Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Борисоглебская военная авиашкола  (Прочитано 3616 раз)

Мистер

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3
Борисоглебская военная авиашкола
« : 11 Декабря 2010, 17:05:26 »
Уважаемые форумчане,если попадётся информация о выпускниках Борисоглебской школы лётчиках, просьба сбросить её на сайт Борисоглебского ВВАУЛ (www.bvvaul.ru), на страничку «Поиск»: http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?t=52&start=50 С уважением, Д. Михайлов.
« Последнее редактирование: 24 Апреля 2019, 09:17:54 от Sobkor »
Записан
________________________
Удачи - Дмитрий Михайлов

владимир.п

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #1 : 01 Февраля 2011, 20:30:39 »
Немного о своем земляке, уроженце Калача Воронежской области.
Митрофан Петрович Краснолуцкий. Выпускник Борисоглебска 1936 года.
В апреле 1942 года майор М.П. Краснолуцкий был назначен командиром вновь сформированного 828-го шап 7 ВА.
9.05.1975 г. в Самаре установлен памятник- самолет ИЛ-2. Этот самолет был найден в болоте в Карелии, куда вынужденно приземлился после одного воздушного боя. По заводскому номеру 1872932 определили, что он принадлежал 828 шап. На церемонии открытия памятника присутствовал и бывший командир полка М.П. Краснолуцкий.
Алексей ДМИТРЕНОК, руководитель поисковой группы "Крылья Севера" из Петрозаводска на интернет- сайте http://www.gov.karelia.ru/Karelia/739/48.html опубликовал статью, в которой подверг сомнению таран Краснолуцкого. Выдержку из этой статьи хотелось бы привести: «С Героем Советского Союза генерал-майором авиации в отставке Митрофаном Петровичем Краснолуцким мне посчастливилось увидеться и пообщаться в Киеве в 1989 году, за два года до его кончины. Вот как он сам описывал тот достопамятный таран. При лобовом столкновении с вражеским истребителем их самолеты, ударившись, разошлись, при этом была выбита бипланная стойка его И-15бис. Конечно, ни о каких дальнейших подвигах речи быть не могло, и Краснолуцкий потянул за линию фронта, чтобы спрыгнуть с парашютом на своей территории. Машину страшно трясло, но она все-таки как-то держалась в воздухе. Он решил садиться на свой аэродром - и дотянул! Однако при посадке в Ладве самолет потерпел аварию. Краснолуцкому снова повезло - он отделался ушибами. А биплан свое отлетал, и механики тут же сняли с него двигатель и пулеметы».
Не поленитесь, наберите в «поисковике» фамилию Краснолуцкого, а когда высветиться фото его могилы в Киеве, сравните даты встречи и смерти Героя.
« Последнее редактирование: 22 Сентября 2015, 20:56:26 от Sobkor »
Записан

vgd

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #2 : 17 Февраля 2011, 08:49:43 »
Добрый день!
По словам женщины, которая хранила планшетку младшего лейтенанта М.И. Артёмова, он закончил Борисоглебское училище...
« Последнее редактирование: 22 Сентября 2015, 20:57:31 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #3 : 16 Мая 2018, 19:07:05 »

2 марта 1957 года, Кустанайский авиагарнизон, старший штурман 9-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков подполковник Евгений Степанович Николаев.

Подполковник в отставке Евгения Степановича Николаева (1915-1998) являлся ветераном советских ВВС:
- в декабре 1939-августе 1940 гг. – курсант Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школы имени В.П. Чкалова (БУАШ). По выпуску произведён в младшие лейтенанты;
- в августе 1940-октябре 1945 гг. – сначала инструктор-лётчик, с ноября 1941 года – командир звена, с ноября 1942 года – командир отряда БУАШ. К осени 1945 года вырос до старшего лейтенанта;
- в октябре 1945-январе 1956 гг. – офицер в Борисоглебском военном авиационном училище лётчиков имени В.П. Чкалова (БВАУЛ): сначала заместитель командира авиаэскадрильи по лётной подготовке, с января 1946 года – штурман авиаэскадрильи, с декабря 1946 года – заместитель командира авиаэскадрильи по лётной подготовке, уже капитан, с февраля 1949 года – командир эскадрильи, с января 1950 года – штурман авиаполка училища, уже майор;
- декабре 1951-январе 1953 гг.– слушатель Краснодарской высшей офицерской школы штурманов;
- в январе 1953-декабре 1956 гг. – штурман 637-го авиаполка родного для себ БВАУЛ;
- с декабря 1956 года – старший штурман 9-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков (г. Кустанай), уже подполковник.
С февраля 1958 – военный пенсионер с местом постоянного проживания в воронежском городе Борисоглебске.
Представленные ниже фотоматериалы любезно предоставлены в распоряжение нашего уважаемого Форума сыном Е.С. Николаева – Николаевым Юрием Евгеньевичем (ник – unnick), проживающем в челябинском Снежинске.



Зима 1939/1940 года, Евгений Степанович Николаев как курсант Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школы имени В.П. Чкалова.


Не ранее августа 1940 года, инструктор-лётчик Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школы имени В.П. Чкалова младший лейтенант Евгений Степанович Николаев.


Не ранее августа 1940 года, инструктор-лётчик Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школы имени В.П. Чкалова младший лейтенант Евгений Степанович Николаев со «своей» группой курсантов.


Не ранее весны 1948 года, Евгений Степанович Николаев при погонах капитана и государственных наградах.


Не ранее весны 1949 года, поскольку большинство офицеров в повседневной форме ВВС образца 1949 года, капитан Евгений Степанович Николаев (сидит четвёртым справа) среди личного состава возглавляемой эскадрильи.



1949 год, командир эскадрильи капитан Евгений Степанович Николаев.


2 марта 1957 года, военный аэродром казахстанского города Кустанай.
« Последнее редактирование: 16 Мая 2018, 21:03:00 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #4 : 17 Мая 2018, 12:56:04 »
Исходящим письмо № 01 от 26 января 1934 года в адрес председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР Р.П. Эйдемана начальник-военком 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима СССР З.М. Померанцев препроводил две сметы на общую сумму в 70 тысяч рублей «на оборудование казарм слушателей и обеспечение физкультурной работы вверенной мне школы, прошу об ассигновании соответствующих сумм.
Сумму в 5.000 рублей, выделенную ЦС Осоавиахима на премирование личного состава за отличные показатели по боевой подготовке, прошу перевести на мой адрес, так как читаю целесообразным использовать их только при полном развёртывании лётной работы, то в условиях школы будет в мае с.г.».


Рукописная резолюция от 22 февраля 1934 года начальника авиации Осоавиахима Е.А. Гельфера: «1) Смета на развёртывание физической подготовки возражений не вызывает; 2) Смета на создание уюта явно раздута. Можно уменьшить раза в три».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #5 : 17 Мая 2018, 19:41:42 »

Предположительно, лето 1943 года, аккумуляторщик Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школы имени В.П. Чкалова по имени Гриша. На сержанте гимнастёрка довоенного образца, но при погонах. Вместо головного убора – упразднённая в 1940 году тёмно-синяя пилотка комначсостава ВВС Красной Армии.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #6 : 02 Июня 2018, 16:56:47 »
Выпускник 1931 года:

height=797]http://www.imageup.ru/img199/3080391/filon.jpg[/img]
Осень 1938 года, начальник штаба Борисоглебского аэроклуба  Чеслав Ксаверьевич Фигон. На сотруднике защитная гимнастёрка со знаками различия пилота запаса.[/center]

ФИГОН Чеслав Ксаверьевич, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества.
Родился в 1906 году в столице Эстонии городе Таллинне. Поляк. Из семьи железнодородорожного служащего. Член ВКП(б).
Детские годы и юность провёл в городе Гатчина, что вблизи Санкт-Петербурга.
Образование: в 1931 году закончил 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР.
На военной службе дважды. И в первый раз – с сентября 1926 года: поступил на неё добровольно.
По окончанию в 1931 году 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима СССР был оставлен в ней же лётчиком-инструктором.
По состоянию на осень 1938 года – в запасе, в статусе начальника штаба Борисоглебского аэроклуба.
К 1943 году – майор по воинскому званию, последовательно командир приданных воздушно-десантным войскам некоей 1-й отдельной авиационной эскадрильи (вероятнее всего, речь идёт о 1-й отдельной авиационной эскадрильи лидеров ВВС Московского военного округа) и командир 3-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка.
9 февраля 1943 года начальником авиации воздушно-десантных войск Красной Армии генерал-майором авиации М.В, Щербаковым как бывший командир 3-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка представлен к награждению медалью «За отвагу»: «Будучи командиром 1 ОАЭ и командиром 3 УАТП полка проделал большую работу по организации, сколачиванию, подготовки лётного состава и восстановлению материальной части самолётов.
Приняв 7 с-тов [самолётов] ТБ-3 неисправными, восстановил их, привёл в боевой порядок и эффективно использовал для парашютной подготовки.
За короткий период времени самолётами 1 ОА эскадрильи выброшено 73500 парашютистов и около 20000 парашютистов подняты в воздух для ознакомительных полётов. Перевезено грузов – 78500 кг.
Личный состав 1 ОАЭ полностью подготовлен для полётов на боевые задания днём и ночью.
Передал в АДД [авиация дальнего действия] для выполнения боевых заданий 10 экипажей (подготовлены из ранее не летавших на самолёте ПС-84, но способных выполнять задание днём и ночью…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 33, лл. 161 и 161об.
Данное представление получило реализацию в строках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года - удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды.
С 3 ноября 1944 года – кавалер второго по счёту ордена Красной Звезды, которого был удостоен за выслугу в 15 и более лет.
С апреля 1944 года – представитель лётно-подъёмного состава 73-й вспомогательной авиационной ордена Красной Звезды дивизии ВВС Красной Армии, по-прежнему майор по воинскому званию: в апреле-ноябре 1944 года – командир корабля 102-й отдельной учебно-тренировочной авиационной эскадрильи, а с ноября 1944 года – командир корабля (самолёт С-47) 89-го транспортного авиационного полка.
18 мая 1945 года комполка-89 майором Капрэляном представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «Майор ФИГОН работает командиром корабля в 89 тап с ноября м-ца [месяца] 1944 года.
За период пребывания в 102 ОУТАЭ (с апреля м-ца 1944 года) и в 89 тап налетал 441 час, покрыл расстояние [в] 110000 км, перегнал 3 самолёта для действующих частей ВВС КА на расстояние до 3000 км, перевёз 35900 кг, ценного груза и 335 пассажиров.
За время работы подготовил и отренировал 5 человек вторых пилотов. На самолёте С-47 летает уверенно, все поручаемые задания командования выполняет чётко и аккуратно.
Грамотный офицер, пользуется деловым авторитетом среди лётного состава полка.
Политически развит хорошо, партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и социалистический Родине предан.
За добросовестную и самоотверженную работу достоин преставления к правительственной [правильно – государственной] награде – ОРДЕНУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 3020, л. 135.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 18-й воздушной армии за № 0148/н от 12 июня 1945 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной награды – ордена Отечественной войны 2-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 3020, лл. 91 и 92об.
По состоянию на осень 1945 года- лётчик-инструктор 102-й отдельной учебно-тренировочной авиационной эскадрильи 73-й вспомогательной авиационной ордена Красной Звезды дивизии ВВС Красной Армии, по-прежнему майор по воинскому званию. И в данном каестве 22 октября 1945 года бл удостоен медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № 0286612). Источник – ЦАМО: ф. 480, оп. 7110, д. 168, л. 244.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Информация, распространённая 25 февраля 2015 года инициаторами проекта «Герои Великой Победы» (СПб ГБУ «Подростково-молодёжный центр Петродворцового района Санкт-Петербурга»): https://pmc-dosug.nethouse.ru/posts/1373953
«Вручены копии наградных документов Фигон Елене Вацлавне
Дядя Елены Вацловны служил в воздушно-десантных войсках. «Будучи командиром 1-ой особой авиаэскадрильи проделал большую работу по организации, сколачиванию, подготовки летного состава и восстановлению материальной части самолётов. Приняв 7 самолётов неисправными, восстановил их, привёл в боевой порядок и эффективно использовал для парашютной подготовки. За короткий период времени самолётами 1-й эскадрильи выброшено 73500 парашютистов и около 20000 парашютистов подняты в воздух для ознакомительных полётов. Перевезено грузов 78500 кг.
Личный состав 1-ой эскадрильи полностью подготовлен для полётов на боевые задания днём и ночью». (Выписка из наградного листа.)
Указом Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями рядового и начальствующего состава воздушно-десантных войск Красной Армии майор Фигон Чеслав Ксаверьевич награждён орденом «Красная Звезда
».
« Последнее редактирование: 24 Июля 2019, 15:12:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #7 : 02 Июня 2018, 17:03:05 »
Выпускник конца 1941-начала 1942 гг.:


1938 год, Пётр Тимофеевич Позднов, младший инструктор Осоавиахима, – инструктор-планерист Борисоглебского аэроклуба. Осенью 1938 году без отрыва от производства закончил пилотскую школу родного для себя Борисоглебского аэроклуба.[/b]

ПОЗДНОВ Пётр Тимофеевич, ветеран-фронтовик.
Родился в июне 1912 года в городе Борисоглебске Воронежской области. Партийность: с 1931 года состоял членом ВЛКСМ, а по состоянию на лето 1944 года – беспартийный. Был женат: супруга, Позднова Валентина Даниловна, по состоянию на лето 1942 года проживала по адресу: Воронежская область, город Борисоглебск, улица Свободы, 167.
В армию призван по мобилизации в 1941 году Борисоглебским РВК Воронежской области с направлением в ряды курсантов Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 7 апреле 1942 года – пилот самолёта У-2 из состава 707-го лёгкобомбардировочного авиационного полка, старшина по воинскому званию.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1660, л. 38), пропал без вести 24 июля 1942 года: «Не вернулся с боевого задания – район 16 армии». Вместе с ним тогда же был объявлен пропавшим без вести и «его» стрелок-бомбардир – сержант В.В. Карпенко.
Приказом ГУФ и УВ КА за № 0789/пр. от 21 сентября 1942 года (статья «32») был исключён из списков Красной Армии. Однако «статьёй 18» приказа ГУК НКО СССР № 01350 за 1942 года «статья 32» ГУФ и УВ КА за № 0789/пр. от 21 сентября 1942 года была отменена, так как старшина П.Т. Позднов живым вернулся в родной для себя полк.
Из воспоминаний правнука: «24.07.1942 с боевого задания из «района 16 армии» не вернулся экипаж У-2: лётчик старшина П.Т. Позднов и стрелок-бомбардир сержант В.В. Карпенко... Но на самом деле они в той аварии выжили. Отлежались и вернулись к своим!.. Уже в Борисоглебске его [то есть прадеда] часто приглашали в школы, где он рассказывал о том лётном происшествии, показывал ученикам планшет, карты и другие предметы лётчика. В местной газете как то была статья о таком его выступлении перед учениками». Источник: http://www.bvvaul.ru/profiles/3752.php
По состоянию на зиму 1942/1943 гг. – в том же полку и в том же качестве.
Приказом за № 8 от 12 января 1943 года по 242-й ночной бомбардировочной авиационной (впоследствии – Люблинская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта награждён орденом Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 1273, л. 54.
С августа 1943 года – лётчик старший 33-го гвардейского штурмового авиационного Воронежского (впоследствии – вдобавок Краснознамённый ордена Суворова) полка 3-й гвардейской штурмовой Валдайской (впоследствии – вдобавок Ковельская Краснознаменная ордена Суворова) авиационной дивизии, при этом по состоянию на июль 1944 года уж гвардии лейтенант по воинскому званию. И в данном качестве приказом по войскам 6-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта (I ф) за № 067/н от 23 июля 1944 года был награждён орденом Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 1002, л. 8об.
Из воспоминаний правнука: «Прадед, Позднов П.Т., оставался в Германии до 1951 года. В семейном альбоме есть немецкая открытка, присланная им из Германии».
После увольнения в запас вернулся в родной для себя Борисоглебск. Источник: http://www.bvvaul.ru/profiles/3752.php
Ошибочно увековечен на воинском мемориале, установленном в Борисоглебске в память о не вернувшейся с полей битвы с фашизмом воинах-земляках, при этом с искажением воинского звания – как якобы старший сержант.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 1273, лл. 76, 76об и 77об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/050/033-0682526-1273/00000127.jpg&id=16942565&id1=1b1f1aed82ffc4ace050d58859fde4e0
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/050/033-0682526-1273/00000128.jpg&id=16942566&id1=99b33ac295c0b1fc4f1568491f58f868
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/050/033-0682526-1273/00000130.jpg&id=16942568&id1=12bd6944312930531a966973e93fa029



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 1002, лл. 8 и 8об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/244/033-0690155-1002%2b011-1001/00000016.jpg&id=31576245&id1=113b4998c0f6d3207ca4d1409e3f9dd3
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/244/033-0690155-1002%2b011-1001/00000017.jpg&id=31576246&id1=4b3e67fc070feed9706cde9fe587adbf



Пётр Тимофеевич Позднов ошибочно увековечен на воинском мемориале, установленном в Борисоглебске в память о не вернувшейся с полей битвы с фашизмом воинах-земляках, при этом с искажением воинского звания – как якобы старший сержант.
« Последнее редактирование: 24 Июля 2019, 15:14:06 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #8 : 02 Июня 2018, 17:05:50 »
Из моей почты:

Здравствуйте, уважаемый Юрий Петрович!
Спасибо Вам за материалы о Борисоглебском аэроклубе! Я занимаюсь установлением судьбы одного из братьев моей бабушки – Маслова Ильи Алексеевича. На общем фото первого выпуска пилотов Борисоглебского аэроклуба его фотография размещена в последнем ряду, вторая слева. А под надписью «Курсанты-выпускники первого набора» – во втором ряду, в центре. Возможно, Вам будет интересна более подробная информация о нём.
Согласно материалам личного дела, И.А. Маслов родился 20 июля 1917 года в селе Танцырей Борисоглебского городского округа Воронежской области. Там же окончил семилетку в 1933 году и поступил учиться в Борисоглебскую железнодорожную школу ФЗУ, которую закончил в 1934 году. Работая слесарем-автоматчиком в депо Борисоглебска, в 1938 году выпустился из Борисоглебского аэроклуба в звании «пилота запаса».
В апреле 1938 года поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу имени Осоавиахима, которую закончил в январе 1939 года, после чего был направлен для дальнейшего прохождения службы в Харьковский военный округ. В звании младшего лейтенанта с января по июнь 1939 года служил младшим лётчиком сначала в 4-м легкобомбардировочном авиаполку, а затем в 60-м (авиагарнизон «Лебедин»).
С октября 1939 года – старший лётчик 5 аэ 41 сбап и в данном качестве с 21 декабря 1939 года по 20 марта 1940 года – в боях и сражениях советско-финляндской войны.
В сентябре 1940 года удостоен очередного звания – лейтенант.
С января 1941 года записи в личном деле и УПК И.А. Маслова не велись. Но по последним записям в октябре 1942 года (видимо, перед сдачей документов в архив, уже после гибели Маслова) и результатам поисков можно предположить, что с августа 1941 года – командир звена 2-й эскадрильи 366 сбап ВВС Закавказского фронта (I ф) и в данном качестве – сначала участник Иранской операции (она же – «Согласие»), а затем боевых операций ВВС 56-й армии Южного фронта (I ф).
Его экипаж: стрелок-бомбардир – лейтенант Александр Фёдорович Ладыко, стрелок-радист – Николай Васильевич Пинчук.
В 16.35 21 февраля 1942 года экипаж вылетел с аэродрома «Старобельск» на разрушение линий связи противника на участке Краматорск – Константиновка и не вернулся с боевого задания.
Из ЖБД 74 сад от 26 февраля 1942 года: «…Вечером в 19.00 получен самолётом пакет от Отдела кадров ВВС ЮжнФ с возвратом ряда документов, в том числе комсомольские билеты погибшего экипажа 366 сбп: лётчика ст. л-та Маслова, штурмана л-та Ладыко, стрелка-радиста ст. с-та Пинчук и другие оставшиеся обгоревшие документы, деньги».
Лейтенант И.А. Маслов посмертно был награждён орденом Красного Знамени (посмертно).
С уважением, Андрей.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #9 : 11 Июля 2018, 20:45:45 »
Сослуживцы подполковника в отставке Евгения Степановича Николаева (1915-1998) по Борисоглебской военной авиационной Краснознамённой школе имени В.П. Чкалова:

Неизвестный курсант, состоящий в звании старшины и статусе сверхсрочника.


Неизвестный младший лейтенант.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #10 : 14 Июля 2018, 12:50:29 »
От Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):
- Представляю четыре фотографии, которые связывают между собой моего отца, Николаева Евгения Степановича, родное для него Борисоглебское авиаучилище и ставшим родным для меня Урал.
Фотография с И.В. Чкаловым и П.С. Дейнекиным, сделана в 1990-е. К сожалению, и оригиналы не блещут качеством да к тому же это фотокопии.

Фото № 1:
29 декабря 1943 года, авиатора запасных и учебных в/ч ВВС Красной Армии. Обращает на себя внимание разнообразие образцов формы одежды. В частности, один из офицеров – в авиационных шинели и будёновке образца 1935 года, при этом шинель оюорудована погонами и петлицами образца 1943 года. Ещё, как минимум, у одного – довоенный шеврон лётно-подъёмного состава.
У старшего лейтенанта, который по левую руку от сослуживца в будёновке, вместо петлиц образца 1943 года, командирские петлицы образца 1935 года.
Некоторые из облачённых в зимнюю форму одежды образца 1943 года обмундированы с нарушением установленных правил: у кого-то на шинельных погонах авиационные «птички», кто-то без наличия портупеи «застегнул» лацканы…





Фото № 2:


Фото № 3:


Фото № 4:
« Последнее редактирование: 14 Июля 2018, 13:09:33 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #11 : 19 Июля 2018, 20:04:16 »
Агурейкин Сергей Иванович 1906 г.р. – выпускник 1935 года 2-й (Борисоглебской) Краснознамённой школы лётчиков имени Осоавиахима СССР. В период учёбы здесь уже состоял в статусе краскома.
Приказом НКО СССР за № 0572/п от 2 июня 1938 года был удостоен очередного воинского звания «капитан» с выслугой в четыре года.
С 25 сентября 1939 года и по 19 ноября 1940 года – начальник Минского аэроклуба. На эту должность в Осоавиахим СССР был переведён «в счёт 1000».
С конца ноября 1940 года – представитель лётно-подъёмного состава 208 сбап 46 сад ВВС МВО.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 17 и 17об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0162/00000025.jpg&id=10012531&id1=a3c9a4b1ad2b7582bc7ded5879f7ee30
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Z/001/033-0682524-0162/00000026.jpg&id=10012532&id1=e181c51d04dd7e08db383aaa86a83ed3

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #12 : 24 Июля 2018, 21:16:27 »
Старший лейтенант Михаил Васильевич Астрасов с 25 февраля 1940 года и по первую половину июля 1941 года – представитель командно-строевого состава авиации Осоавиахима СССР: сначала комиссар эскадрильи Одесского аэроклуба, а с 27 июля 1940 года – начальник того же аэроклуба.
Родился 13 июня 1908 года в Гродненской области Белоруссии. Русский. Рабочий. Член ВКП(б) с 1932 года.
Образование (по неполным данным):
- общее – «низшее», то есть условно начальное;
- военное: в 1934 году закончил 2-ю (Борисоглебскую) военную Краснознамённую школу лётчиков имени Осоавиахима СССР.
На военной службе с 1933 года «по набору ЦК ВКП(б)».
В должностях среднего комсостава с 1935 года, тем не менее, первичного военного (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант» почему был удостоен только 29 апреля 1938 года – приказом НКО СССР за № 0359.
Участник боёв на Халхин-Голе (11 мая-16 сентября 1939 года), за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1939 года был награждён орденом Красного Знамени.
На основании приказа НКО СССР № 04792 от 29 ноября 1939 года удостоился очередного звания – «старший лейтенант».
25 февраля 1940 года «в счёт 1000» передан в авиацию Осоавиахима СССР: сначала комиссар эскадрильи Одесского аэроклуба, а с 27 июля 1940 года – начальник того же аэроклуба.
На основании распоряжения Управления кадров Главного управления ВВС Красной Армии от 4 июля 1941 года откомандирован в распоряжение командования 20-й (Ростовской) военной авиационной школы первоначального обучения.
К июлю 1943 года – командир 3-й эскадрильи 955-го штурмового авиационного (впоследствии – Рижский ордена Кутузова) полка 305-й штурмовой авиационной Павлоградской (впоследствии – Краснознамённая) дивизии 9-го смешанного авиационного (впоследствии – Одесский) корпуса 7-й воздушной армии Юго-Западного фронта (II ф), уже капитан по воинскому званию. И в данном качестве приказом по войскам 17-й воздушной армии за № 045 от 28 октября 1943 года удостоился ордена отечественно войны 1-й степени.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 650, лл. 228 и 228об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/066/033-0686044-0650%2b004-649/00000443.jpg&id=18131401&id1=c3b0a4297c36d2829bb9c896d2b8abef
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/066/033-0686044-0650%2b004-649/00000444.jpg&id=18131402&id1=3676ccefaab9f3ce89668a53c92662b4

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #13 : 01 Августа 2018, 12:36:13 »

Весна 1942 года, начальник Учебно-лётного отдела Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР подполковник Сергей Леонидович Леонов 1902 года. С 4 августа 1942 года – военнослужащий ВВС ВМФ и впоследствии – полковник по воинскому званию.

ЛЕОНОВ Сергей Александрович, офицер-фронтовик.
1 ноября 1902 года. Русский. Служащий. Партийность: по состоянию на весну 1942 года – беспартийный, а по состоянию на осень 1944 года – член ВКП(б).
Образование (по неполным данным):
- общее – среднее;
- военное: в августе 1925 года в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) закончил Высшую теоретическую школу ВВС РККА; в мае 1927 года – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР; в феврале 1936 года – в городе Липецке Высшую лётно-тактическую школу.
На военной службе в советских Вооружённых Силах с марта 1922 года:
- в марте-июле 1922 года – делопроизводитель 2-го отдельного воздухоплавательного дивизиона;
- в июле 1922-сентябре 1923 гг. – военнослужащий 1-й воздухоплавательной базы: сначала – делопроизводитель, в январе-феврале 1923 года – бухгалтер, а затем заведующий ввозом и вывозом Транспортного отдела;
- в сентябре 1923-августе 1925 гг. – в Ленинграде как курсант Высшей теоретической школы ВВС РККА;
- в августе 1925-мае 1927 гг. – в воронежском городе Борисоглебске как слушатель военной школы лётчиков. По выпуску произведён в краскомы Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота;
- в мае-октябре 1927 года – младший лётчик 34-я отдельной авиационной эскадрильи;
- в октябре 1927-июне 1928 гг. – И.д. старшего лётчика 56-й отдельной авиационной эскадрильи;
- в июне 1928-январе 1935 гг. – представитель постоянного состава 2-й (Борисоглебской) военной (с 1933 года – Краснознамённая) школы лётчиков имени Осоавиахима СССР: сначала – инструктор 1-го разряда, с апреля 1930 года – командир звена, а с февраля 1931 года – командир отряда;
- в январе 1935-феврале 1936 гг. – в городе Липецке как слушатель Высшей лётно-тактической школы.
- в феврале 1936-мае 1939 гг. – вновь представитель постоянного состава Борисоглебской авиашколы, но на сей раз уже в должности командир эскадрильи. В качестве справки: в указанный выше период данная школа именовалась по-разному: сначала – 2-я военная Краснознамённая школа лётчиков имени Осоавиахима СССР, с 26 апреля 1936 года – 2-я военная Краснознамённая школа командиров звеньев ВВС РККА, с 10 марта 1937 года – 2-я военная Краснознамённая школа лётчиков-истребителей ВВС РККА имени Осоавиахима СССР, с 3 января 1939 года – Борисоглебская военная авиационная Краснознамённая школа ВВС РККА имени Осоавиахима СССР.
В период службы в Борисоглебске, как надо полагать, к лету 1936 года в качестве первичного был удостоен воинского звания «капитан», а на основании приказа НКО СССР за № 1559 от 31 марта 1937 года очередного – «майор»;
- с 25 мая 1939 года и по 4 февраля 1942 года – на военной службе «в счёт 1000» в авиации оборонного общества как сотрудник Учебно-лётного отдела штаба Управления авиации Центрального совета Осоавиахима ССР и РСФСР: сначала – инспектор, по состоянию на 16 сентября 1939 года – помощник начальника Учебно-лётного отдела по переподготовке запаса, а с 7 мая 1940 года – начальник озвученного выше отдела. И в данном качестве был удостоен: 1) приказом НКО СССР за № 01142 от 30 апреля 1941 года – очередного воинского звания «подполковник»; и 2) «за отличное выполнение заданий по подготовке лётных кадров» на основании постановления президиума Центрального совета Осоавиахима ССР и РСФСР за № 8 от 1 июня 1942 года – высшей награды оборонного общества в лице нагрудного знака «За активную оборонную работу» за № 895;
- с 4 августа 1942 года – военнослужащий ВВС наркомата Военно-Морского Флота СССР. Переведён сюда в связи с передачей Осоавиахимом СССР в состав Бригады школ пилотом ВВС ВМФ десяти аэроклубов – Белорецкого, Воткинского, Дзержинский районный города Москвы (но место дислокации – районный посёлок Куеда Молотовской области), Куйбышевского, Магнитогорского, Мелекесского, Молотовского, Стерлитамакского, Уфимского и Челябинского. И в данном качестве сначала начальник штаба Бригады/Дивизии школ лётчиков ВВС ВМФ (в том числе и по состоянию на начало ноября 1944 года), а по состоянию на июль 1946-январь 1947 гг. – начальник 1-го отделения Отдела кадров авиации ВМФ, при этом по состоянию на сентябрь 1944 года – уже полковник по воинскому званию.
Являлся кавалером ряда государственных наград и, в частности:
- ордена Красного Знамени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года за выслугу в 20 и более лет. Источники – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 819, лл. 148 и 148об; ф. 3, оп. 1, д. 1149, лл. 164 и 168;
- ордена Отечественно войны 2-й степени: награждён в 1944 году (но не позднее сентября);
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен 14 января 1947 года (удостоверение № И-0444980). Источник – ЦАМО: ф. 9, оп. 47, д. 246, л. 195;
- медали «За победу над Японией»: удостоен 26 июля 1947 года (удостоверение № А-008357). Источник – ЦАМО: ф. 3, оп. 47, д. 253, л. 298.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:



Из Штатного расписания Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 19 сентября 1939 года.


ФИО подполковника С.А. Леонова в Алфавитной картотеке кавалеров нагрудного знака «За активную оборонную работу».


Лот одного из Интернет-аукционов – удостоверение подполковника С.А. Леонова как кавалера нагрудного знака Осоавиахима СССР «За активную оборонную работу»:


Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #14 : 05 Сентября 2018, 12:11:23 »

Лето 1941 года, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин.

Из досье журнала «Военные знания»: Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Терсинского сельского поселения Вольского района Саратовской области. Русский. Из рабочих. Член ВЛКСМ с 1938 года.
В 1933-1937 гг. – москвич: работал на Московском мясокомбинате (в том числе в 1934-1937 гг. – учащийся школы ФЗО при данном комбинате) и одновременно в 1937 году без отрыва от производства – учлёт лётной школы Пролетарского районного аэроклуба Московского городского совета Осоавиахима. Примечательно, что путёвку в небо здесь ему дала Мария Николаевна Колотилина – легендарная осоавиахимовская лётчица, воспитавшая аж 17 Героев Советского Союза, включая и Виктора Васильевича Талалихина!
Как успешно закончивший осенью 1937 года аэроклуб приказом начальника ВВС РККА за № 98 от 14 апреля 1938 года был удостоен звания «пилот запаса», правда, в текст данного документа внесён с искажением фамилии – как якобы Талалижинов, а не Талалихин.
С 1938 года – на военной службе в советских ВВС: был зачислен в ряды курсантов 2-й (Борисоглебской) военной Краснознамённой школы лётчиков-истребителей ВВС РККА имени Осоавиахима, где прошёл ускоренный курс обучения и откуда в свою очередь в том же 1938 году был выпущен с присвоением в качестве первичного военного (в современной терминологии – воинское) звания «младший лейтенант».
Активный участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг.: начальник связи эскадрильи (и одновременно – пилот истребителя-биплана И-153 «Чайка») в составе 152-го истребительного и 80-го смешанного авиационных полков ВВС 9-й армии. За активную боевую деятельность на Ребольском оперативном направлении по оказанию помощи окружённым здесь финнами частям 54-й стрелковой дивизии и подразделениям 5-го оперативного полка войск НКВД СССР, в том числе и за участие в штурмовых ударах с воздуха по войскам противника, был удостоен ордена Красной Звезды за № 12704.
В боях лета-осени 1941 года – заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.
За совершённый в 23.28 6 августа 1941 года в небе над подступах к Москве таран удостоен Родиной Золотой Звезды Героя за № 6771.
Погиб в воздушном бою 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве…


Осень 1941 года, слева – Герой Советского Союза младший лейтенант В.В. Талалихин.
Странно почему Виктора Васильевича даже после совершённого им подвига не повысили в воинском звании, в котором он уже явно что перехаживал?!

Фрагмент четвёртой страницы 42-го номера за 10 августа 1941 года газеты УНКВД по г. Москве и Московской области «На боевом посту»:
« Последнее редактирование: 05 Сентября 2018, 19:53:59 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #15 : 28 Сентября 2018, 08:20:41 »

Шарапов Иван Васильевич (1902-1962), советский авиационный военачальник, генерал-лейтенант авиации (с 27 января 1951 года). На представленном фото И.В. Шарапов в погонах генерал-майора авиации, которых удостоился 5 ноября 1944 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #16 : 19 Октября 2018, 17:06:06 »
ПЕТРОВ Борис Николаевич, ветеран советских ВВС и оборонного общества и в данном качестве – один из пионеров советского парашютизма, подполковник в отставке, заслуженный мастер парашютного спорта СССР.
Родился в августе 1907 года в городе Москве. Русский. Рабочий из рабочих. Беспартийный. Семья: супруга – Т.А. Петрова 1910 года рождения, двое детей – дочь Вера 1933 года рождения и сын Виталий 1938 года рождения.
Образование:
- общее – неполное среднее техническое: в 1925 году закончил неполные четыре курса технического строительного училища;
- военное: 1) в 1929 году по годичной программе обучения закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА; 2) в 1930 году – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР; 3) в сентябре 1932 года – в крымском городе Евпатория пятимесячные Курсы инструкторов парашютного дела ВВС РККА.
В 1920-1925 гг. – учащийся технического строительного училища.
В августе 1925-мае 1928 гг. – работник Московского электромоторного завода имени Лепсе: сначала токарь, а затем – председатель заводского комитета профсоюзов.
В мае 1928-июле 1950 гг. – на военной службе в советских ВВС и, в частности:
- с мая 1928 года и по 1929 год – курсант Ленинградской военно-теоретической школы ВВС РККА;
- в 1920-1930 гг. – курсант 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима СССР;
- в 1930-1936 гг. – представитель лётно-подъёмного состава одной из в/ч Смоленского авиагарнизона, при этом преимущественно пребывал здесь в должностях специалистов парашютно-десантной службы. И в данный период выступил в роли одного из родоначальников советского парашютизма. В частности, 18 августа 1932 года установил первый всесоюзный рекорд в высотном прыжке без кислородного прибора с немедленным раскрытием парашюта. Этот прыжок был совершён с высоты 5200 м с борта самолёта-разведчика Р-5.
10 августа 1934 года в ходе авиационного праздника в Тушино, на котором присутствовал и И.В. Сталин, было публично оглашено постановление Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР о присвоении звания «Мастер парашютного спорта СССР» первым четырнадцати лучшим парашютистам страны. Пятым в том списке значилась фамилия краскома ВВС Б.Н. Петрова как «насчитывающему 106 прыжков, первому выполнившему прыжок с парашютом во время штопора». Своим постановлением за № 316 от 10 ноября 1934 года президиум Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР подтвердил правомерность присвоения авиационному краскому Б.Н. Петрову данного звания. Однако к декабрю 1951 года – уже заслуженный мастер парашютного спорта СССР.
На основании Указа ЦИК СССР от 5 мая 1935 года удостоен ордена Красной Звезды. Формулировка: «За развитие парашютизма в стране».
Состоял в следующих воинских званиях: предположительно, с 1936 года – старший лейтенант; с 25 июня 1937 года – капитан (присвоено приказом НКО СССР за № 0755/п); с 16 сентября 1942 года – майор (присвоено приказом НКО СССР за № 06037), а впоследствии – подполковник (присвоено не ранее второй половины июля 1946 года).
С 1936 года и по 31 декабря 1938 года – представитель лётно-подъёмного состава одной из в/ч Московского авиагарнизона.
Приказами НКО СССР за № 02930 от 31 декабря 1938 года и № 0576 от 5 февраля 1939 года «в счёт 1000» передан в систему Осоавиахима СССР, где, в частности, занимал следующие должности:
- с 8 февраля 1939 года – начальник парашютной секции Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с июня 1939 года – инспектор по парашютному спорту Отдела авиации Московского областного совета Осоавиахима;
- с 10 октября 1939 года – старший инспектор по парашютизму Отдела массовой авиационной работы Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с 14 августа 1942 года - старший инспектор по парашютизму Отдела массовой авиационной работы Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР;
- с 18 июля 1945 года – начальник Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова.
По состоянию на 1930-е/1940-е годы имел «печатные труды по парашютному спорту».
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 457 от 14 июля 1946 года откомандирован в распоряжение Управления кадров воздушно-десантных войск Советской Армии, при этом военную службу продолжал проходить в Москве.
С 1949 года и по июль 1950 года – вновь в рядах оборонного общества, но только на сей раз уже в лице Досав – Добровольного общества содействия авиации: сначала – член Московского областного совета Досав (и одновременно – председатель парашютной секции), а затем (перемещён в течение всё того же 1949 года) – 1-й заместитель председателя Всесоюзной парашютной секции.
В июне 1950 года уволен в отставку по состоянию здоровья – «гипертоническая болезнь». И с этого момента – военный пенсионер с местом постоянного проживания по адресу: город Москва, Тушинская площадь, 8, квартира 5.
С 1952 года – на ответственных постах в структурах парашютного спорта ДОСААФ СССР, где также выступил и в роли автора ряда «печатных трудов по парашютному спорту» и, в частности, в 1956 году оборонное общество в серии книг библиотечки «В помощь пропагандистам комитетов ДОСААФ» издало авторскую брошюру заслуженного мастера парашютного спорта СССР Б.Н. Петрова под названием «За массовость парашютного спорта!» (Изд-во ДОСААФ, 1956. – 40, [11] с.; 16 см).
По состоянию на декабрь 1951 года являлся кавалером следующих государственных наград:
- ордена Красного Знамени: предположительно, награждён в 1948 года за 20 лет выслуги;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён на основании Указа ЦИК СССР от 5 мая 1935 года «3а развитие парашютизма в стране»; 2) предположительно, награждён в самом начале 1945 года за выслугу в 15 и более лет;
- медали «За боевые заслуги»: предположительно, награждён в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Б-00020946): удостоен 25 июля 1945 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: удостоен в 1948 году;
- медали «В память 850-летия Москвы»: удостоен в 1948 году.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.





Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #17 : 20 Октября 2018, 06:59:16 »
Выпускник-борисоглебовец:


Не позднее 1935 года, авиационный краском Василий Андреевич Степанчонок-Рудник.

СТЕПАНЧОНОК-РУДНИК (Степанчёнок) Василий Андреевич (04.04.1901-08.04.1943), старший лётчик-испытатель-военпред на Государственном заводе № 81 имени В.М. Молотова НКАП СССР (подмосковный г. Тушино), полковник, мастер советского планеризма.


28 октября 1930 года, военлёт В.А. Степанчонок-Рудник у планера СК-3 «Красная звезда» (конструктор аппарата – С.П. Королёв), на котором в этот день совершил выдающийся полёт – три раза выполнил мёртвую петлю!


29 сентября 1932 года авиационный краском Владислав Константинович Грибовский совместно с лётчиком-испытателем Василием Андреевичем Степанчонком-Рудником (1901-1943), которого пригласил для участия в проекте как близкого коллегу и друга, организовал дальний буксировочный полёт своего авторского планера Г-9 – из подмосковного Тушино в крымский Коктебель для участия в VIII Всесоюзном слёте планеристов. В ходе полёта данного воздушного поезда В.К. Грибовский пилотировал самолёт У-2, а В.А. Степанчонок-Рудник – планер Г-9 с бортовым именем «ЦСОАХ», что расшифровывается как «Центральный совет Осоавиахима». Этот успешно завершившейся дальний перелёт стал самый первый в истории мирового планеризма и он же положил начало практике широкого применения в авиации подобных воздушных поездов. На представленном снимке, сделанном осенью 1932 года, слева В.А. Степанчонок-Рудник, а справа В.К. Грибовский.


На ниве планерного спорта военлёт В.А. Степанонок-Рудник являлся неоднократным рекордсменом страны, за что, в частности, на основании протокола заседания президиума Осоавиахима СССР и РСФСР за № 2 от 14 января 1933 года был удостоен нагрудного знака «За активную оборонную работу» (но в официальную Алфавитной картотеке кавалеров данного занесён почему-то с искажением фамилии – как Степанчик), а на основании постановления президиума Осоавиахима СССР и РСФСР за № 309 от 27 августа 1934 года – звания «Мастер советского планеризма».



Осень 1935 года, крымский Коктебель, авиационный краском Василий Андреевич Степанчонок-Рудник как участник XI Всесоюзных планерных состязаний.

Из списков советских Вооружённых Сил исключён приказом Вооружённых Сил СССР за № 01088. от 30 апреля 1947 года.
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563784, д. 15, л. 261.



Скан с 71-й страницы 19-го тома Книги Памяти города Москвы:
« Последнее редактирование: 13 Марта 2019, 17:30:57 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #18 : 13 Ноября 2018, 17:36:58 »

Первая половина 1920-х гг., город Борисоглебск, военный аэродром 2-й военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота как площадка одного из самых первых в стране воздушных праздников. На лётном поле – учебно-тренировочные машины марки «У-1».

Фрагменты:
« Последнее редактирование: 13 Ноября 2018, 17:43:17 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 23 488
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Борисоглебская военная авиашкола
« Reply #19 : 30 Ноября 2018, 10:43:50 »

Не ранее весны 1938 года, майор Феоктист Аристархович Граб как кавалер ордена Красного Знамени РСФСР и медали «XX лет РККА».

ГРАБ Феоктист Аристархович, советский авиационный военачальник, генерал-майор авиации.
Родился в 1892 году на Украине – в селе Сухоносовка Постав-Муковского сельского совета Чернухинского района Полтавской области. Украинец. Из рабочих. Партийность: с 1941 года – кандидат в члены ВКП(б), а в дальнейшем, надо полагать, – член партии.
Образование (по неполным данным):
- общее – начальное: закончил четыре класса общеобразовательной школы;
- военное: в период 1-й Мировой войны – последовательно Курсы техников при политехническом институте и Гатчинскую школу лётчиков.
В 1914-1917 гг. – на военной службе в русской военной авиации, где вырос до пилота и старшего унтер-офицера по военному чину. По неофициальным данным, являлся кавалером трёх Георгиевских крестов.
С ноября 1917 года – в Красной Гвардии, а с 1918 года – в Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном флоте, при этом:
- с 1918 года – в боях и сражениях Гражданской войны и, в частности, 16 октября 1918 года, как представитель лётно-подъёмного состава 1-й Тверской авиационной группы РККВФ, пилотируя самолёт марки «Сопвич», сбил в воздушном бою белогвардейский самолёт прапорщика П.Н. Владимирова (последний тогда погиб) и эта победа стала в масштабах РККВФ первой документально подтверждённой! Был награждён орденом Красного Знамени РСФСР и золотыми часами от ВЦИК;
- с 1919 года – в должностях среднего и старшего комсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера. И, в частности. по состоянию на 1 декабря 1921 год – командир 44-го отдельного авиационного отряда РККВФ, а по состоянию на 1923 год – инструктор 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. На сей счёт цитата со страниц книги «Их позвало небо: Военно-исторический очерк Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища лётчиков имени В.П. Чкалова» (М.: Воениздат, 1984): «...Из инструкторов старой школы большим авторитетом пользовался талантливый лётчик Ф.А. Граб. Курсанты смотрели на него как на прославленного героя. Граб неоднократно отличался во время империалистической войны, за что имел три Георгиевских креста. Активно участвовал он и в Гражданской войне, был награждён орденом Красного Знамени. Сын кузнеца, Граб вырос среди простого народа. С детских лет помогал отцу в кузнице, слесарил, а когда началась империалистическая война, его призвали в армию и послали работать мотористом в авиаотряд. Там заметили смекалистого, расторопного моториста, с любовью относившегося к самолёту, и послали в Гатчинскую лётную школу. Граб успешно закончил её, стал лётчиком, но не был удостоен офицерского звания. Во время Октябрьской революции Граб принимал участие в разоружении войск Керенского, захватил семь самолётов и организовал отряд авиаторов, с которым неоднократно участвовал в боях против белогвардейцев. Осенью 1918 г. Феоктист Аристархович сражался па Восточном фронте и первым из красвоенлётов сбил колчаковский самолёт, а затем и какого-то знаменитого колчаковского аса. Своими смелыми налетами Граб так донял белогвардейцев, что за его голову Колчак обещал награду в 10 тыс. рублей золотом.
Весной 1919 г. Граб командовал авиаотрядом, который взаимодействовал с частями дивизии Н.А. Щорса. Обнаружив скопление нескольких эшелонов петлюровцев на ст. Проскуров, авиаотряд нанёс им огромный урон. Щорс объявил авиаотряду революционную благодарность, а Граба наградил ценным подарком.
Во 2-й военной школе летчиков Ф. А. Граб находился до 1929 г., затем был переведен в академию имени И.Е. Жуковского командиром отряда, а позднее работал в штабе Реввоенсовета страны. Граб был прекрасным методистом, его курсанты отличались высокой лётной успеваемостью и, подражая своему инструктору, много и усердно занимались»;
- с 1938 года – кавалер медали «XX
Приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «майор», а аналогичным изданным в тот же день, 14 мая 1936 года, приказом, но имевшим № 889 был передан в систему Осоавиахима.
Впоследствии был удостоен следующих званий:
- «подполковник» – приказом НКО СССР № 04152 от 11 сентября 1940 года;
- «полковник» – приказом НКО СССР № 067 от 9 января 1941 года;
- «генерал-майор авиации» – предположительно, в послевоенный период.
С 1 апреля 1939 года и по 12 ноября 1941 года – инспектор-лётчик Главной инспекции Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, а затем – начальник сектора Отдела авиационного снабжения Главосоавиахимснаба.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 324 от 4 сентября 1942 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества как откомандированный обратно в советские ВВС.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Хранящаяся в фондах Центрального архива ДОСААФ России УПК полковника Ф.А. Граба:
« Последнее редактирование: 13 Марта 2019, 17:25:22 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »