Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Невинные жертвы политических репрессий  (Прочитано 24081 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович

1935 год, плановик-инструктор Центрального совета Осоавиахима Мордовской АССР Борис Владимирович Бажанов (1896-1938) при знаках различия старшего начсостава Осоавиахима образца 1932 года. На груди – значок «Ворошиловский стрелок» 1-й ступени. Оригинал фото хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»: номер в Госкаталоге – 5733529; номер по ГИК (КП) – 6707/11.
Б.В. Бажанов родился в 1896 году в Мордовии – в селе Курлово Ромодановского района. Мордвин. Сын В.В. Бажанова – главного редактора ряда центральных печатных изданий Мордовской АССР.
Согласно Книге Памяти Республики Мордовия, был арестован органами госбезопасности и 20 мая 1938 года Постановлением Особого совещания при НКВД СССР по пунктам «2», «6», «9» и «11» «контрреволюционной» 58-й статьи Уголовного Кодекса РСФСР приговорён к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение. Реабилитирован посмертно – 9 октября 1962 года.
« Последнее редактирование: 01 Январь 2019, 12:33:41 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Старший уполномоченный Постоянной комиссии Государственной приемки кораблей ВМФ капитан 1 ранга Фома Саввич Маглич (1897-не ранее 1951), уроженец Черниговской области Украины. Оригиналы фото хранятся в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Центральный военно-морской музей» Министерства обороны РФ: номера в Госкаталоге – 13180972 и 13181108; номера по ГИК (КП) – ЦВММ КП ФГ О-35208/1 и ЦВММ КП ФГ О-35208/2.

Не ранее весны 1938 года, в форме образца 1935 года при знаках различия капитана 2 ранга, что соответствовало армейскому полковнику.


Не ранее лета 1944 года, в форме образца 1943 года.


Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Невинные жертвы политических репрессий
« Reply #22 : 30 Декабрь 2018, 00:03:28 »
КАГАН Михаил Андреевич (1903-1937), советский авиационный военачальник, комбриг (с 28 ноября 1935 года).
Родился в январе 1903 года в пристанционном посёлке Дарница Остёрского уезда Киевской губернии Юго-Западного края Российской империи. Ныне станция Дарница – в черте столицы Украины города Киева. Из рабочих. По национальности: по одним данным – еврей, а по другим – украинец. Член РКП(б)-ВКП(б) с 1922 года.
В 1935-1936 гг. – командир 206-й легкобомбардировочной авиабригады Киевского военного округа, а 1936-1937 гг. – командир 90-й авиабригады того же округа.
Невинная жертва Сталинского режима: как «враг народа» 9 августа 1937 года арестован, а 20.11.1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла ему расстрельный приговор. Приговор приведён в исполнение 21 ноября 1937 года. Определением Военной коллегии от 3 августа 1957 г. реабилитирован.

Сканировано мою с архивного подлинника:
« Последнее редактирование: 30 Декабрь 2018, 20:00:15 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович

Апрель 1934 года, Фёдор Васильевич Назаров (1915-1938) как новоиспечённый выпускник инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.

НАЗАРОВ Фёдор Васильевич (1915-1938), кадровый командир авиации Осоавиахима СССР, ставший невинной жертвой политических репрессий Сталинского режима.
Родился 15 мая 1915 года в городе Самаре. Русский. Рабочий из рабочих.
Партийность:
- с 4 октября 1929 года – член ВЛКСМ: комсомольский билет образца 1932 года за № 7161100;
- по состоянию на вторую половину августа 1937 года – беспартийный.
Родители: Назаровы Василий Павлович и Анастасия Васильевна (в девичестве – Плеханова); с 1920 года – в разводе, при этом В.П. Назаров остался проживать в Самаре, а А.В. Плеханова, забрав с собой сына, переехала в город Камышин (ныне – в составе современной Волгоградской области) к брату.
Образование:
- общее – среднее: в 1931 году в городе Камышине закончил школу-семилетку, а в 1933 году – неполный курс Свердловской автотехнической школы;
- специальное авиационное: в апреле 1934 года – инструкторский курс Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова.
В 1922-1931 гг. – учащийся общеобразовательной школы в городе Камышине.
В 1931-1933 гг. – учащийся по специальности «Автомобильный ремонтёр и монтажник» Свердловской автотехнической школы. Учёбу здесь оставил в связи с зачислением в авиашколу.
В 1933-1934 гг. – учлёт инструкторского курса Свердловской авиационной школы Осоавиахима СССР имени Кабакова. На момент выпуска отсюда – кавалер нагрудного знака Осоавиахима СССР «Ворошиловский стрелок», активный физкультурник (и, в первую очередь, проявил себя здесь как спортсмен-лыжник и спортсмен-конькобежец). В период учёбы здесь имел «выговор за пререкания о старшиной».
С 1 мая по 17 ноября 1934 года – инструктор-лётчик Свердловского областного аэроклуба имени Кабакова. Уволен был «по решению комиссии обкома ВКП(б), созданной по директиве ЦК и НКО о проверке кадров в авиации Осоавиахима». В данный период совершил на самолёте У-2 в общей сложности 466 полётов (с курсантами – 348, тренировочных – 68), пробыв в воздухе 68 часов 46 минут, в том числе обучая курсантов – 52 часа 40 минут.
Предположительно, с конца декабря 1936 года – инструктор-лётчик Челябинского аэроклуба.
Якобы 27 августа 1937 года как «враг народа» арестован органами госбезопасности. По сфабрикованным результатам следствия 23 июля 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР осуждён к высшей мере наказания сразу по четырём пунктам «контрреволюционной» статьи «58» Уголовного кодекса РСФСР:
- 58-1 «а» – «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР. Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п.»;
- 58-7 – «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта»;
- 58-8 – «Организация в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций, а равно участие в выполнении таких актов, хотя бы отдельный участник такого акта и не принадлежал к контрреволюционной организации»;
- 58-11 – «Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных или особосекретных должностях при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны»
В тот же день, 23 июля 1938 года, расстрелян.
Реабилитирован посмертно – 2 марта 1983 года Верховным судом СССР. Источники – ГУ ОГАЧО: ф. Р-467, оп. 4, д. 6297; http://archive74.ru/sites/default/files/knpamrep/na.html
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:














Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
ГИНЦЕ Владимир Александрович (1902-?), последовательно советский военный лётчик, полярный лётчик системы ОГПУ-НКВД, лётчик-испытатель отечественного авиапрома, капитан в отставке.
Родился в 1902 году. Из немцев Поволжья.
В 1922-19930 гг. – на военной службе в Красной Армии: курсант школы авиации, пилот N-й отдельной разведывательной эскадрильи, инструктор Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания (город Серпухов Московской области), пилот 7-й отдельной истребительной эскадрильи.
4 декабря 1930 года коллегией ОГПУ осуждён на три года концлагерей по пункту «7» «контрреволюционной» 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР 1926 года: «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – лётчик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве сначала летал с конвоиром на борту, но затем – в паре с заключённым-бортмехаником Сергеем Павловичем Курлышевым 1904 года рождения. В том же 1931 году первым в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта имел на борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20», помимо себя, ещё двух человек. Это С.П. Курлышев как штатный член экипажа и один пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Примечательно, что советский прозаик и поэт Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) в своём антиромане «Вишера» упоминает В.А. Гинце: «К устью Улса быстро приближался челнок. Горная река была так крута, что челнок был виден на реке весь, как нарисованный. Челнок уже входил в тихие воды озера, образованного слиянием Улса и Кутима, того самого озера, на которое совсем недавно садился гидроплан Берзина, главного начальника. Пилотом Берзина был Володя Гинце, лётчик, осуждённый за вредительство, но с «детским» сроком в три года. Берзин был слишком опытен и умён, чтобы заглядывать в «дело» Гинце, когда брал лётчика-вредителя своим личным пилотом».
После освобождения в 1933-1938 гг. – вольнонаемный работник авиалинии Ухтпечлага. Так, по состоянию на 1936 года состоял здесь в должности старшего лётчика. И в данном качестве:
- чаще всего выполнял роль личного пилота высших должностных лиц Ухтпечлага;
- 8 июня 1936 года был удостоен нагрудного знака «Ударник-ухтинец»;
- в 1937 году участвовал в поисках пилота авиации Ненецкого окрисполкома Виталия Владимировича Сущинского (1890-1938), совершившего вынужденную посадку в заснеженной тундре.
В 1938 году в связи с расформированием Ухтпечлага уволился из авиации ГУЛАГа.
В 1940-1953 гг. – лётчик-испытатель последовательно Московского авиационного института, Саратовского и Долгопрудного авиазаводах. И, в частности:
- испытывал серийные самолёты Як-6, По-2, Ту-2 и Пе-8;
- в годы Великой Отечественной войны был восстановлен в статусе военнослужащего. При этом его последнее воинское звание – капитан;
- был удостоен двух орденов – Красной Звезды и «Знак Почёта» и нескольких медалей.
С 1953 года – инспектор Министерства авиапромышленности СССР.
Официально считается единственным «из всех осуждённых пилотов европейского Русского Севера 1930-х годов, который дожил до старости».
Сведения о дате кончины и месте захоронения в Рунете отсутствуют.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

1934 год, заполярная деревня Карпушёвка (ныне – в составе сельское поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми) как место дислокации Центральной авиабазы Ухтпечлага. Представленные фото – из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:



Посадку на гладь воды реки Печора совершил ведомственный гидросамолёт НКВД СССР марки «Юнкерс-20».
« Последнее редактирование: 01 Январь 2019, 20:12:17 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович

Не ранее осени 1968 года, город Ленинград, майор польских ВВС в отставке Сергей Павлович Курлышев. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

КУРЛЫШЕВ Сергей Павлович (1904-не ранее 1985), ветеран авиапрома, полярной авиации ОГПУ-НКВД, советских и польских ВВС, майор польских ВВС в отставке.
Родился в 1904 году в районном городе Солигач Костромской области. Русский. Из крестьян.
В 1928 году окончил авиашколу, после чего работал механиком авиаотряда на одном из Ленинградских заводов.
В 1931 году арестован органами и госбезопасности и 7 октября 1931 года коллегией ОГПУ осуждён на три года лишения свободы по следующим двум статьям Уголовного кодекса РСФСР 1926 года:
- «19» – «Покушение на какое-либо преступление, а равно и приготовительные к преступлению действия, выражающиеся в приискании или приспособлении орудий, средств и создании условий преступления, преследуются так же, как совершенное преступление»;
- «58-6» – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – бортмеханик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве летал в экипаже заключённого-бортмеханика Владимира Александровича Гинге 1902 года рождения. В том же 1931 году данный экпиж в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта ина борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20» находился пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Освобождён был 20 августа 1933 года с высылкой в Северный край на три года, в связи с чем остался работать по вольному найму на авиалинии Ухтпечлага. Как надо полагать, в данный период переквалифицировался в пилота.
В годы Великой Отечественной – сначала лётчик в составе войск 6-й воздушной армии (последнее воинское звание – старший лейтенант), а предположительно, с конца 1944 года, – Корпуса внутренней безопасности Войска Польского, где и остался служить после Победы и где к 1952 году вырос от поручника до майора по высокому званию, а по занимаемой должности – до команда отдельной авиационной эскадрильи озвученного выше Корпуса внутренней безопасности.
После увольнения в запас – в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).
По состоянию на 1966 год имел восемь советских государственных и не менее девяти польских государственных и ведомственных наград.
Советские награды: орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина» и «XXX лет Советской Армии и Флота». Плюс – наградный знак ветерана 6-й воздушной армии.
Польские (но только те, которые удалось дешифровать по фото): Крест Храбрости, серебряный и бронзовые Крест Заслуги, медаль «За Варшаву 1939-1945», медаль «За Одер, Нейсе, Балтику», бронзовая медаль «Вооружённые силы на службе Родине», Грюнвальдский знак.
6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Дата кончины и место захоронения неизвестны.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортреты Сергея Павловича Курлышева как лоты одного из российских Интернет-аукционов:

1935 год, Сергей Павлович Курлышев как вольнонаёмный лётчик авиалинии Ухтпечлага. Пояснительная надпись на обороте «Усть-Ухта, перед отлётом в Воркуту».


1936 год, Усть-Цильма, Сергей Павлович Курлышев (он справа) в паре с другим старейшим авиатором Ухтпечлага – авиамехаником Иваном Васильевичем Байшевым 1887 года рождения.


Не ранее весны 1948 года, авиатор Корпуса внутренней безопасности Войска Польского Сергей Павлович Курлышев в погонах поручника.


Рубеж 1940-х/1950- гг., авиатор Корпуса внутренней безопасности Войска Польского Сергей Павлович Курлышев в погонах капитана.


1952 год, командир отдельной авиационной эскадрильи Корпуса внутренней безопасности Войска Польского майор Сергей Павлович Курлышев.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 133
  • Ржевцев Юрий Петрович
МАРКУС Павел Васильевич (1897-1936), начальник авиалинии Ухтинско-Печорского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа НКВД СССР, вольнонаёмный работник авиации ГУЛАГа НКВД СССР.
Родился в 1897 году в Москве. Имел высшее инженерное образование.
По окончанию вуза работал в Москве авиаинженером сначала в структурах Добролёта, а затем в Московском высшем техническом училище.
Предположительно, в 1927 году был арестован органами госбезопасности и 24 марта 1928 года коллегией ОГПУ осуждён на пять лет лишения свободы по статье 58-6 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтпечлаге. Освобождён был досрочно и в мае 1932 года принят на работу в Ухтпечлаг по вольному найму на должность инженера воздухолинии Ухтпечлага с рабочим местом на ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). Но со второй половины апреля 1934 года – начальник данной авиалинии.
Трагически погиб 4 октября 1936 года в результате авиакатастрофы: самолёт под управлением лётчика Е. Гриневича у деревни Картаель Ижемского района современной Республики Коми совершил вынужденную жёсткую посадку…
Похоронен на сельском погосте деревни Карпушёвка сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортрет Павла Васильевича Маркуса (1897-1936) как лот одного из российских Интернет-аукционов:
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »