Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: ВВС Северного флота  (Прочитано 6514 раз)

pashco

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1
ВВС Северного флота
« : 29 Марта 2011, 09:37:16 »
Здравствуйте!
Пытаюсь узнать о боевом пути моего деда Моисеева Константина Ивановича, 1916 года рождения, лейтенант, последнее место службы – 2 аэ 36 мтап ВВС СФ. 2 февраля 1945 года не вернулся с экипажем с боевого задания.
По поводу боевого задания моего деда, дело в том, что моей бабушке рассказывал штурман, с которым дед пролетал всю войну, как было дело (по его рассказу). Его в тот день куда-то послали (не знаю, бабушка не помнит), а когда он пришёл в землянку, то дед уже вылетел, причём он забыл свой кортик, а это как известно, плохая примета. И, как говорил штурман, полетело звено. В полёте началось обледенение самолётов, и дед отправил два самолёта назад, а сам полетел дальше. Потом просто прервалась связь. К сожалению, фамилию штурмана бабушка не помнила… С уважением, Павел.
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2019, 15:13:11 от Sobkor »
Записан

nachkar

  • Гость
Re: ВВС Северного флота
« Reply #1 : 29 Марта 2011, 21:22:44 »
Номер записи в ОБД – 75817436. Калиниченко Иван Васильевич 1909 г.р., уроженец Харьковской области Украины. Призван Балаклавским РВК Крымской АССР. Штурман одногоиз экирпажей 36 мтап ВВС СФ, старший лейтенант. Пропал без вести 02.02.1945 года. http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/035/00002377.JPG&id=75817434&id=75817434&id1=e66feda4e3a1d42cb51eb67cad72972f
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2019, 15:18:28 от Sobkor »
Записан

DNikG

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 27
Re: ВВС Северного флота
« Reply #2 : 04 Октября 2011, 20:28:29 »
Здравствуйте!
Гвардии старший лейтенант Литвак Дмитрий Яковлевич 1918 года рождения, уроженец села Широкая Гребля Винницкой области Украины, член ВКП(б), комэск. Недавно видел копию одного из документов Минобороны, согласно которому данный офицер был Героем Советского Союза, а в опубликованных материалах по ГСС его нет. Как уточнить этот вопрос? С уважаением, Николай.
Номер записей в ОБД – 76565230, 76286076 и  77731877. Литвак Дмитрий Яковлевич 1918 г.р., уроженец Винницкой области Украины. призван в 1936 году. Офицер 3 аэ 9 гв. мтап 5 мтад ВВС СФ, гвардии старший лейтенант. Погиб 16.09.1944 года.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/0787-0000002-0138/00000181.jpg&id=77731872&id=77731872&id1=8893d4c2ae5d45e6c0707cddd3b42971


http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/098/00000011.JPG&id=76286074&id=76286074&id1=d7cf73615f23e8b2c6b96f1ceaf4c1fc
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2019, 15:09:16 от Sobkor »
Записан

АПО Память

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 0
  • Будаев Александр Валерьевич
    • WWW
Re: ВВС Северного флота
« Reply #3 : 15 Августа 2012, 12:34:31 »
Материалы с сайта http://sk16.ru/vvssf.shtml
ВВС Северного флота в годы Великой Отечественной войны
краткая справка
По состоянию на 22.06.1941 г. ВВС Северного флота состояли всего из четырех частей: 72-го САП, 118-го РАП, 49-ой ОАЭ и 24-го звена связи и насчитывали сто шестнадцать боевых самолетов.
118-й МРАП (сформированый в 1939 г. на базе 45-й ближнеразведывательной морской эскадрильи) участвовал в Зимней войне против Финляндии, и к началу войны имел на вооружении самолеты МБР-2 (37 штук) и ГСТ (7 штук).
49-я отдельная авиаэскадрилья располагала десятью самолетами МБР-2, а 24-е звено связи - двумя самолетами МБР-2.
72-й САП СФ к началу войны включал 4 истребительные и одну бомбардировочную эскадрильи и имел на вооружении 49 истребителей Поликарпова (в том числе 28 самолетов И-15бис, 17 самолетов И-153 и 4 самолета И-16) и 11 бомбардировщики СБ-2.
Минно-торпедной и штурмовой авиации на Севере не было.
В июле 1941-го в 72-ой САП от промышленности было подано 6 самолетов Пе-2, на которых была сформирована 5-я эскадрилья полка.
Тогда же в июле, на Север прибыло 10 самолетов МиГ-3 от промышленности и 22 И-16 из других частей ВВС ВМФ, а в августе еще 10 И-153 из ВВС ЧФ.
Осенью 1941 года с КБФ прибыли три торпедоносца ДБ-3ф, а через полгода поступило еще 6 таких же самолетов из 4-го МТАП ТОФ. Из них в 72-ом САП (к тому времени ставшему уже 2-ым Гв.САП) в марте 1942 года была сформирована эскадрилья торпедоносцев, которая стала 6-й (весной 1942 года 4-я и 5-я эскадрильи были объединены в одну, но при этом была развернута еще одна истребительная эскадрилья).
В сентябре 1941 года с Балтики в 118-й РАП прибыла эскадрилья самолетов Че2 (МДР-6).
А в октябре 1941 года был сформирован 78-ой ИАП, основу которого составили опытные пилоты 72-го САП. Командиром полка назначили Б.Ф.Сафонова.
В январе 1942 года 72-й авиационный Краснознаменный полк был переименован во 2-ой гвардейский смешанный Краснознаменный авиационный полк.
А в марте 1942 года были произведены значительные организационные изменения в авиации Северного флота.
Во 2-й Гв.САП передавался личный состав 78-го полка со всей авиационной техникой. Командиром 2-го гвардейского смешанного авиационного Краснознаменного полка был назначен Герой Советского Союза майор Б.Ф.Сафонов.
Бывшая Сафоновская эскадрилья из 2-го полка, имевшая на вооружении самолеты И-16, перешла в 78-й полк, командиром которого был назначен капитан И.К.Туманов, а эскадрильи возглавили старшие лейтенанты В.С.Адонкин и П.Г.Сгибнев.
На основании Приказа Наркома ВМФ № 0214 от 11.03.1942 г. был сформировали 27-ой ИАП (на базе двух эскадрилий 2-го ГСАП), а Армейские ВВС передали флоту 95-й авиаполк (приказ № 0060 от 5.03.1942 г.), вооруженный самолетами Пе-3 (с февраля 1943 года полк действовал в оперативном подчинении 5-й МТАБ СФ).

С начала июля до конца октября 1942 года в составе североморской авиации действовала Особая морская авиагруппа, в которую входили 13-й, 20-й, 121-й и 255-й ИАП, 28-й, 29-й БАП, а также 35-й МТАП (на самолетах Ил-4), который был сформирован весной 1942 года.
В октябре 1942 года из состава 2-го гвардейского Краснознаменного смешанного авиаполка имени Б.Ф. Сафонова были выведены минно-торпедная и бомбардировочная эскадрильи. Они вошли в состав вновь формируемого 24-го минно-торпедного полка, который возглавил подполковник Н.Н. Ведменко. 3-я эскадрилья формировалась из экипажей 118-го разведывательного полка и 35-го минно-торпедного полка. К ноябрю 1942 года формирование 24-го МТАП завершилось (одновременно 35-й МТАП был выведен из состава ВВС Северного флота).
24-й МТАП получил несколько ленд-лизовских самолетов типа "Хемпден", которыми укомплектовали 2-ю и 3-ю эскадрильи полка (в первой эскадрилье были советские ДБ-ЗФ). Создание этого авиаполка позволило уже в 1942 г. увеличить количество вылетов с целью нарушения морских сообщений противника.
После этого переформирования во 2-ом гвардейском полку имени Б.Ф. Сафонова остались только истребительные эскадрильи и Приказом Наркома ВМФ он был переименован во 2-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк имени Б.Ф. Сафонова.
23 октября 1942 года, в связи с расформированием ОМАГ, в состав ВВС СФ были включены 29-й БАП и 255-й ИАП, и отведены на переформирование 35-й МТАП, 13-й ИАП, 28-й БАП и 20-й ИАП (который передал свои самолеты и небольшую часть летного состава в 255-й ИАП). 121-й ИАП, расформированный этим же приказом, 6 ноября 1942 года был вновь воссоздан и включен в состав ВВС СФ (но 4.06.1943 года 121-й ИАП был опять расформирован, а вместо него создана 3-я АЭ 29-го БАП).
В ноябре 1942 года с Каспийской флотилии на Север прибыл 22-й разведывательный авиаполк.
12 февраля 1943 года 118-й МРАП переформирован в РАП: 1-я и 2-я АЭ на самолетах МБР, 3-я на истребителях, 4-я (бывшая 28-я ОРАЭ) на двухмоторных колесных самолетах.
В начале 1943 года были сформированы две бригады: 6-я истребительная авиабригада, состоявшая из 2-го, 27-го, 78-го и 20-го (вернувшегося в Заполярье, и вошедшего в состав ВВС СФ 26 июня 1943 года, после переформирования, на самолетах Як-1) истребительных авиаполков, и 5-я минно-торпедная авиационная бригада, в которую вошли 24-й МТАП, 29-й БАП и 255-й ИАП (а позже 36-й МТАП). Управление 5-ой МТАБ было сформировано на основе штаба расформированной ОМАГ.
В июле 1943 года эти бригады были переименованы в дивизии.
Всего, к середине лета 1943 г., ВВС Северного флота имели в своем составе более 600 самолетов, в том числе более 90 штурмовиков, более 30 бомбардировщика, и около 70 торпедоносцев. На вооружении ударной авиации были самолеты МБР-2, СБ, ГСТ, Че-2, Пе-2, Пе-3, Ил-2, Ил-4, а так же "Хемпден" и "Бостон".
03.12.1943 выходит Приказ о формировании Управления ВВС Беломорской флотилии. Одновременно формируется 44-й САП (состоящий из одной ИАЭ и двух БАЭ).
В начале 1944 года из авиации дальнего действия на Северный флот дополнительно были выделены 6 Ил-4 и 2 С-47.
29-й БАП из 5-ой МТАД в апреле 1944 года был включен в состав 13-й АДБП ЧФ и начал перебазирование с Севера на Черное море.
В мае 1944 года 20-й ИАП из 6-ой ИАД был передан в сформированную в это время 14-ю САД (приказ о формировании управления 14-ой САД был подписан 28.04.1944 г.), в которую так же вошли 95-й ИАП и 46-й ШАП, прибывший на Север в марте 1943 г.
В июне 1944 года с Черного моря прибыл 36-й МТАП, который вошел в состав 5-ой МТАД.
На 1 октября 1944 г. в ВВС СФ было уже 750 самолетов, часть которых составляли машины отечественного производства и частично самолеты, поступившие от союзников.
К окончанию войны основной состав военно-воздушных сил Северного флота включал в себя: 5-ю МТАД СФ (в составе: 9-го Гв.МТАП СФ, 255-го ИАП СФ, 36-го МТАП СФ), 6-ю ИАД СФ (в составе: 2-го Гв.ИАП СФ, 27-го ИАП СФ, 78-го ИАП СФ), 14-ю САД СФ (в составе: 20-го ИАП СФ, 95-го ИАП СФ, 46-го ШАП СФ), 22-ой и 118-й МРАП СФ.
Помимо них так же имелись: 3-й учебный авиаполк, 3-я авиагруппа (в составе: 53-го, 54-го САП, 20-й ОАЭ, 16-го ТрАО), 44-й САП, 26-я отдельная морская дальнеразведывательная эскадрилья (сформирована 12.04.1945), 29-я арт АЭ, 30-я бук АЭ ПВО, 10-я САЭ и 24-е отдельное авиазвено.

Примечание: Так же в составе ВВС СФ в годы войны были созданы, но потом расформированы: 11-я учебная АЭ (03.04.1942-25.12.1943), 21-я ОИАЭ (19.12.1943-15.04.1944), 18-е корректировочное авиазвено (24.06.1943-09.11.1943) и 34-е санитарное авиазвено (22.06.1941-28.12.1943)

Всего ВВС Северного флота за время войны совершили более 57 тысяч самолето-вылетов с налетом более 88 тысяч часов.
Было потоплено и повреждено 178 различных кораблей и судов и уничтожено 1045 самолетов противника (из них 933 - в воздушных боях).
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм два авиаполка были преобразованы в гвардейские, три авиадивизии и 10 авиаполков стали Краснознаменными, более 4 тысяч воинов-авиаторов награждены правительственными наградами, 53 летчикам присвоено высокое звание Героя Советского Союза, а Б.Ф.Сафонов удостоен этого звания дважды.
 
Гвардейские соединения и части ВВС СФ:

- 2-й гвардейский Краснознаменный авиаполк (бывший 72-й авиационный Краснознаменный полк) - командир капитан И. К. Туманов (18 января 1942 г.). 15 июня 1942 г. полку было присвоено имя Б. Ф. Сафонова. В дальнейшем полк получил название: 2-й гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознаменный полк имени Б. Ф. Сафонова.
- 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк (бывший 24-й минно-торпедный авиаполк) - командир майор Ф. В. Костькин (31 мая 1943 г.); в дальнейшем назывался: 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк.
Краснознаменные авиационные соединения и части ВВС СФ:

- 72-й авиационный полк - командир подполковник Г. П. Губанов (16 сентября 1941 г.).
- 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк - командир подполковник Б. П. Сыромятников (31 марта 1944 г.).
- 255-й истребительный авиационный полк - командир майор Н. Г. Чертов (31 марта 1944 г.).
- 46-й штурмовой авиационный полк - командир подполковник М. П. Михайлов (22 июля 1944 г.).
- 36-й минно-торпедный авиационный полк - командир подполковник А. Я. Ефремов (22 июля 1944 г.).
- 118-й морской разведывательный авиационный полк - командир подполковник С. К. Литвинов (31 октября 1944 г.).
- 78-й истребительный авиационный полк - командир подполковник В. И. Бабернов (31 октября 1944 г.).
- 5-я минно-торпедная авиационная дивизия - командир генерал-майор Н. М. Кидалинский (31 октября 1944 г.).
- 14-я смешанная авиационная дивизия - командир полковник А. В. Жатьков (31 октября 1944 г.).
- 6-я истребительная авиационная Печенгская дивизия - командир генерал-майор Н. Т. Петрухин (3 ноября 1944 г.).
- 46-й штурмовой авиационный Печенгский полк (вторично) - командир майор Г. В. Павлов (3 ноября 1944 г.).
- 27-й истребительный авиационный полк - командир майор A. Я. Дижевский (3 ноября 1944 г.).
- 20-й истребительный авиационный Киркенесский полк - командир подполковник Д. А. Петров (6 марта 1945 г.).
- 95-й авиационный полк - командир майор И. А. Ольбек (8 июля 1945 г.).
Авиационные соединения и части ВВС СФ, удостоенные почетных наименований:

   Печенгских (приказ Верховного Главнокомандующего № 0354 от 31 октября 1944 г.):
- 6-я истребительная авиационная дивизия.
- 2-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк имени Б. Ф. Сафонова.
- 46-й Краснознаменный штурмовой авиационный полк.

   Киркенесских (приказ Верховного Главнокомандующего № 0369 от 14 ноября 1944 г.):
- 5-я Краснознаменная минно-торпедная авиационная дивизия.
- 9-й гвардейский Краснознаменный минно-торпедный авиационный полк.
- 20-й Краснознаменный истребительный авиационный полк.
- 118-й Краснознаменный морской разведывательный авиационный полк.
 
© Красильников С.Ю., 2008
 
Источники информации:
- "Крылья над морем" - Иванов П.Н. - Воениздат, Москва 1973
- "Вместе с флотом" - Головко А.Г.
- Сведения от М.Морозова
- сайт "Авиаторы второй мировой"
- сайт "Восточный фронт"
- сайт "174-го гвардейского Краснознаменного Печенгского ИАП"
- Перечень № 17 "Органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Северного флота и Беломорской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг."
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2019, 14:57:07 от Sobkor »
Записан
С уважением,  Александр

начкар@

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 365
  • Сергей Сергеевич (nachkar)
Re: ВВС Северного флота
« Reply #4 : 05 Августа 2013, 13:54:01 »
Номер записи в ОБД – 75691402. Чекановский Владимир Дмитриевич. Офицер 35 АП ВВС СФ, лейтенант. Погиб 29.06.1942 года. http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/012/087/00001097.JPG&id=75691400&id=75691400&id1=a6eaa4476dc73d0a3f3f63bce79c10d7


Ясно что он: Номер записи в ОБД – 260168522. Чикановский (?-29.06.1942), лейтенант. Место захоронения: Россия, Архангельская область, п. Коноша-2, 5 км ж/д на Котлас. http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F2/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0_001/0012/31%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/00000145.JPG&id=260168521&id=260168521&id1=ff8edd54644e843309c55c3a0abeaf78


Номер записи в ОБД – 200150616. ЧИКАНОВСКИЙ, лейтенант, лётчик. Умер от ран 29.06.1942 в ЭГ-1172 и был похоронен в п. Коноша Архангельской области. Увековечен в: 1)  Электронной КП Архангельской области; и 2) в 14-м томе КП Архангельской области.
« Последнее редактирование: 30 Ноября 2019, 15:02:17 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 476
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: ВВС Северного флота
« Reply #5 : 30 Ноября 2019, 14:55:33 »

1946 год, лётчик-штурмовик ВВС Северного флота старший лейтенант Валентин Михайлович Скопинцев (1920-1996).

СКОПИНЦЕВ Валентин Михайлович (1920-1996), ветеран ВВС ВМФ и авиации оборонного общества, старший лейтенант в отставке.
Родился 24 декабря 1920 года в районном городе Урюпинске Волгоградской области, но детство и юность провёл в воронежском Борисоглебске. Русский. Из рабочих. Партийность: со школьной поры – член ВЛКСМ, а с 1944 года и по август 1991 года – член ВКП(б)-КПСС.
Родственники по состоянию на 1940 год: отец – Скопинцев Михаил (отчество в документе не указано), портной по основной гражданской специальности, рабочий Борисоглебской артели инвалидов № 21; проживал по адресу: Воронежская область, город Борисоглебск, улица Ленинска, 7.
Образование (по неполным данным):
- общее – среднее: в июне 1940 года закончил Борисоглебскую среднюю школц № 1 Воронежской области;
- авиационное профессиональное: осенью 1939 года – лётную школу Борисоглебского аэроклуба, а 1 июня 1941 году – по инструкторскому курсу Кременецкую центральную лётно-планерную школу Осоавиахима СССР;
- военное: в октябре 1943 года – в районном посёлке Куеда на тот момент времени Молотовской (впоследствии – Пермская) области, а ныне современного Пермского края 2-ю школу пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ Бригады школ пилотов ВВС ВМФ и там же одновременно – Курсы командиров звеньев.
Осенью 1939 года, будучи ещё школьником, с хорошими показателями закончил лётную школу Борисоглебского аэроклуба Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима, в связи с чем весной 1940 года был своими наставниками по лётному мастерству на учёбу в авиашколы оборонного общества. В силу данного обстоятельства с 5 августа 1940 года и по 1 июня 1941 года – в Тарнопольской области Украинской ССР (ныне – Тернопольская область Украины) как курсант Кременецкой центральной лётно-планерной школы Осоавиахима СССР. По выпуску был удостоен звания «Инструктор-планерист-паритель» и назначен на инструктором-планеристом в Канский аэроклуб Отдела авиации Красноярского краевого совета Осоавиахима.
Параграфом «15» Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 894 от 29 октября 1941 года был объявлен «уволенным со службы»как командир авиации оборонного общества, однако параграфом «1» аналогичного приказа, но изданного 31 декабря 1941 года, озвученный выше параграф «15» был отменён, в связи с чем В.М. Скопинцев вплоть до лета 1942 года продолжал пребывать в статусе инструктора-планериста Канского аэроклуба.
Летом 1942 года в составе не менее чем четырнадцати аэроклубов был обращён на формирование Бригады школ пилотов ВВС ВМФ, в связи с чем до октября 1943 года – курсант дислоцировавшейся в пермском райцентре Куеда 2-й школы пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ озвученной выше бригады. По выпуску был произведён в младшие лейтенанты и направлен в ряды лётно-подъёмного состава 46-го штурмового авиационного (впоследствии – Печенгский дважды Краснознамённый) полка 14-й смешанной авиационной (впоследствии – Краснознамённая) дивизии ВВС Северного флота, где в свою очередь:
- последовательно занимал должности командира звена и заместителя командира 2-й авиационной эскадрильи, но одновременно – командир экипажа двухместного самолёта-штурмовика Ил-2;
- к августу 1944 года вырос до звания «старший лейтенант»;
- ко Дню Победы совершил «52 успешных боевых самолётовылета на бомбоштурмовые удары по транспортам, конвоям, портами аэродромам противника, из них 40 вылетов – в качестве ведущего больших групп самолётов». Источники – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1490, л. 787: ф. 787, оп. 2, д. 171, л. 189.
В 1946 году по состоянию здоровья оказался списанным с лётной работы, а в 1947 году – в звании старшего лейтенанта уволен в запас Вооружённых Сил, после чего жил и трудился в городе Москве.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- трёх орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом командующего Северным флотом за № 037 20 мая 1944 года; 2) награжден приказом командующего Северным флотом за № 068 от 19 августа 1944 года; и 3) награждён приказом командующего Северным флотом за № 080 от 18 октября 1944 года:
- ордена Нахимова 2-й степени (однако представлялся к званию Героя Советского Союза): награждён приказом командующего Северным флотом за № 056 от 16 августа 1945 года;
- ордена Отечественной войны 2-й степени: удостоен 8 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик:
- медали «За оборону Заполярья» (удостоверение № Б-030841): удостоен 8 марта 1945 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1943 гг.»;
- медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1965 году;
- медали «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1975 году;
- медали «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1985 году;
- медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1995 году;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1968 году;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1978 году;
- медали «70 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1988 году;
- нагрудного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1970 году.
Скончался в 1996 году. Похоронен на Хованском кладбище города Москвы.
21 июня 2012 года под Мурманском со дна озера Кривое поисковой группой «Икар» из города Заозёрска, в состав которой временно влился и сын В.М. Скопинцева, с 17-метровой глубины был поднят обнаруженный ещё в 2011 году самолёт Ил-2 – боевая машина, на котором летал лётчик-североморец В.М. Скопинцев. 25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, этот штурмовик не дотянул до своего аэродрома около трёх километров, по причине чего произвёл аварийную посадку на замерзшее озеро, при этом экипаж в составе лётчика младшего лейтенанта В.М. Скопинцева и воздушного стрелка-радиста краснофлотца Гуменного не пострадал и чуть позже благополучно вернулся в свою часть. Впоследствии данный Ил-2 в ходе реставрационных работ, проводившихся под эгидой Музея Краснознамённого Северного флота, был восстановлен в своём первоначальном облике...
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
 
Август 1940 года, Валентин Михайлович Скопинцев как курсант Кременецкой центральной лётно-планерной школы Осоавиахима СССР.

       

Источник – ЦВМА: ф. 787, оп. 2, д. 156, лл. 133-134.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0156/00000196.jpg&id=7523100&id1=1b3c241cede2f164020c3c17fe8c330d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0156/00000197.jpg&id=7523102&id1=98d1e9a025f34ea55c5d205bde5d1f49
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0156/00000198.jpg&id=7523103&id1=62fb63eb9a16c8e6c0302e6c48d838c0




Источник – ЦВМА: ф. 787, оп. 2, д. 159, лл. 81-82.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0159/00000120.jpg&id=7524461&id1=a4d96ccf6eff3a34cdbfef876dddf84c
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0159/00000121.jpg&id=7524463&id1=9160e6513452482947abce617496208a
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0159/00000122.jpg&id=7524464&id1=6f1dbffdd4e858d4addfb29187f272db




Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1017, лл. 307-308.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/009/3-1-1017/00000452.jpg&id=50303309&id1=fd07b719aed0411cdf7d5e874bb00235
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/009/3-1-1017/00000453.jpg&id=50303311&id1=330413014a75ae2d8c1c4b49b2be88dd
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/009/3-1-1017/00000454.jpg&id=50303312&id1=f95a3e269c2e7cf2a2cc5d2bc966df3b




Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1020, лл. 70-71.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/011/3-1-1020/00000100.jpg&id=50463133&id1=8f01e593ce863a22798d5fbc6360ca76
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/011/3-1-1020/00000101.jpg&id=50463135&id1=3e129f39dbbc9cd29e826cba6aaafc45
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/011/3-1-1020/00000102.jpg&id=50463136&id1=4ff33a8ef4e46e35303e5059272cb26c




Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1020, лл. 878-879.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/011/3-1-1020/00001303.jpg&id=50464741&id1=cb71c1257ae5a28eb52c243c878af1dd
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/011/3-1-1020/00001304.jpg&id=50464743&id1=bafd5ba0510716a1253e86a3a61be92
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/011/3-1-1020/00001305.jpg&id=50464744&id1=6fce282c5dd336676faad70750c6e765




Источник – ЦВМА: ф. 787, оп. 2, д. 159, лл. 245-246.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0159/00000368.jpg&id=7524775&id1=0e162b38a2407313ac8527a54af1c6e2
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0159/00000369.jpg&id=7524777&id1=47ede4153279a5dd130318ac1e52cf18
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0159/00000370.jpg&id=7524778&id1=a657b4756f6161427715b05a8af63f26




Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1490, лл. 787-789.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/016/3-1-1490/00001183.jpg&id=51183794&id1=dc5d4e46eeb5d8a205d2c6b9a54142b1
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/016/3-1-1490/00001184.jpg&id=51183796&id1=60048a1026b2bcc7fb872dd072df3d50
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/016/3-1-1490/00001185.jpg&id=51183797&id1=ce8dcde9cf926b34f0a929c8493586d7
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/016/3-1-1490/00001186.jpg&id=51183798&id1=8bb3687f42b52d44a63759e5dda4c541
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/016/3-1-1490/00001187.jpg&id=51183799&id1=cde0d1b97996604f561000d7e0b66969






Источник – ЦВМА: ф. 787, оп. 2, д. 171, лл. 189-191.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0171/00000287.jpg&id=7453568&id1=1e5f4146a5b681d0782f0ae8cf540dc7
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0171/00000288.jpg&id=7453570&id1=d3c9ce152e3eb840fae081d2790a7e4f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0171/00000289.jpg&id=7453571&id1=5e473988b73ba2affa8ef8c7c841c9d7
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0171/00000290.jpg&id=7453572&id1=b121527aba730431a6a6818312f80486
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00787-0000002-0171/00000291.jpg&id=7453573&id1=b5bc540630f8ccf3529a887d14a8e132








Отсюда: https://www.polkmoskva.ru/people/1005263/
   

Отсюда: https://pressa-sf.livejournal.com/29958.html
Jun. 21st, 2012 at 5:27 PM
«В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАВЕРШАЕТСЯ ОПЕРАЦИЯ ПО ПОДЪЕМУ ШТУРМОВИКА ИЛ-2 СО ДНА ОЗЕРА КРИВОЕ
Сегодня в Мурманской области на берегу озера Кривое поисковая экспедиция приступила к завершающей части операции по подъему со дна озера штурмовика Ил-2, входившего в годы Великой Отечественной войны в состав 46 штурмового авиационного полка ВВС Северного флота, и совершившего вынужденную посадку на лед озера Кривое 25-го ноября 1943 года при возвращении с боевого вылета.
Прошло без малого 70 лет, пока этот самолет не был обнаружен группой энтузиастов. Отправной точкой для организации поисков послужили рассказы о фронтовых годах трижды кавалера ордена Красного Знамени и кавалера ордена Нахимова II степени фронтового летчика морской авиации Северного флота Валентина Скопинцева своим детям. Ветерана уже давно нет в живых, но когда-то рассказанная им история выкристаллизовалась в идею поднять боевой самолет, отреставрировать его и оставить последующим поколениям как память об их предках, жизнью и кровью защитивших свою Родину.
Проведение этой уникальной операции в Заполярье было инициировано сыном командира этого самолета Олегом Скопинцевым. Сын летчика вместе с группой энтузиастов и поисковой группой «Икар» из г. Заозерска осуществили поистине уникальную операцию, обнаружив и подняв самолет, находившийся в полутора километрах от берега на глубине 17-ти метров от поверхности. В ходе операции по подъему, длившейся почти неделю, штурмовик был поднят со дна озера с помощью воздушных камер и отбуксирован к берегу.
Олег Скопинцев планирует отреставрировать самолет Ил-2, на котором воевал его отец, и оставить его последующим поколениям, как память о предках, защищавших Заполярье в годы Великой Отечественной войны.
Символично, что фронтовой штурмовик военных лет был поднят с глубины накануне Дня памяти и скорби, который отмечается в нашей стране 22 июня в память о начале Великой Отечественной войны. Еще один памятник отваги и мужества советских воинов станет достоянием истории.

Справочно: 25 ноября 1943 года экипаж младшего лейтенанта Валентина Скопинцева и воздушного стрелка Владимира Гуменного возвращался после бомбардировки аэродрома Луостари. Для молодого летчика это был 3-й боевой вылет, для стрелка – 2-й. Несмотря на малый опыт, на счету  экипажа в этом вылете остались 2 уничтоженных вражеских самолета на земле, пораженная зенитная точка, а также сбитый в воздушном бою истребитель Мессершмит-109. Однако и их самолет получил повреждения.
На штурмовике Ил-2 с раненым стрелком в задней кабине младший лейтенант Валентин Скопинцев смог дотянуть практически до аэродрома базирования, но из-за заглохшего двигателя он совершил экстренную посадку на озеро Кривое в нескольких километрах от аэродрома. Пилот успел вытащить боевого друга из кабины, залитой кровью и дотянуть его до берега. Лед не смог долго удерживать тяжелую бронированную машину, которая затем ушла на дно озера.

СКОПИНЦЕВ Валентин Михайлович (1920-1996 гг.)
Родился 24 декабря 1920 года в г.Урюпино Сталинградской области (ныне – г. Урюпинск Волгоградской области).
В 1939 году, будучи школьником, закончил аэроклуб в Борисоглебске.  В 1940 году, получив полное среднее образование, поступил в школу инструкторов ОСОАВИАХИМА, по окончанию которой в 1941 году был направлен на работу в Канский аэроклуб.
В 1942 году направлен во 2-ю школу пилотов ВМФ, где окончил курсы командиров звеньев.
В октябре 1943 года в звании младшего лейтенанта прибыл в 46 штурмовой авиационный полк ВВС Северного флота для дальнейшего прохождения службы.
За год активных боевых действий Валентин Михайлович прошел ступени – от дублера командира звена, до заместителя командира эскадрильи. Совершил 51 боевой вылет, в том числе, возглавляя группы штурмовиков. За этот же срок был награжден 3-мя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени.
В 1946 году по состоянию здоровья был списан с летной работы и в 1947 году в звании старшего лейтенанта уволен в запас.
Умер в 1996 году. Похоронен в Москве на Хованском кладбище».


Отсюда: https://nord-news.ru/news/2012/06/21/?newsid=32839
«ДОЧЬ ЛЁТЧИКА ЕВГЕНИЯ СКОПИНЦЕВА УВИДЕЛА САМОЛЁТ, НА КОТОРОМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЛЕТАЛ ЕЁ ОТЕЦ
ИА «Nord-news» уже сообщало, что сегодня, в канун Дня памяти и скорби, под Мурманском со дна озера Кривое поднят самолет Ил-2. В годы Великой Отечественной войны он входил в состав 46-го штурмового авиаполка военно-воздушных сил Северного флота. 25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, штурмовик не дотянул до своего аэродрома около трех километров и произвёл посадку на замерзшее озеро. Лётчик младший лейтенант Скопинцев Валентин Михайлович и воздушный стрелок краснофлотец Гуменный при посадке не пострадали.
Ил-2 был обнаружен в 2011 году. Спустя год началась подготовка к подъёму.
25 ноября 1943 года – один из 1419-ти дней Великой войны, войны народа великой страны за свое Отечество....
Из сводки Совинформбюро: «В течение 25 ноября севернее и юго-западнее Гомеля наши войска вели бои с противником...
В Баренцевом море потоплены танкер и транспорт противника общим водоизмещением в 12.000 тонн...
В течение дня наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 75 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбит 21 самолет противника».
В подобные скупые строки в годы войны укладывалось великое множество локальных побед над врагом или поражений, солдатских подвигов, случаев личного героизма и, к сожалению, трагедий миллионов семей, получавших «похоронки»...
25 ноября 1943 года – те, кто приближали День Победы, не знали, что до нее еще более 500 дней и ночей... Но они свято верили в эту Победу и отдавали ей все, что имели, в том числе собственные жизни...
Сегодня мы имеем возможность увидеть уникальное свидетельство одного из боевых эпизодов этого дня Великой войны и реально к нему прикоснуться.
Конец ноября 1943 года. С грузом «ленд-лиза» в северные порты СССР направлялся очередной караван союзников. Состоящий из 16 американских и британских транспортов, шедших в сопровождении 6 боевых кораблей охранения, он несомненно, представлял собой «лакомый кусок» для гитлеровских подводных лодок и авиации.
Одним из самых сложных с точки обеспечения безопасности являлся конечный этап перехода – когда на горизонте уже открывались очертания полуостровов Средний и Рыбачий, и было близко горло Белого моря, за которым ждал гостеприимный Архангельск.
Именно здесь на руку противнику играла близость его позиций к северным караванным путям. Для германской авиации это были аэродромы Луостари и Хебугтен, на которых базировались мощные ударные группы бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей сопровождения.
В целях поддержки перехода союзнического конвоя командованием Северного флота была поставлена задача – непосредственно перед прибытием конвоя нанести бомбо-штурмовые удары по названным вражеским аэродромам, чтобы не дать фашистским асам возможности перехватить союзников в районе Варангер-фьорда.
Одной из авиационных частей, на которых возлагалось выполнение этой задачи, являлся 46 штурмовой авиационный полк ВВС Северного флота, дислоцируемый на аэродроме Ваенга-2 (Сафоново). Этот полк был единственным из всех авиационных частей флота, который имел на своем вооружении штурмовики Ил-2. Казалось бы «сухопутный» самолет, с успехом решавший задачи штурмовок на всех фронтах, активно применялся и на флотах.
Целями для Ил-2 становились позиции сухопутных войск и артиллерийские батареи противника в зоне оперативной ответственности флота, береговые укрепления врага, аэродромы, портовые сооружения, а также боевые, вспомогательные и транспортные суда в прибрежной зоне и многочисленных заполярных фьордах.
В боях в Заполярье 46 штурмовой авиационный полк принимал участие с весны 1943 года, перебазировавшись перед этим с Черноморского флота и переучившись на новые для себя Ил-2... День Победы полк встретил уже дважды Краснознаменным и Печенгским – за участие в Киркинесской операции... Но это будет позже...
25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 46 полка одновременно с бомбардировщиками Пе-2 и истребителями других полков совершили по 2 боевых вылета.
Первый оказался не совсем удачным – из-за плохих погодных условий, а они в Заполярье могут смениться достаточно быстро, вместо атаки аэродромов Хебугтен и Луостари штурмовикам 46 полка пришлось наносить удар по запасной цели. К сожалению, из этого вылета «домой» не вернулся один экипаж. Хебугтен смогла атаковать лишь группа бомбардировщиков Пе-2.
Так как задача полностью не была выполнена, то после улучшения погоды поступил приказ повторить вылет для удара по Луостари силами тех же 16 штурмовиков Ил-2 с сопровождением. В этот раз препятствий по пути не было, но противник встретил наши самолеты ожесточенным зенитным огнем и атаками истребительной авиации. Навстречу нашим самолетам в воздух успело подняться не менее 25 Ме-109.
Как указывалось в боевом донесении, в результате бомбо-штурмового удара «Илов» на земле уничтожено не менее 10 вражеских самолетов, подавлен огонь 6 зенитных точек, вызвано 26 очагов пожара. Дополнительно, в ходе воздушного боя штурмовиками было сбито 5 «мессеров» и истребителями сопровождения – еще 8. Но, к сожалению, и наши потери оказались весьма ощутимыми... Всего в этом налете было потеряно 6 из 16 штурмовиков, а также 5 истребителей сопровождения.
В итоге, только из состава 46 штурмового полка смертью героя погибли летчики Даниил Уйманов, Иван Лузанов, Владимир Котов, Иннокентий Соколов, Андрей Шаронов, Иван Новиков и Георгий Дороганов, воздушные стрелки Евгений Бугаев, Петр Кириченко, Василий Тихомиров, Федор Зверев, Алексей Токмаков, Алексей Сенник.
Более удачливым в этот день оказался экипаж летчика Валентина Скопинцева и воздушного стрелка Владимира Гуменного.
Для молодого летчика это был всего лишь 3-й боевой вылет, для стрелка – 2-й. И несмотря на малый опыт, на счету пилота добавились 2 уничтоженных самолета на земле и 1 подавленная зенитная точка, а у стрелка – сбитый в воздушном бою Ме-109. Однако и их самолет был подбит...
На изрешеченной машине, движок которой давал перебои, и с раненым стрелком в задней кабине летчик смог дотянуть почти до родного аэродрома Ваенга-2... Впрочем, под крылом уже своя территории и даже вынужденная посадка была не так страшна... На машине с окончательно заглохнувшим движком Скопинцев совершил посадку «на брюхо» на недавно вставший лед озера всего в нескольких километрах от Ваенги. Он успел сам вытащить боевого друга из кабины, залитой кровью. И тут подоспела помощь товарищей... Но в ноябре лед даже за Полярным кругом не может долго удерживать бронированную многотонную машину. И вернувшаяся из полета боевая машина, изрешеченная вражескими попаданиями, но доставившая летчиков почти «домой» затонула в глубинах озера...
И вот прошло без малого 70 лет, пока в 2011 году этот самолет не был обнаружен группой энтузиастов. Отправной точкой для их поисков послужили рассказы Валентина Скопинцева в своё время своим детям о фронтовых годах... Ветерана уже давно нет в живых, но когда-то им рассказанное в последние годы выкристаллизовалось в идею поднять боевой самолет, отреставрировать его и оставить последующим поколениям как память об их предках, жизнью и кровью защитивших свою Родину... Этот памятник им – долг ныне живущих...».
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »