Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Властелин неба  (Прочитано 1986 раз)

Александр Север

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 17
    • WWW
Властелин неба
« : 11 Мая 2012, 19:46:52 »
http://www.grodnonews.by/ru/0/11677/news (газета "Гродненская Правда", № за 12 мая 2012). По ссылке есть фото.

Властелин неба
 
Гродненец Николай Мульков сбивал германских асов в первую мировую и учил сбивать их в Великую Отечественную.

За время Великой Отечественной войны Черниговская военная авиационная школа пилотов подготовила 2230 летчиков-истребителей, 14 выпускников стали героями Советского Союза. В том, что многие пилоты стали настоящими воздушными асами, – несомненно, заслуга нашего земляка, начальника отдела учебно-летной подготовки и начальника штаба школы Николая Мулькова. Немного было в Красной Армии в 1941 году авиаторов, у кого за плечами был 30-летний стаж в авиации.

Уже 23 июня 1941 года два аэродрома школы подверглись бомбардировке. Погибли 4 человека, 7 были ранены, но в этот же день была одержана и первая воздушная победа – командир звена лейтенант Иван Бойко сбил немецкий бомбардировщик. Радуясь этому успеху, Николай Мульков не мог не вспомнить, как он сам 27 лет назад сбил германского аса.

Об авиации родившийся в Гродненской губернии в 1890 году Николай не мечтал. Окончив в 1908 году  Либавское реальное, продолжил учебу в Казанском военном училище. В 1910 году подпоручика Мулькова направляют для прохождения службы в саперный батальон. Но не прошло и года, как его зачисляют в офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине. Правда, в начале он  получает навыки полетов на воздушных шарах и аэростатах. И только в  1913 году переходит в  авиационный отдел школы для подготовки пилотов  аэропланов «Фарман». Сдав экзамен, поручик Мульков зачисляется в 5-й авиационный отряд, в составе которого принимает участие в первой мировой войне.

29 октября 1914 года Николай получил задание совершить полет на крепость Перемышль. Несмотря на трудные погодные условия и ожесточенный орудийный и пулеметный огонь австрийцев, сбросил бомбы и уничтожил склад боеприпасов, «вызвав панику в гарнизоне крепости».
За этот боевой вылет Николай Мульков был удостоен ордена Святого Георгия 4 степени.

17 мая 1916 года  «Фарман» Николая во время воздушной разведки попадает под артиллерийский огонь, а на его перехват вылетает  немецкий аэроплан «Альбатрос». Мульков, несмотря на ожесточенный огонь противника с земли и воздуха, сбивает противника. Это был настоящий подвиг,  ведь «Альбатрос» развивал скорость 200 км в час, а «Фарман» максимум – 115-130. Немецкий летчик имел два пулемета, стрелявших через винт и имевших прицел, наш самолет имел лишь один пулемет. За эту победу Николаю Мулькову было пожаловано Георгиевское оружие, присвоен чин штабс-капитана.
Заметим,  орденом Св. Георгия и Георгиевским оружием в 1914-1917 годах было награждено всего несколько десятков генералов и офицеров.

В рядах Красной Армии наш земляк участвовал  в гражданской войне в штабах 3-й, 12-й армий. А в марте 1921 года возвращается в авиацию вначале летчиком-наблюдателем, затем старшим инструктором, начальником технической части ряда военно-учебных заведений военно-воздушных сил.

В Великую Отечественную войну за подготовку летчиков в Черниговской военной школе пилотов удостоен  орденов Ленина и Красного Знамени. Как видим, наш земляк был не только великим летчиком, но и таким же педагогом.
Сергей Иванович
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании

group9may

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 948
  • Роман Фирсов
    • WWW
Властелин неба
« Reply #1 : 13 Мая 2012, 17:58:28 »

Сообщение от Николая для Александра, и всех участников темы:
Цитировать
  Подполковник Всеволод Шенберг (Vsevolodas Šenbergas) (25.08.1898 -02.01.1985)
Родился в Гродно. Учился в Петрограде и Риге. В 1918 г. приехал в Литву. 16.12.1919 г. окончил в Каунасе Военную авиашколу. В 1920 г. принимал участие в боях за независимость с польскими войсками. На его счету 18 боевых вылетов. После создания 2-ой эскадрильи назначен её командиром. В то время на вооружении эскадрильи были разведчики LVG C.VI, Alb CXV, DFW C.V и истребители Fok.D.VII, Alb.D.III. C 1923 г., эскадрилья чисто разведывательная. Эскадрильей командовал до 1934 г.
01.06.1921 г. одним из первых удостоен звания "военный лётчик".
05.1922г.Окончил курсы высшего пилотажа (инструктор известный лётчик ЭВК "Илья Муромец" Павлов Георгий Васильевич). Временно исполнял обязанности командуюшего авиацией и коменданта Ковенского военного аэродрома.
21.05.1940г. по собственному желанию уволен в запас. 02.01 1985г. умер в Кливленде (США).
Был награждён, в састности, орденом Крест Погони 5 ст. с мечами и орденом ВКЛ Гедемина 4 ст.
P.S. После ухода армии Врангеля из Крыма, в Литву приехал и бывший полковник, брат Всеволода Николай Шенберг. Из Крыма он попал в Синоп в Турции. Оттуда добрался до Египта. Потом батрачил на Корсике. Правда из Литвы вскоре с матерью он уехал в советскую         Россию, где его сестра вышла замуж за высокого ранга большевистского чиновника. Там он написал несколько трактатов по артиллерии.
В 1921 г. Всеволод создал гибрид планера и самолёта "Ш-1". Аппарат строился в авиамастерских в Ковно и построен весной 1922г. К планеру был прикреплён мотоциклетный         двигатель "Excelsior". На более мощный авиационный у автора небыло средств. С мотоциклетным же двигателем аппарат не оправдал надежд и работы по нему больше не проводились. Источник: http://www.plienosparnai.lt/page.php?152
« Последнее редактирование: 14 Сентября 2018, 21:43:38 от Sobkor »
Записан
С уважением Роман Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

Александр Север

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 17
    • WWW
Re: Властелин неба
« Reply #2 : 22 Мая 2012, 18:41:59 »
Покопался в "Википедии". Это может быть Московско-Киевско-Воронежская железная дорога. Оказывается, была и такая. А станция Брянск как раз на ней:
7 июня 1895 года высшим руководством общества Киево-Воронежской железной дороги было утверждено третье дополнение к уставу, согласно которому обществу присваивается наименование — «Московско-Киево-Воронежская железная дорога».
В этот период были построены основные линии железной дороги: Навля — Конотоп и Терещенская — Пироговка (движение открыто в 1893 году), Киев — Воронеж (1890-94), Ичня — Золотоноша (1897), Москва — Брянск — Львов (1899), Киев — Дарница — Киев (1901), Круты — Ичня и Бахмач — Одесса (1912), а также узкоколейная ветка от станци Пирятин к пристани Красное, на левом берегу Днепра. Общая протяженность железнодорожного полотна состоянием на 1913 год составляла 2698 километров.[2]
В 1913 году на средства предприятия началось строительство Брянского вокзала в Москве (позже переименован на Киевский), который был завершен в 1917 году.
Новые линии Новобелицы — Чернигов, Чернигов — Дарница, Новобелицы — Прилуки, вторые пути на линиях Москва — Малоярославец — Брянск — Навля были проложены в 1914-17 годах.
Записан
С уважением, Александр Севенко

Буду благодарен за любые сведения о Николае Севенко - пилоте Русского авиакорпуса в Великобритании
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »