Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Фотопортреты советских авиаторов  (Прочитано 13201 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #180 : 15 Ноябрь 2018, 13:47:54 »
От Олега Пастухова, проживающего в столице Башкирии городе Уфа:
- Подскажите, где могут находиться личные дела курсантов летных училищ, личные дела погибших офицеров? Заранее благодарен.
На представленных фото – лейтенант Артём Григорьевич Гаврилов 1923 г.р., уроженец Башкирии. Красной Армии с августа 1941 года. Кавалер ордена Красной Звезды в апреле 1945 года. На завершающем этапе Великой Отечественной – лётчик 59 гв. шап 2 гв. шад. В Погиб 8 декабря 1945 года в результате авиакатастрофы. Похоронен был в немецком городе Фалькенберг…

Мой ответ:
- В военных архивах надо искать! В зависимости от года выпуска – в РГВА или ЦАМО. При этом личного дела на курсанта может и не быть, поскольку личные дела на военнослужащих оформлялись только при зачислении в кадровый состав Красной Армии. Личное же дело как на кандидата в военные училище могло быть уничтожено делопроизводителями строевого отдела военного училища уже после зачисления разыскиваемого в ряды курсантов.
В фонде военного училища разыскиваемый будут значиться в текстах приказов по части, в различных поимённых списках переменного состава, в протоколах комсомольских и партийных собраний ну и т.д., и т.п.
Если перед зачислением в военно-авиационное училище закончил лётную школу аэроклуба, то икать надо в Центральном архиве ДОСААФ России в списках выпускников аэроклубов и подшивках приказом начальника ВВС Красной Армии о присвоении выпускникам лётных школ аэроклубов звания «пилот запаса».
Личные дела офицеров Красной Армии периода Великой Отечественной войны, как и их персональные УПК, – в ЦАМО!
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #181 : 16 Ноябрь 2018, 00:24:29 »

СЕМЁНОВ Иван Иванович (1882-1975), ветеран отечественной авиации, полковник в отставке.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #182 : 16 Ноябрь 2018, 12:13:42 »

Анна Петровна Самосадова как рекордсмен мира по планерному спорту среди женщин 1951 года. Фото Г. МАЛИНОВСКОГО.

САМОСАДОВА Анна Петровна (15.03.1922-18.03.1974), прославленный ветеран авиации оборонного общества, рекордсмен мира по планерному спорту среди женщин 1951, 1952 и 1960 гг., рекордсмен СССР по планерному спорту среди женщин 1957-1959, 1961 и 1963 гг., залуженный мастер планерного спорта (с 1956 года).
В 1941-1961 гг. – тренер Серпуховского аэроклуба Московской области.
Похоронена на Борисовском кладбище подмосковного города Серпухов.


Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #183 : 18 Ноябрь 2018, 11:17:56 »
Коллеги, кто подскажет в отношении биографии и заслуг перед Родиной как авиатора Семенюка Сергея Владимировича. Вроде бы как спортсмен-планерист, но из рядов довоенных ВВС. В Картотеке мастеров авиационного спорта, которая хранится в Центральном архиве ДОСААФ России, не значится. В иных доступных мне архивных фондах только вот это фото (см. ниже). В Рунете про него ничего не нашёл...
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #184 : 18 Ноябрь 2018, 12:31:29 »
ПЕРОВ Виктор Михайлович (14 ноября 1917, Чарджуй-14 декабря 2005), прославленный советский полярный лётчик, Почётный гражданин Бельгии, кавалер восьми советских орденов (два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени и два ордена «Знак Почёта») и двух бельгийских (Командор ордена Леопольда II и Великий офицер ордена Короны), а также Почётного знака Российского комитета ветеранов войны и нагрудного знака «Почётный Полярник».
Именем В.М. Перова названа одна из гор Антарктиды. Подвигу Виктора Перова посвящён ряд книг, фильм «Закон Антарктиды» и картина Игоря Рубана «Экипаж летчика Перова спасает членов бельгийской антарктической экспедиции».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #185 : 22 Ноябрь 2018, 10:27:45 »

Сатунин Илья Владимирович 1894 г.р., кадровый лётчик военно-морской авиации. На момент своей трагической гибели (по одним данным – в 1919-м, а по другим – в 1920 году) – командир 23-го Свияжского авиаотряда Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.



Ещё один фотопортерт красного военлёта И.В. Сатунина из архивных фондов:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #186 : 26 Ноябрь 2018, 20:42:35 »
Эти два снимка, которые следует датировать самым началом 1930-х, я сегодня отыскал в одном из архивных фондов. К сожалению, они без пояснительных подписей.

Группа военных лётчиков на фоне истребителя И-4 (он же – АНТ-5) с двигателем М-22 в 480 л. с. (он же – Юпитер VI). И-4, напомню, – первый советский цельнометаллический истребитель, одноместный подкосный полутораплан; серийно выпускался в 1929-1931 гг. Государственном заводе № 22, который находился в московским Филиях.


Вероятней всего, это курсанты какой-то из лётных школ Осоавиахима СССР из числа тех, которые предшествовали эпохе аэроклубов!..
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2018, 21:23:30 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #187 : 26 Ноябрь 2018, 22:10:18 »

Герой Советского Союза (26 июля 1941 года, посмертно) капитан Николай Францевич Гастелло (6 мая 1907-26 июня 1941):



« Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2018, 22:25:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #188 : 26 Ноябрь 2018, 22:28:36 »

Герой Советского Союза (26 июля 1941 года, посмертно) капитан Николай Францевич Гастелло (6 мая 1907-26 июня 1941):



Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #189 : 27 Ноябрь 2018, 06:44:59 »

Ветеран советских ВВС инженер-полковник в отставке Владимир Павлович Гарцев.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #190 : 30 Ноябрь 2018, 10:41:58 »

Не ранее весны 1938 года, майор Феоктист Аристархович Граб как кавалер ордена Красного Знамени РСФСР и медали «XX лет РККА».

ГРАБ Феоктист Аристархович, советский авиационный военачальник, генерал-майор авиации.
Родился в 1892 году на Украине – в селе Сухоносовка Постав-Муковского сельского совета Чернухинского района Полтавской области. Украинец. Из рабочих. Партийность: с 1941 года – кандидат в члены ВКП(б), а в дальнейшем, надо полагать, – член партии.
Образование (по неполным данным):
- общее – начальное: закончил четыре класса общеобразовательной школы;
- военное: в период 1-й Мировой войны – последовательно Курсы техников при политехническом институте и Гатчинскую школу лётчиков.
В 1914-1917 гг. – на военной службе в русской военной авиации, где вырос до пилота и старшего унтер-офицера по военному чину. По неофициальным данным, являлся кавалером трёх Георгиевских крестов.
С ноября 1917 года – в Красной Гвардии, а с 1918 года – в Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном флоте, при этом:
- с 1918 года – в боях и сражениях Гражданской войны и, в частности, 16 октября 1918 года, как представитель лётно-подъёмного состава 1-й Тверской авиационной группы РККВФ, пилотируя самолёт марки «Сопвич», сбил в воздушном бою белогвардейский самолёт прапорщика П.Н. Владимирова (последний тогда погиб) и эта победа стала в масштабах РККВФ первой документально подтверждённой! Был награждён орденом Красного Знамени РСФСР и золотыми часами от ВЦИК;
- с 1919 года – в должностях среднего и старшего комсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера. И, в частности. по состоянию на 1 декабря 1921 год – командир 44-го отдельного авиационного отряда РККВФ, а по состоянию на 1923 год – инструктор 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. На сей счёт цитата со страниц книги «Их позвало небо: Военно-исторический очерк Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища лётчиков имени В.П. Чкалова» (М.: Воениздат, 1984): «...Из инструкторов старой школы большим авторитетом пользовался талантливый лётчик Ф.А. Граб. Курсанты смотрели на него как на прославленного героя. Граб неоднократно отличался во время империалистической войны, за что имел три Георгиевских креста. Активно участвовал он и в Гражданской войне, был награждён орденом Красного Знамени. Сын кузнеца, Граб вырос среди простого народа. С детских лет помогал отцу в кузнице, слесарил, а когда началась империалистическая война, его призвали в армию и послали работать мотористом в авиаотряд. Там заметили смекалистого, расторопного моториста, с любовью относившегося к самолёту, и послали в Гатчинскую лётную школу. Граб успешно закончил её, стал лётчиком, но не был удостоен офицерского звания. Во время Октябрьской революции Граб принимал участие в разоружении войск Керенского, захватил семь самолётов и организовал отряд авиаторов, с которым неоднократно участвовал в боях против белогвардейцев. Осенью 1918 г. Феоктист Аристархович сражался па Восточном фронте и первым из красвоенлётов сбил колчаковский самолёт, а затем и какого-то знаменитого колчаковского аса. Своими смелыми налетами Граб так донял белогвардейцев, что за его голову Колчак обещал награду в 10 тыс. рублей золотом.
Весной 1919 г. Граб командовал авиаотрядом, который взаимодействовал с частями дивизии Н.А. Щорса. Обнаружив скопление нескольких эшелонов петлюровцев на ст. Проскуров, авиаотряд нанёс им огромный урон. Щорс объявил авиаотряду революционную благодарность, а Граба наградил ценным подарком.
Во 2-й военной школе летчиков Ф. А. Граб находился до 1929 г., затем был переведен в академию имени И.Е. Жуковского командиром отряда, а позднее работал в штабе Реввоенсовета страны. Граб был прекрасным методистом, его курсанты отличались высокой лётной успеваемостью и, подражая своему инструктору, много и усердно занимались»;
- с 1938 года – кавалер медали «XX
Приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «майор», а аналогичным изданным в тот же день, 14 мая 1936 года, приказом, но имевшим № 889 был передан в систему Осоавиахима.
Впоследствии был удостоен следующих званий:
- «подполковник» – приказом НКО СССР № 04152 от 11 сентября 1940 года;
- «полковник» – приказом НКО СССР № 067 от 9 января 1941 года;
- «генерал-майор авиации» – предположительно, в послевоенный период.
С 1 апреля 1939 года и по 12 ноября 1941 года – инспектор-лётчик Главной инспекции Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, а затем – начальник сектора Отдела авиационного снабжения Главосоавиахимснаба.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 324 от 4 сентября 1942 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества как откомандированный обратно в советские ВВС.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Хранящаяся в фондах Центрального архива ДОСААФ России УПК полковника Ф.А. Граба:
« Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2018, 10:47:59 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #191 : 06 Декабрь 2018, 10:08:01 »
Красные военлёты периода Гражданской войны. Сканировано мною с архивных подлинников:




Годы Гражданской войны, один из немногих в Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном Флоте санитарных самолётов.


Не ранее зимы 1917/1918 гг., первые красные авиаторы у истребителя марки «SPAD S.VII.»:


13-й Казанский авиаотряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота в период своего базирования в годы Гражданской войны на аэродроме «Сокологорное». Сканировано с архивного подлинника.


Самолёт Фальц-Фейна из боевого состава Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.


В архивном источнике под этим портретом, вырезанным в свою очередь из какого-то коллективного фото, только одна фраза: «Степанов – лётчик Гражданской войны».


Годы Гражданской войны, красные военлёты 25-го отдельного авиационного отряда РККА.


1920 год, город Москва, представители лётно-подъёмного состава 53-го отдельного авиационного отряда РККА.

Красные военлёты периода Гражданской войны, воевавшие на французских истребителях марки «Nieuport N.17».
Сканировано с архивных подлинников:


САПОЖНИКОВ Григорий Степанович (1894-1920), прославленный русский (прапорщик по последнему военному чину) и советский военный лётчик-ас, кавалер ордена Красного Знамени РСФСР. На представленных архивных снимках: красный военлёт Г.С. Сапожников и его самолёт.
« Последнее редактирование: 06 Декабрь 2018, 11:58:15 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #192 : 06 Декабрь 2018, 21:02:32 »

РЫЖОВ Евграф Михайлович (1916-1982), ветеран ВВС Черноморского флота. Звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за 254 боевых вылета, 8 лично сбитых и 3 сбитых в группе самолётов противника и проявленные при этом мужество и высокое лётное мастерство.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #193 : 07 Декабрь 2018, 22:04:31 »

БОРИСОВ Михаил Алексеевич (1917-1942), воспитанник авиации Оборонного общества, командир звена 62-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, младший лейтенант, Герой Советского Союза (посмертно, с 6 мая 1965 года).
Родился 11 ноября 1917 г. в деревне Топтыново Чаплыгинского района Липецкой области.
Выпускник 1939 года Борисоглебской военно-авиационной Краснознамённой школы имени В.П. Чкалова. По выпуску – в Белоруссии, где в декабре 1939 года во время патрулирования в составе звена самолётов «И-16» перехватил немецкий самолёт-разведчик Ju-88 и заставил его приземлиться, за что был уволен в запас, после чего работал инструктором-лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы.
29 июня 1941 года призван по мобилизации с направлением в ВВС Черноморского флота.
Погиб 10 августа 1942 года в районе Новороссийска, совершив самым редкий в боевой практике двойной таран.
Звания Героя Советского Союза удостоен посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и исключительный героизм».
« Последнее редактирование: 10 Декабрь 2018, 15:21:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #194 : 09 Декабрь 2018, 12:23:15 »

АРСЕНЬЕВ Иван Васильевич (1906-1943), помощник по лётной подготовке и ведению боя командира 5 гв. мтап 1 мтад ВВС ЧФ, гвардии майор.
Уроженец деревни Шипулино Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области. Русский. Из рабочих. Член ВКП(б). Был женат.
Кавалер четырёх государственных наград - двух орденов Красного Знамени, а также медалей «За оборону Одессы» и «Оборону Севастополя».
Трагически погиб 2 (по другим данным – 20) марта 1943 года «при катастрофе самолёта» и первоначально был похоронен в абхазском городе Гудаута: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76549141

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #195 : 09 Декабрь 2018, 20:30:25 »

1930 год, первые советские самолёты-разведчики марки «Р-5», поступившие на вооружение ВВС РККА. Автор снимка – известный советский фотохудожник и кинооператор Борис Всеволодович Игнатович(1899-1976). Оригинал фото хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»: номер в Госкаталоге – 13850085; номер по ГИК (КП) – МДФ КП-201/33; инвентарный номер – ФII-212.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #196 : 10 Декабрь 2018, 13:27:47 »

Авиаконструктор А.Н. Рафаэлянц и его созданная под эгидой ВНО/ОСО СССР и Авиахима авиетка РАФ-1:

По выпуску в 1927 году с инженерного факультета Академии воздушного флота имени профессора Н.Е. Жуковского авиационный краском Арам Назарович Рафаэлянц (1897-1960) как ярко уже проявивший себя в сотрудничестве с оборонными обществами авиаконструктор был направлен на конструкторскую работу в авиапром, где за свои новые достижения вскоре был удостоен только что учреждённого в СССР ордена Трудового Красного Знамени.


Макет авиетки РАФ-1, созданный руками А.Н. Рафаэлянца ещё до постройки самой машины.


«Сборочный цех», в котором рождалась авиетка РАФ-1, – задворки столичного завода «Идеал», принадлежавшего Всероссийскому союзу молочной кооперации (Маслоцентр).

Сентябрь 1925 года, авиетка РАФ-1 в ходе испытаний, которые были проведены в Москве на Центральном аэродроме имени Л.Д. Троцкого:

5 октября 1925 года, Крым, гора Клементьева, последствия шторма, обрушившегося на стартовую площадку III Всесоюзных планерных состязаний. На переднем плане – авиетка РАФ-1:

Зима 1925/1926 года:

Авиетка РАФ-1.




Зима 1925/1926 гг., испытание авиетки РАФ-1 в зимних условиях. В центре, облокотившись на капот двигателя, стоит конструктор этого самого лёгкого спортивного самолёта – авиационный краском Арам Назарович Рафаэлянц, а крайним слева – будущий легендарный советский лётчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский (1896-1940), который на тот самый период времени являлся лётчиком-инструктором Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.


В кабине авиетки РАФ-1 – лётчик-испытатель. Вероятней всего, это военлёт Пётр Антонович Вержбицкий.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #197 : 11 Декабрь 2018, 19:16:59 »

ГОМОЛКО Борис Мефодиевич (1922-24.09.1942), командир звена (и он же – пилот самолёта Як-1) 520-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной (впоследствии – Камышинская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 16-й воздушной армии Юго-Восточного фронта, лейтенант.
Родился в 1922 году на Украине – в районном городе Богодухов Харьковской области.
Воспитанник Харьковского аэроклуба и Армавирской военно-авиационной школы пилотов.
8 сентября 1942 года сбил два вражеских бомбардировщика Хе-111, в том числе второй – посредством воздушного тарана.
Приземлившись на парашюте, вступил в перестрелку с двумя лётчиками с протараненного им «хенкеля», в результате чего одного из фашистов застрелил, а второго пленил. За этот подвиг был представлен к Званию Героя Советского Союза, но по факту удостоен только ордена Ленина: награждён был приказом по фактам Сталинградского фронта (I ф) за № 24/н от 13 сентября 1942 года.
Погиб в воздушном бою 24 сентября 1942 года.
Похоронен на воинском мемориале посёлка Октябрьский Ольховского района Волгоградской области.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Отсюда: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/37556/Гомолко «Гомолко Борис Мефодиевич (1922-май 1943 [правильно – 24 сентября 1942]), лётчик-истребитель, лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с 1942 г. Воевал в составе 520 и 240 иап. 8 сентября 1942 г. под Сталинградом таранил He-111. Приземлился на парашюте и взял в плен одного из немецких лётчиков. Погиб в воздушном бою, прикрывая железную дорогу Старый Оскол – Валуйки».

Источник – РГВА: ф. 4, оп. 11, д. 72, лл. 433 и 434 – подлинник. «Приказ № 0759 10 сентября 1942 г.  Народного Комиссара Обороны СССР «О мужестве и храбрости, проявленных пилотом 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиаполка старшим сержантом Гомолко Б.М. в воздушном бою»
8 сентября 1942 г. на высоте 2500 м группа истребителей 520-го истребительного авиационного полка встретила 10 бомбардировщиков Хе-111.
Старший сержант Гомолко Борис Мефодьевич, совершающий свой первый боевой полет, врезается в их строй и огнём пулемётов и пушки сбивает одного Хе-111, в последующих атаках, израсходовав весь боекомплект, пошёл на таран другого бомбардировщика.
Винтом и мотором отрубает хвостовое оперение Хе-111, в результате чего бомбардировщик врага разрушается в воздухе и падает.
Старший сержант Гомолко, приземляясь на парашюте, приготовился для встречи снижающихся на парашютах фашистских лётчиков, при попытке их оказать сопротивление, расстреливает одного летчика, а другого берёт в плен.
Тов. Гомолко, как истинный сын своей Родины, проявил исключительный героизм и отвагу.
Этот героический поступок тов. Гомолко подтверждает ещё раз, что кто, не жалея сил, презирая смерть, беззаветно проявляет храбрость, стойкость, мужество и героизм, тот всегда добивается победы над врагом.
Дело чести и доблести всего летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии – бить фашистских воздушных пиратов, как бьёт их старший сержант Гомолко.
Приказываю: За проявленное мужество и храбрость в воздушном бою с десятью бомбардировщиками Хе-111 пилоту 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиационного полка старшему сержанту Гомолко Борису Мефодьевичу присвоить внеочередное военное звание «лейтенант», командиру 283-й истребительной авиадивизии представить тов. Гомолко к правительственной награде.
Приказ прочесть всему личному составу ВВС Красной Армии.

Заместитель народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант авиации НОВИКОВ».

Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 991, лл. 51-54.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000083.jpg&id=10591583&id1=2821ea5bc56df7094041049243493f81


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000084.jpg&id=10591585&id1=039e23c08935961539929e6144f32ef1
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000085.jpg&id=10591586&id1=73a569e9dc39f496f4100f736fe5b057
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000087.jpg&id=10591588&id1=7ee00827dfa384e723b507d27ddddf48




http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0991/00000086.jpg&id=10591587&id1=74629824aae6413a94ef9cf9f73cb3de


Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1884, л. 8об. https://obd-memorial.ru/html/images3?id=52355865&id1=a9e422553e658b27436faddecf6c81a2&path=Z/002/058-0818883-1884/00000017.jpg – первый сверху:


Очерки о нём: https://topwar.ru/26356-podvig-letchika-borisa-gomolko.html и https://aftershock.news/?q=node/561060&full
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #198 : 11 Декабрь 2018, 21:55:42 »
Сканировано мною с архивного подлинника:
Гаврилов Семён Никитич 1911 г.р., уроженец деревни Кузнецово Дмитровского района Московской области, с августа 1942 года и, как минимум, по май 1945 года – командир 130-го бомбардировочного Гомельского авиационного полка/122-го гвардейского бомбардировочного Гомельского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка, последовательно майор и гвардии подполковник.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 529
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фотопортреты советских авиаторов
« Reply #199 : Вчера в 19:50:53 »

Лётчик Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, мировой рекордсмен заслуженный мастер самолётного спорта СССР Николай Михайлович Голованов.
В авиацию оборонного общества пришёл в предвоенный период по комсомольской путёвке Московского авиационного завода: сначала курсант лётного отделения аэроклуба, а затем там же – инструктор-лётчик.
Участник Великой Отечественной войны.
После демобилизации – представитель лётно-подъёмного состава Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова: сначала лётчик, а затем долге годы бессменный спортивный комиссар и ответственный секретарь спортивной комиссии.
В августе 1951 года Н.М. Голованов на самолёте Як-11 совершил скоростной полёт по треугольному маршруту Тушино – Смоленск – Орёл – Тушино, в ходе которого пролетел 1000 километров со средней скоростью 442,3 километра в час. Такая скорость на спортивном самолете 4-й весовой категории была достигнута впервые в мире. Этот рекорд до сих пор никем не побит!


Возможно, он: гвардии младший лейтенант Николай Михайлович Голованов 1920 г.р. – лётчик 105-го отдельного гвардейского авиационного полка ГВФ 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2114, лл. 113 и 113об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000212.jpg&id=45777475&id1=ae1a8a6ae9d0b12f89059de86f31b3fc
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/416/033-0686196-2114%2b040-2123/00000213.jpg&id=45777476&id1=3f490692562ac68ac88dabf4938f293b

Записан
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 [10]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »