Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Шталаг-380  (Прочитано 3841 раз)

рамспас

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 316
  • Горбачев Александр Васильевич
Шталаг-380
« : 02 Январь 2012, 14:18:56 »
Уважаемые коллеги, в разных источниках встречал: «Stalag 380 (Skarzysko Kamienna) Скарцыско Каменна Польша 4.1942-9.1942» и «шталаг-380 Кельц». Есть без номера лагеря: П. Астахов «Зигзаги судьбы. Из жизни советского военнопленного и советского зэка». – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005.
Из Книги памяти Московской обл., т. 22(I): «Кучеров Михаил Михайлович, красноармеец 1008 сп 266 сд. 1903 г. рождения, д. Марьино, Ногинского р-на. Призван в августе 1941г. Раменским РВК. Погиб в концлагере Шталаг-380 16 апреля 1944 г. в Польше, Келецкое воеводство, г. Коньске».
Эти три н/пункта на карте составляют треугольник со сторонами около 30 км. Это один лагерь?
Астахов П. «Зигзаги судьбы. Из жизни советского военнопленного и советского зэка» – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. – с. 464, ил.
(Серия: Человек на обочине войны):
«..Я оказался на территории Польши, в местечке Кельце.
Там мне выдали деревянные колодки – сабо, обувку долгого ношения для нашего брата колодника. В них нужно было научиться ходить, чтобы не повредить ноги и не стучать громко. Вот тогда портянки помогли избежать кровавых мозолей и потертостей.
Тяжелая работа, отсутствие элементарных условий бытия, болезни, голод, грязь, смертность превращали пленных в человеческие отбросы.
Надежды на жизнь таяли с каждым днем. У кого были силы, тот мог работать и рассчитывать на еду. Работа была спасительной соломинкой, поддерживавшей надежды на жизнь. Но когда-то должны были иссякнуть силы! И тогда оставалась лишь одна дорога – в общую могилу.
Об этом старались не думать, ибо такие мысли заканчивались петлей – другого выхода не было. И, несмотря на безысходность, жизнь продолжалась.
Немецкого языка я не знал, из школы вышел со знанием пятнадцати-двадцати простых слов и, с конвоирами на работе объяснялся с помощью рук и мимики.
С каждым днем однако в скудный словарик добавлялось что-то новое и, чтобы не забыть его, приходилось неоднократно запоминать и повторять слова в различных вариантах. Сама обстановка заставляла «шевелить мозгами» и усваивать то, что не давалось в школе.
Работа на объектах требовала сил и сноровки. Приходилось разгружать вагоны с углем, бочки с бензином, платформы с песком и цементом, кирпич. Иногда на платформах были тяжелые ящики с военным грузом. В лагерь возвращались уставшие, грязные и, получив черпак баланды,
забирались на нары до вечерней проверки, а затем – до утра. Утром все начиналось сначала.
Главным событием было получение хлеба, он исчезал мгновенно, не оставляя ни единой крошки. В уме оставался еще черпак вечерней баланды. И так каждый день – от баланды до пайки – весь смысл жизни пленного. Часто вспоминались слова пословиц, вроде: «Голодной куме одно на 78 уме», но главное – отражала материалистическую сущность «Бытие определяет сознание» – духовные потребности уходили на второй план, главной целью становилась потребность пустого желудка».

2История шталага-380 все запутаннее. Тем более, что существовал он всего 5 месяцев, если справочник без ошибок: «Stalag 380 Skarzysko Kamienna Polen 04/42 09/42»…
Вот в этой ПК-1 узника шталаг-380 указан без вопроса и о дальнейших перемещениях:
Просто в Книге Памяти местом гибели указан Коньске, поэтому решил узнать на будущее, если с подобной ситуацией придется столкнуться, какие и где были лагеря в этом треугольнике. Ведь откуда то составители КнП Коньске взяли в связке со шталагом-380! Собственно из-за несоответствия места гибели в КнП фактическому я этим и занимался.
« Последнее редактирование: 31 Октябрь 2016, 07:30:54 от Sobkor »
Записан
С уважением, А. Горбачев

Особист

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 305
  • БЕЛЯЕВ Александр Андреевич
Re: шталаг 380 уточнение места
« Reply #1 : 02 Январь 2012, 16:19:50 »
Начав изучать документы по шталагу-325 (Замостье), я обратил внимание, что в картах многих военнопленных шталага-325 после 04.1942 года, когда он был расформирован, выполнена одна и та же запись одним почерком и одними чернилами: шталаги 380 и 359. У меня сложилось мнение, что записи об этих двух шталагах в картах почему-то выполнялись одновременно. С чем это связано, я не знаю. Сам я этим вопросом не занимался, но им заинтересовался пан Войцех, но применительно только к 359. Мной были размещены несколько карт в теме у пана Войцеха по шталагу-359. Если Вам интересно, посмотрите эту тему:
Я позволил себе открыть новую тему, потому что не дает мне покоя вопрос дислоцирования таинственного Stalag 359 Ostrowiec.
Этот вопрос поднял Александр Андреевич в соседней теме:
Ни в одном мне доступном итсочнике я не нашел сведений о существовании филиала шталага-359 в г. Островец – вероятно, Ostrowiec Świętokrzyski/Островец Свентокшиски. Или писарь ошибся заполняя РК 1 или действительно этот документ является подтверждением существования неизвестного до сих пор филиала лагеря военнопленных Stalag 359 Ostrowiec.
Пытаясь ответить на этот вопрос я пробежал по картам военнопленных шталага-325 в Замостье и обнаружил, что запись «Stalag 359 Ostrowiec», имеющаяся в ПК лейтенанта ЯКУБОВА, не является исключением. Этот шталаг-359 с дислокацией в Ostrowiec указан у целой группы военнопленных, умерших в период примерно с 01.05.1942 года и до 10.1942 или 11.1942 года. При этом следует отметить, что хотя у умерших указана принадлежность к шталагу-359 Ostrowiec, но местом смерти, как правило, указывается Замостье.


А вот эта карта военнопленного БЕЛИКОВА, кажется, даёт ответ на вопрос пана ВОЙЦЕХА:




В справочнике по гитлеровским лагерям на территории Польши, который до сих пор является лучшим (хотя с многими ошибками и неточностями) источником содержащим сведения о немецких лагерях военнопленных, в статье об г. Островец Свентокшиски такой лагерь не упоминается – в этом городе, по справочнику, находился только трудовой лагерь и много других немецких учреждений ( гетто, тюрьма, арест).
С другой стороны, справочник тоже ничего не говорит о лагере советских военнопленных, который немцы организовали в одним из известнейших польских монастырей, образованным тысячу лет назад на горе Święty Krzyż (Сьвенты Кшиж/Святой Крест). Там, рядом с самим монастырем располагается кладбище, на котором. согласно "Каталогу захоронений советских воинов, военнопленных и гражданских лиц погибших в годы 2-й МВ и похороненных на территории Польши" покоится 6 тыс. безымянных советских военнопленных.
Если посмотреть на карту – гора Сьвенты Кшиж (от нее происходит название нынешнего Свентокшиского воеводства) располагается 25 км в юго-западном направлении от г. Островец Свентокшиски и 53 км от г. Сандомеж/Сандомир, в котором по многим источникам дислоцировался шталаг-359. Но там, согласно Каталогу захоронений, нет кладбища советских военнопленных: http://mapa.szukacz.pl/?&nc=50.862311&ec=21.052551&n=50.859277&e=21.048431&z=96m&typ=n&t=Kliknięty punkt
Может быть, это мое сейчас не очень обоснованное предположение, лагерь на горе Сьвенты Кшиж и являлся этим таинственным шталагом-359 Островец? Немцы не могли произнести название этого места, потому могли назвать лагерь от «вблизи расположенного города»?
В Польше, согласно Марчуку, автору книги «Лагеря советских военнопленных на территории Польши», было 77 таких лагерей. Некоторые из них имеют свои монографии, появляются новые, но преобладающие большенство до сих пор не являлось темой более глубоких исследований.
Документы, которые сейчас можем посмотреть в ОБД-мемориал, открывают новый этап исследования по истории лагерей и людям, которые там погибли.

Отсюда вывод: все предыдущие записи о 380-м шталаге были произведены действительно писарем шталага-359 в шталаге-359:
На оборотной стороне карты записи отсутствуют.
Карта датируется: на ней указано время смерти военнопленного «07.05.1942 года».
А вот свидетельство о смерти с указанием места захоронения:

КОМАНДИР СТРЕЛКОВОГО ВЗВОДА 712-ГО СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА ЛЕЙТЕНАНТ БАХТИН
БАХТИН Иван Георгиевич, рождения 01.10.1918 года, уроженец Кичминского района Кировской области, б/п, в РККА с 1939 года, лейтенант, командир стрелкового взвода 712-го стрелкового полка 132 сд, пленён 25.07.1941 года, на момент пленения был ранен. Содержался в шталаге-325 (лагерный номер «03226»), записался украинцем, несмотря на то, что сам уроженец Вятской губернии, а девичья фамилия матери «Окишева». Из шталага-325 был переведён в шталаг-380, а 03.06.1942 года – в шталаг-359, где и умер 11.06.1942 года. Вновь та же связка из двух записей шталагов 380 и 359 одними чернилами и одним почерком. При этом отсутствует дата перевода из шталага-325 в шталаг-380.
Номера записей в ОБД: 73933409 и 272030964.





И, если я правильно перевожу, то местом смерти и захоронения является Ostrowiec.
« Последнее редактирование: 31 Октябрь 2016, 07:54:05 от Sobkor »
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 342
  • Skype: g_kushelev
Re: шталаг 380 уточнение места
« Reply #2 : 07 Январь 2012, 01:17:42 »
Посмотрел подробнее в ОБД, в Коньске был спец (особый) лазарет
В 1941 году в Konskie был шталаг ... XII C.

Я имел ввиду специализированный, эпидемиологический, например, поэтому умереть там могли из других лагерей.
"...Вновь та же связка из двух записей шталагов 380 и 359 одними чернилами и одним почерком. При этом отсутствует дата перевода из шталага 325 в шталаг 380."
Предположим, что они шли транзитом через 380-й именно для 359-го. Писарь в последнем мог и не знать ни дату их отправки из 325, ни дату поступления в 380-й. Поэтому и сделал подряд две записи, но дату указал лишь ему известную.
« Последнее редактирование: 02 Ноябрь 2014, 22:16:45 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »