Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: «Сталинские соколы»  (Прочитано 26117 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #140 : 04 Октября 2018, 08:50:45 »
ДОБРОВ Петр Николаевич (1896-1963), советский авиационный военачальник, активист ДОСААФ СССР, генерал-майор авиации в отставке.
Родился в 1896 году в Астрахани. Русский. Служащий. Партийность: с 1940 года (в том числе и по состоянию на октябрь 1942 года) – кандидат в члены ВКП(б), а впоследствии – член партии.
В годы 1-й Мировой войны – лётчик-наблюдатель в чине прапорщика.
В Красной Армии, предположительно, с 1918 года и в данном качестве активный участник Гражданской войны на Южном фронте – как представитель лётно-подъёмного состава 5-го авиационного отряда истребителей 7-го корпусного авиационного отряда: сначала лётчик-наблюдатель, а затем – адъютант данной в/ч.
В межвоенный период закончил Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского.
С апреля 1942 года – в Саратове как заместитель по тылу командующего ВВС Приволжского военного округа, в данный период полковник по воинскому званию. И в данном качестве 29 октября 1942 года командующим ВВС ПриВО генерал-майором авиации К.Н. Смирновым представлен к награждению орденом Ленина: «В должности заместителя командующего ВВС ПриВО по тылу с апреля 1942 г. Благодаря наличию большого опыта в работе, хороших организаторских способностей, инициативы и настойчивости, т. ДОБРОВ проделал большую работу по обеспечению проводимых формирований и обеспечению условий для работы запасных частей округа.
За короткий период времени сумел сколотить свой аппарат и обеспечить нормальную работу запасных полков, школ, маршевых и других частей округа.
При крайне трудных условиях Отдел тыла, руководимый т. ДОБРОВЫМ, бесперебойно обеспечивал всем необходимым формирования, подготовку и отправку 279 маршевых полков, 1041 одиночных экипажей, 16 отдельных КАЭ и ОКЗ и более 25 тысяч [человек] технич. состава. Кроме того, обеспечил работу школ, которые за 9 месяцев 1942 г. дали стране 4164 лётчика, 4286 авиамехаников, радиомехаников и мотористов и 903 мл. специалистов.
Обеспечил запчастями и необходимыми материалами ремонт и восстановление 1213 самолётов и 2996 моторов.
Значительно улучшил работу Отдела снабжения, работу Аэродромного отдела, последний при наличии постоянного руководства и помощи со стороны т. ДОБРОВА, полностью выполнил и даже перевыполнил задания по строительству аэродромов, построив в общей сложности 46 аэродромов.
Благодаря настойчивости и помощи, оказанной частям округа т. ДОБРОВЫМ, частями проведена большая работа по развёртыванию и организации подсобных хозяйств. В настоящий момент части округа обеспечены овощами и другими культурами полностью на весь зимний период.
Большая подготовительная работа проведена по строительству и обеспечению частей для работы в предстоящий зимний период.
Лично дисциплинирован, исполнителен. Работает с большой энергией и инициативой. Умеет организовать работу своих подчинённых. Отлично знает службу тыла ВВС КА.
ВЫВОД: полковник ДОБРОВ за особые заслуги по обеспечению подготовки маршевых частей и школ округа, обеспечению строительства 46 аэродромов и налаживанию работы тыла частей округа достоин награждения орденом Ленина». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 580, лл. 436 и 436об.
Данное представление получило реализацию в строках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года: Родиной был удостоен ордена Красной Звезды – награды, которая стала первой государственной в судьбе данного офицера. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 580, лл. 23 и 25об.
Впоследствии – заместитель по тылу командующего N-й воздушной армии.
В генеральском звании с 28 мая 1943 года.
С 1953 года – в запасе Вооружённых Сил
Как военный пенсионер проживал в Москве, где в течение ряда лет на общественных началах являлся членом бюро Авиационно-технической секции Центрального дома авиации и противовоздушной обороны имени М.В. Фрунзе ДОСААФ СССР (с 1959 года – Центральной дом авиации имени М.В. Фрунзе ДОСААФ СССР).
По состоянию на 1956 год являлся кавалером девяти государственных наград:
- ордена Ленина: предположительно, награждён за выслугу в 25 лет;
- ордена Отечественной войны, но какой степени – неизвестно;
- двух орденов Красного Знамени: предположительно, оба они также за выслугу лет – за 20 и 30 лет службы;
- двух орденов Красной Звезды, в том числе первым из них награждён на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года;
- трёх медалей, включая «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «XXX лет Советской Армии и Флота».
Скончался в 1963 году.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #141 : 04 Октября 2018, 18:56:08 »

1937 год, кинокадр, представитель высшего начсостава авиации Осоавиахима СССР (он слева), облачённый в форму учебно-строевого Осоавиахима СССР образца 1936 года, среди коллег из Гражданского воздушного флота СССР, которые в свою очередь облачены в форму, учреждённую для личного состава ГВФ 20 сентября 1936 года.
« Последнее редактирование: 06 Октября 2018, 19:08:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #142 : 06 Октября 2018, 19:06:44 »

Не ранее весны 1946 года, светила отечественной аэродинамики и генерал-лейтенант инженерно-технической службы Владимир Сергеевич Пышнов (1901-1984). На учёном закрытый защитный мундир образца 1943 года.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #143 : 07 Октября 2018, 16:28:33 »
Авиаторы Осоавиахима:

1934 года, комсомолка Лида Коленская – обмотчица Московского электрозавода, окончившая без отрыва от производства аэроклуб Осоавиахима и удостоившаяся в связи с этим звания «пилот запаса». Оригинал данного фото хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5444530; номер по ГИК (КП) – 19116/139ж.












1939 год, столица Белоруссии город Минск, группа участников первого слёта лучших экипажей аэроклубов Белорусского республиканского совета Осоавиахима на фоне Дома Красной Армии имени К.Е. Ворошилова. Оригинал данного фото хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5446349; номер по ГИК (КП) – 22718/1763.



Не ранее весны 1939 года, лётчик-инструктор Железнодорожного аэроклуба Московского городского совета Осоавихима Серафима Андреевна Плеханова (в замужестве – Кузнецова) в кителе Осоавихима образца 1936 года, при этом в петлицах почему-то не авиационные эмблемки Осоавиахима, а «обще»-осоавиахимовские.


1939 год, построение учлётов Чудовского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима на аэродроме. Оригинал данного фото хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения Новгородской области «Чудовский краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 8418543; номер по ГИК (КП) – ЧудКМ-478; инвентарный номер – Ф-101.

Евгений Владимирович Симанчук (1916-1942), уроженец города Малая Вишера Новгородской области, в довоенный период – начальник Чудовского аэроклуба Ленинградского областного совета Осоавиахима. Начлёт Е.В. Симанчук запечатлён в парадном френче советских ВВС образца 1935 года при знаках различия пилота запаса. Оригинал данного фото хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения Новгородской области «Чудовский краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 8404934; номер по ГИК (КП) – ЧудКМ-477; инвентарный номер – Ф-100.
Он же, но в синей гимнастке ВВС при знаках различия пилота запаса (скан со страниц № 9 за май 1939 года журнала Центрального совета Осоавиахима СССР «Самолёт»):



1938 год, комсомольцы из числа учлётов-отличников Центрального Тбилисского аэроклуба им. Л.П. Берия. Фото М. КВИРИКАШВИЛИ. Оригинал данного снимка хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5437772; номер по ГИК (КП) – 15692/50.


Зима 1931/1932 гг., город Калуга, первый по счёту начальник Калужской планерной школы Осоавиахима Аркадий Григорьевич Сёмин. Оригинал данного фото хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры Рязанской области «Музей К.Э. Циолковского»: номер в Госкаталоге – 8110329; номер по ГИК (КП) – ИМЦ ОФ-454; инвентарный номер - КФ/ФТ-225.


1938 год, учлёт-отличница Брянского аэроклуба Хрулькова. Оригинал данного фото хранится в фондах Бюджетного учреждения культуры Орловской области «Орловский краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 10402564; номер по ГИК (КП) – ОКМ-4506/26; инвентарный номер – ФС-454.


1941 год, инструктор-лётчик Майкопского аэроклуба Краснодарского краевого совета Осоавиахима Лазарь Иванович Денисов (1915-1944).


Денискова Александра Ивановна 1917 г.р., уроженка села Гавриловское Газопроводского сельского поселения Луховицкого района Московской области, как в период с января по май 1940 года курсант штурманского отделения Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Весна 1939 года, инструктор-лётчик Ленинского аэроклуба города Москвы Михаил Петрович Демчев 1915 г.р., уроженец Венёвского района Тульской области, со знаками различия пилота запаса.


1947 год, инструктор-лётчик и учлёт-планерист Ошского аэроклуба (Киргизия). Инструктор в форме образца 1936 года со знаками различия среднего начсостава Осоавиахима, но при этом почему-то не при эмблемках авиации Осоавиахима, а при эмблемках советских ВВС.


1940 год, Лисина Лидия Алексеевна 1918 г.р., уроженка деревни Спасское Новоусадебского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области как курсант Кременецкой центральной лётно-планерной школы Осоавиахима СССР. Ранее – выпускница Владимирского аэроклуба. Дальнейшая судьба неизвестна.


Баженов Алексей Ефимович (1915-1944), с конца 1938 года – инструктор-лётчик Томского аэроклуба Новосибирского областного совета Осоавиахима. На данном фото А.Е. Баженов в военной форме при знаках различия пилота запаса.


Базаров Пётр Александрович 1915 г.р., уроженец города Туркменбашы (до 1993 года – Красноводск) Балканского велаята Туркменистана, как выпускник начала 1938 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Выпускница марта 1940 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР Рашида Халиловна Баирова 1921 г.р., уроженки столицы Татарстана города Казани.


Васильев Василий Савельевич 1916 г.р., уроженец областного центра Украины города Николаева, – выпускник мая 1940 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Василенко Иван Иванович 1915 г.р., уроженец Белоруссии как выпускник весны 1938 года Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск) и одновременно – кандидат на военное (в современной терминологии – воинское) звание «младший лейтенант запаса». Дальнейшая судьба неизвестна.


Васильев Алексей Иванович 1919 г.р., уроженец посёлка Епифань Кимовского района Тульской области, – выпускник 1938 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.

Лето 1934 года, крымский Коктебель, X Всесоюзный слёт планеристов, планерист-рекордсмен из числа учебно-строевого состава Осавахима С.Ф. Гавриш и планер новой конструкции «Рот фронт-5». Фото Маркова. Оригинал данного фотоплаката хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5443609; номер по ГИК (КП) – 19098/38.
С.Ф. Гавриш со знаками различия старшего инструктора Осоавиахима, при этом сами знаки различия – образца 1932 года.



Будущий Герой Советского Союза Пётр Петрович Дзюба (1915-1965) как выпускник апреля 1937 года Инструкторского отделения Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск).


1937 год, Дибров Юрий Анисимович 1915 г.р. как лётчик-инструктор Одесского аэроклуба. В петлицах должностные знаки различия старшего инструктора Осоавиахима – по три звёздочки в каждой.


Дихтенко Иван Калинович (1915-1941) как выпускник 1935 года по курсы пилотов Полтавской авиационной школы Осоавиахима (впоследствии – Херсонская инструкторская авиационная школа Осоавиахима). На гимнастке – должностные знаки различия образца 1932 года младшего инструктора Осоавиахима.


Камбулов Николай Иванович 1916 г.р. как выпускник декабря 1937 года по курсу инструкторов Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. Однако в материалах курсантского личного дела (в том числе и в собственноручно заполненных Н.И. Камбуловым анкетах!) Николай Иванович значится как Камбалов (в ряде случаев – Комбалов), а не Камбулов по фамилии и как рождённый в 1917-м, а не 1916 году.


Выпускник декабря 1939 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР Александр Степанович Минаков 1918 г.р., выходец из села Каменское Яблоневского сельского поселения Каменского района Тульской области, со знаками различия младшего инструктора Осоавиахима (по одной звёздочке в петлицах).


Погорелова Мария Константиновна (20.01.1921-21.12.1948) как выпускница 1940 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима в форме образца 1937 года. Впоследствии – командир экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза Марии Расковой, гвардии младший лейтенант; в послевоенный период – первая женщина-лётчик советской полярной авиации с местом службы в авиации уголовно исполнительной системы.


Покаташкин Николай Иванович (1916-1942) как выпускник 1940 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР в форме советских ВВС. Впоследствии – командир звена 3-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрильи 3-й воздушной армии Калининского фронта, младший лейтенант. Погиб в воздушном бою 30 мая 1942 года.


Подсадний Константин Терентьевич 1916 г.р., уроженец Краснодара, в форме советских ВВС. В предвоенный период занимал пост начальника одной из планерных станций Осоавиахима СССР. Дальнейшая судьба неизвестна.


Ситяев Пётр Иванович 1918 г.р., уроженец села Сиява Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, как выпускник 1939 года Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск) в форме образца 1937 года.[/b][/color]


Скалкин Виктор Васильевич 1917 г.р. как как выпускник  Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск) в форме советских ВВС. Дальнейшая судьба неизвестна.


Сичкарёва Мария Игнатьевна 1920 г.р., выпускница последовательно Полтавского аэроклуба Осоавиахима Украинской ССР и штурманского факультета Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР в форме образца 1937 года. С августа 1943 года – как пилот 393-го полка связи 4-й авиационной дивизии особого назначения, младший лейтенант по воинскому званию.


Смирнов Сергей Григорьевич 1917 г.р., уроженец областного города Киров, – выпускник ноября 1935 года Казанской планерной школы Осоавиахима СССР и сборов 1937 года инструкторов планеристов-парителей класса «Б» при Высшей лётно-планерной школе Осоавиахима СССР (крымский посёлок Коктебель).

Смирнова Надежда Васильевна 1918 г.р., уроженка районного города Ветлуга Нижегородской области – выпускница последовательно Ростовского аэроклуба и Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Смирнова Лина Ивановна (1919-1942) как выпускница Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Ступак (в замужестве – Орлова) Евгения Денисовна 1918 г.р. как выпускница мая 1940 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Герой Советского Союза (с 27 июня 1945 года) Александр Яковлевич Суворов как выпускник декабря 1938 года Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск).


Иван Иванович Судаков 1917 г.р., уроженец посёлка Рыбное города Вольска Саратовской области, – последовательно выпускник Вольского аэроклуба (в 1937 году по курсу авиатехников) и Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск). Последнюю закончил в декабре 1939 года по курсу авиатехников и по выпуску был направлен в Хакасию – на должность младшего авиатехника Черногорского аэроклуба. В первой половине января 1941 года руководством озвученного выше аэроклуба аттестован на должность техника звена.



Руководящий работник авиации Московского городского Осоавиахима И.И. Щербаков. На последнем форменный китель Осоавиахима образца 1936 года.


1939 год, Николай Алексеевич Матюшенко 1922 г.р. как курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Январь 1940 года, инструктор-лётчик Владимирского аэроклуба Антон Матвеевич Матвейкин 1916 г.р. Выпускник 1938 года Ульяновской объединённой школы пилотом и авиамехаников Осоавиахима СССР. В петлицах – знаки различия инструктора Осоавиахима – по две звёздочки.


Карпов Павел Семёнович 1917 г.р. как выпускник декабря 1938 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Карпунин Сергей Андреевич 1918 г.р. как выпускник декабря 1939 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Вехруша Леонид Калинович 1915 г.р., уроженец областного центра Белоруссии города Гомеля, как выпускник декабря 1937 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. Авиатор при знаках различия пилота запаса.


Демченко Анна Николаевна (1920-1969) как выпускница 1940 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Вдовин Павел Андреевич 1917 г.р., уроженец села Малая Быковка Быково-Отрогского сельского поселения Балаковского района Саратовской области, как курсант Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск). Дальнейшая судьба неизвестна.


Литвин Илларион Николаевич 1916 г.р., уроженец районного города Городище Черкасской области Украины, как выпускник декабря 1937 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. На фото И.Н. Литвин изображён в форме пилота запаса. Дальнейшая судьба неизвестна.


1937 год, Литвиненко Михаил Александрович 1916 г.р., уроженец областного центра Украины города Полтавы, как курсант Полтавской (впоследствии – это Херсонская) инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. На представленном фото М.А. Литвиненко запечатлён в форме пилота запаса. По состоянию на 1940 год М.А. Литвиненко – штурман звена Центральной парашютной школы Осоавиахима СССР. Дальнейшая судьба неизвестна.


Шалдырван Василий Афанасьевич 1915 г.р., уроженец районного посёлка Мангуш Донецкой области Украины, как выпускник 1937 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. На фото В.А. Шалдырван в военной форме при знаках различия пилота запаса.


Шалыга Николай Николаевич 1920 г.р., уроженец столицы Украины города Киева, как выпускник Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. В петлицах – знаки различия младшего инструктора Осоавиахима – по одной звёздочке. Дальнейшая судьба неизвестна.


Мошенский Павел Демидович (1918-1944), уроженец села Водяное Петровского района Кировоградской области Украины, как выпускник декабря 1938 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Музыка Иван Павлович (1918 [по другим данным, – 1919]-1943), уроженец села Лоцманская Каменка города Днепр (бывший Днепропетровск) Украины, как выпускник Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР.


Донской Дмитрий Георгиевич 1915 г.р., уроженец районного посёлка Волово Тульской области, как выпускник декабря 1935 года Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск) по курсу подготовки пилотов.


Домбровский Иван Александрович (1917-1974) как выпускник декабря 1938 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. С 18 августа 1945 года – Герой Советского Союза.


Лето 1940 года, счетовод и одновременно – лётчик-общественник Тульского аэроклуба Елизавета Игнатьевна Люлюкина 1919 г.р., уроженка села Хрущёво Ленинского района Тульской области. На девушке форменный синий комбинезон с военными авиационными петлицами командирского образца и тёмно-синяя пилотка комначсостава ВВС. Оригинал фото хранится в фондах Центрального архива ДОСААФ России.


Доломанов Фёдор Петрович 1921 г.р. – выпускник 1939 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. В петлицах – знаки различия младшего инструктора авиации Осоавихима.


Иванов Михаил Владимирович 1915 г.р., уроженец села Чермошное сельского поселения «Ивановский сельсовет» Солнцевского района Курской области, – выпускник 1938 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР по курсы подготовки лётчиков. Дальнейшая судьба неизвестна.


Иванов Леонид Захарович 1916 г.р., уроженец Астрахани, – выпускник 1938 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР по курсы подготовки лётчиков. К 1941 году – инструктор-лётчик Астраханского аэроклуба. Дальнейшая судьба неизвестна.


Забровский Василий Андреевич (1915-1942), уроженец села Зимино Топчихинского района Алтайского края, – выпускник Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск) по курсу подготовки пилотов. Знаки различия на гимнастёрке – рядового бойца ВВС, поскольку по выпуску из аэроклуба курсант В.А. Забровский был удостоен звания «пилот запаса».


Заботин Владимир Иванович 1918 г.р. – выпускник ноября 1938 года Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск) по курсу подготовки авиамехаников. Знаки различия на гимнастёрке – рядового бойца ВВС, поскольку по выпуску из аэроклуба курсант В.И. Заботин был удостоен звания «авиатехника запаса».


Шамрай Фёдор Алексеевич 1918 г.р., уроженец села Картушино Антрацитовского района Луганской области Украины, как выпускник курса подготовки авиамехаников Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск). В петлицах – знаки различия инструктора Осоавиахима – по две звёздочки, но почему-то при эмблемках ВВС Красной Армии, а не при эмблемках авиации Осоавиахима.


1936 год, курсант Ульяновской объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР Прокудин. Копия хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения «Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки» Алтайского края: номер в Госкаталоге – 11553332; номер по ГИК (КП) – БКМ КП 13922/15; инвентарный номер – Ф 838.


Март 1939 года, Михаил Четвергов (второй справа) в группе курсантов-однокашников Ульяновской объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР. Пояснительная надпись гласит: «Ребята сфотографированные со мной. С моей левой руки бийский – Петряев. Справа белорусский – Алёшка, крайний – Юхвит Кирок Все учатся хорошо, отношение ко мне хорошее».


Декабрь 1938 года, Абрам Мойсеевич Межибовский (1917-1943) как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества, но почему-то при эмблемке советских ВВС, а не авиации Осоавиахима СССР.


Декабрь 1938 года, Вера Михайловна Баженова 1916 г.р., уроженка города Верхнеральска Челябинской области, как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества, но в голубых авиационных петлицах поему-то отсутствуют уставные эмблемки авиации Осоавиахима СССР.


Декабрь 1938 года, Алексей Михайлович Васюков 1918 г.р., уроженец деревни Вашана Архангельского сельского поселения Ясногорского района Тульской области, как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества.


Декабрь 1938 года, Николай Эммануилович Демичев 1920 г.р., уроженец города Дружковка Донецкой области Украины, как курсант-выпускник 1-го набора Коктебельской лётной школы Осоавиахима СССР. На авиаторе форма командира авиации оборонного общества.


1939 год, столица Дагестана город Махачкала, девушки-курсанты первого набора по курсу обучения на авиамехаников Махачкалинского технического аэроклуба, в центре – Александра Григорьевна Османцева 1921 г.р., уроженка Ставрополя. Девушки облачены в синие комбинезоны с форменными петлицами рядового и начальствующего состава ВВС РККА и нарукавными шевронами технического состава ВВС РККА (но у А.Г. Османцевой шеврон отсутствует), на правах головных уборов – пилотка образца 1935 года комначсостава ВВС РККА. Оригинал фото хранится в фондах Государственного учреждения культуры Ставропольского края «Ставропольский государственный историко-культурный природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве»: номер в Госкаталоге – 4015215; номер по ГИК (КП) – 29022.


Зима 1940/1941 года, столица Дагестана город Махачкала, Александра Григорьевна Османцева (сидит в центре) среди коллег-представителей командно-строевого состава Махачкалинского технического аэроклуба. Как и её двое коллег-мужчин, девушка облачена в зимнее форменное обмундирование личного состава авиации Осоавиахима СССР, но только почему-то на шинелях отсутствуют форменные петлицы. Фотокопия хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Память» города Ставрополя: номер в Госкаталоге – 10022469; номер по ГИК (КП) – МП ОФ 1336; инвентарный номер – ФД 301.

Инструктор-лётчик Краснолучского аэроклуба Ворошиловградского областного совета Осоавиахима Украинской ССР Любовь Слободчукова:

Любовь Слободчукова в форме авиации Осоавиахима СССР образца 1936 года при знаках различия инструктора оборонного общества.


Любовь Слободчукова в форме авиации Осоавиахима СССР образца 1937 года при знаках различия инструктора оборонного общества.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #144 : 10 Октября 2018, 08:33:28 »
Вот здесь на нашем уважаемом Форуме http://voenspez.ru/index.php?topic=101937.0 тема про известного советского авиаконструктора полковника в отставке Владислава Константиновича Грибовского (1899-1977) с большим количеством архивных фото:


ГРИБОВСКИЙ Владислав Константинович (1899-1977), советский военный лётчик, планерист, конструктор по линии Осоавиахима СССР и авиапрома планёров и самолётов, полковник в отставке.


Самое начало 1970-х гг., полковник в отставке Владислав Константинович Грибовский (1899-1977) в повседневной военной форме образца 1969 года.


1913 год.


1923 год, краском В.К. Грибовский как слушатель Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания.


Не ранее осени 1933 года, начинающие советские авиаконструкторы Владислав Константинович Грибовский (1899-1977) и Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989) в группе военных лётчиков и командиров авиации Осоавиахима СССР. В.К. Грибовский – второй слева, а А.С. Яковлев – третий справа.


Весна 1936 года, краском Владислав Константинович Грибовский у своего очередного детища – одноместного спортивного самолёта марки «Г-22».


1950 год, Владислав Константинович Грибовский в погонах полковника на повседневном кителе лётно-подъёмного состава советских ВВС образца 1949 года.
« Последнее редактирование: 11 Октября 2018, 10:47:27 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #145 : 15 Октября 2018, 19:53:00 »
СТРОЕВ (урождённый Рихтер) Михаил Павлович (1887-1961), кадровый офицер Русской императорской армии, советский авиационный военачальник и в данном качестве – один из создателей Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота, генерал-майор авиации (с 4 июня 1940 года) в отставке.

Сканировано мною с архивных подлинников:

«Австрийский фронт, 1915 год».


Не ранее августа 1916 года, старший адъютант штаба 4-й пехотной дивизии 6-го армейского корпуса Юго-Западного фронта штабс-капитан Михаил Павлович Строев.


Декабрь 1917 года, Михаил Павлович Строев как член Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом РСФСР.


1920-е гг., Михаил Павлович Строев как высокопоставленный краском Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота и кавалер ордена Красного Знамени РСФСР.


1938 год, Михаил Павлович Строев (1887-1961) со знаками различия комбрига (в данном звании с 22 декабря 1935 года) и при государственных наградах на парадном френче ВВС РККА. В данный период – представитель профессорско-преподавательского состава Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского.


25 января 1958 года, генерал-майор авиации в отставке Михаил Павлович Строев в стенах одного из музейных учреждений Москвы. 25 января 1958 года, генерал-майор авиации в отставке Михаил Павлович Строев в стенах одного из музейных учреждений Москвы. Автор фото – В. Львов, снимок был сделан для страниц журнала «Советская авиация».
.
« Последнее редактирование: 15 Октября 2018, 22:07:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #146 : 15 Октября 2018, 21:45:37 »
Сканировано мною с архивного подлинника:

«Гвардии полковник Василий Иосифович Сталин как комдив-286 на командном пункте. Фото Т. Мельника».
« Последнее редактирование: 06 Января 2020, 13:16:55 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #147 : 17 Октября 2018, 12:51:14 »
Авиационный краском А. Петренко:

В архивном источнике только вот такая пояснительная надпись: «Красный военлёт лётчик А. Петренко (солдат-лётчик) угнал самолёт у белых к красным».
« Последнее редактирование: 17 Октября 2018, 12:57:43 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
« Последнее редактирование: 17 Октября 2018, 18:05:06 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #149 : 18 Октября 2018, 07:36:39 »

В одном из столичных архивов отыскал-таки портрет советского лётчика Николая Петровича Шебанова (1899-1953) за период его работы рейсовым лётчиком в Русско-Германском обществе воздушных сообщений «Дерулюфт». Данный снимок датирован 1923 годом.
В Рунете же только вот такой портрет этого прославленного лётчика:

« Последнее редактирование: 19 Января 2019, 16:51:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #150 : 18 Октября 2018, 07:40:50 »

Не ранее лета 1940 года, Иван Константинович Спатарель как новоиспечённый генерал-майор интендантской службы.

СПАТАРЕЛЬ Иван Константинович (1889-1968), ветеран советских ВВС, генерал-майор интендантской службы (с 4 июня 1940 года) в отставке.


Сентябрь 1959 года, генерал-майор интендантской службы в отставке Иван Константинович Спатарель. Фото из архива журнала «Советская авиация».

« Последнее редактирование: 06 Ноября 2018, 07:54:23 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #151 : 18 Октября 2018, 10:26:58 »

СМИРНОВ Михаил Дмитриевич (17.09.1903-19.06.1988), военачальник из советских ВВС, генерал-майор авиации (с 11 мая 1944 года) в отставке.



Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #152 : 18 Октября 2018, 12:11:45 »

Первая половина 1930-х, авиционный краском Никита Аркадьевич Сопоцко.
СОПОЦКО (но родовая фамилия – Сопоцько) Никита Аркадьевич (1907-24.03.1940), с 1938 года – военный лётчик-испытатель Государственного авиационного завода № 1 имени И.В. Сталина, воинское звание неизвестно, кавалер ордена «Знак Почёта».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #153 : 19 Октября 2018, 17:07:12 »
ПЕТРОВ Борис Николаевич, ветеран советских ВВС и оборонного общества и в данном качестве – один из пионеров советского парашютизма, подполковник в отставке, заслуженный мастер парашютного спорта СССР.
Родился в августе 1907 года в городе Москве. Русский. Рабочий из рабочих. Беспартийный. Семья: супруга – Т.А. Петрова 1910 года рождения, двое детей – дочь Вера 1933 года рождения и сын Виталий 1938 года рождения.
Образование:
- общее – неполное среднее техническое: в 1925 году закончил неполные четыре курса технического строительного училища;
- военное: 1) в 1929 году по годичной программе обучения закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА; 2) в 1930 году – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР; 3) в сентябре 1932 года – в крымском городе Евпатория пятимесячные Курсы инструкторов парашютного дела ВВС РККА.
В 1920-1925 гг. – учащийся технического строительного училища.
В августе 1925-мае 1928 гг. – работник Московского электромоторного завода имени Лепсе: сначала токарь, а затем – председатель заводского комитета профсоюзов.
В мае 1928-июле 1950 гг. – на военной службе в советских ВВС и, в частности:
- с мая 1928 года и по 1929 год – курсант Ленинградской военно-теоретической школы ВВС РККА;
- в 1920-1930 гг. – курсант 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима СССР;
- в 1930-1936 гг. – представитель лётно-подъёмного состава одной из в/ч Смоленского авиагарнизона, при этом преимущественно пребывал здесь в должностях специалистов парашютно-десантной службы. И в данный период выступил в роли одного из родоначальников советского парашютизма. В частности, 18 августа 1932 года установил первый всесоюзный рекорд в высотном прыжке без кислородного прибора с немедленным раскрытием парашюта. Этот прыжок был совершён с высоты 5200 м с борта самолёта-разведчика Р-5.
10 августа 1934 года в ходе авиационного праздника в Тушино, на котором присутствовал и И.В. Сталин, было публично оглашено постановление Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР о присвоении звания «Мастер парашютного спорта СССР» первым четырнадцати лучшим парашютистам страны. Пятым в том списке значилась фамилия краскома ВВС Б.Н. Петрова как «насчитывающему 106 прыжков, первому выполнившему прыжок с парашютом во время штопора». Своим постановлением за № 316 от 10 ноября 1934 года президиум Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР подтвердил правомерность присвоения авиационному краскому Б.Н. Петрову данного звания. Однако к декабрю 1951 года – уже заслуженный мастер парашютного спорта СССР.
На основании Указа ЦИК СССР от 5 мая 1935 года удостоен ордена Красной Звезды. Формулировка: «За развитие парашютизма в стране».
Состоял в следующих воинских званиях: предположительно, с 1936 года – старший лейтенант; с 25 июня 1937 года – капитан (присвоено приказом НКО СССР за № 0755/п); с 16 сентября 1942 года – майор (присвоено приказом НКО СССР за № 06037), а впоследствии – подполковник (присвоено не ранее второй половины июля 1946 года).
С 1936 года и по 31 декабря 1938 года – представитель лётно-подъёмного состава одной из в/ч Московского авиагарнизона.
Приказами НКО СССР за № 02930 от 31 декабря 1938 года и № 0576 от 5 февраля 1939 года «в счёт 1000» передан в систему Осоавиахима СССР, где, в частности, занимал следующие должности:
- с 8 февраля 1939 года – начальник парашютной секции Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с июня 1939 года – инспектор по парашютному спорту Отдела авиации Московского областного совета Осоавиахима;
- с 10 октября 1939 года – старший инспектор по парашютизму Отдела массовой авиационной работы Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с 14 августа 1942 года - старший инспектор по парашютизму Отдела массовой авиационной работы Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с 18 июля 1945 года – начальник Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова.
По состоянию на 1930-е/1940-е годы имел «печатные труды по парашютному спорту».
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 457 от 14 июля 1946 года откомандирован в распоряжение Управления кадров воздушно-десантных войск Советской Армии, при этом военную службу продолжал проходить в Москве.
С 1949 года и по июль 1950 года – вновь в рядах оборонного общества, но только на сей раз уже в лице Досав – Добровольного общества содействия авиации: сначала – член Московского областного совета Досав (и одновременно – председатель парашютной секции), а затем (перемещён в течение всё того же 1949 года) – 1-й заместитель председателя Всесоюзной парашютной секции.
В июне 1950 года уволен в отставку по состоянию здоровья – «гипертоническая болезнь». И с этого момента – военный пенсионер с местом постоянного проживания по адресу: город Москва, Тушинская площадь, 8, квартира 5.
С 1952 года – на ответственных постах в структурах парашютного спорта ДОСААФ СССР, где также выступил и в роли автора ряда «печатных трудов по парашютному спорту» и, в частности, в 1956 году оборонное общество в серии книг библиотечки «В помощь пропагандистам комитетов ДОСААФ» издало авторскую брошюру заслуженного мастера парашютного спорта СССР Б.Н. Петрова под названием «За массовость парашютного спорта!» (Изд-во ДОСААФ, 1956. – 40, [11] с.; 16 см).
По состоянию на декабрь 1951 года являлся кавалером следующих государственных наград:
- ордена Красного Знамени: предположительно, награждён в 1948 года за 20 лет выслуги;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён на основании Указа ЦИК СССР от 5 мая 1935 года «3а развитие парашютизма в стране»; 2) предположительно, награждён в самом начале 1945 года за выслугу в 15 и более лет;
- медали «За боевые заслуги»: предположительно, награждён в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Б-00020946): удостоен 25 июля 1945 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: удостоен в 1948 году;
- медали «В память 850-летия Москвы»: удостоен в 1948 году.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.





Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #154 : 20 Октября 2018, 07:18:31 »

1929 год, военный лётчик-испытатель Леонид Александрович Юнгмейстер (1897-1972).
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #155 : 23 Октября 2018, 10:27:14 »
ШУБИКОВ Арсений Васильевич (1913-1941), командир 2-й эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, капитан.


https://obd-memorial.ru/html/images3?id=75706235&id1=81d74e7db45811b904ec554ac668cdb4&path=Z/012/092/00001823.JPG
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #156 : 23 Октября 2018, 11:08:33 »
ЛИТВИНЧУК Борис Михайлович (1917-1998), ветеран ВВС Черноморского флота, Герой Советского Союза (1944), полковник в отставке.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #157 : 23 Октября 2018, 11:27:15 »
ДАНИЛИН Павел Георгиевич 1919 г.р., ветеран ВВС Черноморского флота, полковник.


Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 478, лл. 480 и 480об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/002/3-1-478/00000706.jpg&id=50053522&id1=f39bd297a2d31cd400d089dcdf265c8f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/002/3-1-478/00000707.jpg&id=50053524&id1=f5051f5bf36a632060a6bbbeee5b1fbe

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #158 : 25 Октября 2018, 07:33:00 »


ПАВЛОВ Иван Лукьянович (1893-11.04.1936), прославленный русский и советский лётчик, комдив по военному (в современной терминологии – воинское) званию, кавалер трёх орденов Красного Знамени РСФСР.



10 апреля 1919 года, аэродром, находившийся у станции Яр Пермь-Котласской железной дороги (ныне – в черте районного пгт Яр Удмуртской Республики), крайний слева – красный военлёт Иван Лукьянович Павлов.



Иван Лукьянович Павлов в период службы в 3-й (Оренбургской) военной школе лётчиков и лётчиков-наблюдателей.


Крайний слева – авиационный краском Иван Лукьянович Павлов. У него в петлицах – по три «генеральских» ромба.








« Последнее редактирование: 25 Октября 2018, 07:43:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 22 736
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #159 : 28 Октября 2018, 15:46:31 »
Годы Гражданской войны, 1-й отдельный авиационный отряд РККА Западного фронта:

Ветеран 1-го отдельного авиационного отряда Западного фронта красный военлёт Леонид Николаевич Бочков.


1920 год.


1920 год, крайний справа – Леонид Николаевич Бочков. В той же группе – Короленко и Павленко.


1921 год, слева сидят Павленко, Корольков и Крайнов. Стоят: Белозёров, Семёнов, Леонид Николаевич Бочков, Скукин, Зернов и Марковский.


1921 год, слева направо: Леонид Николаевич Бочков, Корольков, Павленко и Крайнев.

1920 год, станица Гниловская (ныне – в черте Ростова-на-Дону), представители комначсостава и матчасть 52-го отдельного авиационного отряда РККА:

Под номером «1» – Слащёв, командир данной в/ч, под номером «2» – начальник штаба Шолов, под номером «3» – некто Абрамов и, наконец, под номером «4» – военком части (но фамилия не указана).


Слева направо: командир данной в/ч Слащёв, Абрамов и Александр Петров.


Годы Гражданской войны, представители лётно-подъёмного состава 17-го отдельного авиационного отряда РККА:


1920 год, город Москва, представители лётно-подъёмного состава 53-го отдельного авиационного отряда РККА.


Годы Гражданской войны, красные военлёты 25-го отдельного авиационного отряда РККА.

1921 год, N-я отдельная авиационная эскадрилья РККА Западного фронта:



Марта 1921 года, представители лётно-подъёмного состава, откомандированные для участия в боевой операции по подавлению Кронштадтского мятежа.

1923-1924 гг., белорусский город Орша, личный состав 2-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи РККА Западного фронта/Западного военного округа:

1923 год.


1924 год.
Записан
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 [8] 9 10 11 12 13 ... 17   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »