Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Броня на рельсах против брони в поле  (Прочитано 3411 раз)

Venalainen

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Мой дед, капитан Григорий Пантелеевич Головатый, пропал без вести  после 9 мая 1945 года, он был командиром 86-го отдельного бронепоезда ПВО.
Удалось найти: 86-й отдельный бронепоезд ПВО в действующей армии с 01.07.1944 года по 09.05.1945 года...
Помимо своего поезда дед должен был расформировать и перегнать еще шесть бронепоездов. Успел расформировать только два и в сентябре 1945-го он пропадает. Попытки узнать судьбу в советское время успеха не принесли. Искал хоть какие то данные в ОБД-Мемориале, но и там тоже ни слова.
Если у кого ни будь есть, какие то сведения, или кто знает, как можно выяснить его судьбу, буду очень признателен.
Точных данных у меня нет, но со слов бабушки:
-год рождения – 1918-й;
- место проживания (вероятно, и рождения) – село Франкивка Полтавской области Украины.
Сегодня бабушка дала последнее письмо деда, в качестве обратного адреса там значится "в/ч пп 52071".
До призыва дед жил на Украине, а после мая 1945 он с бабушкой уже не встречался, только пара писем, где он говорил о том, что ждет не дождется встречи...
Бабушка же после войны осталась жить в Ленинграде. А на службу уходила из Ярославской области.

Возможно, его Наградной лист: http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/405/033-0690306-2152%2B012-2159/00000074.jpg&id=43640279&id=43640279&id1=e3852255926a5a3b5cd5e0d3de2155de
« Последнее редактирование: 21 Января 2018, 11:07:42 от Sobkor »
Записан

BORUS

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 316
Сводная таблица: http://www.tankfront.ru/ussr/armtrain/odbp.html

Вопрос: а паровозная бригада в списочный состав бронепоезда входила? Или паровозная бригада шла по учёту штата МПС?
Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось два легких бронеавтомобиля БА-20жд и три средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути: http://history.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5132

Машинисты есть в общем списке потерь. И, например: http://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=50252664&id1=9edc44b427394febbe2f3b0e72f34912&path=Z/001/058-0818883-0091/00000160.JPG
« Последнее редактирование: 30 Марта 2019, 12:40:20 от Sobkor »
Записан
Трухачёв Борис Петрович
Воля к победе решающий фактор!

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 780
  • Роман Никитин
Re: Броня на рельсах против брони в поле
« Reply #2 : 09 Марта 2015, 01:06:55 »
По-видимому, один из первых подтвержденных случаев столкновения колесно-гусеничных бронесил с рельсовыми - бой автоброневого дивизиона особого назначения с бронепоездом махновцев, с которыми большевики продолжали заигрывать и после этого. Впрочем, каждая сторона пыталась попользовать другую в своих целях, пока батьку не "выпилили" из дела революции окончательно. Вспоминает Алексей Селявкин, весной-летом 1919 г. - командир автоброневого дивизиона особого назначения при СНК УССР. Обращает на себя внимание словосочетание "заградотряды Махно". Вот к какой рани, оказывается, восходят заграддействия 2-го дубля БЕПО-76 в охране войскового тыла Брянского фронта осенью 41-го.
http://militera.lib.ru/memo/russian/selyavkin_ai/05.html

С делегацией в Гуляйполе

Весной 1919 года радостная весть облетела страну. И мы в дивизионе с волнением читали газетные сообщения о том, что войска Южной группы Восточного фронта под командованием М. В. Фрунзе нанесли ряд сокрушительных ударов по бандам «верховного правителя России» адмирала Колчака. Красная Армия погнала колчаковцев за Урал.
В качестве преемника Колчака империалисты Антанты выдвинули генерала Деникина и обильно снабдили его армию вооружением и снаряжением. Только США на 1 августа 1919 года направили белогвардейским частям юга России вооружение, боеприпасы, обмундирование, достаточное для снаряжения стотысячной армии.
Белогвардейцам оказывали большую помощь всевозможные атаманы анархистских банд. Некоторые из них иногда выступали против белых, но одновременно дрались и с частями Красной Армии. Так поступал и пресловутый батько Махно. Его кулацко-анархистские банды отчаянно боролись против Советской власти.
В конце мая махновцы установили свои заградительные отряды на узловых станциях железной дороги Лозовая — Мелитополь, Лозовая — Кременчуг, Харьков — Донбасс. Они грабили следовавшие на юг эшелоны с обмундированием, [94] боеприпасами, оружием для Красной Армии и не пропускали эшелоны с углем, хлебом, металлом, направлявшиеся на север, в Советскую Россию.
Решено было, не прибегая к военной силе, путем мирных переговоров с Махно добиться снятия его заградительных отрядов. Специальная делегация в составе К. Е. Ворошилова, В. И. Межлаука и других выехала из Харькова в штаб так называемой «повстанческой бригады» Махно.
Н. И. Подвойский в то время Наркомвоен Украины приказал мне сопровождать делегацию и организовать ее охрану.
Поезд и платформы с броневиками из отряда литер «А» прибыли на станцию Александровск (ныне Запорожье) и были там оставлены. А делегация направилась в Гуляйполе, где помещался штаб Махно.
Ранним утром ее встретил почетный караул, которым командовала Маруся Никифорова, небезызвестная бандитка, пользовавшаяся особым расположением самого батьки. В черном английском френче, бриджах, в ботинках с желтыми крагами и увесистым маузером на боку, Никифорова имела «бравый вид». Почетный караул состоял примерно из ста человек. Все с красными, обросшими щетиной лицами, одетые в солдатские шинели, полушубки и куртки, в папахах, шапках, кепках на головах. Караул был вооружен австрийскими, японскими, русскими винтовками. На приветствие В. И. Межлаука: «Здравствуйте, товарищи повстанцы!» — махновцы далеко не дружно хриплыми голосами ответили: — «Здорово!»
Никифорова предложила делегатам следовать в штаб Махно на автомашине, но делегаты отказались, попросив простую тачанку. В стороне стоял педальный фордик первого выпуска. Три его колеса имели резиновые покрышки, а четвертое в несколько рядов было густо оплетено веревками.
Махно, маленького роста, с большой косматой головой, в высокой папахе, при огромной австрийской сабле, встретил делегацию деланно почтительно. Желая блеснуть гостеприимством, пригласил ее сразу к столу, который подготовил и сервировал светило кулинарного искусства из первоклассного одесского ресторана.
Но делегации было не до красиво убранного стола, она торопилась начать переговоры. И тут Махно разыграл заранее подготовленный спектакль.
В столовую влетел здоровенный детина и во весь свой могучий голос рявкнул: «Батько! Беляки!». Махно и все его штабисты выбежали во двор.
— Хлопцы! На коней! — взвизгнул Махно, и весь разношерстный табор пришел в движение. Запрягались тачанки, седлались кони... Все это в страшной сутолоке. Только всадники, составлявшие личную охрану Махно, так называемые «чертовы сотни», быстро и четко построились, готовые к выступлению.
Махно, взобравшись при помощи вестового на огромного коня, резко ударил его плетью и с криком: «За мной!» поскакал вперед.
Всадники, тачанки скрылись в облаках поднятой пыли.
К. Е. Ворошилов посмотрел выразительно на В. И. Межлаука и звонко расхохотался: «Здорово комедию разыграл!»
Только на следующий день с песнями, под звуки гармошек и свист вернулись махновцы. В тачанках уныло сидели несколько пленных деникинских офицеров. Их немедля заперли в амбар и выставили охрану.
Махно нагло затягивал переговоры, выжидал, хвалился своей силой и, наконец, выдвинул свои условия: признать его «войско» как повстанческую украинскую армию и не вмешиваться в ее оперативные действия; передать на ее вооружение тысячи винтовок, сотни пулеметов и боеприпасы к ним, седла и другое имущество, после чего его заградительные отряды будут сняты.
Делегация решительно отклонила эти условия. Махно был объявлен вне закона. Наркомвоен Украины отдал приказ автоброневому дивизиону совместно с особой кавалерийской бригадой К. Медведева немедленно очистить железнодорожные узлы и станции от махновских банд.
Выполняя приказ, броневики ночью выступили из Харькова. Цокание копыт, рокот моторов разбудили тихую украинскую ночь. На темном небе ярко блестели низко опустившиеся звезды. Колонна броневиков следовала, соблюдая режим и график движения с тем, чтобы прибыть вовремя на исходные рубежи.
Около станции Пологи автоброневой отряд под командованием А. П. Рябцева, узнав о приближении эшелона махновцев, решил устроить засаду для нанесения внезапного огневого удара. Но сначала появился бронепоезд махновцев. Паровоз, пройдя на сотню метров станцию и выпустив сильную струю пара, резко затормозил. Лязгая буферами, бронепоезд остановился. На полотно выскочили махновцы.
А. П. Рябцев, находясь на пушечном броневике «Ланчестер», решил вступить с бронепоездом в бой и открыл огонь из 38-миллиметровой пушки бронебойными снарядами. Бронепоезд принял бой. Прямым попаданием снаряда была снесена башня броневика. Но тяжело контуженный Рябцев, оставаясь в строю, продолжал руководить боем. В паровоз попал снаряд. Отстреливаясь, бронепоезд двинулся с места и, набирая скорость, ушел. Эшелон с бандитами под звуки гармошек и песен влетел на станцию. Броневики Рябцева открыли огонь. Ища спасения, махновцы прыгали из вагонов, падали, ползли и, скатываясь под насыпь, пытались бежать.
Броневики с кавалеристами Медведева смело и решительно атаковали железнодорожные узлы и станции, выбивая засевших в них махновцев. Составы с севера на юг и с юга на север пошли без задержек.
Чувствуя, что дни их сочтены, махновцы с отчаянием обреченных творили свои кровавые дела. Грабили и убивали людей. Броневики и конники кавбригады Медведева преследовали бандитов по пятам, нанося им неожиданные удары.
В этих операциях бронедивизион и кавалерийская бригада взяли в плен и отправили под конвоем в Черкассы около тысячи махновцев.
Махно не забыл разгрома его заградительных отрядов. Притаился и ждал, чтобы отомстить. И вот во время наступления Деникина в районе Пятихаток он прислал комбригу К. Медведеву записку, в которой предлагал встречу для обсуждения вопроса о совместных действиях против деникинцев. К. Медведев поверил ему и решил встретиться. Приглашал ехать с ним и меня, но я категорически отказался, считая, что с Махно не о чем говорить, и предупреждал комбрига о возможной ловушке.
Махно встретил К. Медведева как дорогого гостя. А когда тот возвращался к себе, из засады неожиданно вылетели махновцы и изрубили комбрига и его охрану. Спаслись лишь два бойца. Они-то и принесли тяжелую весть о гибели К. Медведева.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 035
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Броня на рельсах против брони в поле
« Reply #3 : 30 Марта 2019, 12:37:38 »
Вот здесь небезынтересные подборки по теме «Потерянные бронепоезда РККА [правильно – Красной Армии] на немецких фото»: https://zen.yandex.ru/media/starcom68/poteriannye-bronepoezda-rkka-na-nemeckih-foto-5a54e09483090524e188f6f7 и https://zen.yandex.ru/media/starcom68/poteriannye-bronepoezda-rkka-na-nemeckih-foto-chast-ii-5a5c9cdd830905c280ca4f29
«Подбитый бронепоезд 73-го полка НКВД. Июль 1941 года. Бронепоезд подбит 30 июня 1941 г. на перегоне ст. Свислочь (Елизово) – ст. Тача»:

Годы Великой Отечественной войны, мотоброневагон конструкции Н. Дыренкова образца 1935 года в сцепке с «чёрным» паровозом:

Зима 1941/1942 гг. постройка бронепоезда, вооружённого башнями от танка Т-34:

В подборке снимков из фронтовой фотокинохроники отыскал несколько снимков одного из бронепоездов. Судя по всему, снимки сделаны зимой 1941-1942 года. На это указывают установленные на броневагонах башни от танка Т-34 образца 1940 года:

Июнь 1941 года, Волховский фронт (II ф), экипаж бронедрезины, вооружённой башней от танка БТ-5 и пулемётами «максим» (по одному на каждом из бортов), под командованием старшего сержанта Георгия Васильевича Кучанского 1916 г.р. перед убытием на боевое задание. Оригинал данного фото в настоящий момент хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5810560, номер по ГИК (КП) – 18628/47.
Правильное название должности старшего сержанта Г.В. Кучанского – командир отделения разведки 60-го отдельного бронепоезда 8-й армии Волховского фронта (II ф). За боевую доблесть, проявленную в период с 24 июня о 17 сентября 1942 года, приказом по войскам 8-й армии за № 021-н от 1 апреля 1943 года был удостоен ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 356, лл. 182 и 182об.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0682526-0356/00000314.jpg&id=150391681&id1=d0d764197de76012862a7d50ace6a2fa
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0682526-0356/00000315.jpg&id=150391682&id1=ceea436932162bb0ef63a4ab55168615
« Последнее редактирование: 30 Марта 2019, 12:42:55 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »