Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Русские авиаторы и авиастроители  (Прочитано 5913 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Русские авиаторы и авиастроители
« : 29 Января 2011, 17:30:38 »
Из истории Флота Российского

ГИДРОПЛАН АТАКОВАЛ ШХУНУ. КАК… КАТЕР...
Подвиги авиаторов советских Военно-Морских Сил, совершенные в годы Великой Отечественной войны, увековечены в бронзе и мраморе, воспеты в книгах и кинематографе. К сожалению, куда меньше мы знаем о героических деяниях их предшественников – русских морских летчиков периода первой мировой войны. По крайней мере, в современной библиографии не отыщется, пожалуй, и десятка строк, посвященных их мужеству и беззаветному служению Родине. А жаль, ибо насильственному забвению таким образом оказались преданы многие яркие страницы из славной истории отечественной военно-морской авиации. Чтобы как-то исправить эту несправедливость, познакомлю читателей с некоторыми, почерпнутыми из официальных фронтовых сообщений весны 1917 года, фактами боевой доблести русских морских летчиков. Речь пойдет о Черноморском театре военных действий.
Несмотря на бурные, разрушающие Россию изнутри, революционные события Февральской революции, авиаторы-черноморцы, в отличие от многих других фронтовиков, не предали забвению святость воинского долга. Они продолжали, причем порой по два раза в день, наносить массированные бомбовые удары по стратегически важным объектам Турции и оккупированной противником территории Румынии. Так, 14 марта (здесь и далее даты даются по старому стилю) ими было произведено два воздушных налета. Один на расположенный в сорока верстах от Константинополя (Стамбула) городок Деркось. Второй – на Тульчу. В первом случае с борта гидропланов сброшено 50 авиабомб, кучно накрывших сооружения гидронасосной станции, питающей питьевой водой Константинополь. Не обошлось без потерь. На Севастопольскую базу из-под Деркоса не вернулся один самолет. Его экипаж в составе лейтенанта флота Сергеева и унтер-офицера Тура был объявлен без вести пропавшим. Подобная формулировка в данной ситуации означало одно: оба погибли при невыясненных обстоятельствах в волнах Черного моря. Напрасно, однако, боевые товарищи поторопились их похоронить. И лейтенант Сергеев, и унтер-офицер Тур на тот момент не только были живы, но и возвращались к родным берегам на захваченной у турок... парусной шхуне.
Вот что приключилось с ними у берегов Босфора. В небе над Деркосем их гидроплан попал в зону интенсивного заградительного огня. Пули прошили бензобак навылет. Ничего не оставалось, как немедленно приводняться. Дело было недалеко от берега и к ним на всех парусах тотчас поспешила вражеская шхуна. Ее команда, видимо, хотела отличиться перед местными военными властями. Но вышло все иначе. Сжигая остатки горючего, гидроплан на полной скорости сам пошел навстречу судну. Только не сдаваться, а достойно принять последний бой. Его пулемет ударил густыми очередями. Ужас и паника охватила турецких моряков. Никто из них теперь уже и не помышлял о награде, полагающейся за плененных русских летчиков, а только о собственном спасении. Теснясь и избивая друг друга, они спустили шлюпки и ударились в позорное бегство. Так нежданно-негаданно турецкая шхуна стала боевым трофеем Сергеева и Тура и одновременно – их верным шансом на спасение.
Прежде чем утопить поврежденный самолет подняли с него на борт захваченного судна пулемет, компас, личные вещи.
Невзирая почти на полное отсутствие питьевой воды и пищи, мужественные летчики решились на трудный переход через Черное море. Он длился почти пять суток, в течение которых выпало пережить страшный шторм, едва чуть не поглотивший их утлое суденышко.
Только 19 марта изнеможенные выпавшими на их долю лишениями герои увидели узкую полоску суши. Это была Джарылгачская коса, пролегшая напротив современного херсонского курортного городка Скадовска.
Вскоре к шхуне подошел сторожевой миноносец, на борту которого лейтенант Сергеев и унтер-офицер Тур в тот же день были доставлены в Севастополь.
Прославился в те дни и экипаж в составе пилота морского прапорщика Кулевича и летчика-наблюдателя поручика Остроградского. На его счету было шесть воздушных боев. Особенно трудным выдался третий. Произошел он, когда экипаж гидроплана выполнял задачу по прикрытию с воздуха каравана наших судов. Вражеский истребитель вынырнул из-за тучи. Его пулеметная очередь повредила мотор. Только чудом удалось удержать подбитую машину от падения. Поверни Кулевич и Остроградский тогда назад, к своему аэродрому, никто бы их не осудил. Однако они, русские летчики, приняли другое решение. Трижды их плохо слушающийся руля самолет бросался в лобовую атаку на врага, чем вынудил того убраться восвояси.
В целом, как подсчитали позже механики, в шести воздушных боях гидроплан морского прапорщика Кулевича и поручика Остроградского получил 28 пулевых пробоин, но ни одно из них, даже пусть угрожай оно неизбежной авиакатастрофой, ни разу не заставило летчиков выйти из боя.
Но вернемся к боевым операциям летчиков-черноморцев. В дни, когда лейтенант Сергеев и унтер-офицер Тур считались без вести пропавшими, был совершен еще ряд массированных бомбардировок, в частности, портовых сооружений Брэилова (Румыния). В последнем случае бомбы, сброшенные с борта 22 гидропланов, вызвали большие пожары на пристани, в доке и на территории складов. Серьезно досталось и находившимся в порту вражеским судам, которых не спасла даже попытка на всех парах уйти вверх по Дунаю. Отбомбившись, наши самолеты на бреющем полете организовали их преследование, в ходе которого обильно поливали противника пулеметным огнем.
В 20-х числах марта – очередной массированный удар с воздуха. На этот раз по фортам и зенитным батареям, расположенным на берегу Босфора. Прицельному бомбометанию не помешали ни плотный заградительный огонь, ни атака неприятельских истребителей. Отряд гидропланов вернулся на свою базу без потерь...
Юрий РЖЕВЦЕВ.
1995 год.

Тот самый лейтенант Сергеев: http://zema.su/blog/plenivshii-shkhunu-samoletom-sergeev-mikhail-mikhailovich-biografiya-russkogo-i-sovetskogo-letc


1914 год, Михаил Михайлович Сергеев со знаками различия мичмана на эполетах парадной военно-морской формы.


СЕРГЕЕВ Михаил Михайлович (16.12.1891-лето 1977), ветеран русской военно-морской авиации, советских ВВС и полярной авиации, подполковник в отставке.

Со страниц рукописи, посвящённой боевой летописи ВВС Краснознамённого Черноморского флота:


Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 820, лл. 327 и 327об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-820/00000649.jpg&id=51512481&id1=3881b587cd1dd23f141cddca2b23da72
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-820/00000650.jpg&id=51512483&id1=7120b1093af9e4cb499e970f6798a7f2

« Последнее редактирование: 22 Ноября 2018, 18:07:43 от Sobkor »
Записан

group9may

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 948
  • Роман Фирсов
    • WWW
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #1 : 29 Августа 2011, 16:34:23 »

Кадеты Русского авиационного корпуса со своими английскими инструкторами. Источник: http://www.flyingclothing.co.uk/pg005.html

«Sidit Sisas, stoit pravyi (na levom ruke Sisas) Konno. Tretyeva k sozhelenyu ne znayu». Dumaju chto foto sdelano escho v Angliji ili srazu posle vozvraschenija v Rossiju. Pochemu-to otsutstvujut znachku Russkogo Aviacionnogo Korpusa. U Konno i Sisasa znaki RAF – raznye. Nado prosmotret – kto-ze tretij na etom foto. Verojatno kto-to iz nashix kursantov. Na vskidku ne skazech. A «malyshom» Konno i ne nazoviosh. Esli pogony "kursantskie", to foto tochno sdelano v Angliji. Posle zavershenia ucheby vse poluchili oficerskie zvanija (ja tak razmyshliaju).[/center]
« Последнее редактирование: 29 Марта 2019, 15:33:40 от Sobkor »
Записан
С уважением Роман Фирсов.
Буду благодарен за любую информацию о советских захоронениях в Великобритании и английских в странах СНГ

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #2 : 03 Октября 2018, 16:33:52 »

Ветеран отечественных ВВС и Аэрофлота Александр Петрович Дьяконов при наградах на форменном закрытом кителе работника ГВФ СССР образца 1950 года (но без погон в силу, как надо полагать их упразднения в 1954 году).

ДЬЯКОНОВ Александр Петрович, ветеран отечественных ВВС и Аэрофлота, офицер в отставке, полный Георгиевский кавалер.
Родился в 1890 (по другим данным – 1891) году в Ростове-на-Дону. Русский. Беспартийный.
По состоянию на 6 августа 1915 года – военный лётчик в чине ефрейтора, кавалер медали «За храбрость» 4-й степени.
1 июня 1916 года в городе Гатчина закончил Военно-авиационную школу, в связи с чем получил на руки следующее удостоверение: «Удостоверение сиё от Военной авиационной школы младшему унтер-офицеру 1-ого армейского авиационного отряда Александру Дьконову в том, что он при школе успешно окончил курс обучения полётам на аэропланах «Фарман Боевой» и «Вуазень» и выдержал 10 мая 1916 года (приказ по школе №186) полётные испытания на аппарате «Вуазень» на звание летчика, что подпись с приложением казенной печати удостоверяется». Выпущен же был в состав 35-го корпусного авиационного отряда Юго-Западного фронта. И в данном качестве к осени 1917 года – фельдфебель по чину, полный Георгиевский кавалер.
Как о выпускнике Гатчинской военно-авиационной школы о нём здесь, но только поему-о без указания отчества: https://topwar.ru/62780-tayna-udostovereniya-mladshego-unter-oficera-dyakonova.html
По состоянию на осень 1917 года – санбольной: по причине полученного в воздушном бою тяжёлого ранения находился на излечении в тыловых госпиталях.
Биографические сведения за период Гражданской войны отсутствуют, но за исключением того факта, что в Гражданской войне «не участвовал».
По состоянию на начало 1920-х гг. – работник Ростовского паровозоремонтного завода имени В.И. Ленина, а с образованием весной 1923 года Российского акционерного общества Добровольного воздушного флота («Добролёт») – представитель лётно-подъёмного состава Гражданского воздушного флота.
С 9 июля 1941 года и, как минимум, по лето 1945 года – представитель лётно-подъёмного состава ряда фронтовых в/ч ГВФ, при этом с 1 декабря 1941 года – адъютант (то есть начальник штаба) 1-й эскадрильи последовательно Северо-Кавказской особой авиационной группы ГВФ, Закавказской особой авиационной группы ГВФ (с 3 сентября 1942 года), 8-го отдельного авиационного полка ГВФ (с 7 ноября 1942 года) и 23-го отдельного авиационного Берлинского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка ГВФ (с 24 ноября 1944 года; регалии – на момент окончания Великой Отечественной войны) по занимаемой должности, а по воинскому званию – сначала старший лейтенант (в том числе и по состоянию на осень 1942 года), а затем капитан (в том числе и по состоянию на 1944 года).
В послевоенный период – в родном для себя Ростове-на-Дону, где продолжил службу в структурах Аэрофлота.
К началу 1967 года являлся кавалером следующих государственных наград СССР:
- ордена Трудового Красного Знамени;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён приказом по войскам 2-й воздушной армии за № 0223/н от 22 августа 1944 года; и 2) предположительно, удостоен в 1945 году за выслугу в 15 лет;
- двух медалей «За боевые заслуги»: 1) награждён приказом командарма-56 за № 019/н от 12 сентября 1942 года; и 2) предположительно, удостоен в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За оборону Кавказа»: награждён 8 ноября 1944 года (удостоверение за № 027439);
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «За взятие Берлина»;
- медали «За освобождение Варшавы».
Юрий РЖЕВЦЕВ.




6 августа 1915 года, Александр Петрович Дьяконов как военный лётчик, состоящий в чине ефрейтора, и кавалер медали «За храбрость» 4-й степени.


1916 год, Юго-Западный фронт, Александр Петрович Дьяконов как военный лётчик 35-го корпусного авиационного отряда, состоящий в чине фельдфебеля, и кавалер четырёх боевых наград – трёх Георгиевских крестов и медали «За храбрость» 4-й степени.


1917 год, истребитель марки «Ньюпор-11» русской постройки, на котором в составе 35-го корпусного авиационного отряда Юго-Западного фронта в качестве пилота совершал боевые вылета фельдфебель Александр Петрович Дьяконов.

« Последнее редактирование: 12 Января 2020, 15:46:16 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #3 : 26 Октября 2018, 04:00:25 »
Русский военный лётчик штабс-капитан Всеволод Захарович Стоякин (1886-1914). С мая 1913 года служил в Гатчине в должности инструктора Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы. Погиб в результате авиакатастрофы. Похоронен в Гатчинском некрополе. В той же могиле покоится и прах его супруги – Надежды Тимофеевны Стоякиной, скончавшейся в 1978 году на 90-м году жизни.

1910 год.


1914 год.


Отсюда: http://ria1914.info/index.php?title=Стоякин_Всеволод_Захарович
« Последнее редактирование: 20 Января 2020, 13:37:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #4 : 25 Ноября 2018, 09:20:28 »

1911 год, город Санкт-Петербург, Воздухоплавательный отдел на площадках 3-й Всероссийской автомобильной выставки.





1911 год, самолёт-моноплан конструкции Степана Васильевича Гризодубова (13 июля 1884-11 декабря 1965).
« Последнее редактирование: 20 Января 2020, 19:05:13 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #5 : 25 Ноября 2018, 17:34:40 »
Игорь Иванович Сикорский и его русские самолёты:

СИКОРСКИЙ Игорь Иванович (6 июня 1889 го, Киев, Юго-Западный край, Российская империя-26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США), выдающийся русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Является создателем первых в мире четырёхмоторного самолёта (это «Русский витязь», 1913 год), четырёхмоторного пассажирского самолёта и бомбардировщика (это «Илья Муромец», 1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год). Также с его именем связаны разные и притом неожиданные достижения конструкторской мысли, всякий раз выводившие мировую авиацию на новый уровень.


1909 год, студент Киевский политехнический институт Игорь Сикорский возле «Геликоптера № 2» – созданного им своими же руками прототипа вертолёта.


Инженер Игорь Иванович Сикорский за авиаштурвалом.


Дейстующая Русская Армия периода 1-й Мировой войны, авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский (он сидит в центре) в группе военных лётчиков.

Лето 1910 года, самолёт-биплан конструкции И.И. Сикорского «БИС-2»:

Иные легкомоторные монопланы и бипланы инженера Игоря Ивановича Сикорского:







Истребитель С-16.

1913 гг., двухмоторный самолёт конструкции И.И. Сикорского «Гранд» и первый в мире четырёхмоторный самолёт – «Русский витязь» (он же – С-21 «Большой Русско-Балтийский»). Оба дали начало рождению тяжёлой авиации:

Самое начало 1913 года, город Санкт-Петербург, строительство «Гранда» на Русско-Балтийском вагонном заводе.


26 мая 1913 года, И.И. Сикорский у готового к лётным испытаниям самолёта «Гранд».


26 мая 1913 года, «Гранд» на лётном поле.


Четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» (он же – С-21 «Большой Русско-Балтийский»).


Четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» (он же – С-21 «Большой Русско-Балтийский»).


В небе – «Русский витязь» (он же – С-21 «Большой Русско-Балтийский»).

1914-1919 гг., серия четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов конструкции Игоря Ивановича Сикорского «Илья Муромец» (они же – С-22 «Илья Муромец»):

«Илья Муромец» в своём самом первом полёте.














За боевой работой – стрелок-бомбардир, чьё «рабочее место» располагалось в фюзеляже.


Военный аэродром «Старая Яблонна», что в окрестностях Варшавы, как место базирования первого в отечественной истории авиационного соединения – Эскадры воздушных кораблей, костяк ударной силы которой составляли самолёты «Илья Муромец».














«Илья Муромец» и образец поставленной на его вооружение 25-пудовой авиабомбы.
« Последнее редактирование: 25 Ноября 2018, 20:04:25 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #6 : 26 Ноября 2018, 07:53:27 »

НЕСТЕРОВ Пётр Николаевич (27 февраля 1887-8 сентября 1914), прославленный русский военный лётчик, основоположник высшего пилотажа, штабс-капитан. Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран. Внизу – самолёт Петра Николаевича Нестерова. И это французский аэроплан-парасоль «Моран-Ж»:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #7 : 25 Декабря 2018, 22:03:40 »

CНЕГИРЁВ Михаил Артемьевич (07.02.1891-21.11. 1933), начальник лётно-испытательной станции Харьковского авиационного завода имени СНК Украинкой ССР Главного управления авиапромышленности наркомата тяжёлого машиностроения СССР.
С 1912 года – в Русской императорской армии: солдат на Гатчинском аэродроме, курсант моторно-авиационного класса Авиационного отделения Офицерской воздухоплавательной школы, по выпуску из которой в апреле 1914 года был назначен мотористом самолёта; в годы 1-й Мировой войны – старший механик авиаотряда (в августе 1914-1915 годах), лётчик 2-го истребительного авиаотряда (летал вместе с французским добровольцем, прапорщиком Пуарэ и известным лётчиком А.М. Габер-Влынским); в 1916 году – юнкер Московской авиашколы, из которой был выпущен в апреле 1916 года с направлением на фронт на должность лётчика 2-го истребительного авиаотряда.
В мае-сентябре 1918 года – красный военлёт
В сентябре 1918 года попал в плен к белочехам, после чего до апреля 1920 года служил в войсках Колчака.
С мая 1920 года и по 1927 год – вновь красный военлёт.
С декабря 1929 года — начальник ЛИС Харьковского авиазавода. В данном качестве испытал 36 моделей машин (всего ему довелось летать на пятидесяти типах самолётов, начиная с Фарман-4 и кончая К-7): поднял в небо и провёл испытания самолётов К-2 (12.05.1927 г.), К-3 (30.10.1927 г.), К-4 (июнь 1928 г.), К-5(18.10.1929 г.), К-6 (09.08.1930 г.), К-7 (19.08.1933 г.).
Трагически погиб 21 ноября 1933 года в ходе испытательного полёта на самолёте К-7. Вместе со М.А. Снегирёвым тогда погибли 13 человек – экипаж и пассажиры. Похоронен на кладбище № 2, что в городе Харькове по Пушкинской улице. На территории авиазавода был установлен памятник погибшим…


Русский военный лётчик старший унтер-офицер Михаил Артемьевич Снегирёв.


Русский военный лётчик прапорщик Михаил Артемьевич Снегирёв.


В кабине французского истребителя марки «SPAD S.VII» – русский военный лётчик Михаил Артемьевич Снегирёв.
« Последнее редактирование: 23 Января 2020, 09:53:07 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #8 : 12 Января 2020, 16:00:41 »

Генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько (1856-1919) – один из основоположников воздухоплавания и авиации в России, в 1910-1918 гг. – начальник дислоцировавшейся в городе Гатчина Офицерской воздухоплавательной школы.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #9 : 13 Января 2020, 18:08:56 »

1959 год, город Новосибирск, Владимир Фёдорович Савельев как начальник специального конструкторского бюро Горного института Сибирского отделения Академии наук СССР.

Напомню, что Савельев Владимир Фёдорович (14 июля 1889, Аткарск-16 декабря 1960, Новосибирск) – один из пионеров советской авиационной промышленности, конструктор уникального для периода 1-й Мировой войны «четырёхплана Савельева № 2». На него в Википедии и вот здесь https://topwar.ru/14369-aleksandr-roslyakov-nebesnyy-konstruktor-o-porazitelnoy-sudbe-pionera-aviastroeniya-saveleva.html относительно неплохо написанные энциклопедические статьи. Однако их авторам неизвестны многие из фактов, которые я полтора года назад отыскал в одном хотя и столичном архиве, при всём этом малодоступном для исследователей. Вот сканы с тех архивных документов:

Архивная папка с досье на Владимира Фёдоровича Савельева.


1914 год, Владимир Фёдорович Савельев как старший инженер-механик 2-й авиароты (с 1 апреля 1916 года – 2-й авиапарк) Западного фронта.




Предположительно, зима 1916/1917 гг., Западный фронт, Владимир Фёдорович Савельев (он слева) со своим братом на фоне самолёта марки «четырёхплан Савельева № 2».


 
         

От Андрея Курдюкова, проживающего в Новосибирске:
- Племянник авиаконструктора В.Ф. Савельева, Александр Владимирович Савельев, благодаря Вам, Юрий, впервые увидел своего дядю на представленных Вами архивных фото! Юрий, а что ещё у Вас есть из документов о его дяде? Дело в том, что племянник вообще не в курсе его судьбы…

Мой ответ:
- Та архивная папка тонюсенькач, увы, была, но зато, правда, содержала подлинники фотографий. Мой же совет племяннику озвученного выше авиаконструктора – направить свои стопы в архивы и при этом непременно – на правах частного исследователя! Никто ему ранее закрытую информацию на блюдечке с голубой каёмочкой не принесёт! Я со своей стороны поделился всем, что имею в отношении В.Ф. Савельева и нисколько не жадничая, поскольку всё это попало в мои руки относительно случайно. Отсканировал, пропустил через Фотошоп и предоставил вниманию летописцев отечественной авиации сугубо в силу того обстоятельства, что в полной мере осознаю ценность представленных выше артефактов. Не хочу пугать, но, к сожалению, там, где хранится эта папка, далеко не у всех должностных лиц такое понимание имеется: подспудно существует угроза, что её со временем наряду с другими аналогичными как бумажный хлам попросту отправят в утиль. Сам же тот архив на текущий момент больше напоминает склад макулатуры...
« Последнее редактирование: 13 Января 2020, 22:30:19 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #10 : 14 Января 2020, 17:23:05 »

ГОДУЛЬСКИЙ Александр Яковлевич, российский гражданский и военный лётчик.
Родился в столице Юго-Западного края Российской империи городе Киеве, но только по одним данным в 1877 году, а по другим – 1887-м. Был женат. Дочь, Годульская Александра Александровна, по состоянию на первую половину 1974 года проживала в областном центре Украины городе Львове.
29 октября (по старому стилю) 1911 года закончил лётную школу I Российского товарищества воздухоплавателей «по классу Фармана», в связи с чем в этот же был удостоен: от озвученного выше товарищества – пилотского диплома за № 19, а от Всероссийского аэроклуба – звания «пилот-авиатор» с выдачей на руки соответствующего удостоверения за № 60.
С началом 1-й Мировой войны был призван в военную авиацию в качестве солдата-лётчика, но с октября 1916 года и по июнь 1917 года – юнкер Гатчинской военно-авиационной школы. По выпуску, как надо полагать, был произведён в прапорщики.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Сканировано мною с архивных подлинников
(машинописные пояснительные подписи на обороте – от дочери авиатора):


Фрагмент пилотского диплома А.Я. Годульского. Данный диплом был выдан I Российским товариществом воздухоплавателей.

На фоне самолёта «Морчет/Моран-Парасоль тип «Р». «Пилот-авиатор А.Я. Годульский сфотографирован со своей женой после совместного полёта над Петроградом»:
 

В кабине самолёта марки «Фарман-22». «Пилот-авиатор Александр Яковлевич Годульский перед взлётом»:
 

На фоне самолёта «Кодрон G.3». Обращают на себя внимание французские кокарды с литерой «А». «Пилот-авиатор Александр Яковлевич Годульский проводит инструктаж молодых авиаторов»:
 

Потерпевший аварию самолёт марки «Блерио XI». «Фамилия этого пилота мне неизвестна»:
 

«Модель аэроплана, сделанная пилотом-авиатором А.Я. Годульским»:
   
« Последнее редактирование: 14 Января 2020, 21:39:15 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #11 : 14 Января 2020, 18:21:58 »
Не позднее 14 января 1915 года в Петрограде Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования был начат набор добровольцев в воздушный флот из числа студентов высших учебных заведений. Всем записавшимся добровольцам был присвоен статус «охотника», а 31 марта 1915 года их уже произвели в рядовые при погонах вольноопределяющегося.
С 31 января по 2 апреля 1915 года – проходили обучение на курсах авиации, которые были организованы Отделом воздушного флота при Петроградском политехническом институте имени Императора Петра Великого, а с 3 апреля и по 6 июня 1915 года – в Императорском всероссийском аэроклубе по курсу подготовки пилотов французского самолёта марки «Farman IV».
Среди озвученных выше охотников находились и братья Боклевские – Сергей, Владимир и Пётр. Они были сыновьями Константина Петровича Боклевского (1862-1928) – старшего сына художника Петра Боклевского, учёного-кораблестроителя, педагога, профессора, генерал-майор Корпуса корабельных инженеров Русского императорского флота.


Предположительно, май 1915 года, учебный городок Императорского всероссийского аэроклуба
(сканировано мною с архивных подлинников):

 

Братья Боклевские – Сергей, Владимир и Пётр. Отсюда: https://www.ourbaku.com/index.php/Боклевский_Владимир_Константинович_-_Курсант_Бакинского_отделения_ОШМА
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #12 : 15 Января 2020, 17:40:00 »

ПОПОВ Николай Евграфович (11 июня 1878, Москва-30 декабря 1929, Канны, Франция), прославленный русский воздухоплаватель и лётчик.

Сканировано мною с архивных подлинников:
   

               

 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #13 : 15 Января 2020, 18:24:31 »
Вот здесь в Рунете небольшой очерк о судьбе русского военного лётчика Ивана Васильевича Смирнова (1895-1956), ставшего в эмиграции голландским пилотом: https://mi3ch.livejournal.com/4338628.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social&fbclid=IwAR0sstNxDIMAHbv9aV0vL7ssFOLxRS7iH5h7MlADNQrhCUybYdrOZbTApEY Внимание обратил лишь потому, что полтора года назад мне в руки в одном из архивов попал изданный типографским способом фотоальбом И.В. Смирнова. С него я сделал следующие сканы. Это преимущественно с фото за период 1-й Мировой войны:
                             
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #14 : 16 Января 2020, 17:07:52 »

Фото с пилотского удостоверения русского прапорщика Павла Петровича Золотова.

Бывший военный лётчик Русской императорской армии Павел Петрович Золотов. После 1-й Мировой войны – в Польше. На рубеже 1950-х/1960-х гг. при содействии коллег-авиаторов из ДОСААФ СССР воссоздал самолёт марки «Farman F.IV», на котором в годы 1-й Мировой войны, состоя в чине прапорщика, учился летать. Представленные ниже саны сделаны мною с архивных подлинников, в том числе с письма П.П. Золотова в адрес Центрального дома авиации и противовоздушной обороны имени М.В. Фрунзе ДОСААФ СССР:
 


Судя по этому снимку, в годы существования панской Польши П.П. Золотов трудился в последней авиатором. На заднем плане немецкий самолёт марки «Albatros В.II».


Рубеж 1950-х/1960-х гг., воссозданный трудами П.П. Золотова самолёт марки «Farman F.IV».

От Станислав Тризубого:
- После 1-й Мировой Павел Золотов ещё и за антисоветскую Украину повоевать успел и лишь потом уже оказался в Польше. Так, в 1918-м он – лётчик 2-го артиллерийского отряда 2-го Подольского авиадивизиона армии Украинской державы гетмана Скоропадского. В 1920 вступил в 1-ю Запорожскую эскадрилью петлюровской армии (армия УНР). Известно, что по состоянию на начало 1921 года в составе 1-го Запорожского авиаотряда было три военлёта и пять летнабов. Среди них значится и сотник Павло Золотов. Он же числится по состоянию на 28 апреля 1922 года в поимённом списке личного состава 1-го Запорожского авиаотряда с местом дислокации последнего в польском городе Быдгощ (это уже в период интернирования петлюровской армии в Польше). Являлся первым в панской Польше владельцем частного самолета (возможно, – двух), а в народной Польше – единственным! Скончался 8 ноября 1978 года в Люблине, где и похоронен. Представляю рисунок-реконструкцию немецкого самолёта марки «Albatros В.II», который в панской Польше, будучи уже гражданским лётчиком, пилотировал Павел Золотов:

От Александр Рониса:
- Впервые встретил фамилию П. Золотова в книге А. Моргалы «Polskie samoloty wojskowe 1945-1980». Там упоминался самолёт марки «Пайпер L-4», который в послевоенный период принадлежал П. Золотову. Я ещё тогда удивился, откуда русский человек в Польше, наверняка в Гражданскую занесло?..
« Последнее редактирование: 17 Января 2020, 23:57:22 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #15 : 16 Января 2020, 18:42:03 »
Портреты русского и советского инженера Якова Модестовича Гаккеля (1874-1945):
   


1937 год, выдающийся русский и советский инженер и изобретатель Яков Модестович Гаккель (1874-1945) как декан мехфака Института инженеров железнодорожного транспорта в Ленинграде и одновременно профессор кафедры «Подвижные составы» того же вуза.

Летательные аппараты конструкции русского инженера Якова Модестовича Гаккеля (1874-1945):



Авиамастерская инженера Якова Модестовича Гаккеля (1874-1945).


1909 года, русский инженер Яков Модестович Гаккель (1874-1945) в группе соратников и помощников у своего первенца – самолёта «Гаккель-III». Сам Яков Модестович сидит на шасси.


1909 года, русский инженер Яков Модестович Гаккель (1874-1945) у своего первенца – самолёта «Гаккель-III». Яков Модестович стоит у хвоста.


Осень 1911 года, самолёт-биплан «Гаккель-IV», ипытание которого проводил выдающийся русский офицер-авиатор Глеб Васильевич Алехнович (1886-1918).


Один из уникальных по своей конструкции самолётов-монопланов инженера Я.М. Гаккеля (1874-1945).


Самолёт модели русского инженера Якова Модестовича Гаккеля (1874-1945) как экспонат одной из дореволюционных торгово-промышленных выставок.


Выполненный 30 октября 1924 годо Яковом Модестовичем Гаккелем для нужд зарождающейся в СССР спортивной авиации проект авиетки «Муха».

Из архивных фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:
« Последнее редактирование: 16 Января 2020, 20:05:54 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #16 : 16 Января 2020, 21:11:59 »
Сканировано с архивных подлинников:
ГАБЕР-ВЛЫНСКИЙ Адам Мечиславович (1883, Львов, Австро-Венгрия,-21.06.1921, Люблин, Польша), выдающийся русский и польский лётчик, один из основателей и одновременно один из наиболее ярких представителей самолётного спорта в дореволюционной России (и, в частности, в ходе многочисленных авиашоу, с которыми гастролировал, исполнял на глазах собравшейся публики рекордное количество «мёртвых петель»).


Апрель 1913 года, А.М. Габер-Влынский в кабине французского самолёта «Фарман-15» русской постройки в ходе праздника, устроенного на Ходынском поле заводом Дукс в честь выпуска своего сотого по счёту самолёта.

   


Апрель 1914 года, конные казачьи разъезды на Московском аэродроме обеспечивают безопасность многотысячной публики, собравшейся на авиашоу выдающегося русского лётчика Адама Мечиславовича Габер-Влынского. Сам Адам Мечиславович – вдалеке, за правым крылом.

Со страниц № 15 от 20 апреля 1914 года иллюстрированного художественно-литературного журнала с карикатурами «Искры»:
 
 

Публикация из эпохи 1970-х:

От летописца отечественной авиации Александра Лукьянова из Санкт-Петербурга:
- А.М. Габер-Влынский в действительности гастролировал не много, если сравнивать с грандами – Васильевым, Кузминскии и Уточкиным. Удачно пристроившись вначале на Ходынке в авиашколе ИМОВ, а затем на Дуксе, он практически перестал выступать с публичными гастрольными полётами. «Петлял» он только в Москве, Питере и со скандалом – в Киеве. Для сравнения: настоящий гастролёр Васильев показал петли в девяти городах... Самая большая тайна в том, что до сей поры не обнаружены сведения о пилотском дипломе Габер-Влынского!..
« Последнее редактирование: 19 Января 2020, 17:04:01 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #17 : 16 Января 2020, 21:59:33 »

Архивная папка была подписана до обидного лаконично: «Гарлинский В.В.». И никаких пояснительных материалов к двум подлинным фотопортретам дореволюционного периода, один из которых (на нём В.В. Гарлинский запечатлён в кабине французского самолёта марки «Farman IV») датирован 1912 годом…
2 июня 1913 года газета «Московская копейка» поведала о таком эпизоде из событий III Московской авиационной недели: «Сегодняшний день авиационной недели прошёл в полётах на высоту, на наименьшую восьмёрку и на наиболее красивый полет. Летали: Габер-Влынский, на «Дуксе», Гарлинский, Агафонов, Колычев и Евсюков, все на «Фармане». Вечером состоялся перелёт с аэродрома в Красное Село, расстояние – 60 вёрст. В перелете приняли участие: Габер-Влынский, Колычев, Евсюков и Агафонов. Все они покрыли 60 вёрст в общем в 48-50 минут». В качестве справки: неделя авиации, начиная с 1910 года, ежегодно проводилась во многих городах России, а впервые стартовала именно в Москве. Гости праздника имели возможность своими глазами наблюдать полёты и выполняемые в небе знаменитыми лётчиками воздушные трюки.
Удалось также выяснить, что по состоянию на лето 1916 года В.В. Гарлинский – в действующей армии как состоявший в чине прапорщика пилот 12-го истребительного авиационного отряда и в данном качестве – в боях в Прибалтике. И, в частности, он 25 августа 1916 года в паре с унтер-офицером Яном Махлапу заставил спасаться бегством до этого момента барражировавший в районе Риги над русскими окопами вражеский двухместный самолёт-разведчик…

 

« Последнее редактирование: 16 Января 2020, 22:11:41 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #18 : 17 Января 2020, 12:14:18 »


Всё что известно о персоне, изображённой на представленных снимках, выявленных мною в одном из малодоступных архивных фондов: русский лётчик Евгений Максимович Герасимов. На груди с правой стороны – нагрудный знак военного лётчика Российской империи:
 
« Последнее редактирование: 17 Января 2020, 12:30:20 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 475
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русские авиаторы и авиастроители
« Reply #19 : 18 Января 2020, 17:19:05 »
Лётчик, состоявший в чине поручика (но, возможно, штабс-капитана – погоны на снимке плохо различимы). На левом рукаве гимнастёрке чуть выше лацканов – две нашивки о былых ранениях. Как мне подсказал проживающий в Казани авторитетный эксперт по тематике отечественного военного мундира подполковник запаса Иван Юрьевич Сунцов, который в свою очередь заручился поддержкой со стороны ещё более авторитетного коллеги – Бориса Берма, «фото сделано не ранее декабря 1916 года, а, скорее всего, в 1917-м. На груди – орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Прибор – серебряный: похоже, что перед нами кавалерист. На погонах – пулемёт. Нагрудный знак по такому скану определить трудно. Однако учитывая его схожесть по силуэту со знаком 5-го уланского Литовского полка знака, предположу, что запечатлённый на фото офицер до перевода в авиацию служил именно в озвученном выше полку. Однако странно: если тот офицер лётчик, то почему он без авиазнака? Таким образом, остаётся узнать, кто из русских военных лётчиков числился за 5-м уланским Литовским Его Величества Короля Итальянского Виктора-Эммануила III полком!?».
От знатока истории отечественной авиации Бориса Степанова: «Это мог быть стажёр, служивший в авиаотряде наблюдателем-пулемётчиком. Перед тем как попасть в Киевскую школу летнабов, господа офицеры должны были налетать определенное количество часов…».

От летописца отечественной авиации Николая Малышева:
- На этом фото запечатлён Корженко Василий Михайлович. Он родился 31 июля (по старому стилю) 1891 года в Астрахани, а скончался 27 января 1961 года в Сан-Франциско (США).
В.М. Корженко последовательно закончил Камышинское реальное училище, Санкт-Петербургский психоневрологический институт и Тверское кавалерийское училище. В последнем учился в 1911-1913 гг. и был выпушен 6 августа 1913 года корнетом в 5-й уланский Литовский полк.
С 5 января 1915 года – поручик: произведён в награду за отражение в октябре 1914 года ночной атаки.
С 18 апреля 1915 года – лётчик-наблюдатель 4-го корпусного авиаотряда: произвёл 15 боевых полётов, проведя в воздухе 33 часа 18 минут.
С 8 октября и по 3 ноября 1915 года – слушатель Офицерской школы авиации ОВФ. Однако был отчислен по состоянию здоровья.
С 4 декабря 1915 года – лётчик-наблюдатель 19-го корпусного авиаотряда.
16 января 1917 года удостоился звания «Лётчик-наблюдатель» как закончивший Военную школу лётчиков-наблюдателей.
С 17 декабря 1916 года – лётчик-наблюдатель 27-го корпусного авиаотряда.
С 22 марта 1917 года – лётчик-наблюдатель и одновременно – адъютант управления 1-й Боевой авиагруппы.
1 октября 1917 года был откомандирован в Академию Генерального Штаба для прохождения сокращённого курса обучения. Выпущен отсюда в феврале 1918 года. При этом с 21 ноября 1917 года – штабс-ротмистр по военному чину.
Награды: Св. Ст. 3ст. с м и б.; Св. Ст. 2 ст с м.; Св Ан. 4 ст с надп. «За храбрость»;Св. Ан.3 ст с м и б.; Св. Ан. 2 ст. с м.; Св. Вл. 4 ст. с м и б.; Георг. оруж.
Дважды ранен, в связи с этим две нашивки на рукаве, при этом одно из ранений было получено 15 марта 1916 года в воздушном бою в правую руку в ходе разведполёта в район м. Дветен.
Участник Белого движения на востоке России: последовательно получил чины ротмистра, подполколвника и полковника. Последняя должность в Белой армии – офицер штаба 2-го Уфимского корпуса генерал-лейтенанта Каппеля.
Сначала эмигрировал в Харбин, откуда пожже в США.
Источник: М. Хайрулин. В. Куликов»Боевые авиационные группы Первой мировой войны» (изд. «Гангут» СП-б. 2015 г.), сс. 81, 176 и 177.
« Последнее редактирование: 18 Января 2020, 20:14:44 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »