Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 11-я отдельная авиационная эскадрилья пограничных войск НКВД СССР  (Прочитано 5742 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 459
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из материалов РГВА: 18 декабря 1940 года из 10-й в 11-ю отдельную авиационную эскадрилью пограничных войск НКВД СССР на должность лётчика-наблюдателя прибыл лейтенант Сергей Павлович Босенко (1920 г.р., из крестьян; общее образование – среднее: закончил школы-десятилетку; член ВЛКСМ с 1936 года; ранее привлекался к комсомольской ответственности).
23 декабря 1940 года во время ужина в столовой Военторга по причине личной недисциплинированности «напился пьяным», за что был наказан в дисциплинарном порядке пятью сутками домашнего ареста с вычетом 50 % процентов денежного содержания за каждые сутки ареста.

Из журнала «Ветеран границы» (ежеквартальное приложение к журналу «Пограничник Содружества») № 2 за 2001 год, Сс. 12 и 13. Автор очерка, судя по оглавлению журнала, – некто И. Карачаров.
   
 
 

Бывший боец 11-й ОАЭ ПВ НКВД СССР красноармеец Гребнев Павел Никитович. Пленён 5 октября 1941 года октября на острове Эзель. Из немецко-фашистской неволи освобождён 29 апреля 1945 года: http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/006/058-0018003-1489/00000132.jpg&id=65320025&id=65320025&id1=fd731cdd019875cfd6bce50087b7821e
 

Потери звена 11 ОАЭ ПВ НКВД СССР, воевавшего в составе ВВС Карельского фронта: http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/001/058-0818884-0077/00000232.JPG&id=50177977&id=50177977&id1=2e860bc4f71352bb698de139794af625
« Последнее редактирование: 02 Марта 2020, 11:29:51 от Sobkor »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 927
  • Константин Борисович Стрельбицкий
2010 © К.Б.Стрельбицкий (Москва)
11-я отдельная авиационная эскадрилия Отдельной авиационной бригады Пограничных войск НКВД СССР
В конце августа – начале сентября 1940 года, с присоединением Эстонии к СССР, на остров Эзель (ныне – Сааремаа) с аэродрома Броды (ныне – Львовская область Украины) была передислоцирована еще одна пограничная воинская часть – 11-я отдельная авиационная эскадрилья (бывший 11-й авиационный отряд НКВД, сформированный в Бродах в октябре-ноябре 1939 года) Отдельной авиационной бригады Пограничных войск НКВД СССР (в дальнейшем в тексте – 11 оаэ). Она стала дислоцироваться на бывшем эстонском гражданском аэродроме Курессааре – у одноимённого города, главного административного центра Эзеля и всего Моонзундского архипелага. По мнению начальника инженерной службы штаба Береговой обороны Балтийского района Краснознамённого Балтийского флота (БОБР КБФ) майора С.С.Навагина, данный аэродром «условиям современной войны ... не соответствовал, поскольку располагался на совершенно открытой и голой местности, причём на самом берегу Рижского залива».
В состав 11 оаэ входили 8 колёсных самолётов-скоростных бомбардировщиков «СБ» (4 звена по 2 самолёта), ещё 1 такой самолёт в учебном варианте – «УСБ» и 2 летающие лодки-морские ближние разведчики «МБР-2» (морское звено). Материальная часть была не новой: так, например, самолёты «СБ» поступили в 11 оаэ не из промышленности, а были приняты «от командира Ташкентского полка ВВС РККА».
Численность личного состава 11 оаэ к июню 1941 года равнялась, по различным данным, 250 или 260 человекам. Командовал эскадрильей майор Николай Николаевич Петров, его заместителем по политической части являлся старший политрук Н. Самохин.
Перед 11 оаэ была поставлена задача охраны Государственной границы Союза ССР по побережью Балтийского моря от острова Нарген (ныне – Найссаар, Эстония) до Полангена (ныне – Паланга, Литва). Менее чем за год базирования на Эзеле «лётный состав освоился с новым районом службы, особенностями полётов над морем, техникой взаимодействия с катерами мор. погран. охраны». Такое взаимодействие осуществлялось с пограничными катерами типа «МО» из состава 1-го и 2-го дивизионов 2-го Балтийского морского пограничного отряда Прибалтийского округа Пограничных войск НКВД СССР. В приказе командира бригады полковника Чупрова за № 229 от 16 декабря 1940 года отмечалась, в частности, «успешная работа по освоению нового места дислоцирования 11 АЭ». Оставаясь организационно в составе Отдельной авиабригады, 11 оаэ оперативно подчинялась командующему пограничными войсками округа генерал-лейтенанту К.И. Ракутину. «Ежедневно ранним утром и вечером два самолёта вылетали на патрулирование. Остальные экипажи занимались боевой подготовкой, отрабатывая задачи по бомбометанию и стрельбе. И хотя эти элементы не требовались для охраны границы, они упорно осваивались личным составом. Во время войны всё это пригодилось», – говорится в монографии «Пограничные войска СССР в годы Второй мировой войны 1939-1945».
Уже во второй половине дня 22 июня 1941 года 11 оаэ была привлечена к проведению воздушной разведки и нанесению бомбового удара по частям немецкой 291-й пехотной дивизии, атаковавшим 5-ю комендатуру 12-го (Лиепайского) пограничного отряда в населённом пункте Руцава (южнее Лиепаи, ныне – Латвия). В первом боевом вылете участвовали 3 экипажа 11 оаэ – помощника командира эскадрилии по технике пилотирования капитана П.В. Самохина (ведущий), старших лейтенантов Н.Г. Липницкого и П.М. Любчича. На шоссе Руцава – Лиепая звено обнаружило немецкую механизированную колонну и подвергло её бомбардировке, после чего без потерь вернулось на свой аэродром. В результате внезапного бомбового удара, по официальным советским данным, колонна противника была рассеяна, понеся «значительные потери в живой силе и технике».
В тот же день 11 оаэ поступила в распоряжение коменданта БОБР генерал-майора береговой службы А.Б. Елисеева и в течение 23-26 июня вела «детальную разведку прибрежных вод, стремясь не допустить попыток противника высадить десанты на наши острова» и «прикрывала с воздуха подступы» к ним.
Согласно предвоенному мобилизационному плану, 11 оаэ передавалась в состав ВВС Красной Армии, и 27 июня 1941 года её основная часть – 9 бомбардировщиков – перелетела из Курессааре на аэродром Вехма (район Таллина, Эстония), войдя там в состав 4-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северо-Западного фронта (официально включена в её состав только 6 июля). В тот же день морское звено (2 МБР-2) было передано в состав ВВС Краснознамённого Балтийского флота и перелетело на другой берег острова Эзель – на гидроаэродром Кихелькона, где вошло в состав 15-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрилии. Однако уже через несколько дней бывшее морское звено 11 оаэ было передано в распоряжение разведывательного отдела штаба 7-й армии Северного фронта и так же покинуло остров Эзель.
Так завершилась история 11-й отдельной авиационной эскадрилии Отдельной авиационной бригады Пограничных войск НКВД СССР.
Из двух с половиной сотен авиаторов 11 оаэ мне пока удалось восстановить имена лишь 37...

Предлагаю Вашему внимания алфавитный список личного состава 11 оаэ:
Абрамкин (Абрашкин) Василий Иванович – старший лейтенант, начальник штаба эскадрилии
Анчук Василий Адамович – лейтенант, младший лётчик, командир экипажа СБ
Басенко – штурман СБ
Береговенко Дмитрий Иванович – лейтенант, начальник парашютно-десантной службы эскадрилии, штурман СБ
Волынец (Вольнец) Илья Зиновьевич – лейтенант, старший лётчик, командир звена, командир экипажа СБ
Грищенко (Гриценко) Тимофей Григорьевич – лейтенант, начальник связи эскадрилии
Ершов Сергей Андреевич – младший сержант, воздушный стрелок-радист СБ
Клементовский (Климентовский) Андрей Данилович - воентехник 2-го ранга, ответственный секретарь бюро ВКП(б) (парторг) эскадрилии
Козельков Сергей Александрович – старший лейтенант, штурман эскадрилии
Козлов Виктор Фёдорович  – воентехник 2-го ранга, старший техник авиационный звена
Королёв Иван Степанович - лейтенант (старший лейтенант), старший лётчик, командир звена,  командир экипажа СБ
Костомаров Степан Васильевич – батальонный комиссар, заместитель командира эскадрилии по политической части
Кочегаров  – младший техник авиационный звена
Кузнецов Иван Яковлевич – младший сержант, стрелок-бомбардир МБР-2
Липницкий (Липский) Николай (С.) Григорьевич - лейтенант (старший лейтенант?), старший лётчик, командир экипажа СБ
Ложкин – младший сержант, воздушный стрелок-радист СБ
Литуновский – сержант, воздушный стрелок-радист СБ
Любчич (Любич) Павел Миронович - сержант (старший лейтенант), младший лётчик, командир экипажа СБ
Мартухович Николай Терентьевич  – воентехник 2-го ранга, младший техник авиационный звена
Мирошкин - воздушный стрелок-радист СБ
Петров Николай Николаевич – майор, командир эскадрилии
Пешня Алексей Михайлович - старший инструктор пропаганды
Пустовойт А. – штурман СБ
Рябизов Иван Степанович - воентехник 1-го ранга, техник бортовой МБР-2
Савченко Григорий Александрович - старший лейтенант, пилот МБР-2
Самохин Н. – старший политрук, заместитель командира эскадрилии по политической части (после С.В.Костомарова)
Самохин П.В. – капитан, помощник командира эскадрилии по технике пилотирования, командир экипажа СБ
Смирнов Пётр Павлович - старший лейтенант, командир морского звена МБР-2
Старостин В.П. – лётчик МБР-2
Стратулатов – штурман СБ 
Сюсюра (Сисюра) Николай Яковлевич – воентехник 1-го ранга, старший техник авиационный звена
Федоренко (Сидоренко) Николай Устинович – старший лейтенант, заместитель командира эскадрилии по морскому звену МБР-2
Фёдоров Николай Ильич – лейтенант, помощник начальника штаба эскадрилии, штурман звена
Цаценко – старший лейтенант, командир звена, командир экипажа СБ
Шеховцев (Шеховцов) Иван Иванович – старший лейтенант, штурман СБ
Шубин Константин Михайлович – младший сержант, воздушный стрелок-радист СБ
Яковлев – старший лейтенант, командир звена, командир экипажа СБ
Ярица (Яриц) Михаил никифорович - младший воентехник, техник бортовой МБР-2
Ященко Андрей Дмитриевич – младший техник авиационный звена.
Данный список составлен мной по неполному корпусу "открытых" документов ЦАПВ, в которых, как видно, имеются значительные разночтения. По ОБД "Мемориал" я никого не проверял.
« Последнее редактирование: 02 Марта 2020, 11:28:33 от Sobkor »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!

Летнаб

  • Горячее сердце, холодная голова, чистые руки
  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 274
  • Сухарев Александр Юрьевич
Уважаемый коллега!
Предлагаю Вашему внимания алфавитный список личного состава 11 оаэ. Данный список составлен мной по неполному корпусу "открытых" документов ЦАПВ, в которых, как видно, имеются значительные разночтения. По ОБД "Мемориал" я никого не проверял.
С уважением - К.Б.Стрельбицкий

Навскидку:

Волынец (Вольнец) Илья Зиновьевич – лейтенант, старший лётчик, командир звена, командир экипажа СБ

По данным РГВА, фонд 32880, опись 1, дело 147 фамилия Волынец, значится погибшим при исполнении служебных обязанностей 09.08.41. Скан

Ярица (Яриц) Михаил никифорович - младший воентехник, техник бортовой МБР-2

По данным РГВА, фонд 32880, опись 1, дело 265 фамилия Ярица, значится пропавшим без вести в период с 22.06.41 по 1942 год. Скан
Записан

Александр Осиев

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 46
Уважаемые форумчане!
Спустя много лет после войны в августе 1963 г. в районе пос. Мотка Муезерского района Республики Карелия местными жителями были обнаружены обломки двух советских самолетов. Из-под обломков были извлечены останки восьми летчиков, оружие и личные документы.
Из обнаруженных документов и других источников стало известно, что 29 июля 1941 г., выполняя боевое задание командования ВВС Северного фронта по выброске десанта на финскую территорию, погибли смертью храбрых экипажи двух самолетов 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск в составе: заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Старостина Василия Петровича, старшего летчика морского звена старшего лейтенанта Федоренко Николая Устиновича, летчика морского звена старшего лейтенанта Савченко Григория Александровича, борттехника воентехника 1 ранга Ребизова Ивана Степановича, борттехника младшего воентехника Ярица Михаила Никифоровича, стрелка-бомбардира морского звена младшего сержанта Кузнецова Ивана Яковлевича. Были обнаружены останки и двух десантников, летевших для выброски в тыл противника. Останки погибших летчиков и десантников были похоронены с воинскими почестями в пос. Мотка. С уважением, Александр.
« Последнее редактирование: 09 Января 2015, 10:49:27 от Sobkor »
Записан

Кубинец

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 30
Экипажи СБ 11-й оаэ, переданные в ВВс КБФ перебазировались на аэродром Вехме, южнее Таллина. Оттуда авиаторы-пограничники во главе с командиром эскадрильи 30 июня 1941г. совершили полёты под Даугавпилс (Двинск) для бомбёжки мостов через р. Даугава и немецких моторизованных колонн. в том же районе, 7 июля 1941г. в тяжёлом воздушном бою было сбито 4 пограничных экипажа (экипажи Самохина, Королёва и Анчука погибли). Экипаж цаценко перелетел через линию фронта и совершил вынужденную посадку (самолёт был разбит, лётчики получили ранения). Через месяц экипаж вернулся в строй.Данные из книги И. Петрова "1941г. Пограничники в бою". М. "Яуза. Эксмо" 2008 г. стр. 82.
Из этого же источника: "..Командир эскадрильи майор Н. Петров на УСБ перелетел в Быково (под Москвой), где стал формировать новую авиационную часть".
В Книге Памяти пограничников значится погибшим 16 июня 1941 года лейтенант Болынец И.З. из 11-й оаэ (скорей всего, опечатка, ибо в составе эскадрильи числился Волынец). Соответствует ли данная информация действительности и если "да", то при каких обстоятельствах это произошло?
« Последнее редактирование: 09 Января 2015, 10:54:11 от Sobkor »
Записан

nachkar

  • Гость
« Последнее редактирование: 09 Января 2015, 10:59:15 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 459
  • Ржевцев Юрий Петрович
СТАРОСТИН Василий Петрович (1910-1941), де-юре – заместитель командира 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР, но де-факто – командир морского авиационного звена данной эскадрильи, но пребывающего в подчинении ВВС Краснознамённого Балтийского флота, старший лейтенант.
Родился в 1910 году в некоей подмосковной деревне Срезнево (по состоянию на 1941 года – Калининского района), но правильно, очевидно, – Середнево, которая ныне входит в состав Новомосковского административного округа города Москвы. Член ВКП(б). Был женат: супруга, Старостина (во втором браке – Цветкова) Александра Емельяновна, по состоянию на лето 1941 года проживала в столице Узбекистана городе Ташкенте. Отец троих детей: двух сыновей – Геннадия и Анатолия и дочери по имени Элеонора.
В армию призван Краснопресненским РВК города Москвы с направлением в ряды советских ВВС.
По состоянию на вторую половину 1930-х гг. – представитель лётно-подъёмного состава в подразделениях морской авиации войск пограничной охраны НКВД СССР с местом службы на Камчатке, однако к осени 1940 года – уже в Одессе как командир звана советских летающих лодок марки «МБР-2» 7-й отдельной морской авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР (место дислокации данной части – расположенный на Хаджибейском лимане Гидропорт). В данные периоды времени – уже старший лейтенант по воинскому званию.
11 сентября 1940 года звено во главе своего звена убыл к новому месту службы – в расположенный на Моонзундском архипелаге эстонский город Куресааре, в распоряжения в распоряжение командира ново формирующейся 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Известно, что это звено состояло: самолётов МБР-2 – 2; личного состава – 18 человек (старшего начсостава – 1, среднего начсостава – 7, младшего начсостава – 6, рядового состава – 4, из них: лётчиков – 3, летнабов – 2, бортехников – 2, старший техник звена – 1, авиамотористов – 4; краснофлотцев по воинскому званию – 6).
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут, при этом с 23 июня 1941 года, согласно мобплану МП-41, – составе ВВС Краснознамённого Балтийского флота.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 818884, д. 77, л. 221), пропал без вести 30 июля 1941 года: «Не вернулся с полёта, имел задание по высадке десанта в тылу пр-ка [противника]».
В действительности в то день, 30 июля 1941 года, погиб вместе со всем своим экипажем в окрестностях карельского посёлка Мотко (ныне – составе Лендерского сельского поселения Музерского района Республики Карелия). Тогда же и там же погиб и второй самолёт, входивший в группу, которую вёл старший лейтенант В.П. Старостин.
В 1963 году место крушения этих двух погибших самолётов обнаружили местные жители, которые, приступив к раскопкам, подняли из-под обломков останки семи советских военнослужащих 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Речь в данном конкретном случае идёт о следующих авиаторах, носивших военно-морскую форму: старшие лейтенанты Григорий Александрович Савченко (адъютант звена и одновременно – штурман звена), Василия Петровича Старостина (заместитель командира эскадрильи) и Николая Устиновича Сидоренкова (командир экипажа второго из погибших самолётов), воентехника 1 ранга Ивана Степановича Ребизова (борттехник), младшего воентехника Михаила Никифоровича Ярицы и двух стрелков-бомбардиров – младших сержантов Ивана Яковлевича Кузнецова и Ивана Сергеевича Полякова. При этом, по утверждению местных краеведом, обломки идентифицированы как якобы принадлежавшие самолётам-разведчикам Р-5, а не МБР-2. Но ведь Р-2 – двухместные машины и к тому же они не в состоянии взять на борт десант.
В том же 1963 году все погибшие 30 июля 1941 года авиаторы-пограничники с отданием последних воинских почестей были погребены в карельском посёлке Мотко. На этом месте теперь воинский мемориал с воздвигнутым на нём выполненным из металла высоким пирамидальным обелиском, увенчанным в свою очередь пятиконечной звездой.
Официально значится похороненным на воинском мемориале карельского посёлка Мотко.
Старший лейтенант В.П. Старостин увековечен:
- на 22-й странице дополнительного тома Книги Памяти города Москвы, но с четырьмя искажениями: 1) как якобы уроженец мифической деревни Среднево Каширского района Московской области (в действительности в том районе есть деревня Срезнево, а не Среднево), а не, предположительно, деревни Середнево Новомосковского административного округа Москвы; 2) как якобы «заместитель командира эскадрильи морского звена ВВС 7 армии» (уже само по себе утверждение бредовое, поскольку это именно авиазвенья входят в состав авиаэскадрилий, а не наоборот!), а не ВВС КБФ; 3) как якобы погибший 29-го, а не 30 июля 1941 года; и 4) как якобы похороненный в мифическом посёлка Мотка Суоярвского района Карелии, а не в посёлке Мотко Музерского района той же республики;
- в Книге Памяти Московской области – т. 7, стр. 430, но с пять искажениями: 1) как якобы уроженец Срезнево Каширского района Московской области, а не, предположительно, деревни Середнево Новомосковского административного округа Москвы; 2) как якобы призванный Каширским РВК Московской области, а не Краснопресненским РВК города Москвы; 3) как якобы военнослужащий «11 оаэ [отдельная авиационная эскадрилья]», а не 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР (но де-факто – командир морского авиационного звена данной эскадрильи, но пребывающего в подчинении ВВС Краснознамённого Балтийского флота: 4) как якобы погибший 29-го, а не 30 июля 1941 года; и 5) как якобы похороненный в городе Старая Русса Новгородской области, а не в карельском посёлке Мотко.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из семейного фотоальбома Элеоноры Васильевны Старостиной, дочери морского лётчика-пограничника В.П. Старостина (сканировано Юрием Николаевичем Антоновым, моим проживающем в Одессе коллегой):

Первая половина 1930-х гг., Василий Петрович Старостин (1910-1941) как боец-срочник одного из авиационных подразделений.


Вторая половина 1930-х гг., Камчатка, в центре – супруги Старостины, ниже их сын Геннадий. В белом берете – Екатерина Ивановна Кожановская, супруга воентехника 2 ранга Виталия Сергеевича Кожановского. Справа от Гены Старостина – дочь супругов Кожановских по имени Светлана.


Не позднее осени 1937 года, крымский курорт Алупка, в центре – супруги Старостины, а крайним справа – представитель комначсостава войск НКВД СССР в звании капитана (или равного последнему) при знаках различия образца 1936 года.


5 февраля 1940 года, город Сочи, старший лейтенант Василий Петрович Старостин (он единственный, кто облачён в военно-морскую форму) на отдыхе в Санатории № 3 НКВД СССР среди сотрудников госбезопасности и неизвестного депутата Верховного Совета СССР 1-го созыва (последний, очевидно, с супругой).

Фрагменты: морской лётчик войск-пограничник старший лейтенант Василий Петрович Старостин (1910-1941):
 

Воинский мемориал карельского посёлка Мотко:
 
« Последнее редактирование: 19 Марта 2020, 17:44:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 459
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из моей почты от Ольги Жуковой:
- Уважаемый Юрий Петрович, меня очень интересует любая информация про 11ю отдельную авиационную эскадрилью пограничных войск НКВД СССР. Дело, в том, что мой дедушка, Измайлов Гасан Пашевич, служил в данной в/ч и в ней же сдружился с Козельковым Сергеем Александровичем. Моя мама в 1990-х годах гостила у последнего. Жаль, что его уже нет в живых. В списках фамилии своего деда я не нашла. С уважением,

Мой ответ:
- Ольга, моё почтение! Более тех, которые выложены на нашем уважаемом Форуме, архивных сведений не имею. Но готов пополнить тему про 11-ю эскадрилью Вашим повествованием про авиатора Измайлова! Очень рассчитываю на Вашу помощь!
« Последнее редактирование: 28 Марта 2020, 19:09:40 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »