Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Мурманская милиция в обеспечении безопасности Арктических конвоев  (Прочитано 1254 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 530
  • Ржевцев Юрий Петрович
Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин. Послевоенное фото: http://s48.radikal.ru/i121/1204/01/dda17e104a92.jpg

А ВЫНЕС ИМ БЛАГОДАРНОСТЬ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПОЛЯРНИК!
О степени значения военно-экономической помощи, оказанной союзниками Советскому Союзу в годы Великой Отечественной в рамках ленд-лиза, историки горячо спорят все последние десятилетия: кто-то склонен ее недооценивать, а кто-то, напротив, – переоценивать. Но большинство из них единодушно сходятся во мнении, что без нее, этой самой помощи, разгромить на полях сражений фашистскую Германию и ее страны-сателлиты нашей стране было бы куда труднее.
Для поставок грузов по ленд-лизу одним из самых быстрых – около двух недель морского перехода от восточного побережья США в Мурманск, – но при этом и самым опасным был Арктический маршрут. Это именно он вошел в Анналы истории под термином «Арктические конвои». Весь драматизм прорыва у берегов Норвегии наших торговых судов и судов союзников через минные поля, беспощадные нападения с воздуха самолетов-торепедоносцев и пиратские атаки подводных лодок гитлеровцев красноречиво, в частности, описан на страницах известного романа-хроники Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Повторяться не будем. Наше сегодняшнее повествование о другой, менее изученной страницы Арктических конвоев, – об обеспечении безопасности доставленных в СССР из Англии и США военных грузов именно силами Мурманского гарнизона внутренних дел – личным составом милиции и военизированной пожарной охраны. А сделаем это мы языком документа-подлинника, совсем недавно обнаруженного в фондах Российского государственного архива экономики активистом работающего при газете «Щит и меч» неформального клуба историков спецслужб, летописцем отечественных ВМФ Константином Стрельбицким. Речь о ранее никогда прежде не публиковавшемся в открытой печати приказе Уполномоченного Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море Ивана Дмитриевича Папанина (он же на тот момент времени – еще и начальник Главсерморпути) за № 8-м/22 от 7 февраля 1942 года: «За проявленное исключительно добросовестное отношение к данному мной заданию и высокие образцы самоотверженной работы, показанные при разгрузке транспорта «А» в Мурманском порту с 16 по 20 января, объявляю благодарность:
…3. Бойцам, командирам и политработникам Северного военного морского флота, Красной Армии и УНКВД [по] Мурманской обл.:
…5. Обл. УНКВД: зам. нач-ка НКВД ст. лейтенанту милиции т. Игумнову, сержантам милиции тт. Ворошенко, Щукину, Крахмальному; милиционерам тт. Михайлову, Деревянко, Черний, Юрковину, Челобитникову; бухгалтеру т. Бубир; мотористу т. Запара; шоферу т. Красношлыкову; пожарникам тт. Исаеву и Шевелеву; зам. к-нта [коменданта] ВПК [очевидно – военизированная пожарная команда] т. Бирюкову»…
Из комментария, сделанного Константином Борисовичем специально для «Щита и меча»:
- Вот “реквизиты” этого документа для заинтересованных исследователей: РГАЭ, фонд № 9570, опись № 2, дело № 3603, листы 24 и 25.
Приказ – машинописный, но с чернильной правкой, внесенной в текст рукой лично человека-легенды – Ивана Папанина.
Транспорт “А”, о котором речь, – некое судно из восьми, входивших в состав успешно прорвавшегося через гитлеровские заслоны в водах Арктики союзного конвоя PQ-8. Последний доставил в Мурманск стратегические грузы в рамках так называемого Первого протокола по ленд-лизу. Данный протокол, напомню, был подписан 1 октября 1941 года и «регламентировал» военные поставки от союзников в СССР вплоть до даты 30 июня 1942 года.
Точно идентифицировать «Транспорт «А» по выявленным архивным документам пока не удалось, но не исключено, что это был ставший впоследствии легендарным грузовой пароход «Старый большевик».
Мурманские стражи правопорядка и огнеборцы в рамках своей компетенции путем комплекса специальных мероприятий, в том числе носивших и контртеррористический характер, обеспечивали как безопасность, так и скрытный характер работ всех портовиков – от докеров до руководителей высшего звена.
Коротко о спецзваниях системы НКВД: до февраля 1943 года они не были, как сегодня, идентичны воинским. Так, «старший лейтенант милиции» условно равнялось армейскому майору, а «сержант милиции» – армейскому лейтенанту.
И в завершение несколько слов об Иване Дмитриевиче Папине как о… ветеране правоохранительных органов: мало кто знает, но легендарный полярник в годы Гражданской войны был чекистом, в том числе состоял в должности следователя…
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Снимок из фронтовой фотохроники: разгрузка в Мурманском порту одного из Арктических конвоев. http://s48.radikal.ru/i121/1204/01/dda17e104a92.jpg
« Последнее редактирование: 26 Январь 2015, 15:55:28 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »