Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Горбачёв Василий Иванович 15.06.1904 г.р.: Stalag Luftwaffe № 5  (Прочитано 11873 раз)

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Уважаемые друзья!
Ищу своего деда - Горбачева Василия Ивановича, 15.06.1904 г.р., с. Холмищи Ульяновского района Орловской области, красноармеец 388 СП, призван Балашихинским РВК, пропал без вести в июле 1942 года под Старобельском.
Через историко-архивный поисковый центр "Судьба" и ЦАМО получена информация, что Горбачев В.И. попал в плен  и находился в лагере для военнопленных Stalag IIa под Нойбрандербургом (лагерный номер 94171), откуда  01.04.43 был переведен в лагерь Stalag Luft №5 в местечке Wolfen и далее, 30.4.43 переведен в команду зенитчиков Небелькомпани, которая защищала немецкий аэродром от налетов. Военнопленные должны были доставлять снаряды , засыпать воронки и пр. Далее следы деда прерываются.
По карточке военнопленного базы Мемориал известно также, что в январе 1944 г. Горбачев В.И. был отправлен на гауптвахту на 10 суток (не понятно, в каком лагере).
Получается некоторая нестыковка с записями в лагерной карте по датам в связи с его переводом в другой лагерь (может быть, правда, карточка переходила из лагеря в лагерь вместе с ним).
Кроме того, нет никакой информации о возможном захоронении деда.
На карточке военнопленного имеется надпись "Погиб при бомбардировке 11.11.44", но в ней же есть приписка "Не он, Вх-78482с-44". В поисковом центре "Судьба" мне пояснили, что, это, действительно, не он (они лично ездили в архив в Подольске для выяснения этой информации).
Из интернета знаю, что лагерь Stalag Luft №5 в местечке Wolfen в декабре 1944 года был освобожден американцами.
Прошу возможной помощи в установлении дальнейшей судьбы моего деда.
Готов также рассказать некоторые дополнительные личные данные и истории, в том числе про жену Горбачева В.И, мою бабушку, которые, на мой взгляд, очень характерны для людей того времени.
С уважением,
Сергей Ванюков
« Последнее редактирование: 03 Ноябрь 2011, 09:22:08 от Геннадий Кушелев »
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Его первоначально перепутали с
Номер записи    301132041
Фамилия   Горбатов
Имя   Василий
Дата рождения   13.07.1904
Место рождения   Рязанская обл., район Доброе, Горица
Воинское звание   солдат (рядовой)
Лагерный номер   29924
Лагерь   шталаг VI K (326)
Судьба   Погиб в плену
Дата смерти   07.11.1944
Место захоронения   Швентайнен
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/004/058-0977528-0090/00000393.jpg&id=301132040&id=301132040&id1=95b24b321a25c88738cbfab82bdbbb20
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/004/058-0977528-0090/00000394.jpg&id=301132042&id=301132042&id1=597f9bba033046680c88feee30442f2d

"На карточке военнопленного имеется надпись "Погиб при бомбардировке 11.11.44"
и
Фамилия   Горбатов
Имя   Василий
Дата рождения   13.07.1904
Место рождения   Рязанская обл., район Доброе, Горица
Воинское звание   солдат (рядовой)
Лагерный номер   29924
Лагерь   шталаг VI K (326)
Судьба   Погиб в плену
Дата смерти   07.11.1944
« Последнее редактирование: 15 Май 2015, 21:02:43 от Sobkor »
Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Уважаемый Геннадий!
Дата смерти Горбатова Василия (07.11.1944) отличается от той, которая указана на карточке моего деда (11.11.44). Да и по учетным записям - они совершенно разные люди. Кто моего деда первоначально перепутал с другим человеком?
Может быть я что-то не так понимаю, но, судя по Вашему ответу, моего деда, Горбачева Василия Ивановича (лагерный номер 94171) кто-то сначала ошибочно перепутал с Горбатовым Василием (лагерный номер 29924) и написал, что он погиб при бомбардировке 11.11.44. Позднее, когда выяснили ошибку, на карточке моего деда написали "не он".
На карточке моего деда я не вижу надписи Горбатов Василий, также как на лазаретной карточке Горбатова Василия не вижу надписи "погиб при бомбардировке 11.11.44".
Для сведения дополнительно сообщаю, что жену деда, мою бабушку, звали Горбачева Наталья Емельяновна и проживала она в Балашихинском районе, завод "Крафт", дом 39.
Если все-таки речь не идет о смерти моего деда, то можете ли помочь в нахождении потерянного следа в данном поиске?
С уважением,
Сергей Ванюков
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Уважаемый Сергей!
Что Вашего деда могли перепутать с Горбатовым Василием без отчества, лишь мое предположение. Могли предположить, что имело место довольно заурядное ошибочное написание немцами фамилии, т.к. более сведений о Горбачевых Василиях 1904 г.р. нет.
На карте Вашего деда нет немецких записей о смерти, что говорит о его неизвестной судьбе (варианты Вы можете предположить сами).
Пишите запрос в Бад-Арользен.
О лагере люфтваффе 5 Вольфен немного здесь
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=14547.0
Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Уважаемый Геннадий!
Большое спасибо за информацию, буду искать дальше.
У меня есть еще один не проясненный вопрос.
В конце 80-х в советской тогда еще прессе была опубликована статья Кондратьева (к сожалению, оригинал утрачен и не можем пока найти источник) о том, что в Германии стоит памятник русскому солдату Василию Горбачеву. Мы неоднократно обращались в издательство (по памяти, это была газета "Известия") с просьбой прокомментировать статью и рассказывали историю своего деда (правда, на тот момент мы еще не знали материалов архива, а только верили в то, что он мог выжить).
Моя бабушка была уверена, что это ее муж сообщил ей "весточку" о себе, и в скором времени она, успокоившись, умерла.
Надо сказать, что у нее было семеро детей, и во время войны пятеро умерли от голода и болезней. Но бабушка всю жизнь ждала деда, т.к. уходя повторно на фронт после ранения в 1941 году, он ей пообещал, что она "еще услышит" о нем...
Может кто-то еще может помочь в этом вопросе или сообщить дополнительную информацию по возможному захоронению деда или об упомянутом памятнике в Германии.
С уважением, Сергей Ванюков
Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Уважаемые друзья!
Запрос в Международную Службу Розыска (МСР) в г.Бад Арользен (Германия) отправлен (адрес  службы http://www.its-arolsen.org/ru/glavnaja/index.html, можно писать на русском языке), ответ обещают дать в течение 8 недель.
Пока прошу помощи в переводе лагерной записи с карточки моего деда.
Не могу прочитать данные со второй страницы, касающиеся гауптвахты и прививки (судя по всему, от туберкулеза). Ниже приводу ссылки на лагерную катрочку.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/001/058-0977520-1984/00000105.jpg&id=300219347&id=300219347&id1=d17d7081147dc43a47ab4a9cb33d3695
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/001/058-0977520-1984/00000106.jpg&id=300219349&id=300219349&id1=3084e10bc2c5cc594e821a1e3abadff1
С уважением, Сергей Ванюков
« Последнее редактирование: 05 Февраль 2011, 09:40:14 от Геннадий Кушелев »
Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Уважаемые друзья!
Огромное спасибо всем за проведенную работу-исследование по переводу лагерной записи моего деда с немецкого языка. Мы чувствовали, что он себя проявил каким-то образом. Надеялись, что он попал на гауптвахту за то, что обругал кого-то из охраны концлагеря, а не из своих. Поражает смелость человека и несломленность испытаниями. А ведь за это могли и расстрелять. "Гвозди бы делать из этих людей...".
Т.к. судьба деда пока не выяснена до конца, будем продолжать работу, чтобы передать память своим детям и внукам.
С уважением,
Сергей Ванюков.
Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Уважаемые друзья, эксперты по Германии и немецкому языку!
У меня осталось еще три вопроса, по которым нужна Ваша помощь.
В порядке возрастания сложности.
1. Фамилия матери деда (в карточке указано Bajiwa - это Бахива, Баева или Бажова).
2. В апреле 1943 г. дед был переведен в Stalag Luftw №5, а затем в Nebelkompanie. Но в карточке имеется запись о его наказнии в январе 1944 г. Получается, что его карточка сопровождала его везде, и наказан он был в Luftw 5. Или он опять был возвращен в Stalag II А, где и попал в карцер.
3. Остается вопрос с памятником русскому солдату Василию Горбачеву в Германии, о чем я писал выше. Поиск статьи активизирую сам (содействие тоже приветствуется), прошу помочь в вопросе, есть ли такой памятник в Германии и может ли он быть связан с моим дедом.
С уважением, Сергей Ванюков
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Сергей, надо Вам искать место дислокации этой 28-й прожекторной роты люфтваффе в ноябре 1944 года. Второй путь - просмотреть в ОБД карты с датой смерти 11.11.1944 года и вокруг этой даты на предмет поиска  погибших при бомбардировке.
Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Уважаемый Геннадий,
Спасибо за дельные советы. Буду продолжать поиск, в том числе и по этим направлениям.
Пока же отправил запрос в Международный красный крест:
http://www.icrc.org/web/forms/webforms.nsf/F_Archive?OpenForm&ParentUNID=FC2FA71E2991A657C12572E200322DD7
Ссылка работает. Обещали ответ в течение года.
Начал "рыться" в газетных архивах.
Написал письмо В.П.Кондратьеву по поводу его статьи про памятник. Найду статью - будет известно место установки памятника, можно будет туда направить запрос. Буду информировать о результатах.
Если же появятся какие-либо дополнительные мысли или информация - дайте знать, буду признателен.
С уважением,
Сергей Ванюков.
Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Сергей, надо Вам искать место дислокации этой 28-й прожекторной роты люфтваффе в ноябре 1944 года. Второй путь - просмотреть в ОБД карты с датой смерти 11.11.1944 года и вокруг этой даты на предмет поиска  погибших при бомбардировке.
Уважаемый Геннадий!
Подскажите, пожалуйста, где или каким образом можно найти место дислокации этой роты.
Продолжается работа по моим запросам в международные организации. В то же время получил подтверждение точности форумного перевода лагерной записи моего деда от Александра Харитонова из Германии:
"Уважаемый Сергей Петрович,
Да запись на корточке именно в переводе так и гласит:
Так как (или можно сказать поскольку) он повёл себя вызывающе (можно применить и неуважительно) по отношению к унтер-офицеру.
Всего доброго
Александр Харитонов"
Haritonow, Alexander - STSG <Alexander.Haritonow@stsg.smwk.sachsen.de>
С уважением,
Сергей Ванюков
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Сергей, надо Вам искать место дислокации этой 28-й прожекторной роты люфтваффе в ноябре 1944 года. Второй путь - просмотреть в ОБД карты с датой смерти 11.11.1944 года и вокруг этой даты на предмет поиска  погибших при бомбардировке.
Уважаемый Геннадий!
Подскажите, пожалуйста, где или каким образом можно найти место дислокации этой роты.
Уважаемый Сергей!
Думаю, что это можно найти лишь здесь:
http://www.forum-der-wehrmacht.de/
Функция поиска у них здесь:
http://www.forum-der-wehrmacht.de/search.php
Если поиск ничего не даст, советую регистрироваться и создавать у них тему.
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Сергей, надо Вам искать место дислокации этой 28-й прожекторной роты люфтваффе в ноябре 1944 года.
Уважаемый Геннадий!
Подскажите, пожалуйста, где или каким образом можно найти место дислокации этой роты.
Если немцы не помогут, искать можно и в ОБД. Вот пример другого прожекторного подразделения.

Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Тем временем получил ответ из Международного комитета Красного Креста. К сожалению, отрицательный - никакой информацией по деду они не располагают. Сообщили, что по узникам нацистского режима (концлагеря, лагеря для военнопленных, которые использовались в качестве рабочей силы и пр.) сведения надо искать в Международной службе розыска (МСР/ITS). Их сайт:
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=8984e6&url=http%3A%2F%2Fwww.its-arolsen.org%2Fen%2Fhomepage%2Findex.html
Туда я уже направлял запрос, жду ответа.
Также дали несколько полезных ссылок:
База данных по награжденным в ВОВ:
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=0c7e78&url=http%3A%2F%2Fpodvignaroda.mil.ru%2F
Общий ЦАМО:
http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&cnf=b30f2a&url=http%3A%2F%2Fwww.rusarchives.ru%2Fvedarh%2Fcamo%2Findex.shtml
Зесь много тематических архивов и баз данных.
С уважением,
Сергей Ванюков

Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
В карте три прожекторные роты люфтваффе, место дислокации последней указано на лицевой стороне карты.



http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/003/058-0977521-1540/00000035.jpg&id=300667807&id=300667807&id1=c660ebe6f689d12eeb73ce8a2bc93cb0
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Рассматриваю это в качестве примера. Это же не означает, что 28-я прожекторная рота находилась где-то поблизости?
Уважаемый Сергей, я тоже рассматриваю это в качестве примера того, что дислокацию даже рот можно пытаться устанавливать по картам бывших в плену. 76-я прожекторная рота люфтваффе могла находиться рядом с 28-й, а могла и нет. Поскольку алгоритма поиска в ОБД шталага LW 5 не существует, остается надеяться на везение.
В приведенной мною выше карте 76-я рота находилась, как я прочёл, в Rüdesheim.
http://maps.google.ru/maps?f=q&source=s_q&hl=ru&geocode=&q=R%C3%BCdesheim,+Deutschland&aq=0&sll=59.297093,17.973201&sspn=0.087297,0.389328&ie=UTF8&hq=&hnear=%D0%A0%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5,+%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83-%D0%A2%D0%B0%D1%83%D0%BD%D1%83%D1%81,+%D0%93%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BD,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&ll=49.979488,7.932129&spn=1.759057,6.229248&z=7
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/003/058-0977521-1540/00000035.jpg&id=300667807&id=300667807&id1=c660ebe6f689d12eeb73ce8a2bc93cb0
Записан

Сергей Ванюков

  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16
  • Ванюков Сергей Петрович
Уважаемый Геннадий, коллеги по форуму!
На данном этапе поиска возникла проблема (из-за незнания мной немецкого языка) с нахождением местоположения 28-й прожекторной роты, в которую мой дед был переведен 30 апреля 1943 года. Известно также, что там он находился, по крайней мере, до середины января 1944 года. Ссылка на лагерную карточку:
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/001/058-0977520-1984/00000106.jpg&id=300219349&id=300219349&id1=3084e10bc2c5cc594e821a1e3abadff1
После этого следы деда затеряны. Зная место его последнего нахождения, можно будет сделать запрос в соответствующие местные структуры для возможного прояснения судьбы деда.
Обращаюсь к специалистам-германистам за помощью в данном вопросе.
С уважением,
Сергей Ванюков.
Записан

nikkodim

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 744
  • Дмитрий Костоваров
Не знаю поможет-ли эта ссылка.
http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/wbb2/thread.php?threadid=15107&sid=d9af1b552324da382cb962c0effe7062
Говорится, что 28 зенитная итальянская батарея находиласъ в городе Gotenhafen ныне Gdynia

или здесъ
http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/wbb2/thread.php?threadid=19682&threadview=0&hilight=&hilightuser=1487&sid=a06b6509dc618c3cd31d9b9f4829af59&page=109

или здесъ
Flughafenbereichs-Kommando 28./III in Pori/Finland
http://www.wehrmacht-awards.com/Forums/showthread.php?p=721505
??

На последнем фото вписана Lw 0(22) Гельзенкирхен, Реклинхаузен, Оберхаузен, Дюйсбург и ?
http://www.militaria321.com/auktionsdetails.cfm?auctionID=5654795
« Последнее редактирование: 21 Март 2011, 21:59:43 от nikkodim »
Записан
Если хочешь узнать правду, выслушай обе стороны и не верь ни одной.

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Сергей, добрый день!
А как Вы трактуете места нахождения деда согласно первой записи о рабочих командах в его карте?
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/001/058-0977520-1984/00000106.jpg&id=300219349&id=300219349&id1=3084e10bc2c5cc594e821a1e3abadff1
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Первую запись я воспринимаю как nach Krakow, или "в Краков".
 18292 Краков-ам-Зе
Германия

http://maps.google.com/maps?f=q&source=s_q&hl=ru&geocode=&q=Krakow+am+See,+DE&aq=0&sll=53.742214,12.359619&sspn=0.198985,0.778656&ie=UTF8&hq=&hnear=%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BC-%D0%97%D0%B5,+%D0%93%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2,+%D0%9C%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3+%E2%80%94+%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F+%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&ll=53.650336,12.267609&spn=0.19942,0.778656&z=10
Далее - SL Linstow, или "Особый лагерь Линстов".
Это, видимо, здесь:
Линстов
18292 Доббин-Линстов, Германия

http://maps.google.com/maps?f=q&source=s_q&hl=ru&geocode=&q=Linstow,+Dobbin-Linstow,+Deutschland&aq=0&sll=37.0625,-95.677068&sspn=17.141023,49.833984&ie=UTF8&hq=&hnear=%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2+%D0%94%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2,+%D0%93%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2,+%D0%9C%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3+%E2%80%94+%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F+%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&z=13

Пользуясь случаем. Поскольку, как Вам известно, ответов от немцев по поводу дислокации прожекторной роты Вашего деда (а моего земляка) нет, не рискнете ли отправить запрос в немецкий военный архив во Фрайбурге о месте дислокации оной (на русском языке, с приложением карты военнопленного)? Не знаю, будет ли ответ, но попробовать стоит.
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »