Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Наши союзники по антигитлеровской коалиции  (Прочитано 63 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 228
  • Ржевцев Юрий Петрович
В центре фото – сэр  Дуглас Роберт Стюарт Бадер (1910-1982), легендарный безногий герой Королевских ВВС.
Подпись гласит: «Squadron Leader Douglas Bader, commanding No. 242 (Canadian) Squadron, with Pilot Officer William Lidstone 'Willie' McKnight and Acting Fl.Lt. George Eric Ball outside the Officers Mess building, Duxford, Cambridgeshire. October 1940./Командир эскадрильи Дуглас Бадер, командир № 242 (канадской) эскадрильи, с пилотом-офицером Уильямом Лидстоуном «Вилли» Макнайтом и исполняющим обязанности командира эскадрильи. Fl.Lt Джордж Эрик Болл у здания офицерской столовой, Даксфорд, Кембриджшир. Октябрь 1940 года».
В августе 1941 года был сбит в небе над Францией, после чего угодил в нацистский плен, в котором, как истинный герой, ни чем себя не запятнал.
« Последнее редактирование: 03 Мая 2020, 17:20:24 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 21 228
  • Ржевцев Юрий Петрович
От ветерана военной журналистики полковника в отставке Михаила Захарчука (г. Москва):
- Ежедневно в соцсетях я публикую материалы о самом масштабном и значимом событии не только ушедшего ХХ века, но и всей человеческой цивилизации. Сегодня, в самый канун нашей Великой Победы, есть особый смысл выразить благодарность американскому народу за его помощь нам в трудной борьбе с фашизмом. Спасибо, дорогие американские друзья, за вашу поддержку, за ваш Ленд-лиз. Между нашим великими странами не всегда существовало взаимное понимание. Нет его в достаточной степени и нынче. Но это не повод предать забвению нашу совместную борьбу с чумой ХХ века. Так вот знайте, что мы, русские люди никогда не забудем, как в годину самой страшной нашей беды вы протянули нам руку помощи. От лица до сырой земли наша вам благодарность…
Ленд-лиз (lend – давать взаймы. lease – сдавать в аренду, внаём) – государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Основными клиентами США стали Великобритания, а также СССР и страны Содружества. Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов Рузвельту полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал следующие условия:
поставленные материалы уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;
переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов;
в случае заинтересованности американской стороны, не разрушенная и не утраченная техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.
Первоначально в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай. С ноября 1941 года к программе присоединили СССР, а к концу войны практически все союзники США стали её участниками. В 1942 году США подписали с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией и «Свободной Францией» ещё одно соглашение – «Обратный» ленд-лиз. Согласно ему уже союзники предоставляли армии США товары, обслуживание и транспортные услуги, свои военные базы.
21 августа 1945 года президент Трумэн объявил об окончании программы ленд-лиза, однако Великобритания и Китай продолжали получать товары на основе наличных расчётов и кредитов.
В послевоенный период роль и значение ленд-лиза оценивалось по-разному. В СССР по идеологическим соображениям умалялась значимость поставок. А вот за рубежом по тем же соображениям их значимость превозносилась до небес. И сейчас на Западе в порядке вещей утверждение: победа над Третьим Рейхом достигнута благодаря западному оружию. Без ленд-лиза Советский Союз никогда бы не устоял против гитлеровской военной машины. То обстоятельство, что размер помощи по ленд-лизу СССР составлял всего 4 % средств, потраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревшими моделями – никого ровным счётом не интересует.
Каков суммарный объём ленд-лиза? Общая их сумма – 50,1 млрд долларов (750 млрд долларов в ценах 2018 года). Помощь получали несколько десятков стран. Основные: Великобритания – 31,4; СССР – 11,3; Франция – 3,2; Китайская Республика – 1,6. Послевоенные выплаты по ленд-лизу, полученные США, составили 7,8 млрд долларов. 6,8 млрд долларов – от Великобритании и Британского Содружества и 0,7 млрд долларов – от СССР. Встречный ленд-лиз из СССР в США составил 2,2 млн долларов.
Особо следует подчеркнуть, что ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в её битве за Атлантику, оказался критическим фактором, вовлёкшим США в боевые действия на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, подчеркнул оба этих фактора как ключевые при его решении вступить в войну с США.
Скажем и о том, что ленд-лиз оказался для нас дорогим яичком к Христову дню именно в самом начале войны. Мы отступали по всему фронту и одновременно перебазировали вглубь страны промышленность. Именно в ту труднейшую пору нам пригодилась американская и английская военная техника и оборудование: самолёты, бронетехника, суда, автомобили, железнодорожная техника, сотни тысяч и миллионы тонн и единиц авиационного топлива, снарядов для орудий, патронов для пистолет-пулемётов и пулемётов, автомобильных покрышек, запчастей для танков, самолётов и автомобилей и тому подобного. И даже не столько ценно было само имущество, сколько окрыляла советских людей уверенность в том, что они в священной борьбе с ненавистным врагом не одиноки. Что наши союзники: великие Соединённые Штаты Америки и Великобритания. К слову, у с 1943 года, когда перебазированная промышленность развернулась в полной мере, но продрезервы были исчерпаны, а руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозиться в основном стратегические материалы (цветной металл и тому подобное), оборудование для промышленности и продукты.
Справедливости ради следует подчеркнуть, что поставки по всей номенклатуре нормализовались лишь со второй половины 1943 года. А раньше из обещанных Англией 800 самолётов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941 года, поступило 669 самолётов и 487 танков. США с октября 1941 по июнь 1942 года направили в СССР 545 самолётов и 783 танка. В 3 с лишним раза меньше обещанных. И 16 502 грузовые автомашины – в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.
О том, с каким «скрипом» выполнялись поставки по ленд-лизу свидетельствует и этот исторический документ: «Справки народного комиссара внешней торговли СССР А.И. Микояна о выполнении Англией и США обязательств, принятых на Московской конференции трех держав, по поставкам в СССР вооружения, оборудования и сырья за октябрь-декабрь 1941 года».
«Обязательства США на Московской конференции по ежемесячной поставке самолетов за 3 месяца составляют – 600. Фактически поставлено –204 шт. Истребителей – 131 шт., бомбардировщиков – 43 шт., разведчиков – 30 шт. Из числа поставленных 204 самолетов завезено в Союз – 95 шт., находится в пути – 106 шт., в т. ч. прибывают 12.1.1942 г. – 8 шт. Погружены на пароходы, но еще не отправлены – 3 шт. Таким образом, недопоставка самолетов против принятых обязательств на Московской конференции составляет 396 шт. Объясняется это тем, что между 13 и 17 декабря американское правительство отозвало обратно почти все поставленные самолеты из числа находившихся в портах США в это время. Было отозвано 447 самолетов из 457 находившихся в портах. Наличие на 15 декабря 1941 года в портах США большого числа неотгруженных самолетов было вызвано тем обстоятельством, что 152 истребителя «Аэрокобра» были поставлены в порты без пропеллеров, без вооружения и комплекта запчастей. Кроме того, американские власти не предоставляли долгое время достаточного количества пароходов и, наконец, отозвали вообще поставленные самолеты. При этом часть самолетов была выгружена с судов, на которые они уже были погружены, но суда не успели уйти.
Также резко недовыполнена поставка танков. США обязались поставить за три месяца – 750 шт. 31 октября американское правительство сообщило новую цифру поставок танков по месяцам, а именно: в октябре 166 танков, в ноябре 207 и в декабре 300 штук, а всего 673 танка. Фактически поставлено только лишь – 182 шт. В том числе: средних – 72 шт., легких – 110 шт. Из них завезено в Союз – 27шт., находятся в пути –139 шт., в портах – 16шт.
Зенитных орудий (90мм) должно было быть поставлено до 1 января 1942 г. – 10 шт. Фактически поставлено – 4 шт., и все они находятся в пути. Сверх принятых обязательств США поставили: пистолеты-пулеметы «Томмиганс» – 5000 шт., минометы 81 мм – 30 шт., прожектора 60-дюйм. На автомашинах в комплекте со звукоулавливателями – 22 шт. Боеприпасы из США поставлялись так же, как и из Англии, как комплект к поставляемому вооружению. Поставка авиабомб, в которых мы менее заинтересованы, произведена в значительном количестве (10 490 шт.). Нами дано указание о прекращении вообще закупок авиабомб. До сего времени США не дали ответа о размерах поставок нитроглицеринового пороха. Из морского вооружения из США поступило только 150 прожекторов «Сперри» в комплекте со звукоулавливателями. Телефонных аппаратов американцы обязаны были поставлять 12 000 шт. ежемесячно, а за октябрь – декабрь – 36 000 шт. Поставлено лишь – 5506 шт., находится в пути –4416 шт. Полевого телефонного провода план на 3месяца – 300 000 км. Поставлено – 36 000 км. Из них завезено в СССР – 8400 км. Находится в пути – 16 600 км, в порту и в погрузке – 11 000 км. План поставки колючей проволоки принят американцами в размере 4000 тон ежемесячно, а за три месяца поставка должна была составить – 12 000 тонн. Поставлено – 16 844 тонн. Из них: завезено в Союз – 1997 тонн находились на 1 января 1942 г., в пути – 10 042 тонн, в порту и в погрузке – 4805 тонн. По плану на октябрь – декабрь США должны были поставить грузовых автомашин – 25 600 шт. Фактически поставлено на 1 января 1942 года – 9238 шт. Из них: завезено в Союз – 1565 шт., находятся в пути – 4974 шт., в т. ч. прибывают 12.1 в Архангельск – 626, находятся в портах и в погрузке – 2699. Кроме того, Наркомвнешторг закупил до Конференции, т. е. до 1 октября 1941 г., и завез в страну 500 грузовиков «Форд». План поставки разведывательных автомашин принят в размере 5000 штук в течение 9 месяцев, а за три месяца поставка должна была составить – 1665 шт. Фактически поставлено на 1 января 1942 г. – 1000 шт. Из них: завезено в Союз – 72 шт., находятся в пути – 800 шт., в т. ч. прибывают 12.1.1942 г. – 80 шт., в портах и в погрузке – 128 шт. До сего времени точные размеры поставок станков из США не установлены. На Московской конференции 3-х держав было признано «желательным удовлетворить советские заявки (1200 шт. в месяц), но не могут быть гарантированы те или иные типы или классификации. Все станки, какие могут быть доставлены, будут поставляться из Великобритании и США». Поскольку обязательства по поставкам Англии определились (290 штук в месяц), остаток в размере 910 станков в месяц следует отнести на США, хотя Американское Правительство еще не дало конкретного ответа о поставке данного количества станков до 1.VII.42 г. Исходя из этого расчета, размер поставок за 9 месяцев, падающий на США, должен составить 8190 станков, а за три месяца – 2730 шт. За время октябрь – ноябрь Наркомвнешторгом размещено в США заказов на различные виды станков в количестве – 3404 шт. Размещение заказов в США на станки проходит крайне медленно, так как их оформление связано с прохождением ряда правительственных органов, где происходят всяческие задержки (медленный просмотр наших заявок в Управлении ленд-лиза и в других департаментах, прямой саботаж со стороны некоторых чиновников министерств и т. п.). оставлено фирмами в октябре – декабре по заказам, выданным как до, так и после 1 октября 1941 г., – 731 шт. Из них: завезено в Союз – 35 шт., отгружено и находится в пути в СССР – 285 шт., находится в портах, в погрузке и на заводах – 411 шт.
Из цветных металлов США поставили лишь молибден в количестве – 1000 тонн при плане в 900 тонн. Поставок алюминия, никеля и цинка из США не производилось вовсе, хотя по этим металлам имеются конкретные обязательства США. Поставлены дюралюминий, латунный прокат, трубы и др. изделия из меди (радиаторные трубы). Совсем не поставлялись в течение октября броневые листы для танков. США до сего времени не дали ответа о размерах поставок биметалла и магниевых сплавов по нашей заявке на Конференции. Ферросилиция из США поставлено всего лишь 56 тонн при плане поставок на 3 месяца в 900 тонн. Проволока нихромовая поставлена в размере 14 тонн вместо полагавшихся к поставке 60 тонн в течение октября – декабря месяцев. Значительно меньше принятых обязательств произведена поставка шлифкругов и электродов. Нефтепродуктов полагалось поставить за три месяца – 60 000 тонн. Поставлено за период июль – декабрь 1941 г. – 200 601 тонн. Однако эти поставки проходили не в счет обязательств по протоколу Конференции, а по ранее имевшейся договоренности с США о поставке ими 200 000 тонн нефтепродуктов. Этиленгликоля должно было поставляться 120 тонн в месяц, а всего – 360 тонн. Фактически же поставлено – 242 тонны. Недовыполнена также поставка толуола. Поставлена 901 тонна при плане в 2500 тонн. Несмотря на твердое обещание, записанное в решениях Конференции о поставке 10 000 тонн готового тринитротолуола, до сего времени не поставлено ни одной тонны этого продукта. Морская комиссия явным образом срывает отправку грузов в Советский Союз, ссылаясь на отсутствие пароходов, на невозможность в зимнее время посылать в Архангельск пароходы, так как, по их мнению, архангельский порт не в состоянии принять большие количества пароходов. В тех случаях, когда те или иные пароходы ставятся под погрузку, выбираются наиболее плохие из них. Некоторые случаи следует рассматривать как диверсионные акты. Так, например, на пароходе «Файер Рок», который вышел из нью-йоркского порта 21/Х с военными грузами (танки, автомашины и др.), произошла течь в трюмах без каких-либо видимых причин. Пароход должен был вернуться, разгрузиться и встать на ремонт. В результате отправка грузов была задержана на 1/2 месяца.
В нью-йоркском порту на пароходе «Баллот», стоявшем под погрузкой 25 декабря 1941 г., начался пожар, замеченный нашим дежурным и своевременно ликвидированный. При расследовании установлено, что налицо был поджог, найдены в ряде трюмов банки с керосином. Пароход «Маломак», вышедший из Бостона на Архангельск 18.XII.41 года с грузом самолетов-истребителей, танков, автомашин и др., 3 января вернулся в Бостон из-за саботажа команды. Пароход «Меридиан», вышедший 29/Х 41 г. из Нью-Йорка в Архангельск, по сообщению английского адмиралтейства, погиб при невыясненных пока обстоятельствах.
Следует отметить, что подобного рода «происшествия» не имеют место с английскими и советскими судами, следующими из портов Англии. Изложенное позволяет сделать вывод, что означенные акты не являются отдельными выступлениями тех или иных враждебных элементов, а есть действия определенной организации. В целом поставки США проходят явно неудовлетворительно. Представители американского правительства щедро дают обещания и бесцеремонно нарушают свои обязательства. Причем срыв поставок американцами не объясняется только саботажем отдельных враждебных нам элементов. Не объясняется также объективными трудностями. Срывают наши поставки Военное и Морское министерства, конечно, не без ведома правительства. Наши неоднократные сообщения о всех фактах срыва представителям американского правительства не привели до сих пор к улучшению положения».
Конечно, было трудно, невыносимо трудно наладить деловые, партнёрские отношения между людьми из разных общественных укладов, с разными менталитетами и всё такое прочее. Известное дело, Джон всегда думал, думает и будет думать прежде всего о выгоде, а Ивану она всегда до тусклой лампочки. Но вы, дорогой читатель, просто ещё раз пробегитесь глазами по той самой номенклатуре машин, товаров, материалов. И если вы взглянете на всё это разнообразие объективно, не предвзято, обязательно подивитесь масштабам и разнообразию американской помощи. Разумеется, нашим отцам и дедам тогда хотелось и больше получить, и надёжно получать. Но скоро только сказка сказывается…
Грузы по ленд-лизу доставлялись по трём маршрутам – тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. По нему обеспечивалось 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не был безопасным. Самыми опасными считались арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом. 15 % грузов Люфтваффе и Кригсмарине затопили. Тихоокеанский маршрут обеспечивал половину поставок и считался относительно безопасным. Суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и наши суда подвергались принудительному досмотру. Иногда и топились. По Трансиранскому маршруту только в ноябре 1941 года доставлено 2972 тонн грузов. Чтобы увеличить объёмы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тыс. тонн в месяц, а во второй половине 1943-го — до 200 тыс. тонн в месяц. Для нужд ленд-лиза в Иране построили несколько автомобильных заводов. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей.
Существовало два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному самолёты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому – через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту «Аляска — Сибирь» переброшено 7925 самолётов. Владивосток за годы войны переработал импортных грузов почти в 4 раза больше Мурманска и почти в 5 раз больше Архангельска.
Всего Советский Союз получил помощи на 9,4 миллиардов долларов, из них 41,15 % военного снаряжения. С расходами на перевозку помощь Соединённых Штатов достигла 11,3 миллиардов долларов. В Советский Союз в рамках ленд-лиза поставлено: противотанковых пушек более 5000 штук; автоматического оружия 131 633 штуки; пистолетов 12 997 штук; винтовок 8218 штук; взрывчатые вещества: 345 735 тонн (в том числе тротила 123 150 тонн; толуола 107 683 тонн; динамита 31 933 тонн); пороха 127 000 тонн; этанола высокой очистки (для изготовления взрывчатых веществ) 331 066 литров; детонаторов 903 000 штук; радиостанций 4338 единиц; радиолокаторов 2074 единицы; противолодочных кораблей 105 единиц; торпедных катеров 202 единицы; грузовых судов 90 единиц; подводных лодок 4 единицы; двигателей для катеров и кораблей 7784 штуки; товарных вагонов 11 075 штук; локомотивов 1981 штуку; тракторов 8071 штуку; металлорежущих станков 38 100 штук; телефонов 2 500 000 штук; продовольствия 4 478 000 тонн; машин и оборудования на 1 078 965 000 долларов; оборудования зданий на 10 910 000 долларов; стали 2 800 000 тонн; цветных металлов 802 000 тонн; нефтепродуктов 2 670 000 тонн; химикалий 842 000 тонн; хлопка 106 893 тонны; кожи 49 860 тонн; шин 3 786 000 штук; армейских ботинок 15 417 000 пар; одеял 1 541 590 штук; пуговиц 257 миллионов. Продовольствия из США поставлено 1 750 000 тонн. Почти вся наша армия, значительная доля «гражданки» находились в основном на ленд-лизовском продовольственном обеспечении тушёнкой, маслом, шоколадом. Не будем забывать, что продовольственные поставки в любом случае могли быть легко израсходованы и не подлежали в таком случае возвращению или оплате. Можно так же утверждать, что, с исчерпанием продрезервов отечественное сельское хозяйство, по большей части разорённое войной в оккупированных житницах Украины, Северного Кавказа, Черноземья было не в состоянии прокормить многомиллионную армию и «гражданку». В 1943 году разразился острейший продовольственный кризис, когда и без того скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года потеснили в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. В общем объёме ввезённых в конце войны грузов продовольственные заняли свыше 25 % тоннажа.
СССР получил от США 433 967 автомобилей и 34 190 мотоциклов. Сами мы до конца 1945 года выпустили 266 тыс. автомобилей и 27 тыс. мотоциклов. По ленд-лизу нам доставили 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов – (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР). 2 млн. 13 тыс. тонн авиабензина. Сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).
В годы войны советское судостроение было практически остановлено. Советский флот получил по ленд-лизу почти все из около полутысячи новых судов, из которых около 80 % были военными — противолодочными катерами и кораблями, тральщиками, эсминцами и подводными лодками. Опять же надо иметь в виду, что все полученные по программе ленд-лиза военные корабли были возвращены после окончания боевых действий с Японией США.
Честно говоря, подсчёт доли поставок по ленд-лизу в общем и военном производстве СССР – задача чрезвычайно сложная. К тому же многие документы по военному производству и их компонентам засекречены до сих пор. Принято считать, что в целом эта доля составила 4 % от советского производства. Боюсь, что это не так. С учётом того, как долго мы «утрясали» цифру людских потерь, думаю, что и всем видам производства, снабжения эта доля значительно выше, в десятки или даже больше раз – этого я не знаю и утверждать поэтому ничего не буду. О другом скажу. В нашей великой и праведной Победе ленд-лиз сыграл огромную, временами незаменимую роль. И потому ещё рас спасибо американскому народу. При всём том, что до сих пор окончательного расчёта по ленд-лизу не произведено. Но этим пусть занимаются дипломаты. А мы вспомним:
«Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом – кровавым гитлеризмом». Из письма Сталина Рузвельту.
«Вот сейчас говорят, что союзники нам не помогали. Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин! У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии». Маршал Г.К. Жуков.
«Когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её манёвренность и заметно возросли темпы наступления. Да-а…- задумчиво протянул Микоян. – Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали».
…Начальник кафедры автомобильной подготовки в моём Львовском высшем политическом училище (к великому сожалению я забил его фамили, имя отчество) рассказывал: «Комдив приказал мне подготовить все «студебеккеры» к сдаче союзникам. Почти неделю мы без сна и отдыха перебирали, мыли и чистили машины. Пригнали их в порт Архангельска. Стояли и наблюдали как наши безотказные «студики» грузились на американский корабль. А потом он отчалил от пирса и заработали на нём большие прессы. И на наших глазах все машины превратились в железные лепёшки. Ну а что поделать – их же автомобили».

     
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »