Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 60-й скоростной бомбардировочный авиационный полк  (Прочитано 20713 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 757
  • Ржевцев Юрий Петрович
ГУРДИН Иван Васильевич (1918-15.07.1941), младший лётчик-наблюдатель (он же – лётчик-наблюдатель бомбардировщика СБ-2) 4-й или 5-й (но точно пока неизвестно) эскадрильи 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, младший лейтенант.
Родился в 1918 году в селе Солоновское сельского поселения «Солоновский сельсовет» Волчихинского района Алтайского края. Русский. Кандидат в члены ВКП(б).
В армию призван в ноябре 1939 года. И к лету 1941 года – военнослужащий кадрового состава советских ВВС: в рядах лётно-подъёмного состава 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года.
15 июля 1941 года, находясь в составе экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2, убыл на боевое задание, предположительно с аэродрома «Сеща», что в Дубровском районе современной Брянской области.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 818883, д. 928, л. 36), «13.7.41 г. [правильно – 15 июля 1941 года] убит в возд. бою в р-не Рославля». Однако в действительности погиб 15 июля 1941 года в воздушном бою, разгоревшемся в небе над смоленским Присожьем.
Некоторые подробности гибели содержатся в очерковом материале непосредственного участника тех драматических событий полковника С.Л. Гаврикова «Пока бьётся сердце», опубликованном на странице 4 № 23 от 23 февраля 1966 года Шумячской районной газеты «За урожай» Смоленской области. Вот краткое изложение: в первой половине 15 июля 1941 года после возвращения с первого боевого задания был получен приказ девятью самолетами нанести на Кричевском направлении второй прицельный бомбовой удар – на сей раз уже по колонне немецких бензовозов. При заходе на цель авиагруппа была внезапно атакована более чем двадцатью «мессершмиттами». Завязался жестокий воздушный бой, в ходе которого оказались сбитыми восемь советских (в том числе и бомбардировщик, в составе экипажа которого находился младший лейтенант И.В. Гурдин) и одиннадцать (по другим данным – двенадцать) вражеских самолётов.
Многие из сбитых советских самолётов упали в окрестностях райцентра Шумячи Смоленской области.
Место захоронения неизвестно.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ РККА № 065 от 15 апреля 1942 года, но почему-то как якобы погибший на Юго-Западном (I ф), а не на Западном фронте. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 2, л. 195.
Увековечен в Книге Памяти Алтайского края – т. 1, стр. 589, но как якобы погибший «в воздушном бою 13.07.1943 р-не г. Витебск», а не 15 июля 1941 года в смоленском Присожье.
Официально на территории Смоленской области, в том числе и в Шумячском районе, не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 757
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из моей почты от Виталия Гулиева:
- Вы писали о боевом пути 60 СБАП. Речь о НШ полка капитане Голубеве Якове Ильиче. Это дедушка моей супруги. Он погиб в составе экипажа Пе-2 Орлова и Безьязыкова 13 июля 1941 года. Предположительно, самолёт был сбит и упал в Шумячском районе Смоленской области. Экипаж числится пропавшим без вести. Есть маленькая надежда, что место гибели можно определить по ордену Красного Знамени, полученному им в 1940 году. В ЦАМО ответили, что номера ордена у них нет. Есть ли возможность найти номер ордена? Что посоветуете?
Несколько дополню информацию в отношении Голубева Якова Ильича. Совершенно точно, что военную службу он начал в 1931 году. Сохранилась выписка из приказа Объединённой военной школы лётчиков и авиационных техников № 183 от 6 июня 1931 года (город Вольск). На основании него Я.И. Голубев зачислен кандидатом в курсанты (карантин). И он же а приказом за № 194 от 14 июня 1931 года зачислен курсантом данной школы. Школу, которая уже называлась 2-й военной школой авиационных техников имени Ленинского Краснознамённого комсомола, он закончил, в связи с ем был удостоен званий «командир РККА» и «Авиационный техник». Основание: приказ № 163 от 1 июня 1932 года.
В военную же школу он был направлен со строительства Харьковского тракторного завода Харьковским тракторостроем.
И ещё: его супруга – Голубева (в девичестве – Набокова) Нина Дмитриевна.
Участвовал в Финской как военнослужащий 60 сбап 68-й авиабригады 13-й армии…


Мой ответ:
- Виталий, добрый вечер!
Вам надо ехать в ЦАМО и лично лопатить сохранившиеся фонды 60 сбап и строевой части 49 сад. В Алфавитах и поимённых списках нередко номера наград встречаются. Одновременно «поднимите» в РГВА УПК капитана Я.И. Голубева. Это в Картотеке комначсостава Красной Армии за 1940 год.
« Последнее редактирование: 07 Мая 2020, 22:04:33 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 757
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 757
  • Ржевцев Юрий Петрович
БЕЛОВ Пётр Григорьевич (28.12.1918-15.07.1941), старший техник по вооружению 4-й или 5-й (точно пока неизвестно) эскадрильи бомбардировщиков СБ-2 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, воентехник 2 ранга.
Родился 28 апреля 1918 года в областном центре Украины городе Полтаве. Член ВЛКСМ.
На военную службу в Красную Армию поступил добровольно 7 сентября 1935 года, став тогда курсантом одной из военно-технических школ советских ВВС. И к лету 1941 года – представитель лётно-технического состава 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (авиагарнизон «Лебедин») 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа, воентехник 2 ранга по воинскому званию, что соответствовало лейтенанту.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года. В качестве справки: в данный период 60-й скоростной бомбардировочный авиационный полк уже входил в боевой состав 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, при этом 4-я и 5-я эскадрильи базировались отдельно от управления полка.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 818883, д. 928, л. 36), «15.7.41 г. убит в возд. бою в р-не Рославля».
Подробности гибели содержатся в очерковом материале непосредственного участника тех драматических событий полковника С.Л. Гаврикова «Пока бьётся сердце», опубликованном на странице 4 № 23 от 23 февраля 1966 года Шумячской районной газеты «За урожай» Смоленской области. Вот краткое изложение: в первой половине 15 июля 1941 года после возвращения с первого боевого задания был получен приказ девятью самолетами нанести на Кричевском направлении второй прицельный бомбовой удар – на сей раз уже по колонне немецких бензовозов.
Воентехник 2 ранга П.Г. Белов заменил собой на борту бомбардировщика СБ-2, пилотируемого командиром звена младшим лейтенантом Николаем Севастьяновичем Скатом, заболевшего лётчика-наблюдателя.
При заходе на цель авиагруппа была внезапно атакована более чем двадцатью «мессершмиттами». Завязался жестокий воздушный бой, в ходе которого оказались сбитыми восемь советских (в том числе и бомбардировщик младшего лейтенанта Н.С. Ската) и одиннадцать (по другим данным – двенадцать) вражеских самолётов.
Воентехник 2 ранга П.Г. Белов был смертельно ранен ещё в воздухе.
Самолёт младшего лейтенанта Н.С. Ската упал в один из лесных массивов, Шумячского района Смоленской области. Предположительно, это произошло между деревнями Яново и Гневково. При ударе об землю не пострадал только воздушный стрелок-радист – старшина И.П. Богомягков. Он-то, рискуя собой, вытащил из объятой пламенем кабины тяжелораненого лётчика Н.С. Ската. На эвакуацию же тела воентехника 2 ранга П.Г. Белова, исполнявшего в полёте обязанности лётчика-наблюдателя, времени уже попросту не хватило: пока оттаскивал истекающего кровью командира (у того была оторвана нога) на безопасное расстояние, самолёт взорвался…
Место захоронения неизвестно. Но, вероятней всего, похоронен был на кладбище райцентра Шумячи.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУФ и УВ КА № 063 от 15 апреля 1942 года, но c одним искажением – как погибший 15 июля 1941 года якобы на Юго-Западном фронте (I ф), а не на Западном. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 2, л. 131.
Официально на территории Смоленской области, в том числе и в Шумячском районе, не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 21 Мая 2020, 17:04:45 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 757
  • Ржевцев Юрий Петрович
От проживающего в Нижнем Новгороде Владимира Васильевича Политыкина:
- Уважаемый Юрий Петрович, сообщаю Вам краткую информацию о своём отце – Политыкине Василии Константиновиче, который родился 6 марта 1907 года в селе Акуличи Клетнянского района Брянской области: призван на военную службу в ноябре 1929 года из Брянска с направлением в город Проскуров (ныне – Хмельницкий), где был зачислен курсантом в Школу младшего начсостава 2-го кавалерийского Червонного казачества полка 1-й кавалерийской Запорожской Червонного казачества дивизии 1-го конного корпуса Червонного казачества им. Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета, а с ноября 1930 года и по декабрь 1931 года – младший командир в озвученном выше 2-м кавполку.
В декабре 1931-декабре 1932 гг. – курсант по курсу «Техник по вооружению» 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
В декабре 1932-декабре 1934 гг. – в украинском городе Конотоп как младший техник по вооружению 325-й школы младших авиационных специалистов.
В декабре 1934-декабре 1935 гг. – слушатель по курсу летнабов родной для себя курсант по курсу «Техник по вооружению» 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
В декабре 1935-ноябрь 1937 гг. – младший лётчик-наблюдатель в/ч 1571 ВВС Харьковского военного округа. В 1936 году в качестве первичного удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант».
В ноябре 1937-декабре 1939 года – представитель лётно-подъёмного состава 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Харьковского военного округа: сначала – штурман звена, а с мая 1938 года – начальник вооружения 2-й авиационной эскадрильи. В ноябре 1938 года удостоен очередного звания – «старший лейтенант».
В декабре 1939 года из 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка был откомандирован в состав действующей армии советско-финляндской войны и по прибытию зачислен в 41-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, где в январе 1940 года принял должность штурмана одной из авиаэскадрилий.
За совершённый 31 боевой вылет 1 июня 1940 года удостоился ордена Красной Звезды за № 20133 (Орденская книжка № 082056, выдана 2 октября 1941 года).
В 41-м скоростном бомбардировочном авиационном полке по август 1941 года, после чего был откомандирован в формирующейся в подмосковном Монино и вооружённый самолётами марки «Пе-2» 2-й авиационный полк дальней разведки Главного командования Красной Армии. Здесь принял должность штурмана 3-й авиационной эскадрильи. В данный период уже капитан.
14 декабря 1941 года в составе экипажа комэска-3 капитан Алексея Ивановича Климанова в качестве штурмана вылетел на боевое задание с целью проведения воздушной разведки над Смоленском. Назад экипаж не вернулся, в связи с чем был официально объявлен пропавшим без вести. Место трагедии удалось отыскать в Вяземском районе Смоленщины только в 1961 году: в ходе полевой экспедиции поисковиков были «подняты» обломки самолёта, среди которых находились останки капитана В.К. Политыкина. Личность последнего была идентифицирована по находившемся при нём документам.
Кроме того, от свидетелей той давней трагедии стала известна судьба капитана А.И. Климанова: он сумел покинуть горящий самолёт, выбросившись с парашютом, но из-за малой высоты погиб в результате сильного удара о землю. Оба героя были похоронены на воинском мемориале села Бывалицы Тумановского сельского поселения Вяземского района Смоленской области.
Увековечен в Книге Памяти Брянской области – том 4, стр. 549.

Василий Константинович Политыкин в парадном френче советских ВВС образца 1935 года и при знаках различия старшего лейтенанта. Фото с хранящейся в ЦАМО персональной УПК:


1940 год, старший лейтенант Василий Константинович Политыкин. Фото с орденской книжки:


Сканы со страниц Орденской книжки:
 

«Похоронка». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11459, д. 48, л. 232.


Скан с 449-й страницы 4-го тома Книги Памяти Брянской области:
Записан
Страниц: 1 2 [3]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »