Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: РАКвА: Флавиан Комиссаров  (Прочитано 5160 раз)

group9may

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 948
  • Роман Фирсов
    • WWW
РАКвА: Флавиан Комиссаров
« : 21 Сентября 2012, 10:15:48 »
Начало темы о Флавиане Николаевиче Комиссарове: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=19305.msg200971#msg200971
Публикую воспомминания внука Флавиана Николаевича Комиссарова - Дмитрия Александровича Злобинца.
Мой дедушка – Флавиан Николаевич Комиссаров – родился в 1898 году в городе Петербурге. Он был родом из обедневшей дворянской семьи. Мой прадет служил в Зимнем Дворце. Сохранилась его фотография. По семейному преданию хорошо «закладывал». Дед, насмотревшись на пьющего отца, за всю жизнь, наверно, всего несколько рюмок выпил. Можно сказать, что ни он, ни мой дядька вообще не пили.
С сестрами деда я впоследствии познакомился. Было это так. В 17 лет я окончил школу в Ставрополе и поехал поступать в военную академию имени Можайского. Там, в Питере я окунулся в старую петербуржскую среду – настолько эти бабушки были интеллигентными. Я пришел к ним в курсантской форме. Одна бабушка, она была старше деда, еще жила прежними, дореволюционными временами. Она долго не могла понять, где же я учусь. Но когда я назвал ей адрес, по которому находилась наша академия, она была искренне удивлена: «Так Вы в Пажеском корпусе учитесь!? Фаничкин внук?». Они деда Фаней звали. Так она не знала потом, куда меня и посадить. У бабушек даже разговор был другой – старая петербуржская интеллигенция.
Летать дед начал на Комендантском аэродроме в Петрограде у Игоря Сикорского, который к тому времени уже построил свой знаменитый самолет «Илья Муромец». Летная карьера дедушки начиналась с того, что он, как и все мальчишки, вился возле аэродрома, сначала заносил хвосты, затем стал помогать в авиационных мастерских. Первые свои полеты в рамках первоначальной летной подготовки Флавиан Николаевич совершил там.
Комендантский аэродром располагался ближе, чем Гатчинский, куда бы он с друзьями не набегался. В Петербурге в районе Новая деревня сегодня есть станция метро «Комендантский аэродром». Она оформлена в соответствующем стиле – стены украшены мозаикой с картинами по истории русской авиации.
Летали, если я не ошибаюсь, на «фарманах». Были когда-то фотографии с самолетами, на которых эти юноши впервые поднялись в воздух. Дед рассказывал, что Сикорский мощные основы заложил в них, всему научил. Он даже без молитвы «Отче наш» не разрешал им взлетать. Кто знал, кто не знал – всех заставил выучить. Интересный момент: в интернете есть информация о том, как трактовал Игорь Сикорский «Отче наш».
С легкой руки Сикорского группа молодых людей, в которую входил дед, была направлена для дальнейшей учебы в Англию. Это было уже в конце Первой мировой войны. За сравнительно небольшой срок в Англии прошли подготовку несколько групп русских летчиков.
В семейных преданиях есть одна нестыковка. Говорили о том, что перед отъездом из России группу благославлял лично император Николай II. Однако из истории мы знаем, что 1 марта 1917 года Николай II был отстранен от престола. Когда он успел их благославить, не понятно. Подтверждений этим разговорам до сих пор не нашлось.
Моя мама, которая до сих пор жива, однозначно утверждает, что вся их группа благополучно отучилась и в полном составе вернулась в Россию, в Англии никто не остался. Их было 15 человек. Возвращались они морским путем на российском судне. В Балтийском море их обстреливали, за ними охотились подводные лодки.
В интернете о дедушке недавно появилась информация. Ее на сайте «Русский авиационный корпус в Англии» разместил Игорь Резепкин – мой троюродный брат. Дед – Флавиан Николаевич и его бабушка – брат и сестра. У них в семье тоже имелись его фотографии.
Для прохождения службы из Петрограда дед и еще несколько его товарищей были направлены в Московскую авиационную школу. Работали они в ней или дальше совершенствовали в ней свою летную подготовку – не знаю, но Комиссаров находился какое-то время при этой летной школе. В Москове дед познакомился и подружился с Росинским и Громовым. С Громовым он сошелся именно в этой школе. Они были с ним практически одногодками: дед был 1898 года рождения, а Михаил Громов – 1899. Друзей-то у него много было, но из известных был Громов. Он и оказал Флавиану Николаевичу впоследствии неоценимую услугу – посоветовал деду «спрятаться» в Ставрополе.
Этот город был выбран не случайно. В годы Гражданской войны дед воевал в Закавказье, где и познакомился со своей будущей женой – моей бабушкой, которая была родом из Ставрополя. В семейном архиве хранится послужной список Лукьянова Андрея Ивановича 1864 года рождения: где учился и дальше что и как. Наши родственники по бабушкиной линии – основатели Ставрополя. Они пришли сюда первыми и селились под Крепостной горой. Прапрапрадед вельдшером был. В краевом архиве об этом есть документы. 
Бабушка до Граданской войны училась в Ростове на медицинском факультете, но ее мобилизовали, не дав доучиться, и направили на фронт медсестрой в госпиталь. Дед летал, а она работала в госпитале. Познакомились, женились. Заехали в Ставрополь. Вначале 20-х годов голодно было. В Петрограде вообще голод был страшный. А в Ставрополе можно было хоть как-то прокормиться. Так что сразу после войны дедушка и бабушка решили пожить здесь, в хлебном крае.
Эскадрилья деда приземлилась в Ставрополе. Сколько было «охов» и «ахов». Кто молился, кто крестился, кто разбежался. А сели красные военлеты здесь, потому что в Ставропле в этот момент бабушка была – молодая жена. Аэродром был где-то в нижней части города, на Мамайке.
 В Ставрополе и в крае дед основал все, что касалось авиации, потому что он был единственным специалистом такого уровня на весь город. Таких как он в 20-е годы можно было по пальцам пересчитать. Будущие летчики еще только учились. И теоретическую базу, и все остальное он давал.
Затем его, как одного из редких специалистов-авиаторов, разыскали и пригласили на работу в Москву. По роду своей службы дедушка постоянно находился в разъездах по всей стране – строил аэродромы: в Армавире, Кривом Роге, Казани и в других городах. Числился он в Москве, но постоянно находился в командировках. Мама девчонкой была, и ее таскали туда, сюда. Переезжали с аэродрома на аэродром. Вспоминает она голод на Украине, тогда ее отец распорядился засеять кукурузой часть летного поля на аэродроме Кривой Рог – надо было людей чем-то кормить, чтобы не умирали от голода. Его тогда едва от работы не отстранили.
Хоть дедушка и отошел от непосредственной летной работы, но еще в 30-е годы он понемногу летал, как это мог себе позволить большой начальник – от случая к случаю, когда захотел, подлетнул.
На одной маленькой фотографии с какого-то документа дед сфотографирован в военной форме, в петлицах – авиационные эмблемы и по два ромба – звание комдива. Это было до 1937 года. То есть, в 30-е годы дед занимал большой генеральский пост. И вдруг в преддверии 1937 года он опять оказался в Ставрополе. Якобы «вдруг». Маме об этом ничего не говорили. С дядькой своим я когда разговаривал, то спросил: «Как же так, был в генеральском звании и вдруг…?».
Дед был на каком-то сборе командного состава Военно-воздушных сил в Казани. Там ему и подсказали: «В Англии учился? Царь благославлял? Военспецом был?». Среди тех, с кем Флавиан Николаевич учился в Англии в годы репрессий многих расстреляли. Там особо не разбирались, все подходило под марку «английский шпион».
И он бросил все, вернулся в тихий, захолустный Ставрополь, чтобы спасти семью. Поэтому и документов мало в семье сохранилось, их специально убирали подальше от глаз. На сайте «Русский авиационный корпус в Англии» троюродный брат разместил удостоверение летчика на английском языке на имя Комиссарова Ф.Н. Оно попало в руки к сестре и хранилось у нее в Петербурге, потому что дед его у себя боялся хранить. Он не хотел, чтобы были какие-то доказательства, что он был за границей.
После возвращения в Ставрополь дед возобновил деятельность местного аэроклуба. Он не был в нем летчиком-инструктором, как считают некоторые краеведы, он был великолепный технарь. У меня сохранились конспекты его лекций с формулами. Он читал теорию, как в вираж правильно входить, какие перегрузки давать и т.д. Грамотный был человек. Всю жизнь учился. А в Ставропольском аэроклубе он преподавал, и преподавал, в соновном, во Дворце пионеров. Руководил авиамодельным кружком. Так что, занимаясь с детьми, он надежно «спрятался» от возможных репрессий. В предвоенные годы, кто Ставропольский аэроклуб окончил – все были его учениками.
По официальной версии он ушел с военной службы по состоянию здоровья. Но кто генерала по состоянию здоровья накануне войны просто так бы уволил?! Какое «состояние здоровья», все, кто его помнил, знали, что он бегал, как авиационный мотор. Шустрый, энергичный был человек – холерик. Эту тему из биографии деда родственники закрывали даже после его смерти в 60-е годы. Дядька мне сказал как-то, что говорил со своим папой на эту тему – не распространялся, потому что могли расстрелять как военспеца.
В годы Великой Отечественной войны деда опять призвали, и он ее прошел, закончил свой боевой путь в Китае. Он – участник Сталинградской битвы, прошел через пол Европы. Затем его направили воевать на Дальний Восток с японцами. В каком звании и кем он воевал – сведений нет, документов нет. Маму спрашивал, говорит: не знаю. У деда было несколько орденов – Красной Звезды, Красного Знамени, медаль «За оборону Сталинграда». Наград много было, но мама их в 20-ю школу отдала. О деде никто никогда не сказал плохого слова. Он был интеллигентный, воспитанный, грамотный.
Умер Флавиан Николаевич в 1961 году, молодой еще совсем был, всего 63 года. Бабушка умерла в 1955 году. Он сошелся с другой женщиной. Она-то его и «достала». Инфаркт. У дедушки было двое детей – моя мама и дядька. Мама всю жизнь прожила в Ставрополе, а дядька окончил школу, уехал в Москву, окончил институт, попал в «ядерную программу». Перед пенсией был заместителем директора НИИ на Урале, работавшего по закрытой, военной тематике. Потом он был назначен директором в Усть-Каменогорск. Работал по урану. Сюда в город Лермонтов прилетал.
Павел Яковлевич Гавриленко – ученик Флавиана Николаевича, участник Великой Отечественной войны. Он в свою очередь учил в авиамодельном кружке меня. Я родился в Ставрополе, после окончания Ленинградского государственного университета остался жить в Ленинграде, но не так давно мы переехали в Ставрополь. В Питере у нас остался жить средний сын, у него семья. Старший сын живет в Ставрополе, а младший – непосредственно с нами. Он еще в школу ходит.
Была где-то у сестры фотография, где был запечатлен командный состав ВВС 20-е или 30-е годы. Там, вроде бы, Громов был и еще кто-то из больших начальников. Сестра с мамой живет на том месте, где Флавиан Николаевич с бабушкой проживали в ставропольский период. Но та завалюха еще стоит.

Уважаемый Роман, позволю себе одно уточнение. Автор пишет: "Возвращались они морским путем на российском судне. В Балтийском море их обстреливали, за ними охотились подводные лодки". Национальную принадлежность судна я под сомнение не ставлю, но вот Балтийское море в то время - 1917 год - было фактически "Немецким морем" (русское историческое название Северного моря), и для стран Антанты фактически закрыто. Поэтому русские лётчики могли возвратиться из Англии только через Северное и Баренцево моря. После объявления Германией "неограниченной подводной войны" её подводные лодки активно действовали и там, и там, и соответствующие противолодочные мероприятия союзников могли хорошо запомниться пассажирам.
Гуппа Курроля находилась не позднее 7 апреля 1917 года в пригороде Лондона - London Colney - на базе 56 эскадрона RFC. Самолет SE5 под номером А4852 7 апреля 17-го вылетел во Францию. Пилот - Лейтенан W.B. Melville. Очень жаль, что фото не слишком качественное. Явно просматриваются российские офицеры, рассматривающие самолет, но кто это - нет варианта "угадать". Фото сделано скорее всего самим Комиссаровым, следовательно там он и находился в апреле 1917 года.
Не знаю, нш ли это Сучков , но судьбе Сучкова Александра Михайловича не позавидуешь:
Сучков Александр Михайлович
Родился в 1891 г., г.Чистополь; русский;
Приговорен: Судебной коллегией ОГПУ 7 июля 1932 г.
Приговор: 3 года ссылки в г.Архангельск по отбытию срока наказания. Реабилитирован 19 марта 2002 г. Источник: Книга памяти Республики Татарстан
Сучков Александр Михайлович. Родился в 1891 г., г.Чистополь; русский; г.Чистополь. Проживал: зубной техник с частной практикой. Арестован 6 июля 1929 г. Приговорен: Судебной коллегией ОГПУ 4 ноября 1929 г., обв.: 58-11 ("участник террор. группировки"). Приговор: 3 года концлагерей: http://lists.memo.ru/d31/f463.htm
Николай пишет:
Цитировать
Думаю, что с "Благославлением Императора" путают вот эту фразу:
Секретно
НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА
№ 973
8 и 20 февраля 1917 года высочайше разрешено командировать во Францию и Англию 30 офицеров и 200 солдат для обучения полетам.
Напомню что Пранас Хикса со товарищи возвращались в Россию так: Вскоре мы впятером через Норвегию, Швецию и Финляндию были отправлены назад в Россию.
Т.е маршруты были у разных групп разные.
А.фото Комиссарова точно северные (когда-то удалось посетить Архангельск Малые Корелы и Соловецкие острова).

Комиссров Флавиан Николаевич 1898 г.р., старший лейтенант. В РККА с 1941 года. Призван
Ставропольским ГВК Ставропольского края. Орден Красной Звезды: http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/182/033-0686196-4469%2B040-4478/00000169.jpg&id=44647561&id=44647561&id1=9fd0ccd14dc5f6e5fbb65ad2c8f8bea4
К истории жизни и деятельности Флавиана Комиссарова сегодня повышенный интерес. Если еще несколько месяцев назад при запросе в Гугл я получал лишь один ответ о "Доме с парусами" , то теперь таких страниц в поисковой системе - пачка. Жаль, что большинство из них только лишь копируют информацию с одного основного источника или друг у друга. Перепоубликовывая фото Комиссарова, даже не поинтересовавшись откуда оно, кто владелец и есть ли права на публикацию.
Обратите внимание, что господа публикаторы даже не удосужились сделать корректную обрезку кадра (Crop), ноубрать водяной знак, поставленный мной, умудрились.
Фрагменты из книги Г. Беликова, С. Савенко «Облик старого Ставрополя»: http://www.vechorka.ru/gazeta/print/?articleID=8757
В разгар Первой мировой войны в России было несколько небольших авиационных предприятий – завод «Дукс», «Русско-Балтийский», инженера Щетинина, где по французским лицензиям выпускали аэропланы типа «Ньюпор», «Фарман», «Блерио», «Вуазен», «Фарсаль» и другие. Все эти типы самолетов были освоены нашим земляком Флавианом Николаевичем Комиссаровым. Ф.Н. Комиссаров в разгар Первой мировой войны оказался на военном заводе известного авиаконструктора Сикорского в Петрограде. Отсюда в числе 12 таких же, как и он, увлеченных авиацией 18-летних юношей, был направлен правительством России в Лондонскую школу военных летчиков. Здесь он освоил не только все типы французских и английских самолетов, в том числе английский скоростной аэроплан типа «Виккерс», но и немецкие. Когда в России началась гражданская война, Комиссарову предложили остаться в должности инструктора*** в той же Лондонской авиашколе, но он, один из всех своих товарищей, решил вернуться на Родину.Уже в советское время - в начале 1920-х годов - Ф.Н. Комиссаров организовал в Ставрополе общество «Добролет». Гражданская война не обошла стороной и Ставрополь. В 1919-1920 годах на бывшем «бедросовском» аэродроме Ярмарочной площади совершали посадки аэропланы Добровольческой армии, в том числе последней конструкции два английских скоростных истребителя-бомбардировщика типа «Де-Хавеланд». На этом же аэродроме в марте 1920 года приземлилось сразу около десяти аэропланов уже Красной Армии, где особенно выделялся «Ньюпор-17», развивавший по тем временам «крейсерскую» скорость в 180 км в час, и совершенно новый тип аэроплана «Сопвич». На протяжении всех 20-х и в начале 30-х годов на бедросовском аэродроме, как именовали дальний завокзальный пустырь, где проходили первые полеты воздухоплавателей, базировался авиадивизион Красной Армии. Памятью пребывания летчиков дивизиона в Ставрополе стала высаженная ими и сегодня цветущая каштановая аллея в парке Центральном. Произошло это 1 мая 1920 года во время городского воскресника. В 1926 году на Бедросовском выгоне обосновались шесть новеньких У-1 Ленинградского завода «Красный летчик», возглавлял отряд Флавиан Николаевич Комиссаров. Начавшаяся стройка за железнодорожным вокзалом заставила перенести аэродром к югу, на водораздел между Мамайкой и Мутнянкой, где он просуществовал до начала 60-х годов прошлого столетия. P. S. Этим сюжетом «Вечерний Ставрополь» завершает публикацию фрагментов из новой книги Г. Беликова и С. Савенко «Облик старого Ставрополя», вышедшей в издательстве «Снег». Мы благодарны авторам и издателям за эксклюзивную возможность со страниц газеты познакомить наших читателей с отдельными страницами истории города. Сегодня в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве состоится презентация этого уникального двухтомника, выход которого приурочен к 230-летию Ставрополя.
24.09.07 00:00
Валерий Манин
*** - Такого просто не могло быть!
! _ Освоил ВСЕ(!!!) и немецкие и французские и английские самолеты - похоже автор перегнул слегка.
На днях я получил письмо от Игоря Резепкина, родственника Флавиана Комиссарова. Вот что он пишет о прибывании ФК в Англии (со слов его родственницы):
Цитировать
... Флавиан Николаевич каким-то образом оказался на заводе Сикорского. Комендантский аэродром находился в шаговой доступности (около 3-4км) от место жительства Флавиана Николаевича (район Старой Деревни). Он там то ли работал, то ли просто увлекался самолетами. Но скорее всего работал, ведь к тому времени он должен был получить довольно приличное образование, т.к. его отец в то время был довольно крупным промышленником. Образование было точно не военным, т.к. его фотографий в форме я не обнаружил. Тем более что его старший брат к тому времени уже закончил офицерскую школу и был поручиком. И вот, каким-то образом он попадает в формируемую к отправке на учебу в Англию группу. Мне рассказали что он попал туда по рекомендации Сикорского, но насколько это правда сказать сложно.
После возвращения из Англии вся семья Комиссаровых уезжает из неспокойного Питера
Большое спасибо Игорю Резепкину.

Вот здесь ещё немножко о нём:  http://www.stapravda.ru/projects/history/time/37.shtml и выставка "Крылья Родины": http://www.stavmuseum.ru/exhibition/2012/item/aviator
Цитировать
Есть еще интересное фото с австрийскими? военнопленными? и похоже Воейковым на переднем плане:
Читал минуту назад книгу Александра Рябова "Гатчинские дни". Стр.33 - получается так, что на момен 1916 года  большинство техников и механиков, обслуживающих Фарманы в Гатчине были австрийцы. Фото тоже с намеков. Возможно это в самом деле Военков, как по "роду" так и по чину приглашенный просмотреть матчасть в Мурманской области. Вот и техники подвернулись.

Еще одно фото Комиссарова с "намеком". При помощи уважаемого Николая, удалось узнать, что это AVRO 504J. Использовался длоя тренировок летного состава. Машина учебная. Вероятно ФК запечатлел самолет, на котором емупредстояло учится летать. В интернете пока мне не удалось найти ни фото ни историю именно этого самолета. Если бы узнать, где именно он базировался - можно было бы установить пути передвижения группы по Англии.
Вчера получено сообщение от эксперта авиационной истории Игоря Дятчина. Ему удалось найти информацию об этом самолете. Из нее следует, что Комиссаров сделал свое фото на базе 56-го Учебного эскадрона в том же месте, что и первое его фото, то есть в London Colney весной 1917 года. Огромное спасибо Игорю за помощь.

Цитировать
Вы интересовались самолётом с фото  Ф. Комиссарова. Порылся у себя в "закромах", немного нашёл.
AVRO c номером 3113 было три штуки AVRO 504J - B3113; 504K - E3113; 504K - H3113. В журнале C&C (GB) Vol.30.2 в статье "6 BRIGADE RAF AND ITS PREDECESSORS - SOME FURTHER ASPECTS" Mick Davies
есть следующая информация: "56 TS Bases - Formed as 56 RS at London Colney 7 February 1917, with nucleus from 56 Sqn, given temporary HD Duty from late May 1917 and redesignated as 56 TS 31 May 1917. Commanding Officers - Major Turner by April 1917.
Representative Aeroplanes - Avro 504A/J A456. A5902, A8505. A9776. A9788. B3113, B3114. B3184. B4237. B4238, B4240.
С уважением Игорь Дятчин ака "Igor" c форума http://aviaww1.forum24.ru"
« Последнее редактирование: 25 Апреля 2018, 09:31:29 от Sobkor »
Записан
С уважением Роман Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »