имени Осоавиахима СССР.
До августа 1942 года – лётчик авиации воздушно-десантных войск.
Боевое крещение принял 20 августа 1942 года как член экипажа самолётов ТБ-3 и Ли-2 7-го (тяжелобомбардировочного авиационного полка дальнего действия (впоследствии – 7-й гвардейский бомбардировочный Гатчинский Краснознамённый авиационный полк) и лейтенант по воинскому званию: последовательно 2-й пилот и командир корабля.
23 января 1943 года в составе экипажа капитана М.К. Каменских был представлен к ордену Красной Звезды за выполнение 20 ночных боевых вылетов на бомбардировку противника и за проведение 100 полетов в ВДВ на тренировочную выброску парашютного десанта. Награждён был 16 февраля 1943 года.
В последний день февраля 1944 года Е.Д. Иванов стал кавалером орденом Красного Знамени. Это награда – она боевые вылеты, деланные в период с 20 августа 1942 года и по 22 января 1943 года.
К началу 1945 года Е.Д.Иванов – командир корабля Ли-2 336 бомбардировочного авиаполка, парторг эскадрильи, гвардии старший лейтенант. Его экипаж: 2-й пилот – младший лейтенант Посташ, штурман – лейтенант Курносов, бортовой техник – лейтенант Сидоров, воздушный стрелок-радист – старший сержант Маркелов, воздушный стрелок – сержант Белов. К этому времени Е.Д. Иванов уже совершил 141 боевой вылет на бомбардировку военно-промышленных объектов, скоплений войск, живой силы и техники противника, в том числе шесть вылетов на бомбардирование Хельсинки и столько же (то есть шесть) вылетов по транспортировке груза в тыл противника с посадкой. Кроме того, совершил 190 полетов днём по транспортировке грузов передовым частям Красной Армии; с февраля 1944 года (с момента последнего награждения) совершил 67 боевых вылетов на бомбардирование противника и 80 полетов по транспортировке грузов днем передовым частям Красной Армии; как офицер 336-го авиаполка с января совершил семь боевых вылетов ночью на бомбардирование противника. За это 21 мая 1945 года награжден орденом Отечественной войны I степени.
Всего за время участия в Великой Отечественной войне совершил более 200 успешных боевых вылетов.
В 1947-1953 гг. – на Сахалине как военнослужащий авиагарнизона города Шахтёрска. А с 1953-го по 1959 год проходил службу в Харьковском высшем военном авиационном училище лётчиков. Последнее известное звание – майор.
Всего за время службы награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны и многими медалями.
В одной из характеристик Е.Д.Иванова говорилось: «Умело нацеливает свой экипаж на выполнение боевых заданий. Лётное дело любит, летает днём и ночью в сложных метеорологических условиях. Над целью ведёт себя мужественно и хладнокровно...». А вот характеристика, которую ему дал штурман Прокофьев: «Евгений Иванов – сильный и спокойный лётчик. Никогда и никакой паники. Надо – идёт вперёд, с боевого курса не сворачивает. Я никогда не видел на его лице страха или волнения. Аккуратный. Брился каждый день. Перед вылетом у нас почти никто не брился – плохая примета, а он – ежедневно. С лица никогда не сходила улыбка. Как взлетит, папиросу в зубы и только меняет их до самой посадки...».
Достаточно заметное место в работе экипаж Е.Д. Иванова занимала выброска разведывательных групп в тыл противника. Известным (после выхода фильма «Майор Вихрь» в 1967 году) стало его участие в выброске разведгруппы «Голос» «майора Вихря» – Евгения Березняка в тыл немцев в район города Кракова в ночь на 19 августа 1944 года.
Из книги Е. Березняка «Я был «майором Вихрем» (издательство Алгоритм, 2016):
«...Поединок
Выписка из приказа РО 1-го Украинского фронта
«В ночь на 19 августа 1944 года авиадесантом убыть на выполнение специального задания с приземлением в районе 12 километров западнее Беляны, 2 километра севернее шоссе Краков – Катовице.
Задача
1. Осветить скопление войск и гарнизона г. Кракова.
2. Перевозки войск и военных грузов по шоссейным и железным дорогам через Краков во всех направлениях.
3. Места расположения штабов, узлов связи, аэродромы, склады и др.
4. Наличие оборонительных сооружений, их характер по реке Висла и в районе Кракова.
Связи с Центром держать по радио.
Справка
В ночь с 18-го на 19-е 08.44 г. с аэродрома Ежове на самолете Ли-2, экипаж самолета: командир – старший лейтенант Иванов Е.Д., штурман Прокофьев Е.С., заброшена во вражеский тыл группа «Голос». Место выброски высота 43 северо-западнее села Рыбне 20 км.
Выброска удачная...».
Из газеты «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ» № 114 (12585), четверг, 2 сентября 2004 г. МАЙОР ВИХРЬ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. Алексей Сергиенко.
«Нашёл и их боевое донесение на имя командира полка. Вот оно: «В ночь на 19 августа 1944 года экипаж командира корабля Иванова (штурман Прокофьев, летчик Кирин, борттехник Зацерковский, стрелок-радист Пешков и стрелок Скобкорев) выбросил парашютный десант восточнее г. Ченстохова 30 км (два человека) и восточнее города Котовице 30 км (три человека). Выброска произведена в период 23.52-00.10 с высоты 800 метров».
«Начался поиск членов экипажа. Приблизительно через месяц удалось найти штурмана. Валентин Семенович Прокофьев жил тогда в Обнинске. Весть о том, что именно он доставил легендарного майора Вихря к месту назначения, оказалась для него, вполне естественно, совершенно неожиданной и ошеломляющей.
Удачный поиск членов группы «Голос» и экипажа породил мысль об их встрече. Она состоялась в канун 45-летия Победы в Москве. Из Киева приехал Е.С. Березняк, из Ялты – радистка Ася Федоровна Жукова, из Львова – радистка Елизавета Яковлевна Вологодская. По состоянию здоровья на встречу не смог прибыть Алексей Тимофеевич Шаповалов – заместитель командира группы.
24 апреля 1990 года в Центральном доме Советской Армии, после кадров на экране из кинофильма «Майор Вихрь», на которых запечатлен момент полёта членов группы на борту самолета и их десантирование, на сцену поднялся Евгений Степанович. После представления и его короткой речи к командиру присоединилась Ася Федоровна, а за ней и Елизавета Яковлевна. Затем все они тепло встретили того, кто своим штурманским искусством в ночь на 19 августа доставил их к месту десантирования. Встреча штурмана корабля В.С. Прокофьева с членами разведгруппы «Голос» состоялась через 41 год после полета».
«К этому времени еще не был найден командир корабля. Это удалось сделать лишь через два года. Евгений Дмитриевич Иванов жил в Харькове. Штурман и лётчик потерялись в послевоенном лихолетье. 15 декабря 1993 года они встретились в кабинете начальника штаба дальней авиации. В Москву были приглашены и члены группы «Голос», но смогла приехать только А.Ф. Жукова».
« Последнее редактирование: 28 Декабря 2018, 17:00:07 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #181 : 29 Декабря 2018, 14:17:44 »

1939 год, Иван Васильевич Антонов 1916 г.р., уроженец Баштанского района Николаевской области, как курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.

АНТОНОВ Иван Васильевич, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, офицер-фронтовик.
Родился 22 ноября 1916 года на Украине – в селе Явкино Баштанского района Николаевской области. Украинец. Рабочий из рабочих. Партийность: с 1931 года – член ВЛКСМ, а по выбытию из комсомола по возрасту – беспартийный.
Образование (по неполным данным):
- общее – условно среднее: сначала закончил восемь классов общеобразовательной школы, а в 1934 году – рабфак;
- авиационное: в 1938 году закончил лётную школу Днепропетровского аэроклуба, а в 1939 году – Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР.
К лету 1941 года – командир авиации Осоавиахима СССР с местом службы, предположительно, в стенах родного для себя Днепродзержинского аэроклуба Днепропетровского областного совета Осоавиахима Украинской СССР.
С началом Великой Отечественной войны призван по мобилизации Днепродзержинским ГВК Днепропетровской области Украинской СССР (ныне – Украина).
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с весны 1942 года: как лётчик самолёта У-2/По-2 в составе 213-й ночной бомбардировочной авиационной (впоследствии – Витебская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова) и 325-й ночной бомбардировочной авиационной Осовецкой Краснознамённой ордена Суворова дивизий. В советских ВВС вырос от младшего лейтенанта до капитана и кавалера, как минимум, трёх орденов – Отечественно войны 2-й степени (с 26 октября 1943 года), двух Красной Звезды (30 августа 1944 года и 17 мая 1945 года).
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1787, лл. 95 и 95об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/089/033-0686044-1787%2b004-1786/00000167.jpg&id=19036614&id1=b977e01f48d5a2285bab439c6a03afda
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/089/033-0686044-1787%2b004-1786/00000168.jpg&id=19036615&id1=d3866e388847ada3d9342e1debd53010



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4588, лл. 131 и 131об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/253/033-0690155-4588%2b011-4585/00000248.jpg&id=32002234&id1=a5dd8f9eb49c1e2c041804be0052401f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/253/033-0690155-4588%2b011-4585/00000249.jpg&id=32002235&id1=8a61ed55c41218cd72be30f8351f3aee



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 3221, лл. 293 и 293об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/171/033-0686196-3221%2b040-3230/00000532.jpg&id=25400994&id1=16b5c9cf65634b30a7bbc8a6f9636ad5
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/171/033-0686196-3221%2b040-3230/00000533.jpg&id=25400995&id1=b4d326a31beebc331debd9d47a96ac5b

« Последнее редактирование: 09 Февраля 2020, 17:09:01 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #182 : 29 Декабря 2018, 16:52:01 »
От Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):

Осень 1938 года, новоиспечённый выпускник лётной школы Борисоглебского аэроклуба Константин Иванович Ревушкин при знаках различия пилота запаса.

- РЕВУШКИН Константин Иванович (1917-1986), офицер-фронтовик, бывший узник нацистских лагерей.
Родился 29 июня 1917 года в районном городе Борисоглебске Воронежской области. Русский. По состоянию на осень 1943 года – член ВКП(б). Родители: Ревушкины Иван Матвеевич и Александра Фёдоровна; проживала по адресу: Воронежская область, город Борисоглебск, улица Гражданская, 13.
В 1938 году – учлёт второго набора лётной школы Борисоглебского аэроклуба. Здесь являлся курсантом группы инструктора-лётчика В.Д. Занина и авиатехника А.Е. Неблинникова. По выпуску был удостоен звания «Пилот запаса».
С 26 октября 1939 года – на военной службе в ВВС в Красной Армии и первое место службы – Борисоглебская авиационная Краснознамённая школа пилотов имени В.П. Чкалова: курсант, выпущенный в 1940 году в звании младшего комвзвода сверхсрочной службы.
Непосредственный частник Великой Отечественной войны с 25 августа 1943 года как состоявший в звании младшего лейтенанта командир экипажа самолёта Ил-2 766-го штурмового авиационного (впоследствии – Краснознамённый ордена Кутузова) авиационного полка 211 штурмовой авиационной (впоследствии – Невельская ордена Ленина дважды Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 3-й воздушной армии последовательно Калининского и 1-го Прибалтийского фронтов.
3 октября 1943 года комполка-766 майором И.М. Двойных представлен к награждению орденом Красного Знамени. Как говорится в Наградном листе, за время пребывания на Калининском фронте сделал 11 успешных боевых вылетов в составе группы по переднему краю противника; в районе смоленского райцентра Духовщина уничтожило до 200 солдат и офицеров противника, подавил 12 точек зенитной и 8 точек полевой артиллерии; взорвал 3 склада с боеприпасами, уничтожил 8 блиндажей, 4 дзота и 7 автомашин; создал 5 очагов пожаров в укреплённом пункте противника; в боевой обстановке показал себя грамотным и смелым лётчиком; умелыми действиями по зенитной артиллерии противника обеспечил работу группы над целью.
В результате с 10 октября 1943 года – кавалер ордена Красного Знамени.
8 декабря 1943 года не вернулся с боевого задания, в связи с чем был официально объявлен попавшим без вести.  Действительности попал в плен.
В аду нацистских лагерей чудом, но выжил. В 1945 году был репатриирован на Родину, где 31 октября 1944 года после прохождения спецпроверки уволен в запас.
После войны вплоть до выхода на пенсию работал в Борисоглебске на вагоноремонтном заводе (впоследствии – завод Химмаш). За трудовую доблесть удостоился ордена «Знак Почёта» и медали «Ветеран труда». Кроме того, был занесён в Книгу Почёта завода.
С 1985 года – кавалер ордена Отечественной войны 2-й степени.
Скончался 9 декабря 1986 года. Похоронен в Борисоглебске.


Зима 1939/1940 гг., Константин Иванович Ревушкин как новоиспечённый курсант  Борисоглебской авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова.



Предположительно, весна 1941 года, военный пилот Константин Иванович Ревушкин при знах различия младшего комвзвода сверхсрочной службы.


Предположительно, весна 1941 года, на переднем плане – младший комвзвода сверхсрочной службы Константин Иванович Ревушкин, а на заднем – воздушный стрелок в звании красноармейца из возглавляемого им экипажа боевого самолёта.


1950-е гг., Константин Иванович Ревушкин с женой и сыном.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #183 : 30 Декабря 2018, 00:04:37 »
КАГАН Михаил Андреевич (1903-1937), советский авиационный военачальник, комбриг (с 28 ноября 1935 года).
Родился в январе 1903 года в пристанционном посёлке Дарница Остёрского уезда Киевской губернии Юго-Западного края Российской империи. Ныне станция Дарница – в черте столицы Украины города Киева. Из рабочих. По национальности: по одним данным – еврей, а по другим – украинец. Член РКП(б)-ВКП(б) с 1922 года.
В 1935-1936 гг. – командир 206-й легкобомбардировочной авиабригады Киевского военного округа, а 1936-1937 гг. – командир 90-й авиабригады того же округа.
Невинная жертва Сталинского режима: как «враг народа» 9 августа 1937 года арестован, а 20.11.1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла ему расстрельный приговор. Приговор приведён в исполнение 21 ноября 1937 года. Определением Военной коллегии от 3 августа 1957 г. реабилитирован.

Сканировано мою с архивного подлинника:
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2018, 19:57:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #184 : 30 Декабря 2018, 20:43:42 »

Первая половина 1930-х краском Иван Петрович Соборов как начальник штаба дислоцировавшейся в авиагарнизоне «Конотоп» 206-й легкобомбардировочной авиабригады Украинского военного округа. По «ромбу» в петлицах – как должностные знаки различия. Сканировано мною с архивного подлинника.

СОБОРОВ Иван Петрович (1896-1958), советский авиационный военачальник и военный педагог, полковник в отставке.
Родился в 1896 году. Русский. Член большевистской партии с 1918 года.
В Красной Армии с 1 апреля 1918 года и в данном качестве – активный участник Гражадснкой войны.
К лету 1941 года – комбриг по воиснкому званию, кавалер медали «XX лет РККА», старший преподаватель кафедры тактики Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии.
Предположительно, в начале 1943 года переаттестован в полковники.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #185 : 30 Декабря 2018, 21:19:40 »
Первая половина 1930-х, двое «безымянных» представителей командования дислоцировавшейся в авиагарнизоне «Конотоп» 206-й легкобомбардировочной авиабригады Украинского военного округа – заместитель командира бригады по политической части-начальник политотдела и заместитель командира бригады по строевой части. У обоих в петлицах должностные знаки различия. Сканировано мною с архивных подлинников:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #186 : 31 Декабря 2018, 13:23:21 »

1938 год, курсант Инструкторского отделения Ульяновской объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР Михаил Яковлевич Антонов как кандидат на присвоение военного (в современной терминологии – воинское) звания «младший лейтенант запаса».

АНТОНОВ Михаил Яковлевич (1916-1942), пилот самолёта Як-7Б 4-го истребительного авиационного (впоследствии – Краснознамённый) полка 288-й истребительной авиационной (впоследствии – Павлоградско-Венская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта (I ф), младший лейтенант.
Родился 23 декабря 1916 года в посёлке Митрофаново города Иваново. Русский. Рабочий. Беспартийный. Родители: Антоновы Яков Антонович и Александра Степановна (в девичестве – Соколова); проживали по адресу: Калининская (ныне – Тверская) область, город Ржев, 70-й квартал, дом № 54.
Образование:
- общее: в 1932 году в городе Ржеве закончил фабрично-заводскую школу № 1, а в 1934-м там же – фабрично-заводское училище по специальности «Слесарь»;
- авиационное: в 1936 году – лётную школу Ржевского аэроклуба Калининского областного совета Осоавиахима с присвоением по выпуску звания «Пилот запаса»; в 1938 году – Инструкторское отделение Ульяновской объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР с присвоением по выпуску военного (в современной терминологии – воинское) звания «младший лейтенант запаса».
Детство и юность провёл в тверском Ржеве, где с 1934 года и по 11 апреля 1937 года трудился слесарем.
С 1938 года – командир авиации Осоавиахима СССР, а с 1940 года – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС: призван был Калининским РВК на тот момент времени Калининской, а теперь современной Тверской области.
По состоянию на июль 1942 года – пилот английского самолёта марки «Hawker Hurricane IIC» 2-й эскадрильи 287-го истребительного авиационного (впоследствии – Новгородский) полка 288-й истребительной авиационной (впоследствии – Павлоградско-Венская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 1-й истребительной авиационной армии Брянского фронта (II ф), младший лейтенант по воинскому званию; имел благодарности от командования.
14 июля 1942 года командованием 287-го истребительного авиационного (впоследствии – Новгородский) полка представлен к награждению орденом Красного Знамени: «Лётчик младший лейтенант Антонов М.Я. в Великой Отечественной войне проявил себя как храбрый и отважный воздушный боец.
Партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан, это доказал в бою при выполнении боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками.
Тов. Антонов дисциплинирован, любит своё дело лётчика, скромный воздушный боец.
6-го июля 1942 года тов. Антонов прикрывал наши наземные войска в р-не Покровское [райцентр Орловской области], мело атаковал самолёты противника и сбил один Фокевульф, это подтверждают два лётчика и командование наземных войск.
12-го июля 1942 года Антонов, когда выполнял боевое задание по разведке войск противника в его тылу, в р-не Семилуки [райцентр Воронежской области], был атакован 4-мя истребителями Ме-109; тов. Антонов, умело маневрируя, принял воздушный бой и сбил один самолёт Ме-109. Это подтверждено командованием наземных войск.
Кроме этих фактов, тов. Антонов имеет 145 успешных боевых вылетов по заданию командования в борьбе с немецкими захватчиками, из них имеет более 10-ти воздушных боёв». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 404, л. 28.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Брянского фронта (II ф) за № 63/н от 31 июля 1942 года: от имени Родины удостоился своей первой и, увы, оставшейся, единственной государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 404, л. 3.
С августа 1942 года – пилот самолёта Як-7Б 4-го истребительного авиационного (впоследствии – Краснознамённый) полка 288-й истребительной авиационной (впоследствии – Павлоградско-Венская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта (I ф), по-прежнему младший лейтенант по воинскому званию.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, погиб 3 (по другим данным – 11) сентября 1942 года: «Сбит в воздушном бою». Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1856, л. 40; ф. 21922, оп. 595175, д. 1, л. 2.
Похоронен был «в могиле у дер. Демидов Сталинградской обл.». Речь в данном случае идёт об одноимённом хуторе Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ и УВ КА за № 01112/пог. от 23 ноября 1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 69, л. 222.
Увековечен в Книге Памяти Ивановской области – т. 4, стр. 315, но с четырьмя искажениями: 1) как якобы 1911-го, а не 1916 года рождения; 2) как якобы уроженец тверского города Ржев, а не ивановского посёлка Митрофаново; 3) как якобы призванный в 1941-м, а не 1940 году; и 4) как якобы лейтенант, а не младший лейтенант по воинскому званию.
В Книге Памяти Ивановской области не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 404, лл. 28 и 28об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0404/00000040.jpg&id=2152996&id1=44c8eb504857a3ac0a93f62bf96b36f5
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0404/00000041.jpg&id=2152997&id1=a5536f71858269d1e4f8d3c20b277668



В Книгу Памяти Тверской области (т. 4, стр. 315) младший лейтенант Михаил Яковлевич Антонов внесён с целым рядом фактологических искажений:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #187 : 01 Января 2019, 16:18:36 »

Апрель 1934 года, Фёдор Васильевич Назаров (1915-1938) как новоиспечённый выпускник инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.

НАЗАРОВ Фёдор Васильевич (1915-1938), кадровый командир авиации Осоавиахима СССР, ставший невинной жертвой политических репрессий Сталинского режима.
Родился 15 мая 1915 года в городе Самаре. Русский. Рабочий из рабочих.
Партийность:
- с 4 октября 1929 года – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1932 года за № 7161100;
- по состоянию на вторую половину августа 1937 года – беспартийный.
Родители: Назаровы Василий Павлович и Анастасия Васильевна (в девичестве – Плеханова); с 1920 года – в разводе, при этом В.П. Назаров остался проживать в Самаре, а А.В. Плеханова, забрав с собой сына, переехала в город Камышин (ныне – в составе современной Волгоградской области) к брату.
Образование:
- общее – среднее: в 1931 году в городе Камышине закончил школу-семилетку, а в 1933 году – неполный курс Свердловской автотехнической школы;
- специальное авиационное: в апреле 1934 года – инструкторский курс Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.
В 1922-1931 гг. – учащийся общеобразовательной школы в городе Камышине.
В 1931-1933 гг. – учащийся по специальности «Автомобильный ремонтёр и монтажник» Свердловской автотехнической школы. Учёбу здесь оставил в связи с зачислением в авиашколу.
В 1933-1934 гг. – учлёт инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова. На момент выпуска отсюда – кавалер нагрудного знака Осоавиахима СССР «Ворошиловский стрелок», активный физкультурник (и, в первую очередь, проявил себя здесь как спортсмен-лыжник и спортсмен-конькобежец). В период учёбы здесь имел «выговор за пререкания о старшиной».
С 1 мая по 17 ноября 1934 года – инструктор-лётчик Свердловского областного аэроклуба имени Кабакова. Уволен был «по решению комиссии обкома ВКП(б), созданной по директиве ЦК и НКО о проверке кадров в авиации Осоавиахима». В данный период совершил на самолёте У-2 в общей сложности 466 полётов (с курсантами – 348, тренировочных – 68), пробыв в воздухе 68 часов 46 минут, в том числе обучая курсантов – 52 часа 40 минут.
Предположительно, с конца декабря 1936 года – инструктор-лётчик Челябинского аэроклуба.
Якобы 27 августа 1937 года как «враг народа» арестован органами госбезопасности. По сфабрикованным результатам следствия 23 июля 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР осуждён к высшей мере наказания сразу по четырём пунктам «контрреволюционной» статьи «58» Уголовного кодекса РСФСР:
- 58-1 «а» – «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п.»;
- 58-7 – «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта»;
- 58-8 – «Организация в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно участие в выполнении таких актов, хотя бы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации»;
- 58-11 – «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных или особосекретных должностях при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны»
В тот же день, 23 июля 1938 года, расстрелян.
Реабилитирован посмертно – 2 марта 1983 года Верховным судом СССР. Источники – ГУ ОГАЧО: ф. Р-467, оп. 4, д. 6297; http://archive74.ru/sites/default/files/knpamrep/na.html
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:














Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #188 : 01 Января 2019, 18:52:37 »
ГИНЦЕ Владимир Александрович (1902-?), последовательно советский военный лётчик, полярный лётчик системы ОГПУ-НКВД, лётчик-испытатель отечественного авиапрома, капитан в отставке.
Родился в 1902 году. Из немцев Поволжья.
В 1922-19930 гг. – на военной службе в Красной Армии: курсант школы авиации, пилот N-й отдельной разведывательной эскадрильи, инструктор Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания (город Серпухов Московской области), пилот 7-й отдельной истребительной эскадрильи.
4 декабря 1930 года коллегией ОГПУ осуждён на три года концлагерей по пункту «7» «контрреволюционной» 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР 1926 года: «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – лётчик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве сначала летал с конвоиром на борту, но затем – в паре с заключённым-бортмехаником Сергеем Павловичем Курлышевым 1904 года рождения. В том же 1931 году первым в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта имел на борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20», помимо себя, ещё двух человек. Это С.П. Курлышев как штатный член экипажа и один пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Примечательно, что советский прозаик и поэт Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) в своём антиромане «Вишера» упоминает В.А. Гинце: «К устью Улса быстро приближался челнок. Горная река была так крута, что челнок был виден на реке весь, как нарисованный. Челнок уже входил в тихие воды озера, образованного слиянием Улса и Кутима, того самого озера, на которое совсем недавно садился гидроплан Берзина, главного начальника. Пилотом Берзина был Володя Гинце, лётчик, осуждённый за вредительство, но с «детским» сроком в три года. Берзин был слишком опытен и умён, чтобы заглядывать в «дело» Гинце, когда брал лётчика-вредителя своим личным пилотом».
После освобождения в 1933-1938 гг. – вольнонаемный работник авиалинии Ухтпечлага. Так, по состоянию на 1936 года состоял здесь в должности старшего лётчика. И в данном качестве:
- чаще всего выполнял роль личного пилота высших должностных лиц Ухтпечлага;
- 8 июня 1936 года был удостоен нагрудного знака «Ударник-ухтинец»;
- в 1937 году участвовал в поисках пилота авиации Ненецкого окрисполкома Виталия Владимировича Сущинского (1890-1938), совершившего вынужденную посадку в заснеженной тундре.
В 1938 году в связи с расформированием Ухтпечлага уволился из авиации ГУЛАГа.
В 1940-1953 гг. – лётчик-испытатель последовательно Московского авиационного института, Саратовского и Долгопрудного авиазаводах. И, в частности:
- испытывал серийные самолёты Як-6, По-2, Ту-2 и Пе-8;
- в годы Великой Отечественной войны был восстановлен в статусе военнослужащего. При этом его последнее воинское звание – капитан;
- был удостоен двух орденов – Красной Звезды и «Знак Почёта» и нескольких медалей.
С 1953 года – инспектор Министерства авиапромышленности СССР.
Официально считается единственным «из всех осуждённых пилотов европейского Русского Севера 1930-х годов, который дожил до старости».
Сведения о дате кончины и месте захоронения в Рунете отсутствуют.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

1934 год, заполярная деревня Карпушёвка (ныне – в составе сельское поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми) как место дислокации Центральной авиабазы Ухтпечлага. Представленные фото – из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:



Посадку на гладь воды реки Печора совершил ведомственный гидросамолёт НКВД СССР марки «Юнкерс-20».
« Последнее редактирование: 01 Января 2019, 20:14:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #189 : 02 Января 2019, 19:39:37 »

Не ранее осени 1968 года, город Ленинград, майор польских ВВС в отставке Сергей Павлович Курлышев. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

КУРЛЫШЕВ Сергей Павлович (1904-не ранее 1985), ветеран авиапрома, полярной авиации ОГПУ-НКВД, советских и польских ВВС, майор польских ВВС в отставке.
Родился в 1904 году в районном городе Солигач Костромской области. Русский. Из крестьян.
В 1928 году окончил авиашколу, после чего работал механиком авиаотряда на одном из Ленинградских заводов.
В 1931 году арестован органами и госбезопасности и 7 октября 1931 года коллегией ОГПУ осуждён на три года лишения свободы по следующим двум статьям Уголовного кодекса РСФСР 1926 года:
- «19» – «Покушение на какое-либо преступление, а равно и приготовительные к преступлению действия, выражающиеся в приискании или приспособлении орудий, средств и создании условий преступления, преследуются так же, как совершенное преступление»;
- «58-6» – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – бортмеханик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве летал в экипаже заключённого-бортмеханика Владимира Александровича Гинге 1902 года рождения. В том же 1931 году данный экпиж в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта ина борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20» находился пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Освобождён был 20 августа 1933 года с высылкой в Северный край на три года, в связи с чем остался работать по вольному найму на авиалинии Ухтпечлага. Как надо полагать, в данный период переквалифицировался в пилота.
В годы Великой Отечественной – сначала лётчик в составе войск 6-й воздушной армии (последнее воинское звание – старший лейтенант), а предположительно, с конца 1944 года, – Корпуса внутренней безопасности Войска Польского, где и остался служить после Победы и где к 1952 году вырос от поручника до майора по высокому званию, а по занимаемой должности – до команда отдельной авиационной эскадрильи озвученного выше Корпуса внутренней безопасности.
После увольнения в запас – в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).
По состоянию на 1966 год имел восемь советских государственных и не менее девяти польских государственных и ведомственных наград.
Советские награды: орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина» и «XXX лет Советской Армии и Флота». Плюс – наградный знак ветерана 6-й воздушной армии.
Польские (но только те, которые удалось дешифровать по фото): Крест Храбрости, серебряный и бронзовые Крест Заслуги, медаль «За Варшаву 1939-1945», медаль «За Одер, Нейсе, Балтику», бронзовая медаль «Вооружённые силы на службе Родине», Грюнвальдский знак.
6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Дата кончины и место захоронения неизвестны.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортреты Сергея Павловича Курлышева как лоты одного из российских Интернет-аукционов:

1935 год, Сергей Павлович Курлышев как вольнонаёмный лётчик авиалинии Ухтпечлага. Пояснительная надпись на обороте «Усть-Ухта, перед отлётом в Воркуту».


1936 год, Усть-Цильма, Сергей Павлович Курлышев (он справа) в паре с другим старейшим авиатором Ухтпечлага – авиамехаником Иваном Васильевичм Байшевым 1887 года рождения.


Не ранее весны 1948 года, авиатор Корпуса внутренней безопасности Войска Польского Сергей Павлович Курлышев в погонах поручника.


Рубеж 1940-х/1950- гг., авиатор Корпуса внутренней безопасности Войска Польского Сергей Павлович Курлышев в погонах капитана.


1952 год, командир отдельной авиационной эскадрильи Корпуса внутренней безопасности Войска Польского майор Сергей Павлович Курлышев.
« Последнее редактирование: 02 Января 2019, 20:43:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #190 : 02 Января 2019, 21:56:52 »
1936 год, «Байшев Иван Васильевич 1887 г.р., русский, из Нижегородской губернии, механик авиации, член ВКП(б) с 1930 г., участник Гражданской войны (воевал в составе Волжской воздушной дивизии)».
К 1938 году – «старейший работник воздухолинии Ухтпечлага».

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #191 : 03 Января 2019, 13:08:17 »
МАРКУС Павел Васильевич (1897-1936), начальник авиалинии Ухтинско-Печорского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа НКВД СССР, вольнонаёмный работник авиации ГУЛАГа НКВД СССР.
Родился в 1897 году в Москве. Имел высшее инженерное образование.
По окончанию вуза работал в Москве авиаинженером сначала в структурах Добролёта, а затем в Московском высшем техническом училище.
Предположительно, в 1927 году был арестован органами госбезопасности и 24 марта 1928 года коллегией ОГПУ осуждён на пять лет лишения свободы по статье 58-6 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтпечлаге. Освобождён был досрочно и в мае 1932 года принят на работу в Ухтпечлаг по вольному найму на должность инженера воздухолинии Ухтпечлага с рабочим местом на ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). Но со второй половины апреля 1934 года – начальник данной авиалинии.
Трагически погиб 4 октября 1936 года в результате авиакатастрофы: самолёт под управлением лётчика Е. Гриневича у деревни Картаель Ижемского района современной Республики Коми совершил вынужденную жёсткую посадку…
Похоронен на сельском погосте деревни Карпушёвка сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортрет Павла Васильевича Маркуса (1897-1936) как лот одного из российских Интернет-аукционов:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #192 : 04 Января 2019, 13:59:45 »

1920-е годы, красный военморлёт Лев Владиславович Коавалевский. Фото как лот одного из российских Интернет-аукционов.

КОВАЛЕВСКИЙ Лев Владиславович (1895-1934), русский и советский лётчик морской авиации, основатель полярной авиации уголовно-исполнительной системы СССР.
Родился 1 (по другим данным – 4) августа 1895 года в родовом дворянском имении Измалково. На тот период времени это была территория Новоржевского уезда Псковской губернии Российской империи, а теперь – Бежаницкого района Псковской области. Имение находилось на окраине деревни Измалково.
Его отец – Ковалевский Владислав Викентьевич (1862-1932), крупный царский сановник и, в частности, в 1911 года – действительный статский советник по гражданскому чину (условно равно генерал-майору), в 1916 году – товарищ [то есть заместитель] министра внутренних дел.
В 1910-1915 гг. – кадет Морского корпуса.
С августа 1915 года – офицер Императорского флота, в том числе с ноября всё того же 1915 года – в военно-морской авиации. Последний офицерский чин – мичман.
С ноября 1917 года – на стороне Советской власти, в том числе в боях Гражданской войны против белогвардейцев и иностранных интервентов. за что был удостоен ордена Красного Знамени РСФСР.
С 1 февраля 1926 года – на военной службе в органах ОГПУ: сначала командир авиаотряда Соловецких лагерей (и в данном качестве – основатель и наладчик так называемой Северной воздухлинии), а с 1932 года – начальник воздухлинии Ухтпечлага и одновременно – начальник лагпункта с местом службы в деревне Карпушёвка современного Усть-Цилемского района Республики Коми.
Трагически погиб 13 апреля 1934 года в результате авиакатасрофы самолёта которым управлял в полёте лично. Вместе с ним погиб и его неизменный бортмеханик – по фамилит Поплавский. Их гидросамолёт марки «Юнкерс-20» разбился «в районе реки Изим».
Первоначально был похоронен на сельском погосте заполярной деревни Карпушёвка, но впоследствии, как надо полагать, его прах был перенесён супругой на Новодевичье кладбище города Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург). По крайней мере, здесь находится могила лётчика Льва Владиславовича Ковалевского, погибшего в возрасте 39 лет 13 апреля 1934 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Подробные биографии Л.В. Ковалевского, которые при этом обильно иллюстрированы архивными фото, здесь:
https://www.ourbaku.com/index.php/Ковалевский_Лев_Владиславович_-_Выпускник_Бакинского_Отделения_Офицерской_Школы_Морской_Авиации_Отдела_Воздушного_Флота.
https://sites.google.com/site/necropolural/goroda-rossii/sankt-peterburg/novodevice-kladbise/alfavitnyj-spisok-zahoronenij/kovalevskij-lev-vladislavovic


3 апреля 1934 года, аэродром архангельского города Котлас, в центре (бех головного убора) Лев Владимирович Ковалевский. Автор снимка – прославленный советский лётчик В.А. Гинце. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:


Фото с места крушения 13 апреля 1934 года самолёта Ю-20 лётчика Л.В. Ковалевского и бортмеханика Поплавского как лоты одного из российских Интернет-аукционов:


Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 584
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #193 : 04 Января 2019, 20:53:07 »
Скан со страниц газеты «Мой аэропорт» ОАО «Аэропорт Абакан»: http://media-leader.ru/netcat_files/12/5/Vypusk_1._Aprel_2017..pdf
« Последнее редактирование: 04 Января 2019, 21:42:10 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 584
« Последнее редактирование: 05 Января 2019, 08:38:23 от Владимир Байбаков »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #195 : 05 Января 2019, 10:08:57 »

Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

Братья Котюковы – Юрий Михайлович и Виктор Михайлович. Оба – авиаторы-заключённые Ухтпечлага, при этом первый – бортмеханик, а второй – авиамоторист.
Юрий Михайлович Котюков трагически погиб 22 марта 1935 года в ходе катастрофы самолёта Юнкерс-13. Вместе с ним тогда погибли все из находившихся на борту того злосчастного рейса: лётчик А. Плавинский (Пловицкий), пассажиры Огарков  (уполномоченный Ухтпечтреста) и Эйсмонт (начальник техснабжения Ухтпечлага). Все они были похоронены на сельском погосте деревни Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Здесь теперь высится обелиск, выполненный из крыла самолёта Ил-14. На скрижалях: «Здесь покоится прах авиаторов-первооткрывателей северных воздушных трасс, погибших при исполнении служебных обязанностей: наладчика воздушных линий Ковалевского Л.В., лётчика А. Плавинского, бортмеханика Котюкова Ю.М., вместе с ними погибших пассажиров Эйсмонта и Огаркова, авиаинженера Маркуса П.В. От авиаторов 80-х гг. XX века».


Юрий Михайлович Котюков. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.


А вот Виктор Михайлович Котюков в заключении выжил. В 1982 году он посетил Карпушёвку, чтобы поклониться и праху брата, и праху погибших побратимов по полярной авиации ОГПУ-НКВД.
Возможно это он: «Котюков Виктор Михайлович (1915.02.08.-1998) житель Москвы: Первомайская Нижн. ул. д. 41, кв. 82».


1982 год, Виктор Михайлович Котюков на могиле брата Юрия, которая в посёлке Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #196 : 08 Января 2019, 22:22:46 »
43-й авиационный отряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. С 1919 года – в боях и сражениях в Туркестане. Сканировано мною с архивных подлинников:

1919 год, Закаспийский фронт, личный состав одного из звеньев 43-го авиационного отряда РККВФ на охоте:

1919 год, город Ташкент, личный состав команды, на которую была возложена боевая задача по охране 43-го авиационного отряда. Справа – мальчуган. Очевидно, это воспитанник данного подразделения:




У крайних слева какие-то странные карабины – донельзя укороченные!


Пояснительная надпись на обороте: «Неделя транспорта в Ташкенте. В ангаре».

Весна 1920 года, «самолёт лётчика Тихомирова в Бухаре при присутствии Бухарской миссии»:

1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), «похороны товарища, задавленного автомобилем в Бухарской операции»:

Предположительно, 1920 год, аэродром отряда в Новой Бухаре (с 1935 года – узбекский город Каган):

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), библиотека 43-го авиаотряда РККВФ:

1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган):

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган):





1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский Каган), самодеятельный оркестр авиаотряда:

1921 года, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский Каган), активисты работавшего при авиаотряде драмкружка:

Август 1925 года, «Полторацк [ныне – Ашхабад], чистка бассейна после белых»:

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #197 : 10 Января 2019, 18:41:08 »

Супруги Карцевы – Иван Васильевич и Полина Елисеевна.

КАРЦЕВ Иван Васильевич (1913-1941), командир эскадрильи 161-го резервного авиационного полка ВВС (авиагарнизон «Лепель») Западного фронта, кавалер ордена Красной Звезды, старший лейтенант.
Родился в 1913 году в Саратовской области. Был женат: супруга – Карцева (ныне – Олейникова) Полина Елисеевна 1919 г.р.; по состоянию на дето 1941 года проживала на своей малой родине – в деревне Хорошово Рославльского района Смоленской области; ныне же – в Калининграде, где 7 января 2019 года отпраздновала своё 100-летие!
С 1934 года – на должностях среднего и старшего комначсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 33, д. 11459, д. 454, л. 254), погиб 23 июня 1941 года.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУК НКО СССР за № 01471 от 28 мая 1945 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 647, л. 96.
Увековечен в Книге Памяти Саратовской области – т. 10, стр. 237.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #198 : 14 Января 2019, 11:26:54 »

1940 год, трое курсантов Саратовского технического училища ГВФ наркомата авиапромышленности СССР, в том числе первый справа – Родионов Дмитрий Васильевич. Оригинал хранится в фондах Государственного автономного учреждения культуры «Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»: номер в Госкаталоге – 13898234; номер по ГИК (КП) – МБС 12853; инвентарный номер – ФОТ 1554.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 127
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #199 : 14 Января 2019, 13:22:35 »

КАРАВАЙ Павел Петрович (1921, Смоленск-2004, Киев), Герой Советского Союза (с 18 августа 1945 года) из числа воспитанников авиации Осоавиахима, вероятней всего, с 2000 года – генерал-майор авиации в отставке.
В предвоенный период сначала закончил лётную школу Смоленского аэроклуба, а заьем до 1940 года в том же аэроклубе трудился в качестве инструктора-лётчика.
Проверил: личное дело  П.П. Каравая как командира авиации Осоавиахима СССР на хранении в Центральном архиве ДОСААФ России отсутствует.

Могила П.П. Каравая на Лесном кладбище столицы Украины города Киева:
Записан
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 ... 18   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »