Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиация пограничных войск  (Прочитано 14695 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #20 : 30 Декабря 2019, 17:41:15 »
КИРЕЕВ Алексей Иванович (1908-1957), Герой Советского Союза (с 15 мая 1946 года) из числа воспитанников системы отечественного МВД, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, полковник запаса.
Родился 8 марта 1908 года в селе Алексеевка Алексеевского сельского поселения Москаленского района Омской области. Русский. Из семьи железнодорожного рабочего. Член ВКП(б)-КПСС с 1930 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- военное: 1) в 1930 году – некую пограничную школу войск ОГПУ; в 1932 году – 1-ю (Ново-Петергофскую) школу пограничной охраны и войск ОГПУ; и 3) в 1933 году – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР.
К осени 1929 года – рабочий-железнодорожник в кузбасском городе Мариинске.
В армию призван в октябре 1929 года с направлением в дислоцировавшиеся в Забайкалье част войск пограничной охраны ОГПУ и практически сразу – в горниле боёв военного конфликта на КВЖД, где был дважды ранен «при уничтожении бандитизма».
В 1930-1933 гг. – сначала курсант, а с производством в июле 1931 года в краскомы – слушатель ряда военных школ.
В 1933-1939 гг. – в Харьковском авиагарнизоне как представитель лётно-подъёмного состава сначала, как надо полагать 7-го отдельного авиационного отряда пограничной и внутренней охраны ОГПУ-НКВД, а с апреля 1935 года – авиационного отделения 2-й (Харьковской) военной школы пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского (с 1937 года – в статусе военного училища): последовательно – лётчик, старший лётчик и командир звена. При этом в 1936 году в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания лейтенант.
В 1939 году в связи с сокращением численности пограничной авиации передан на лётную работу в ВВС Красной Армии, где был назначен лётчиком-инструктором в одну из военных школ пилотов, при этом к лету 1941 года – уже старший лейтенант по воинскому званию.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 7 февраля 1942 года, при этом до марта 1943 года – командир 1-й эскадрильи вооружённого самолётами У-2 708-го легкобомбардировочного полка и по состоянию на первую половину апреля 1942 года – по-прежнему старший лейтенант по воинскому званию.
11 апреля 1942 года командованием озвученной выше в/ч представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Ст. лейтенант т. Киреев за период пребывания в 708 ап [правильно – 798 лбап] показал себя политически грамотным, преданным делу партии Ленина-Сталина и соц. Родине, дисциплинированным командиром, требовательным к себе и подчинённым.
Летает на самолётах У-2, Р-5 и И-4; общий налёт днём – 1800 часов и около 200 часов – ночью.
Эскадрилья, которой командует т. Киреев, сделала 96 боевых вылетов, из них 23 ночью.
Тов. Киреев за время пребывания на фронте произвёл 13 боевых вылетов, из них 3 ночью.
2 апреля, будучи командированным для выполнения приказания командующего ВВС КФ [Калининского фронта] во главе звена по организации снятия с [места] вынужденной посадки самолёта СБ, севшего с бомбовой нагрузкой без горючего и сжатого воздуха в тылу у противника, организовал чёткую переброску в ночное время 420 кг горючего, баллона с сжатым воздухом и экипажа самолёта, для чего добыл тару под бензин и лично облетел ряд прифронтовых аэродромов; руководя работой звена, в ложных ночных условиях доставлявшего перечисленный груз через линию фронта к самолёту СБ. задание было выполнение, за что командующий ВВС 4 армии объявил благодарность всему составу звена: самолёт СБ вылетел с [места] вынужденной посадки, поддержал наступательные действия партизан, отбомбился и вернулся на свою базу.
Во время выполнения задания один из самолётов У-2 при посадке на свой аэродром ночью снёс шасси и поломал лопасти винта. Тов. Киреев с исключительной энергией организовал ремонт самолёта, который закончил в течение 2-х дней, благодаря чему, с-т [самолёт] продолжал выполнять боевые задания.
По приказанию командующего ВВС КФ представляю т. Киреева к правительственной [правильно – государственной] награде – ордену «Красная Звезда» [правильно – ордену Красной Звезды]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 193, лл. 258 и 258об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Калининского фронта за № 0249 от 17 июля 1942 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 193, л. 253.
В связи с расформированием в марте 1943 года 708-го легкобомбардировочного авиационного полка был отправлен переучиваться на пилота самолёта-штурмовика Ил-2, после чего с 4 июня 1943 года – штурман 235-го штурмового авиационного (впоследствии – Проскуровский) полка 264-й штурмовой авиационной (впоследствии – Киевская Краснознамённая) дивизии, при этом:
- с 9 июля 1943 года – вновь в составе действующей армии;
- к октябрю 1943 года – уже майор по воинскому званию.
2 октября 1943 года комполка-235 майором В.Н. Коряковым представлен к награждению орденом Красного Знамени: «На Воронежском фронте произвёл 9 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Уничтожил: танков – 5, автомашин – 17, оружий – 3, складов с горючим – 2, одну водную переправу, до 52-х солдат и офицеров.
Летая ведущим группы 6-и-12-и самолётов, всегда точно выводит своих ведомых на цель, точно поражая её. Своим хладнокровием в бою, умением руководить группой является примером для молодых лётчиков.
Имеет 2 встречи с истребителями противника и в обоих случаях в результате активных действий группы Ил-2 обращали в бегство воздушного противника.
Всегда без потерь приводит свою группу на свой аэродром.
За время Отечественной войны произвёл 56 боевых вылетов.
За успешные 28 боевых вылетов ночью на самолёте У-2 на Калининском фронте награждён орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» [правильно – орденом Красного Знамени]. Остальные 28 боевых вылетов произвёл на самолёте Ил-2 в качестве ведущего 6-и-12-и самолётов, за время которых уничтожил: танков – 23, автомашин – 51, орудий – 15, до батальона пехоты противника.
24.8.43 г. группа 6 Ил-2, ведомая майором КИРЕЕВЫМ, в районе цели была атакован 4 Ме-109г, подав команду: «ВСТАТЬ В КРУГ», принял воздушный бой, в результате которого был повреждён один Ме-109 огнём воздушных стрелков ведомых самолётов, и привёл группу, не потеряв ни одного самолёта.
За 28 боевых вылетов не награждался.
В бою храбр, мужественен и хладнокровен, ориентируется отлично…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1094, л. 280.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0124/н от 20 октября 1943 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Александра Невского. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1094, лл. 258 и 259.
В конце 1943 года был переведён на должность штурмана 809-го штурмового авиационного (впоследствии – Каменец-Подольский ордена Богдана Хмельницкого) полка всего тоже же соединения и 7 января 1944 года комполка-809 майором В.С. Московкиным представлен к награждению орденом Красного Знамени: «С 6.6.43 г. [правильно – с 9 июля 1943 года] участвует в Отечественной войне на Воронежском и 1-м Украинском фронтах в должности штурмана полка.
Полком произведено 1530 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Лтчный состав полка задания выполняет на «хорошо» и «отлично». Лётный состав случаев потери ориентировки при выполнении при выполнении боевых заданий не имеет.
Им лично за этот период произведён 31 боевой вылет на самолёте Ил-2 и уничтожено: танков – 8, автомашин – 15, зенитно-пулемётных точек – 3, миномётных батарей – 2, живой силы – до 40 человек.
В бою смел, решителен. Водит в бой группы от 6 до 18 самолётов. Как ведущий групп задания выполняет отлично, за что награждён орденом АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.
За период пребывания на Калининском фронте им произведено 39 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 [правильно – У-2], много уничтожено живой силы и техники противника. Кроме того, им произведено 19 боевых вылетов на самолёте У-2 с посадкой в тылу противника в связи с выполнением специальных заданий командования…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д 3997, л. 301.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 023/н от 31 января 1944 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д 3997, л. 299.
Приказом главкома ВВС Красной Армии за № 0928 от 13 июля 1944 года удостоился очередного воинского звания – «подполковник».
25 июля 1944 года комдивом-264 полковником Е.В. Клобуковым представлен к награждению орденом Суворова 3-й степени: «Во время Львовской операции [правильно – Львовско-Сандомирская стратегическая наступательная операция, проводилась с 13 июля по 29 августа 1944 года] оставался за командира полка. Чётко и организовано провёл все боевые вылета полка, в результате чего полк по боевой работе занял среди частей дивизии первое место.
За операцию полк произвёл 398 боевых вылетов. Лично т. КИРЕЕВ в этой операции произвёл 9 боевых вылетов, водя полковые группы в бой. Им лично уничтожено: танков – 2, автомашин – 7, ж.д. вагонов – 1, уничтожено и рассеяно до 40 солдат и офицеров противника.
За время Отечественной войны т. КИРЕЕВ произвёл 117 боевых вылетов. В бою отважен и находчив, грамотно строит противозенитный манёвр. Умело и тактически грамотно организовывает отражение атак истребителей. Умело передаёт свой боевой опыт лётному составу. После последней награды – ордена «Красное Знамя» [правильно – ордена Красного Знамени] (31.1.44 г.) – произвёл 20 боевых вылетов». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 471, л. 129.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0211 от 18 августа 1944 года: от имени Родины удостоился своей четвёртой по счёту государственной награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 471, лл. 82 и 84.
Предположительно, с середины июля 1944 года – Врид комполка-809, а с августа (но не ранее, чем с 6-го числа) – командир данной в/ч.
Предположительно, с ноября 1944 года или же февраля 1945 года за выслугу в 15 лет – кавалер ордена Красной Звезды: награждён был Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/138. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 258, лл. 1 и 64.
30 ноября 1944 года комдивом-264 полковником Е.В. Клобуковым за личный героизм и отвагу, за произведённые 131 боевой вылет, за лично сбитый один Ju-88, за настойчивость и упорство в уничтожении живой силы и техники противника и умелое полководческое искусство представлен к званию Героя Советского Союза. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 793756, д. 21, лл. 80-81об
Звания Героя Советского Союза удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года с вручением медали «Золотая Звезда» за № 6229 и ордена Ленина.
К этому времени, помимо перечисленных выше пяти орденов являлся ещё и кавалером трёх медалей – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоен 20 октября 1945 года, удостоверение № Д-0159971), а также, предположительно, «За освобождение Праги» и «За взятие Будапешта».
К весне 1947 года – по-прежнему комполка-809 и подполковник по воинскому званию.
Де-факто 10 марта 1947 года (но де-юре – приказом главкома ВВС за № 0483 от 24 марта 1947 года) передан в авиацию оборонного общества, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 95 от 10 марта 1947 года назначен начальником Омского аэроклуба. И в этом же день, 10 марта 1947 года, получил в кадровом аппарате Союза Осоавиахим на руки предписание за № 96 об убытии в распоряжение Омского областного совета Осоавиахима.
В связи с разделением Осоавиахима на три оборонных общества приказом главком ВВС Вооружённых Сил СССР за № 02396 от 26 апреля 1948 года переведён в авиацию ДОСАВ с пребыванием в ранее занимаемой должности начальника Омского аэроклуба, а аналогичным приказом, но изданным 21 октября 1948 года за № 03616, – в резерв ВВС.
Как ни странно, но период службы в авиации оборонных обществ в большинстве из размещённых в открытых источниках биографий Героя почему-то не отражён.
В 1948 году должен был удостоен медали «XXX лет Советской Армии и Флоту».
Кроме того, в 1949 году за выслугу в 20 лет, а в 1953 года за выслугу в 25 лет должен был быть награждённым соответственно орденом Красного Знамени и орденом Ленина. Но был ли удостоен этих наград – в открытых источниках – увы, ни слова.
В запас уволился в 1955 году в звании полковника. И с этого момента – военный пенсионер с местом постоянного проживания в районном городе Моршанске Тамбовской области.
Скоропостижно скончался 4 марта 1957 года. Похоронен в городе Самара.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
 

Портрет А.И. Киреева фронтовой поры со страниц книги генерал-полковника авиации Н.П. Каманина (1908-1982) «Лётчики и космонавты: О жизни и о себе» (М., Политиздат, 1971):


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 193, лл. 253, 258-259.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=ZEL/001/033-0682524-0193/00000420.jpg&id=6040170&id1=8881c8f6adc2bac792908e94f04b50db


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=ZEL/001/033-0682524-0193/00000462.jpg&id=6040261&id1=74a23968daa38101aecda2306a5c87b9
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=ZEL/001/033-0682524-0193/00000463.jpg&id=6040262&id1=40fca94ffeb74c5e0d921f59242a587f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=ZEL/001/033-0682524-0193/00000464.jpg&id=6040263&id1=1ef709e63a2b80ccdad03b429143a6ed




Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1094, лл. 280 и 280об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/075/033-0686044-1094%2b004-1093/00000475.jpg&id=18638366&id1=96c620450fe29b404fc699b3783f7d3b
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/075/033-0686044-1094%2b004-1093/00000476.jpg&id=18638367&id1=47ef3f924d2e6f72a45e7370a57a5f1e



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д 3997, лл.299, 301 и 301об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/131/033-0686044-3997%2b004-3996/00000546.jpg&id=22343943&id1=324d5af6153cd5b32cc5c02e77d38a99


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/131/033-0686044-3997%2b004-3996/00000550.jpg&id=22343951&id1=7a8cdf5eabc67061993ae28e51e51cea
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/131/033-0686044-3997%2b004-3996/00000551.jpg&id=22343952&id1=be4ae1004056b76e42e52f431f5177f6



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 471, лл. 129 и 129об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/369/033-0690306-0471%2b012-0470/00000258.jpg&id=40998805&id1=d289b15146fddfe4a9f7e3daf3fb3717
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/369/033-0690306-0471%2b012-0470/00000259.jpg&id=40998806&id1=af6388596664dec3d69a6e22d3ca0a19


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 793756, д. 21, лл. 80-81об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0021/00000156.jpg&id=150014529&id1=ca9dfeea982b5ba57ed4c0608432d90d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0021/00000157.jpg&id=150014531&id1=6f40f8503b3100c083c62ba3b19f492d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0021/00000158.jpg&id=150014532&id1=b3751bdd26838c52fe06862f09d75322
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0021/00000159.jpg&id=150014533&id1=233ec459ee4f4801693165f5c11f80a9



« Последнее редактирование: 30 Декабря 2019, 19:03:32 от Sobkor »
Записан

Texnar

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 18
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #21 : 06 Января 2020, 18:52:50 »

На одном из многочисленных Аукционах была размещена и продана следующая фотография. Текст к ней прилагаю: «Фотография летно-технического состава при Отдельной Авиабригаде Погранвойск НКВД СССР. 1939. Сидят: в центре – кавалер ордена Ленина командир бригады Чупров И.М., слева от него – полковой комиссар Крышан С.С., предпоследний справа в 1 ряду с медалью 20 лет РККА – Сергеев Николай Михайлович. На лицевой стороне надпись: «23.10.39 // Сбор летно-технического состава при Отд. Авиабригаде Погранвойск НКВД СССР». Размер 12×15,1 см».
Чупров Илья Михайлович (1907-1996), генерал-майор авиации. В 1926 г. по комсомольской путевке был направлен на учебу в Омскую пехотную школу, которую с отличием закончил. В 1929 г. получил назначение командиром взвода в отдельную дивизию особого назначения НКВД. С 1932 по 1933 г. служил курсовым командиром в 1-й пограншколе (г. Ново-Петергоф), командиром бронеплощадки, начальником штаба конно-артиллерийского дивизиона в Тифлиси. В декабре 1933-1935 гг. окончил Борисоглебскую авиационную школу ВВС РККА. С 1935 г. в 3-й авиационной эскадрильи пограничных войск: командир звена, командир авиационного отряда, фактически, и.о. командира эскадрильи, т.к. командир Л.П. Василевский и начальник штаба Я.Д. Ахматов не были летчиками. С 1939 г. – командир 6-го отдельного авиационного отряда пограничных войск, г. Минск. В 1940-1963 гг. – начальник авиационного отдела ГУПВ НКВД/КГБ СССР. С 1941 г. – командир отдельной авиабригады пограничных войск, Быково. Генерал-майор авиации (с 1 апреля 1943 года). В 1947 г. закончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Высшие академические курсы усовершенствования при Академии Генерального штаба СССР (1954). С 1963 года и затем в течение более чем 20 лет работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте научно-технической информации. Награжден: двумя орденами Ленина (первый – в 1938 году), Красного Знамени, двумя Красной Звезды (первый – 1943 г., за обеспечение перелета в Тегеран на конференцию правительства СССР), орденом Суворова II ст., Отечественной войны I ст. и множеством медалей.

« Последнее редактирование: 17 Марта 2020, 16:25:02 от Sobkor »
Записан
Один в луже видит грязь, другой - отражающиеся звёзды. Иммануил Кант

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #22 : 28 Января 2020, 21:35:33 »

Не ранее ноября 1943 года, заместитель наркома внутренних дел по войскам генерал-полковник Аркадий Николаевич Аполлонов (1907-1978) на борту своего служебного самолёта.

От знатока истории отечественной авиации экспертного уровня Олега КОШЕЛЕНКО (г. Минск):
- Вероятней всего, это салонный американский «С-47» с большими удобными креслами и улучшенной отделкой. Два таких самолёта для доставки советской делегации в Тегеран переоборудовали в июле 1943 года в подмосковном посёлке Быково – в мастерских Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР. Тогда их и перекрасили из оливково зелёного цвета в «светлые» тона. Оба эти самолёта пополнили собой авиапарк 1-го авиационного полка пограничных войск НКВД СССР...
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #23 : 04 Марта 2020, 17:00:00 »
ФОТЕЕВ Аркадий Михайлович (1901-1990), выдающейся советский парашютист, ветеран авиации пограничных войск и чекистского спецназа, полковник в отставке.
Член ВКП(б)-КПСС; общее образование по состоянию на весну 1941 года – среднее; Заслуженный мастер парашютного спорта СССР (с 1948 года), а с 1934 года – Мастер парашютного спорта СССР (удостоверение за № 14).
Сведения от 16 мая 1941 года: «Работает начальником парашютно-десантной транспортной службы в Отдельной бригаде ПВ НКВД [правильно – Отдельная авиационная бригада пограничных войск НКВД СССР].
За боевые заслуги награждён правительственным [правильно – государственной наградой] орденом ЛЕНИНА и медалью «XX лет РККА».
Источники – ГАРФ: ф. Р8355, оп. 1, д. 455, лл. 140 и 147.
К лету 1941 года его портрет как активиста оборонного общества украшал собой павильон Осоавиахима СССР на ВСХВ (ныне – ВДНХ).
В годы Великой Отечественной войны – начальник парашютно-десантной службы ОМСБОН войск НКВД СССР-ОООН НКГБ СССР.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #24 : 04 Марта 2020, 21:42:27 »
Вот здесь на нашем уважаемом Форуме тема «10-я отдельная авиационная эскадрилья ПВ НКВД СССР»: http://voenspez.ru/index.php?topic=873.0
   

Сканировано мною с архивного подлинника. Источник – РГВА: ф. 40936, оп. 5, д. 15, л. 80.


Из Исторического формуляра 10-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Сканировано мною с архивного подлинника:
 

Очерк нашего многоуважаемого коллеги из Минска полковника запаса Владимира Анатольевича Тылец-Зинкевича о 10-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР со страниц изданной весной 2016 года Книги Памяти МВД России:







Снимки из фронтовой фотохроники вермахта: погибшие на аэродроме «Каролин» (окрестности белорусского города Гродно) боевые машины 10-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР, в том числе самолёт-разведчик Р-10 с бортовым номером «4».
     
« Последнее редактирование: 04 Марта 2020, 21:48:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #25 : 16 Марта 2020, 18:15:24 »

Не ранее осени 1952 года, офицер авиации пограничных войск старший техник-лейтенант Михаил Матвеевич Быстров в парадном мундире ВВС образца 1949 года, но при этом почему-то не приколол медали, а только ордена.

БЫСТРОВ Михаил Матвеевич (1910-2002), ветеран авиации пограничных войск, майор в отставке (с 2000 года).
Родился 10 октября 1910 года в деревне Попково Торопецкого района Тверской области. Русский. Как минимум, с периода Великой Отечественной войны, состоял членом ВКП(б)-КПСС. Был женат.
Образование:
- общее – начальное: закончил пять классов общеобразовательной школы;
- военное: Школу младшего начсостава авиации войск пограничной охраны ОГПУ.
В армию призван осенью 1932 года с направлением авиации войск пограничной охраны ОГПУ.
В офицеры вырос из сверхсрочников.
Известно, что в период с осени 1932 года и до весны 1945 года последовательно проходил службу: в авиагарнизоне «Быково», в авиагарнизоне аэродрома «Белая» (окрестности села Тайтурка Усольского района Иркутской области), в Хабаровском авиагарнизоне. При этом в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет удостоился медали «За боевые заслуги».
С апреля 1945 года – техник звена дислоцировавшегося сначала в Забайкалье, а затем на Сахалине 7-го отдельного авиационного полка пограничных войск НКВД СССР. В данный период – техник-лейтенант по воинскому званию.
27 августа 1945 года командованием озвученной выше авиачасти представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «Тов. БЫСТРОВ за период выполнения правительственного задания отлично обслуживал свой самолёт. Его самолёт всегда был исправен и готов к выполнению задания.
В условиях отрыва от основной базы представляло сложность эксплуатировать материальную часть, особенно её ремонтировать.
В течение с 14.5 по 1.8.45 г. его самолёт налетал 220 часов, перевёз и сбросил на парашютах груза в 22 тонны точно в указанные цели.
За отличное обслуживание и правильную эксплуатацию материальной части самолёта По-2, чем способствовал выполнению правительственного задания ранее установленного срока, достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» [правильно – ордена Отечественной войны] 2-й степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, лл. 35 и 35об.
Данное представление получило реализацию в строках приказом по войскам Забайкальского фронта за № 060/н от 10 октября 1945 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, л. 25.
В 1950-х гг. – представитель авиационно-технического состава 8-го отдельного авиационного полка пограничных войск МГБ-МВД СССР с местом службы в эстонском городе Пярну, уже старший техник-лейтенант по воинскому званию.
С 1955 года – в Одесском авиагарнизоне пограничных войск (Гидропорт) в звании капитана технической службы. Отсюда и уволился в запас Вооружённых Сил.
Будучи военным пенсионером, трудился в структурах военизированной охраны.
Являлся кавалером многочисленных государственных наград, в том числе:
- ордена Красного Знамени: удостоен в 1952 году за выслугу в 20 лет;
- трёх орденов Красно Звезды, в том числе: 1) награждён приказом по войскам Забайкальского фронта за № 060/н от 10 октября 1945 года; и 2) удостоен в 1947 году за выслугу в 15 лет;
- медали «За боевые заслуги»: удостоен в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»;
- медали «За победу над Японией»;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота».
Скончался 21 февраля 2002 года. Похоронен на кладбище окрестного к Одессе посёлка НАТИ.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Выражаю благодарность за предоставленные фото Юрию Николаевичу Антонову – коллеге, проживающему в Одессе.


23 октября 1939 года, авиагарнизон «Быково», Сбор лётно-технического состава при Отдельной авиационной бригаде пограничных войск НКВД СССР. Михаил Матвеевич Быстров стоит в третьем ряду, за правым плечом полковника И.М. Чупрова (он сидит в центре, будучи облачённым в парадный френч советских ВВС).


Не ранее осени 1937 года. Слева – Михаил Матвеевич Быстров, а правее на фоне лёгкого транспортного самолёта ПР-5 – два других военных авиатора-пограничника, один из которых флотский (и он на правах старшего начальника ставит задачу пилоту) и «сухопутчик» со знаками различия старшего лейтенанта.


В статусе сотрудника военизированной охраны при несении службы на вверенном посту.


В минуту досуга с супругой (она справа) и соседкой.



Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, лл. 25, 35 и 35об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000047.jpg&id=24720260&id1=2f9943ff77729f91f6bcc1020295e63d


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000059.jpg&id=24720299&id1=47336cec03b57e10a0b2dc7e0025198d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000060.jpg&id=24720300&id1=46dbf366b885dba47e3220910d537e12

« Последнее редактирование: 16 Марта 2020, 18:22:44 от Sobkor »
Записан

Юрий Антонов

  • Авиасын
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #26 : 17 Марта 2020, 14:17:09 »
Предвоенный период, N-е военные городки пограничников-авиаторов:
 

« Последнее редактирование: 17 Марта 2020, 21:23:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #27 : 17 Марта 2020, 16:33:51 »
Не ранее осени 1937 года, один из самолётных ангаров подмосковного авиагарнизона «Быково», техническое обслуживание лёгкого транспортного самолёта ПР-5 из боевого состава Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР. В кабине – военный лётчик, состоявший в звании старшего лейтенанта. Авиатехник же, как надо полагать, в статусе представителя среднего военно-технического состава «без звания». Сканировано с архивного подлинника Юрием Николаевичем Антоновым – моим проживающем в Одессе коллегой:
Тот старший лейтенант, который запечатлён сидящим в кабине самолёта ПР-5, – Илларион Дмитриевич Поздняков. А сама данная фотография – она из семейного фотоальбома Наталии Поздняковой, дочери Иллариона Дмитриевича.
Одновременно сделаю уточнение, что фотографии М.М. Быстрова – они из семейного фотоальбома Элеоноры Быстровой, дочери Михаила Матвеевича.

Не ранее весны-лета 1940 год, два самолёта-разведчика марки «Р-10» пограничной авиации на одном из полевых аэродромов. Судя по всему, члены семей начсостава проводят субботник по помывке лётной материальной части. Сканировано с архивного подлинника Юрием Николаевичем Антоновым – моим проживающем в Одессе коллегой:
« Последнее редактирование: 17 Марта 2020, 16:47:38 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #28 : 19 Марта 2020, 15:57:08 »
СТАРОСТИН Василий Петрович (1910-1941), де-юре – заместитель командира 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР, но де-факто – командир морского авиационного звена данной эскадрильи, но пребывающего в подчинении ВВС Краснознамённого Балтийского флота, старший лейтенант.
Родился в 1910 году в некоей подмосковной деревне Срезнево (по состоянию на 1941 года – Калининского района), но правильно, очевидно, – Середнево, которая ныне входит в состав Новомосковского административного округа города Москвы. Член ВКП(б). Был женат: супруга, Старостина (во втором браке – Цветкова) Александра Емельяновна, по состоянию на лето 1941 года проживала в столице Узбекистана городе Ташкенте. Отец троих детей: двух сыновей – Геннадия и Анатолия и дочери по имени Элеонора.
В армию призван Краснопресненским РВК города Москвы с направлением в ряды советских ВВС.
По состоянию на вторую половину 1930-х гг. – представитель лётно-подъёмного состава в подразделениях морской авиации войск пограничной охраны НКВД СССР с местом службы на Камчатке, однако к осени 1940 года – уже в Одессе как командир звана советских летающих лодок марки «МБР-2» 7-й отдельной морской авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР (место дислокации данной части – расположенный на Хаджибейском лимане Гидропорт). В данные периоды времени – уже старший лейтенант по воинскому званию.
11 сентября 1940 года звено во главе своего звена убыл к новому месту службы – в расположенный на Моонзундском архипелаге эстонский город Куресааре, в распоряжения в распоряжение командира ново формирующейся 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Известно, что это звено состояло: самолётов МБР-2 – 2; личного состава – 18 человек (старшего начсостава – 1, среднего начсостава – 7, младшего начсостава – 6, рядового состава – 4, из них: лётчиков – 3, летнабов – 2, бортехников – 2, старший техник звена – 1, авиамотористов – 4; краснофлотцев по воинскому званию – 6).
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут, при этом с 23 июня 1941 года, согласно мобплану МП-41, – составе ВВС Краснознамённого Балтийского флота.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 818884, д. 77, л. 221), пропал без вести 30 июля 1941 года: «Не вернулся с полёта, имел задание по высадке десанта в тылу пр-ка [противника]».
В действительности в то день, 30 июля 1941 года, погиб вместе со всем своим экипажем в окрестностях карельского посёлка Мотко (ныне – составе Лендерского сельского поселения Музерского района Республики Карелия). Тогда же и там же погиб и второй самолёт, входивший в группу, которую вёл старший лейтенант В.П. Старостин.
В 1963 году место крушения этих двух погибших самолётов обнаружили местные жители, которые, приступив к раскопкам, подняли из-под обломков останки семи советских военнослужащих 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Речь в данном конкретном случае идёт о следующих авиаторах, носивших военно-морскую форму: старшие лейтенанты Григорий Александрович Савченко (адъютант звена и одновременно – штурман звена), Василия Петровича Старостина (заместитель командира эскадрильи) и Николая Устиновича Сидоренкова (командир экипажа второго из погибших самолётов), воентехника 1 ранга Ивана Степановича Ребизова (борттехник), младшего воентехника Михаила Никифоровича Ярицы и двух стрелков-бомбардиров – младших сержантов Ивана Яковлевича Кузнецова и Ивана Сергеевича Полякова. При этом, по утверждению местных краеведом, обломки идентифицированы как якобы принадлежавшие самолётам-разведчикам Р-5, а не МБР-2. Но ведь Р-2 – двухместные машины и к тому же они не в состоянии взять на борт десант.
В том же 1963 году все погибшие 30 июля 1941 года авиаторы-пограничники с отданием последних воинских почестей были погребены в карельском посёлке Мотко. На этом месте теперь воинский мемориал с воздвигнутым на нём выполненным из металла высоким пирамидальным обелиском, увенчанным в свою очередь пятиконечной звездой.
Официально значится похороненным на воинском мемориале карельского посёлка Мотко.
Старший лейтенант В.П. Старостин увековечен:
- на 22-й странице дополнительного тома Книги Памяти города Москвы, но с четырьмя искажениями: 1) как якобы уроженец мифической деревни Среднево Каширского района Московской области (в действительности в том районе есть деревня Срезнево, а не Среднево), а не, предположительно, деревни Середнево Новомосковского административного округа Москвы; 2) как якобы «заместитель командира эскадрильи морского звена ВВС 7 армии» (уже само по себе утверждение бредовое, поскольку это именно авиазвенья входят в состав авиаэскадрилий, а не наоборот!), а не ВВС КБФ; 3) как якобы погибший 29-го, а не 30 июля 1941 года; и 4) как якобы похороненный в мифическом посёлка Мотка Суоярвского района Карелии, а не в посёлке Мотко Музерского района той же республики;
- в Книге Памяти Московской области – т. 7, стр. 430, но с пять искажениями: 1) как якобы уроженец Срезнево Каширского района Московской области, а не, предположительно, деревни Середнево Новомосковского административного округа Москвы; 2) как якобы призванный Каширским РВК Московской области, а не Краснопресненским РВК города Москвы; 3) как якобы военнослужащий «11 оаэ [отдельная авиационная эскадрилья]», а не 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР (но де-факто – командир морского авиационного звена данной эскадрильи, но пребывающего в подчинении ВВС Краснознамённого Балтийского флота: 4) как якобы погибший 29-го, а не 30 июля 1941 года; и 5) как якобы похороненный в городе Старая Русса Новгородской области, а не в карельском посёлке Мотко.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из семейного фотоальбома Элеоноры Васильевны Старостиной, дочери морского лётчика-пограничника В.П. Старостина (сканировано Юрием Николаевичем Антоновым, моим проживающем в Одессе коллегой):

Первая половина 1930-х гг., Василий Петрович Старостин (1910-1941) как боец-срочник одного из авиационных подразделений.


Вторая половина 1930-х гг., Камчатка, в центре – супруги Старостины, ниже их сын Геннадий. В белом берете – Екатерина Ивановна Кожановская, супруга воентехника 2 ранга Виталия Сергеевича Кожановского. Справа от Гены Старостина – дочь супругов Кожановских по имени Светлана.


Не позднее осени 1937 года, крымский курорт Алупка, в центре – супруги Старостины, а крайним справа – представитель комначсостава войск НКВД СССР в звании капитана (или равного последнему) при знаках различия образца 1936 года.


5 февраля 1940 года, город Сочи, старший лейтенант Василий Петрович Старостин (он единственный, кто облачён в военно-морскую форму) на отдыхе в Санатории № 3 НКВД СССР среди сотрудников госбезопасности и неизвестного депутата Верховного Совета СССР 1-го созыва (последний, очевидно, с супругой).

Фрагменты: морской лётчик войск-пограничник старший лейтенант Василий Петрович Старостин (1910-1941):
 

Воинский мемориал карельского посёлка Мотко:
 
« Последнее редактирование: 19 Марта 2020, 17:52:25 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #29 : 20 Марта 2020, 17:34:09 »

Самое начало 1950-х гг., город Одесса, майор Василий Афанасьевич Кузнецов как представитель лётно-подъёмного состава 8-го отдельного авиационного полка пограничных войск МГБ СССР. Офицер облачён в повседневную форму советских ВВС образца 1949 года вне строя. Фото предоставлено Юрием Николаевичем Антоновым (г. Одесса).

КУЗНЕЦОВ Василий Афанасьевич, ветеран пограничной авиации.
Родился в 1909 году в районном городе Рыбинске Ярославской области. Русский. Рабочий. Член ВКП(б): партбилет образца 1936 года № 3983635. Был женат.
В армию призван осень 1931 года с направлением в войска правопорядка и безопасности.
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- военное: в конце 1930- гг. – авиационное отделение Харьковского военного училища войск внутренней и пограничной охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
По состоянию на 1943 год – в подмосковном авиагарнизоне «Быково» как представитель лётно-подъёмного состава Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР и в данном качестве в мае-апреле 1943 года – в оперативно командировке «по ликвидации банд в Калмыцкой АССР», за что был удостоен ордена Красного Знамени.
Известно, что в период с осени 1932 года и до весны 1945 года последовательно проходил службу: в авиагарнизоне «Быково», в авиагарнизоне аэродрома «Белая» (окрестности села Тайтурка Усольского района Иркутской области), в Хабаровском авиагарнизоне. При этом в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет удостоился медали «За боевые заслуги».
С апреля 1945 года – командир эскадрильи дислоцировавшегося сначала в Забайкалье, а затем на Сахалине 7-го отдельного авиационного полка пограничных войск НКВД СССР. В данный период – старший лейтенант по воинскому званию.
27 августа 1945 года командованием озвученной выше авиачасти представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «Тов. КУЗНЕЦОВ в период выполнения оперативного задания сумел отлично подготовить лётно-технический состав авиаэскадрильи к практической работе в технике пилотирования в условиях горно-таёжной местности.
В ходе выполнения правительственного задания лично произвёл 92 самолёта-вылета с налётом 127 часов, при этом сбросил на парашютах и перевёз 11 тонн груза.
За период с 14.4 по 1.8.45 г. эскадрилья налетала 1467 часов, перевезла и сбросила на парашютах груза в 142 тонны без лётных происшествий, что способствовало досрочному выполнению правительственного задания.
За отличную подготовку лётно-технического состава эскадрильи и досрочное выполнение поставленной задачи достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» [правильно – ордена Отечественной войны] 2-й степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, лл. 29 и 29об.
Данное представление получило реализацию в строках приказом по войскам Забайкальского фронта за № 060/н от 10 октября 1945 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, л. 25.
17 сентября 1945 года командованием части представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «При выполнении задания по строительству линии правительственной связи «ВЧ» на Дальнем Востоке как командир авиаэскадрильи проявил высокие организаторские способности и оперативность в доставке на самолётах линейного материала рабочим колоннам в глубокую неизведанную тайгу.
За период строительства авиаэскадрилья в трудных условиях горно-лесистой местности совершила 890 вылетов и сбросила на парашютах 178 тонн строительного материала.
В то время, когда рабочие колонны уходил далеко в тайгу, теряя связь со своими базами (чем создавалась непосредственная угроза невыполнения плана в срок), лётчики под руководством тов. Кузнецова вовремя обеспечивали их строительным материалами и продуктами питания, благодаря чему правительственное задание выполнено досрочно на полтора месяца.
Достоин награждения орденом Отечественной войны II степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2568, лл. 52 и 52об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке за № 029/н от 22 сентября 1945 года: от имени Родины удостоился своей четвертой государственной награды – второго для себя ордена Отечественной войны 2-й степени Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2568, лл. 33 и 34.
По состоянию на 1952 год – Врио начальника штаба только что сформированного в Одессе 8-го отдельного авиационного полка пограничных войск МГБ СССР, уже майор по воинскому званию.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, лл.25, 29 и 29об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000047.jpg&id=24720260&id1=2f9943ff77729f91f6bcc1020295e63d


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000051.jpg&id=24720291&id1=765d4ceabb05aa5235fa1090af839b6c
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000052.jpg&id=24720292&id1=4c3519b3530398a23686e4d5d8805df1



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2568, лл. 52 и 52об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2568%2b040-2577/00000090.jpg&id=24730684&id1=3c16d1e77a9a6b536c4e4606509e5d3d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2568%2b040-2577/00000091.jpg&id=24730685&id1=ca567a3a783d0e7005d728e9118619a4

« Последнее редактирование: 21 Марта 2020, 12:43:55 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #30 : 23 Марта 2020, 15:35:54 »

Самый конец 1940-х гг., озеро Халактырское как место базирования в Петропавловске-Камчатском гидросамолётов марки «МБР-2» пограничной авиации. Фото предоставлено Юрием Николаевичем Антоновым (г. Одесса).
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #31 : 23 Марта 2020, 16:52:14 »
ГИЗАТОВ Махмуд-Мухамед Каримович (1914-1994), ветеран советских ВВС, в том числе пограничной авиации, майор в отставке.
Родился 11 ноября 1914 года в Татарстане – в селе Большие Кармалы Камско-Устьинского района. Татарин. Был женат: супруга – Гизатова (в девичестве – Иванова) Таисия Михайловна (09.10.1918-02.11.1995); дети – две дочери: Наталья 1946 года рождения и Татьяна 1953 года рождения.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1933 году закончил восемь классов общеобразовательной школы;
- авиационное профессиональное: предположительно, в 1934 году – пилотскую школу Казанского аэроклуба Центрального совета Осоавиахима Татарской АССР;
- военное: 6 ноября 1936 года – 3-ю (Оренбургскую) военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей по специальности «Лётчик».
На военной службе с 5 августа 1935 года и по 30 декабря 1959 года, в том числе с 1 февраля 1947 года – в авиации пограничных войск:
- с 5 августа 1935 года и по 6 ноября 1936 года – курсант 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. По выпуску в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания лейтенант;
- с 6 ноября 1936 года и по 5 октября 1938 года – пилот в строевых частях ВВС Красной Армии;
- с 5 октября 1938 года и по 1 февраля 1947 года – представитель постоянного состава ряда военно-учебных заведений ВВС Красной Армии: последовательно – лётчик-инструктор, командир звена (15 ноября 1941 года) и командир отряда, при этом с 1942 года – в столице Чувашии городе Чебоксары в стенах 14-й военной авиационной школы пилотов первоначального обучения Московского военного округа. В последнем качестве с 27 октября и по 28 ноября 1943 года – на боевой стажировке в составе 993-го ночного бомбардировочного авиационного (впоследствии – Будапештский ордена Богдана Хмельницкого) полка 262-й ночной бомбардировочной авиационной Лозовской (впоследствии – вдобавок Краснознамённая ордена Кутузова) дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта в должности лётчика. По состоянию на август 1945 года состоял в звании старшего лейтенанта;
- с 1 февраля 1947 года – в авиации пограничных войск, при этом до 19 сентября 1956 года – в должности заместителя командира эскадрильи: последовательно – на Камчатке, в эстонском городе Пярну, а с 1951 года – в дислоцировавшемся в Одессе 8-м отдельном авиационном полку пограничных войск, где в свою очередь 19 сентября 1956 года возглавил эскадрилью самолётов По-2, Ан-2 и Ae-45S «Super Aero».
Военную присягу принял 7 ноября 1939 года.
Последнее воинское звание в период военной службы – «майор»: присвоено приказом МВД СССР за № 779 от 29 июня 1948 года.
К зиме 1959/1960 гг. являлся инструктором парашютного спорта, лично совершившим двести прыжков с парашютом.
В запас Вооружённых Сил уволен приказом КГБ при Совете Министров СССР за № 693 от 7 декабря 1959 года по пункту «А» 59-й статьи Положения о прохождении военной службы «с правом ношения военной формы одежды».
На воинском учёте состоял в Ленинском РВК столицы Татарстана городе Казани.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- ордена Красного Знамени за № 418598 (Орденская книжка № 095210): награжден в 1955 году за выслугу в 20 лет);
- ордена Отечественной войны 2-й степени за № 4370511 (Орденская книжка № Б-554386): удостоен как здравствующий ветеран-фронтовик весной 1985 года);
- ордена Красной Звезды за № 289965 (Орденская книжка № 095210): награжден в 1950 году за выслугу в 15 лет;
- ордена «Знак Почёта» за № 21092 (Орденская книжка № 095210): награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года «за образцовое выполнение заданий командования Красной Армии в деле подготовки лётных кадров»;
- медали «За боевые заслуги» за № 1596603 (удостоверение № 033048): награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 223/115 от 6 ноября 1945 года – за выслугу в 10 лет;
- медали «За отличие в охране государственной границы СССР» (удостоверение № 001587): награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1954 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен 17 августа 1945 года;
- медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1965 году;
- медали «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1975 году;
- медали «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1985 году;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: удостоен в 1948 году;
- медали «40 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1958 году;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1968 году;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1978 году;
- медали «70 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1988 году;
- наградного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»: удостоен в 1970 году.
Скончался 9 января 1994 года. Похоронен в Казани.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Снимки из семейного альбома М.К. Гизатова (сканировано Юрием Николаевичем Антоновым – мои проживающим в Одессе коллегой):

На фоне учебного самолёта марки «У-1» – лётчики-инструкторы, в том числе крайним справа стоит лейтенант М.К. Гизатов.


Не ранее осени 1940 года, М.К. Гизатов (он крайний слева) в кругу сослуживцев, состоявших, как он и он сам, в звании лейтенанта. Сам М.К. Гизатов и один из сослуживцев – в уже формально упразднённых будёновках, а тот, который в центре, – в новоучреждённой в ВВС фуражке.


Конец 1940-х гг., Камчатка, в центре – капитан М.К. Гизатов, а слева – лёчтик М.П. Баранов.


С другом и его сыном на борту военного По-2.Так тогда лечили от коклюша – воздушными прогулками на свежем воздухе!


В погонах капитана.


В кругу сослуживцев, двое из которых, как и сам майор М.К. Гизатов (он второй справа), облачены в повседневную форму советских ВВС образца 1949 года вне строя, но только они представители наземных служб пограничной авиации, на что указывает факт отсутствия в тулье пилотской «птички», а также наличие звёздочки вместо авиационной кокарды в околыше.


В паре со своим авиатехников.


1950-е годы, Гидропорт Одессы, майор М.К. Гизатов в кабине чехословацкого Ae-45S «Super Aero».


1950-е годы, Гидропорт Одессы, во главе экипажа военного Ан-2 – майор М.К. Гизатов.


Декабрь 1959 года, прощальное коллективное фото офицеров 8-го отдельного авиационного полка пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР, увольняющих в запас в рамках хрущовского сокращения численности Вооружённых Сил СССР. Первый ряд (слева направо): 2-й – А.И. Рубежанский, за ним – Н.М. Соколов, Л.И. Евсеев, В.Т. Бондаренко, А.С. Савиных, М.К. Гизатов и Н.С. Нижников. Стоят (слева нправо): 2-й – С.Ф. Волков, за ним - П.С. Исаков, 5-й – М.П. Мягконосов, 7-й – Б.М. Виноградов, 9-й – И.И. Дудник.

Сканы со страниц Удостоверения офицера запаса:
         

Награды и символы ратной доблести:
         
« Последнее редактирование: 24 Марта 2020, 12:26:02 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 606
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #32 : 23 Марта 2020, 22:13:08 »
Трофейный двухмоторный транспортный немецкий самолёт Зибели «Si-204D» на службе в советской пограничной авиации в послевоенный период:
         
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »