Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: «Сталинские соколы»  (Прочитано 20629 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #200 : 01 Января 2019, 18:52:37 »
ГИНЦЕ Владимир Александрович (1902-?), последовательно советский военный лётчик, полярный лётчик системы ОГПУ-НКВД, лётчик-испытатель отечественного авиапрома, капитан в отставке.
Родился в 1902 году. Из немцев Поволжья.
В 1922-19930 гг. – на военной службе в Красной Армии: курсант школы авиации, пилот N-й отдельной разведывательной эскадрильи, инструктор Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания (город Серпухов Московской области), пилот 7-й отдельной истребительной эскадрильи.
4 декабря 1930 года коллегией ОГПУ осуждён на три года концлагерей по пункту «7» «контрреволюционной» 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР 1926 года: «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – лётчик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве сначала летал с конвоиром на борту, но затем – в паре с заключённым-бортмехаником Сергеем Павловичем Курлышевым 1904 года рождения. В том же 1931 году первым в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта имел на борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20», помимо себя, ещё двух человек. Это С.П. Курлышев как штатный член экипажа и один пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Примечательно, что советский прозаик и поэт Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) в своём антиромане «Вишера» упоминает В.А. Гинце: «К устью Улса быстро приближался челнок. Горная река была так крута, что челнок был виден на реке весь, как нарисованный. Челнок уже входил в тихие воды озера, образованного слиянием Улса и Кутима, того самого озера, на которое совсем недавно садился гидроплан Берзина, главного начальника. Пилотом Берзина был Володя Гинце, лётчик, осуждённый за вредительство, но с «детским» сроком в три года. Берзин был слишком опытен и умён, чтобы заглядывать в «дело» Гинце, когда брал лётчика-вредителя своим личным пилотом».
После освобождения в 1933-1938 гг. – вольнонаемный работник авиалинии Ухтпечлага. Так, по состоянию на 1936 года состоял здесь в должности старшего лётчика. И в данном качестве:
- чаще всего выполнял роль личного пилота высших должностных лиц Ухтпечлага;
- 8 июня 1936 года был удостоен нагрудного знака «Ударник-ухтинец»;
- в 1937 году участвовал в поисках пилота авиации Ненецкого окрисполкома Виталия Владимировича Сущинского (1890-1938), совершившего вынужденную посадку в заснеженной тундре.
В 1938 году в связи с расформированием Ухтпечлага уволился из авиации ГУЛАГа.
В 1940-1953 гг. – лётчик-испытатель последовательно Московского авиационного института, Саратовского и Долгопрудного авиазаводах. И, в частности:
- испытывал серийные самолёты Як-6, По-2, Ту-2 и Пе-8;
- в годы Великой Отечественной войны был восстановлен в статусе военнослужащего. При этом его последнее воинское звание – капитан;
- был удостоен двух орденов – Красной Звезды и «Знак Почёта» и нескольких медалей.
С 1953 года – инспектор Министерства авиапромышленности СССР.
Официально считается единственным «из всех осуждённых пилотов европейского Русского Севера 1930-х годов, который дожил до старости».
Сведения о дате кончины и месте захоронения в Рунете отсутствуют.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

1934 год, заполярная деревня Карпушёвка (ныне – в составе сельское поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми) как место дислокации Центральной авиабазы Ухтпечлага. Представленные фото – из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:



Посадку на гладь воды реки Печора совершил ведомственный гидросамолёт НКВД СССР марки «Юнкерс-20».
« Последнее редактирование: 01 Января 2019, 20:14:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #201 : 02 Января 2019, 19:39:37 »

Не ранее осени 1968 года, город Ленинград, майор польских ВВС в отставке Сергей Павлович Курлышев. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

КУРЛЫШЕВ Сергей Павлович (1904-не ранее 1985), ветеран авиапрома, полярной авиации ОГПУ-НКВД, советских и польских ВВС, майор польских ВВС в отставке.
Родился в 1904 году в районном городе Солигач Костромской области. Русский. Из крестьян.
В 1928 году окончил авиашколу, после чего работал механиком авиаотряда на одном из Ленинградских заводов.
В 1931 году арестован органами и госбезопасности и 7 октября 1931 года коллегией ОГПУ осуждён на три года лишения свободы по следующим двум статьям Уголовного кодекса РСФСР 1926 года:
- «19» – «Покушение на какое-либо преступление, а равно и приготовительные к преступлению действия, выражающиеся в приискании или приспособлении орудий, средств и создании условий преступления, преследуются так же, как совершенное преступление»;
- «58-6» – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – бортмеханик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве летал в экипаже заключённого-бортмеханика Владимира Александровича Гинге 1902 года рождения. В том же 1931 году данный экпиж в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта ина борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20» находился пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Освобождён был 20 августа 1933 года с высылкой в Северный край на три года, в связи с чем остался работать по вольному найму на авиалинии Ухтпечлага. Как надо полагать, в данный период переквалифицировался в пилота.
В годы Великой Отечественной – сначала лётчик в составе войск 6-й воздушной армии (последнее воинское звание – старший лейтенант), а предположительно, с конца 1944 года, – Корпуса внутренней безопасности Войска Польского, где и остался служить после Победы и где к 1952 году вырос от поручника до майора по высокому званию, а по занимаемой должности – до команда отдельной авиационной эскадрильи озвученного выше Корпуса внутренней безопасности.
После увольнения в запас – в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).
По состоянию на 1966 год имел восемь советских государственных и не менее девяти польских государственных и ведомственных наград.
Советские награды: орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина» и «XXX лет Советской Армии и Флота». Плюс – наградный знак ветерана 6-й воздушной армии.
Польские (но только те, которые удалось дешифровать по фото): Крест Храбрости, серебряный и бронзовые Крест Заслуги, медаль «За Варшаву 1939-1945», медаль «За Одер, Нейсе, Балтику», бронзовая медаль «Вооружённые силы на службе Родине», Грюнвальдский знак.
6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Дата кончины и место захоронения неизвестны.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортреты Сергея Павловича Курлышева как лоты одного из российских Интернет-аукционов:

1935 год, Сергей Павлович Курлышев как вольнонаёмный лётчик авиалинии Ухтпечлага. Пояснительная надпись на обороте «Усть-Ухта, перед отлётом в Воркуту».


1936 год, Усть-Цильма, Сергей Павлович Курлышев (он справа) в паре с другим старейшим авиатором Ухтпечлага – авиамехаником Иваном Васильевичм Байшевым 1887 года рождения.


Не ранее весны 1948 года, авиатор Корпуса внутренней безопасности Войска Польского Сергей Павлович Курлышев в погонах поручника.


Рубеж 1940-х/1950- гг., авиатор Корпуса внутренней безопасности Войска Польского Сергей Павлович Курлышев в погонах капитана.


1952 год, командир отдельной авиационной эскадрильи Корпуса внутренней безопасности Войска Польского майор Сергей Павлович Курлышев.
« Последнее редактирование: 02 Января 2019, 20:43:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #202 : 02 Января 2019, 21:56:52 »
1936 год, «Байшев Иван Васильевич 1887 г.р., русский, из Нижегородской губернии, механик авиации, член ВКП(б) с 1930 г., участник Гражданской войны (воевал в составе Волжской воздушной дивизии)».
К 1938 году – «старейший работник воздухолинии Ухтпечлага».

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #203 : 03 Января 2019, 13:08:17 »
МАРКУС Павел Васильевич (1897-1936), начальник авиалинии Ухтинско-Печорского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа НКВД СССР, вольнонаёмный работник авиации ГУЛАГа НКВД СССР.
Родился в 1897 году в Москве. Имел высшее инженерное образование.
По окончанию вуза работал в Москве авиаинженером сначала в структурах Добролёта, а затем в Московском высшем техническом училище.
Предположительно, в 1927 году был арестован органами госбезопасности и 24 марта 1928 года коллегией ОГПУ осуждён на пять лет лишения свободы по статье 58-6 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтпечлаге. Освобождён был досрочно и в мае 1932 года принят на работу в Ухтпечлаг по вольному найму на должность инженера воздухолинии Ухтпечлага с рабочим местом на ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). Но со второй половины апреля 1934 года – начальник данной авиалинии.
Трагически погиб 4 октября 1936 года в результате авиакатастрофы: самолёт под управлением лётчика Е. Гриневича у деревни Картаель Ижемского района современной Республики Коми совершил вынужденную жёсткую посадку…
Похоронен на сельском погосте деревни Карпушёвка сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортрет Павла Васильевича Маркуса (1897-1936) как лот одного из российских Интернет-аукционов:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #204 : 04 Января 2019, 13:59:45 »

1920-е годы, красный военморлёт Лев Владиславович Коавалевский. Фото как лот одного из российских Интернет-аукционов.

КОВАЛЕВСКИЙ Лев Владиславович (1895-1934), русский и советский лётчик морской авиации, основатель полярной авиации уголовно-исполнительной системы СССР.
Родился 1 (по другим данным – 4) августа 1895 года в родовом дворянском имении Измалково. На тот период времени это была территория Новоржевского уезда Псковской губернии Российской империи, а теперь – Бежаницкого района Псковской области. Имение находилось на окраине деревни Измалково.
Его отец – Ковалевский Владислав Викентьевич (1862-1932), крупный царский сановник и, в частности, в 1911 года – действительный статский советник по гражданскому чину (условно равно генерал-майору), в 1916 году – товарищ [то есть заместитель] министра внутренних дел.
В 1910-1915 гг. – кадет Морского корпуса.
С августа 1915 года – офицер Императорского флота, в том числе с ноября всё того же 1915 года – в военно-морской авиации. Последний офицерский чин – мичман.
С ноября 1917 года – на стороне Советской власти, в том числе в боях Гражданской войны против белогвардейцев и иностранных интервентов. за что был удостоен ордена Красного Знамени РСФСР.
С 1 февраля 1926 года – на военной службе в органах ОГПУ: сначала командир авиаотряда Соловецких лагерей (и в данном качестве – основатель и наладчик так называемой Северной воздухлинии), а с 1932 года – начальник воздухлинии Ухтпечлага и одновременно – начальник лагпункта с местом службы в деревне Карпушёвка современного Усть-Цилемского района Республики Коми.
Трагически погиб 13 апреля 1934 года в результате авиакатасрофы самолёта которым управлял в полёте лично. Вместе с ним погиб и его неизменный бортмеханик – по фамилит Поплавский. Их гидросамолёт марки «Юнкерс-20» разбился «в районе реки Изим».
Первоначально был похоронен на сельском погосте заполярной деревни Карпушёвка, но впоследствии, как надо полагать, его прах был перенесён супругой на Новодевичье кладбище города Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург). По крайней мере, здесь находится могила лётчика Льва Владиславовича Ковалевского, погибшего в возрасте 39 лет 13 апреля 1934 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Подробные биографии Л.В. Ковалевского, которые при этом обильно иллюстрированы архивными фото, здесь:
https://www.ourbaku.com/index.php/Ковалевский_Лев_Владиславович_-_Выпускник_Бакинского_Отделения_Офицерской_Школы_Морской_Авиации_Отдела_Воздушного_Флота.
https://sites.google.com/site/necropolural/goroda-rossii/sankt-peterburg/novodevice-kladbise/alfavitnyj-spisok-zahoronenij/kovalevskij-lev-vladislavovic


3 апреля 1934 года, аэродром архангельского города Котлас, в центре (бех головного убора) Лев Владимирович Ковалевский. Автор снимка – прославленный советский лётчик В.А. Гинце. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:


Фото с места крушения 13 апреля 1934 года самолёта Ю-20 лётчика Л.В. Ковалевского и бортмеханика Поплавского как лоты одного из российских Интернет-аукционов:


Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 576
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #205 : 04 Января 2019, 20:53:07 »
Скан со страниц газеты «Мой аэропорт» ОАО «Аэропорт Абакан»: http://media-leader.ru/netcat_files/12/5/Vypusk_1._Aprel_2017..pdf
« Последнее редактирование: 04 Января 2019, 21:42:10 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 576
« Последнее редактирование: 05 Января 2019, 08:38:23 от Владимир Байбаков »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #207 : 05 Января 2019, 10:08:57 »

Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

Братья Котюковы – Юрий Михайлович и Виктор Михайлович. Оба – авиаторы-заключённые Ухтпечлага, при этом первый – бортмеханик, а второй – авиамоторист.
Юрий Михайлович Котюков трагически погиб 22 марта 1935 года в ходе катастрофы самолёта Юнкерс-13. Вместе с ним тогда погибли все из находившихся на борту того злосчастного рейса: лётчик А. Плавинский (Пловицкий), пассажиры Огарков  (уполномоченный Ухтпечтреста) и Эйсмонт (начальник техснабжения Ухтпечлага). Все они были похоронены на сельском погосте деревни Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Здесь теперь высится обелиск, выполненный из крыла самолёта Ил-14. На скрижалях: «Здесь покоится прах авиаторов-первооткрывателей северных воздушных трасс, погибших при исполнении служебных обязанностей: наладчика воздушных линий Ковалевского Л.В., лётчика А. Плавинского, бортмеханика Котюкова Ю.М., вместе с ними погибших пассажиров Эйсмонта и Огаркова, авиаинженера Маркуса П.В. От авиаторов 80-х гг. XX века».


Юрий Михайлович Котюков. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.


А вот Виктор Михайлович Котюков в заключении выжил. В 1982 году он посетил Карпушёвку, чтобы поклониться и праху брата, и праху погибших побратимов по полярной авиации ОГПУ-НКВД.
Возможно это он: «Котюков Виктор Михайлович (1915.02.08.-1998) житель Москвы: Первомайская Нижн. ул. д. 41, кв. 82».


1982 год, Виктор Михайлович Котюков на могиле брата Юрия, которая в посёлке Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #208 : 08 Января 2019, 22:22:46 »
43-й авиационный отряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. С 1919 года – в боях и сражениях в Туркестане. Сканировано мною с архивных подлинников:

1919 год, Закаспийский фронт, личный состав одного из звеньев 43-го авиационного отряда РККВФ на охоте:

1919 год, город Ташкент, личный состав команды, на которую была возложена боевая задача по охране 43-го авиационного отряда. Справа – мальчуган. Очевидно, это воспитанник данного подразделения:




У крайних слева какие-то странные карабины – донельзя укороченные!


Пояснительная надпись на обороте: «Неделя транспорта в Ташкенте. В ангаре».

Весна 1920 года, «самолёт лётчика Тихомирова в Бухаре при присутствии Бухарской миссии»:

1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), «похороны товарища, задавленного автомобилем в Бухарской операции»:

Предположительно, 1920 год, аэродром отряда в Новой Бухаре (с 1935 года – узбекский город Каган):

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), библиотека 43-го авиаотряда РККВФ:

1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган):

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган):





1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский Каган), самодеятельный оркестр авиаотряда:

1921 года, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский Каган), активисты работавшего при авиаотряде драмкружка:

Август 1925 года, «Полторацк [ныне – Ашхабад], чистка бассейна после белых»:

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #209 : 10 Января 2019, 18:41:08 »

Супруги Карцевы – Иван Васильевич и Полина Елисеевна.

КАРЦЕВ Иван Васильевич (1913-1941), командир эскадрильи 161-го резервного авиационного полка ВВС (авиагарнизон «Лепель») Западного фронта, кавалер ордена Красной Звезды, старший лейтенант.
Родился в 1913 году в Саратовской области. Был женат: супруга – Карцева (ныне – Олейникова) Полина Елисеевна 1919 г.р.; по состоянию на дето 1941 года проживала на своей малой родине – в деревне Хорошово Рославльского района Смоленской области; ныне же – в Калининграде, где 7 января 2019 года отпраздновала своё 100-летие!
С 1934 года – на должностях среднего и старшего комначсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 33, д. 11459, д. 454, л. 254), погиб 23 июня 1941 года.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУК НКО СССР за № 01471 от 28 мая 1945 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 647, л. 96.
Увековечен в Книге Памяти Саратовской области – т. 10, стр. 237.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #210 : 14 Января 2019, 11:26:54 »

1940 год, трое курсантов Саратовского технического училища ГВФ наркомата авиапромышленности СССР, в том числе первый справа – Родионов Дмитрий Васильевич. Оригинал хранится в фондах Государственного автономного учреждения культуры «Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»: номер в Госкаталоге – 13898234; номер по ГИК (КП) – МБС 12853; инвентарный номер – ФОТ 1554.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #211 : 14 Января 2019, 13:22:35 »

КАРАВАЙ Павел Петрович (1921, Смоленск-2004, Киев), Герой Советского Союза (с 18 августа 1945 года) из числа воспитанников авиации Осоавиахима, вероятней всего, с 2000 года – генерал-майор авиации в отставке.
В предвоенный период сначала закончил лётную школу Смоленского аэроклуба, а заьем до 1940 года в том же аэроклубе трудился в качестве инструктора-лётчика.
Проверил: личное дело  П.П. Каравая как командира авиации Осоавиахима СССР на хранении в Центральном архиве ДОСААФ России отсутствует.

Могила П.П. Каравая на Лесном кладбище столицы Украины города Киева:
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 576
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #212 : 14 Января 2019, 17:11:08 »


КОНАРЕВ Феодосий Михайлович (1916-1966), по состоянию на декабрь 1943 года – лётчик-инструктор 2-й высшей школы штурманов и лётчиков АДД, лейтенант.
« Последнее редактирование: 14 Января 2019, 17:43:12 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #213 : 15 Января 2019, 10:59:07 »

7 августа 1948 года, районный посёлок Архара Амурской области, личный состав 36-й комендатуры (в/ч 23526) ВВС Дальневосточного военного округа. Оригинал хранится в фондах Государственного автономного учреждения культуры «Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»: номер в Госкаталоге – 15443760; номер по ГИК (КП) – МБС 10491; инвентарный номер – ФОТ 983.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #214 : 17 Января 2019, 13:48:06 »


Cвой путь в авиацию Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989) начал в августе 1923 года как юный авиамоделист и активист Общества друзей воздушного флота СССР. Но меньше чем за десять лет он вырос до высоких постов в авиапроме, став здесь в итоге одним из самых талантливых советских авиаконструкторов! В частности, в 1956-1984 гг. Александр Сергеевич на правах генерального конструктора возглавлял ОКБ, носившее его же фамилию – «имени Яковлева»!


В августе 1923 года семнадцатилетний Саша Яковлев (на представленном фото он стоит в центре) в родной для себя московской школе № 50 организовал первую в Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота СССР, где под своим началом объединил почти шестьдесят сверстников. Сначала энтузиасты создавали авиамодели, а потом приступили и к постройке планера.


1 ноября 1923 года в районе крымского посёлка Коктебель стартовали I Всесоюзные планерные испытания, проводившиеся под эгидой Общества друзей воздушного флота СССР. В числе их участников находился и семнадцатилетний московский школьник Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989). Однако пока что как помощник выдающего военного воздухоплавателя Николая Дмитриевича Анощенко (1894-1974). На представленном фото: 9 ноября 1923 года, крымская гора Узун-Сырт, на линии старта планер-биплан «Макака». Пилот – лично сам Николай Дмитриевич Анощенко. Крайний справа – его бескорыстный помощник московский школьник Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989), ставший впоследствии выдающимся советским авиаконструктором.


1924 год, город Москва, Александр Сергеевич Яковлев как красноармеец-доброволец Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.


1924 год, чертёж планера АВФ-10, выполненный рукой самого конструктора данного аппарата – Александра Сергеевича Яковлева. В качестве справки: аббревиатура «АВФ» расшифровывается как «Академия Воздушного Флота».


Середина 1920-х гг., город Москва, моторист Рабоче-Крестьянского Красного Флота Александр Сергеевич Яковлев.


Не ранее осени 1933 года, начинающие советские авиаконструкторы Владислав Константинович Грибовский (1899-1977) и Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989) в группе военных лётчиков и командиров авиации Осоавиахима СССР. В.К. Грибовский – второй слева, а А.С. Яковлев – третий справа.


На представленном ниже снимке, Александр Сергеевич вскоре после назначения в 1956 году на пост генерального конструктора ОКБ имени Яковлева. Он облачён в парадную форму образца 1955 года и при погонах генерал-полковника инженерно-технической службы (но с 1984 года – генерал-полковник авиации). На кителе пока только одна из его двух Золотых Звёзд Героя Социалистического Труда и семь из десяти орденов Ленина.
« Последнее редактирование: 17 Января 2019, 14:50:24 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 576
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #215 : 18 Января 2019, 11:52:45 »

ЯРОШЕНКО Фёдор Яковлевич, на завершающем этапе Великой Отечественной войны – командир звена 117 ап ВВС СТОФ, капитан.
Родился в 1914 году на Украине – в городе Алёшки (до 2016 года – Цюрупинск) Херсонской области.
Призван в 1933 году.
В 1938 году окончил Военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина.
Кавалер многочисленных государственных наград, в том числе: орденов Ленина (с 20.04.1945 года), орденом Красного Знамени (с 19.08.1944 года), а медалями «За боевые заслуги» (с 03.11.1944 года – за выслугу лет) и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с 08.08.1945 года).

« Последнее редактирование: 18 Января 2019, 12:02:38 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 576
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #216 : 20 Января 2019, 14:47:39 »

АДИНСКОВ Анатолий Петрович (10.01.1914-13.03.1994), офицер-фронтовик, полковник в отставке.
По состоянию на сентябрь 1945 года – старший инспектор-лётчик Лётной инспекции Управления ВВС СФ, майор по воинскому званию.
« Последнее редактирование: 20 Января 2019, 15:09:30 от Sobkor »
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 576
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #217 : 20 Января 2019, 14:56:55 »

АБИШЕВ Хусин Имам-Алиевич (1920-1995), офицер-фронтовик
Родился в 1920 году в ауле Эркен-Юрт Ногайского района Карачаево-Черкеской Республики. Ногаец.
Призван в 1938 году.
Выпускник ВМАУ имени Сталина 1940 года.
По состоянию на май 1945 года – командир 2-й эскадрильи 2 гв. иап имени Сафонова 6 гв. иад ВВС СФ, гвардии капитан по воинскому званию.
Источник: https://vk.com/wall-91520039?offset=140&own=1&w=wall-91520039_9769
«Выпускник Черкесского филиала Пятигорского авиаклуба летчик-североморец гвардии майор Хусин Имам-Алиевич Абишев летал в паре с командиром эскадрильи 2-го гв. смешанного авиаполка ВВС Северного флота, дважды Героем Советского Союза, кавалером трёх орденов Красного Знамени п/полковником Б.Ф. Сафоновым (1915-1942). В боях Абишев сбил 9 вражеских самолётов лично и ещё два гитлеровских стервятника сбил совместно с товарищами.
Испытав в 1933 г. страшный голод, Хусин после окончания школы крестьянской молодёжи учился в Черкесском педучилище. В 1938 г., окончив аэроклуб в Черкесске, он поехал учиться в Ейское морское авиационное училище. В 1940 г., после успешного окончания училища, Хусина направили служить лётчиком-истребителем на Северный флот.
Не прошёл и год – началась война. 307 боевых вылетов на его счету. 9 самолётов врага сбил лично, три – совместно с товарищами. Сам трижды был сбит. Он совершил подвиг Маресьева. В воздушном сражении был подбит и катапультировался на лёд Северного Ледовитого океана. Мокрый по глубокому снегу переполз два минных поля и в архиве числился без ног, так как они были обморожены. Двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I ст., двумя орденами Красной Звезды и 15 медалями был награждён Х. Абишев за свои военные подвиги».
« Последнее редактирование: 20 Января 2019, 15:25:30 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #218 : 20 Января 2019, 15:35:17 »
Военнослужащие находившегося на Ходынке Центрального аэродрома имени Л.Д. Троцкого вечером 23 августа 1925 года обеспечивали безопасность при посадке в сумерках двух японских экипажей, завершавших 9775-километровый трансграничный перелёт Токио – Пекин – Москва, а затем охраняли и обслуживали самолёты японцев – машины французского производства Бреге «Br.19» с моторами «Лоррен» мощностью в 400 л.с.:
« Последнее редактирование: 20 Января 2019, 15:44:28 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 150
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #219 : 21 Января 2019, 16:29:05 »

Яков Ильич Голубев ещё при знаках различия старшего лейтенанта.

ГОЛУБЕВ Яков Ильич (1912-13.07.1941), начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, капитан.
Родился в 1912 году. Член ВКП(б) с 1931 года.
Был женат: супруга Нина Голубева (отчество в документе не указано) проживала в авиагородке районного города Лебедин Сумской области Украинской ССР (ныне – Украина).
Родители (но известны только ФИО отца – Голубев Илья Абрамович) проживали:
- по состоянию на лето 1941 года – по адресу: Ростовская область, город Сальск, улица Первомайская, 34;
- по состоянию на весну 1942 года – по адресу: город Челябинск, улица 3-го Интернационала, 113, квартира 1.
В армию призван 4 июля 1934 года. И к лету 1941 года – военнослужащий кадрового состава ВВС Красной Армии: начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, капитан по воинскому званию, кавалер ордена Красного Знамени.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
13 июля 1941 года, находясь в качестве воздушного стрелка-радиста в экипаже пикирующего бомбардировщика Пе-2 старшего лейтенанта Василия Сергеевича Орлова, убыл на боевое задание с аэродрома Климовичи (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Республики Беларусь).
Согласно донесениям о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5, лл. 44 и 328), не вернулся с боевого задания 13 июля 1941 года, в связи с чем официально был объявлен пропавшим без вести.
Из списков Краской Армии исключён трижды:
- приказом ГУ ВВС Красной Армии № 05/проп. от 28 сентября 1941 года, но как якобы начальник оперативного отдела штаба мифического 66-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 1, л. 46;
- приказом Управления кадров ВВС Красной Армии № 04/проп. от 26 января 1942 года, но как якобы начальник оперативного отдела штаба, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, лл. 28 и 33;
- приказом Управления кадров ВВС Красной Армии № 014/проп. от 6 мая 1942 года, но как якобы начальник оперативного отдела штаба мифического 70-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, а не начальник штаба 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 186.
Вместе с самолётом младшего лейтенанта А.И. Жука с того же боевого задания не вернулся на свой аэродром и Пе-2, пилотируемый заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом Василием Сергеевичем Орловым. На борту, помимо пилота, находились лётчик-наблюдатель младший лейтенант Василий Григорьевич Безъязыков и занявший перед вылетом место стрелка-радиста начальник штаба полка капитан Яков Ильич Голубев. Источник - ЦАМО: ф. 20054, оп. 2, д. 5. Из всего экипажа только капитан Я.И. Голубев был впоследствии официально объявлен погибшим.
В Книгах Памяти Ростовской и Челябинской областей не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Старший лейтенант Яков Ильич Голубев в кругу сослуживцев:


Записан
Страниц: 1 ... 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »