Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 540-й отдельный автотранспортный батальон  (Прочитано 502 раз)

A.A.Большаков

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
Мой дедушка, Большаков Александр Васильевич, при попытке выйти с боем из окружения был тяжело ранен под Смоленском или Вязьмой (на дороге Смоленск – Москва) и попал в плен: сначала на его лагерном пути был шталаг-352, а затем офицерский лагерь «Калвария».  На момент пленения он являлся военнослужащим 66-го отдельного автотранспортного батальона: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74732550 Что это за в/ч такая?

В составе действующей армии такого батальона не было! Впрочем, убедитесь сами: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_26_01.html
Если исходить из его номера, то такой батальон наверняка существовал в Красной Армии, но только дислоцировался в тыловых округах. Надо полагать, военнослужащий А.В. Большаков служил здесь до своего откомандирования в состав действующей армии…
Спасибо! Жаль, что не нашлось 66-го отдельного автотранспортного батальона…
До начала войны Большаков Александр Васильевич работал в коллективе Сочинского мясокомбината. Но сразу после начала войны он был мобилизован в армию уже 24 июня 1941 года. Видимо, это был Северо-Кавказский военный округ (СКВО)…

В таком случае всё понятно, за исключением точного места службы! Ещё в мае 1941 года СКВО де-факто стал 19-й армией (I ф). 19-й армия (I ф) погибла в октябре 1941 года в Вяземском «котле». Ваш дедушка был призван как приписник одного из автотранспортных батальонов 19-й армии (I ф), но в архивном документе искажён истинный номер родной для него в/ч!
Да, окружение в Вяземском «котле» вполне согласуется со скудной информацией, которая мне известна о судьбе моего деда. Хотелось бы таки что-то найти про 66-й автотранспортный батальон. Автотранспортные батальоны не обязательно были отдельными, а могли входить с состав дивизий или полков. Как пример мне попался 106-й автотранспортный батальон из боевого состава 166-й стрелковой дивизии (I ф) – соединения, которое тоже входило в 19-ю армию (I ф)...

Коллега, ещё раз повторяю: номер части в тексте архивного документа ИСКАЖЁН! Это – во-первых. А во-вторых, «номерные» батальоны не могут быть не отдельными по своему статусу. Термин «отдельный» указывает на то, что это не линейный батальон, а батальон, пребывающий в статусе в/ч.
Кстати, а почему бы Вам не сделать запрос в Сочинский ГВК?! В Алфавитной книге призванных в годы Великой Отечественной войны (но при условии, что делопроизводство велось добросовестно) напротив ФИО разыскиваемого воина должна присутствовать запись, когда, куда конкретно и в составе какой именно воинской команды он убыл по факту мобилизации! По логике, там же должен сохраниться и поимённый список той самой воинской команды...
Уважаемые участники, подскажите, как функционировали ППС (полевые почтовые станции) в 1941 году. Информация в Wikipedia довольно скудная (https://ru.wikipedia.org/wiki/Полевая_почта).
Возможно ли, что некоторые воинские части пользовались «чужими» ППС? В частности, меня интересует судьба 540-го отдельного автотранспортного батальона, в котором служил мой дедушка Большаков Александр Васильевич. По крайней мере уже в июле 1941 года его адрес был ППС-220, 540 ОАТБ (вещевое снабжение). Сведения про 540 ОАТБ найти ее удаётся, кроме того, что он якобы существовал очень недолго 05.08.1941-05.10.1941 года: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_26_01.html
Поэтому я пытаюсь найти сведения о ППС 220. «Справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах» выдаёт следующее: «Полевая почтовая станция № 220 – 50 сд, штаб 16 А, данная ППС сформирована по МП-41 в Витебске к 26.06.1941 года». Мне не удалось найти дальнейшую информацию о 50 сд в составе 16-й армии…
16-я армия была сформирована в Забайкальском военном округе, а мой дедушка был мобилизован из СКВО и должен бы быть в составе 19-й армии, которая была сформирована в СКВО. Тем не менее, обе армии в то время защищали направление Смоленск – Москва. Могла ли  ППС-220 обслуживать обе армии и/или штаб Западного фронта? Может быть, 540 ОАТБ был непосредственно приписан штабу фронта?
Поиск через obd-memorial.ru и www.kremnik.ru и opentextnn.ru выдаёт несколько воинов из 540 ОАТБ (см ниже). Некоторые из них призваны из Ставропольского и Краснодарского краёв (СКВО). Однако, попадаются сведения о 540 ОАТБ с почтой ППС-871: https://www.kremnik.ru/node/432258
Аверкин Алексей Максимович, Ставропольский край: ППС-871, 540 ОАТБ. пропал без вести 10.10.1941 года.
Поиск информации в интернете про ППС-871 выдает противоречивые данные. В интернете попадаются сокращения типа ППС-871 (ЗапФ, 2-й эшелон) на 13.08.1941 года
Я также выявил несколько бойцов, отправивших письма домой через ППС-871 пропавших без вести под Вязьмой в октябре-декабре 1941 года. Некоторые из них были связаны с автотранспортными ротами, полками, но не с 540 ОАТБ. Один из них (Гилевский В.К. https://smolbattle.ru) писал в последнем письме от 12.10.1941 года с дороги из-под Вязьмы: «...Переезжаем на новое место, пока адреса нет...». Как это понимать? Разве ППС не переезжали вместе с частями?
Могли ли некоторые воинские части пользоваться «чужими» ППС (например, 540 ОАТБ пользовался 220 и 871 ППС)? Ниже – сделанная мною в Рунете Выборка: выборка о бойцах 540 ОАТБ:
http://opentextnn.ru/old/space/milmemorials/index.html@id=5223 – Баландин Егор Дмитриевич, призванный в 1939 году Муромским РВК в 1939. Последний адрес: Западный фронт, 16-я армия, Западный фронт, ППС-220, литера «А»;
www.mosenergo-museum.ru/upload/uf/f06/f06963dacd3edc78e53819af2a054441.pdf – Воробьев К.М. (предположительно. это Воробьев Константин Михайлович). Призван 19 июня 1941 года Сталиногорским РВК. Младший сержант. Последний адрес: 16-я армия, ППС-220, в/ч 331. Погиб 1943.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=54763145 – Воронин Иван Дмитриевич, призванный Невинномысским РВК Ставропольского края, официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в ноябре 1941 года;
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4701848 – Гомалицкий Василий Степанович, последнее место службы: Западный фронт, 16-я армия, ППС 220;
http://opentextnn.ru/old/space/milmemorials/index.html@id=6170 – Калинин Григорий Яковлевич. Призван 23.07.1941 года Вачским РВК. Последнее письмо – оно от 10.12.1941 года с адреса: 16-я армия, ППС-220. Официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в апреле 1942 года;
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=68363424 – Назаров Филипп Яковлевич, призванный Белореченским РВК Краснодарского края, его последний адрес: ППС-871, 540 ОАТБ, 1-я рота; официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в марте 1943 года;
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76341248 – Рыжов Василий Иванович, призванный Лабинским РВК Краснодарского края, воин парковой роты, официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в октябре 1941 года.[/quote]

A.A.Большаков, моё почтение! Разъясняю:
1) 16-я армия, сформированная в Забайкалье, прекратила своё существование 9 августа 1941 года. В Анналы Великой Отечественной она вошла как 16-я армия (I ф). С 24.00 9 августа 1941 года прекратило существование её полевое управление как официально расформированное. Но с 00.00 10 августа 1941 года было рождено полевое управление 16-й армии (II ф), которое объединило под своим руководством воинские формирования, ранее входившие в боевой состав 16-й армии (I ф). Таким образом, де-юре нет никакого родства между полевыми управлениями 16-й армии (I ф) и 16-й армии (II ф). Именно 16-я армия (II ф) 1 мая 1943 года была преобразована в 11-ю гвардейскую армию, а не почившая в Бозе неполными двумя годами раньше 16-я армия (I ф).
2) Принцип работы военно-полевой почты почти полностью идентичен работе почтовых отделений наркомата связи СССР. И, например, там и там отправитель вправе отправить своё письмо с любого места: применительно к военнослужащему – отправить через любую ППС, если чужая оказалась вдруг ближе или доступнее «своей» штатной, или же попросту опустив конверт с письмом в любой продолжающейся обслуживаться НКПС СССР в прифронтовой полосе самый обычный почтовый ящик. Однако получить: штатскому человеку – по конкретному адресу, привязанному к месту прописки/месту фактического проживания/месту работы/в почтовом отделении (если почтовой отправление с пометкой: «До востребования»), а военнослужащему из состава действующей армии – только по месту конкретной службы или месту длительного прикомандирования.
3) Основная миссия автотранспортных частей в составе действующей армии – доставка всевозможных военных грузов из баз снабжения в конкретные в/ч и они же в необходимых случаях привлекались к массированной переброске автоколоннами личного состав и вооружения плюс – часть автотранспорта нередко придавалась во временное оперативное подчинение медсанбатам и госпиталям ну и т.д.
4) Вы в своём поиске только тогда сможете продвинуться вперёд, когда изыщите возможность, лично прибыть в ЦАМО и также лично перелопатить здесь архивные фонды за лето-осень 1941 года как управления тыла 16-й армии (II ф), так и управления тыла Западного фронта… И любые «альтернативы» этому – они от Лукавого…
Спасибо! Но, всё-таки как понимать информацию из Справочника полевых почтовых станций РККА: «Полевая почтовая станция № 220 – 50 сд, штаб 16 А, данная ППС сформирована по МП-41 в Витебске к 26.06.1941 года». Означает ли это, что ППС-220 обслуживала обе единицы – и 50-ю стрелковую дивизию, и полевое управление 16-й армии? Я нашел (pamyat-naroda.ru/warunit/50+сд/), что 50 сд в июле 1941 была в подчинении 13-й армии Западного фронта, а с августа и до конца сентября 1941 года – в подчинении 19-й армии Западного фронта. Никакой связи с 16-й армией, видимо кроме географической зоны действий под Смоленском и Вязьмой на Западном фронте.
По отношению к судьбе моего дедушки 19-й армия кажется наиболее вероятной, потому что она была сформирована в СКВО. Видимо, его 540  ОАТБ был отправлен на Западный фронт вместе с 19-й армией и это произошло не позднее начала июля 1941-го. А как понимать место службы Рыжова В.И. (obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76341248): ППС-220, 540 ОАТБ, парк. рота? Что такое «парк. рота»?

A.A.Большаков, разъясняю:
1) термин «РККА» на официальном уровне почил в Бозе осенью 1939 года, уступив место термину «Красная Армия»;
2) слепо доверять справочникам – безрассудство! И всегда надо перепроверять через альтернативные и «параллельные» источники. Так, согласно официальным Перечням Генштаба, штатная ППС 50 сд – она под номером «883»;
3) полевое управление 19-й армий (I ф) – это, по сути, управление СКВО, а в боевой состав этой армии вошли почти все войска СКВО, за исключением запасных и учебных в/ч и ряда тыловых учреждений. На месте управления СКВО, преобразованного в полевое управления 19-й армий (I ф), тут же был создан клон;
4) «Парк. рота» – это парковая рота. Такого рода подразделения – обязательный штатный атрибут всех без исключения парков, насыщенных автобронетехникой...
Спасибо ещё раз! Видимо, придётся делать выводы из неполных и противоречивых данных, но других у меня нет... Очевидно, что в июле-августе 1941 года ППС-220 одновременно обслуживала несколько структр, включая полевое управление Западного фронта и 2-й эшелон данного фронта... Также, очевидно, что 540 ОАТБ пользовался, как минимум, двумя ППС, а именно 220-й и 871-й. Возможно, разные роты 540 ОАТБ пользовались разными ППС. В частности, 1-я рота пользовались ППС-871, а парковая рота пользовались ППС-220. По крайней мере, именно така картина вырисовывается из документов ЦАМО..
Видимо, 540 ОАТБ обеспечивал снабжение Западного фронта и, в частности, во время Смоленского сражения (июль-сентябрь 1941), Духовщинской операции и далее сражения под Ярцево и Вязьмой. По данным «Перечней войск Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» следует, что 540 ОАТБ прекратил существование к 05.10.1941 года. Из документов, найденных на obd-memorial.ru и www.kremnik.ru и opentextnn.ru, также следует, что многие военнослужащие 540 ОАТБ считаются пропавшими без вести с октября 1941 года...

Коллега, не следует гадать на кофейной гуще, ответы же на подобного рода загадки необходимо искать посредством личного визита в читальный зал ЦАМО!
И ещё: под Смоленск 16-я (I ф) и 19-я (I ф) армии прибыли с Украины, будучи сюда экстренно переброшенными. Разгрузка производилась где пришлось и это всё в полосе беспорядочно отступающих из Белоруссии войск. В общем, царили бардак и неразбериха, поэтому «потерявшимися» для своего командования оказывались не только подразделения, но и целые части и, в первую очередь, в/ч тыла. Сами войска дрались в основном сводными боевыми отрядами. В том числе и осколки де-факто погибшей в ряде окружений, в которые угодила в Белоруссии, 50 сд. Это только в официальных перечных выглядит всё гладко – армии, корпуса, дивизии…
Относительный организационный порядок в полосе боевых действий 16-й армии (II ф) и 19-й армии (I ф) был наведён только в сентябре 1941 года, то есть только после того, как обе противоборствующие стороны – и немцы, и наши – перешли к обороне…
Относительно недавно появилась новая информация про Большакова Александра Васильевича на https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer3924822/ с фотографией, которой у меня раньше не было. Это данные из Учетно-послужной картотеки ЦАМО, причём эта информация не сдержит никаких ошибок. Порывшись в семейных архивах, нам удалось найти доверенность, написанную рукой моего дедушки: «Доверенность от 7 июля 1941 года дана тех.-интендантом 1 ранга Большаковым А.В.» и «Подпись тов. Большакова А.В. свидетельствую: нач-к штаба 540 АТБ, лейтенант Масленников». Печать: «66 АВТО-ТРАНСПОРТНОЕ ДЕПО».
Следующий сохранившийся документ (и последний до того, как он был ранен и попал в плен) – тоже доверенность от 25 августа 1941 года: «Дана нач. вещ. снаб. тех.-инт. 1 ранга Большаковам» и «Подпись тов. Большакова Александра Васильевича свидетельствую: пом. ком. 540 отд. авто-трансп. б-на интендант 3 ранга Шульга Д.Т.». Печать: «СССР-НКО, 540-й отдельный автотранспортный батальон».
Из этих документов следует, что Большаков Александр Васильевич каким-то образом был связан с 66-м автотранспортным депо, и видимо, ещё до 1939 года, когда он уволился со сверхсрочной службы в РККА. Но 23 июня 1941 года был мобилизован в это автотрансдепо, которое не позднее начала июля 1941 года было преобразовано в 540-й отдельный автотранспортный батальон: «Перечни войск Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_26_01.html устанавливает, что 540 ОАТБ вошёл в состав Действующей армии 05.08.1941 года. Совершенно очевидно, что 540 ОАТБ обеспечивал снабжение Западного фронта. Однако, в каком подчинении был 540 ОАТБ установить не удаётся. К сожалению, также пока не удалось найти достоверной информации о судьбе нач-ка штаба 540 АТБ, лейтенанта Масленникова и пом. ком. 540 отд. авто-трансп. б-на интенданта 3 ранга Шульги Д.Т. (Если бы что-то найти про них, можно было бы проследить и судьбу 540 ОАТБ).
« Последнее редактирование: 03 Июля 2020, 11:49:06 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 580
  • Ржевцев Юрий Петрович
Но вот и отгадка про мифический 66-й автобат! Это некое 66-е автомобильное депо, куда техник техник-интендант 1 ранга запаса (соответствовало старшему лейтенанту) Александр Васильевича Большаков был направлен военкоматом на правах приписника. А уже оттуда он был обращён на формирование в составе войск СКВО 540-го отдельного автотранспортного батальона...
 
Вся беда в том, что части войскового тыла – они, увы, вне широкого интереса исследователей и поэтому в отношении этих самых в/ч подробной информации в отечественной библиографии кот наплакал.
Фонда интересующего Вам автобата в ЦАМО, скорей всего, нет, но потенциально можно проследить его фронтовые перипетии по так называемым «верхним» документам, а на основе приказов по войскам САВО даже составить список начсостава…
Поищите среди земляков лиц, которые регулярно посещают ЦАМО. Как правило, такие исследователи не отказывают в просьбе заказать для беглого ознакомления нужные вопрошающему документы…
Да, кстати, согласно вот этому лагерному документу минского шталага-352, в плен Ваш дедушка попал, уже состоя в звании «интендант 3 ранга», что соответствовало капитану! Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977531, д. 73, л. 167.

Этот документ из лазарета шталага-352 (Масюковщина) мы уже видели ранее, и даже в цветном варианте. Остаётся неизвестным, что происходило с Александром Васильевичем Большаковым в период с 25 августа 1941 года (540 ОАТБ) до 21 декабря 1941 года, когда он уже попал в шталаг-352? Остаётся надеяться, что он не был в плену до Вяземского «котла» и неудачных попыток прорыва 10 и 12 октября 1941 года. Должно же было пройти какое-то время, чтобы ему успеть дослужиться до звания интенданта 3 ранга.
Тут даже гадать не приходится: уже в самые первые дни после начала гитлеровской операции «Тайфун» (а это первая декада октября 1941 года) войска Западного и Резервного (I ф) фронтов оказались блокированными в Вяземском «котле». И особенно пострадили оказавшиеся на острие главного удара немцев наши 16-я (II ф) и 19-я (I ф) армии. В число разгромленных там советских частей угодил и не представлявшей из себя какой-либо серьёзной вооружённой силы 540-й отдельный автотранспортный батальон…
Пленных, собранных в пешие колонны, немцы конвоировали до Смоленска и окрестных к нему станций, после чего в битком (в них можно было только стоять!) набитых вагонах развозили на шталагам, расположенным вдоль железнодорожной трассы Москва – Минск и далее на запад: Орша, Борисов, Минск, Молодечно, Гродно, Замбров…

Кстати, что означают цифры 18192 и 762 в графе Erkennungsmarke-порядковый номер? Первая цифра – видимо, его лагерный номер, а вторая (762)?
«18192» – это постоянный лагерный номер. Под ним он и как узник офицерского филиала «Калвария» каунасского лагеря шталаг-336. А «762» – вероятней всего, внутрилагерный по шталагу-352, но на период, когда последний выполнял ещё роль
пересыльного лагеря, а не стационарного…
« Последнее редактирование: 03 Июля 2020, 11:42:47 от Sobkor »
Записан

A.A.Большаков

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
Огромное спасибо за отличное резюме o моём дедушке! У меня есть несколько уточнений. Во первых, даты рождения и смерти Александра Васильевича Большакова нам известны: 06.12.1903-11.08.1942. Точная дата и место смерти известно из двух сохранившихся писем от его довоенного знакомого, который случайно тоже оказался заключенным в Калварии, и которому посчастливилось выжить и вернуться домой в ноябре 1945 года. Того знакомого звали Пастухов Владимир Иванович.
Во-вторых, близкие родственники по состоянию на осень 1946 года: мать – Большакова Мария Алексеевна; жена – Большакова Раиса Александровна и сын – Большаков Анатолий Александрович.
В-третьих, 540-й отдельный автотранспортный батальон, как выясняется, мог принадлежать 16-й армии (если верить документам Пом. ком. Шульги Д.Т., см. ниже).
Есть вопрос: откуда следует, что список потерь (https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_plen67724660/?static_hash=a85e98187e7432bdb396350f60518edf) включает узников офлага 336-Калвария? У меня было впечатление, что это тоже список из Шталага 352.
Теперь заработала новая версия сайта ОБД-Мемориал, что облегчает поиск.
Нашёлся интендант 3 ранга Дмитрий Тимофеевич Шульга, главный тыловик 540 оатб 16 А, Дата пленения 12.10.1941, Место пленения – под Вязьмой, д. Селиваново, был в лагере офлаг-57 (г. Белосток) с 31.10.1941 года: (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272096501).
Нашёлся и такой офицер 540 оатб, как капита Николай Тимовеевич асленников: Автомобильное управление САВО; аттп депо 66, служил до 06.03.1957 года: (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70007235825).
Поиск через ОБД-Мемориал выдаёт ещё 19 человек из 540 ОАТБ, причем двое из них были в 66 автотрасдепо 66 и 540 ОАТБ одновременно (или последовательно).
Кроме того, есть Нефедов Федор Никифорович, родившейся 20.05.1906года: 66 авто-депо СКВО, пропал без вести в 1941года (в его документах обозначено, что авто-депо 66 относилось к СКВО). А в документах Шульги обозначено, что 540 ОАТБ входил в 16-ю армию.
Судьба 540-го ОАТБ пока остаётся туманной. Но уже становится понятно, что 66-е авто-транспортное депо прибыло на Западный фронт из СКВО. Не позднее начала июля 1941 оно было преобразовано в 540-й ОАТБ и, видимо, передано в подчинение 16-й армии (Iф). Однако, войска 16-й (II ф), 19-й (I ф) и 20-й (I ф) армий оказались в оперативном окружении под Смоленском и Ярцево. Выйдя из окружения, полевое управление 19-й армии (I ф) 22 июля передало свои войска 16-й армии (I ф). К 1 августа удалось полностью деблокировать 16-ю (I ф) и 20-ю (I ф) армии. А уже 8 августа 1941 года войска 16-й армии (I ф) были переданы в состав 20-й армии(I ф). Путём реорганизации 10 августа 1941 года была сформирована новая 16-я армия – 2-го формирования. В общем, царила неразбериха. А 19-я армия (I ф) получила под своё начало другие дивизии и в августе-сентябре 1941 года пыталась разгромить духовщинскую группировку противника.
540 ОАТБ вошёл в состав Действующей армии с 5 августа 1941 года и обеспечивал снабжение Западного фронта. Основные усилия в обороне Западный фронт сосредоточивал вдоль автострады Смоленск, Ярцево, Вязьма. Не понятно, оставался ли 540 ОАТБ в формальном подчинении у 16-й армии (II ф).
Наиболее вероятно, что автоколонна 540 ОАТБ попала в крупное окружение, которое фашисты замкнули в октябре 1941 года восточнее Вязьмы. Официально 540 ОАТБ прекратил существование 5 октября 1941 г.
Известно, что пом. командира 540 ОАТБ интендант 3 ранга Дмитрий Тимофеевич Шульга попал в плен 12.10.1941 году у деревни Селиваново, что под Вязьмой. Другие военнослужащие 540-го ОАТБ считаются пропавшими без вести с октября 1941 года…

Да не было 66-го автотранспортого депо в составе действующей армии! Просто, согласно мобплану МП-41, это депо выпочкавало из своего состава 540-й отдельный автотранспортный батальон. При этом последний явно что предназначался для одного из корпусов 19-й армии (I ф). На фронт данный батальон уже был отправлен под Смоленск, где после разгрузки из эшелонов в силу общей неразберихи, вызванной отступлением войск Западного фронта, оказался уже в составе 16-й армии (II ф)…
Это понятно, что 66-е автотранспортное депо не входило в состав действующей армии. Скорее всего, это депо было организовано в СКВО, возможно, на базе 4-го Запасного кавалерийского полка (г. Ворошиловск, Ставропольского края). В автобиографии А.В. Большакова от 1940 года никаких авто-депо не указывалось. До своего увольнения в 1939 году он служил в 10-м конно-артиллерийском полку в Георгиевске, а затем в 4-м запасном кавалерийском полку. Звание «техник-интендант 1 ранга» ему было присвоено в 1936 году.
И ещё для полноты картины. Большаков Александр Васильевич родился 6 декабря 1903 года в станице Старопавловской, Терского округа, Георгиевского района, Орджоникидзевского края. Сейчас станица Старопавловская административно относится к Кировскому городскому округу с центром в городе Новопавловске Ставропольского края; город Георгиевск там недалеко.
Деревня Селиваново, 17 км южнее Вязьмы, на мой взгляд, является наиболее вероятным местом гибели остатков 540 ОАТБ. Именно там была предпринята последняя попытка прорыва войск 19-й (I ф) и 20-й (I ф) армий из окружения 12 октября 1941 года в восточном направлении на Селиваново. Все остальные разрозненные воинские части должны были тоже сконцентрироваться в этом направлении для прорыва. По свидетельству местных жителей, на поле у Селиваново тела погибших и раненых воинов лежали в три слоя (Лев Лопуховский «1941. Вяземская катастрофа», 2-е изд.). Немцы насчитали 2000 убитых русских...
По крайней мере известно, что помощник командира 540 ОАТБ интендант 3 ранга Дмитрий Тимофеевич Шульга попал в плен 12.10.1941 года у деревни Селиваново, что под Вязьмой…

1) На самом деле военному интенданту всё-равно в частях какого рода оружия служить, ибо это специалисты узкого профиля! После увольнения в запас Сочинский ГВК внёс Вашего дедушку в число лиц приписного состава 66-й автотранспортного депо...
2) Селиваново – место гибели управления батальона и его приштабных подразделений, но не самой этой в/ч, поскольку подвижной состав всегда распылён на десятки, а то и сотню-другую километров по округе.
А откуда сведения о ранении в грудь? Если бы ранение было тяжёлым, то сомнительно чтобы этого офицера немцы стали бы этапировать из-под Вязьмы в Минск…
Коллега, Вы уже собрали материала о дорогом для себя воине больше, чем предостаточно! Визиты в ЦАМО и РГВА позволят лишь детальнее реконструировать его армейские будни (в том числе, за что и когда поощрялся и наказывался, когда, где и какие нёс наряды ну т.п., и т.п.). А вот в отношении выяснения подробностей пленения – время, увы, безвозвратно упущено. Этим надо было заниматься до начала 1990-х, то есть в период, пока были живы однополчане из числа его ровесников.
Однако Вы совершенно правильно поступили, развернув свой поиск в отношении увековечения боевого пути 66-го автотранспортного депо и 540-го отдельного автотранспортного батальона!
Из имеющихся документов следует, что Большаков Александр Васильевич служил в составе 540 ОАТБ, как минимум, до 28.08.1941 года и потом 21.12.1941 попал в шталаг- 352. Нет точных документов о том, что с ним происходило между этими двумя датами.
Однако, из двух послевоенных писем Пастухова Владимира Ивановича, оказавшегося в Калварии, известно, что  Александр Васильевич был тяжело ранен в грудь (простреляны пулями лёгкие), находясь в составе своей части на направлении Смоленск – Москва, при попытке выйти из окружения. В таком тяжелом состоянии он уже не мог двигаться и был взят немцами в плен. Лечения никакого не было. У него был плеврит. В Калварии он опять попал в лазарет, но надежды на выживание уже не было. Он скончался 11 августа 1942 года и был похоронен там же на братском кладбище в Калварии.
Вот это и всё, что нам было известно. Поэтому и хотелось раскопать боевой путь его части. Кое-что удалось таки выяснить. Из истории ВОВ известно, что части Западного и Резервного (I ф) фронтов  попали в крупное окружение, которое фашисты замкнули в октябре 1941 года восточнее Вязьмы. Наиболее вероятно, что Большаков Александр Васильевич как начальник службы вещевого снабжения 540 ОАТБ находился в составе своей части вместе с пом. командира 540 ОАТБ интендантом 3 ранга Дмитрием Тимофеевичем Шульгой. Наиболее вероятно, что они получили приказ выходить из окружения южнее Вязьмы по направлению на Селиваново 12 октября 1941 года (и это  тоже согласуется с историей ВОВ). Поскольку пом. командира Д.Т. Шульга попал в плен 12.10.1941 года под деревней Селиваново, вполне вероятно, что и Большаков Александр Васильевич был ранен и пленён именно там.
Нам приходится делать выводы и предположения из неполных данных, ибо других нет.
P.S. В 1990-х мы и сами боролись за наше собственное выживание, а военные документы были рассекеречены лишь в 2007 году, что и позволило хотя бы частично восстановить историю судьбы наших героев.

Опять – двадцать пять! Можно ни капли не сомневаться в том, что до начала октября 1941 года дорогой Вам воин благополучно пребывал в своей должности, находясь во втором эшелоне 16-й армии (II ф). И в плен попал в октябре 1941-го, но где и какого именно числа – сказать невозможно по причине отсутствия достоверных сведений насей счёт. Мы может только гадать. Ещё лет тридцать назад был шанс разыскать очевидцев пленения, но не сегодня, увы... И той же осенью 1941 года, но уже как советский военнопленный был доставлен нацистами под конвоем в шталаг-352. К сожалению, в отношении узников этого лагеря сохранились, главным образом, только записи из книг учёта пациентов лагерного лазарета… Однако на всякий случай обратитесь с запросом в адрес администрации мемориала в Масюковщине: возможно, в её распоряжении есть какие-либо дополнительные списки узников, угодивших в шталаг-352 осенью 1941-го…
« Последнее редактирование: 05 Июля 2020, 22:34:54 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 580
  • Ржевцев Юрий Петрович
Дополненная версия:

БОЛЬШАКОВ Александр Васильевич (1903-не ранее середины мая 1942), начальник службы вещевого снабжения 540-го отдельного автотранспортного батальона 16-й армии (II ф) Западного фронта, узник нацистских лагерей, техник-интендант 1 ранга (но по другим данным – интендант 3 ранга).
Родился 6 декабря 1903 года в станице Старопавловская сельского поселения «Старопавловский сельсовет» Кировского района Ставропольского края. Русский. Служащий. Был женат.
Семья: супруга – Большакова Раиса Александровна и сын – Большаков Анатолий Александрович.
Родственники по состоянию на осень 1946 года: мать – Большакова Мария Алексеевна; проживала по адресу: Ставропольский край, городе Георгиевск, улица Пятигорская, 16.
На военной службе дважды и в первый раз – с 9 ноября 1925 года и по 1939 год, при этом:
- в 1936 году в качестве первичного был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «техник-интендант 1 ранга», что соответствовало старшему лейтенанту;
- по состоянию на вторую половину являлся представителем среднего начсостава последовательно 10-го конно-артиллерийского полка (место дислокации – кубанский город Георгиевск; с 13 февраля 1937 года – одноимённый по «сквозному» номеру казачий конно-артиллерийский Терский полк) 10-й казачьей кавалерийской территориальной Терско-Ставропольской дивизии и 4-го запасного кавалерийского полка Северо-Кавказского военного округа.
После увольнения в запас – административно-хозяйственный работник в трудовом коллективе Сочинского мясокомбината. В данный период проживал в городе Сочи по адресу: Старая Бойня, дом № 3.
Во второй раз на военной службе с 24 июня 1941 года: призван по мобилизации Сочинским ГВК как приписник 66-го автотранспортного депо САВО, откуда в свою очередь в конце июня-начале июля 1941 года был обращён на формирование 540-го отдельного автотранспортного батальона, предназначавшегося для войск 19-й армии (I ф). В озвученном выше 540-м батальоне принял должность начальника службы вещевого снабжения. И в данном качестве с 5 августа 1941 года – в боях и сражениях на Западном фронте.
В октябре 1941 года, по свидетельству очевидца, при попытке в составе управления 540-го отдельного автотранспортного батальона 16-й армии (II ф) с боем вырваться из Вяземского «котла» получил пулевые ранения лёгких, в связи с чем в беспомощном состоянии оказался захвачен фашистами в плен. При этом по состоянию на декабрь 1941 году – уже узник дислоцировавшегося на окраине столицы Белоруссии города Минска лагеря вермахта шталаг-352, где был учтён как интендант 3 ранга (равно капитану) по воинскому званию. Присвоенный здесь лагерный номер – «18192».
С 21 декабря 1941 года и, как минимум, по 16 января 1942 года – на госпитализации в лазарете шталага-352 с диагнозом: «Колит». Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977531, д. 73, л. 167.
С 20 апреля 1942 года уже содержался в бараке № 70 всё того же шталага-352, при этом с 27 апреля и по 14 мая 1942 года – вновь на госпитализации в лагерном лазарете с диагнозом: «Колит». В данном лагере учтён как техник-интендант 1 ранга по воинскому званию. Источник – ЦАМО: ф. 58 оп. 977532, д. 10, л. 152.
Летом 1942 года этапирован нацистами в офицерский филиал «Калвария» каунасского лагеря шталаг-336. Здесь, согласно послевоенным письменным свидетельствам очевидца в лице бывшего советского военнопленного Владимира Ивановича Пастухова (он прислал в адрес супруги А.В. Большакова два письма), и умер от болезней и истощения 11 августа 1942 года.
Приказом ГУК Вооружённых Сил СССР за № 02186 от 16 сентября 1946 года на основании письменного запроса матери («Анкета вх. № 01027») исключён из списков советских Вооружённых Сил как пропавший «без вести в 1941 г.», но при этом почему-то с двумя искажениями: 1) как якобы 1900-го, а не 1903 года рождения; и 2) как якобы состоявший в распоряжении командира мифического «66-го автотранспортного батальона», а не военнослужащий последовательно 66-го автотранспортного депо и 540-го отдельного автотранспортного батальона. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563783, д. 31, л. 62об.
В Книге Памяти Ставропольского края и Книге Памяти Краснодарского края не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563783, д. 31, л. 62об.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »