Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: «Сталинские соколы»  (Прочитано 21375 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #180 : 09 Декабря 2018, 12:23:15 »

АРСЕНЬЕВ Иван Васильевич (1906-1943), помощник по лётной подготовке и ведению боя командира 5 гв. мтап 1 мтад ВВС ЧФ, гвардии майор.
Уроженец деревни Шипулино Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области. Русский. Из рабочих. Член ВКП(б). Был женат.
Кавалер четырёх государственных наград - двух орденов Красного Знамени, а также медалей «За оборону Одессы» и «Оборону Севастополя».
Трагически погиб 2 (по другим данным – 20) марта 1943 года «при катастрофе самолёта» и первоначально был похоронен в абхазском городе Гудаута: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76549141

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #181 : 09 Декабря 2018, 20:30:25 »

1930 год, первые советские самолёты-разведчики марки «Р-5», поступившие на вооружение ВВС РККА. Автор снимка – известный советский фотохудожник и кинооператор Борис Всеволодович Игнатович(1899-1976). Оригинал фото хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»: номер в Госкаталоге – 13850085; номер по ГИК (КП) – МДФ КП-201/33; инвентарный номер – ФII-212.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #182 : 10 Декабря 2018, 13:27:47 »

Авиаконструктор А.Н. Рафаэлянц и его созданная под эгидой ВНО/ОСО СССР и Авиахима авиетка РАФ-1:

По выпуску в 1927 году с инженерного факультета Академии воздушного флота имени профессора Н.Е. Жуковского авиационный краском Арам Назарович Рафаэлянц (1897-1960) как ярко уже проявивший себя в сотрудничестве с оборонными обществами авиаконструктор был направлен на конструкторскую работу в авиапром, где за свои новые достижения вскоре был удостоен только что учреждённого в СССР ордена Трудового Красного Знамени.


Макет авиетки РАФ-1, созданный руками А.Н. Рафаэлянца ещё до постройки самой машины.


«Сборочный цех», в котором рождалась авиетка РАФ-1, – задворки столичного завода «Идеал», принадлежавшего Всероссийскому союзу молочной кооперации (Маслоцентр).

Сентябрь 1925 года, авиетка РАФ-1 в ходе испытаний, которые были проведены в Москве на Центральном аэродроме имени Л.Д. Троцкого:

5 октября 1925 года, Крым, гора Клементьева, последствия шторма, обрушившегося на стартовую площадку III Всесоюзных планерных состязаний. На переднем плане – авиетка РАФ-1:

Зима 1925/1926 года:

Авиетка РАФ-1.




Зима 1925/1926 гг., испытание авиетки РАФ-1 в зимних условиях. В центре, облокотившись на капот двигателя, стоит конструктор этого самого лёгкого спортивного самолёта – авиационный краском Арам Назарович Рафаэлянц, а крайним слева – будущий легендарный советский лётчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский (1896-1940), который на тот самый период времени являлся лётчиком-инструктором Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.


В кабине авиетки РАФ-1 – лётчик-испытатель. Вероятней всего, это военлёт Пётр Антонович Вержбицкий.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #183 : 11 Декабря 2018, 19:16:59 »

ГОМОЛКО Борис Мефодиевич (1922-24.09.1942), командир звена (и он же – пилот самолёта Як-1) 520-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной (впоследствии – Камышинская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 16-й воздушной армии Юго-Восточного фронта, лейтенант.
Родился в 1922 году на Украине – в районном городе Богодухов Харьковской области.
Воспитанник Харьковского аэроклуба и Армавирской военно-авиационной школы пилотов.
8 сентября 1942 года сбил два вражеских бомбардировщика Хе-111, в том числе второй – посредством воздушного тарана.
Приземлившись на парашюте, вступил в перестрелку с двумя лётчиками с протараненного им «хенкеля», в результате чего одного из фашистов застрелил, а второго пленил. За этот подвиг был представлен к Званию Героя Советского Союза, но по факту удостоен только ордена Ленина: награждён был приказом по фактам Сталинградского фронта (I ф) за № 24/н от 13 сентября 1942 года.
Погиб в воздушном бою 24 сентября 1942 года.
Похоронен на воинском мемориале посёлка Октябрьский Ольховского района Волгоградской области.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Отсюда: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/37556/Гомолко «Гомолко Борис Мефодиевич (1922-май 1943 [правильно – 24 сентября 1942]), лётчик-истребитель, лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с 1942 г. Воевал в составе 520 и 240 иап. 8 сентября 1942 г. под Сталинградом таранил He-111. Приземлился на парашюте и взял в плен одного из немецких лётчиков. Погиб в воздушном бою, прикрывая железную дорогу Старый Оскол – Валуйки».

Источник – РГВА: ф. 4, оп. 11, д. 72, лл. 433 и 434 – подлинник. «Приказ № 0759 10 сентября 1942 г.  Народного Комиссара Обороны СССР «О мужестве и храбрости, проявленных пилотом 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиаполка старшим сержантом Гомолко Б.М. в воздушном бою»
8 сентября 1942 г. на высоте 2500 м группа истребителей 520-го истребительного авиационного полка встретила 10 бомбардировщиков Хе-111.
Старший сержант Гомолко Борис Мефодьевич, совершающий свой первый боевой полет, врезается в их строй и огнём пулемётов и пушки сбивает одного Хе-111, в последующих атаках, израсходовав весь боекомплект, пошёл на таран другого бомбардировщика.
Винтом и мотором отрубает хвостовое оперение Хе-111, в результате чего бомбардировщик врага разрушается в воздухе и падает.
Старший сержант Гомолко, приземляясь на парашюте, приготовился для встречи снижающихся на парашютах фашистских лётчиков, при попытке их оказать сопротивление, расстреливает одного летчика, а другого берёт в плен.
Тов. Гомолко, как истинный сын своей Родины, проявил исключительный героизм и отвагу.
Этот героический поступок тов. Гомолко подтверждает ещё раз, что кто, не жалея сил, презирая смерть, беззаветно проявляет храбрость, стойкость, мужество и героизм, тот всегда добивается победы над врагом.
Дело чести и доблести всего летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии – бить фашистских воздушных пиратов, как бьёт их старший сержант Гомолко.
Приказываю: За проявленное мужество и храбрость в воздушном бою с десятью бомбардировщиками Хе-111 пилоту 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиационного полка старшему сержанту Гомолко Борису Мефодьевичу присвоить внеочередное военное звание «лейтенант», командиру 283-й истребительной авиадивизии представить тов. Гомолко к правительственной награде.
Приказ прочесть всему личному составу ВВС Красной Армии.

Заместитель народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант авиации НОВИКОВ».

Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 991, лл. 51-54.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000083.jpg&id=10591583&id1=2821ea5bc56df7094041049243493f81


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000084.jpg&id=10591585&id1=039e23c08935961539929e6144f32ef1
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000085.jpg&id=10591586&id1=73a569e9dc39f496f4100f736fe5b057
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000087.jpg&id=10591588&id1=7ee00827dfa384e723b507d27ddddf48




http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000086.jpg&id=10591587&id1=74629824aae6413a94ef9cf9f73cb3de


Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1884, л. 8об. https://obd-memorial.ru/html/images3?id=52355865&id1=a9e422553e658b27436faddecf6c81a2&path=Z/002/058-0818883-1884/00000017.jpg – первый сверху:


Очерки о нём: https://topwar.ru/26356-podvig-letchika-borisa-gomolko.html и https://aftershock.news/?q=node/561060&full
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #184 : 11 Декабря 2018, 21:55:42 »
Сканировано мною с архивного подлинника:
Гаврилов Семён Никитич 1911 г.р., уроженец деревни Кузнецово Дмитровского района Московской области, с августа 1942 года и, как минимум, по май 1945 года – командир 130-го бомбардировочного Гомельского авиационного полка/122-го гвардейского бомбардировочного Гомельского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка, последовательно майор и гвардии подполковник.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #185 : 13 Декабря 2018, 19:50:53 »

Лётчик Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, мировой рекордсмен заслуженный мастер самолётного спорта СССР Николай Михайлович Голованов.
В авиацию оборонного общества пришёл в предвоенный период по комсомольской путёвке Московского авиационного завода: сначала курсант лётного отделения аэроклуба, а затем там же – инструктор-лётчик.
Участник Великой Отечественной войны.
После демобилизации – представитель лётно-подъёмного состава Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова: сначала лётчик, а затем долге годы бессменный спортивный комиссар и ответственный секретарь спортивной комиссии.
В августе 1951 года Н.М. Голованов на самолёте Як-11 совершил скоростной полёт по треугольному маршруту Тушино – Смоленск – Орёл – Тушино, в ходе которого пролетел 1000 километров со средней скоростью 442,3 километра в час. Такая скорость на спортивном самолете 4-й весовой категории была достигнута впервые в мире. Этот рекорд до сих пор никем не побит!


Возможно, он: гвардии младший лейтенант Николай Михайлович Голованов 1920 г.р. – лётчик 105-го отдельного гвардейского авиационного полка ГВФ 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2114, лл. 113 и 113об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000212.jpg&id=45777475&id1=ae1a8a6ae9d0b12f89059de86f31b3fc
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000213.jpg&id=45777476&id1=3f490692562ac68ac88dabf4938f293b

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #186 : 15 Декабря 2018, 14:30:57 »

Генерал-лейтенант авиации Фёдор Иванович Жаров (1893-1964) в парадной форме ВВС образца 1949 года.

ЖАРОВ Фёдор Иванович (1893-1964), советский авиационный военачальник генерал-лейтенант авиации в отставке.
Родился в 1893 году на территории современного Ступинского городского округа Московской области. Русский. Член РКП(б)-ВКП(б)-КПСС с 1919 года.
С 15 сентября 1914 года и по 1918 год – представитель лётно-подъёмного состава Русской военной авиации, а с 1918 года и по июль 1958 год – на военной службе в советских ВВС.
Активный участник Гражданской войны: как военный комиссар ряда авиационных отрядов Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота в боях и сражениях на Восточном и Туркестанском фронтах. Был дважды контужен.
В 1925-1928 гг. – начальник Ленинградской военно-технической авиационной школы, а в 1928-1931 гг. – начальник Вольской школы лётчиков и авиатехников.
С 1931 года – начальник Управления специального снабжения авиационных частей.
В апреле 1940-апреле 1941 гг. – заместитель начальника Научно-испытательного института ВВС Красной Армии.
В апреле 1941-мае 1942 гг. – начальник заказов вооружения Главного управления ВВС Красной Армии.
В мае-октябре 1942 гг. – вновь заместитель начальника НИИ ВВС Красной Армии.
В октябре 1942-июне 1945 гг. – заместитель начальника тыла ВВС Красной Армии.
В июне 1945-сентябре 1953 гг. – И.д. начальника Управления аэродромного строительства тыла ВВС Красной/Советской Армии
В сентябре 1953-июне 1956 гг. – начальник Управления инженерно-аэродромной службы ВВС СССР.
С июля 1958 года – в отставке по болезни с место проживания в городе Москве.
Воинские звания, в которых состоял: с 1935 года – «комбриг», с 4 июня 1940 года – «генерал-интендантской службы», с 30 апреля 1943 года – «генерал-лейтенант авиации».
Являлся кавалером не менее чем четырнадцати государственных наград, в том числе:
- двух орденов Ленина: 1) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года; и 2) предположительно, в феврале 1945 года – за выслугу в 25 и более лет;
- ордена Красного Знамени РСФСР: удостоен в 1919 году;
- двух орденов Красного Знамени СССР: 1) предположительно, в начале ноября 1944 года – за выслугу в 20 и более лет; и 2) предположительно, в 1948 года – за выслугу в 30 лет;
- ордена Кутузова 1-й степени: дата награждения неизвестна;
- ордена Кутузова 2-й степени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 255/558 от 18 августа 1945 года;
- ордена Отечественной войны 1-й степени: дата награждения неизвестна;
- ордена «Знак Почёта»: награждён в 1936 году;
- медали «За оборону Москвы»: предположительно, награждён в 1944 году;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1945 году;
- медали «XX лет РККА»: награждён в 1938 году;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота: награждён в 1948 году;
- медали «В память 800-летия Москвы»: награждён в 1947 году.
Как военный пенсионер – активист Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе ДОСААФ России и одновременно – член партийной организации данного учреждения.
15 сентября 1964 года коллектив Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе ДОСААФ России организовал чествование генерал-лейтенанта в отставке Ф.И. Жарова по случаю 50-оетнего юбилея со дня вступления его «в ряды отечественных Военно-Воздушных Сил».
Скончался в конце 1964 года. Похоронен на Головинском кладбище городе Москвы.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #187 : 16 Декабря 2018, 18:50:01 »
МОЖАЕВ Александр Васильевич (1888-после 1935), русский военный воздухоплаватель, военачальник из состава ВВС Красной Армии.
Отсюда: http://www.airaces.ru/vybornye-organy-upravleniya-vvf/


Сканировано мною с архивных подлинников:




« Последнее редактирование: 16 Декабря 2018, 19:57:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #188 : 18 Декабря 2018, 20:04:50 »
Сканировано мною с архивного подлинника:

Пояснительная подпись, сделанная посредством виньетки: «X-летний юбилей военлёта Я. Романова. 51 авиаотряд. 19-IX-20 г.».
Известно, что по состоянию на 1920 год 51-й авиационный отряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота дислоцировался на Ходынском поле, которое тогда находилось на северо-западной окраине Москвы. Данной в/ч командовал военлёт Романов.
По состоянию на январь 1921 года в 51-м авиаотряде имелось два Ньюпора-10, Вуазен LA, RAF RE.8 и два RAF ВЕ.2е. Позже добавилось ещё несколько ВЕ.2е и Anatra Anasal. В том же 1921 году 51-й авиаотряд был переименован в 20-й авиаотряд. (Информация отсюда:
https://e-libra.ru/read/362125-mir-aviacii-2001-02.html)

Фрагменты:










Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #189 : 25 Декабря 2018, 21:50:57 »

CНЕГИРЁВ Михаил Артемьевич (07.02.1891-21.11. 1933), начальник лётно-испытательной станции Харьковского авиационного завода имени СНК Украинкой ССР Главного управления авиапромышленности наркомата тяжёлого машиностроения СССР.
Родился 7 февраля 1891 года Ярославле.
С 1912 года – в Русской императорской армии: солдат на Гатчинском аэродроме, курсант моторно-авиационного класса Авиационного отделения Офицерской воздухоплавательной школы, по выпуску из которой в апреле 1914 года был назначен мотористом самолёта; в годы 1-й Мировой войны – старший механик авиаотряда (в августе 1914-1915 годах), лётчик 2-го истребительного авиаотряда (летал вместе с французским добровольцем, прапорщиком Пуарэ и известным летчиком А.М. Габер-Влынским); в 1916 году – юнкер Московской авиашколы, из которой был выпущен в апреле 1916 года с направлением на фронт на должность лётчика 2-го истребительного авиаотряда.
В мае-сентябре 1918 года – красный военлёт
В сентябре 1918 года попал в плен к белочехам, после чего до апреля 1920 года служил в войсках Колчака.
С мая 1920 года и по 1927 год – вновь красный военлёт.
С декабря 1929 года — начальник ЛИС Харьковского авиазавода. В данном качестве испытал 36 моделей машин (всего ему довелось летать на пятидесяти типах самолетов, начиная с Фарман-4 и кончая К-7): поднял в небо и провёл испытания самолётов К-2 (12.05.1927 г.), К-3 (30.10.1927 г.), К-4 (июнь 1928 г.), К-5(18.10.1929 г.), К-6 (09.08.1930 г.), К-7 (19.08.1933 г.).
Трагически погиб 21 ноября 1933 года в ходе испытательного полёта на самолете К-7. Вместе со М.А. Снегирёвым тогда погибли 13 человек – экипаж и пассажиры. Похоронен на кладбище № 2, что в городе Харькове по Пушкинской улице. На территории авиазавода был установлен памятник погибшим…


Русский военный лётчик старший унтер-офицер Михаил Артемьевич Снегирёв.


Русский военный лётчик прапорщик Михаил Артемьевич Снегирёв.


В кабине истребителя - русский военный лётчик Михаил Артемьевич Снегирёв.


Июнь 1928 года, город Харьков, Михаил Артемьевич Снегирёв на фоне самолёта К-4.







Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #190 : 26 Декабря 2018, 17:20:24 »
От Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):

Весна 1938 года, новоиспечённый выпускник лётной школы Борисоглебского аэроклуба Михаил Алексеевич Кралин при знаках различия пилота запаса.
- КРАЛИН Михаил Алексеевич, офицер-фронтовик, бывший узник нацистских лагерей.
Родился 2 ноября 1914 года в пристанционном посёлке стации Алексиково, что в черте районного пгт Новониколаевский Волгоградской области.
Курсант-пилот первого набора 1937 года Борисоглебского аэроклуба, где закончил обучение в марте 1938 года.
Предположительно, в том же 1938 году был призван Борисоглебским РВК Воронежской области с направлением в ряды курсантов одного из военных училищ лётчиков.
К началу июля 1943 года – лётчик 237-го штурмового авиационного полка 305-й штурмовой авиационной (впоследствии – Павлоградская Краснознамённая) дивизия 9-го смешанного авиационного (впоследствии – Одесский) корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта (II ф), младший лейтенант по воинскому званию.
5 июля 1943 года не вернулся из своего самого первого боевого вылета. Подробности той драмы – строками статьи В.И. Петрова и О.В. Растренина «Штурмовик Ил-2» со страниц спецвыпуска журнала «Авиация-Космонавтика» (№№ 5-6 за 2001 год], http://www.airpages.ru/ru/il2_15.shtml: «Трагически сложился боевой вылет на уничтожение немецких самолётов на аэродроме Основа (6 км южнее Харькова) для летчиков 237-го ШАП 305-й ШАД 9-го смешанного авиакорпуса 17-й воздушной армии. По данным авиаразведки на аэродроме находилось до 150 немецких самолетов. Аэродром прикрывался 6 батареями зенитной артиллерии. В светлое время на аэродроме всегда находилась готовая к вылету дежурная группа истребителей. Бомбоштурмовой удар предполагалось нанести силами 16 Ил-2 в составе двух групп по 8 машин в каждой. Ведущим двух групп, он же ведущий первой группы, был назначен командир эскадрильи к-н Г.Я. Цыганков, ведущим второй группы – заместитель командира полка м-р Г.М. Карбинский.
Первая группа «Илов» должна была атаковать немецкие самолеты с высоты 1000-1200 м, а следующая за ней вторая группа – с бреющего полета. Предполагалось, что в этом случае система ПВО аэродрома будет дезориентирована и ее огонь будет не эффективным.
Боевая загрузка Ил-2 состояла из 500 кг фугасных и осколочных бомб, 4-6 РС-132 и полного боекомплекта к пушкам и пулеметам.
Штурмовиков прикрывали 10 Ла-5 из 31-го ИАП 295-й ИАД, две пары которых должны были за 3 минуты до подхода штурмовиков к аэродрому выйти вперед и блокировать аэродром.
Полёт до линии фронта выполнялся на высоте 400 м, затем на подходе к аэродрому первая группа набирала необходимую для атаки высоту, а вторая – снижалась до бреющего. Выход в эфир до пересечения линии фронта категорически запрещался, радиосвязь – только на приём.
Казалось бы, сделано все для обеспечения скрытности удара, но судьба распорядилась иначе. Подлетая к линии фронта, «Илы» и «Лавочкины» встретили несколько групп Не-111Н и Bf-109G, которые летели для нанесения бомбовых ударов по войскам Красной Армии. Ни советские летчики, ни экипажи люфтваффе в бой не вступали. Каждый решал свою задачу. Однако было совершенно очевидно, что и внезапного налёта на аэродром Основа не будет. Наверное, командованию 237-го ШАП или ведущему группы следовало бы прекратить выполнение поставленной боевой задачи и ударить по запасной цели на линии фронта, но этого не случилось...
На рубеже Старый Салтов немцы встретили советские штурмовики хорошо организованным трех-четырёх слойным зенитным огнём, а около 10 Bf-109G атаковали Ла-5. На высоте 1500 м завязался воздушный бой. В результате обе группы Ил-2 оказались без прикрытия и пошли к цели самостоятельно. Выделенная для блокирования аэродрома группа Ла-5 к этому времени также была связана боем с немецкими истребителями и прикрыть штурмовики над целью не могла.
На подходе к аэродрому Основа Ил-2 были перехвачены примерно 20 Bf-109G, которые парами и четверками атаковали (со стороны задней полусферы одновременно сверху и снизу) отдельные штурмовики (главным образом отставшие) группы Цыганкова, шедшей первой. В первые же минуты боя были сбиты младшие лейтенанты Городников (воздушный стрелок с-т Новицкий), Быков (без воздушного стрелка), Трусков (воздушный стрелок с-т Зорин) и Русакевич. Огневое взаимодействие в группе нарушилось. К аэродрому пробиться все же удалось. Однако вместо обещанных разведкой 150 самолетов на аэродроме экипажи обнаружили лишь две небольшие группы немецких машин: одна поменьше – на старте и вторая побольше – на северо-восточной окраине аэродрома. Одна пара Ил-2 ударила по первой группе, а другая пара – по второй группе немецких самолетов. Каждая пара штурмовиков бомбила и обстреливала свои цели самостоятельно. В результате удара несколько немецких самолетов загорелись. Во время атаки огнем МЗА был поврежден самолет ведущего группы к-на Цыганкова (сел на вынужденную в 5 км от аэродрома Основа). Оставшиеся штурмовики выходили из атаки разрозненно и безо всякого огневого взаимодействия, вследствие чего «Илы» младших лейтенантов Малышева и Кралина были сбиты «мессершмиттами». Самолеты упали в районе цели...
Группа м-ра Карбинского вышла к цели в полном составе и парами атаковала немецкие самолеты на северо-восточной окраине. Во время и на выходе из атаки огнем МЗА были сбиты Ил-2 м-ра Карбинского (воздушный стрелок с-т Рушенцев) и мл. лейтенантов Соболева (воздушный стрелок с-т Клевковский) и Балабанова (без воздушного стрелка). Самолеты командира эскадрильи капитана Силенберга и комзвена мл. л-та Шмидта были сбиты Bf-109-ми на отходе от цели и места их падения никто не наблюдал.
На свой аэродром (Покровское) на изрешеченном самолете вернулся лишь экипаж ст. л-та К. Шакурского. По воспоминаниям очевидцев, старший лейтенант долго плакал в кабине, а воздушный стрелок с-т Черняк от перенапряжения никак не мог освободиться от парашюта. Это был их первый боевой вылет. Лейтенант И. Данильченко (воздушный стрелок с-т Зайков) на поврежденном Ил-2 сел на соседнем аэродроме в Уразово и после дозаправки и мелкого ремонта перелетел на свой аэродром. Его «Ил» имел большие и малые повреждения. Данильченко доложил, что наблюдал на аэродроме Основа, до 17 горящих немецких самолетов на северо-восточной окраине, где последние стояли скученно. Позже вернулись сбитые над аэродромом к-н Цыганков, мл. л-т Трусков вместе со своим воздушным стрелком сержантом Зориным (в бою ранен в руку) и мл. л-т Соболев (попал в плен, но вскоре освобожден).
Таким образом, общие потери, понесенные 237-м штурмовым авиаполком в ударе по аэродрому Основа составили: 13 самолетов, 10 летчиков и 11 воздушных стрелков. Из них 9 Ил-2 потеряны от воздействия истребительной авиации противника и 4 машины – от огня зенитной артиллерии. При этом, в первой группе штурмовиков (группа Цыганкова) из 8 машин 6 Ил-2 были сбиты истребителями люфтваффе и только 1 Ил-2 сбит немецкими зенитчиками. Во второй группе (группа Карбинского) 3 самолета сбиты зенитной артиллерий и 3 «Ила» - истребителями.
Воздушный бой истребителей 31-го ИАП закончился в пользу советских летчиков. Два Bf-109G записал на свой счет л-т Горбинов и по одному «мессершмитту» сбили комполка м-р П.Ф. Муташев и л-т П.И. Якубовский. Своих потерь полк не имел.
Анализ показывает, что причинами случившегося являются как плохая подготовка летного состава к ведению боевых действий в составе групп самолетов, так и плохое планирование боевого вылета групп полка со стороны командования 305-й ШАД (командир – п-к Н.Г. Михевичев) и 9-го САК (командир – генерал-майор О.В. Толстиков).
Летный состав 237-го ШАП, по сути, не был готов к выполнению такой сложной боевой задачи, как удар по аэродрому противника. Лёетчики полка были обучены боевым действиям лишь в составе пар самолетов. Боевой опыт на Ил-2 из всего полка имели только два пилота – к-н Цыганков и м-р Карбинский, один боевой вылет был у мл. л-та Дъяченко. Много воевал лейтенант Данильченко, но на У-2. Остальные летчики полка и воздушные стрелки 5 июля выполняли свой первый боевой вылет.
Собственно, во всем корпусе только 672-й ШАП из 306-й ШАД имел боевой опыт. Другие полки хотя и участвовали в боях в 1941-42 гг., но из-за потерь и полной замены личного состава боевого опыта не имели. Молодежь 305-й ШАД за время учебы в 1-й ЗАБ не выполнила в полном объеме 2-й раздел программы боевой подготовки – боевое применение. Многие летчики нуждались в большой лётной тренировке и в обучении ведению групповых и индивидуальных воздушных боев с истребителями противника.
В результате в условиях сильного противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии атака целей экипажами 237-го ШАП выполнялась в составе пар самолётов, которые действовали по отдельным целям. Это совершенно не обеспечивало как надежного подавления целей, так и огневого взаимодействия во время атаки истребителей противника. Кроме того, прикрытие 16 штурмовиков Ил-2 всего десяткой истребителей Ла-5 нельзя признать достаточным и соответствующим степени защищенности цели.
Именно по этим причинам немцы, сразу же введя в бой крупные силы своих истребителей, смогли отсечь истребители 31-го ИАП от сопровождаемых ими штурмовиков, а затем разгромить обе группы Ил-2, уничтожая отдельные пары штурмовиков. К тому же, с началом воздушного боя наращивание сил своих истребителей командованием корпуса и 295-й ИАД организовано не было».

Не вернувшийся с боевого задания младший лейтенант М.А. Кралин был признан пропавшим без вести 05.07.1943 года. Его жена, Кралина Нина Леонидовна, в это время проживала в Борисоглебске: по улице Сенной, 77.
Как выяснилось позже, М.А. Кралин не погиб в этом бою. Он был захвачен в плен и в конце июля доставлен в лагерь для военнопленных «шталаг Луфтваффе-2» в Лицманнштадте (после начала оккупации Польши так назывался польский город Лодзь).
В аду нацистских лагерей чудом, но выжил. По состоянию на 1945 год офицер М.А. Кралин после репатриации на Родину проходил спецпроверку, после чего был демобилизован.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #191 : 28 Декабря 2018, 14:25:39 »
От Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):

Весна 1938 года, новоиспечённый выпускник лётной школы Борисоглебского аэроклуба Евгений Дмитриевич Иванов при знаках различия пилота запаса.
- ИВАНОВ Евгений Дмитриевич, ветеран советских ВВС.
Родился в 3 февраля 1916 года в районном городе Борисоглебске Воронежской области.
Детство было трудным: рано стал сиротой, по причине чего с шести лет воспитывался в детском доме. Учился в школе, окончил два курса железнодорожного техникума.
С 1937 года – учлёт первого набора лётной школы Борисоглебского аэроклуба. Отсюда   весной 1938 года в звании пилота запаса.
В том же 1938 году стал курсантом 2-й военной Краснознамённой школа лётчиков-истребителей ВВС РККА имени Осоавиахима СССР.
До августа 1942 года – лётчик авиации воздушно-десантных войск.
Боевое крещение принял 20 августа 1942 года как член экипажа самолётов ТБ-3 и Ли-2 7-го (тяжелобомбардировочного авиационного полка дальнего действия (впоследствии – 7-й гвардейский бомбардировочный Гатчинский Краснознамённый авиационный полк) и лейтенант по воинскому званию: последовательно 2-й пилот и командир корабля.
23 января 1943 года в составе экипажа капитана М.К. Каменских был представлен к ордену Красной Звезды за выполнение 20 ночных боевых вылетов на бомбардировку противника и за проведение 100 полетов в ВДВ на тренировочную выброску парашютного десанта. Награждён был 16 февраля 1943 года.
В последний день февраля 1944 года Е.Д. Иванов стал кавалером орденом Красного Знамени. Это награда – она боевые вылеты, деланные в период с 20 августа 1942 года и по 22 января 1943 года.
К началу 1945 года Е.Д.Иванов – командир корабля Ли-2 336 бомбардировочного авиаполка, парторг эскадрильи, гвардии старший лейтенант. Его экипаж: 2-й пилот – младший лейтенант Посташ, штурман – лейтенант Курносов, бортовой техник – лейтенант Сидоров, воздушный стрелок-радист – старший сержант Маркелов, воздушный стрелок – сержант Белов. К этому времени Е.Д. Иванов уже совершил 141 боевой вылет на бомбардировку военно-промышленных объектов, скоплений войск, живой силы и техники противника, в том числе шесть вылетов на бомбардирование Хельсинки и столько же (то есть шесть) вылетов по транспортировке груза в тыл противника с посадкой. Кроме того, совершил 190 полетов днём по транспортировке грузов передовым частям Красной Армии; с февраля 1944 года (с момента последнего награждения) совершил 67 боевых вылетов на бомбардирование противника и 80 полетов по транспортировке грузов днем передовым частям Красной Армии; как офицер 336-го авиаполка с января совершил семь боевых вылетов ночью на бомбардирование противника. За это 21 мая 1945 года награжден орденом Отечественной войны I степени.
Всего за время участия в Великой Отечественной войне совершил более 200 успешных боевых вылетов.
В 1947-1953 гг. – на Сахалине как военнослужащий авиагарнизона города Шахтёрска. А с 1953-го по 1959 год проходил службу в Харьковском высшем военном авиационном училище лётчиков. Последнее известное звание – майор.
Всего за время службы награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны и многими медалями.
В одной из характеристик Е.Д.Иванова говорилось: «Умело нацеливает свой экипаж на выполнение боевых заданий. Лётное дело любит, летает днём и ночью в сложных метеорологических условиях. Над целью ведёт себя мужественно и хладнокровно...». А вот характеристика, которую ему дал штурман Прокофьев: «Евгений Иванов – сильный и спокойный лётчик. Никогда и никакой паники. Надо – идёт вперёд, с боевого курса не сворачивает. Я никогда не видел на его лице страха или волнения. Аккуратный. Брился каждый день. Перед вылетом у нас почти никто не брился – плохая примета, а он – ежедневно. С лица никогда не сходила улыбка. Как взлетит, папиросу в зубы и только меняет их до самой посадки...».
Достаточно заметное место в работе экипаж Е.Д. Иванова занимала выброска разведывательных групп в тыл противника. Известным (после выхода фильма «Майор Вихрь» в 1967 году) стало его участие в выброске разведгруппы «Голос» «майора Вихря» – Евгения Березняка в тыл немцев в район города Кракова в ночь на 19 августа 1944 года.
Из книги Е. Березняка «Я был «майором Вихрем» (издательство Алгоритм, 2016):
«...Поединок
Выписка из приказа РО 1-го Украинского фронта
«В ночь на 19 августа 1944 года авиадесантом убыть на выполнение специального задания с приземлением в районе 12 километров западнее Беляны, 2 километра севернее шоссе Краков – Катовице.
Задача
1. Осветить скопление войск и гарнизона г. Кракова.
2. Перевозки войск и военных грузов по шоссейным и железным дорогам через Краков во всех направлениях.
3. Места расположения штабов, узлов связи, аэродромы, склады и др.
4. Наличие оборонительных сооружений, их характер по реке Висла и в районе Кракова.
Связи с Центром держать по радио.
Справка
В ночь с 18-го на 19-е 08.44 г. с аэродрома Ежове на самолете Ли-2, экипаж самолета: командир – старший лейтенант Иванов Е.Д., штурман Прокофьев Е.С., заброшена во вражеский тыл группа «Голос». Место выброски высота 43 северо-западнее села Рыбне 20 км.
Выброска удачная...».
Из газеты «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ» № 114 (12585), четверг, 2 сентября 2004 г. МАЙОР ВИХРЬ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. Алексей Сергиенко.
«Нашёл и их боевое донесение на имя командира полка. Вот оно: «В ночь на 19 августа 1944 года экипаж командира корабля Иванова (штурман Прокофьев, летчик Кирин, борттехник Зацерковский, стрелок-радист Пешков и стрелок Скобкорев) выбросил парашютный десант восточнее г. Ченстохова 30 км (два человека) и восточнее города Котовице 30 км (три человека). Выброска произведена в период 23.52-00.10 с высоты 800 метров».
«Начался поиск членов экипажа. Приблизительно через месяц удалось найти штурмана. Валентин Семенович Прокофьев жил тогда в Обнинске. Весть о том, что именно он доставил легендарного майора Вихря к месту назначения, оказалась для него, вполне естественно, совершенно неожиданной и ошеломляющей.
Удачный поиск членов группы «Голос» и экипажа породил мысль об их встрече. Она состоялась в канун 45-летия Победы в Москве. Из Киева приехал Е.С. Березняк, из Ялты – радистка Ася Федоровна Жукова, из Львова – радистка Елизавета Яковлевна Вологодская. По состоянию здоровья на встречу не смог прибыть Алексей Тимофеевич Шаповалов – заместитель командира группы.
24 апреля 1990 года в Центральном доме Советской Армии, после кадров на экране из кинофильма «Майор Вихрь», на которых запечатлен момент полёта членов группы на борту самолета и их десантирование, на сцену поднялся Евгений Степанович. После представления и его короткой речи к командиру присоединилась Ася Федоровна, а за ней и Елизавета Яковлевна. Затем все они тепло встретили того, кто своим штурманским искусством в ночь на 19 августа доставил их к месту десантирования. Встреча штурмана корабля В.С. Прокофьева с членами разведгруппы «Голос» состоялась через 41 год после полета».
«К этому времени еще не был найден командир корабля. Это удалось сделать лишь через два года. Евгений Дмитриевич Иванов жил в Харькове. Штурман и лётчик потерялись в послевоенном лихолетье. 15 декабря 1993 года они встретились в кабинете начальника штаба дальней авиации. В Москву были приглашены и члены группы «Голос», но смогла приехать только А.Ф. Жукова».
« Последнее редактирование: 28 Декабря 2018, 17:00:07 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #192 : 29 Декабря 2018, 14:17:44 »

1939 год, Иван Васильевич Антонов 1916 г.р., уроженец Баштанского района Николаевской области, как курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.

АНТОНОВ Иван Васильевич, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, офицер-фронтовик.
Родился 22 ноября 1916 года на Украине – в селе Явкино Баштанского района Николаевской области. Украинец. Рабочий из рабочих. Партийность: с 1931 года – член ВЛКСМ, а по выбытию из комсомола по возрасту – беспартийный.
Образование (по неполным данным):
- общее – условно среднее: сначала закончил восемь классов общеобразовательной школы, а в 1934 году – рабфак;
- авиационное: в 1938 году закончил лётную школу Днепропетровского аэроклуба, а в 1939 году – Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР.
К лету 1941 года – командир авиации Осоавиахима СССР с местом службы, предположительно, в стенах родного для себя Днепродзержинского аэроклуба Днепропетровского областного совета Осоавиахима Украинской СССР.
С началом Великой Отечественной войны призван по мобилизации Днепродзержинским ГВК Днепропетровской области Украинской СССР (ныне – Украина).
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с весны 1942 года: как лётчик самолёта У-2/По-2 в составе 213-й ночной бомбардировочной авиационной (впоследствии – Витебская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова) и 325-й ночной бомбардировочной авиационной Осовецкой Краснознамённой ордена Суворова дивизий. В советских ВВС вырос от младшего лейтенанта до капитана и кавалера, как минимум, трёх орденов – Отечественно войны 2-й степени (с 26 октября 1943 года), двух Красной Звезды (30 августа 1944 года и 17 мая 1945 года).
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1787, лл. 95 и 95об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/089/033-0686044-1787%2b004-1786/00000167.jpg&id=19036614&id1=b977e01f48d5a2285bab439c6a03afda
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/089/033-0686044-1787%2b004-1786/00000168.jpg&id=19036615&id1=d3866e388847ada3d9342e1debd53010



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4588, лл. 131 и 131об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/253/033-0690155-4588%2b011-4585/00000248.jpg&id=32002234&id1=a5dd8f9eb49c1e2c041804be0052401f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/253/033-0690155-4588%2b011-4585/00000249.jpg&id=32002235&id1=8a61ed55c41218cd72be30f8351f3aee



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 3221, лл. 293 и 293об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/171/033-0686196-3221%2b040-3230/00000532.jpg&id=25400994&id1=16b5c9cf65634b30a7bbc8a6f9636ad5
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/171/033-0686196-3221%2b040-3230/00000533.jpg&id=25400995&id1=b4d326a31beebc331debd9d47a96ac5b

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #193 : 29 Декабря 2018, 16:52:01 »
От Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):

Осень 1938 года, новоиспечённый выпускник лётной школы Борисоглебского аэроклуба Константин Иванович Ревушкин при знаках различия пилота запаса.

- РЕВУШКИН Константин Иванович (1917-1986), офицер-фронтовик, бывший узник нацистских лагерей.
Родился 29 июня 1917 года в районном городе Борисоглебске Воронежской области. Русский. По состоянию на осень 1943 года – член ВКП(б). Родители: Ревушкины Иван Матвеевич и Александра Фёдоровна; проживала по адресу: Воронежская область, город Борисоглебск, улица Гражданская, 13.
В 1938 году – учлёт второго набора лётной школы Борисоглебского аэроклуба. Здесь являлся курсантом группы инструктора-лётчика В.Д. Занина и авиатехника А.Е. Неблинникова. По выпуску был удостоен звания «Пилот запаса».
С 26 октября 1939 года – на военной службе в ВВС в Красной Армии и первое место службы – Борисоглебская авиационная Краснознамённая школа пилотов имени В.П. Чкалова: курсант, выпущенный в 1940 году в звании младшего комвзвода сверхсрочной службы.
Непосредственный частник Великой Отечественной войны с 25 августа 1943 года как состоявший в звании младшего лейтенанта командир экипажа самолёта Ил-2 766-го штурмового авиационного (впоследствии – Краснознамённый ордена Кутузова) авиационного полка 211 штурмовой авиационной (впоследствии – Невельская ордена Ленина дважды Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 3-й воздушной армии последовательно Калининского и 1-го Прибалтийского фронтов.
3 октября 1943 года комполка-766 майором И.М. Двойных представлен к награждению орденом Красного Знамени. Как говорится в Наградном листе, за время пребывания на Калининском фронте сделал 11 успешных боевых вылетов в составе группы по переднему краю противника; в районе смоленского райцентра Духовщина уничтожило до 200 солдат и офицеров противника, подавил 12 точек зенитной и 8 точек полевой артиллерии; взорвал 3 склада с боеприпасами, уничтожил 8 блиндажей, 4 дзота и 7 автомашин; создал 5 очагов пожаров в укреплённом пункте противника; в боевой обстановке показал себя грамотным и смелым лётчиком; умелыми действиями по зенитной артиллерии противника обеспечил работу группы над целью.
В результате с 10 октября 1943 года – кавалер ордена Красного Знамени.
8 декабря 1943 года не вернулся с боевого задания, в связи с чем был официально объявлен попавшим без вести.  Действительности попал в плен.
В аду нацистских лагерей чудом, но выжил. В 1945 году был репатриирован на Родину, где 31 октября 1944 года после прохождения спецпроверки уволен в запас.
После войны вплоть до выхода на пенсию работал в Борисоглебске на вагоноремонтном заводе (впоследствии – завод Химмаш). За трудовую доблесть удостоился ордена «Знак Почёта» и медали «Ветеран труда». Кроме того, был занесён в Книгу Почёта завода.
С 1985 года – кавалер ордена Отечественной войны 2-й степени.
Скончался 9 декабря 1986 года. Похоронен в Борисоглебске.


Зима 1939/1940 гг., Константин Иванович Ревушкин как новоиспечённый курсант  Борисоглебской авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова.



Предположительно, весна 1941 года, военный пилот Константин Иванович Ревушкин при знах различия младшего комвзвода сверхсрочной службы.


Предположительно, весна 1941 года, на переднем плане – младший комвзвода сверхсрочной службы Константин Иванович Ревушкин, а на заднем – воздушный стрелок в звании красноармейца из возглавляемого им экипажа боевого самолёта.


1950-е гг., Константин Иванович Ревушкин с женой и сыном.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #194 : 30 Декабря 2018, 00:04:37 »
КАГАН Михаил Андреевич (1903-1937), советский авиационный военачальник, комбриг (с 28 ноября 1935 года).
Родился в январе 1903 года в пристанционном посёлке Дарница Остёрского уезда Киевской губернии Юго-Западного края Российской империи. Ныне станция Дарница – в черте столицы Украины города Киева. Из рабочих. По национальности: по одним данным – еврей, а по другим – украинец. Член РКП(б)-ВКП(б) с 1922 года.
В 1935-1936 гг. – командир 206-й легкобомбардировочной авиабригады Киевского военного округа, а 1936-1937 гг. – командир 90-й авиабригады того же округа.
Невинная жертва Сталинского режима: как «враг народа» 9 августа 1937 года арестован, а 20.11.1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла ему расстрельный приговор. Приговор приведён в исполнение 21 ноября 1937 года. Определением Военной коллегии от 3 августа 1957 г. реабилитирован.

Сканировано мою с архивного подлинника:
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2018, 19:57:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #195 : 30 Декабря 2018, 20:43:42 »

Первая половина 1930-х краском Иван Петрович Соборов как начальник штаба дислоцировавшейся в авиагарнизоне «Конотоп» 206-й легкобомбардировочной авиабригады Украинского военного округа. По «ромбу» в петлицах – как должностные знаки различия. Сканировано мною с архивного подлинника.

СОБОРОВ Иван Петрович (1896-1958), советский авиационный военачальник и военный педагог, полковник в отставке.
Родился в 1896 году. Русский. Член большевистской партии с 1918 года.
В Красной Армии с 1 апреля 1918 года и в данном качестве – активный участник Гражадснкой войны.
К лету 1941 года – комбриг по воиснкому званию, кавалер медали «XX лет РККА», старший преподаватель кафедры тактики Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии.
Предположительно, в начале 1943 года переаттестован в полковники.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #196 : 30 Декабря 2018, 21:19:40 »
Первая половина 1930-х, двое «безымянных» представителей командования дислоцировавшейся в авиагарнизоне «Конотоп» 206-й легкобомбардировочной авиабригады Украинского военного округа – заместитель командира бригады по политической части-начальник политотдела и заместитель командира бригады по строевой части. У обоих в петлицах должностные знаки различия. Сканировано мною с архивных подлинников:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #197 : 31 Декабря 2018, 13:23:21 »

1938 год, курсант Инструкторского отделения Ульяновской объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР Михаил Яковлевич Антонов как кандидат на присвоение военного (в современной терминологии – воинское) звания «младший лейтенант запаса».

АНТОНОВ Михаил Яковлевич (1916-1942), пилот самолёта Як-7Б 4-го истребительного авиационного (впоследствии – Краснознамённый) полка 288-й истребительной авиационной (впоследствии – Павлоградско-Венская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта (I ф), младший лейтенант.
Родился 23 декабря 1916 года в посёлке Митрофаново города Иваново. Русский. Рабочий. Беспартийный. Родители: Антоновы Яков Антонович и Александра Степановна (в девичестве – Соколова); проживали по адресу: Калининская (ныне – Тверская) область, город Ржев, 70-й квартал, дом № 54.
Образование:
- общее: в 1932 году в городе Ржеве закончил фабрично-заводскую школу № 1, а в 1934-м там же – фабрично-заводское училище по специальности «Слесарь»;
- авиационное: в 1936 году – лётную школу Ржевского аэроклуба Калининского областного совета Осоавиахима с присвоением по выпуску звания «Пилот запаса»; в 1938 году – Инструкторское отделение Ульяновской объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР с присвоением по выпуску военного (в современной терминологии – воинское) звания «младший лейтенант запаса».
Детство и юность провёл в тверском Ржеве, где с 1934 года и по 11 апреля 1937 года трудился слесарем.
С 1938 года – командир авиации Осоавиахима СССР, а с 1940 года – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС: призван был Калининским РВК на тот момент времени Калининской, а теперь современной Тверской области.
По состоянию на июль 1942 года – пилот английского самолёта марки «Hawker Hurricane IIC» 2-й эскадрильи 287-го истребительного авиационного (впоследствии – Новгородский) полка 288-й истребительной авиационной (впоследствии – Павлоградско-Венская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 1-й истребительной авиационной армии Брянского фронта (II ф), младший лейтенант по воинскому званию; имел благодарности от командования.
14 июля 1942 года командованием 287-го истребительного авиационного (впоследствии – Новгородский) полка представлен к награждению орденом Красного Знамени: «Лётчик младший лейтенант Антонов М.Я. в Великой Отечественной войне проявил себя как храбрый и отважный воздушный боец.
Партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан, это доказал в бою при выполнении боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками.
Тов. Антонов дисциплинирован, любит своё дело лётчика, скромный воздушный боец.
6-го июля 1942 года тов. Антонов прикрывал наши наземные войска в р-не Покровское [райцентр Орловской области], мело атаковал самолёты противника и сбил один Фокевульф, это подтверждают два лётчика и командование наземных войск.
12-го июля 1942 года Антонов, когда выполнял боевое задание по разведке войск противника в его тылу, в р-не Семилуки [райцентр Воронежской области], был атакован 4-мя истребителями Ме-109; тов. Антонов, умело маневрируя, принял воздушный бой и сбил один самолёт Ме-109. Это подтверждено командованием наземных войск.
Кроме этих фактов, тов. Антонов имеет 145 успешных боевых вылетов по заданию командования в борьбе с немецкими захватчиками, из них имеет более 10-ти воздушных боёв». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 404, л. 28.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Брянского фронта (II ф) за № 63/н от 31 июля 1942 года: от имени Родины удостоился своей первой и, увы, оставшейся, единственной государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 404, л. 3.
С августа 1942 года – пилот самолёта Як-7Б 4-го истребительного авиационного (впоследствии – Краснознамённый) полка 288-й истребительной авиационной (впоследствии – Павлоградско-Венская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта (I ф), по-прежнему младший лейтенант по воинскому званию.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, погиб 3 (по другим данным – 11) сентября 1942 года: «Сбит в воздушном бою». Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1856, л. 40; ф. 21922, оп. 595175, д. 1, л. 2.
Похоронен был «в могиле у дер. Демидов Сталинградской обл.». Речь в данном случае идёт об одноимённом хуторе Демидовского сельского поселения Быковского района Волгоградской области.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ и УВ КА за № 01112/пог. от 23 ноября 1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 69, л. 222.
Увековечен в Книге Памяти Ивановской области – т. 4, стр. 315, но с четырьмя искажениями: 1) как якобы 1911-го, а не 1916 года рождения; 2) как якобы уроженец тверского города Ржев, а не ивановского посёлка Митрофаново; 3) как якобы призванный в 1941-м, а не 1940 году; и 4) как якобы лейтенант, а не младший лейтенант по воинскому званию.
В Книге Памяти Ивановской области не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 404, лл. 28 и 28об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0404/00000040.jpg&id=2152996&id1=44c8eb504857a3ac0a93f62bf96b36f5
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0404/00000041.jpg&id=2152997&id1=a5536f71858269d1e4f8d3c20b277668



В Книгу Памяти Тверской области (т. 4, стр. 315) младший лейтенант Михаил Яковлевич Антонов внесён с целым рядом фактологических искажений:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #198 : 01 Января 2019, 16:18:36 »

Апрель 1934 года, Фёдор Васильевич Назаров (1915-1938) как новоиспечённый выпускник инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.

НАЗАРОВ Фёдор Васильевич (1915-1938), кадровый командир авиации Осоавиахима СССР, ставший невинной жертвой политических репрессий Сталинского режима.
Родился 15 мая 1915 года в городе Самаре. Русский. Рабочий из рабочих.
Партийность:
- с 4 октября 1929 года – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1932 года за № 7161100;
- по состоянию на вторую половину августа 1937 года – беспартийный.
Родители: Назаровы Василий Павлович и Анастасия Васильевна (в девичестве – Плеханова); с 1920 года – в разводе, при этом В.П. Назаров остался проживать в Самаре, а А.В. Плеханова, забрав с собой сына, переехала в город Камышин (ныне – в составе современной Волгоградской области) к брату.
Образование:
- общее – среднее: в 1931 году в городе Камышине закончил школу-семилетку, а в 1933 году – неполный курс Свердловской автотехнической школы;
- специальное авиационное: в апреле 1934 года – инструкторский курс Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.
В 1922-1931 гг. – учащийся общеобразовательной школы в городе Камышине.
В 1931-1933 гг. – учащийся по специальности «Автомобильный ремонтёр и монтажник» Свердловской автотехнической школы. Учёбу здесь оставил в связи с зачислением в авиашколу.
В 1933-1934 гг. – учлёт инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова. На момент выпуска отсюда – кавалер нагрудного знака Осоавиахима СССР «Ворошиловский стрелок», активный физкультурник (и, в первую очередь, проявил себя здесь как спортсмен-лыжник и спортсмен-конькобежец). В период учёбы здесь имел «выговор за пререкания о старшиной».
С 1 мая по 17 ноября 1934 года – инструктор-лётчик Свердловского областного аэроклуба имени Кабакова. Уволен был «по решению комиссии обкома ВКП(б), созданной по директиве ЦК и НКО о проверке кадров в авиации Осоавиахима». В данный период совершил на самолёте У-2 в общей сложности 466 полётов (с курсантами – 348, тренировочных – 68), пробыв в воздухе 68 часов 46 минут, в том числе обучая курсантов – 52 часа 40 минут.
Предположительно, с конца декабря 1936 года – инструктор-лётчик Челябинского аэроклуба.
Якобы 27 августа 1937 года как «враг народа» арестован органами госбезопасности. По сфабрикованным результатам следствия 23 июля 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР осуждён к высшей мере наказания сразу по четырём пунктам «контрреволюционной» статьи «58» Уголовного кодекса РСФСР:
- 58-1 «а» – «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п.»;
- 58-7 – «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта»;
- 58-8 – «Организация в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно участие в выполнении таких актов, хотя бы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации»;
- 58-11 – «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных или особосекретных должностях при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны»
В тот же день, 23 июля 1938 года, расстрелян.
Реабилитирован посмертно – 2 марта 1983 года Верховным судом СССР. Источники – ГУ ОГАЧО: ф. Р-467, оп. 4, д. 6297; http://archive74.ru/sites/default/files/knpamrep/na.html
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:














Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #199 : 01 Января 2019, 18:52:37 »
ГИНЦЕ Владимир Александрович (1902-?), последовательно советский военный лётчик, полярный лётчик системы ОГПУ-НКВД, лётчик-испытатель отечественного авиапрома, капитан в отставке.
Родился в 1902 году. Из немцев Поволжья.
В 1922-19930 гг. – на военной службе в Красной Армии: курсант школы авиации, пилот N-й отдельной разведывательной эскадрильи, инструктор Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания (город Серпухов Московской области), пилот 7-й отдельной истребительной эскадрильи.
4 декабря 1930 года коллегией ОГПУ осуждён на три года концлагерей по пункту «7» «контрреволюционной» 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР 1926 года: «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – лётчик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве сначала летал с конвоиром на борту, но затем – в паре с заключённым-бортмехаником Сергеем Павловичем Курлышевым 1904 года рождения. В том же 1931 году первым в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта имел на борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20», помимо себя, ещё двух человек. Это С.П. Курлышев как штатный член экипажа и один пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Примечательно, что советский прозаик и поэт Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) в своём антиромане «Вишера» упоминает В.А. Гинце: «К устью Улса быстро приближался челнок. Горная река была так крута, что челнок был виден на реке весь, как нарисованный. Челнок уже входил в тихие воды озера, образованного слиянием Улса и Кутима, того самого озера, на которое совсем недавно садился гидроплан Берзина, главного начальника. Пилотом Берзина был Володя Гинце, лётчик, осуждённый за вредительство, но с «детским» сроком в три года. Берзин был слишком опытен и умён, чтобы заглядывать в «дело» Гинце, когда брал лётчика-вредителя своим личным пилотом».
После освобождения в 1933-1938 гг. – вольнонаемный работник авиалинии Ухтпечлага. Так, по состоянию на 1936 года состоял здесь в должности старшего лётчика. И в данном качестве:
- чаще всего выполнял роль личного пилота высших должностных лиц Ухтпечлага;
- 8 июня 1936 года был удостоен нагрудного знака «Ударник-ухтинец»;
- в 1937 году участвовал в поисках пилота авиации Ненецкого окрисполкома Виталия Владимировича Сущинского (1890-1938), совершившего вынужденную посадку в заснеженной тундре.
В 1938 году в связи с расформированием Ухтпечлага уволился из авиации ГУЛАГа.
В 1940-1953 гг. – лётчик-испытатель последовательно Московского авиационного института, Саратовского и Долгопрудного авиазаводах. И, в частности:
- испытывал серийные самолёты Як-6, По-2, Ту-2 и Пе-8;
- в годы Великой Отечественной войны был восстановлен в статусе военнослужащего. При этом его последнее воинское звание – капитан;
- был удостоен двух орденов – Красной Звезды и «Знак Почёта» и нескольких медалей.
С 1953 года – инспектор Министерства авиапромышленности СССР.
Официально считается единственным «из всех осуждённых пилотов европейского Русского Севера 1930-х годов, который дожил до старости».
Сведения о дате кончины и месте захоронения в Рунете отсутствуют.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

1934 год, заполярная деревня Карпушёвка (ныне – в составе сельское поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми) как место дислокации Центральной авиабазы Ухтпечлага. Представленные фото – из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:



Посадку на гладь воды реки Печора совершил ведомственный гидросамолёт НКВД СССР марки «Юнкерс-20».
« Последнее редактирование: 01 Января 2019, 20:14:36 от Sobkor »
Записан
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »